Октябрьскую революцию Пальмов воспринял, как крах всех своих стремлений. Духовные академии закрывались, работать над прежней тематикой не было перспективы. К душевному угнетению прибавились бытовые трудности. В 1920 г., придя в Богословский институт читать лекции, Пальмов почувствовал себя плохо и скончался на руках своих друзей и учеников 30 . Его коллеги и единомышленники опубликовали в газетах и журналах некрологи и статьи 31 об ученом, которые представляют собой ценный источник сведений о его жизни и творчестве. 3 См., напр.: Липатникова Г.И. К изучению гуситского движения в русской дореволюционной историографии. Вопросы истории славян. Воронеж, 1963; Lapteva L. P. Der russische slavist I. S. Palmov (1856–1920) und die Sorben/Lëtopis Reihe. B, 1976. 23/2. S. 151–160; Idem. Ruskÿ slavista I. S. Palmov a jeho styky s Cechami. Ceskoslovensko-sovëtské vztahy. 1980. 9. S. 129–159; Лаптева Л. П. Община чешских братьев в освещении русской историографии XIX – нач. XX в. Folia Historica Bohemica (далее FHB). Praha, 1990. 13. S. 369–425; Она же. Русский ученый И.С. Пальмов , как исследователь Общины чешских братьев. Балканские исследования. М., 1997. Вып. 17. Церковь в истории славянских народов. С. 53–65; Она же. И.С. Пальмов и изучение им славянства в ходе заграничных поездок. Славянский мир. Проблемы изучения. Тверь, 1998. С. 99–109; Она же. История славяноведения в России в XIX веке. М., 2005. С. 400–431; Она же. Профессор И.С. Пальмов и его исследование церковной истории зарубежных славян. Вестник церковной истории. М., 2007. 3 (7). С. 196–220. 6 Пальмов И.С. Вопрос о чаше в гуситском движении. СПб., 1881. С. 124–138, 234, 256, 356–371, 480, 547 и др. 7 См.: Лаптева Л.П. Петр Хельчицкий в освещении русской дореволюционной историографии//FHB. Praha, 1985. 14. S. 175–234. 9 См.: Новый сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В.И. Ламанского. СПб., 1915. 10 Лаптева Л.П. Община Чешских братьев в освещении русской историографии XIX – начала XX в. S. 369–425.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pr...

Достигнув глубокой старости, он в 1406 г. мирно отошел ко Господу. _______________ Определение Священного Синода Православной Церкви Чешских Земель и Словакии от 12.06.1994 г. Священный Синод Православной Церкви Чешских Земель и Словакии на своем заседании 12 июля 1994 г. в Вилемове (Чехия) постановил на основании волеизъявления 8-го поместного собора и по результатам комиссии по канонизации торжественно провозгласить Ростислава, князя Великой Моравии, святым благоверным князем. Святой князь Ростислав оставил по себе добрую память в сердцах наших народов, а также в сердцах всех славян. Церковное Предание говорит о нем как о князе, промыслом Божиим выбранном, чтобы позвать для проповеди христианской в наших землях в IX столетии святых равноапостольных братьев Кирилла-Константина и Мефодия с их дружиной из Византии, от них же православная вера и набожность как добрый закон жизни распространялась. Желанием святого Ростислава было, чтобы святые Кирилл и Мефодий для наших предков на Великой Мораве, а потом и для всех славян, которые были бы верны православной традиции, основали народную православную Церковь, которая вошла бы в семью святых православных Церквей. К тому святые братья положили основание тем, что учили наших предков возносить молитвы Богу на языке родном, старославянском, учили жить народ по Евангелию и следовать житиям святых, которые также были переведены на родной язык с языка греческого. Тем самым культура наших народов была поднята на высший уровень и сохранена их самобытность. Князь Ростислав был по воле Божией инициатором и заступником этой святой миссии. Поэтому ему, как и остальным князьям, которые просветили свои народы светом Христовой истины, принадлежит наше почитание. Священный Синод Православной Церкви Чешских Земель и Словакии решил, чтобы провозглашение князя Ростислава святым произошло 29 октября 1994 г. в Кафедральном храме святого Александра Невского в городе Пряшев (Словакия) и на следующий день, 30 октября 1994 г. в Кафедральном храме святого Вячеслава Чешского в городе Брно (Чехия). Священный Синод также постановил, чтобы днем памяти святого благоверного князя Великой Моравии Ростислава стал день 28 октября 31 .

