Итак, ПРЕД КОНЦОМ Евангелие Царствия будет проповедано по всей вселенной, и, однако, «Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле» ( Лк.18:8 ). На этот вопрос дает ответ боговдохновенный «апостол языков» в первом и втором посланиях своих к Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» ( 1Тим.4:1–2 ). «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим.3:1–7 ). По поводу этих слов апостола один современный писатель замечает: «Женщин, «утопающих в грехах, водимых различными похотями», во все времена было много, но женщин, «всегда учащихся», не было ни в одно время видимого торжества греха – этот признак есть исключительный признак одной нашей эпохи» 143 . Не следует забывать характерного для нашей эпохи и второго признака, указанного апостолом в словах: «никогда не могущих дойти до познания истины». Излишне говорить, что апостол под словом «истина» разумеет не научные гипотезы, поспешно выдаваемые за бесспорные истины, быстро сменяющие одна другую, а абсолютную, непреходящую истину Христова благовестия. Желая «возбудить» в современных ему христианах «чистый смысл», ап. Петр напоминает «слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами... «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Пет.3:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Но главнейшею и важнейшею причиною было, конечно, намерение Святого Духа – дать Церкви постоянный и неизменный образ проповедуемого в ней учения и как бы письменное свидетельство ее Божественного происхождения. Сами апостолы указывают на эту внутреннюю причину, когда , напоминая христианам об устной проповеди, стараются подтвердить истинность своих преданий письменными посланиями ( 2Сол.2:15 ), или когда в этих последних предлагают образ здравых слов ( 2Тим.1:13 ), с которыми верующие должны соображаться в недоуменных случаях (1Тим.3и которые должны возбуждать в верующих чистый смысл ( 2Пет.3:1 ) к правильному пониманию истины ( 1Ин.2:21 ). Понятно, что Святая Церковь , принимая от апостолов эти послания, смотрела на них как на чистейший источник истины, хранила и хранит их как священнейший залог живущего в нем Духа Божия и предлагает их своим чадам к постоянному руководству и наставлению, как слово Божие. В числе авторов посланий фигурируют далеко не все апостолы. Только пять из них обращались в письмах к церквам или отдельным лицам: Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел. Иакову и Иуде принадлежит по одному посланию, Петру – два, Иоанну – три, Павлу же – целых четырнадцать. Итого общим счетом двадцать одно. Семь посланий, принадлежащих первым четырем апостолам, составляют особый отдел и носят название соборных. Остальные 14 составляют другой отдел и известны под именем посланий апостола Павла; в древности они соединялись в одну книгу, называющуюся Апостольскою, или просто Апостолом. Соборные послания. Значение наименования Во всех рукописях и изданиях Нового Завета семь посланий, принадлежащих Иакову, Петру, Иоанну и Иуде, носят название соборных. Происхождение такого названия объяснить трудно. Первоначально оно принадлежало только первому посланию апостола Петра и первому посланию апостола Иоанна. С признанием подлинности посланий Иакова, Иуды и второго послания Петра это название перешло и на них, вероятно, по сходству содержания и назначения к тем же лицам. Наконец, это же название усвоено и двум малым посланиям Иоанна, которые с давнего времени считались дополнениями первого его послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

