Колокол. Кон. XIX в. Завод братьев Сам-гиных (филиал ГИМ «Покровский собор») Колокол. Кон. XIX в. Завод братьев Сам-гиных (филиал ГИМ «Покровский собор») В 1893 г., после смерти А. Д. Самгина, его сыновья Дмитрий и Владимир организовали «Товарищество на паях колокололитейный завод братьев Самгиных», в рекламных проспектах к-рого перечислено неск. сот городов и сел, получивших их продукцию, причем К. менее 200 пудов там не указывались. В 1896 г. был отлит благовестник весом 1150 пудов для киевского Ионинского во имя Святой Троицы монастыря , в то время самый большой К. на Украине. В 1900 г. был перелит 300-пудовый благовестник для Богоявления собора в Елохове в Москве и изготовлены мн. др. Самгины постоянно участвовали во Всероссийских выставках и получали самые благоприятные отзывы за мелодичность звона и внешнее оформление К. Завод имел большое количество наград: почетный отзыв Лондонской всемирной выставки (1862), серебряную медаль Всероссийской мануфактурной выставки в Москве (1865), дипломы Парижской и Марсельской академий, серебряную медаль от Неаполитанского об-ва, золотую - от Парижской национальной академии, бронзовую - за участие в Чикагской всемирной выставке (1893) и мн. др. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 г. в Н. Новгороде завод братьев Самгиных получил право изображать гос. герб на своих вывесках и изделиях. В сер. XVIII в. завод династии московских литейщиков Моториных перешел к купцу 1-й гильдии К. М. Слизову. В 1774 г. его предприятие располагалось в приходе ц. Спаса Преображения, в районе совр. Б. Спасской ул. и 1-го Коптельского пер. На заводе Слизова были отлиты К. для московских церквей Успения Пресв. Богородицы на Могильцах (1750), Живоначальной Троицы в Стрелецкой слободе (1751), Воскресения Христова за Пречистенскими воротами (1754), «Большое Вознесение» (1758), прп. Симеона Столпника на Поварской (1760), для московских мон-рей в честь Покрова Пресв. Богородицы (1747), Никитского (1748), Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (1753), во имя св. Иоанна Предтечи (1754, 1755 и 1763), кремлевского Вознесенского (1766). Слизов отливал К. и для храмов и мон-рей др. городов России: в 1754 г.- неск. К. для Киево-Печерской лавры и для Мещовского во имя великомученика Георгия мужского монастыря , в 1757 г.- для собора Санкт-Петербургского Смольного в честь Воскресения Христова монастыря , в 1762 г.- для придворной ц. Рождества Пресв. Богородицы на Невском проспекте в С.-Петербурге (предшественницы Казанского собора). Самой большой работой мастера стал К. 1760 г. весом 3551 пуд для кремлевской Успенской звонницы, к-рый разбился в 1812 г. в результате взрыва колокольни отступавшими французами.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700). Монастыри и монашество АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова ЗОСИМА (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), диак. Троице-Сергиева монастыря, автор повествования о паломничестве в К-поль, на Афон и в Иерусалим, совершенном в 1419-1422 гг. КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/129083.html

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря) И. приняла монашеский постриг в кон. 50-х гг. XIV в., возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в 1-й пол. 50-х гг. Во 2-й пол. 70-х гг. XIV в., по всей видимости по благословению митр. Алексия, И. ввела общежительный устав в Алексиевском мон-ре - одной из первых жен. обителей в Москве, возникшей ок. 1358 г. или, возможно, вскоре после основания московского Чудова мон-ря (1365). Эта ответственная миссия И. дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митр. Алексия. Присутствие в обители при И. 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского мон-ря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство мон-рю со стороны предстоятеля Церкви. Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря) Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря) Е. упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни И., ни Е. не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» (отразилась в синодике иером. Троице-Сергиева монастыря Мартиниана (ОР РГБ. Ф. 178. 9255. Л. 19, 1645-1649 гг.) и в синодике московского Новинского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря (ОР РГБ. Ф. 173/IV. 96. Л. 40, список 1716 г. с рукописи 1646 г.). В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря , появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» (ГМЗРК. Р-221. Л. 55 об., сер. XVII в.). В синодиках переяславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVII в., нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря кон. XVII в., коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря 1708 г. и др. имя И. опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» (ГИМ. Увар. 880. Л. 105; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1710. Л. 7-2 об.; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 407; Макарий (Веретенников). 1998. С. 81 и др.). Возможно, имя И. было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В нек-рых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» (ГИМ. Щук. 716. Л. 30; Макарий (Веретенников). 1998. С. 80).

