Несколько раз сверкнула быстро-быстро молния. Потом вспыхнула лампадка на гробе перед Патриархом, и те, которые стояли у окошка, увидели и закричали» (1983 г.). Посмотрите внимательно: людям благодатный огонь доставляет только радость! А теперь поразмыслим… Каждому из нас приходилось видеть грозу, и зрелище это впечатляющее. Но для удара молнии требуется столь колоссальное напряжение, что если бы «сверкающие зигзагообразные молнии» вокруг кувуклии порождались высоковольтным разрядом, все живое близ него тотчас же погибло бы. «Голубоватый облак» – это шаровая молния? Ничего подобного! При движении и взрыве шаровой молнии вылетают стекла, прожигаются предметы, погибают люди. Итак, зигзагообразное сияние есть, но нет высоковольтного разряда Голубой, движущийся шар мирно сходит на икону, и это не шаровая молния, которая подожгла бы, разнесла ее в щепки. В нашем случае мы наблюдаем «молнии» и «зарницы», не связанные с атмосферным электричеством. Это явление выходит за привычные рамки обыденного мира. Вот другие свидетельства этого события. «В этот раз ждали больше обычного, и народ уже забеспокоился, а когда по стенам кувуклии то здесь, то там засверкали молниевидные вспышки, то поднялся крик… Наш батюшка стоял близко и говорил, что впечатление было, будто сами камни колются и из них высекаются искры – сильное свечение… В этом году произошла удивительная странность: в алтаре Воскресенского храма, который находится напротив кувуклии, метрах в 20-ти, сами загорелись свечи… В то время как Патриарх вышел из кувуклии, в алтаре появился огонь» (1986 г.). Искры из камня – не обжигающие, сияющие, радостные! Три года назад в кувуклии был пожар, и последнее время она стоит закопченная, стянутая для прочности металлическими брусьями. Однако при пожаре от камней кувуклии никакого сияния не исходило. Оно исходит лишь накануне Пасхи. Кроме того, благодатный огонь невидимым образом переместился на 20 метров, и там, в другом алтаре, запалил свечи. Как он перемещается и откуда исходит? И наконец – особенно важное обстоятельство.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

   Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно ее обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения. Окончив гимн, духовенство и все участвующие в литании удаляются в алтарь храма Воскресения, а патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела. Близ отверстий кувуклии, по сторонам ее северной и южной, с тою же целью стоят по одному клирику в красном одеянии.    По входе их в святой Гроб двери его тотчас же закрываются. Армянский архиерей остается в приделе Ангела близ упомянутого южного отверстия, патриарх же идет дальше, к ложу Спасителя и, преклонив колена, со слезами молится Господу о том, чтобы Он обновил неизреченным Своим благоутробием и светом познания Своего просветил язычников, пребывающих во мраке, и чрез Свое сошествие во ад небесная, земная и преисподняя исполнил бы света; чтобы сей раздаваемый свет от светоносного Его гроба верным послужил даром освящения, исцелением от болезней, демонам — ужасом, и чтобы Спаситель благословил и освятил благочестиво к нему прикасающихся и даровал бы им ходить во свете заповедей Его, как сынам света.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Патриарх шел к св. престолу, а император отправлялся по правой стороне солеи в мутаторий с чинами кувуклия. Сняв хламиду, император оставался в мутатории до времени целования любви. Когда наступало время для целования, Патриарх посылал к императору референдария сообщить об этом ему через церемониария и препозита. Снова император надевал хламиду и шествовал, в сопровождении чинов кувуклия и чинов синклита, к солее и останавливался у алтарной преграды на том месте, где был переносный столик, так называемый антиминс, с которого потом Патриарх причащал Св. Таин императора. Когда император подходил к алтарной преграде, Патриарх выходил из алтаря и совершал целование любви с императором; за Патриархом подходили к императору для целования высшие духовные чины. Затем император отходил от алтарной преграды и совершал целование с чинами своего синклита. Они подводились рефендиарием, кланялись императору в землю (кроме праздника Пасхи, когда преклонение совершалось до колен), затем император опять удалялся в мутаторий, где оставался до Св. Причащения. Ко времени причащения, в том же одеянии и в том же сопровождении, император шел опять на солею, где останавливался Перед алтарем у столика, на котором Патриарх ставил вынесенные из алтаря Тело Христово на дискосе и Кровь Христову в чаше. Император приобщался под обоими видами раздельно по чину священническому. После причащения император удалялся в мутаторий, снимал хламиду и переходил в прилегавшую к мутаторию палату, где он вкушал завтрак вместе с 12 или 14 сановниками. Это было остатком древнехристианской трапезы любви, сохранившимся только для императора; по окончании завтрака все вкушавшие вставали; препозит возглашал «повелите», пелось многолетие и все удалялись. Император после ухода их облачался в хламиду, приглашал Патриарха, который кланялся императору, целовал его и беседовал. Оба они, сопровождаемые чинами кувуклия, отправлялись в помещение Св. Кладезя. На пороге двери в Св. Кладезь император раздавал кошельки с деньгами низшим церковнослужителям и бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Часовая стрелка показывала на 12 часов ночи, когда я, пришедши на постройки, зажег свечу в своей кельи. При этом считаю не лишним заметить, что сейчас после богослуженья потушены были все огни не только внутри кувуклии, но и на всех местах обширного Воскресенского храма, до времени явления «благодатного света» на Гробе Господнем. В Великую Субботу обедня в нашей миссии окончилась в 10-ть часов утра. Ее совершали о. архимандрит с 8-ю священниками, в числе коих был и я. В 2 часа по полудни мы отправились в Святогробский храм, для присутствования при обряде 72 получения и раздачи свящ. огня. Массы народа разных племен и исповеданий наполняли все галереи храма; негде было, как говорится, и яблоку упасть. Войска турецкие стояли шпалерами по всему протяжению храма и особенно охраняли все входы в алтарь 73 ; так как православные арабы в чаянье появленья благодатного огня выказывали избыток своей духовной радости разными конвульсивными движеньями и круженьем по всему храму. Около часу мы стояли в алтаре и нетерпеливо ждали начала религиозной церемонии; я думал, что все дело стало за нашим патриархом, но пришел, наконец, и он и уселся с архиереями на диванчике в спокойном ожиданье чего-то. Я спросил: кого и чего еще ожидают? Мне ответили, что ожидают с поклоном к греческому патриарху армянского патриарха или его уполномоченного. Но вот кавас застучал булавой по половым плитам; толпа духовных и мирян, наполнявших алтарь, расступилась и пред православного патриарха предстал армянский архиепископ за благословением к его святейшеству; воздав затем ему троекратное братское о Христе целование, с глубоким поклоном 74 , он ушел. Лишь только григорианский иерарх сошел с солеи, как священники, числом 12-ть, начали облачаться в белые священные одежды, а потом и патриарх. В это время из алтаря чрез закрытые царские врата поданы были 12 хоругвей для крестного хода. Ликовавшие арабы умолкли, все православные держали наготове пуки свеч, в каждом по 33 свечи, по числу лет земной жизни Христа; говор затих, настала мертвая тишина. Пред выходом из алтаря патриарх вручил арабскому священнику, обязательно постившемуся до этого три дня, золотое кандило, шарообразное и дырявое вверху, с большим отверстием сбоку, наполненное чистым елеем и хлопчатою бумагой, для принятая в него благодатного огня, с которым кандилом он и стал у северного окна кувуклии, а армянский архиепископ у южного – со свечами, с своим клиром и народом. Засим отверзлись царские врата Воскресенского храма, и патриарх, в предшествие помянутых священников, хоругвей и кавасов, направился к кувуклии, при пении стихиры: Воскресение Твое, Христе, Спасе, Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити, и, обошедши ее три раза, остановился против входной двери оной; хоругви отнесены в алтарь, а патриарха начали раздевать и раздели до подризника, оставив ему только малый омофор для совершения молитвы у Гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Скажите, действительно ли Благодатный Огонь на Пасху сходит чудесным образом или его зажигает Патриарх от лампады, спрятанной за движущейся иконой в Кувуклии? Здравствуйте. Скажите, действительно ли Благодатный Огонь на Пасху сходит чудесным образом или его зажигает Патриарх от лампады, спрятанной за движущейся иконой в Кувуклии? Информация встречается противоречивая. Сразу скажу: моя вера от этого не зависит, но знать хочется наверняка. Потому что если его все-таки зажигают вручную, то зачем людям пудрят мозги, в том числе и передачами по ТВ? Ответьте, пожалуйста. Юлия. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Юлия! Христос воскресе! Отзывы и сведения о пасхальном огне противоречивы, но лично мне попадалось интересное и достойное нашего внимания интервью нынешнего главы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Исидора (Минаева), где он по данному вопросу высказывается: «Здесь, на Святой Земле, по вопросу Благодатного Огня существует очень много фактов и исследований, которые разнятся между собой. Одни говорят о том, что это сверхъестественное чудо, которое происходит по нашему обычному церковному календарю, и что именно факт схождения Огня подтверждает истинность Православия (а я-то думал, что наличие любви подтверждает истинность учеников Христовых: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,35)). Другие же говорят, что в Благодатном Огне нет ничего особенного, что это богослужебный чин, во время которого читаются особые молитвы и возжигается огонь. Описание этого чина можно найти на сайте Иерусалимской Патриархии – он входит в состав вечернего богослужения Великой Субботы. Одно время он совершался непосредственно перед началом пасхальной заутрени. Сейчас совершается в два часа дня в Великую Субботу, потому что проводить его в Пасхальную ночь сочли неудобным: приходит много людей, кругом крики, толкотня, так что невозможно благоговейно

