Если сознание есть претерпевание внешнего воздействия и потому может быть задано внешней по отношению к сознающему необходимостью, то мышление всегда является активным, свободным и спонтанным актом (Ibid. P. 548). Критикуя учение Спинозы и его единомышленников о том, что всякий акт божественной природы является необходимым и не может быть иным, К. указывал на то, что, хотя тварный мир действительно подчинен законам, к-рые воспринимаются человеком как необходимые, это не безусловная необходимость природы, но результат мудрости и решения Бога, Который мог бы сотворить иной мир с иными физическими законами (Ibid. P. 550). Свобода Бога означает, что Он «в Себе Самом имеет начало действия и силу полагать движение»; она предполагает бесконечное могущество, ограниченное лишь природой Бога, к-рая не допускает несовершенства (Ibid. P. 553). В качестве дополнительного аргумента, подтверждающего наличие у Бога свободы воли и действия, К. приводит указание на то, что результаты действия Бога как производящей и целевой причины являются не необходимыми и не бесконечными, какими они были бы, если бы проистекали от природной необходимости, но конечными, что возможно только в том случае, если Бог Своей волей полагает предел Своему бесконечному по могуществу действию (Ibid. P. 550). Разум и воля Бога, согласно К., совместно действуют в каждом творческом акте. Развивая традиц. космологическое доказательство бытия Божия, К. утверждал, что как простое созерцание творения, так и его научное исследование неизбежно приводят человека к заключению о том, что Творец мира обладает бесконечным могуществом и бесконечной мудростью. Божественная мудрость, будучи свойством бесконечной природы Бога, беспредельна; она не только распространяется на реально существующий мир, но и содержит в себе все возможности: «[Бог] знает все вещи, которые существуют, и равным образом знает все возможности вещей, то есть все результаты, которые только могут быть... В едином безграничном созерцании Он видит все возможные сложения и деления, вариации и изменения, обстоятельства и взаимосвязи вещей, все их возможные отношения друг к другу, их расположенность или пригодность к определенным предначертанным им целям» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841271.html

Алиатт (610–560), царь Лидии, обеспокоенный завоеваниями Киаксара, выступил против него. В течение пяти лет война между Лидией и Мидией продолжалась с переменным успехом. 28 мая 585 года во время битвы на р. Галис произошло затмение Солнца, которое было воспринято обеими сторонами как плохое предзнаменование – боги гневаются на них за эту войну. Поэтому сражение прекратили и вскоре заключили мирный договор, установив границей между Лидией и Мидийской державой р. Галис. Этот договор был скреплён династическим браком между лидийской принцессой и сыном Киаксара Астиагом. Вскоре после этого царь Киаксар умер, оставив в наследство сыну большую и могущественную страну. После смерти создателя великой Мидии Киаксара, страной начал править его сын Астиаг (585–550) – последний мидийский царь. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Затем были нарушены дружеские отношения с Нововавилонским царством. На этот раз яблоком раздора послужил пограничный город Харран, на который претендовали обе стороны. Пока мидийские войска были отвлечены на запад и вели кровопролитную войну с вавилонским царём Набонидом, против Астиага восстала южная часть Ирана – Персия, находившаяся под верховной властью мидийского царя. Во главе восстания встал персидский правитель из дома Ахеменидов Кир II, носивший, как и другие подвластные Мидии правители, царский титул. Восстание Кира началось в 553 году до Р.Х. и продолжалось три года. Сначала удача была на стороне мидийцев. Астиаг разбил персов в открытом сражении и подступил к их столице Пасаргадам. В этой борьбе Астиаг проявил большую энергию, но отвлечение части армии на запад и измена в собственных рядах решили дело. Последнее сражение (около 550 г.) произошло под стенами мидийской столицы Экбатанами. Мидийцы были окончательно разбиты, а Астиаг попал в плен к Киру. Последний обошёлся с ним мягко – сослал в почётную ссылку наместником Гиркании. Вскоре, однако, под предлогом поездки к дочери, Астиага завели в пустыню и бросили там на голодную смерть (как уверяли, без ведома Кира).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