6 Мая. Поучение о пробуждении чистого смысла Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл ( 2Пет.3:1 ) Видите, братья, с какой целью апостол Петр пишет свои послания? Чтобы пробудить в людях их чистый смысл! Это апостол считает главным. И это действительно главное. Так как, если бы у всех людей пробудился уснувший чистый смысл, то на земле не осталось бы ни одной человеческой души, которая бы не уверовала в Христа Господа, которая бы не исповедала Его как Распятого и Воскресшего Спасителя Мира и которая бы не прибегла сокрушенно к покаянию за грехи, совершенные по подсказке нечистого смысла. Ничто не отдаляет от Евангелия так, как нечистый смысл. Что делает смысл людской нечистым? Грех. Как молоко, в которое подсыпают яд, все становится отравленным, так и смысл людской, когда в него войдет нечистый грех, весь становится нечистотой. Всякий грех – нечистота; всякий грех делает смысл людской нечистым, замутненным, отравленным. Любое знание, имеющее нечистый смысл, нечисто. Подобно, как мутные и грязные отражения предметов в мутном и грязном зеркале. Для чистого все чисто, говорил другой верховный апостол. Пока у Адама был чистый смысл в Раю, все его знание о Творце и тварях было ясным и истинным. Однако грех омрачил и его смысл, и смысл его потомков. Тот райский, чистый смысл безгрешного человека не умер, а уснул в людях под грехом. Нужно лишь его пробудить, и тогда он безошибочно приведет человека ко Христу. Поэтому апостол и берет на себя обязанность пробудить в людях тот первобытный, чистый, ясный, проницательный, Богом данный смысл. Так поможем пробуждать людей святому апостолу, которого на кресте вниз головой распяли за его поучение, поможем ему хотя бы в том, что касается нас самих, и разбудим каждый свой чистый разум. И когда каждый из нас это сделает, увидим, что у нас у всех один смысл. Ибо чистый смысл один, тогда как нечистых смыслов – легион! О, Воскресший Господи, пробуди Ты в нас чистый смысл молитвами Твоего святого апостола Петра. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Глава 3. Лжеучители и лжеучение о втором пришествии Христовом и кончине мира с новым небом и новою землею (1–15). Апостол Павел (16). Последние наставления (17–18). 1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. 1–2. Ввиду близкой своей кончины ( 2Пет. 1:14 ) и появления наглых ругателей ( 2Пет. 3:3 ) апостол любвеобильный счел нужным написать своим возлюбленным чадам новое, второе, послание. В них, то есть как в первом, так и в этом втором послании, напоминанием возбуждаю ( 2Пет. 1:13 ) ваш чистый смысл, или чистую мысль, в противоположность мрачной, или омраченной, мысли лжеучителей. Чистый смысл, о котором говорит апостол, есть такое состояние просветленной души, когда человек действием благодати Божией очищается от всякой нечистоты духовной, в мысли – от заблуждения в учении, в сердце и воле – от греховных пожеланий и чувств, во всей жизни – от нравственных скверн, когда свет человека-христианина так светится пред человеками, чтобы ими прославлялось всегда имя Божие ( Мф. 5:16 ; 1Кор. 5:8 ; 2Кор. 1:12 ).– «В этих посланиях, или этими посланиями, я возбуждаю ваш чистый смысл; ибо чистому смыслу свойственно помнить, чт выслушано или заповедано спасительного, и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силою и усердием. А заповедано это через проповедь пророков и апостолов... Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям... Они возвещали и о первом, и о втором пришествии Самого Господа и Спасителя нашего» (Феофилакт). Слова пророков, Господа и апостолов – это весь Ветхий и Новый Завет , как писанный, так и преданный устно. Выражение имеет, конечно, смысл общий, чтобы читатели помнили вообще слово откровенного учения и правила истинной, соответственной откровению, жизни. – Апостолами вашими: всеми теми апостолами, которые потрудились в насаждении и распространении христианства среди читателей послания, в числе коих (апостолов) действовали и первоверховные апостолы Петр и Павел и Иоанн со своими сподвижниками. Петр указывает на всех их, апостолов, чтобы слово Евангельское было тверже в умах читателей послания в виду имеющих появиться и уже появившихся лжеучителей и ругателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