http://pravmir.ru/vopros-otvet/skazhite-...

– Об этом много написано, на самом деле, но только не на русском языке. Это исследование проводил сначала приглашенный специалист Мартин Бидл, профессор средневековой археологии в Оксфордском Университете. Он написал очень интересную книгу (Biddle, Tomb of Christ), и по его исследованию на четвертом канале английского ТВ было сделан фильм с тем же названием, который периодически появляется в Youtube, а потом опять пропадает. Эта реставрация делалась в исполнение договора, заключенного под давлением англичан ещё после землетрясения 1927 года. Мартин Бидл не принадлежит ни к Католической, ни к Армянской, ни к Православной Церкви. То есть он был лицом незаинтересованным, поэтому именно его и выбрали для исследовательской работы. Что он делал? Он, во-первых, фотографировал Кувуклию ночами на термокамеру, чтобы увидеть, что внутри нее. Какая ее часть построена, а что является частью скалы. Это было понятно по тому, как с разной скоростью остывали различные ее части вечером, после ухода людей. Кроме того, с помощью маленьких медицинских камер он смог проникнуть во все имеющиеся в конструкции щели и трещины и посмотреть, что там внутри. Кувуклия была построена впервые в IV в., затем была разрушена Аль Хакимом, построена заново в XI веке, крестоносцы ее только немного приукрасили, но, в общем, не трогали. Следующая перестройка была в XVI в., в 1555-м г., и потом уже после пожара в 1808-м – т.е. сегодняшняя Кувуклия датируется 1810-м годом (дата и подпись главного архитектора Комненоса можно прочитать, подняв глаза при выходе из внутренней комнаты Кувуклии). И именно Мартин Бидл увидел, что все эти постройки разных веков, кроме IV века, находятся внутри нынешней Кувуклии, как матрёшки. Потом пригласили специалиста из Афин, профессора технического института, Антонию Моропулу (Antonia Moropoulou), и она сняла часть конструкций и открыла эти древние слои, и в том числе была обнаружена природная скала, часть изначальной пещеры. Поэтому они, кроме окошка в глубине, сделали ещё окошко слева, через которое можно увидеть часть скалы – напротив погребальной скамьи. То есть археологи утверждают, что пещеру на этом месте частично срыли, Кувуклию построили над ней, но часть изначальной пещеры всё же сохранилась, и сегодня ее все еще можно увидеть внутри Кувуклии.