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОМЕНСКИЙ Я. А. Коменский (т. н. Портрет старика). Ок. 1660 г. (?). Худож. Х. ван Рембрандт (Уффици, Флоренция) Я. А. Коменский (т. н. Портрет старика). Ок. 1660 г. (?). Худож. Х. ван Рембрандт (Уффици, Флоренция) [чеш. Komensky; лат. Comenius] Ян Амос (28 марта 1592, Нивнице, близ совр. г. Угерске-Градиште, Чехия - 15.11.1670, Амстердам), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки. Сведения о месте рождения и наст. фамилии ученого вызывают споры. В разные периоды жизни К. подписывался как Comenius, Nivnicensis или Hunnobrodensis, постоянным было только добавление Moravus. За право называться его родиной спорят 15 моравских населенных пунктов. В кон. XVI в. Моравия была одним из крупнейших в Европе центров религиозной активности. В 1596 г. папский нунций, посетивший Моравию, насчитал там ок. 70 ересей и сект. Католики составляли в то время не более 10% населения королевства Богемия и Моравского маркграфства. Остальное население считалось протестантским и делилось на лютеран, кальвинистов, социниан-антитринитариев, гуситов новоутраквистов и староутраквистов, иренистов, юнионистов и др. К. с рождения принадлежал к Общине чешских братьев (они же богемские братья, моравские братья, Церковь Моравии, Братское единение - Unitas Fratrum и т. д.; до 1609 находились на нелегальном положении), которые были одним из крупнейших религ. объединений в стране, равным по численности католикам. В 1579-1594 гг. в Кралице чешские братья издали в 6 томах собственный перевод Библии (переизд. в 1596 и 1613). Кралицкая Библия (в редакции 1613 г.) остается самым популярным чеш. переводом Св. Писания. Детство, юность, начало научной и педагогической деятельности (1592-1628) К. род. в семье мельника Мартина Сегеша из Комни. В 1602-1603 гг. скончались отец, мать и двое братьев К. Над ним и его сестрой Маргаритой было назначено опекунство, детей забрала к себе в г.

http://pravenc.ru/text/1841832.html

Перед смертью Церковь-мать хочет разделить свое духовное богатство и опыт между своими детьми и друзьями: верным детям - надежду на Вечное царство, неверным - плач и покаяние. Она советует проповедникам служить Христу, где можете, в любой протестантской Церкви, которая согласится вас принять, а верующим - «присоединиться к общине, в которой увидят истину Христова Евангелия, молиться за мир для нее и заботиться о ее возрастании в добре, даря другим свет как добрым примером, так и искренними молитвами, чтобы улегся Божий гнев на христиан. Отдельным церквам она передает собственный духовный опыт, но также критику и советы. Чешскому народу оставляет свое духовное наследие, сохраненное в тяжелые времена и умноженное трудами ее сыновей». К. не видит будущего для чешских братьев, но верит в будущее чеш. народа. Церковь оставляет потомкам «любовь к чистой правде Божией, что нам первым среди прочих народов начинал являть Господь устами учителя нашего Гуса», и главнейшее достояние - Кралицкую Библию. К. завещает потомкам от имени общины «заботы о чистоте и блеске и возделывании нашего возлюбленного и дивного отечественного языка - в чем были особым тщанием славны сыны мои в прежние времена, когда говаривали мудрые, что нет лучше чешского языка, нежели у братьев в книгах их». Из этого перечисления становятся ясными и приоритеты самого автора. В завершение он упоминает о необходимости сохранения братских школ: «Потрудились иные мои сыны и изобрели для лучшего обучения юношей метод, который начали перенимать остальные народы, невзирая на исповедание их». В 1650 г. К. получил приглашение трансильванского кн. Сигизмунда Ракоци, к-рый покровительствовал осевшим в Венгрии остаткам общины чешских братьев, перебраться в Шарошпатак для работы в протестантской кальвинист. гимназии. В 1651 г. К. в Трансильвании обвенчал кн. Ракоци и принцессу Генриетту Марию, дочь Фридриха Пфальцского и Елизаветы Стюарт. С его т. зр., она была наследницей чеш. трона. Кн. Ракоци он посвятил соч. «Счастье народа» (Gentis felicitas, 1654).