К. В. приказал перенести казну Мидийского царства из Экбатаны в Пасаргады, однако формально захват власти имел вид не иноземной оккупации, а династической передачи власти. Согласно Ктесию, К. В. казнил Спитаму, зятя Астиага, за то, что он отказался выдать Астиага, и женился на вдове Спитамы Амитис, к к-рой он относился с большим почтением. Вероятно, К. В. принял титулы мидийских правителей. В частности, титулы, фигурирующие в надписях К. В. и Дария,- «великий царь, царь царей, царь стран» - вероятно, имеют мидийское происхождение. Наконец, показателен тот факт, что средиземноморские народы отождествляли персов и мидийцев или во всяком случае не противопоставляли их (ср.: Дан 5. 28, где говорится о захвате Вавилона «мидянами и персами», и в особенности Дан 5. 31, где персид. царь Дарий назван Мидянином). Ксенофонт воспроизвел обе версии, но его изложение событий непоследовательно. В «Воспитании Кира» ( Xen. Cyrop . VIII 5. 17-19) он сообщает, что К. В. женился на дочери Киаксара (а не Астиага) и получил власть как легитимный наследник престола. Тем не менее десятилетием раньше в кн. «Анабасис» Ксенофонт утверждал, что персы «захватили власть» в Мидии ( Idem. Anabas. III 4. 11). Вавилонские источники в целом подтверждают версию Геродота. Согласно цилиндру из Сиппара, в 3-й год царствования Набонида бог Мардук подвиг «Кураша, царя земли Аншан» на то, чтобы восстать против могущественной Мидии: с малым войском он разбил значительно превосходящую армию Иштумегу (Астиага), царя Умман-Манда (Мидии), и взял последнего в плен ( Langdon. 1912. S. 220). Согласно вавилонской хронике, победа К. В. была во многом обеспечена тем обстоятельством, что войско Астиага взбунтовалось против своего царя и выдало его К. В. После этого К. В. захватил мидийскую столицу Агамтану (Экбатану) и перевез в Аншан казну и трофеи ( Grayson. 1975. P. 106). Определение даты восстания К. В. связано с рядом трудностей. С одной стороны, текст вавилонской хроники поврежден, дата восстания не сохранилась. Однако сразу после описания войны Мидии и Аншана вавилонская хроника переходит к событиям 7-го года правления Набонида, из чего можно заключить, что К. В. сверг Астиага в 6-й год, соответствующий 550 г. до Р. Х. С др. стороны, в цилиндре из Сиппара война К. В. с Мидией датирована 3 годами раньше. Р. Друз допускает, что противостояние с Астиагом длилось неск. лет, с 554 по 550 г. до Р. Х., и было особенно интенсивным в 554-553 гг. до Р. Х. (т. е. в 3-й год царствования Набонида в соответствии с цилиндром из Сиппара), окончательной победе К. В. могла предшествовать серия сражений, что и стало причиной появления неоднозначной ее датировки в вавилонских источниках ( Drews. 1969. S. 2-4). Завоевания К. В. после победы над Мидией

http://pravenc.ru/text/1840129.html

