В те годы (IX в. от рождества Христова) жил в обители святой Антоний, будущий Антоний Верийский – святой покровитель города. Юношей пришел он в монастырь и, прожив 20 лет в духовных трудах и молитвах, испросил благословения уйти в более суровую аскезу. Получив благословение, Антоний удалился в пещеру у самого берега реки (теперь она затоплена из-за сооружения водохранилища). 54 года продолжалась отшельническая жизнь святого, полная борьбы с искушениями дьявола, самоограничений и непреломляемой веры. Он умер в возрасте 94-х лет, а тело его нашли в пещерке охотники: мощи святого парили в воздухе, озаряемые горящей лампадкой. Святого Антония похоронили в его родном городе, по устной традиции, недалеко он нынешнего кафедрального собора, ему посвященного. Когда около 1326 г. в скит пришел из Салоник великий просветитель Церкви, святой Григорий Палама, он нашел здесь отшельников, живших в пещерах в воздержании и посте. В одной из таких пещер поселился и он, а в соседних устроились его ученики. Если пройти вдоль северной стены монастыря и свернуть далее в лес, то тропинка выведет к ручью и чуть дальше, за водопадом и будет священная пещерка, где провел в суровой аскезе, выходя к монахам-пустынникам только по субботам и воскресеньям, пять лет своей жизни святитель Григорий Палама. В те же годы прошел через монастырь Предтечи и преподобный Афанасий Метеорский. Здесь он встретил святого Иакова, ученика преподобного Григория Синаита, впоследствии митрополита Сербского. Преподобный Афанасий прожил некоторое время в монастыре, вместе со старцем, своим духовным отцом, преподобным Григорием Византийским (бывшим также наставником Григория Паламы). Уйдя отсюда, они поселились в Метеорах , в районе Каламбака в Фессалии, где основали монастырь честь Преображения Господня (Μεγλο Μετωρο). В XVI веке со Святой горы Афон пришел в эти места иеромонах Дионисий, игумен монастыря Филофей и основал здесь в 1523-1526 годах общежительный монастырь – киновию. А после паломничества в Иерусалим, став игуменом Скита, он в течение десяти лет полностью обновил и перестроил монастырь. Позже, не желая уступить требованию жителей Верии, которые настаивали на том, чтобы святой стал их архиереем, он удалился на гору Олимп и там основал монастырь Святой Троицы , который сегодня носит его имя. За старым кафоликоном, в отдалении от сегодняшнего архитектурного ансамбля обители, по сей день существуют выбитые в горной известняковой породе пещеры. Считается, что одна из них принадлежала святому Дионисию.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Кашин. Сретенский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Сретенский женский монастырь. Часовня, где покоятся мощи Пр.Дорофеи. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/pg/04/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/asd3.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/cb/255.jpg Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сретенский монастырь, 2 класса, в городе Кашине. Первоначальное устроение обители приписывается родному брату князя Бориса, Георгию Александровичу (+ 1426 год), который после одной победы над врагами, возвращаясь домой, на том самом месте, где находится теперь монастырь, встречен был супругою своею Анастасиею, объявившей благоверному супругу о благополучном рождении у них сына Иоанна. Эта встреча после счастливой битвы, радостная уже сама по себе, возбудила в душе благочестиво настроенного князя желание увековечить место этой встречи сооружением женской обители. Посвятив главный храм общины Сретению Господню, князь Георгий в честь ангелов своей супруги и новорожденного устроил в нем два придела: один во имя святой мученницы Анастасии, а другой — в честь рождества Иоанна Предтечи. В монастыре находятся иконы, замечательные по своей древности: образ святого великомученика Георгия, древнего письма, который считается вкладом основателя обители князя Георгия; чудотворная икона Богоматери Всех скорбящих Радость, письма греческого; чудотворная Страстная икона Божией Матери, найденная в пепле после пожара монастыря в 1609 году; образ Благовещения Пресвятой Богородицы, по преданию, найденный неповрежденным в пепле храма, разрушенного в годину нашествия поляков. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Самый крупный из монастырей Кашина - Сретенский - встречал прибывавших по Московской дороге. Впервые он был упо­мянут в жалованной грамоте тверского великого князя Бориса Александровича, а основание обители приписывают брату князя Георгию (начало XV в.). По легенде, монастырь был построен в честь счастливого возвращения с поля брани и встречи братьев. В Смутное время он был полностью разрушен интервентами, однако возродился, как рассказывают, благодаря молитвам Дорофеи Ладыгиной, принадлежавшей к роду князей Коркодиновых. После смерти мужа, случившейся во время польского разорения, Дорофея поселилась в Сретенском монастыре. Она умерла в 1649 г. в возрасте 80 лет, и на её могиле начали совершаться чудесные исцеления. Дорофея стала местночтимой святой, ныне её икона находится в Вознесенском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=07728