http://pravenc.ru/text/1841832.html

Другие ученики Святых братьев тоже были выгнаны из Моравии. До 200 учеников Святых братьев – подготовленных для дела славянского просвещения, были изгнаны из Моравии. Их продавали в Венеции евреям в рабство, откуда их выкупил один византийский сановник и отвел их в Константинополь, а из Константинополя часть из них сумела пробраться в Болгарию. Немало моравян тоже перебрались под защиту Болгарии. Так, св. Горазд добрался до юго-западной части страны (нынешняя Албания), в гор. Белград (теперь гор. Берат), где основал монастырь и там же скончался. Мощи его находятся в городе Берате (Протоиерей Димитър Калев, Свети Горазд, славянски просветител, C., 1970). Дело Святых братьев в Моравии было уничтожено. Лишившись внутренней духовной опоры, Моравия погибла в 905/6 гг. от нашествия венгров. В 1885 г. тысячелетие со смерти св. Мефодия в 885 г. было отмечено во всех славянских странах. Юбилей послужил поводом для возрождения движения к возврату к Православию среди чехов. После Первой мировой войны образовалась Чехословацкая Православная Церковь , как дочерняя Церковь св. Сербской Православной Церкви, с предстоятелем Епископом Гораздом Богемским и Мораво-Силезийским. В 1929 г. Чехословацкое правительство признало Православную Церковь Чехии и Моравии в качестве юридического лица. Во время Второй мировой войны и оккупации Чехословакии Германией, за поддержку оказанную Чехословацкой Православной Церковью антигитлеровскому сопротивлению – предоставление убежища чешским патриотам, немецкие оккупанты запретили Чехословацкую Православную Церковь , арестовали и 1942 г. расстреляли Епископа Горазда, трех священников и 260 православных чешских, моравских и словацких христиан. После Второй мировой войны Чехословацкая Православная Церковь была восстановлена в 1951 г. Чехословацкая Православная Церковь в 1994 г. канонизировала Епископа Горазда как священномученика. Память 22 августа/4 сентября. Моравская миссия Святых братьев Кирилла и Мефодия длилась 22 года и была трагически уничтожена. Однако дело свв. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия христианского просвещения славянских народов и их обращения в святую православную веру не погибло. Его поднял св. Царь Борис. Болгария спасла их дело. Борьба Св. Царя Бориса за учреждение самостоятельной Болгарской Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vaillant 1968 – Vaillant A. Textes vieux-slaves. Vols. I–II. Paris, 1968. Список сокращений BS=Byzantinoslavica. Praha, 1929 –. CM=Cyrillomethodianum. 1971 –. MMFH=Magnae Moraviae Fontes Historici. Brno, 1966 –. PB=Paleobulgarica. Sofia, 1977 –. SF=Slavistische Forschungen. ТОДРЛ=Труды Отдела древнерусской литературы Пушкинского дома АН. Скурат К.Е. Чешских земель и Словакии Православная Церковь: [Исторический очерк Православной Церкви Чешских земель и Словакии]//Богословский вестник 2003. Т. 3. 3. С. 165–193 —165— История поместных церквей 1. Основание Церкви и её состояние в средние века: начало христианства на территории современных Чехии и Словакии; деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия; борьба «Мефодиевской Церкви» с католической пропагандой; оппозиция латинизму со стороны гуситов; действия католиков после белогорской битвы Начало христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к первым десятилетиям IX в. Однако массовое крещение началось в 863 г., со времени прибытия в Моравию святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, направленных сюда византийским императором Михаилом III и патриархом Константинопольским Фотием по просьбе Моравского святого равноапостольного князя Ростислава и народа. Около 874 г. чешский князь Борживой и его жена Людмила приняли крещение от святого Мефодия. Проповедь святых Кирилла и Мефодия и их учеников простиралась на теперешние Чехию и Словакию и на соседние страны. Святые братья создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык с греческого Священное Писание , богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Так было положено основание славянской письменности и культуры. Ученики святых Кирилла и Мефодия ушли впоследствии с про- —166— поведью христианства на восток, юг, к другим славянским народам. Моравско-Паннонская архиепископия, основанная святым Мефодием, входила в ведение Восточной Церкви. Усердно занимаясь миссионерской работой, святые братья готовили кадры духовенства из местного населения и представляли своих моравских учеников Константинопольскому патриарху для рукоположения в священный сан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом чешские утраквисты остались в неопределенном положении. Они не решались совершенно отделяться от католического запада, и считали свою церковь законною католическою церковью, имеющею только свои местные национальные права и обычаи. Но папство не хотело признавать их истинными католиками, ни их иерархий – законною иерархию. Папы чрез своих легатов, посылаемых в Чехию (Филиберта Констанцского, кардиналов Карваяля, Канистрана, Энея Сильвия) и через светских государей твердо настаивали на том, чтобы чехи утраквисты вполне и безусловно подчинились авторитету римской церкви – до тех пор, пока в XVI веке одна часть их не покорилась требованием папским, a другая не решилась совсем отделиться от католицизма. Кроме таборитов и утраквистов, между чехами около половины XV столетия образовалась еще третья партия так называемых богемских и моравских братьев. Основание учению этой секты положено было в сочинениях замечательного чешского писателя Петра Хелчицкого (современника гусситскому восстанию), а практическое устройство около половины XV века дал ей родственник Рокицаны, отделившийся от утраквистов брат Григорий. Общество братьев разделяло с таборитами идею о восстановлении царства Божия на земле, и желало полного преобразования церкви и общества на началах чистого апостольского христианства, но оно с негодованием восставало против насилия и фанатизма, провозглашаемого таборитами. В противоположность таборитскому фанатизму, оно отрицало и проклинало всякое насилие и принуждение как в делах веры, так и в делах гражданских (отвергало поэтому присягу, войну, рабство, различие гражданских состояний), и поставляло своим идеалом мирное распространено чистой евангельской истины на земле путем проповеди и высокими примерами нравственной жизни. Эта партия вначале была не так сильна, как другая; но потом она распространилась, и внутренне укреплялась более и более. В ней долее всех других чешских партий сохранялись лучшие предания гусситства и поддерживалась самостоятельность чешских национальных и религиозных стремлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

