Исаак Сирин , 59, 282). Источник. Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии (прп. Исаак Сирин , 59, 285). Источник. Тело, крайне болезненное, отвращается и не терпит тучного в снедях; и ум, занятый мирским, не может приблизиться к исследованию Божественного (прп. Исаак Сирин , 59, 285). Источник. Если Моисею, намеревавшемуся приблизиться к земной купине горящей, возбранено было это, пока не разует сапоги от ног ( Исх. 3, 5 ), то как же тебе не отрешить от себя всякое страстное помышление, когда желаешь видеть Того, Кто выше всякого чувства и помышления, и быть Ему собеседником? (прп. Нил Синайский , 90, 223). Как свет солнца влечет к себе здравое око, так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум... (прп. Максим Исповедник , 91, 167). ...Когда ум бывает в Боге, то сперва от пламенной любви ищет уразумения естества Его, но утешение находит при сем не из познания того, что есть в Нем, ибо сие невозможно и невместительно равно для всякого сотворенного естества, а утешается познанием того, что окрест Его, как то: вечности, беспредельности, неописанности, благости, премудрости и силы вседетельной, всепромыслительной и всесудительной. И то только в Нем всякому постижимо, что Он беспределен, и самое познание недоведомости Его есть ведение, превосходящее ум... (прп. Максим Исповедник , 91, 176). Познание Божественных вещей без приверженности к ним не убеждает ума совершенно презреть вещественное, по бывает подобно простому помыслу о чувственной вещи. Потому много можно найти людей, имеющих много познаний и в плотских страстях валяющихся, подобно свиньям в тине ( 2Пет. 2, 22 ). Ибо, очистившись несколько во время ревнования о добре и получив в известной мере познание о сем, потом же обленившись, они уподобились Саулу, который, удостоившись царского престола, но недостойно его начав жить, со страшным гневом был с него свержен (прп. Максим Исповедник , 91, 206–207).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И если пророк Иезекииль, живший в такое время, когда даже праведники: Ной, Даниил и Иов – не могли отвратить молитвами своими от Израиля гнева Божия ( Иез.14, 20 ), имел, однако, светлый взор на будущее, провозвестил обновление Израиля ( Иез. 37 ), устроение среди него всеочищающего святилища ( Иез. 37:23, 28 ) и нового храма, осиянного светом славы Господней ( Иез. 43:2, 44:4 ), видел истекающую из-под храма реку жизни и древа жизни, подобные райским, для питания и врачевания народов ( Иез. 47, 1–12 ), то тем более должны иметь светлый взор на будущие судьбы Церкви Христовой мы, с которыми обещал пребывать Христос до скончания века. Пусть Церковь должна будет в последние времена убежать в пустыню, по слову тайнозрителя, т. е. как бы совершенно отделиться от сего «мира, во зле лежащего» ( Откр. 12:6, 14 ; 1Ин. 5, 19 ), но мы знаем, что в день пришествия Христова она явится, «как невеста, украшенная для жениха своего Агнца», облеченная в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых ( Откр. 19:7–8, 21:2, 9 ). Пусть восстают против нее Толстой с многочисленным сонмом ересеучителей, называющие учение ее «суеверием грубым и безмерным», подобно древним языческим писателям (Плиний в начале II века по Р. Х.), поборники лжеименного антихристианского знания, отрицающего самое бытие Бога и духовность души, анархисты, пытающиеся отнять последние преграды у беззакония, она всегда будет жить непоколебимою верою ( Евр. 10, 38 ) в обетования, данные ей ( Евр. 10, 36 ). Ибо для нее неложно сказанное Христом, что «небо и земля», законы бытия которых признаются нынешними людьми неизменными, «прейдут, ...слова же Христовы не прейдут» ( Мф. 24, 35 ). Ибо святые и суть именно то «новое небо и земля, в них же правда живет» ( 2Пет. 3, 13–14 ), они они-то и суть воистину «небеса, поведающие славу Божию», – по слову псалмопевца ( Пс. 18, 2 ), и лучезарные звезды на сем новом небе, заимствовавшие свет свой от «звезды светлой и утренней», т. е. Христа ( Откр. 22, 16 ). Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 211 Фаммуз – сиро-финикийское божество, по значению сходное с греческим Адонисом, любимцем Венеры. