…Вот на праздник я написал Вам такое грустное… Святые отцы в скорбях советуют поделиться с братьями. Ну, я и поделился. Не прогневайтесь. А. Вениамин Христос родился! (Приветствие у сербов.) Пишу в ожидании поезда, на вокзале… Пишу лишь об одном: какую благодать даровал мне Господь на Рождество!.. Много… Более, чем я заслужил… Еще раньше праздника я утешался, слушая, читая и поя стихиры. Иной раз хотелось заплакать от радости при созерцании таинства воплощения Бога. Самые обыкновенные и простые слова трогали сердце. А литургию служил с сокрушением духа, при сознании своего недостоинства. Но сокрушение было не угнетающее, а мирное; даже укрепляющее. Неожиданно для себя я решил говорить слово… И говорил со слезами: все время переживая радость от воплощения Божия. Я говорил о том, как человечество стало расцветать душевно с воплощения Христова! А до этого оно умирало. И расцветало разно: вот – смиренные христиане – и подвижники, и миряне; вот – горящие любовью к Богу мученики; вот – чистые святые святители; вот – мирные простые люди; вот – кающиеся грешники; вот – терпящие свои болезни; вот – борющиеся с врагами; вотвсегда радующиеся; вот – сладко плачущие; вот – ищущие себе скорбей: и такие – на удивление миру – были; вот – юродивые, мудрые «безумцы»; вот – рыбаки апостолы; вот – ученые, гениальные; вот – уходящие в пустыню; вот – рабы Божии в браке и деятели мира; вот – неизвестные людям, скрывающие себя, подвижники; вот – чудотворцы, уму непостижимые; вот – бедняки нищие; вот – князья и цари; вот – разбойники, сделавшиеся потом руководителями других; вот – сенаторы и царедворцы, убежавшие от мира… Поистине можно сказать с апостолом Павлом: их весь мир не был достоин ( Евр. 11:38 ). Это все цветы и плоды воплотившегося Господа! И за них одних нужно петь, и поется: «Слава в вышних Богу». К моему утешению, причащался горящий верою послушник… Рукополагал я препростого монаха… Все это так насытило мою душу благодатию Божиею, что я готов был считать как бы уже совершившимся для себя. Как премудро Церковь совершает предпразднство! И человек постепенно вкушает духовное питие, мало-помалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В Его облике, в чертах лица, особенно в глазах, в движениях, просвечивала вот эта Его неземная, Божественная природа: Сила отъ Него исхождаше и изцляше вся (см. Лк. 6:19 ). И женщина по вере своей . Что она внутри себя ? «Если коснусь только – исцелею». И по вере её Господь дал ей такое исцеление. А, чтобы её показать, силу её веры, Он говорил слова: Кто прикоснулся ко Мне? Ибо Я почувствовал силу, исшедшую от Меня (см. Лк. 8:43–48 ). Никакой силы не исходит. Это Источник неистощимый! Но для того чтобы обнаружить эту женщину и показать её веру безпредельную, вот Он сказал: Я почувствовал силу. И ей пришлось себя объявить. И ей пришлось . И вот Он приводит её в пример несокрушимой такой веры. Следовательно, . Вот Он приходит креститься. Иоанн Предтеча подписывает Ему смертный приговор, указывая: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи (см. Ин. 1:29 ). Раз он Его сравнил с ветхозаветным жертвенным животным, то он этими словами подписал Ему и приговор смертный. Потому что назначение агнца – быть жертвой. Все поэтому жертвы, какие приносились, вот, в Иерусалимском Храме – а к этому и сводился их культ, – они указывали на жертву Христову. Об этой жертве Христа скажет Апостол Пётр в Первом своём Соборном Послании. Скажет, что мы искуплены дорогой ценой. Не кровью вот этого тельца или агнца, но кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, закланного прежде создания (см. 1Пет. 1:17–20 ). И вот теперь этот Агнец