– воскресное евангелие недели 12-той ( Мф.19:16–26 ), о богатом юноше, и недели 30-той ( Лк.18:18–27 ). Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно: – воскресное евангельское чтение недели 5-той ( Мф.8:28–9:1 ), об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Мф.7:24–8:1 ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-той начинать не со стиха 24-го главы 7 от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своем месте, апостольские же чтения недели 5-той ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-той ( Рим.12:4–5, 15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-той, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-той ( Мф.20,1–16 , о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-той ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-той, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-того от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-той, объединить с зачалом 9-тым евангелия от Марка (2:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-тое от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Прочтите толкования: Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаж. Феодорит Кирский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Святитель Феофан Затворник   Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь 22-й Недели по Пятидесятнице Русский перевод архимандрита Ианнуария: 11 Видите, какими большими буквами я пишу вам собственной рукой. 12 Эти все, которые хотят отличиться плотью, заставляют вас обрезываться только для того, чтобы их не гнали за крест Христов. 13 Ведь сами они, обрезанные, Закона не соблюдают, но хотят, чтобы вы обрезались. Так они похвалятся вашей плотью. 14 Но чтобы мне хвалиться? Нет, этому не бывать! Разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Важно ведь не то, обрезан кто или необрезан, но то, что он  — новое творение. 16 И все те, которые будут следовать этому правилу  — мир на них и милость, и на Израиля Божия! 17 Впредь пусть никто мне не досаждает, ибо на теле моем я ношу знаки Иисуса. 18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь. Предлагаемое чтение из Послания к Галатам имеет очень большое значение. Эти строки завершают послание. Мы знаем, что в те далекие времена письма писались собственноручно очень редко. Как правило, они диктовались специальным писцам, «стенографам» по-гречески, «скорописцам» по-славянски. Сам автор прикладывал свою руку только в конце письма. апостол Павел, следуя этой древней традиции, тоже диктует свои послания, в конце подписывая их замечательной формулой пожелания благодати Божией, ставшей образцовой для христианских посланий. В Послании к Галатам апостол отступает от принятого обычая и собственной рукой пишет не только заключительную формулу благопожелания, но весь тот отрывок, который сегодня предложен для нашего чтения. Этот факт подчеркивает важность того, что он желает сообщить в нескольких предложениях. Апостол пишет «большими буквами». Современный русский читатель, знакомый преимущественно с Синодальным переводом Библии, привык к другим словам: «Видите, как много написал я вам своею рукою».

http://bible.predanie.ru/nedelya-22-aya-...

«Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) «Извержение Везувия». Худож. П. Ж. Валер. 1779 г. (ГЭ) Та же практика бытовала и в К-поле, свт. Иоанн Златоуст († 407) упоминает усиленные моления во время проливных дождей ( Ioan. Chrysost. Contra ludos et theatra. 1//PG. 56. Col. 265) и совершение сопровождавшихся шествиями «панихид» (греч. παννυχς - Всенощная) во время землетрясения ( Ioan. Chrysost. De terrae motu//PG. 50. Col. 713-716). Чин к-польской παννυχς времен свт. Иоанна Златоуста нам неизвестен; в памятниках VIII-XII вв. он состоит из 3 антифонных псалмов (Пс 119, 120 и 121), перемежающихся иерейскими молитвами и малыми ектениями, и заключается молитвой отпуста с ектенией и молитвой главопреклонения (см. Панихида , Песненное последование ). Основанный на παννυχς чин шествия встречается в слав. рукописях вплоть до XVI в. (под названиями «Чин, бываемый в литию, хотящии великыя церкви исходити» или «Чин, бываемый такожде в литиу, понеже возвратитися святителю»: ГИМ. Син. 268. Л. 124-126, кон. XV в.; 675. Л. 21, кон. XIV - нач. XV в., и др.). Однако уже с XI в. в визант. богослужебной практике получает развитие особый тип молебной «панихиды», со временем превратившийся в молебен (ср.