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Благость Божия, видя, что орган духовного зрения испортился в человеке, даровала ему другой светильник. Что это за светильник? Это Слово Божие, изреченное святыми пророками. Царь Давид восклицает: светильник ногама моими закон Твой, Господи, и свет стезям моим ( Пс. 118, 105 ); не с меньшею ясностию и выразительностию говорит к верующим и Апостол Петр: Имамы известнейшее пророческое слово, ему же внимающе, якоже светилу, сияющу в темном месте, добре творите, дóндеже день озарит и денница возсияет в сердцах ваших ( 2Пет. 1, 19 ). Если таково слово пророков, то каково должно быть слово нашего Спасителя? – Евангелие есть свет самый чистый и ясный, проходящий сквозе духи разумичные. Кто озарен сим светом, тот, по изречению Апостола, сам делается светом. Вы были некогда тьма, говорил Апостол Ефесеянам, но ныне свет о Господе ( Еф. 5, 8 ). Слово Божие есть светильник разума. Оно исправило и просветило наши понятия о верховном Существе. Оно изъяснило нам истинный способ Богопочитания. Оно раскрыло назначение и цель нашего здесь существования. Оно поставило нас на путь истины и правды, на путь спасения. Но, рассуждая таким образом, не унижаем ли мы достоинство разума? Нимало. Мы охотно предоставляем ему честь быть оком души: только око сие не иначе может видеть, как при свете. В самом деле, дабы око могло видеть, необходимо нужно, чтобы свет подействовал на него. В темноте, даже с зорким и быстрым зрением ничего нельзя усмотреть. В жилище, куда не проникают лучи солнца, среди дня царствует глубокая ночь. Следственно, глаз не светит, но освещается. Тоже самое можно сказать о разуме. Он не имеет ныне собственного света, для созерцания духовных предметов, но заимствует оный из Божественного откровения; он светит в делах спасения чужим светом. Кто хочет ходить в свете Божием, тот должен ходить в свете веры. Для очей плотского разума глаголы откровенной истины навсегда останутся непроницаемою тайною: ибо они, по слову Спасителя, дух суть и живот суть ( Ин. 6, 63 ). Помраченный наш разум в глубине премудрости Божией ничего не видит, а светоносная вера зрит в ней правду, освящение и избавление ( 1Кор. 1, 23. 30 ). Иудеи и Еллины имели помраченный разум, когда Апостол возвещал им о кресте Господа Иисуса. Проповедь Апостола показалась для одних – юродством, для других – была соблазном. И удивительно ли? Есть больные, у которых в глазах все кажется желтым. Так, у кого ум не очищен от предрассудков и суеверия, для того чистая, святая истина не имеет цены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Возлюбленные христиане! Осмотримся, идет ли в нас эта борьба, находимся ли в спасительном этом подвиге, живем ли обновленной жизнью, противимся ли покушениям и похотям плотским, не позволяем ли царствовать греху и обладать нами? Только так мы можем жить во Христе, когда плоть распнем «со страстями и похотями». Что пользы называться христианином, но не быть им; истинного христианина видно не по имени христианскому, но по подвигам против плоти и всякого греха. Не все, что плоть требует, позволять ей можно. Требует пищи, требует питья, требует одежды, требует сна и прочего, что ей нужно, дадим; но когда хочет того, что воле Божией и Закону Его противно, не попустим, и не только по имени, но и по сути своей будем христиане. О бедственном положении христианина, нарушающего закон после святого крещения Невозможно достаточно описать и оплакать бедственное состояние того христианина, который после святого крещения делает незаконные дела и нарушает Закон. Всего того блаженства лишается, которое при крещении Божией благодатью получил, и самовольно ввергает себя в эту беду, от которой почти избавился, но в еще большую беду попал. Потому что узнал было истину, но в ней не захотел жить; узнал Бога, но не захотел почитать Его; познал путь, ведущий к вечному блаженству, но по нему не захотел идти; обещал Богу служить, но в этом солгал Ему; омылся, освятился, оправдался, но всего этого лишился; стал чадом Божиим, но почетное это благородие потерял; стал наследником вечной жизни и царства, но это наследие погубил. Апостол говорит о таких: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 2Пет. 2:21 ). Видишь, христианин, каково бедствие христианина, нарушающего Закон! Не видно оно сейчас, потому что не телесными очами, но душевными увидеть можно. Но тогда увидишь, когда тайные и явные дела наши всему миру явлены будут, то есть на втором пришествии Христовом. Тогда несчастный этот христианин узнает и увидит великую свою беду и погибель. Воистину много слез и плача надо, чтобы такого христианина оплакать. Как и вымывшийся в бане, грязью и калом опять пачкается, так и христианин, омывшийся баней крещения, опять беззакониями оскверняется. Как из рубища скверного одетый в порфиру и виссон чистый, опять лишается прекрасного того одеяния и облачается в гнусное рубище. Так каждый делает, кто после святого крещения нарушает Закон. Потому что и он из рубища греховного оделся было в ризу оправдания Христова, но, отвергнув эту прекрасную одежду, опять одел греховное рубище.