В 1998 монастырь начал восстанавливаться. В 1999 году освящена часовня-храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная жителями города Михайлова. С этого момента начинается возрождение обители. 27 мая 2001 года был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен одноэтажный жилой дом. 2 июля 2005 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября 2007 года, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Подворья: Подворье монастыря - в городе Михайлове (в 4 километрах от монастыря) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990 году) и одноэтажным деревянным жилым домом. http://www.ryazeparh.ru/ Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году. Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.

http://sobory.ru/article/?object=08889

Он обратился к архипастырю, прося его молитв о всех, кто собрался на торжество, о приходе, о том, чтобы «его славные традиции не умирали, но получали достойное продолжение в нашей жизни сегодня». Настоятель храма преподнес владыке Илариону памятный дар — образ Матери Божией «Взыскание погибших». Далее прозвучало архипастырское слово митрополита Волоколамского Илариона. «Ваше Высокопреподобие дорогой отец Николай, настоятель этого святого храма, дорогой отец Владимир, благочинный этого округа, дорогие отцы, братья и сестры! Всем вам хотел бы передать благословение епископа города Москвы — Первосвятителя и Ангела нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению которого я сегодня служил здесь вместе с сонмом пастырей Божественную литургию, сугубо молясь перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», празднование в честь которой совершается ныне Святой Церковью. Пресвятая Богородица является нашей общей Матерью. Мы прибегаем к Ней, когда нам трудно, когда мы в скорбях. Она является Взысканием погибших, потому что Своей милостью и любовью покрывает всякого человека вне зависимости от того, идет ли он по пути спасения или скатывается в пучину погибели. Мы приступаем к Пресвятой Богородице с молитвой о себе, о наших близких, обо всех, кто нуждается в Ее молитве и заступничестве, а нуждается в них каждый человек. Вот почему каждый день и много раз в день мы обращаемся в молитве не только к нашему Господу, но и к Его Пресвятой и Пречистой Матери — мы знаем, что Она слышит наши молитвы и откликается на них, что в трудные минуты нашей жизни Она приходит нам на помощь. Матерь Божию неслучайно называют Одигитрией — Путеводительницей: каждого человека Она ведет по жизненному пути, как мать, которая ведет своего ребенка сначала в детский сад, потом в школу и потом, когда тот взрослеет, все равно продолжает его вести, за него молиться и о нем заботиться. Пресвятая Богородица для всех нас является заботливой Матерью, к Которой мы можем прибегать в любых обстоятельствах нашей жизни, Которую мы можем просить обо всем, чего желает наше сердце, к которой мы с особой любовью и с особой надеждой прибегаем всякий раз, когда постигает нас скорбь, когда чувствуем, что погибаем и что нам нужно спасение.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В 1980 году здание коммерческого института на Стремянном пер., а также здание женского училища с церковью на Зацепе были заняты все тем же МИНХ. Корпус с храмом, внутри которого сделаны перекрытия и наложены этажи, числится под Глава и крест с барабана церкви были сняты, а на их месте в зияющих дырах росли кусты. Часть училища - на западе по лице Зацепа уродливо настроена. В 1990 г. храм начал реставрироваться, его здание перешло к организации с громким названием Союз менеджеров СССР, восстанавливаются главы. Сегодня здание училища используется по своему назначению - в нем расположен корпус РЭА им. Плеханова. А сама церковь утратила свою изначальную функцию. Произошла перепланировка интерьера, перекрыт купол, не сохранены росписи. Столетие освящения храма 9 июня 2005 года - так и не стало праздником, т.к. храм в честь юбилея так и не передали церкви... Информация с сайта - http://webzamos.ru/index.php?newsid=28 «Взыскание погибших» иконы Божией Матери при Коммерческом женском училище церковь (улица Зацепа, дом 41/4). Домовый храм училища освятили 9 июня 1905 г. (архитектор Н.А. Шевяков). Церковь находится в здании, пристроенном с восточной стороны главного учебного корпуса. Широкой аркой она была соединена с актовым залом, благодаря чему в богослужении могли участвовать одновременно до пятисот человек. Над храмом была возведена шатровая колокольня. В церкви был устроен трехъярусный иконостас из белого мрамора работы мастера В.Г. Акимова. После 1917 г. Коммерческое училище преобразовали в Институт народного хозяйства имени В.Г. Плеханова. Училищный храм закрыли в 1926 г., в 1980-е гг. здание реставрировалось. Богослужения не возобновлялись. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. 14 октября 2016 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения домового храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на Зацепе при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова и Божественную литургию в новоосвященном храме.