[ Стих 22. Пословица о псе, возвращающемся на свою блевотину, взята апостолом Петром из Притчей ( Притч.26:11 ), а о свинье, валяющейся в грязи, вероятно, из народных уст. Она встречается у раввинов, у Филона и у греческих писателей (Арриана)]. Учение о Втором Пришествии Иисуса Христа и заключительные увещания апостола ( 2Пет.3:1–18 ) Опасное заблуждение еретиков, разрушая начала нравственности, получило главным образом свою силу в безнаказанности. Лжеучители нагло насмехались над напрасным, по-видимому, ожиданием скорого Пришествия Христова, и возбуждали сомнение как в нём, так и в кончине мира. Апостол в своём завещании, возбуждая чистый смысл своих читателей, говорит, что появление таких именно лжеучителей было предсказано пророками и что остерегаться их заповедано Спасителем и апостолами ( 2Пет.3:1–3 ). Опираясь на неизменяемости вещей, лжеучители забывают о начале мира и о предназначении его к гибели от воды и огня. Древний мир погиб от воды. Нынешний погибнет от огня ( 2Пет.3:4–7 ). Это должно быть скоро. Если же и кажется, что Господь медлит, то это делается для спасения людей же. Пришествие Господне будет внезапно и страшно, а потому и ожидающим Пришествия должно быть святыми, так как в обновленном мире живёт только правда ( 2Пет.3:8–13 ). В заключении апостол увещевает к достойной встрече Господа, ссылается на учение апостола Павла о том же Пришествии, опровергает лжеучителей, искажающих это учение, и, сделав против них предостережение, желает читателям возрастать в благодати и познании. Прославлением Иисуса Христа он оканчивает Послание ( 2Пет.3:14–18 ). Стих 2. Прежде реченныя глаголы от святых пророк. Думают, что апостол говорит здесь о появлении лжеучителей, о которых он предсказывал или при устной проповеди или, отчасти, в первом Послании ( 1Пет.4:17 ). Но вернее видеть здесь указание апостола на пророчество о кончине мира. Дальнейший смысл стиха ясно указывает на то, что апостолы, согласно с заповедью Спасителя, предостерегали христиан от лжеучителей и предрекали Пришествие Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Второе послание Петра по своему настроению и тематике очень близко к Второму посланию Павла к Тимофею. В отличие от последнего у него коллективный, а не индивидуальный адресат. Оно обозначено автором как послание к лицам, которым Петр уже писал ранее: «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» ( 2Пет. 3:1–2 ). Если под предыдущим письмом понимать Первое послание Петра, то адресатом Второго послания должны быть также христиане, проживающие в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. В тональности завещания выдержан следующий фрагмент первой главы послания: Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память ( 1Пет. 1:10–15 ). Автор послания знает, что его смерть близка: это открыто ему Самим Христом. Он все еще пребывает в телесной «храмине» (σκνωμα – букв. палатка), но скоро должен покинуть ее. Перед его глазами – Царство Господа Иисуса Христа, стремиться к которому он призывает адресатов своего послания. Как и Павел, Петр предупреждает своих читателей о том, что они должны ожидать прихода лжепророков: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет ( 2Пет. 2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Повелевая испытывать, т. е. исследовать, изучать писания, Господь наш Иисус Христос прямо указывает и причину этого. Писание изучать необходимо потому, что оно свидетельствует нам о Нём ( Ин.5:39 ; Лк.24:27, 44 ). В то время книги Нового Завета еще не были написаны и их еще не могло касаться слово Господа нашего: испытайте писаний. Но никто и никогда, – кроме неверующих во Иисуса Христа распята – иудеев, магометан и язычников, – не сомневался в том, что и книги Нового Завета имеют полное право на то, чтобы стать на одной степени с писаниями ветхозаветными или с законом, пророками и псалмами, изучать которые необходимо всякому верующему в Иисуса Христа. Новый Завет имеет самое тесное отношение к Ветхому Завету, потому что первый, так сказать, скрывается в последнем и наоборот – последний раскрывается и пополняется в первом. И тот и другой имеют своим краеугольным камнем, своим главным предметом Иисуса Христа. Но равенство писаний Нового Завета с писаниями Ветхого Завета ясно утверждает и слово Божие. Так св. апостол Павел приравнивает апостолов к пророкам, когда говорит о христианах: несте странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краегольну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:19, 