С 1761 года в соборе хранится Шумаевский крест работы Григория Семёновича Шумаева. Иконостас собора создан в 1995 году по проекту архитекторов Д. П. Журавлева, А. Б. Котова, В. М. Чемериса при участии Л. Н. Шеховцевой. Иконы местного и деисусного рядов были написаны Л. Н. Шеховцевой, Н. А. Денисюк, А. В. Калининой в 1995—1997 годах, иконы праздничного, пророческого и праотеческого рядов созданы в 1995—1996 годах мастерской А. В. Вахромеева, образ Владимирской Божией Матери написал иеромонах Алипий в 1995 году. На нижнем этаже собора устроена крипта с освящённым в 2008 году приделом Воскресения Христова, созданная по образу кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме. Крипта оформлена белым мрамором и украшена мозаикой с древней символикой в стилистике древнехристианских катакомбных храмов. В ней хранится точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину, освящённая патриархом Алексием II. В соборном храме покоятся мощи архиепископа Илариона (Троицкого). В монастыре имеются также частицы мощей преподобной Марии Египетской, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобного Серафима Саровского и других святых. Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской с нижним храмом в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов с баптистерием: Собор облицован каменной резьбой из белого известняка. Шестидесятиметровый храмовый комплекс венчают семь золотых куполов. Верхний храм освящён в честь Воскресения Христова и новомучеников и исповедников церкви Русской, нижний — святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов, в нём расположен баптистерий. Согласно проектной документации, площадь храма для проведения служб составляет всего 5 % нового здания, основная же часть строения отведена под музей и различные служебные и технические помещения: казначейство, экономический отдел, переговорную, архив и склад, швейный цех и другие. Собор оформлен в русском стиле с элементами византийского искусства. В центральном куполе изображён Господь Вседержитель. Над алтарём верхнего храма находится фреска Тайной вечери.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

6 октября 1481 г. у Ивана Васильевича родился сын – наречен Дмитрием в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 10 октября 1483 г. у Ивана Ивановича родился сын Дмитрий – наречен в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 21 марта 1487 г. у Ивана Васильевича родился сын Симеон – назван повидимому в честь Симеона епископа Персидского (17 апреля). 5 августа 1490 г. у Ивана Васильевича родился сын Андрей – крещен в честь Андрея Стратилата (19 августа). Заметим также, что в 1530 г. 25 августа (в день Варфоломея и Тита) у Василия III родился сын Иван – крещен в честь Иоанна Предтечи (усекновение главы – 29 августа), а обряд крещения состоялся 4 сентября в Троице-Сергиевом монастыре. Из приведенного обзора следует, что крестильное имя в княжеских семьях выбиралось в большинстве случаев по дню святого, отстоящему от дня рождения в пределах одной-двух недель. Сам же обряд крещения мог происходить и на 40 день после рождения, и раньше – это зависело от состояния здоровья ребенка и от других факторов. Интересен случай с крещением будущего Василия III – он был крещен 4 апреля 1479 г. (на 10 день после рождения), но ранее 12 апреля – памяти святого Василия Парийского, в честь которого было выбрано крестильное имя. Возвращаясь к истории с Сергием Радонежским, можем сказать, что родился он незадолго перед 11 июня 1322 г. (чем и вызван выбор крестильного имени – Варфоломей), но его предопределение Святой Троице было связано, скорее всего, с рождением в дни празднования Сошествия Святого Духа (29–30–31 мая). Такое объяснение, на наш взгляд, более естественное, потому что легенда, изложенная Епифанием («преже рождениа его избран Богом и пронаречен» – МДА, 88. Л. 287), имеет более литературное происхождение 23 , чем реальные основания. Сосредоточимся теперь на основных моментах биографии Варфоломея-Сергия. Когда-то имение боярина Кирилла «богатством многым изобилуя», но впоследствии «оскудело». Когда же стол великого княжения занял Иван Калита и его доверенные лица, собирая «выход» для Орды, устроили настоящее «насилие и гонение» в Ростове, то Кирилл предпочел за лучшее со всем семейством переехать в пределы Московского княжества (именно – в волость Радонеж), где переселенцам давали некоторую «льготу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь после затопления. Фотография. 