http://pravenc.ru/text/1237863.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монашество АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВЕНЕДИКТ (Буторин; посл. четв. XVII в.), инок Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец

http://pravenc.ru/rubrics/121764.html

Только изменения в положении К. Б. м. после 1764 г. разрушили налаженную систему художественных ремесел ( Лелекова. 1989. С. 176-178). В XIX в. почитание древних икон в обители получило новые формы. С 1854 г. к иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрия», принесенной прп. Кириллом после избавления от холеры, был учрежден ежегодный крестный ход в день ее праздника 28 июля ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 9). Небольшой образ св. Кирилла, «бывший в походе 1855-1856 гг. с белозерскою дружиною» (очевидно, в Крымской войне.- Авт.), по возвращении был оставлен в ц. прп. Кирилла ( Геронтий (Кургановский). 1897. С. 62). Перемещение древних икон из соборного иконостаса продолжилось и в XIX в.: после 1802 г. была вынесена икона «Богоматерь Одигитрия, с ангелами» (ок. 1497, ГТГ). В это время продолжали поновлять древние иконы, напр., поновлена в 1830 г. «древним пошибом» местная икона «Успение Пресв. Богородицы», приписываемая прп. Дионисию Глушицкому и находившаяся в теплой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 13). На переустройство нек-рых древних зданий могла оказать влияние слава новых монастырей, приобретших известность к сер. XIX в. Древняя ц. Введения во храм Пресв. Богородицы при архимандритах Феофане и Иакове (во 2-й пол. 50-60-х гг. XIX в.) была значительно переделана, видимо, в плане внутреннего убранства, по образцу теплой ц. Свято-Троицкой Сергиевой пуст., что в Стрельне; было расписано внутреннее пространство храма, а также его притвор ( Геронтий (Кургановский). 1897. С. 51). В нач. XX в. возникла потребность в научной реставрации иконных сокровищ монастыря. Уже в 1911 г. А. И. Анисимов нашел в алтаре надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника икону местного ряда соборного иконостаса «Пресв. Богородица Одигитрия, с ангелами» (ок. 1497, ныне в ГТГ), были обнаружены пророческие иконы древнего ряда из собора в его алтаре, но продолжению работ помешали война и Октябрьская революция 1917 г. В 1918 г. более 70 древних икон мон-ря были перенесены в архиерейский дом, их раскрытие и укрепление произвели местные реставраторы, напр.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

После выселения из лавры в кон. 20-х гг. XX в. остался жить в Киеве вместе с мон. афонского пострига Виталием (Мищенко). В 1931 г. тяжело заболел и 8 апр. того же года был пострижен в схиму с наречением имени Кукша. После пострига стал поправляться и вскоре полностью выздоровел. В 1931-1933 гг. занимался печением просфор для ц. св. Ольги в Киеве. 13 марта 1933 г. К. был арестован вместе с большой группой лаврских монахов и послушников, однако в связи с отсутствием улик постановлением Киевского обл. отдела ГПУ от 28 июня того же года был освобожден. 3 апр. 1934 г. рукоположен во диакона, 3 мая того же года - во иерея. После закрытия ц. св. Ольги служил псаломщиком, затем священником в церкви Воскресенской Слободки в Киеве. Прп. Кукша (Величко). Рака с мощами (Успенский мон-рь, Одесса) Прп. Кукша (Величко). Рака с мощами (Успенский мон-рь, Одесса) 28 апр. 1938 г. арестован и 26 сент. того же года приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Отправлен в Соликамский лагерь в Пермской обл. Освобожден 5 мая 1942 г., определен к поселению под адм. надзор на 5 лет в одном из сел близ г. Кунгур. По истечении срока ссылки в июне 1947 г. вернулся в Киево-Печерскую лавру. В 1948 г. был назначен схиигуменом. Проживал в схимническом корпусе в Ближних пещерах. Нес послушание свечника и проводника по Ближним пещерам. К. пользовался большим уважением и известностью как духовный наставник и исповедник. Большое количество паломников стремились к нему за советами и назиданиями. 23 окт. 1951 г. был переведен схиигуменом в Почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы лавру . Нес послушание у Почаевской иконы Божией Матери и совершал литургию в пещерном храме. К. посещало множество паломников, желавших попасть к нему на исповедь. С марта по апр. 1957 г. церковное священноначалие определило К. пребывать в затворе. В апр. К. был переведен в Крещатицкий во имя ап. Иоанна Богослова мужской монастырь в с. Крещатик Черновицкой обл., где продолжал принимать паломников. В 1960 г., после закрытия черновицкого в честь Введения во храм Пресв. Богородицы женского монастыря , его монахинь перевели в Крещатицкий мон-рь, а монахов из Крещатицкой обители - в Почаевскую лавру. К. был переведен в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь . Осенью 1964 г. он тяжело заболел и 24 дек. того же года скончался. Во избежание стечения народа похороны состоялись в тот же день на монастырском кладбище близ Успенского храма. Могила К. пользовалась почитанием среди верующих, которые обращались к св. угоднику с просьбами о помощи и получали облегчение в скорбях и болезнях.