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 372, 411, 527, 627, 636, 765; Goar. P. 673-679; Arranz. Typicon. P. XLIX, 210-211, 223-224, 428-429). Слав. старопечатные Требники XVII в. (М., 1623. Л. 442-455; 1625. Л. 114; 1633 и 1636. Л. 432; 1639. Л. 114; Львов, 1645. Л. 240 и др.) используют чинопоследование общего молебна в качестве основы для молебнов во время Б. с. В древности существовала практика внесения в календари памятей наиболее разрушительных катастроф (напр., пам. 14 сент. землетрясения в Антиохии 457/58 указана в «сирофиникийской» Праздничной Минее IX в., изданной В. В. Болотовым (ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 185), пам. землетрясения в Александрии при Юлиане Отступнике ( Созомен. Церк. ист. VI 2. 15)). Множество памятей разного рода Б. с. содержалось в к-польском Типиконе Великой ц. (25 сент., 7 и 26 окт., 6 нояб., 6 и 14 дек., 25 и 26 янв., 17 марта, 19 июня, 16 авг.). На 6 нояб. приходилась т. н. «память праха» (κνεως μνμη), т. е. воспоминание выпадения пепла в К-поле от извержения Везувия, случившегося при имп. Льве I Великом, в Хронике Марцеллина Комита указано под 472 г., в Минологии Василия II - под 474 г.; в Евангелиях могли быть даже указаны особые чтения «недель (т. е. воскресений) перед прахом» и «после праха» (напр., греч. Евангелие ГИМ. Син. греч. 43, 1055 г.; в слав. Остромировом и Мстиславовом Евангелиях на этот день указано чтение о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31), в наст. время это чтение 22-й недели по Пятидесятнице, 6-й по Воздвижении). Уже в V-VI вв. для таких дней составлялись особые песнопения и кондаки. Известен кондак прп. Романа Сладкопевца «на всякое землетрясение и пожар» (Гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста - SC. 283. P. 470); в к-польской практике кондаки исполнялись после παννυχς.

http://pravenc.ru/text/77782.html

При чтении во время отступки эти зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее приходилась непременно Неделя 32-я (о Закхее), то есть так, как это дано в указателе, чтобы отсчет вспять можно было начинать только с Недели 32-й. С Недели 33-й указателя (Лк., 89 зач.) отсчет вести нельзя: это зачало читается только в Неделю о мытаре и фарисее. Зачало о хананеянке, по Уставу, следует помещать перед Закхеевым. Если чтений не хватает для четырех воскресений, то в них последовательно читают зачала 30-й, 31-й 17-й и 32-й Недель по Пятидесятнице. Пасхальный круг чтений заканчивается, согласно Уставу, зачалами седмицы 33-й пред Неделей по Просвещении. Но поскольку эта Неделя не всегда бывает 33-й по Пятидесятнице, то к концу пасхального года может оказаться 33 седмицы и менее: 32, 31, 30; и более – 34, 35. При ранней Пасхе текущего года к концу пасхального круга чтений окажется более 33 седмиц, то есть недостанет зачал указателя. При поздней Пасхе текущего года к концу пасхального года окажется менее 33 седмиц, то есть будет излишек зачал. К Неделе по Воздвижении Креста Господня заканчивается чтение Евангелия от Матфея, и в понедельник после нее начинается чтение Евангелия от Луки. При ранней Пасхе текущего года Матфеевы седмицы заканчиваются задолго до Воздвижения, так что до Недели по Воздвижении зачал Матфеевых не остается; если начать читать до этой Недели Евангелие от Луки, то к концу круга чтений не хватит зачал указателя. Во избежание этого делают Воздвиженскую отступку. До Недели по Воздвижении может не хватить одной или двух пятериц седмичных дней. «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают, и до зде стают», помещаемое в начале богослужебного Евангелия, разъясняет: «Седмая же надесять (седмица) имать токмо субботу и Неделю, и чтется в ряде седмиц Матфеевых токмо когда Пасха есть на 22 марта: а когда Пасха на 15 априлиа и до 25, чтется в седмицах Лукиных прежде мытаря и фарисея: понеже тогда простирается мясопуст, и не достает в Луце суббот и недель. В другая же лета оставляется и не чтется нигде. Когда же чтется обаче тая седмица, возвращатися подобает вспять, и чести отнюдуже хощем пять дний...». (Евангелие служебное. М, 1904).