1950-е гг. 13 окт. 1929 и 5 янв. 1930 г. в окружной газ. «Коммунист» последовательно вышли статьи «Леушинская мразь» и «О том, как расследуют и опровергают газетные заметки», где действия заведующего, разрешившего монахиням работать в совхозе «Леушино», квалифицируются как «уголовное преступление» и предлагается срочно выселить инокинь с территории хозяйства. В нач. 1930 г. в с. Мякса из Череповецкого окрадмотделения было отправлено письмо с пометкой «Срочно. Секретно» с требованием принять меры к выселению монахинь с территории совхоза «Леушино». 4 февр. всем сестрам, в т. ч. проживавшим в Успенском и Иоанно-Богословском скитах, было объявлено требование в 10-дневный срок выселиться из келий и покинуть Леушинский край (всего оставалось 154 насельницы). Судя по информации из офиц. письма в окрисполком, датируемого 23 апр. 1930 г., выселение инокинь затянулось: «Президиум Мяксинского РИКа сообщает, что схимницы, монашины находятся в Леушине, выселения последних не было вследствие того, что РИК не имеет до сего времени распоряжения, куда выселять». Изгнанные монахини проживали в ближайшем к Леушино селении или возвращались на родину. Их отъезд позволил властям закрыть в 1931 г. Троицкий собор и обе скитские церкви. В февр. 1932 г. были репрессированы бывшие насельницы, не пожелавшие покинуть Леушино, в т. ч. юродивая мон. Нектария. Проживавших на территории Ленинградского подворья сестер во главе с игум. Агнией арестовали. Совхоз «Леушино» был закрыт, монастырские корпуса переданы в распоряжение школы для трудновоспитуемых (ЛОШТВ 3), общее число воспитанников к-рой к 1938 г. составило 370 чел. В 1935 г. постановлением президиума Леноблисполкома собор Похвалы Пресв. Богородицы был закрыт и передан школе трудновоспитуемых детей; 14 сент. на совместном заседании ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве гидроузлов у Рыбинска и Углича. В 1937 г. подпорный уровень Рыбинского водохранилища было решено увеличить с 98 до 102 м, в результате чего территория Л. м. попала в зону затопления. Постановлением оргкомитета ВЦИК по Вологодской обл. от 29 окт. 1938 г. Леушинскую школу с особым режимом (бывш. ЛОШТВ 3) решено эвакуировать из зоны затопления. Часть ее воспитанников предлагалось разместить в корпусах упраздненных Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи и Григориевого Пельшемского Лопотова в честь Собора Пресв. Богородицы мужских монастырей Вологодской обл., а еще 100 чел. направить за пределы области. В 1941 г. началось затопление ложа Рыбинского водохранилища, завершившееся к 1947 г. Остовы Похвальского собора и колокольни Л. м. еще нек-рое время возвышались над поверхностью воды.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

По материалам сайта Информационный портал города Торопец. Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. - М., 1972. hram-tver.narod.ru Большую оригинальность придавали интерьеру церкви лепные композиции. Они вообще, как правило, повторяются по своей тематике в разных храмах: на своде- изображение благословляющего Саваофа в облаках, на восточной стене основного объема - приподнятая завеса, поддерживаемая летящими ангелами с характерной декорировкой стен над ней в виде языков пламени; наконец, на западной стене алтаря над дверным проемом в храм обычно изображался балдахин с приподнятой завесой (см. то же и в интерьере 1760-х гг. храма Успения в Торопце). Также представляет интерес изображение двух ангелов, поддерживающих корону - характерная черта в навершии царских врат в XVIII в. Не знаю, как сейчас, а вот на фото 1984 г. как раз эта деталь была еще в приличной сохранности. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч.I. М., 2002 Церковь Рождества Иоанна Предтечи, каменная, построена в 1704 году. Вначале принадлежала Иоанновскому женскому монастырю, впервые упомянутому в писцовой книге 1540 года. В 1764 году монастырь был закрыт, а церковь превращена в приходскую. Имела два престола: главный - во имя Рождества святого пророка Предтечи Иоанна Крестителя, придельный - в честь Рождества Христова. На отдельно стоящей колокольне, к которой примыкала каменная сторожка, висело 5 колоколов. На самом большом из них, весом 42 пуда, имелась надпись: «Усердием церковного старосты Николая Васильева Кудина с прихожанами 1879 г. мая 15 дня лит в заводе Потомственного почетного гражданина У.Д. Финляндского в г. Москве». Церковь имела неприкосновенного капитала 692 рубля и 3 десятины земли в пользу причта, состоявшего до 1874 года из священника и псаломщика. В 1876 году храм был приписан к Спасо-Преображенской церкви. Источник: Орлов В. Храмы Псковской земли. - Великие Луки, 2009. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Храм Иоанна Предтечи построен в 1703-1704 годах в Иоанновском женском монастыре (известен с 1540 года). После упразднения монастыря (1764) храм стал приходским, а с 1876 года был приписан к Преображенскому храму. В советское время закрыт и разрушен. Немного восстановлен в 1980-е как федеральный памятник архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=04359