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В день крещения Господня Слово 10. Какие мы приемлем блага от воды Жаждущии, идите на воду. ( Ис. 55:1 ) . Тогда, как ныне – во время хлада зимы, при исхождении на естественные воды, нет почти потребности ощущать телесную жажду, кто из жаждущих правды с жаждою еленя не течет мысленно в пустыню Иудейскую на источники вод Иорданских, дабы видеть там видение дивное, слышать глаголание преславное? Там Безгрешный, как грешник, является посреди грешных, Чистый и все Очищающий требует очищения от раба, Облекающий всю тварь благолепием в рабием зраке зрится наг пред лицем неба и земли, Свет от Света, одевающийся светом, яко ризою, как Сын человеческий омывается в водах Иорданских. Это Божественное видение на земли. Ηо вот Божественное и видение и слышание с небеси. На крестившегося в воде Иордана и молящагося Иисуса ( Лк. 3:21 ) снисходит Дух Святый, в виде голубине, из отверстого неба слышится Отеческий глас любви: сей есть сын Мой возлюбленный, о немже благоволих. После сего можем еще с большею силою побуждать: жаждущии, идите на воду ( Ис. 55:1 ); идите на Иордан не только видеть, слышать, но и восприять; идите и почерпите воду с веселием от источник спасения ( Ис. 12:3 ). Можно идти и без жажды, – без желания, без чувства, без усердия. Но в таком расположении ничего нельзя ни услышать, ни увидеть, a кольми паче ни для ума, ни для сердца нельзя восприять ничего утешительного, живого, спасительного. Жаждущии, идите на воду, и почерпите воду с веселием от источник спасения. Чтобы с жаждою, – со священным горением духа идти на воду, прострем с желанием спасительного напоения взор на те блага, какие мы и в простом, естественном, и в знаменательном–таинственном действии приемлем от воды. Как в вещественном мире бытие вещей началось от воды и в воде словом Божиим ( 2Пет. 3:5 ): так и в благодатном мире духовное бытие и рождение начинается от воды и водою. Аще кто не родится водою и Духом, говорит Спаситель, не внидет в царствие Божие ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

святый в путях Своих и близкий к призывающим Его: ( Пс. 144:17, 18 ) 31 . благоволит к оправданию созданий дланей Его всегда, ( Иов. 33:32 ; Ис. 42:21 ср. Мих. 7:18 ) 32 . бодрствует в благости над избранниками Своими. ( Иов. 21:32 ; Дан. 9:14 ; Пс. 106:5, 105:6 ср. 1 мол. 20 стр. 2 мол. 23 и 26 стр. 2Пет. 2:3, 3:9, 1:1, 2:4, 6, 9 ) () 33 . Чистый очами, благоволящий раскаянию, ( Авв. 1:13 ) 34 . многократно очищавший и отвращавший гнев Свой: ( Пс. 77:38 ) 35 . благость Его во всяком роде, Он изрекает правду, ( Ис. 63:1 ) 36 . украшение (повязка) главы Его – шлем спасения. ( Ис. 59:17 ) () 37 . Десница Его открыта для каждого пленника греха, – ( Пс. 60:7, 63:9, 139:30 ) 38 . Он взывает (говорящий) во всякое время: «обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам» ( Зах. 1:3 ): (Ср 1 мол. 64–65, 73, 77 стр.) 39 . Он образовал (нас) из брения по образу – подобию Своему, ( Быт. 1:26, 2:8 ; Иов. 33:6 ) 40 . милость Его к созданиям Его, Он ведает (ведающий) помыслы наши. ( Пс. 103:14 ; Деян. 1:14, 15:8 ) () 41 . Весь Он – слава (сияние, свет), и взирает с снисхождением, ( Пс. 29:9, 34:19 ; Ис. 53:10 (о Мессии); Ис. 57:15 ) 42 . внемлет гласу моления славословий языка: 43 . все воинство небесное поклоняется Ему, 44 . солнце и луна падают пред Ним. (Ср. 1 мол. 17, 59, 60 и 61 стр.) () 45 . Не простер ли Он шнур пред созданиями Своими в месте Его для суда? ( Иов. 38:5 ) 46 . в споре кто устоит против Него (выдержит Его)? ( Иоил. 2:11 ) 47 . ради нас совершил Он (чудные) дела исконные (древние), – ( Пс. 46:9, 66:5 ср. 1 мол. 37–46 стр. 2 мол. 4 стр.) 48 . называющий (творящий) поколения (людей) – кто сравнится с Ним? ( Ис. 41:4 ; Пс. 89:7 ср. 1 мол. 66–68 стр.) () 49 . Глубины сердечные и тайны сокровенные ведает (ведающий) Он, ( Деян. 1:14, 15:8 ; Пс. 103:4 ) 50 . намерения всех сынов человеческих: ( Пс. 94:11 и Мих. 4:12 ) 51 . от беззакония и неправды отвращает лицо Свое, ( Пс. 21:25 ; Ис. 64:7 ) 52 . от видения зла закрывает очи Свои. ( Пс. 33:15 ; Притч. 