http://pravoslavie.ru/140585.html

Мне сдается, что я в громадном здании, охваченном пожаром. Огонь моментально появляется всюду; у всех горят пучки свеч; их спускают на веревках с галерей; зажженные летят вверх. Весь храм объят пламенем. Температура мгновенно доходит до 45 и выше градусов...    Солдаты, с неимоверными усилиями, едва успевают очистить путь патриарху, выходящему из Кувуклии. Бледный, со страдальческими чертами лица от глубокого душевного потрясения, патриарх медленно приближается к соборному алтарю. Так, во время оно, Моисей оставлял выси Синайские... Патриарх простирает в обе стороны зажженные свечи; кто успевает, тушит свой пук и ловит пламя патриаршей свечи...    Никак не мог себе объяснить я, как Огонь, едва замеченный в северном отверстии Кувуклии, почти в мгновение ока появлялся почти в алтаре собора. Там все свечи уже пылают в то время, когда Огонь едва стал перехватываться и переливаться близстоящим у самой часовни. У сказанного отверстия обыкновенно ожидают двое нарочных с фонарями; один из них немедленно скачет верхом в Вифлеем... Но как может другой в единый миг пронизать сплоченную массу народа и проникнуть в алтарь — остается решительно непонятным...    В алтаре патриарх отдыхает не более пяти минут и затем удаляется; мало-помалу и все духовенство исчезает из храма.    Что же произошло? Откуда же взялся Огонь у патриарха? Таковы вопросы, которые у скептика, разумеется, так сказать, на языке.    Как-то вскоре после пасхальных дней я, в числе нескольких вновь прибывших паломников, сопровождал патриарха на пути в Иерихон и к Иордану. На половине пути мы были приглашены в его палатку к обеду. Один из таких скептиков, выбрав удобную минуту, вдруг задал такой вопрос:    — Откуда, Ваше Блаженство, изволите получать огонь в Кувуклии?    Престарелый архипастырь, не обращая внимания на ироничность вопроса, невозмутимо отвечал так:    — Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освященной сверху.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Эти размышления о всемогуществе Божием несколько успокаивали меня. Однако второй голос с силой заглушал первый и прерывал то святое, которое начинало возникать в моей душе. “Все обман”, — повторял он, издеваясь, и эти слова, как эхо раздавались в сокровенных глубинах моей души. “Все обман, — повторял за ним и я. - Что-то тут не так. При чем тут свеча в Книге на Гробе Господнем, ежели речь идет о чуде? И что ты думаешь о лампаде? Я должен проверить и убедиться во всем сам, для чего свечой заложена книга и зачем стоит лампада на Гробе Господнем. И снова первый голос перебивал второй, говоря: “Разве ты не видел свечу своими глазами, Митрофан? Как же могла зажечься лампада, если свеча не была зажжена, и на ней нет никакого следа от огня, который бы свидетельствовал о том, что она горела? Почему же ты сомневаешься? Почему не веришь? ” Однако навязчивая идея, появившаяся во мне, не давала покоя. “Я должен сам во всем убедиться, — повторял я самому себе, — я должен увидеть, что происходит в тот момент, когда двери Кувуклии закрываются”. И в моем беспокойном мозгу снова и снова возникали сомнительные помыслы терзавшие меня. Одним из основных вопросов был тот, на который я был бессилен ответить и не мог забыть. Касался он присутствия в Кувуклии строгого наблюдателя — иноверца, следившего за Патриархом. “Если бы тут имел место обман, — думал я, — разве он бы не обнаружил его? Некоторые, правда, называют все это “издевательством и сговором…”. Но с кем тут сговор? Еретики ведь не шутят. Они напряженно следят за Патриархом и если бы заметили обман, то уж не преминули бы очернить Православие. И, несмотря на все эти здравые рассуждения, я пытался найти разрешение всем своим сомнениям сам, так как мои вопросы оставались пока что без ответа. Порой мною овладевало полное равнодушие, наступало томительное бездействие, и все же я чего-то ждал. “Я должен сам во всем убедиться, — повторял я про себя, как второй Фома неверный, — я должен увидеть своими собственными глазами, что происходит в Кувуклии при закрытых дверях. Только тогда я смогу поверить”. И я стал поджидать благоприятного момента для осуществления этого моего решения. Дерзновенный план

http://azbyka.ru/fiction/ya-videl-blagod...

