Неделя вторая Поста Великого начинается очень загадочным Евангельским чтением. Это Евангелие от Иоанна, в котором речь идёт о призвании Нафанаила. Какое отношение это Евангельское чтение имеет к посту? Неделя вторая Поста Великого начинается очень загадочным Евангельским чтением. Это Евангелие от Иоанна, в котором речь идёт о призвании Нафанаила. Это призвание происходило в два этапа. Сначала Господь находит в Галилее Филиппа, и говорит ему: «Иди за Мной». И Филипп откликается и идёт. А потом уже Филипп зовёт своего друга Нафанаила и говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали  Моисей в Законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова из Назарета». Нафанаил, как истинный израильтянин, говорит: «Разве может быть что-нибудь из Назарета доброе?» Тогда Филипп ему говорит: «Пойди и посмотри». И вот Нафанаил со всем своим скепсисом (потому что действительно, что может быть доброе из Назарета,  где жили достаточно  непросвещённые люди, на которых свысока посматривали и фарисеи, и книжники), подходит к некоему Человеку, о Котором ему сказал Филипп, и Тот его встречает словами: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил, понимая, что это точно его определение, что он даже  гордится тем, что в нём нет никакого лукавства, и даже тени лукавства, вдруг спрашивает в ответ: «Почему Ты знаешь меня?»   А Иисус говорит: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей Я видел тебя». Потому что Христу открыто всё о каждом из нас. И тогда Нафаниал, потрясенный до глубины души тем, что вся книга его души открыта, говорит: «Равви, Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев». В ответ ему Господь даёт обетование: «Ты веришь потому, что Я тебе сказал. Я видел тебя под смоковницей. Но ты увидишь больше этого». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам, отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Возникает вопрос, а какое отношение это Евангельское чтение имеет к посту? У меня есть гипотеза, что это чтение древнее поста. Вернее, пост тогда уже был. Но постились — не христиане, а оглашаемые . Длинный пост, большой Великий Пост появляется несколько позднее.

http://pravmir.ru/o-razdelenii-lyudej-i-...

По такому принципу, очевидно, установлен срок празднования Преображения Господня. В нынешнем году к 1-го августа заканчивается чтение той главы Евангелия от Матфея, где содержится повествование о Преображении Господнем, а именно, главы 17-ой. Устав и приурочил праздник в честь этого события к постоянному числу месяца: к 6-му августа. То же нужно сказать и о празднике Усекновения главы Предтечи. Скорбное повествование о мученической кончине св. Иоанна Предтечи изложено наиболее полно в сравнении с другими евангелиями у евангелиста Марка. Последовательное чтение евангелия от Марка в нынешнем году начинается 22 августа; а в минувшем, 1966-м году, чтение его начиналось 2-го августа, и в последние дни августа прочитывалась шестая глава этого евангелия, в которой находится рассказ о пире у Ирода и убиении Предтечи. В связи с этим, несомненно, праздник Усекновения приурочен к концу августа, именно, к 29-му числу этого месяца. Какое значений имеет вынос Креста, с поклонением ему и особым богослужением в августе, и почему он приурочен к 1-му августа? Прямое основание для ответа находим снова в Евангелии. После насыщений четырех тысяч человек семью хлебами и двумя рыбами в пустыне и после исповедания ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим, – читаем в Евангелии – «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему Нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть»; вслед за сим Господь прибавил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Эта беседа была за шесть дней до события преображения Господня. «По прошествии шести дней», сказано у Ев. Марка, Господь возвел своих ближайших трех учеников на высокую гору и «преобразился пред ними». Потом, сойдя с горы, Господь исцелил бесноватого отрока, указав ученикам при этом на необходимость для совершения исцелений не только веры и молитвы, но также и поста: «сей же род ничимже может, изыти, токмо молитвою и постом». Многократно с той поры стал Господь говорить ученикам о будущем осуждении Его на смерть в Иерусалиме, о распятии Его и о своем воскресении в третий день, особенно тогда, когда он направил свой путь с учениками в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