253  Ibid. col. 549–550. Ср. col. 553–554, fragm. V, col. 555–556. De fide adv. Sabeliium lib. 1. I – PG XXIV, col. 1050. 254  Лексикальная обработка текста заметна, например, col. 1064, PG XXIV, особенная серьёзность, последовательность мысли, простота толкования блестят в каждой строке отрывков – ср. например fragm. VI. PG LXXXVI, 1 р.; col. 557–558, fragm. 2 – ibid. col. 561–562; 549–550, ср. PG XXIV, col. 1051; автор знает традицию – PG XXIV, col. 1059, 1063. Вообще учёность, в перечисленных видах антиохийской экзегезы, видна в оставшихся памятниках Евсевия, несмотря на их фрагментарность – PG р. LXXXVII, col. 555–562. Ср. Thilo, Eit. od. 80 a ,b, c. 255  Ср. De fide agv. Sabellium I-II lib. – PG XXIV, col. 1047–1076, a также fragm. duo De Iesu Christl Persona – PG LXXXVI, 1 col. 535–546, quae apud Theodoretum (PG LXXXIII, 312–318). 256  В этом смысле нужно понимать, например, Фотия, который о Диодоре выражался: „primo arianus, postea ad orthodoxam fidem conversus Filium Patri aequalem confessus fuerat” (PG CII. Epist. I. 9, col. 709–710). Primo arianus у Фотия=полуарианское воспитание Диодора (ср. Cavallera. Le schisme d’Antioche. Cit. ed. 51 p). 257  См. De fide adversus Sabeliium I. PG XXIV, col. 1048, 1053, 1054, 1063–64. В гомилиях излагается православное учение об отношении Отца к Сыну, но без употребления слова μοοσιος (unigenitus Filuis Dei= μονογενς Сардик. соб. – Hahn § 157), с ясными отзвуками старого Иринеевского (консервативного) богословия. Ср. также отзывы о богословии Евсевия Эмесского у Thillo J. Über Schriften d. Eusebus v. Alexandrien und des Eusebius v, Emisa. Holle, 1832. 76–77. S. Gummerus. Die homöusianische Partei bis zum Tode des Konstantinus. Leipzig, 1900. 20 S. 258  Блаж. Иероним, как представитель Запада, мало разбиравшийся в богословско-философской терминологии Востока, называет Евсевия Эмесского в одном месте своих сочинений вожаком арианской парии (Eusebi Chronicorum. А 2362 Ed. Schoene II, 193; русский перевод V, 396 стр.), именно в таком же омиусианском смысле (ср. выше, абзац сноски и далее). Так понимает омиусианизм Евсевия Эмесского J. Chr. Augustis – PG LXXXVI, 1 р. 181–182 col. Упрёк Евсевию Эмесскому в савеллианстве, на что намекает Сократ (H. Eccl. 11, 9  – loc. cit.), по справедливому замечанию того же Augusti (ibid. col. 481–482), нужно устранить – он совершенно не мирится с ясно засвидетельствованным омиусианством Евсевия Эмесского. Но, с другой стороны, этот упрёк характерен – в савеллианстве в IV веке строгие ариане любили упрекать представителей церковной ортодоксии, омоусиан (например, Евстафия Антиохийского ). Таким образом, „савеллианство” Евсевия может быть в известной степени, как бы комментарием свидетельствуемого его полуарханства, раскрывая последнее, как чистый омиусианизм или богословский консерватизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

p. 539). Contra Assyrios autem sic sentiendum, quia quum venerit dominus in tempestate et turbine, siccans Babylonis imperium, quod interpetatur mare, et omnia ejus regna subvertens, quae intelliguntur flumina, et potentiam ubertatemque ejus ad nihilum redigens, quae μεταφορικς. Basan et Carmelus et flos Libani, et montes collesque dicantur, ac Iatitudunem imperil concutiens; quae orbis terrarum apellatur: tunc nulla potentia resistere poterit irascenti Deo, et populum suum vindicanti (ibid. pag. 540). 30 Et hine vel maxime obscuri sunt Prophetae, quod repente dum aliud agitur, ad alios persona mutatur (Hier. p. 550). Commixtimque nunc de Israel quae olim passus est, nunc de Assyrio quod fecerit, nunc de Babyloniis quae exerceant in Assyrios, Scriptura contexitur (p. 553). 31 Таковы указания раввинов, Еврея, на которого часто ссылается блаж. Иероним, как на своего руководителя (Hebraeorum sequi expositionem, a quibus non modico tempore eruditus p. 550. – Hebraeus ita hunc locum exposuit p. 543. 563), и в особенности халдейского парафраста. 33 Таково почти все изображение войска, идущего на Ниневию (2, 4 и след.); сравнение ничего – нестоящего царства с полем, опустошенным саранчой (3, 17 и дал.), многочисленного города с водоемом (2, 9), сильного царства с сильно разросшимся терновников (1, 10 с евр.). 36 Besuphach – in tempestate (Hieron), у LXX или действие вместо причины, или Suph – finis, εν συντελεα; Араб. in excidio. 41 Т. е. Ниневии, о которой сказано выше (1, 1) и далее (2, 2). 