28:27 ) () 53 . Сияние – вокруг Него, и положил покровом Своим – мрак, – ( Иез. 10:4 ; Авв. 3:4 ; Пс. 18:13 ) 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2Пет.2:9 .  то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, Из приведенных в 2Пет.2:4–8 примеров Апостол делает нравоучительный вывод в духе вообще библейского воззрения на Божественное вознаграждение и возмездие людям (ср. Пс. 33:20 ; Притч 16:4 ; 1Кор 10:13 ; Откр 3:10 ). Все сказано Апостолом «для того, во-первых, чтобы вместе воспомянуть историю о погибели нечестивых и спасении праведных; во-вторых, для того, чтобы через сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности» (блаж. Феофил.). 2Пет.2:10 .  а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, 2Пет.2:11 .  тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. 2Пет.2:12 .  Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. 2Пет.2:13 .  Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. 2Пет.2:14 .  Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. 2Пет.2:15 .  Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, Преподав читателям руководственные наставления касательно осторожности в отношении соблазнов лжеучителей, Апостол теперь переходит к подробнейшей характеристике этих последних. Нравственная распущенность с наклонностью к противоестественным плотским порокам (ст. 10, 14) и дерзость в отношении ко всякой власти (ст. 10–11) особенно выделяются в мрачной характеристике лжеучителей. «Смысл (целой характеристики) такой: они, говорит Апостол, не имеют ничего свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми, почитают это дело наслаждением, дополняя свое развращение. Они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо они, имея глаза, смотрят не на что другое, как только на любострастие, и непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают неутвержденные души. Ибо сердце их приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, т. е. к разврату или корысти, и через тот и другую оставив путь, могший привести их к спасению, они заблудились от него» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Опасное влияние лжеучения на нравственную жизнь его последователей, а также и малоазийских христиан, засвидетельствованное посланиями Апостола Павла к Тимофею, особенно яркими чертами изображено во втором послании Апостола Петра, написанном около того же времени к пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет.1:1 ; ср. 2Пет.3:1 ). Апостол Петр изображает врагов чистого христианства такими чертами: среди христиан появятся лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель; многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. Из любостяжания они будут уловлять льстивыми словами. Они идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших; они подобны бессловесным животным, водимым природою; они полагают удовольствие во вседневной роскоши, срамники и сквернители, наслаждаются обманами своими, пиршествуя с верными. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души. Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Они обещают свободу, будучи сами рабы тления ( 2Пет.2:1–3, 10, 12–14, 18–19 ). Это «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Пет.3:3–4 ). Апостол Петр начинает речь о лжеучителях, как будущем явлении ( 2Пет.2:1–2, 3:3 ); но в то же время речи хулителей он приводит в прямой форме, в высшей степени характерной ( 2Пет.3:4 ), – очевидно, они взяты из современной жизни; на это указывает также и praesens в дальнейших словах: «думающие так не знают» ( 2Пет.3:5 ). Таким образом, Апостол видит пророчество по крайней мере отчасти исполненным в определенных лицах и явлениях настоящего. Настойчивые предостережения читателей против обольщающей силы речей лжеучителей показывают, что Апостол Петр ожидает и даже отчасти видит не проникновение в общество верующих только различных вредных идей, но выступление определенного рода лжеучителей, которые с безнравственной теорией (хитросплетенные басни – 2Пет.1:16 ) и практикой соединяют пренебрежение и издевательства над пророчествами о втором пришествии Господним и суде. Несомненно, в мнимом неисполнении обетований Божиих они искали оправдания для своей безнравственной жизни. Это извращение теоретического и нравственного христианского учения было тем опаснее, что оно пыталось прикрыться авторитетом Апостола Павла ( 2Пет.3:15–16 ). Таким образом, должно признать за несомненное, что к концу жизни Апостола Павла и к началу деятельности Апостола Иоанна в Малой Азии, именно здесь, к искажению христианства со стороны иудействующих присоединилось и языческое извращение Евангелия 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