20 ) или, когда говорит о христианском учении, которое во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его апостолом и пророком Духом Святым ( Еф.3:5 ). Тоже самое приравнение святых апостолов к святым пророкам видим мы и в словах апостола Петра: сие уже, возлюбленнии, второе вам пишу послание, в них же возбуждаю воспоминанием ваш чистый смысл: помянути прежде реченныя глаголы от святых пророк и апостол ваших ( 2Пет.3:1, 2 ). Отсюда с очевидностью, следует, что слова апостолов, т. е. их писания и учение совершенно равны с писаниями пророков, потому что и писания св. апостолов писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий и да верующе живота имате во имя Его ( Ин.20:31 ), да веруете во имя Сына Божия; да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа ( 1Ин.3:23, 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но главнейшей и важнейшей причиной было, конечно, намерение Святого Духа – дать Церкви постоянный и неизменный образ проповедуемого и сохраняемого в Ней учения и как бы письменное свидетельство её Божественного происхождения. Сами апостолы указывают на эту внутреннюю причину, когда, напоминая христианам об устной проповеди, стараются подтвердить истинность своих преданий письменными Посланиями ( 2Фес.2:15 ), или когда в сих последних предлагают образ здравых словес ( 2Тим.1:13 ), с которым верующие должны соображаться в случаях недоуменных ( 1Тим.3:15 ), и который должен возбуждать в верующих чистый смысл ( 2Пет.3:1 ) к правильному пониманию истины ( 1Ин.2:21 ). Понятно, что апостольские Послания, как и все вообще, в совокупности, Новозаветные Писания, не содержат в себе ни полного изложения христианского учения, ни сокращения устной проповеди апостолов. Да они и не могли вместить в себе всего того, что предназначалось для всех времён и народов и для чего недостаточно было бы книг всего мира ( Ин.21:25 ). Будучи вызваны случайными потребностями Церкви или частных лиц, апостольские Послания, соответственно этим потребностям, излагают только немногие истины христианского учения, других они касаются лишь мимоходом, о многих же вовсе не упоминают. Тем не менее святая Церковь , с самого появления их придавала им весьма важное значение. Она смотрит на них, как на чистейший источник истины, хранила и хранит их, как священнейший залог живущего в Ней Духа Божия, и, несмотря на их случайное происхождение и на частное назначение большей части из них, предлагает их христианам всех времён и мест к постоянному руководству и наставлению, как воистину Слово Божие. Для Самой Церкви апостольские Послания сделались верными средствами отличать истину от заблуждения. Только то учение и те предания, которые вполне согласны с этими письменными памятниками апостольского учения, признаются Ею за подлинно апостольские; те же, которые хотя и выдаются иногда за апостольские, но в чём-нибудь не согласуются с письменными произведениями апостолов, отвергались и отвергаются Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Петр начал свое послание с призыва к своим читателям возрастать духовно. В 2:1 он делает отступление от темы, поскольку осознает, какую опасность могут представлять лжеучителя для такого роста. Теперь он снова возвращается к теме благочестивой жизни, в основе которой – побудительные мотивы, связанные со Вторым пришествием Христа. Предваряя дальнейшее рассмотрение этой темы, он говорит о том, что Его пришествие неотвратимо, и объясняет причины его задержки. 3:1,2 Призыв помнить обетование Петр указывает на единство этого послания и предыдущего и на соответствие его представлений пророческим и апостольским учениям. Он последовательно стремится к своей цели: побудить своих читателей развивать в себе христианское мышление (ваш чистый смысл). Сердце его наполняется нежностью, когда он, оставляя тему лжеучителей, обращается к своей пастве, называя их «возлюбленными». Примечания. 