46 Осмеливаюсь предложить (но в значении слабого с лингвистической стороны предположения), такое чтение этого стиха: «истинно говорю вам: из рожденных женами не явилось (еще человека) больше Иоанна Крестителя: но меньший (здесь, т. е. Сам Спаситель на земле) больше его в царстве небесном». «Поскольку, – пишет блаженный Феофилакт болгарский , 47 много высказал похвал об Иоанне, то, чтобы не почли Иоанна большим и Его, говорит здесь с особенною ясностью о Себе: Я, меньший Иоанна и по возрасту и по вашему мнению, больше его в царстве небесном, то есть в отношении к духовным и небесным благам. Здесь Я меньше его как потому, что он прежде Меня родился, так и потому, что он почитается у вас великим: но там Я больше его». Ст. 26. «Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». Предполагаемое нами чтение: «воистину, Отче! потому что это (т. е. то, что Господь открыл младенцам) стало таким образом благоугождением пред Тобою». Εδοκα стоит без члена; очевидно, это – сказуемое. «Стало» или «сделалось» – самое близкое значение греческого: γνετο: Слово стало плотию – λγος σρξ γνετο. 48 Глава двенадцатая Ст. 4. «Как он (Давид) вошел в дом Божий и ел хлебы предложения» – вошел в дом Божий и съел хлебы предложения. Указывается на единичный факт, когда, скрываясь от преследований Саула, Давид и бывшие с ним, мучимые голодом, съели хлебы предложения. Ст. 18. «Се, отрок Мой, которого Я избрал, возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя». Так как относительно этого места существует мнение, что здесь идет речь о человечестве Сына Божия; то и в настоящем его виде оно нисколько не противоречило бы нашему переводу 17-го стиха третьей главы: «сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором явил Я благость Свою». Но с другой стороны, так как приведенное евангелистом пророчество Исаии заканчивается словами: «и на имя Его будут уповать народы»: чем ясно указывается, что речь идет не о человечестве только Иисуса Христа, но о полном Его Лице, идет речь о Нем, как о Богочеловеке: то мы сочли долгом для себя высказать свои соображения относительно и этого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

      Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.       «Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы:       «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». О Великом пятке Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.       Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.       Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:       «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»       Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.       В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.       Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.       Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2118...

