10 августа 1947 года. Вторник 7-й недели по Пятидесятнице Сегодня и апостольское чтение, и евангельское дают достаточно оснований для размышления. Надо вникнуть в слова апостолов, в слова Христовы, ибо в них мы имеем весьма нужное назидание для нас. Святой апостол Павел говорит о том, как во время странствования евреев по пустыне, когда возвращались они из плена египетского, то и дело отступали они от заповедей Божиих и каждый раз получали тяжкое наказание за это. «Все пили одно и то же духовное питие, " пили воду, источенную Моисеем из камня в Мериве. А это был прообраз духовного пития, которым напоил нас Иисус Христос, «ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1 Кор. 10, 4–5). Все те, кто взрослыми вышел из Египта, мертвыми пали в пустыне за 40 лет странствования, и только дети их вошли в землю обетованную. «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (ст. 6). Это было предостережение для нас, ибо многие из них «блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей» (ст. 8–9). Не станем искушать Христа. Что значит это, чем искушаем мы Христа? Разве редко мы хулим имя Господне, разве редко находим, что Бог поступает несправедливо, что Христос не дает всего того, что обещал? Разве редко так искушаем Христа? А евреев за искушение Бога в пустыне жалили змеи, посланные на них Богом, и они умирали тысячами. «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (ст. 10). А мы разве мало ропщем, разве все покорно несем крест страдания своего? Ропщем, ропщем, постоянно ропщем, даже доходим до хулы на Бога. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (ст. 11). Всё это — в наставление нам, чтобы мы не грешили, как они, Чтобы не роптали на Бога, не искушали Христа, не блудодействовали. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (ст. 12). О, как глубоки эти слова апостола, как важны! Как многие из нас уверены, что твердо стоят в благочестии, что они истинные христиане, угодные Богу. Как много таких!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

     Апостольское чтение 3-й Недели по Пятидесятнице начинается словами о примирении с Богом. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1–2), – пишет апостол Павел. Тема примирения с Богом не является специфически христианской. Обратившись к истории религий, мы увидим, например, как примирялись со своими богами древние греки. Объектом примирения был тот или иной божок, а субъектом человек. Через жертвоприношение человек умилостивлял божество, и оно «мирилось» с человеком. Отныне человек мог рассчитывать на поддержку божка. Древние язычники пытались «мириться» со множеством богов, отвечающих за разные области жизни человека и природы. В христианстве все совсем не так. Не человек примиряет Бога с собою в христианстве, а Бог человека. Мир возвращается к человеку, а не к Богу. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст. Толк. на 2 Кор. 5:20). Святой и совершенный Бог не мог враждовать с человеком, подобно тому, как и отец блудного сына из евангельской притчи не враждовал с молодым «повстанцем», но терпеливо ждал его покаяния. Впрочем, в Священном Писании и у святых отцов используется слово «клятва», или «проклятие», которое указывает на изменение отношений Бога и человека после грехопадения Адама. Но данный термин не следует понимать как «проклятие» в человеческом смысле. Бог не проклинал человека. «Клятва» – это естественное неприятие святостью греха, неминуемое отторжение праведности от беззакония. Объектом гнева Божьего стал не человек, а грех, живущий в нем. Поэтому и говорится в «Пространном Катехизисе», что проклятие есть «осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам». Также в Библии и в богословии святых отцов есть понятие «средостения», или некой преграды, стены между Богом и человеком. Эта стена есть все тот же грех. Сын Божий, воплотившись, через домостроительство нашего спасения разрушает эту стену, уничтожает проклятие и дарует плоды Своего искупительного подвига нам. В христианстве между человеком и Богом уже нет никаких преград, никакой «клятвы». Христиане – дети Божии, которые имеют прямой доступ к Отцу Небесному. Поэтому и говорит апостол Павел: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».