3, 7. Verbum Macoma, quod nos interpretati sumus ejus, omnes in duas orationis partes diviserunt, ut ma in praepositionem de vertirent, id est, πο coma, surgentes interpretarentur. Denique Aquila πο ανιςαμνων, inquit, id est, a consurgentibus; sepluaginta – consurgentes, Theodotio – consurgentibus ei, quinta editio – a consurgentibus illi. Solus Symmachus cum nostra interpretatione consentiens ait: Et in diluvio transeunte, consummationem faciet loci ejus (Hieron. p. 512), LXX – от kum.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Долго в детстве рассматривал я эту таинственную таблицу, пытаясь вскрыть ее смысл, ибо Месяцеслов этот перешел в наследство к моему отцу. Теперь понимаю: это ключ к карточному фокусу: 547 из 20 карт предлагается выбрать две, потом эти 20 карт раскладываются в порядке приведенной таблицы, 548 наблюдая, чтобы каждые две карты клались на место одинаковых букв, напр(имер), 1-я на 1-е место первого ряда, 2-я на 3-е место второго ряда, 3-я на 549 2-е место первого ряда, 4-я на последнее место первого ряда и т. д. Затем 550 спрашивают: в каких рядах задуманные карты? положим, ответит: «в 1-м и 3-м». По сходству двух букв а ясно, что задуманные карты лежат в 1-м ряду на 4-м месте, в 3-м на 2-м. Более употребительный ключ к подобному фокусу: «наука много умеет гитик». 551 Но этот ключ уже позднейший, а приведенный выше, по-видимому, древнейший. 552 На следующем свободном листе латинское изречение с переводом: " Vive honeste, 553 bibe modeste, januseris» «Живи честно, пей умеренно, здоров будешь». Далее сведение из физики: «Теплоту производит не близость солнца, но перпендикулярно упадающие лучи оного, и в великом количестве отражающиеся в воздухе на землю». В генваре чистая страница занята данными о кончине и рождении: «1801-го года генваря 17-го дня умер погоста Старкова 554 диакон Симеон Матфиев». 555 Далее под тем же месяцем: «1807-го года генваря 27-го дня в 3-м часу пополудни преставилась матушка Анисья Феодоровна: жития ея было ( ) 556 вечная ей память». Об этой своей бабке, а моей прабабке Н. П. Гил(яров)-Плат(оно)в 557 ничего не упоминает. 558 Но она значится у него в черновой генеалогии, 559 при одной из наших бесед написанной им на большом конверте, 560 хранящемся у меня. Далее следует наставление: «Неотменно нужно для благорассудительного человеколюбия, чтоб быть в состоянии помогать настоящим бедным, но не вдаваться в обман хищным тунеядцам». За этим, по-видимому собственным, соображением следует красивое изречение: «Юдоль сна непробудного – кладбище». 561 В феврале за хозяйским счетом записано: «1800-го года февраля 5-го Преосвященный Мефодий Епископ 562 отправился в Тулу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Всего чаще, божественный Пастырь представлялся с овечкой на плечах 549 . Во фресках Он является на зеленом лугу, у светлого источника, или между двумя деревьями, на которых сидят птицы; у ног Его с каждой стороны стоит овца, поднимая к Нему голову. Козел, символ грешника ( Мф. 25:32–33 ), в отдельных примерах заменяет овечку, стоящую направо от доброго Пастыря, и даже помещен на его плечах 550 . Этим, без сомнения, хотели еще сильнее обозначить милосердие Христа, отыскивающого грешника, чтобы направить его на путь истины и спасти. Подобные сцены передают, фигуративно, следующие слова Евангелия Луки ( Лк. 5:31–32 ): «Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Возвращение Пастыря передано следующим образом: Он несет на плечах заблудшую овечку, опираясь на посох, за Ним идет собака, вдали видна овчарня с остроконечной крышей; у дверей ее лежат, как бы, ожидая своего пастуха, две овцы; другие выходят к Нему на встречу, подымая свои головы. Вернувшийся добрый Пастырь стоит с овечкой на плечах, среди Своего стада, представленного часто, в сокращении, двумя овцами; Он гладит одну из них рукою, две