Уйдя в глубину Комельского леса, святой Иннокентий избрал место для своей обители на берегу реки Еды, что в десяти верстах от реки Нурмы и в пятидесяти пяти от города Вологда. К преподобному собралась братия, и так была основана Иннокентиева пустынь. Из «Завета», который святой Иннокентий написал незадолго до своего преставления, следует, что пустынь его была скитом, подобно скиту на Соре, и уже позднее превратилась в Спасо-Преображенский Комельский общежительный монастырь. Около тридцати лет преподобный подвизался в своей обители. Почил святой Иннокентий 19 марта, предположительно в 1521 году. Незадолго до преставления он написал завещание, «Завет», в котором заповедал братии хранить в обители устав «господина нашего и учителя моего, преподобного и святого старца Нила» и построить церковь в честь святого Иоанна Предтечи, третьего обретения его честной главы. По преставлении братия похоронили честное тело своего возлюбленного отца, учителя и наставника в углу монастыря, близ ржавого болота, как он сам повелел, и поло­жили на могилу камень, на котором написали год, месяц и день его преставления. Почитание преподобного Иннокентия началось вскоре после его блаженной кончины. К 1538 году в монастыре был уже его образ и житие. С XVII века известны тропарь и кондак святого. Над могилой преподобного Иннокентия стояла часовня. Над гробницей находился его образ. К 1723 году на месте часовни построили церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1764 году обитель была закрыта. К 1916 году на месте бывшего монастыря стояли две церкви. Главная - каменная двухэтажная Спасо-Преображенская Иннокентиевская церковь с колокольней, построенная прихожанами в 1858 году. Престолы: в верхнем храме - в честь Преображения Господня (главный); в нижнем - в честь третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи. Рядом находилась деревянная Благовещенская Иннокентиевская церковь, построенная прихожанами в 1787 году. В ней под спудом покоились мощи преподобного. Церкви были разрушены в советское время. Сейчас территория бывшего монастыря занята кладбищем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=287...

Начиная с лета минувшего, 2021 года, в Свято-Введенской Оптиной пустыни отмечали исторические юбилейные даты, связанные с основанием Иоанно-Предтеченского скита. 200 лет назад Преосвященный владыка Филарет (Амфитеатров), управлявший в то время Калужской епархией, решил обустроить в лесу рядом с Оптиной уединенное место для особых молитвенных подвигов. Под Оптинский покров он призвал монахов, которые вели жизнь отшельников в глуши Рославльских лесов. Среди этих пустынников находились будущие преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), они приняли самое деятельное участие в планировке и возведении первых построек скита. Отца Моисея владыка назначил скитоначальником, вручив ему одновременно и духовное попечение над всем монастырем. Несколько лет спустя, по прибытии в Оптину старца Льва (Наголкина), игумен Моисей передал ему духовное окормление братии и мирян-богомольцев. Тем окончательно было положено основание Оптинскому старчеству, оказывавшему затем в течение десятилетий такое мощное влияние на всю верующую и мыслящую Россию. 30 июня 2021 года в монастыре вспоминали 200-летие благословения на основание скита, затем 200 лет закладки скитского храма в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Грядет празднование 200-летия освящения этого храма – оно состоялось 5/18 февраля 1822 года. В преддверии знаменательного события мы побеседовали с насельником скита иеромонахом Никоном (Скаргой).      Отец Никон, говоря о череде нынешних юбилейных дат, можно еще вспомнить не столь большую по числу лет, но очень важную: два года назад прошли торжества в честь 30-летия возрождения Предтеченского скита, который, как и весь монастырь, был закрыт и разорен при советской власти. Чтó же значит сам факт его существования в современной жизни Оптиной? С момента полной передачи в 1990 году Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни скит начал играть самую существенную роль в организации духовной жизни монастыря. Это событие можно приравнять к обретению потерянной драхмы (Лк. 15:8) или драгоценной жемчужины (Мф. 13:44), как говорится в Евангелии. В скит переселилась тогда старшая братия, духовники отец Илий, отец Антоний. Иеромонах Василий (Росляков), убиенный в Пасху 1993-го, тоже был принят в братство скита в первую очередь; жил он тогда в хибарке старца Амвросия. С этого момента в скиту начались ночные службы, которые задали особый духовный настрой всей братии. Впоследствии, когда братство монастыря умножилось, духовникам – отцу Илию, отцу Антонию пришлось переселиться из скита в саму обитель. Но тот духовный тон, который вначале был задан их подвигом, их усердием, остался в скиту до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/144539.html