предстоит; на Него указывает Предтеча, чувствуя, что перед ним Божество, он отказывается Его крестить и говорит: Я должен креститься у Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? А Господь как бы в контексте вот этого пророка Малахии говорит: Ты поставлен приготовить путь передо Мною. Ты определён Богом явить Меня. Поэтому крести Меня, Иоанне, без всяких рассуждений. Сейчас не время рассуждать, кто выше, кто ниже, а вот крести! (см. Мф. 3:13–15 ). И во время Крещения, сказано, когда Он зашёл в воду – вот тоже большая проблема: на картинах этих вот, эпохи Возрождения, вы видите, что Он стоит по пояс в воде. Но крещение должно быть обливательным или погружение должно быть полным? Вот целые споры и дебаты на сей предмет. Традиция восточная стоит на такой позиции: поскольку крещение собой знаменует новое рождение к новой духовной жизни, то погружение в воду с головой свидетельствует, говорит о смерти. А вот исхождение из воды – о воскресении, о возрождении. Это человек рождается, в купели в новую жизнь. Это баня пакибытия 5 . Новое рождение. И те, кто во Христа крестились, должны быть облечены во Христа 6 . Вот это большой вопрос: креститься вы все крестились, а представляем ли мы из себя чадо Христово по благодати, вот новое творение? Ведь выходит из купели новое творение. Се, творю все новое (см. Откр. 21:5 ), – вот в таинстве-то крещения что происходит! Вот, если и креститься под старость, считая, что уж, да, поживу в своё удовольствие, но из купели выйду чистым – это всё человек вот доводит до абсурда, ища выгоду даже в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Умение отбрасывать, умение концентрироваться и вот это — с радостью. И конечно, когда… вот в детстве, я вот вспоминаю многое, какие-то вещи такие непотребные, я только сейчас это осознаю. Можно было бы это не делать — где-то внутри обмануть, схитрить … И вот, осознавая это, я как бы таким вот: ну Господи, ну прости меня, ну вот так вот, ну вот такой вот, по незнанию. Потому что по незнанию. Правда, тебя незнание закона, так сказать, наказание. Все равно хоть как-то, что-то, какое-то внутри облегчение получаешь, когда… Понимаете, вот как вот ты исповедовался… Но исповедание — это уже большое что-то. Вот я сам ощутил только у Гроба Господня, когда умылся первый раз, и вот это я сказал. Что такое исповедаться? Это осознать — и никогда не повторять. Осознать свое вот это неправильное… И даже в мыслях даже не подумать. Вот она подходит — и отталкивай, бежать как от чумы, вот так вот это все, лучше руку отрезать, все, осознать — все. Осознал — и навсегда. И вот это держать. Знаете, как тяжело! Ох тяжело, тяжело. Так хочется… Это тяжело. Я на самом себе это испытывал. И каждый раз… я вот помню, когда я… у Гроба Господня когда это осознал, исповедался, и вдруг я попытался, попытался только, попытался чуть-чуть как бы: ладно, э-э-э — я получал такой удар мощный, ах! Машина вдребезги, всё, я ничего. Так сказать: золотой, пока машину разбили, прекрати. И понимаете, я сразу менялся, и все, опять становилось все в норму, все, все. Не имеешь права, уже здесь нельзя... хитрить, как бы ты сам перед собой, здесь у тебя общение идет, здесь внутреннее… Юрий Дмитриевич, позвольте еще о животных у вас спрошу. Такой вопрос — если по каким-то причинам вы не захотите отвечать, то полное, естественно, право ваше. У меня многие друзья, которые любят животных, действительно любят, они категорически не принимают цирк, где работают с дикими животными. И они убеждены, что, собственно, единственный способ заставить — если мы говорим прежде всего о медведях, тиграх — их что-то в цирке делать, — это бить.