http://pravoslavie.ru/104695.html

     Апостольское чтение 5-й Недели по Пасхе рассказывает нам об одном событии в жизни древней Церкви, которое имело огромные последствия для всего мира. Речь идет о появлении первой церковной общины, состоящей из уверовавших язычников. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:19–21). Чтобы лучше понять слова апостола Луки, необходимо прояснить их исторический контекст. Давайте вспомним главные события в жизни Церкви, начиная с момента ее основания. Христова Церковь родилась в день Пятидесятницы, вместе со схождением Святого Духа на общину учеников. Эта Церковь должна была возвестить во всех народах об Иисусе Христе, Мессии евреев и Спасителе мира (см. Ин. 1:41 и Ин. 4:42). Проповедь распространялась в определенном порядке. Первыми ее услышали палестинские евреи и эллинисты – евреи из разных стран Римской империи. Потом Благая Весть достигла ушей самарян, потомков нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии. После был крещен первый прозелит, евнух-ефиоплянин. Следующими христианскую проповедь должны были услышать язычники – и здесь евангельское благовестие встретилось с большой проблемой. Эта проблема обитала в сознании самих проповедников. Дело в том, что между палестинским иудеем и иностранцем-язычником в то время существовала такая культурная пропасть, которую нам, жильцам современных городов, трудно себе представить. Евреи не считали язычников полноценными людьми, и общение с ними строго запрещалось ветхозаветным законом. Иудей, прикоснувшийся к язычнику, или евший с ним, или даже зашедший к нему в дом, считался оскверненным. Для иноплеменников у евреев имелось короткое и емкое определение: «пес». И вот представьте себе, что этим «псам» нужно было проповедовать, а потом и причащаться с ними из одной чаши! Сознание добропорядочного иудея, пусть даже и уверовавшего во Христа, не было способно вынести такого потрясения.

http://pravoslavie.ru/112739.html

     Апостольское чтение 6 Недели по Пятидесятнице начинается со следующих слов апостола Павла: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:6-8). Апостол Павел перечисляет различные служения, бывшие в древней Церкви. Тому или иному служению соответствовал некий дар от Господа. Важно понимать, братья и сестры, что каждый христианин имеет какой-то дар. Божьи дары условно можно разделить на мирские и религиозные, духовные. Мирской талант – это расположенность человека к усвоению определенной профессии, чтобы кормить себя и свою семью, а также помогать материально и другим. Религиозный же талант определяет меру Божией благодати, которую человек способен вместить, а также склонность к тому или иному делу в Церкви – посту, молитве, изучению Писания, проповеди, милостыне, административной или хозяйственной деятельности. Эти таланты в себе нужно отыскать. Необходимо приложить некоторый труд, чтобы познать себя и почувствовать волю Божию относительно своего места в мире и Церкви. Те или иные дары обязательно есть у всех. Даже если мы говорим про какого-нибудь художника или писателя «он бездарен», мы имеем в виду, что человек занялся не тем делом, для которого его Бог создал, он просто не нашел себя. Сапожник стал писателем или летчик стал учителем. Был бы прекрасный сапожник и гениальный летчик, а получился плохой писатель и бездарный учитель. Мир потерял отличного сапожника и приобрел очередного плохого писателя. Человек просто ошибся в дарах, принял не свой дар за свой. Чтобы этого не произошло, нужно молиться и искать себя и свой дар. А он обязательно есть. Нужно сказать, что мы совсем не знаем себя. Мы можем и не подозревать, какие дары в нас заложены. Иногда происходят весьма забавные случаи, когда человек совершенно неожиданно находит себя в какой-то сфере, о которой раньше он и не думал. Причем это случается иногда и в зрелые годы.