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Далее автор подробно разобрал проблему практической реализации отступки, указав на сроки, в которые должно начинаться чтение Евангелия от Луки, и на то, какие чтения должны читаться после Богоявления, если, по случаю поздней грядущей Пасхи, еще остаются воскресные дни до Недели о мытаре и фарисее. Статья П. П. Мироносицкого стала классическим пособием для истолкования проблемы воздвиженской отступки и впоследствии неоднократно переиздавалась как в Советском Союзе, так и в русской эмиграции, причем часто без указания имени автора 10 . В связи с возвращением отступки в календари Московской Патриархии в 1963 г. появилась новая статья П. В. Уржумцева, в которой наглядно объясняется структура богослужебного года и приводится таблица дат разных Недель по Пятидесятнице для каждого пасхального года 11 . В 1970 г. появилось еще одно разъяснение воздвиженской отступки, на этот раз принадлежащее перу Н. Д. Успенского , которое уже не касается подробностей устава, но дает новое объяснение причинам существования воздвиженской отступки: автор объясняет уставное указание начинать чтение Евангелия от Луки после праздника Воздвижения тем, что как раз в это время года в церковном календаре отмечаются события, связанные с Рождеством Христовым, о которых повествует евангелист Лука, начиная с праздника Зачатия Иоанна Предтечи (23 сентября) 12 . Несмотря на наличие немалого количества работ по этой теме вопрос с воздвиженской отступкой нельзя считать исчерпанным. Остаются совершенно не раскрытыми исторические истоки и литургико-богословский смысл воздвиженской отступки. Но даже и практическая сторона этого вопроса не разработана до конца. Приведенные П. В. Уржумцевым таблицы только указывают на даты Недель по Пятидесятнице, но так как они не учитывают дату следующей Пасхи, то и не могут дать однозначной схемы распределения евангельских зачал. К примеру, если Пасха выпадает на 2 апреля 13 , то таблица сообщает, что 35-я Неделя по Пятидесятнице выпадает 21 января. При этом, в случае, когда следующая Пасха будет поздняя (22 апреля, как это было в 2012 году), в это воскресенье должно читаться евангельское чтение с 16-й Недели по Пятидесятнице, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возьмем пример из сентября 2022 года: на отдание Рождества Богородицы (12 сентября ст. ст.) в Неделю 15ю по Пятидесятнице (которая в то же время является Неделей пред Воздвижением) Евангелие на литургии читались следующим образом: Недели перед Воздвижением Ин. зачало 9 ( Ин.3:13–17 ), затем рядовое Мф. зачало 92 ( Мф.22:34–46 ) и отдельно Богородице от Луки зачало 54 ( Лк.10:3842; 11:27–28 ). 1е и 2е чтение читались так: Рече Господь: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси: и якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир. Фарисее же слышавше, яко посрами саддукеи, собрашася вкупе. И вопроси един от них законоучитель, искушая Его и глаголя: учителю, кая заповедь болши (есть) в законе? Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят. Собравшымся же фарисеом, вопроси их Иисус, глаголя: что вам мнится о Христе? чий есть Сын? Глаголаша ему: Давидов. глагола им: како убо Давид Духом Господа его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ногама твоима? Аще убо Давид нарицает его Господа, како Сын ему есть? И никтоже можаше отвещати Ему словесе: ниже смеяше кто от того дне вопросити Его ктому. Обратим внимание: второе чтение начинается словами основного текста Евангелия, его киноварная вставка из подстрочника — «Во время оно законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его и глаголя» — опускается. Зачала с общим началом Зачало 10е по Матфею читается как во вторник 1й седмицы по Пятидесятнице, так и на праздники преподобных (еще и святителей). Во всех этих случаях начинается чтение одинаково, но окончание богослужебного зачала положено в разных местах: на праздники преподобных евангельское чтение заканчивается Мф.5:12 , во вторник 1й седмицы – Мф.5:13 . Для различия подобных чтений в пособиях и списках (в том числе и у нас на портале ) используются буквы русского алфавита: зачала по Матфею 10А и 10Б. Причем литера «А» обозначает короткое чтение, литера Б – более объемное.

