Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вход Господень в Иерусалим. Дечаны, Сербия. Фрагмент фрески События Вербного воскресенья 2 мин., 17.04.2019 Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Весной 30-го года н. э., накануне еврейской Пасхи, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в город, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения — подданных Римской империи. На Пасху в столицу стекались толпы народа, это был главный в году иудейский праздник. Иисус Христос, как и все иудеи, тоже отправился в Иерусалим. Прямо после чудесного события — Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и уверились: Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. Он взойдет на царский престол и освободит страну от власти языческого Рима. Именно за народную любовь иудейские первосвященники были злы на Христа. «Кто Он такой, чтобы называть себя Мессией?», — думали они. Первосвященники решили убить и Его, и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Несмотря на гнев первосвященников и словно в подтверждение народных надежд на нового царя, Христос отсправляется в столицу. Это происходит за шесть дней до Пасхи. Но, к удивлению всех, Он въезжает в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает революционеру-освободителю, а на ослике. Этот ослик, на котором восседает Иисус, — символ неотмирности Царства, которое Он проповедует людям. И все равно его встречают, как царя. Люди ликуют, они счастливы. Дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями, тем самым оказывая Христу царские почести. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас») Пройдет несколько дней, и та же толпа, разочарованная тем, что Христос не свергнул Римское господство, будет требовать: «Распни, распни Его!»... Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением; к Нему подходили за исцелением слепые и увечные. Вечером Христос покинул Иерусалим и вернулся в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Там, в доме Лазаря, Он переночевал. На следующий день начался период, который мы называем Страстной седмицей. Рекомендовано для использования на уроках ОПК. Читайте также другие материалы о празднике Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение)  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/sobyitiya-vebnogo-voskres...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Икона «Крещение Господне». Иконография и смысл 1 мин., 18.01.2015 Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).  Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г. Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим посередине реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей. Господь изображается в легком развороте и движении – Он делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия. Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения. Справа от Спасителя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения. Событие Богоявления на иконе отображено в тех образах, о которых сообщает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосвод в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого – белый голубь, а Бога Сына (как уже отмечалось) – фигура Иисуса Христа. Таким образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы. Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике Крещение Господне Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/ikonografiya-kreshheniya-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Псалом 1 «Блажен муж» 2 мин., 20.04.2015 Содержание Псалом 1 читать: 1  Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе,  2  но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.  3  И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.  4  Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.  5  Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.  6  Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Псалом 1 на русском: 1  Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;  2  Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.  3  И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.  4  Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.  5  Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники – в совет праведных.  6  Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 1 слушать: В содержании псалма 1 говорится о судьбе праведных и нечестивых, почему этот псалом может рассматриваться как введение ко всей Псалтири, более всего касающейся изображения судьбы праведников и грешников. «Блажен» – означает «счастлив». Имеется в виду как внешнее земное благополучие, так и награда на суде Божием, т. е. духовное блаженство. Читать Псалтирь Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/psalom-1-blazhen-muzh.htm...