http://foma.ru/222208.html

Нет... подождите... Так... а вот что мы должны делать? Вот у нас у всех есть там дети и все. Вот правильная половая идентификация: как она должна выстраиваться? Ой, батюшка, сейчас ведь начну говорить... Зададим вопрос, да? Ну, первое, что... Вот знаете, много лет назад я как бы... наверное, вот это – первый призыв в 90-е годы, в церковь мы пришли – и я помню, в 1991 году отец Дмитрий Смирнов как-то так, на какой-то конференции сказал: «Ну, мы рукоположили всех мужчин, не имеющих канонических препятствий, потому что священников-то не было – вот мы их всех рукоположили, они у нас сейчас все служат, вот слава Богу, у нас не осталось как бы вот кандидатов, которые могут быть священниками, и еще нерукоположенных». И тогда мне казалось, что вот оно, возрождение-то церковное, так здорово! А потом вот, работая в том числе в наших образовательных учреждениях, воспитательных, я вдруг начала понимать, что это – огромная проблема. Мальчишки видят образцы– священников. А это – харизма, извините. Это – харизма. У священника есть определенный как бы свой образ, определенные, я бы сказала, ограничения моего ожидания к нему: я же как бы не дам ему тяжелый чемодан и скажу: «Батюшка, несите». А будет передо мной человек в штатском – я скажу: «Вот, ты – мужчина? Вперед, с песней – давай, неси!» И так далее. И вот это отсутствие образцов мужчин, но не священников... И потом как раз девчонки мои писали курсовые дипломные по детским нашим домам, и говорили, что «у нас любой сторож, любой водитель, если появляется, он становится уже образцом для мальчишек, и поэтому мы очень серьезно относимся к тому, кто же к нам пришел, потому что да, это вот – мужское поведение, деятельность, культура выражения, культура общения и так далее. Вот... И это, конечно, как в сообщающихся сосудах как бы: мужчина начинает появляться там, где есть настоящие женщины. Да? Тот же самый упрек и к нам тоже, надо быть более женственными, нежными, терпеливыми, хозяйственными и так далее с тем, чтобы вот росли эти образцы мужественности рядом с нами. Но проблема серьезная, проблема – в деятельности. Ну, я далека от идеализации, что там когда-то были времена, когда мужчины в поле выходили, там пахали, косили, а мальчики по ним брали эти образцы – да? Разное все было... Но, тем не менее, дифференциация труда сейчас – вот все сидят за компьютером, все сидят за баранкой машины, передвигаясь. Вся работа у нас вот такая: как бы в деятельности профессиональной все меньше и меньше вот этих вот полуролевых матриц мы можем показать детям...

http://pravoslavie.ru/73929.html

Хорошо теперь воспользоваться словами блаженного Павла и сказать:«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Вот Иуда, сожалевший об Иосифе, делается предметом сожаления! Вот Рувим, сын Иакова, или, лучше, потомок Рувима причиняет скорбь потомку Иуды! Вот дар Каина не принятый! Вот праведный Авель получает от Бога свидетельство на дарах своих! Вот исполнилось прошение и желание Давида, который говорит: „Отврати от меня поношение и посрамление» ( Пс.118:22 ). Вот Иоаким и Анна возносят молитву, а Вседержитель Бог сообщает милость! Вот, Создатель приготовляет новый ковчег, несравненно лучший не только Ноева, но и Моисеева: ибо этот устроен был для принятия закона, а тот устрояется для принятия Бога. Вот корабль, плывущий по морю и ищущий груза, стоящего большого иждивения. Иоаким и Анна ищут обыкновенного плода человеческого, а получают раковину, имевшую бессменно произвести на свет небесную и драгоценную жемчужину – Христа Бога нашего. Вот Иоаким и Анна, умоляющие Бога, тот с постом на горе, а эта в саду, получают вместилище Того, кто поставил горы и насадил сад. Вот слышится в саду радостное благовестие о возвращении людям древнего сада. Вот плач обращается в радость и сетование в веселье. Вот воздыхание и слезы временные, а радость неизглаголанная на веки. Вот поношение безчадия отнято, и вот приносится Богу неотъемлемый дар, содержащий, во чреве, невместимого Бога. Вот Исайя предал забвению деревянную пилу, Иеремия – смрадный ров и Даниил – львов, и забыли они о великих скорбях своих, когда предсказания их в точности исполнились: ибо о блаженной Анне сам Исайя восклицает: „Возвеселись, неплодная, нерожавшая» ( Ис.54:1 ). Бог расцветший и жезл Ааронов полагается в ковчеге, окованном со всех сторон золотом. Вот расцветает другой жезл, не рубленный и неизъяснимый, которого никто из людей не может носить в пути, потому что он сам понес Того, Кто носит все ( Евр.1:3 ), Кто небо измеряет пядью, и Чьи руки устроили сушу ( Пс.94:5 ). О чудо! Тот Иуда, который некогда сохранил Иосифа от смерти, а отца и братьев избавил от жестокого голода, теперь сам подвергается поношению. Но зависть братьев довела Иосифа до царского достоинства, а семя Иуды, преследуемое от семени Рувимова завистью и поношением, произрастило Деву – Царицу и Вечного Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот ревнитель огненный. Он ревностью своей, вот, импонирует нам. Он не знает компромиссов. Никаких компромиссов не может быть с теми, которые отступили от Бога и служат Ваалу или Веельзевулу. И нечего их жалеть. Вот это не религиозный экстремизм, нет, это не вакхабизм, а это действительная ревность о Боге Живом. И вот, в пророках Моих не лукавствуйте (см. 1Пар. 16:22 ). Вот, следовательно, если Господь ученика Илии, Елисея, – также дети смеялись: «Иди, иди, плешивый!» – Дети кричат на пророка: – Иди, иди, плешивый! И проклял их именем Господним, и вышли две медведицы, и растерзали сорок два вот таких отрока (см. 4Цар. 2:23–24 ). И не миндальничали: да как это!? Что это за жестокость? А никакой жестокости нет в этом. А вот третий пятидесятник со своим пятидесятком оказался разумным человеком, тайно верующим; и при дворе Охозии и Ахава, несмотря на всеобщее увлечение культом Ваала под влиянием жены Иезавели Ахавовой, были тайные рабы Божии, о которых не знал даже и пророк-то Илия: Господь сохранил в то опасное время до семи тысяч тайных рабов, которые не преклонили колена пред Ваалом (см. 3Цар. 19:18 ). Вот это – тот святой остаток, который всегда сохраняется! Вот и здесь – мы живём, благодаря какому-то святому остатку, который есть в Петербурге и области – действительно, святых людей, ради которых и существует этот мегаполис! И существует этот мегаполис. Если бы Господь не оставил нам остатка, – скажет Исаия, – мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре (см. Ис. 1:9 ). Вот видите! Вот эта тема остатка. Всегда находятся святые люди, которые живут как бы вне времени и пространства. На них не влияет эта вот вся жизнь. Они как бы вот вне всего этого. И молитвой своей, и благочестием своим сохраняют, вот, Прочитайте житие матушки Макарии. Вот там приводятся примеры, как она своей молитвой отвела в каком-то году от Москвы эту беду, когда половина Москвы могла провалиться, а она своей молитвой . Вот это остаток. Святой. А вот третий-то был вот из такого рода. И, хотя он и воин был, смотрите – а что он? Пал на лицо! На лицо, на колена свои перед Илиёй, и умолял его, и говорил ему уже по-настоящему: « человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих – сих пятидесяти Ведь мы подневольные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот скажите, и другой также вышел вон и шед, удавися (см. Мф. 27:5 ). Вот почему произошло такое? Один шед, плакася горько, . Вот, есть какой-то момент для этого очень важный, и вот этот важный момент, как мне думается, заключается в том, что в Евангелии от Луки Господь скажет: Петр, вот сатана просил вас отдать ему, чтобы он просеял вас, как просеивают сквозь решето пшеницу, чтобы узнать, какие вы в действительности ученики. Но я молился о тебе, Петр, чтобы не оскудела вера твоя (см. Лк. 22:31–34 ). Вот Сын Божий молился о Своём ученике, чтоб не оскудела . Вот молитвой-то Его, он и шед, плакася горько. А вот тот шед, удавися, а ведь также принёс покаяние (см. Мф. 27:3–9 ): – Согрешил, предав кровь Неповинного. – Что нам до того? Смотри сам. Вот вам, пожалуйста. И шед, удавися. Ну что вот сказать на всё это? Вот смотрите, что может произойти с человеком, если он надеется на себя, на своё мужество – подведёт это мужество. Кто молился: «Господи, не оставляй меня, ибо я Тебя тут же предам», кто вот так молился – «не оставляй, меня, Господи, ибо я могу Тебя сразу же предать»? Поэтому, какая мера нашей веры вот в настоящее время – мы и сказать не можем, потому что за исповедание