вазы для скопления молока – mulctra – стоят на земле, к ним прислонен пастуший посох, не нужный более возвратившемуся Пастырю. Несколько дальше – козел, символизующий грешника, не принимая участия во всеобщей радости, равнодушно щиплет траву. Иногда, найденная овечка выражает радость прибытия ее к стаду 551 и, как бы, усиливается спрыгнуть с плеч доброго Пастыря, но Он удерживает ее. Встречаются также, но реже, изображения других сцен этой притчи; так, например, на одном бронзовом медальоне 552 , Пастырь стоит, опершись на посох, между двумя пальмами – сокращением леса; лицо Его выражает печаль, Он касается правой рукой головы, – жест грусти в античном мире; его делали, получив неблагоприятное известие. Тут Пастырь представлен в ту минуту, когда Он, огорченный потерей своей овцы, ищет средство найти ее и оставляет стадо, переданное овечкой, лежащей у Его ног. Та же мысль выражена в одной из катакомбных фресок, изданных Bottari 553 : Пастырь сидит в лесу, держа в руке посох, туника Его подвязана в двух местах, как у собирающегося в дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

547 . Яковлев=Яковлев Я. Наша деревня. Новое в старом и старое в новом. М., 1924. 548 . Якубовский=Якубовский Б., прот. История беседничества в Самарской епархии: Два столетия христианской общины. Самара, 2003. 549 . Янковский=Янковский Ф.И., прот. О преобразовании Русской Православной Церкви. ХЧ. 1906. 11. С. 621643; 12. С. 801831. 550 . Яранцев-Бершадский=Яранцев-Бершадский Р.И. Пропагандистская литература русского народничества первой пол. 70-х гг. XIX в. Дисс. канд. филолог. наук. М. 1969 (на правах рукописи). 551 . Geraci=Geraci R.P. Window on the East: Ethnography, Orthodoxy, and Russian Nationality in Kazan, 18701914. Berkeley: University of California, 1995. 552 . Kraveckij=Kraveckij A. Rotture e legami: Le sorti della pietà tradizionale nella Russia del XX secolo. La Nuova Europa. 2010. 1. P. 109122. 553 . Seide=Seide G. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland von der Grundung bis in die Gegenwart. Wiesbaden, 1983. 554 . Werth=Werth P.W. Subjects for Empire: Orthodox Mission and Imperial Governance in Volga-Kama Region, 18251881. The University of Michigan, 1996 555 . Wikipedia=Wikipedia, the free encyclopedia [Электронный ресурс:] http://en.wikipedia.org/. Архивные материалы 1 . Американская миссия=Отчет о работе Северо-Американской миссии, проекты положений, замечания по проектам, письма и др. материалы по разработке нового положения о Северо-Американской миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 349. 2 . Гильтебрандт=Записка П.А. Гильтебрандта о мероприятиях по ознаменованию 1000-летия со дня смерти славянского деятеля Мефодия и о желательных мероприятиях по издательской деятельности Синода. РГИА. Ф. 800. Оп. 1. Д. 681. 3 . Дело о справочной книге=Дело Святейшего Правительствующего Синода по представлению митрополитом Санкт-Петербургским «Потребительской и справочной книги на 1910 г.» и бланков для открытого письма с изображением Христа Спасителя и Льва Толстого». РГИА. Ф. 796. Оп. 193. Д. 6806. 4 . Докладные записки=Докладные записки и рапорты должностных церковных лиц о положении дел в местных миссионерских организациях, справки, заявления членов Отдела и др. материалы по разработке реформы внутренней миссии. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 340.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