http://pravoslavie.ru/105207.html

     Апостольское чтение 8-й Недели по Пятидесятнице подымает тему внутрицерковных разделений. Обращаясь к Коринфской церкви, апостол Павел говорит: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: " я Павлов " ; " я Аполлосов " ; " я Кифин " ; " а я Христов " . Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор.1,10-13). Итак, до Павла дошли слухи о том, что коринфяне превратно поняли христианское учение о Церкви. Очевидно, они восприняли христианство как религиозно-философскую школу, в которой могут быть разные партии со своими лидерами – как в мире философии есть платоники, аристотелики, стоики, и проч. Так и в Коринфе появились группы христиан, заявляющие о себе как о последователях проповедника Аполлоса, или апостола Петра, или… Христа! Как можно предполагать, представители последней группы считали себя непосредственными учениками Христовыми. Кажется, они являлись самыми разумными из всех групп, ибо понимали, Кто есть их Учитель. Хотя не исключено, что они были и самыми гордыми, ставя остальных ниже себя. В любом случае, Церковь разделилась - каждая партия называла себя по имени своего духовного руководителя и считала себя принадлежащей лишь ему. Такое положение церковных дел может показаться нам странным, но ведь и у нас происходит сегодня нечто подобное. Внутри Церкви бытуют различные идеологические и мировоззренческие разделения. Например, среди церковных людей есть жесткие ортодоксы, и есть экуменистически настроенные христиане. Дает о себе знать разделение по национальному признаку. Также многие называют себя по именам известных проповедников: сысоевыцы, ткачевцы, кураевцы. Ощутимо различие между церковными либералами и традиционалистами-консерваторами. С одной стороны, это хорошо, ибо данные разделения показывают наличие думающих людей в Церкви. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11,19) – писал апостол Павел. Разномыслие во второстепенных вопросах неизбежно, но, дискутируя друг с другом по тем или иным темам, важно не переходить на личности, не замыкаться в себе, не говорить о ком-то плохо за его спиной. Конструктивная критика и дискуссии необходимы – но без осуждения и ссор, с пониманием возможности и своих ошибок. Нужно помнить, что у нас больше того, что объединяет, чем того, что разделяет – у нас есть вера во Христа, и все мы пребываем в одной Церкви.

http://pravoslavie.ru/105447.html

     В апостольском чтении 7-й Недели по Пятидесятнице есть одно замечательное место. Приведя цитату из Ветхого Завета («злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10)), апостол Павел прибавляет: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Замечательно это место тем, что здесь мы видим свидетельство Писания Нового Завета о Писании Ветхого Завета. Подобных строк в новозаветных книгах немало, и каждая из них прямо говорит о нужности и незаменимости ветхозаветных книг для христианина. «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19), – пишет об этом апостол Петр. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), – поучает Павел своего ученика Тимофея. Сам Христос повелевает: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Конечно же, во всех случаях речь идет о старозаветных Писаниях – тексты Нового Завета тогда еще даже не были полностью написаны. Каждый раз на Литургии, в «Символе веры», мы поем: «Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Раз уж мы причисляем себя к Церкви «апостольской», то должны восстановить в нашей церковной жизни и апостольское отношение к ветхозаветному Писанию, отношение любви и интереса. Нет ни одной главы в апостольских посланиях, где не было бы отсылок, прямых или косвенных, на книги Моисея и пророков. Из этих книг апостолы брали доказательства о том, что Иисус есть Христос (см. Деян. 17:2–3). Строки из этих книг служили им для молитвы (см. Деян. 4:25–27). Из лоскутков ветхозаветных Писаний выстраивалась новозаветная апостольская проповедь (см. Деян. 4:11; 2:17; 2:25). Апостолы в Христе Воскресшем видели, прежде всего, исполнение закона и пророков. Когда Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), ученики узнали, что на каждой странице там – Он, их Господь. Так и нам нужно научиться смотреть на Ветхий Завет. Он написан Христовым Духом и о Христе. Путешествие в мир Ветхого Завета – это паломничество ко Христу. Наше отношение к старозаветным книгам есть показатель нашей любви к Воскресшему Спасителю.