никого никуда не влекут, не вызывают, не лишают работы, как было некоторое время . Ну, и поэтому можно говорить, и все заговорили – и вслух – о безбожной власти, о гонениях, о прочем. А тогда об этом все молчали. Все молчали. Вот архимандрит Августин (Никитин) , он специалист по сектам, по сектоведению. Он написал книгу воспоминаний о митрополите Никодиме: «Митрополит Никодим» – может быть, читали кто? Вот в этой книге он показывает, какие были обстоятельства и гонения, и что творили уполномоченные, и как перед ним лицемерили многие. Это сейчас мы стали смелыми, а тогда сидели тихо и боялись. Поэтому дар исповедничества – это также даётся дар. Вот Максим Исповедник , исповедничеством занимался. Вот он исповедник – и у него отрезали за это язык. Кто отрезал? Свои – христиане, – а не язычники. Так вот: Я молился о тебе, Петр, чтобы не оскудела вера твоя. В силу этого – если мы не заинтересованы в этом, – мы никогда не будем этого факта выдвигать на авансцену. А какой будем факт выдвигать на авансцену? Его, Петра, исповедание. И на этом исповедании – Ты– Христос, Сын Бога Живаго – построить эту Вавилонскую башню о непогрешимости Петра и его главенстве: Князь Апостолов. И эта непогрешимость в делах веры автоматически переходит на его преемника, то есть в том числе и на римского Папу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот поди сейчас разберись! А как мы можем с вами разобраться? Это надо, во-первых, знать хорошо историю, столько перечитать! А этих историков, которые писали на эту тему, – тьма. Вот удобее молчание (см. Задостойник праздника Рождества Христова) – не знаем, что и сказать. Ну а вот ваше мнение: кто Иван-то Грозный? Нужно его канонизировать? Нужно канонизировать Распутина? Вот, он уже изображён . Патриарх сказал, что не может быть и речи о канонизации. Не может быть и речи. Но тут, вот, мы не читаем прессу оппозиционную, вот, наверное, «Русь Православную» читаете. Знаете такого Душенова Константина? Вот он пишет в «Русь Православную», издаёт газету. Ну так вот, он приводит на страницах-то: сколько епископов не согласны с позицией Московской Патриархии, и считает, что образ Ивана Грозного искажён, тенденциозно искажён, что не совершал он таких , не было такого, что его вставить надо в раму и в иконостас. Ну, а вот Григорий Распутин – также. А вот тут спекулируют и на авторитете отца Николая , изображают, что и у него в углу при жизни стоял этот портрет, и в руках он держит. И на Афоне выпустили атлас Афонский – может быть, видели? С полстола вот такая с прекрасными литографиями . Там также все афонские монахи держат в руках икону Страстотерпцев Царских. Также сколько копий-то ломали : нужно ли причислять к лику святых или нет. Также мнения-то ведь разделились. Как смотреть на отречение, и было ли оно? Вот когда этот вопрос задавали покойному владыке Иоанну, он говорил, надо выяснить со всей определённостью: было ли отречение. Как рассматривать это отречение: как предательство или как что. И было ли оно? А его, может быть, и не было. А этот текст был составлен кем-то, помимо Его. Вот поди сейчас, маши руками. Вот и переругаемся все. Вот и все переругаемся. Почему? Потому что где сокровище ваше, там и сердце ваше. Так. Читаем дальше – ещё немножко: пять минут, и мы уйдём. Так]. От Каиафы повели Иисуса в Преторию. [Скажите – суд у Каиафы Иоанн опускает. Значит, нам нужно смотреть с вами Матфея. Вот у Матфея суд у Каиафы. Вот отсюда и проистекает необходимость листать всех].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Слушали тех, кто чешет ухо, кто льстит. Придворных слушали – придворных льстецов, лжепророков, вот которые льстят слуху и говорят, что желательно. Вот так Ахав и этот и говорил: «Есть у меня один пророк, но он никогда не говорит обо мне ничего хорошего. Поэтому я его держу в темнице». Вот вам и всё. Вот. 6-й стих, вот этот Иорам – восемь лет: «И ходил он путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, – потому что дочь Ахава была женою его». Вот видите! И она им и правила. Вот роль женщины – она может и действительно быть спасительницей для мужа! Вот жёны, о каких говорит Апостол Пётр. Вот, чтобы вы не обижались, что из-за жены он пострадал, – это дурной пример. Но нам нужно