На роль Константинопольского Патриархата, который вмешался в это дело по просьбе архиепископа Симеона, пролило свет письмо Патриарха Варфоломея владыке Симеону от 31.12.2013 г. (протокол 1127), где, кроме прочего, говорится следующее (подчеркнуто автором): «Потому Наша Мерность отправила своего экзарха, Его Высокопреосвященство Митрополита Франции Эммануила, на основании формального приглашения, согласно ст. 9 Томоса об автокефалии, выраженного в письме от 10 октября Вашего Высокопреосвященства с полномочиями Locum Tenens (Местоблюстителя), в котором Вы просите восполнить число архиереев – членов Священного Синода Вашей Церкви”, чтобы принятие Синодом решения удовлетворяло требованиям Священных канонов нашей Святой Православной Церкви, такого решения, которое касалось замещения праздного Пражского престола, что впоследствии оказалось невозможным, поскольку предлагаемые кандидаты на эту должность не соответствовали требованиям, выдвигаемым священными и святыми канонами, о чем нас информировал Высокопреосвященный Митрополит Франции в своем пространном и подробном отчете. Дорогой брат, мы признаем, что Церковь-Мать была разочарована неожиданным и неправильным развитием ситуации. Тем не менее она и далее проявляла свой сознательный и доброжелательный интерес, и снова ответила на приглашение, выраженное в письме Вашего Высокопреосвященства от 22 октября 2013 г., и направила, по нашему предложению и решению Синода, наших братьев – преосвященнейших Митрополитов Эммануила Французского и Арсения Австрийского – как наблюдателей и советников, которые также приняли участие в заседании Священного Синода Всесвятой Церкви в Чешских землях и Словакии, прошедшем 9 декабря 2013 г., где во время заседания Синода с удивлением обнаружили представителей Всесвятой Русской Церкви, оказавшихся там без приглашения, и нас действительно интересует, на каком каноническом основании (в конце концов, почему не были приглашены и представители прочих Православных Церквей?), – о чем нам сообщили наши вышеупомянутые представители.