Читайте дальше, и вы найдете знаменательные слова Иисуса, взывающего к Отцу с высоты страдальческого креста; “Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?” Наконец скажу в заключение, что как пребывание Его во Гробе так и воскресение Его из мертвых было предвидено Пророком, когда Он сказал: “Ты не оставишь души Моей в аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление, даже плоть Моя успокоится в уповании!” Перечитайте же, дорогой отец, и сравните и тогда вы не только убедитесь в том, что Иисус несомненно Сын Божий, истинный Мессия древнего мира, но и в том, что уничижение Его перед Пилатом и Каиафою, Его страдания на кресте, смерть посреди злодеев и погребение в роскошном саду Иосифа составляют целый ряд не подлежащих сомнению свидетельств тому, что Он во истину ожидаемый Мессия, Сын Благословенного, Помазанный Царь Израиля! О, как все это премудро! С какой поразительной точностью следовали одно за другим исполнения событий, предсказанных великими избранниками! Как слепы были мы, утопая в неведении, и как теперь все стало для нас ясным! Непроницаемая завеса, скрывающая от наших омраченных глаз сокровенное значение пророческих сказаний, спала с нас на веки, и все мы сегодня сознаем, что все, что видели, как оно не казалось нам невозможным, должно было непреложно свершиться. Да спадет и с вас, дорогой отец, тяжелый покров сомнения; читайте и вы уразумеете, что Иисус олицетворяет собою заключительное слово закона и воплощение Божественных видений пророков. Но где же, спросите вы, обещанное Им Царство мира и бесконечной славы? Ах, дорогой отец, конечно не здесь, среди бедствий, болезней, порока и ложной суеты, не на земле, где величие обращается в тление и где все, что было плоть, исчезает; Он основал его в блаженных селениях загробного мира, разрушив собственною смертью гробовые оковы павшего человечества. Каждый из нас может войти в него, но не иначе, как тем же тернистым путем любви, страдания и смерти по которому Он Сам безропотно прошел! Уже наступает пятая неделя со дня воскресения Господа, и в продолжение этого времени Его удостоились видеть не только ученики, но и сотни людей из Его последователей, в том числе и я. В первый же день вечером Он явился ученикам в Иерусалиме, потом во второй раз посетил их там же; наконец, несколько дней тому назад явился Петру, Иоанну и Андрею и другим на берегу Тивериадского моря. Доказательством тому, что Он не дух без плоти и костей, служит то, что Он разделил трапезу учеников, вкушая вместе с ними, и показал неверующему Фоме Свои раны, дозволив ему прикоснуться к Ним рукою. Упав к Божественным стопам, смущенный Фома мог только со страхом и смирением промолвить: “Господь мой и Бог мой!” Но милосердный Иисус простил ему его сомнения. “Ты поверил, — сказал Он ему, — потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

Читайте также — Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери Толкование молитвы «Богородице Дево, радуйся» «Благодатная Марие, радуйся, Господь с тобою» — этими словами Архангел Гавриил приветствовал Пречистую Деву, когда явился к Ней. Дева Мария действительно была благословенна и избрана между всех женщин того времени, как пример великой веры, чтобы через Нее вошел в мир Спаситель: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Сообщить своему мужу Иосифу об ожидании Богомладенца было не просто смелым поступком. В те времена для женщины такая ситуация таила в себе смертельную опасность. Но Архангел Гавриил явился и к Иосифу: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). Сила веры Девы Марии и Иосифа была поистине великой. Впереди были испытания, страдания и смерть Христа на кресте, сошествие во ад и… Воскрешение. Читайте также — Словарь «Правмира» — Молитва Когда читать, в чем помогает молитва Молитва «Богородице дево, радуйся» Молитву «Богородице дево, радуйся» можно читать в любой ситуации: Пресвятая Богородица защищает и помогает людям в любых трудностях и скорбях. Матери обращаются с молитвой за здравие своих чад. Люди молятся о своих родных и близких и верят в чудотворную молитву. Слушать молитву «Богородице Дево, радуйся» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 ноября, 2020 20 сентября, 2020 23 марта, 2024 18 марта, 2023 7 апреля, 2022 10 декабря, 2021 21 сентября, 2021 7 августа, 2021 7 апреля, 2021

http://pravmir.ru/bogorodice-devo-radujs...