За ним проследовали иерархи, среди которых я сразу узнал Екатеринбургского владыку Викентия. Дальше то, что происходило около кувуклии, было доступно нам, стоящим в храме, лишь в пересказе наших новых друзей-греков. А в это время крестный ход трижды обошел вокруг кувуклии; затем Патриарха разоблачили до подризника, и он вошел внутрь. По-моему, именно в этот момент в храме выключаются все паникадила и всё освещение вообще. Он сразу становится тёмный и холодный. Удары колокола. Гул толпы мечется между стен храма, как прибой между волнорезами. Пару раз всплескивалась «ложная тревога» — кому-то казалось, что огонь уже сошел. Не помню, продолжали ли свои речевки арабы, но сейчас мне кажется, что в тот момент молчала «вся плоть человеча». Это и есть — «преблагословенная суббота, в нейже Христос, уснув воскреснет тридневен»; это любимый мой день в году… Как сошел огонь, я не знаю. Не видел я язычков пламени, которые, как свидетельствуют, появляются под куполом храма или бегают по самой кувуклии. Мы, стоявшие в небольшом отдалении, сначала услышали , что огонь сошел: вся собравшаяся в храме «плоть человеча» в какой-то момент так выдохнула, что казалось — началось небольшое землетрясение. Всё, что происходило потом, я комментировать не стану — смотрите сами. В самом начале сквозь храм через центральный проход пробегает человек со свечами, зажженными от свечей Патриарха, и бежит прямиком в алтарь. Потом в храм выплескивается вторая волна огня. И эта волна — главная сила. А это мой слегка ошалевший новый друг Анджело. Так же, как и я, впервые увидел чудо сошествия Огня. От моря огня в храме сразу стало жарко и дымно. Пахло воском и парафином и еще чем-то теплым. Воздух загустел и слоями, как отсыревшая вата, повис над головами. Из-под купола выстрелил в пол потрясающей силы сноп света. Его увидели все, кто был в храме. И все, у кого были фотоаппараты, сфотографировали эту красоту. У кувуклии сразу стало посвободнее: Патриарха после схождения Огня сразу уводят в алтарь, и народ тут же устремляется к выходу из храма. Я протолкнулся вперед и снял кувуклию, в которой «торчал» еще один луч света.

http://pravmir.ru/za-blagodatnym-ognem-c...

Реставрация длилась девять месяцев, стоимость работ составила около четырех миллионов евро 23 марта. ПРАВМИР. Торжественную церемонию освящения отреставрированной Кувуклии – часовни над Гробом Господним в Иерусалиме – провели патриарх Константинопольский Варфоломей и патриарх Иерусалимский Феофил. В церемонии приняли участие представители Армянской и Римско-католической церквей, которые совместно с православным Иерусалимским патриархатом опекают святыню. «Восстановление Кувуклии касается не только православной церкви, но и всего мира. Святыня останется будущим поколениям», — сказал патриарх Феофил. Реставрация длилась девять месяцев, стоимость работ составила около четырех миллионов евро. В ходе работ был демонтирован окружавший Кувуклию с 1947 года металлический каркас, а каменный фасад святыни очищен от копоти, образовавшейся в результате зажигаемых паломниками свечей. Кроме того, реставраторы прорубили окно, которое впервые позволит посетителям храма взглянуть на гробницу Спасителя, отмечает ТАСС . «Работы эти были вызваны к жизни объективными обстоятельствами, поскольку опасность разрушения, даже гибели людей, которые присутствуют там, была реальной. Подвижные слои, на которых стоит Кувуклия, в любой момент могли вызвать ее разрушения», — сообщил глава Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), его цитирует РИА Новости . В своем нынешнем виде Кувуклия была возведена в 1810 году. В предпасхальную субботу в Кувуклии происходит схождение Благодатного огня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 марта, 2016 8 декабря, 2016 15 декабря, 2016 15 апреля, 2023 16 апреля, 2022 11 сентября, 2021 27 июля, 2021 1 апреля, 2021 15 марта, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/chasovnya-nad-grobom-g...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010