посмотреть хорошие примеры. Это вот заложите, а 1-е Послание Петра Соборное вы откройте. И вот пример для подражания, смотрите – Господи, помилуй, – вот он. 1-е Петра, 3-я глава: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них [мужья], которые не покоряются слову [Евангельскому слову], житием жен своих [без всякой проповеди] приобретаемы были [вот жизнь! Нет ничего светоноснее благочестивой жизни. Самый сильный аргумент – благочестивая жизнь. Так вот, муж без всякой проповеди, без всяких священников и наставлений церковных через житие жены своей может прийти к вере], когда увидят ваше чистое богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но [а вот дальше – определении религии. Что такое религия?] сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом [вот определение: всё внутри, сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом]. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином [Она так и говорила: А господин мой стар (см. Быт. 18:12 )]. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам в благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. [Нельзя ругаться между собой. Нельзя мужу с женой ругаться – это препятствие в молитвах! Всё равно надо примириться – по крайней мере, до захождения солнечного (см. Еф. 4:26 )]. – Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И вот в силу того что вот – такие рассуждения: а зачем продлевать бездельную жизнь, зачем на человека тратить дорогостоящие уколы, лекарства, когда , если он просит – удовлетворить его просьбу и прекратить его жизнь, никому не нужную, – она и ему в тягость ! Вот мы не имеем так права с вами рассуждать. В лучшем случае, если непереносимые страдания, давать просто вот наркотические обезболивающие средства; но умерщвлять – такого права не дано никому: ни врачам, ни самому человеку. Апостол Павел всю жизнь нёс эту скорбь – жало в плоть (см. 2Кор 12:7 ), – и как он страдал, как он говорил: Вы приняли меня как Ангела Божия, хотя во внешнем моём облике, когда я был у вас, и было это обострение болезни, и смотреть-то на меня было неприятно. Но вы не презрели страдания моего по плоти, а приняли меня как Ангела Божия и готовы были вырывать свои глаза, чтобы дать их мне (см. Гал. 4:13–15 ). Очевидно, у него такое глазное , глазная была болезнь, и обострение её такое, что невозможно от боли, от воспаления, было и смотреть. И он говорит: Вы не возгнушались видом моим. Ну действительно, какой это проповедник, какой это Апостол, который сам-то ходит едва живой, сам себя исцелить не может. И действительно, других исцеляли, а самих себя не могли исцелить: Трижды просил я Господа об исцелении, но услышал ответ: не проси о сем (см. 2Кор. 12:8 ). Вот есть болезни, которые посылаются промыслительно. Человеку определено: болеть, не вставать с одра болезненного! А вот других исцеляет. Сам себя исцелить не может! Не нужно искать самим болезней. Если мы виновны в своих заболеваниях – некого винить. Промысл Божий нечего винить – виновны сами и должны нести эту вину свою. А вот когда они посылаются промыслительно – вот тогда это спасительно; а когда сами наживаем эти болезни – это вовсе не спасительно; но нужно тогда просто терпеть, а не озлобляться. Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа? Вот это в слове Иоанна Златоуста на Пасху. А ведь эти слова находятся у пророка Осии! Вот пророк Осия предсказал о воскресении: ад, где твоя победа? Смерть, где твое жало? (см. Ос. 13:14 ). Нет. Сокрушил Господь жало смерти. А жалом смерти является грех (см. 1Кор. 15:56 ). Вот, как у змеи – отравляется укусом и умирает человек, так вот такой яд содержит, подобно жалу ядовитому, грех. Но поскольку в Спасителе не было не только греха, но и тени греха (ср. Иак. 1:17 ) – Его тела не коснулось тление, а Его душа оказалась свободной, и ад её не мог удержать, – вот в лице Богочеловека мы видим полное торжество над смертью и адом. А чтобы мы не сомневались в этом, Господь воскрешал и мёртвых – при жизни и в момент Своей смерти – многие телеса святых усопших восстали и явились многим (ср. Мф. 27:52 ). Вот, что можно сказать на тему о воскресении Христа и связанную с ним вот, тему о нашем всеобщем воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010