http://azbyka.ru/zachala

Так как большинство древних списков Евангелия расположены не в порядке евангелистов и глав, а по дневным чтениям, начиная с пасхи (Евангелие – апракос, от ‘πρακτος, недельный), то для удобства проверок цитат и вообще нахождения в рукописях Евангелия-апракосах тех или других мест, в примечаниях отмечается, в какую неделю и в какой день положено то или другое евангельское чтение. Указываются также дни по месяцеслову, на которые положены евангельские чтения. В некоторых рукописях из Евангелия Марка, читающегося в церкви, как известно, с 12-й (по Мстиславову и некоторым другим спискам с 11-й) недели по пятидесятнице, содержатся только субботние и недельные чтения; чтения же, положенные на простые, будничные дни недели, в этих списках отсутствуют. Эти списки указаны в конце предисловия. В различных списках Евангелия – и независимо от указанной выше причины – часто недостает тех или иных дневных чтений, тех или иных стихов или отдельных слов, что также указывается в обозрении рукописей и в подстрочных примечаниях. Между Евангелиями первой и второй редакции есть списки, последовательно выдерживающие свою редакцию, и есть такие, которые в отдельных евангельских чтениях сбиваются на иную редакцию,–обыкновенно списки первой редакции сбиваются на вторую, а второй на первую. Евангелия-апракосы сокращенные лучше выдерживают первую редакцию, чем апракосы полные. Все апракосы второй редакции – полные. Из списков Евангелия первой редакции склоняются в отдельных чтениях к тексту второй редакции А14 – 16. 18–20. 26. 31. 32. 34–36. Из списков второй редакции более или менее склоняются к евангельскому тексту первой редакции: Б1. 3. 4. 7. 8. 12 – 15. 19. 25. 30. 34. 35. 37 – 39. 41 – 43. 45 – 51. 54. Точно и последовательно выдерживают вторую редакцию следующие списки: Б (Мстиславов основной список) и Б2. 6. 9 11. 16. 17. 18. 20. 21. 22. 23. 24 27. 28. 32. 33. 40. 44. Чтобы без нужды не умножать разночтений, такие заведомо сбивающиеся на иную редакцию евангельские чтения я отмечаю в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

2. Лишние слова также указываются в примечаниях. 3. Явно испорченные места и слова, очевидные ошибки и описки переписчиков исправляются на основании большинства лучших списков той же редакции, причем каждый раз эти ошибки и описки указываются в примечаниях. Так как большинство древних списков Апостола расположены не в порядке посланий и глав, а по древним чтениям, начиная с пасхи (апостол служебный, апракос, от греч. πρακτος недельный), то для удобства проверок цитат и вообще нахождения в рукописях Апостола апракосах тех или других мест, в примечаниях отмечается, в какую неделю и в какой день положено то или иное апостольское чтение. В некоторых рукописях Апостола из посланий Павловых, читающихся в церкви, как известно, начиная с первой недели по пятидесятнице, содержатся только субботние и недельные чтения; чтения же, положенные на простые, будничные дни недели, в этих списках отсутствуют. Списки эти также перечислены в примечании, в начале послания к Римлян. В различных списках Апостола – и независимо от указанной выше причины – часто недостает тех или иных дневных чтений, тех или иных стихов или отдельных слов, что также указывается в подстрочных примечаниях. Для сличения славянского перевода Апостола с греческим оригинальным текстом, я пользовался критическим изданиями Нового Завета Миллия 21 , Грейзбаха 22 , Маттея 23 , Шольца 24 и Тишендорфа 25 . Обыкновенно ссылки делаются на последнее (8-е) большое издание К. Тишендорфа. В настоящем издании принято в соображении всего – с основными списками – пятьдесят пять рукописей Апостола, в частности тридцать четыре списка для первой редакции, двенадцать списков для второй и восемь списков для четвертой. Третья же сохранилась всего в одном списке, писанном собственноручно святителем Алексеем. Из общего числа всех этих рукописей тридцать два списка Апостола были раньше обследованы мною в моей книге об Апостоле (М. 1879), а двадцать три списка ныне вновь привлечены к сравнению, именно: двенадцать списков для первой редакции 26 , пять для второй 27 и шесть для четвертой 28 . Но и прежде обследованные тридцать два списка ныне все вновь сличены и проверены, причем оказалось более удобным один список первой редакции перенести во вторую редакцию 29 , и один список второй редакции – в первую 30 . Есть списки Апостола, последовательно выдерживающие ту или иную редакцию, и есть такие, которые в отдельных апостольских чтениях сбиваются на иную редакцию, – обыкновенно, списки первой редакции сбиваются на вторую, а второй на первую. Встретились два списка XV–XVI вв., в которых одни апостольские чтения следуют первой редакции, другие – второй и третьи наконец – четвертой редакции (один из них помещен ниже под Б9, а другой, Моск. Дух. акад. из Волокол. 