http://pravenc.ru/text/2462221.html

Левкиева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Левкиева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Системных данных об изменениях численности и состава братии за XV-XVIII вв. не сохранилось. В документах XVI-XVIII вв. встречаются случайные упоминания о монашествующих и монастырских служителях. Кроме настоятелей среди насельников значатся: казначей, черные священники, иеродиакон, иеромонахи, старцы, в т. ч. хлебник, инок-схимник, служки и служебники, в т. ч. дьяк. Точная численность и состав насельников известны по описи монастыря 1679/80 г., в которой указываются строитель - «черный поп», старец-казначей, 5 старцев и монастырский слуга. Перед упразднением Л. м., по описи 1764 г., монашествующих в обители не было, а вместо положенных для проживания 3 священников, 2 диаконов, 3 пономарей и 3 дьячков находилось только 2 священника, диакон и пономарь. Насельники Л. м., состоявшие, по-видимому, в большинстве из бывших в миру служилых земледельцев, придерживались «особного жития», устава, предусматривавшего частную собственность монахов, в т. ч. кельи, индивидуальную трапезу, кроме вкушения праздничных и поминальных кормов. До нач. XVII в. монастырем управляли настоятели в сане игуменов, после разорения обители в Смутное время и вплоть до упразднения - строители, выбиравшиеся из иеромонахов и иеродиаконов. В 1-й трети XVII в. функции настоятеля исполнял черный священник. Последний раз строитель упоминается в судебном деле Л. м. с вдовой Темировой 1722 г. Не исключено, что монашеская жизнь в мон-ре прекратилась ок. сер. XVIII в., после перехода обители в ведение властей Переславской и Дмитровской епархии. Постройки Дата возведения каменного собора в честь Успения Пресв. Богородицы неизвестна. Историк архитектуры В. В. Кавельмахер считает, что церковь возведена во 2-й пол. XVI в. и имела размеры, сходные с объемами располагавшегося в пределах визуальной видимости также каменного Никольского храма, построенного в с. Черлёнкове Хованского стана Волоцкого у.- вотчине Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2463331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОНЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь [Кицканский; румын. Noul Neam mnstirea] Кишинёвской епархии Православной Церкви в Молдове (Московский Патриархат). Основан насельниками Нямецкого монастыря (Румыния) 13 янв. 1864 г. в составе Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ; в 1918-1940, 1941-1944 гг. Н. м. находился в юрисдикции Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ); возвращен в юрисдикцию РПЦ в 1944 г. (Кишинёвская и Молдавская епархия); 16 мая 1962 г. закрыт; богослужения возобновлены в авг. 1989 г.; открыт 20 сент. 1990 г.; ставропигиальный с 1995 г. Расположен в поместье с. Кицканы (Кицкань), в 10 км от г. Бендеры (Тигина), южнее впадения р. Ботна в р. Днестр, на высоком плато, с 3 сторон окруженном водами р. Днестр (Республика Молдова (непризнанная Приднестровская Молдавская Республика)). История Со времени основания до 1918 г. После церковных реформ, предпринятых в объединенных Молдавском и Валашском княжествах правительством А. Й. Кузы , часть монахов Нямецкого мон-ря мигрировала на Афон, часть - в Бессарабскую губ. Российской империи, где после присоединения Бессарабии к России (1812) находились земли, с XV-XVI вв. принадлежавшие Нямецкому мон-рю (ряд владений на правобережье Днестра, среди них - села Копанка и Кицканы, пожалованные мон-рю господарем Петру IV Рарешем в 1527). Мон-рь неоднократно предпринимал попытки вернуть земли (1817, 1823, 1832, 1845 гг.). В сер. XIX в. Нямецкому мон-рю принадлежали 14 или 15 поместий в Бессарабии, их администрирование специальным мандатом было поручено иером. Феофану (Кристе), к-рый поселился в поместье Кицканы. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский 10 нояб. 1860 г.