http://pravoslavie.ru/114405.html

     «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим.15:1-3). Эти слова, открывающие апостольское чтение 7-й Недели по Пятидесятнице, в краткой форме выражают суть всей христианской нравственности. «Сносить немощи бессильных и не себе угождать» - не об этом ли говорят все учебники нравственного богословия? Служение Богу через помощь ближнему, и служение ближнему во имя Божие - это главный постулат христианской морали, неоднократно подтвержденный словами Священного Писания. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.11:29) - пишет апостол Павел в других посланиях. Сегодня он также говорит нам: «Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня». Смысл такой: Христос во всем был послушен Отцу, и на земле жил не для Себя, но исполнял домостроительство нашего спасения. Он пришел не господствовать, а послужить. Если Господь так поступал, значит и мы должны идти по Его стопам. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:26-28) – учил Сам Христос, показавший великий пример жертвенности в Своем служении людям, до самой глубины унижения и страданий. Значит, и мы должны перестраивать свое мировоззрение с мирского (эгоистично-потребительского) на христианское (жертвенное, служебное). Насколько важна данная установка, настолько же мало мы способны следовать ей. Современная цивилизация с детства воспитывает в человеке дух потребительства и рыночных отношений. «Ты мне, я тебе. Желательно, чтоб ты мне больше, а я тебе меньше». Так мы привыкли жить, и подобные правила переносим и в Церковь.

http://pravoslavie.ru/105292.html

     «Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» (Рим. 2:11–15). Такими словами начинается апостольское чтение 2-й Недели по Пятидесятнице. Сегодня мы спокойно скользим глазами по этому тексту, но для современного апостолу Павлу иудея подобные стихи звучали революционно. Иудеи были уверены, что Бог относится к ним с особой благосклонностью, ибо они происходили от Авраама и были обрезаны. Однако Павел настаивает, что иудейство вовсе не равняется обрезанию, но должно быть соединено с искренним и глубоким исполнением заповедей Божиих. Обрезать необходимо свое сердце, т. е. очистить от греха. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28–29), – пишет апостол. Согласно учению Павла, многие так называемые иудеи, являющиеся потомками Авраама, имеющие на своём теле знак обрезания, вовсе не иудеи по духу. Равным образом те необрезанные язычники, которые никогда не слышали об Аврааме, но жили по закону совести, оказываются ближе к Богу, чем представители богоизбранного народа. Конечно же, для евреев подобные мысли были очень неприятны. Не приходится удивляться тому, что они всегда гнали апостола Павла, считая его богохульником и нарушителем закона. Какое значение все это имеет в наше время? Как часто случается у нас, братья и сестры, что неверующие люди, иноверцы или инославцы живут чище и праведнее православных. Бывает, на производстве неверующий делает свою работу качественнее и имеет лучшую репутацию, чем человек, посещающий Церковь. Или, например, мусульманин оказывается более преданным и отзывчивым другом, чем братья-христиане. А насколько грустно наблюдать, что в какой-нибудь баптистской семье дети идеально слушаются родителей, вся семья ежедневно молится и читает Библию, искренне старается исполнить заповеди Божии во всей точности – а наш человек вроде и крест носит, и по праздникам в храм ходит, а живет по-язычески и Библию не открывал ни разу. И тогда на православных людях исполняются слова апостола: «Ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).