1 Фраза второе послание может относиться к 1 Пет. или 2Пет. 1 и 2 (если они написаны порознь; см.: Введение к 1 Пет.) или к более раннему, утерянному письму. С точки зрения общего контекста, эти стихи можно отнести к 1 Пет. Возбуждая: в оригинале встречается то же слово, что и в 1:13. Чистый смысл: здесь противопоставление идеям, описанным в гл. 2. Это выражение несет в себе нравственный оттенок («чистый»), а также «незараженный предрассудками». 2 Петр подчеркивает единство ветхозаветных и апостольских Писаний в 1:19–21 и 1Пет. 1:10– 12 . Заповедь, вероятно, обозначает учение Иисуса в целом, которое взяли на вооружение апостолы ( Ин. 14:26 ). Господа и Спасителя: высший авторитет для пророков и апостолов (ср.: Еф. 2:20 ). Апостолами вашими: это относится к тем, кому они приносят свою весть. Более вероятно, однако, что здесь подчеркивается их правомочность, а не их функции: «те, кому вы доверяете, кто научил вас истинной вере», в противовес лжеучителям (ср.: Иуд. 17 ). 3:3,4 Предостережение против скептиков («наглых ругателей») Петр знает, как быстро среди верующих может распространиться уныние, поэтому он предостерегает своих читателей от тех, кто убеждает их, что кажущееся бездействие Бога может означать, что Он не собирается действовать вообще. В Иуд. 18 это предостережение высказывается самими апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

—195— мом понятии о религии» 1327 . «Ни один народ в не утверждает своей веры в Бога и Его нравственный закон на каком-либо другом основании, как только на авторитете Божественном, т.е. на твердом убеждении в ее происхождении из непосредственно Божественного Откровения» 1328 . Последнее обстоятельство создает новое затруднение. Если бесспорно, что каждая религия заявляет притязание на монополию божественного откровения, то как отличить здесь пустые претензии от действительного права? Говоря другими словами, какую из священно-религиозных и символических книг религиозной литературы человечества мы должны считать чистым источником действительного Божественного Откровения? Подобного вопроса, разумеется, не может даже и существовать для христианина, твердо убежденного в исключительной истинности христианского вероучения и непреложном авторитете Библии, как его чистейшего источника. Для рационалиста же смотрящего на Библию теми же самыми глазами, как и на Коран Магомета, или на книги Конфуция, имеется целый ряд внутренних доказательств и внешних свидетельств в пользу несравненной чистоты и возвышенный истинности этого выдающегося памятника, по сравнению с другими, аналогичными ему произведениями. Впрочем, и в недрах самого христианства существует к сожалению, как мы отмечали уже это и выше, целая школа рационалистических критиков, стремящихся унизить авторитет Библии и ниспровергнуть традиционный взгляд на высоту и чистоту заключающегося в ней учения. Они особенно опасны тем, что свою оппозицию утверждают на данных самой же Библии: отчасти во внешней истории ветхозаветного канона, а главное в анализе его внутреннего содержания, они указывают такие данные, которые будто бы вынуждают нас отказаться от взгляда на Библию, как на произведение сверхъестественное и божественное, а заставляют видеть в ней обычный продукт человеческого творчества, по подобию —196— прочих священно-символических книг универсально-религиозной литературы. Подобный ложный взгляд на значение Библии и достоинство выраженного в ней учения создается путем извращения общего смысла Библии, перетолкования ее отдельных выражений, произвольного урезывания и тенденциозной подтасовки текста, и прочих неблаговидных приемов, благодаря которым окончательно омрачается чистый и подлинный смысл библейского учения. Тип толковников этого рода, не толкующих, а лишь развращающих здравая словеса Божия к своей и других погибели, очень, стар, – он современен еще апостолам, в лице которых и встретил своих первых и наиболее сильных обличителей ( Иак.3:1 ; 2Пет.2:1–3 ; 1Ин.2:19 ; 2Тим.3:4–8 и др.). Пройдя через всю историю христианской Церкви; в наши дни он олицетворяется в лагере либеральных, преимущественно, протестантских теологов критической школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010