Из истории людей: мы чтим подвиг Дианы Будисавлевич, немки по происхождению, но вышедшей замуж за серба. Эта женщина вместе со своими соратниками из лагеря Ясеновац спасла от смерти около 12 тысяч сербских детей. Так получилось, что о её подвиге мало кому довелось узнать - коммунистический режим в своё время поставил границы запретов в распространении подобных тем. Но для нас Диана Будисавлевич является примером особого героизма, и ей отведено особое место и почитание в истории нашего народа. Владыка Иоанн, на месте трагедии основан монастырь Ясеновац. Как он восстанавливается? - Монастырь изначально был восстановлен в 1984 году и являлся приходской церковью, освящённой в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. А затем в 1997 году мы выкопали мощи ясеновацких новомучеников. В этом же году храму в Ясеновце был официально дан статус монастыря, это сделал прежний владыка Савва. И по сей день монастырь источает живую память, святую истину. Это паломническое место, куда приезжает большое количество людей поклониться святыне. Особое почитание в монастыре приурочено к трём важным датам. Первая в году - это 22 апреля, когда был последний прорыв узников в «лагере смерти». И надо отметить, что Ясеновац не был освобождён. Это был прорыв самих пленных, когда большая часть людей, при побеге кинувшись на колючую проволоку, погибло. Вторая дата, которую мы чествуем в монастыре, - 7 июля на день рождения святого Иоанна Предтечи, в честь которого освящена церковь. И третья памятная дата - 13 сентября, в день прославления ясеновацких новомучеников. Наряду с этим во всех семинариях Сербии введено в обучающую программу обязательное посещение Ясеновца. Со временем эта история затрагивает всё больше и больше народов, которые приезжают сюда почтить память мучеников, погибших за веру Христову. Владыка Иоанн, скажите, совершаются ли какие-то специальные поминальные службы об упокоении людей, погибших в Ясеновце? - Непосредственно после Второй мировой войны поминальную службу написал святитель Николай Сербский. Эта служба всем мученикам Второй мировой войны, особенно тем, которые пострадали непосредственно на территории независимой Хорватской державы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Информация с сайта Татарстанской митрополии РПЦ Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, 2 класса, в городе Свияжске. Основан в XVI веке царем Иоанном Грозным. В конце XVIII века после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 году и упраздненный в 1764 году. В монастыре находится чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, которая, начиная с Фоминой недели, в течении 2 месяцев носится по городу и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегается, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находится замечательная икона святого Николая чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест; по древности относится к XII-XIII векам. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История монашеского поселения на месте Иоанно-Предтеченской обители начинается одновременно с самим Свияжском. В 1551 году здесь был основан Троице-Сергиев монастырь - первый на Казанской земле. Он просуществовал до 1764 года и был упразднён в связи с секуляризационными мероприятиями Екатерины II. От тех давних времён сохранился уникальный памятник архитектуры - деревянная Троицкая церковь. Считается, что строительный материал для неё, как и для других первоначальных свияжских построек, привезли из Углича непосредственно по приказу Ивана Грозного, а потом собрали на месте из заранее подготовленных и размеченных брёвен. Сохранились сведения, что Троицкая церковь была заложена в память высадки на полуострове (тогда он ещё соединялся с коренным берегом) передового русского отряда 17 мая 1551 года. Сложно сказать, насколько всё это соответствует действительности. По крайней мере, несомненно, что храм старинный. И даже со всеми неизбежными поновлениями и заменами сгнивших частей он справедливо называется древнейшим сохранившимся деревянным храмом в Среднем Поволжье. Неподалёку от мужского Троице-Сергиева монастыря позднее возникает женская обитель. Видимо, изначально она существовала при свияжской Рождественской церкви, а название в честь Иоанна Предтечи получила после возведения одноимённого храма. Долгое время оба монастыря существовали независимо друг от друга.

http://sobory.ru/article/?object=07032

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010