http://pravoslavie.ru/104542.html

В Евангелии далее говорится, что после исцеления слепцов Иисус Христос исцелил еще бесноватого немого. И тут, когда народ удивлялся чудотворной силе Иисуса Христа, то так называемые фарисеи говорили, что он изгоняет бесов силою князя бесовского. Кто такой был бесноватый? Кто такие были фарисеи? И почему они объясняли чудотворения Христовы силою бесовскою? Кто такие были бесноватый и фарисеи – это вам, братие, известно уже из наших объяснений. «Бесноватый» – это человек, одержимый нечистым духом и обыкновенно мучимый сим духом. «Фарисеи» были народные учители, которые не веровали в Иисуса Христа и потому всячески старались вредить Ему. Так как они сами не веровали в Иисуса Христа, то старались препятствовать и народу веровать в Него. «Не силою Божию, а силою князя, начальника бесовского Он изгоняет бесов...» – говорили они об Иисусе Христе народу, дивившемуся чудесам Его. Чему особенно поучает сегодняшнее евангельское чтение? В нем повествуется, что Господь запрещал исцеленным Им слепцам рассказывать о чуде исцеления и потому, что Сам Он не любил и не искал славы, и чтобы слепцов научить избегать её и не впасть в грех так называемого тщеславия. И подобным образом нередко делал Иисус Христос. Не тот же ли урок и нам, братие, здесь – избегать, не любить славы и не впадать в грех тщеславия? Почему же не следует любить и искать славы, а еще должно стараться избегать её? Во-первых, потому что от этого добро теряет свою цену перед Богом. За что награждать Богу того, который делал доброе дело для того, чтобы хвалили его люди, и его действительно похвалили и хвалят? Он желает человеческой хвалы и получает её. Искать награды от людей и в тоже время от Бога – не слишком-ли многого желать и искать? Во времена Иисуса Христа, как вам, братие, уже известно из наших бесед, были особого рода люди в еврейском народе – так называемые фарисеи. Они много делали доброго, но любили делать добро напоказ, например: молились и раздавали милостыню особенно на людных местах; когда постились, так принимали такой вид, что все могли видеть, что они постятся. Что же Господь говорит об этих людях? «Истинно говорю, что они уже получают награду свою» и не будет им награды от Отца Небесного ( Мф. 6:16 ). Истинно благочестивые люди, были такие случаи, поступали совершенно иначе. Их хотят наградить земною наградою за какое-либо доброе дело, а они желают, даже просят, чтобы не награждали. Почему? Чтобы не лишиться совсем или не уменьшить своей награды на небе. «Там, – думают и говорят такие, – она нужнее. Здесь всё проходит и исчезает, а там всё вечно и неизменяемо».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (ст. 18). Молитва, как ничто другое, защищает нас от бесов. «Старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (ст. 18). Не только о себе — молитесь о всех ближних ваших, о всех тех христианах, которые стремятся идти по пути Христову. «И о мне, дабы мне дано было слово устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (ст. 19). О суетности славы человеческой 5 сентября 1947 г. Пятница 13-й недели по Пятидесятнице Вы слышали чтение Евангельское о воскрешении Господом Иисусом Христом дочери Иаира, начальника синагоги. Это одно из важнейших чудес Христовых. Удивительно просто сотворил Господь это чудо: подошел к мертвой девочке, взял ее за руку и сказал: «Девица, встань!» (Лк. 8, 54.) И она поднялась и села… Свидетелями этого чуда были только избранные апостолы Христовы: Петр, Иаков и Иоанн — и родители этой девочки. Им, родителям, Господь строго сказал: «Смотрите, не сказывайте никому о происшедшем». Почему Он запретил говорить повсюду о Своем чуде, славить Его среди людей? Ему не нужна была слава человеческая. Он действовал в течение всей земной жизни по глубочайшим велениям Своего Божественного сердца, исполнял то, что от века было предначертано Ему исполнить. Он так был углублен в Себя, так всецело поглощен величием Своих дел, что Ему совершенно не нужна была похвала людей, слава людская. Он знал, что Ему присуща Божественная слава, а таким постоянным запрещением разглашать о чудесах Он нас научил тому, что мы не должны гоняться за похвалами человеческими, за славой человеческой. А мы? Как любим мы эти похвалы, как жаждем их! Как изощряем слух свой, чтобы жадно хватать слова, содержащие нам одобрение, всякое выражение уважения к нам: ничем так не дорожим, как похвалой и славой. Святой апостол Павел говорит, что слава человеческая ничтожна, суетна, и не ее должны мы искать. Мы должны во всем и всегда руководствоваться страхом Божиим и глубочайшими велениями совести нашей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010