http://pravoslavie.ru/117039.html

Так. обр. католическая церковь , отнявшая у мадьяр лучшие стороны духа и деморализовавшая их, еще гибельнее влияет на словаков: своих духовных овец она отнимает от словакской народности и держит их в духовном мраке. Евангелическая церковь остается по большей части еще верною словенской народности и церковно-религиозным преданиям старины. Словакские евангелики – последователи гуситов и чешских эмигрантов; в основе их учения лежит Кралицкая Библия ; в богослужении употребляют старые чешские церковные песнопения; они почитают память Мистра Яна Гуса и чешских братьев. Так. обр. в этой церкви народность слита с самою церковью и евангелики несравненно тверже в своей народности, чем католики. Содержание культурной жизни словаков исчерпывается борьбою с уграми, ведущеюся в церкви, школе, периодической печати и в действительной жизни. Борющиеся силы —160— далеко не равные: угры представляют собою правительственную народность, считают себя благородною, поголовно дворянскою, нациею, за словаками не признают даже и права считаться людьми. Вследствие этого в Словенске возможны самые дикие выходки угров против словаков. Словаки же, как подчиненная уграм народность, принуждены терпеть до конца и терпят, но не примиряются со своею долею. Они постоянно протестуют против неволи и порабощения. Этот постоянный протест словаков объясняется тем, что в культурном отношении они выше угров. Укажем некоторые факты из современной жизни – церковной и политическо-общественной. а) Закрытие церковного католического конгресса. Это произошло следующим образом: Словацкие депутаты, избранные представителями на конгресс, предложили статут, касающийся автономии словацкой церкви. Начались бурны засдания, во время которых было высказано со стороны угров желание сделать словацкую церковь автономною, но лишь для облегчения дела мадьяризации словаков. Сами словаки испугались такой автономии своей церкви, а правительство сообразило, что конгресс может оказать влияние на выбор епископов и преподавателей в средние школы, избираемых всюду самим правительством, и потому своевременно закрыло конгресс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Церковь Чешских земель и Словакии в настоящее время готовится к 60-летию автокефалии. Почему именно от Русской Православной Церкви Чехословацкая Церковь получила автокефалию? — Первые контакты, ставшие основой дружбы между нашими Церквами, возникли еще в древности, в X-XI веках, когда невдалеке от реки Сазавы отшельник Прокопий, подобно прп. Сергию Радонежскому основал в лесных дебрях обитель, ставшую впоследствии большим известным монастырем. Во времена действия в Чехии Сазавского монастыря, монахи оттуда ходили в Киев, а монахи из Киевской Руси были гостями в монастыре Сазавском. И каждый раз в дар друг другу приносили иконы и рукописи... Эти приношения монахов Сазавского монастыря и теперь свято хранятся в Киеве. В свою очередь, киевские иноки принесли в Сазавский монастырь частицы мощей святых мучеников Бориса и Глеба, где их почитали с величайшим благоговением. Им посвящен был один из приделов этого монастыря. Русская Православная Церковь и после, уже в XIX веке, помогла возродиться нашей стране и нашей Церкви. Чехия почти три столетия не имела собственной государственности, подчиняясь австрийской империи Габсбургов. Народ был онемечен, бесправен. И никто на Западе нам помочь не хотел и не мог. А Россия тогда для чехов была светом, надеждой и прибежищем. Русские славянофилы поддерживали чешских и словацких патриотов-возрожденцев и идейно, и материально. С их помощью в 1848 году в Праге был собран I Славянский съезд, положивший начало возрождения в Чехии славянской культуры и языка. В 1867 году Славянский съезд прошел в Москве, а на улицах Праги пели тогда: «Боже, царя храни!» Русские помогали чехам и после: давали средства на строительство православных храмов, посылали в Чехию православных священников. Таким, например, был мученик за Православие и верность славянству протоиерей Николай Рыжков. Народ Чехии чтит память этого человека. Но и чехи в свое время (годы гражданской войны в Росси и последующих гонений) приняли русских беженцев как своих братьев. Им помогли обустроиться, получить образование… Миллиарды тратило на это молодое Чехословацкое государство.

http://patriarchia.ru/db/text/1630041.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010