2.      Митридат, не раз уже на опыте познакомившись с римлянами и считая, что эта именно война 546 , возгоревшаяся безо всякого повода и так скоро, будет непримиримой, позаботился обо всех приготовлениях, считая, что теперь столкновение будет решающим. Остаток лета и целую зиму он заготовлял лес, строил корабли и готовил оружие и собрал в разных местах побережья до 2000000 медимнов 547 хлеба. В качестве союзников к нему присоединились, кроме прежней силы, халибы, армении, скифы, тавры, ахейцы, гениохи, левкосиры и все те, которые живут на земле так называемой Амазонской вокруг реки Термодонта. Такие [силы] присоединились к прежним его [войскам] в Азии, когда же он перешел в Европу, [то присоединились] из савроматов так называемые царские языги, кораллы и из фракийцев все племена, которые живут у Истра, Родопы и Тема, а также еще бастерны, самое сильное из них племя... 78. ...[Митридат], плывя из [Синопы] в Амис 548 , отправил послов к своему зятю Тиграну Армянскому 549 и к своему сыну Махару, правителю Боспора, побуждая и того и другого оказать [ему] помощь. А к соседним с ним скифам он велел Диоклу 550 отнести золото и многие дары. Но тот с этими дарами и с этим золотом перебежал к Лукуллу 551 ... 79. ...В это время некий начальник, скиф родом, по имени Олкаба 552 , давно уже перебежавший к Лукуллу, спасший во время этой конной битвы 553 многих и за это награжденный Лукуллом допущением к столу полководца, правом высказывать суждения и участвовать в тайных совещаниях, подошел к палатке Лукулла, когда тот в полдень отдыхал, и потребовал, чтобы его впустили. На поясе у него, как всегда, висел обычный короткий кинжал. Так как его не допустили, он вознегодовал и сказал, что крайне важное дело заставляет его разбудить полководца; но слуги Лукулла ответили, что для Лукулла самое важное сейчас быть здоровым; тогда он тотчас же вскочил на коня и ускакал к Митридату – потому ли, что он покушался на Лукулла и ему показалось, что его подозревают, или под влиянием гнева, считая, что с ним поступили дерзко. Митридату он сообщил о другом скифе, по имени Собадаке 554 , что тот собирается перебежать к Лукуллу. Собадак был схвачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому возможность такого стихийного бедствия именно в это время, вскоре после середины VI в., вполне объяснима с точки зрения периодичности подобных катастроф 278 . В 553, 554 гг., в конце осени 556 г. и в 557 г. в течение продолжительного времени (от нескольких дней до 10 и даже 40 дней) происходили мощные толчки и страшные по своим последствиям землетрясения, поразившие Нижнюю Мезию, где сильно пострадала Нове, разрушившие в Вифинии Никомидию и особенно Константинополь (в 558 г. там рухнул купол главной святыни – Великой церкви), следовательно, они могли достичь и Таврики, как это было в 480 г. 279 . Современник Агафий Миринейский, особенно интересовавшийся этим катастрофами, свидетелем которых он стал, отметил, что помимо столицы сильное землетрясение произошло в 554 г. «...повсюду в Римской империи, так что многие города, островные и материковые, были целиком разрушены» 280 . После того, как в 557 г. страшное стихийное бедствие повторилось в очередной раз, Юстиниан I отменил пышные обеды и раздачи подарков для столичной знати, а сэкономленные таким образом значительные суммы денег отправил пострадавшим 281 . Не досталась ли херсонитам некоторая часть этой государственной «адресной помощи», что объяснило бы происхождение главного исходного, но далеко не единственного источника их весьма солидных затрат, коснувшихся как общественных, так и прочих сооружений? В этом случае известные слова Прокопия в трактате «О постройках», о том, что Юстинина отремонтировал «совершенно разрушенные стены» (pantapasi ta teiche euron) Херсона и Боспора 282 , могут быт тоже связаны с этими грозными событиями 550-х гг., последствия которых не должны были миновать остальные, не только оборонительные стены городов Таврики. Примечательно, что Китей прекратил существование из-за нарушения водоносных слоев около середины VI в., а причина этой экологической катастрофы вполне увязывается с происшедшим здесь землетрясением, от которого пострадали и другие города на территории Крымского полуострова 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010