Алтарь (священник) А. Ritus initiales [Начальные обряды] Вход священнослужителей Благословение собравшихся Confiteor [обряд покаяния]: «Исповедаюсь перед Богом Всемогущим,.. что я много грешил...» Kyrie eleison [«Господи помилуй»] Примечание: В воскресные дни покаянный чин заменяется благословением воды и окроплением ею. Introit (Входная песнь) Gloria in excelsis Deo Коллекта дня (вступительная молитва) I. Liturgia verbi [Литургия Слова] чтец: I чтение (пророческое) Псалом с рефреном диак: 2 чтение (апостольское) Градуал (прокимен) с аллилуйа свящ: 3 чтение (евангельское) Проповедь Credo in unum Deum Общая молитва верных. 2. Liturgia eucharistica [Евхаристическая] 1. Offertorium [Приношение] (Проскомидия) Приношение хлеба: «Благословен Ты, Господи...» Приношение чаши: «Благословен Ты, Господи...» Омовение рук: «Омой меня, Господи, от беззакония моего...» «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему» Молитва над Дарами. 2. Seu canon [Евхаристический канон] «Господь с вами» – «И со духом твоим» «Ввысь сердца» – «Возносим ко Господу» «Возблагодарим Господа» – «Достойно и праведно» Praefatio (Благодарственная часть) «Vere dignum et justum est...» [Воистину достойно и справедливо... благодарить Тебя...] Consecratio [Пресуществление] (Anamnesis Epiclesis) «Te igitur, clementissime Ратег...»[Тебя, всемилостивый Отче...] или другой чин. «Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано» «Примите и пейте от нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов...» Intercessio (Ходатайственные молитвы) «...через Христа, со Христом и во Христе...» Sanctus [Свят, Свят, Свят] Pater noster 3. Communio [Причащение] свящ: «Избавь нас, Господи, от всякого зла...» Благословение. Приветствие мира. все: «Agnus Dei» [Агнец Божий] свящ: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя...» все: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя». Причащение священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Поздравляю вас, братья и сестры, с днем памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), столь ныне почитаемого, в особенности людьми, ищущими духовной жизни. Чтение его сочинений в наше время так необходимо, и в первую очередь монашествующим, что по тому, любит ли монах читать творения святителя, можно узнать, живет он духовной жизнью или нет. Это не означает, что чтение других святых отцов таким образом упраздняется, но нужные для себя советы человек научится извлекать у них лишь постепенно, со временем, с опытом. Святитель Игнатий дает советы, как читать древних святых отцов, как к ним относиться. Это тоже очень важно. В наше время, когда живое наставническое слово либо вовсе оскудело, либо не вполне доставляет нам то, чего мы от него ожидаем, чтение творений святых отцов, начиная с сочинений святителя Игнатия, приобретает в монашеской духовной жизни первостепенное значение. От этого зависит все: спасется человек или погибнет, наследует он вечное блаженство или вечные муки. Поэтому всякий ищущий спасения вынужден в наше время обращаться по большей части к книгам, а из них ему необходимо в первую очередь прочесть святителя Игнатия. Миряне также пусть не избегают его сочинений, потому что они столь осторожны и столь детально разработаны, что запутаться в этих книгах, пожалуй, невозможно. Люди, увлекающиеся туманными рассуждениями, мечтательностью или наклонные к прелести, как правило, не любят читать святителя Игнатия.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская классическая литература глазами веры Духовное в русской литературе. Часть 1 08.03.2017 2019 Время на чтение 17 минут Способствует ли чтение художественной литературы спасению души? Читать ли верующему православному человеку русскую классику? Священное Писание или русские писатели? Совместимо ли чтение Евангелия и творений святых отцов с литературным трудом и поэтическим творчеством? Может ли вообще человек верующий заниматься литературным творчеством? И каково назначение литературного слова? Эти вопросы горячо интересовали и интересуют православных читателей и русских писателей во все времена, порождая разные, порою противоположные и зачастую весьма жесткие и категоричные суждения. Невозможно согласиться с тем мнением, что русская классическая литература совершенно отстоит или даже, как утверждают некоторые, противостоит Православию с его евангельскими ценностями и идеалами. В то же время, невозможно согласиться и с другим крайним взглядом, отождествляющим духовный опыт наших классиков с опытом святых отцов. Каково же назначение человеческого слова в свете учения Слова Божия? И как это назначение исполнилось и исполняется в русской литературе? «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс. 32, 6). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1-3). О Слове как о второй Ипостаси Божественной Троицы - Господе нашем Иисусе Христе - у нас, верующих православных людей, есть ясное учение Священного Писания, свидетельства апостолов, святителей и святых отцов. Но ведь и творение Свое, человека, Господь наделил способностью слова. С какой же целью дал Творец человеку возможность словотворчества? И каким оно должно быть в устах человеческих? И это разъяснил нам Сам Господь, а также его апостолы и святые отцы. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов... Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1, 17-18).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/09/...