http://sobory.ru/article/?object=04766

Вот почему Пресвятая Богородица прославляется во множестве чудотворных образов. В Русской Православной Церкви прославлены иконы «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость» и много других икон, которые связаны с помощью Пресвятой Богородицы конкретным людям в их жизненных обстоятельствах. Чудотворный образ, находящийся в этом святом храме на протяжении уже многих десятилетий, прославился многими чудесами. И я, поскольку знаю этот храм с самого детства — более 30 лет — помню и некоторые чудеса, которые совершались от этой святой иконы. Например, в этом храме был сильный пожар, и многие образа пострадали. Чудотворная икона Божией Матери после того, как вызволили ее из пожара, была почерневшей от копоти. Думали, что не удастся спасти этот образ, не удастся восстановить священное изображение на нем. Призывали реставраторов — одного, другого, третьего. Каждый из них отказывался, говоря, что не может ничего сделать: стоит только прикоснуться к краске — все рассыплется. Потом какая-то благочестивая женщина взяла тряпочку, протерла икону, и она стала такой, как мы ее сейчас видим. Не знаю, насколько эта история достоверна, — по крайней мере, так мне было это рассказано, так это сохранилось в моей памяти. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке имеет для меня особое значение, потому что это был мой самый первый храм. Сюда я пришел, здесь начинал свои первые шаги по пути к Богу. А когда мне исполнилось 15 лет, я подошел к настоятелю храма отцу Леониду, который здесь сегодня присутствует, и попросил его дать мне разрешение прислуживать в алтаре. Он разрешил, несмотря на то, что в те годы детям до 18 лет запрещалось участвовать в богослужениях. Переступив порог алтаря этого храма, я окончательно понял для себя, что жизнь моя будет связана с Церковью, что именно церковное служение — то, чему я хотел бы посвятить свою жизнь. В моей памяти этот храм так и остался первым духовным домом, первой духовной Родиной. А чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» осталась в моей памяти как первая чудотворная икона Той, Кто ведет нас по жизненному пути.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт. Современное состояние [ править править код ] В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В.Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

http://azbyka.ru/palomnik/Костомаровский...

По книге B.C. Блок, К.А. Катренко " Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.) " , Самара, 2002, стр. 65-78 В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром " беседничества " . Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь. За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. 25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца. Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

http://sobory.ru/article/?object=43465

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой. Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г. Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья. В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской». Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

http://sobory.ru/article/?object=20622

После ареста в 1929 г. отца Александра Андреева храм был закрыт. В 1937 г. отец Александр был расстрелян. В 2000 г. причислен к лику святых новомучеников. После закрытия храма в нем обосновался «Союз безбожников», позже его отдали под квартиры и различные конторы. В середине XX в. производилась реставрация колокольни и церкви, которая так и не была завершена. В мае 1994 г. надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» был возвращен Русской Православной Церкви, и в следующем году его освятили. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х гг. по проекту архитектора Н. И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола, он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа Спасителя. Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана Великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью " софийского ансамбля " , в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции " Москва – Третий Рим " и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.

http://sobory.ru/article/?object=02401

Также были построены трапезная, ризная, просфорная, прачечная, гостиница. История последней такова: был куплен дом на ул. Габдуллина, переведен туда скотный двор. Там тоже были кельи и жили монахини, человек восемь. Постройки, где был скотный двор, отремонтировали, поштукатурили, покрасили, сделали двухъярусные полати, и получилась гостиница. Приезжало много паломников, они спали на полу в нижнем храме равноапостольного князя Владимира и в этой гостинице. Гостиничной была монахиня Михаила, у нее там же была маленькая келья. Монахини жили также в частных домах по ул. Акмолинская, ул. Интернациональная, ул. Габдуллина. Кроме этого были построены склад для хранения пищевых продуктов, столярная мастерская, часовня для освящения и годового хранения святой крещенской воды, каменная ограда. Церковная территория была заасфальтирована, высажено много деревьев и цветов на клумбах. К началу 1980 года в общине трудилось больше 50 сестер, среди которых было 2 схимницы (Пиама и София), более 20 монахинь, послушницы, трудницы. В 1970-е годы отцом Кириллом был установлен каменный белый крест и надгробие с именами священников, служивших в храме с момента его основания: архимандрит Максим, иеромонахи Илиан, Евстафий, протоиереи Игнатий, Симеон, Михаил, Алексий, Максим, Петр, Николай, Леонид, Парфений, Виктор, Ваптос, Николай, Евгений, Николай, иереи Евфимий, Сергий, Иоанн, Сергий, Иаков, Феодор, Иоанн, Иаков, диаконы Феодор, Николай. На территории похоронен протоиерей Василий (фамилия неизвестна). Современное состояние [ править править код ] После перестройки, когда стали открывать монастыри и строить храмы, матушки неоднократно обращались к властям с прошением о регистрации монастыря и в 1990 году монастырь был зарегистрирован официально. Он был назван в честь чтимой иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», и поныне украшающей церковь святой обители. Монастырь находится на территории Константино-Еленинского собора. Уставные богослужения регулярно проводились после регистрации монастыря в Александро-Невской церкви, пока главным храмом монастыря при игуменье Дамиане (Латышевой) в 1995 году вновь не стал Константино-Еленинский собор. В соборе же читалось и правило для монашествующих, а в храме Александра Невского богослужения проводились только по воскресениям и большим праздникам. Впрочем, до 1999 года даже в те годы (1991-1995 годы), когда в обоих храмах шли службы отдельно для монашествующих и мирян, в соборе богослужение совершалось также строго по уставу.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937). Особенностью этой иконы (размер ок. 200 ´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории. В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой.

http://pravenc.ru/text/158344.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010