70–27 только указан в примечании). Чтобы без нужды не умножать разночтений, такие заведомо сбивающиеся на иную редакцию апостольские чтения я отмечаю в примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Как мы видим, таблицы Глизония не могут предоставить всю необходимую информацию т. к. таблица на каждый пасхальный год составлена без учета Пасхи следующего года, в результате чего уставщик должен самостоятельно в сентябре проверить, будут ли все остающиеся зачала прочитаны после недели по Просвещении согласно таблице для следующего пасхального года и, в противном случае, читать их в сентябре и в декабре «на ряду». Очевидно, что такое решение задачи никак нельзя признать удовлетворительным. Помимо этого, таблицы Глизония отражают еще и ряд перестановок в порядке чтения евангельских зачал, которые известны в греческой богослужебной практике. Так, евангельское чтение 21-й Недели по Пятидесятнице (35-е зачало от Луки) всегда читается в Неделю св. отцов Седьмого Вселенского Собора (воскресенье, выпадающее на или после 11 октября); евангельское чтение 22-й Недели (83-е зачало от Луки) всегда читается в воскресенье между 30 октября и 5 ноября 20 ; евангельские чтения 27-й (71-е зачало от Луки) и 28-й (76-е зачало от Луки) Недель всегда читаются в воскресенье перед Неделею праотец и в саму Неделю праотец соответственно; а евангельское чтение 29-й Недели (85-е зачало от Луки) всегда читается после Недели по Просвещении. За исключением практики чтения 76-го зачала от Луки в Неделю праотец, эти перестановки не вошли в русскую богослужебную практику и, скорее всего, имеют достаточно позднее происхождение. По этим причинам таблицы Эммануила Глизония не могут быть использованы при отправлении богослужения в Русской Церкви. 4. Краткая история лекционарной системы Хотя возникновение и развитие византийской лекционарной системы не являются непосредственной темой нашей статьи, все же необходимы некоторые исторические замечания, которые пояснят имеющиеся в современных богослужебных книгах указания 21 . Лекционарная система – т. е. порядок распределения богослужебного чтения Священного Писания в течение года – является одной из главных характеристик богослужебного обряда. Лекционарные системы как константинопольского, так и иерусалимского обрядов имели определенную переходную точку в сентябре, которую можно рассматривать как историческую основу для современной воздвиженской отступки. Для иерусалимского обряда такой переходной точкой был праздник Энкении (Обновления Храма Гроба Господня 12 сентября), после которого, согласно грузинской версии иерусалимского Лекционария, отражающей практику V–VIII вв., в воскресные дни вплоть до Богоявления читалось Евангелие от Марка, а после Богоявления и в период Четыредесятницы – Евангелие от Луки 22 . В константинопольском богослужении переходной точкой служил установленный на 23 сентября день Нового года, в который в церковном календаре было установлено воспоминание первого события, описанного в Евангелии, – зачатия Иоанна Предтечи. В этот день, по константинопольским памятникам, начиналось чтение Евангелия от Луки, которое как раз открывается повествованием об этом событии 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим. В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. - " половина " ) Пятидесятницы - половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день воспоминается евангельское событие, когда Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде, под которой разумеются благодатное учение Христово и дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре празднику. Поэтому в праздник Преполовения совершается в храмах освящение воды. Воскресное богослужение пятой Недели и служба следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой в первый год Его евангельской проповеди в дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею. Эта беседа, принадлежащая дням Пятидесятницы, служит вместе с тем свидетельством Божественной славы воскресшего Господа, подающего " воду живую, изсушающую источники грехов " и " скверны душевныя омывающую " . В службах празднику говорится, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, дивным неотразимым обаянием Своего Лица возрождает души людей, восставляя духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь отошедших от него. Так, самарянка, познав благосердие Господа, подавшего ей воду жизни, и напившись обильно водой Премудрости Божией, унаследовала Царство Небесное. В Неделю шестую по Пасхе, о слепом, воспоминается дарование Иисусом Христом в Иерусалиме зрения слепорожденному в третий год Его евангельской проповеди, в праздник Кущей, или праздник обновления храма ( Ин. 7, 2; Ин. 10, 22). Это чудо открывает Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть Света Податель и истинный Свет. Песнопения службы Недели о слепом повествуют, по Евангелию, и о духовном прозрении слепого, о постепенном нарастании его веры в Господа Иисуса Христа. Составленные боговдохновенными отцами песнопения эти проникнуты глубокими мыслями и разнообразными святыми чувствами. В них н глубокая жалость к несчастному страдальцу, для которого с рождения был закрыт мир Божий во всей его дивной красоте, и трепетное благоговение пред всемогуществом Божиим, отверзшим слепому очи, и скорбь об ожесточении и духовном ослеплении фарисеев, которые и после этого продолжали, однако, коснеть в своей духовной слепоте. Служба Недели о слепом обращена к каждой душе, приводя к сознанию, что всякий из нас подвержен слепоте духовной, омрачил грехом свои душевные очи.

http://zavet.ru/pasha01.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010