Эта молитва навсегда соединена с крестом. Вдумайтесь в это. Я сколько раз с болью чувствовал, что многие совсем механически произносят эту великую молитву, будто не молитву, а нечто такое, что принято говорить перед началом молитвословия. Так вы никогда не поступайте. Это грех. ◊ Не стремитесь вы к богатству, не ищите ничего на этой земле. Отдай душу в ад – будешь богат. ◊ Живите честно и помните, что нет у нас здесь постоянного града, но грядущего взыскуем. ◊ О, христиане, мы живем так суетно и не думаем о вечности, а думать очень и очень надо. Пред лицем Господа ходите и помните, что каждый ваш добрый поступок записан ангелом хранителем, приставленным к вам Господом, а каждый грех – темной силой. Ничего нельзя сделать такого, чтобы не стало явным. Кайтесь же, пока не поздно, смиряйтесь и спасайте душу свою. Читайте Евангелие, читайте слова сии, надо им внять. Стремитесь, чтобы Дух Божий был в вас, чтобы вы были Христовы ученики: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Надо любить людей делом и истиною, а не словом и языком. Надо учиться любить людей, как самого себя, то есть проявлять к другим такую же всепрощающую любовь и заботу, которые проявляете к себе. Смотрите, не творите милостыни напоказ. Не хвалите себя, как фарисей. Но творите милостыню ежедневно. Пропал для вечности тот день, в который не сотворил милостыни ты, пропал для души твоей. Милостыня помогает нам получить благодать Святого Духа. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Милостыня может даже из ада извлечь душу грешника. Ангел этой добродетели безгласно предстоит пред престолом Господним и вопиет в сотворившем милостыню. Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о себе, довольно для каждого дня своей заботы. ◊ Смотрите на каждый день свой, как на последний день своей жизни. Всегда помните, что Господь смотрит на вас и каждое движение ваше видит, каждую мысль и чувство. Возненавидьте грехи, так как это самое большое зло. Грех родил диавол. Грех нас ввергает в геенну огненных страданий, оторвав нас от Господа Бога, в Троице единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот, например, из книги Исайи: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис 65:25). Речь явно идет о грядущем царствии Божьем… но как же понимать эти слова? Волк и лев станут вегетарианцами? Но это физиологически невозможно; более того, такой травоядный лев явно утратит всю свою «львиность». Кто-то предпочитает видеть здесь символику: мол, под разными животными имеются в виду люди, одни из которых угнетают и пожирают других. Но скорее, здесь речь идет о каком-то удивительном мире, где не будет ни зла, ни страданий, ни смерти, даже в животном мире, и где сатана (змей) будет бессилен повредить кому-либо. Видимо, это будет действительно совершенно новый мир, с новыми телами для живых существ, и сейчас мы просто не в состоянии представить себе это в деталях. Ведь пророчество их и не дает, оно только указывает на главное. Мы называем пророчества важнейшим мостом между Ветхим и Новым Заветами, а также между ними и нашей современностью. В самом деле, евангелисты постоянно подчеркивает, что в жизни Иисуса Христа сбылись пророчества былых времен; более того – на этом строится их логика, их замысел. Но что значит «сбылись»? Ведь это не прогноз погоды, который можно проверить с помощью термометра и барометра. Нет, пророчества скорее задают вектор развития событий, и каждое из них нам еще предстоит узнать и соотнести с текстом древней книги. Верить или не верить в исполнение пророчеств – этот вопрос каждый должен решить сам, математические доказательства тут неуместны. Ведь пророчество всегда указывает на волю Божию об этом мире и человеке, а узнать и принять эту волю Божию о себе каждый человек может только сам. Но не менее важно и другое: пророчества не прекратились, когда была поставлена последняя точка в последней книге Ветхого Завета. Новый Завет тоже полон пророчеств, продолжающих традицию пророчеств ветхозаветных. И невозможно верно понять и оценить ни жизнь современной Церкви, ни Новый Завет, если не знаешь Ветхого. Пророческий дух продолжает жить в Церкви, а сбываются эти пророчества уже в нашей жизни. Ведь мы с вами живем в ту эпоху, которая описывается в последнем пророчестве Библии, завершающем Откровение Иоанна Богослова: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:11-12). Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chto-takoe-prorochestvo.h...