Здесь нельзя не отметить попытки установить новое чтение этого стиха, сделанной Цаном. Находя непонятным то обстоятельство, что евангелист здесь так подробно объясняет, что значит родиться от Бога, Цан предполагает, что в первоначальном виде этот стих читался так: «Который ( ς вместо ο) ни от крови, ни от хотения мужа, но от Бога родился» ( γεννθη вместо γεννθησαν). Таким образом, согласно Цану, здесь речь идет о бессеменном рождении Христа – мысль, так ясно выраженная у святых Матфея и Луки. Цан находит и подтверждение своему чтению в некоторых сочинениях святых отцов. Он утверждает даже, что предполагаемое им чтение было господствующим на Западе со II до IV века. Но как ни удачным кажется такое исправление текста, тем не менее, согласное свидетельство всех древних кодексов Нового Завета лишает нас возможности принять чтение Цана. Ин.1:14 .  И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Здесь начинается третья часть пролога, в которой евангелист точнее определяет пришествие Логоса как воплощение и изображает полноту спасения, которое принес с Собою воплотившийся Логос. «И слово стало плотию». Продолжая речь о Логосе и Его появлении в мире, евангелист говорит, что Логос стал плотью, т.е. человеком (выражение «плоть» обычно в Священном Писании обозначает человека в полном смысле этого слова – с телом и душой; ср. Быт.6:13 ; Ис.40:5 и др.). При этом, однако, евангелист не делает ни малейшего намека на то, чтобы с воплощением Своим Слово потерпело какое-нибудь умаление в Своей Божеской природе. Умаление касалось только «формы» существования, а не «сущности». Логос как был, так и остался Богом со всеми божескими свойствами, и божеская и человеческая природы в Нем пребывали неслиянно и нераздельно. «И обитало с нами». Принявший человеческую плоть Логос «обитал», т.е. жил и обращался среди апостолов, к которым причисляет себя и евангелист. Говоря, что Логос «обитал» ( σκνωσε) с апостолами, евангелист хочет сказать, что таким образом исполнилось обещание Бога пребывать с людьми ( Иез.37:27, 43:9 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Клайв Льюис. Что нам делать с Иисусом Христом? (+Аудио) Чтение на каждый день поста 17 декабря, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста» – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Что нам делать с Иисусом Христом? У этого вопроса есть, в каком-то смысле, до смешного наивная сторона. По-настоящему серьезно будет звучать: «А что Он сделает с нами?». Представьте себе муху, сидящую на слоне и думающую о том, что она может с ним сделать. Наверное, люди, задающие этот вопрос, на самом деле имеют в виду совсем другое: Как решить историческую проблему, поставленную перед нами словами и делами этого Человека? Эта проблема должна примирить два важных и феноменальных обстоятельства: С одной стороны – почти всеми признанная глубина и ясность морального учения Христа, которое не может всерьез быть опровергнуто даже открытыми противниками христианства. Споря с самыми ярыми безбожниками, я обнаружил, что они согласны с «моральной» частью христианства. В действительности, в учении этого Человека и Его ближайших последователей истинная мораль изложена самым ясным и лучшим образом. Это не просто ленивый идеализм, оно наполнено мудростью и твердостью. Это учение реалистично в своей совокупности, свежо в самом высшем смысле, и без сомнений, является продуктом трезвого ума. Это одна сторона феномена этого Человека. Другой его стороной являются Его очевидно вызывающие теологические заявления. Вы понимаете, что я имею в виду не только отдельные высказывания в кризисных ситуациях, особенно ответ на вопрос первосвященника, приведший к казни этого Человека. Евангелие от Матфея 26:63–64: «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».

http://pravmir.ru/klayv-lyuis-chto-nam-d...

Личный опыт того, к кому обращена проповедь, — последний аргумент, который остался в руках миссионера; собственно, так было всегда, и только более чем двухвековое господство рационализма приучило думать иначе. Истина не рождается в споре, она открывается в опыте того, кто с нею соприкоснулся. Христос не доказывал теоремы Своим ученикам, как учителя Древней Греции. Он обращался к собственному опыту учеников: ска­жите, что слышите и видите: “слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне” (Мф 11:5–6). И Апостолы были посланы не для систематизации Его учения, а для свидетельства того, как меняется жизнь принявших Его Благую Весть: “вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян 1:8). Опыт веры и неверия Первое и самое главное условие, которое сегодня проповедник не может не учитывать, заключается в следующем: требуется, чтобы прежде всего опыт встречи с Богом состоялся. Увы, многое, очень многое препятствует появлению такого опыта! Для того, чтобы человек смог пережить опыт встречи с Богом через чтение Писания, митрополит Антоний Сурожский определяет два условия (впрочем, они одинаково необходимы для любого опыта в науке или искусстве): “необходимо приступить к чтению Евангелия непредвзято, с единственным желанием — открыть истину, понять, что там сказано. И во-вторых, относиться к этому занятию столь же серьезно и добросовестно, как должно относиться ко всякому научному делу” 7 . Если эти условия будут соблюдены, то чтение Евангелия принесет опыт общения с Евангелистом, откроет его опыт как очевидца Христа или евхаристический опыт апостольской общины. Поэтому и чтение Евангелия митрополит Антоний приравнивает к беседе с Евангелистом: “раньше, чем приступить к самому Евангелию, я хочу, во-первых, сказать кое-что о Евангелисте, потому что прежде чем беседовать с живым человеком, конечно, хочется узнать, кто он, что он говорит, почему его слушают…” 8 . Убедительность проповеди самого владыки Антония в том, что он раскрывает только собственный опыт: “…почему я выбрал именно это Евангелие (от Марка). Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием” 9 .

http://pravmir.ru/ekzistentsiya-i-opyit-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010