2Пет.1:10 .  Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, 2Пет.1:11 .  ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. В противоположность очерченной в 2Пет.1:9 неосновательности людей чуждого христианству духа, истинные христиане должны и в учении, и в жизни опираться на звание и избрание христианское в надежде на вход в вечное Царство Господа Иисуса Христа. «Примечай, как прежде Апостол хотел побудить страхом – пришествием Судии, а теперь убеждает обещанием благ – входом в вечное Царство Божие» (блаж. Феофил.) 2Пет.1:12 .  Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. 2Пет.1:13 .  Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, 2Пет.1:14 .  зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. 2Пет.1:15 .  Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. Как ни хорошо и твердо знают христианскую истину (ст. 12. Ср. 1Пет 1:12, 5:12 ) читатели послания, но Апостол в своей пастырской заботливости считает долгом напоминать им о ней и возбуждать их от духовного усыпления, особенно ввиду близкой, предчувствуемой им и, быть может, нарочито открытой им Господом (ср. Ин 21:18 ; см. 2Тим 4:6 ), кончины его. Примечателен при этом возвышенный взгляд Апостола, общий ему с другими священными библейскими писателями Ветхого и Нового Завета ( Ис 38:12 ; Прем.9:15 ; 2Кор 5:1 ) на бессмертие духа человеческого при тленности его телесной оболочки, как бы его временной «палатки» ( σκνωμα), и на смерть, как на «отложение» ( πθεσις) этой палатки и как «исход» ( ξοδος) духа к Отцу Небесному (ср. Ин 14 :2а.). Относительно ст. 15 блаж. Феофилакт замечает: «Некоторые понимают это с такою перестановкою: «буду стараться и после моего отшествия иметь вас всегда», т. е., каждодневно и непрерывно вспоминать, и отсюда выводят мысль, что самые и по смерти помнят остающихся здесь и молятся за живущих. Справедливость сего каждодневно усматривают те, которые призывают божественную благодать святых. Так понимают одни; но другие понимают иначе. Последние читают и понимают сей стих просто: буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда помнили это, т. е. мы непрерывно повторяем вам одно и то же для того, чтобы обратить вам это в привычку, чтобы вы через постоянное и неизменное усвоение сего избавились от обвинения в непослушании и незнании, но и после смерти моей завещание о сем хранили твердо и неизменно».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пет.1:5 .  то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 2Пет.1:6 .  в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 2Пет.1:7 .  в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Ответом со стороны христиан на действия благодати Божией не только удаление от господствующего в мире растления ( 2Пет.1 :4б), но и, главным образом, положительная добродетель в разных ее разветвлениях. Апостол в ст. 5–7 показывает степени преуспеяния. На первом месте «вера " , так как она есть основание и опора добра. На втором месте «добродетель», т. е. дела, ибо без них, как говорит Апостол Иаков ( Иак.2:26 ), «вера без дел мертва». Далее «разум». Какой же разум? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. За ним «воздержание». Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, – чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собою дар, то должно превзойти терпение. Оно произведет все, и «благочестие» умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится «братолюбие», а ко всему этому любовь…» (блаж. Феофил.). 2Пет.1:8 .  Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. 2Пет.1:9 .  А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.: Изобразив ранее ( 2Пет.1:2–6 ) благодатное состояние христиан в его идеальной норме, Апостол теперь говорит, что христианский идеал веры и жизни должен воплощаться в целой жизни христианского общества, что лишь сохранение и приумножение духовного благодатного достояния открывает путь к истинному христианскому познанию; напротив, тот, кто не имеет упомянутых Апостолом нравственных основ жизни, тот подобен человеку с закрытыми глазами. «Изречение Апостола Петра подобно сказанному блаженным Иаковом, именно: кто слушает слово, и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале» ( Иак 1:23 ), (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010