богач хотел, чтобы Авраам послал умершего Лазаря к его братьям для вразумления их. Но «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, т.е. писания их; пусть слушают их. А богатый говорит: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:29–31 ). Как многие из людей и ныне не верят в мучения адские по смерти! Они тоже думают и говорят, что думал и говорил в свое время богатый и роскошный весельчак: кто там был, чтобы сказать нам, что есть мучения адские? Нет мучений; здесь конец всем наслаждениям и мучениям; после смерти нет ничего. Как и ныне многие желали бы, чтобы кто-либо воскрес из мертвых и засвидетельствовал, что есть страшное место мучения грешникам! Они не верят Самому Богу –Спасителю, свидетельствующему нам о том в Евангелии, не верят Апостолам, Святым богоносным Отцам, и воображают, что поверили бы воскресшему мертвецу! Но это невозможно: и воскресшего они сочли бы за призрак, за мечту воображения, и тоже не поверили бы. Итак, читайте, братия, слово Божие, слушайте, умудряйтесь и спасайтесь. Евангелие есть слово Самого Бога: «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из него: все исполнится» ( Мф.5:18 ). Посещайте храм Божий усердно; воспитывайте здесь свои души для Царствия Божия; ибо храм есть питомник душ, училище христианского благочестия; будьте усердны на всякое доброе дело; побеждайте грехи, исправляйтесь; благоукрашайтесь незлобием, милосердием, сострадательностью, воздержанием, чистотой и целомудрием; и при кончине жизни не останетесь в стыде, и по смерти не будете преданы мукам, и почиете на лоне праотца, или больше – будете со Христом, как сказал Господь покаявшемуся разбойнику благоразумному: «днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:43 ). Аминь. 17. Слово в неделю 22-ю по Пятидесятнице В нынешнем Евангелии, возлюбленные братья и сестры, изображено Самим Господом нашим Иисусом Христом видимое неравенство состояния и жизни людей в здешней, временной жизни и сообразно тому – неравенство участи людей в другой, загробной жизни, конца не имеющей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— Вам не кажется, что есть что-то общее между случаем о. Конаноса и о. Иоакима Парра? Есть и другие имена. Очень яркий священник, говорит очень яркие и очень радикальные вещи, его слушают с восторгом, а потом вдруг что-то пошло не так  (схиархимандрита Иоакима (Парра) запретили в служении). — Да, общее есть. Произносится живое, яркое слово — и оказывается, что у нас такое «безрыбье», что жаждущие живого духовного назидания готовы некритично принять все, что угодно, любого «рака». Здесь, опять же, есть повод задуматься пастырям Церкви. — Можно ли провести параллели между ситуацией вокруг Парра и событиями в Среднеуральском монастыре? Или с о. Владимиром Головиным? Популярные проповедники — не те же «старцы» по сути? — Мне трудно сказать. Я бы продолжил здесь тему предыдущего вопроса. «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11–12), говорит Пророк. Когда нет в жизни слова Господня, появляются всякие суррогаты. — Говорят: «Читайте святых отцов». Это правильно? Но вот тот же о. Андрей Конанос был прекрасен тем, что говорил об очень понятных вещах, а не о чем-то отвлеченном… — Читать святых отцов? Правильно. Но, я бы сказал, недостаточно. Святые отцы превратились у нас в зацементированную идеологию, а она не живая. Поэтому люди и ищут живого, даже если это живое — не самого лучшего качества. — На что нужно ориентироваться в выборе духовной литературы? Личный вкус, мнение Церкви, священников? А что, если у книги нет грифа издательского отдела? — Прежде всего нужно хорошо знать Священное Писание. Преподобный Серафим Саровский советовал ровно это — так навыкнуть Писанию, чтобы ум как бы «плавал» в нем. Но с Писанием у нас плоховато, это «протестантская литература», как уверены многие фундаментально настроенные православные.  А сегодня, на мой взгляд, сформировалась и другая крайность — «научная» библеистика, претендующая на то, чтобы подменить собой Предание Церкви и отнимающая у христиан доверие к Слову Божию (я не против библеистики как таковой, но против этой вот «чрезмерности» некоторых библеистов, против крайностей). А в свете Писания уже ясной станет качество той или иной духовной литературы. 

http://pravmir.ru/kouch-hristianstvo-igu...

Мать обращается к сыну с неожиданным увещанием: « Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего (εξ ουκ ντων εποησεν αυτ ο Θες) и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими » (2 Мак. 7:28-29). И последний сын оказался достойным, как и все его братья. Что она сказала сыну? Материнское слово ставит сына перед лицом Божиим. Всё, что есть на земле и на небе, – не существовало изначально. И только по воле Создателя всё начало существовать. Это справедливо и для целой вселенной, и для множества населяющих Землю людей. Жизнь человека находится не в руке убийцы, а в руке Божьей. Создателю не нужно буквально ничего, чтобы сотворить человека и даже целый мир. Если человек в тяжкое время испытаний остается с Богом, то ему и смерть не страшна. Даже приняв смерть за исполнение Божьей воли, такой человек не теряет, а приобретает. Мученическая смерть сына для матери означала не потерю последнего сына, а приобретение . Здесь, на страницах ветхозаветной книги, «межзаветной книги» ощутимо предвосхищение событий Нового Завета. Предвосхищается новозаветная вера в воскресение Христово и воскрешение мертвых. Все, кто был умучен за имя Господне, воскреснут в вечную жизнь. Бог даст им новую вечную жизнь, которую никакие злодеи не могут отнять. С таким исповеданием веры древние христиане твердо стояли перед лицом жестоких языческих правителей. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 января, 2021 28 августа, 2020 14 августа, 2013 13 августа, 2020 6 мая, 2022 4 апреля, 2022

http://pravmir.ru/mucheniki-makkavei-pov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010