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве. 1889–1891 гг. Архит. А. О. Бернардацци Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве. 1889–1891 гг. Архит. А. О. Бернардацци Среди церковных памятников периода эклектики сочетанием геометризма и особой массивностью размеров выделяется новая летняя церковь Жабского мон-ря с посвящением престолов в честь Вознесения Господня и Преображения Господня, во имя апостолов Петра и Павла (1916, проект гражданского инженера М. С. Сероцинского). План имеет вид вписанного креста, 3-гранная апсида. Свод, поддерживающий цилиндрический низкий барабан и купол, опирается на 4 столпа. Грандиозное строение в архитектурном ансамбле занимает все свободное пространство. Следование стандартным архитектурным проектам архит. К. А. Тона с сочетанием черт неовизантийского и русского стилей наблюдается в архитектуре летней Успенской ц. (1894-1897) Кондрицкого монастыря - в плане это вписанный триконх с 5 луковичными главами, из к-рых боковые совсем небольшие, расположены на фасадах и ориентированы по сторонам света. Неовизантийский и русский стили совмещены и в летней ц. в честь Сошествия Св. Духа (1870) Гербовецкого монастыря. В результате перестроек (последняя в 1891) сходный облик приобрел и собор во имя вмч. Феодора Тирона (по фамилии основателей церковь называют Чуфлинской) кишинёвского во имя великомученика Феодора Тирона женского монастыря : 2 крупные луковичные главы - над нефом и нартексом, шатровая колокольня и многочисленные декоративные главки на фасадах. Собор Преображения Господня в Кишинёве. Кон. 1902 г. Архит. М. Сероцинский Собор Преображения Господня в Кишинёве. Кон. 1902 г. Архит. М. Сероцинский Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы Кондрицкого мон-ря. 1894–1897 гг. С использованием элементов декора в стиле барокко была построена летняя ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1872-1880) Курковского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , напоминающая о творениях архит. Б. Ф. Растрелли , Андреевском соборе в Киеве и соборе санкт-петербургского Смольного в честь Воскресения Христова монастыря . В духе проектов Тона возведены Успенская (1891) и Дмитриевская (1890-1902) церкви Кишинёва. Оригинальным сочетанием различных форм рус. архитектуры XVII в. с полосатой кладкой, характерной для средиземноморской строительной традиции (греческой или турецкой), отличается Феодоровская ц. (1895, архит. Бернардацци) при бывш. жен. гимназии Кишинёва, ныне с престолом во имя вмч. Феодора Тирона и св. Феодоры из Сихлы. Также по проекту Бернардацци была построена ц. св. кн. Александра Невского в Унгени (1905) в виде ротонды с примыкающей с зап. стороны колокольней. Традициям молдав. средневек. зодчества следует церковь в Кухурештий-де-Сус, спроектированная архит. А. В. Щусевым (1912-1914). В кон. XIX - нач. XX в. каменное зодчество оказало значительное воздействие на деревянное, напр. в формах деревянных кокошников на фасаде Троицкой ц. в Ларге (Бричанский р-н, 1897).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

у всех почитаемых древнейших икон были шитые лицевые и украшенные дробницами, жемчугом пелены: икона Божией Матери, с к-рой из Москвы пришел прп. Кирилл, имела 3 шитые пелены без лицевых изображений, но с жемчугом и дробницами; к древнейшей храмовой иконе «Успение Пресв. Богородицы» прилагались 3 украшенные пелены - 2 лицевые (сохр. одна из них, «Успение Пресв. Богородицы с Нерукотворным образом Спасителя, с апостолами», каймы - 2-я пол. XV в., средник - кон. XV в., ГРМ; см.: Лихачева. 1980. С. 6-7. Кат. 9; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». 1995. Кат. 161. С. 259 (автор описания - Л. Д. Лихачёва); Иванова. 2011. С. 10; А. С. Петров датирует средник нач. XVI в.; он сопоставляет памятник с описью не только 1601 г., но и 1668 г. и предполагает, что свой совр. вид эта пелена обрела лишь после 1668; см.: Петров. 2008. С. 51, 69, 95-96; см. также: Прил.: Древнерус. пелены XV-XVI вв.: Кат. 9); на 3-й «в кресте на дробницах выбиваны святые», жемчужная обнизь была приложена царицей Анастасией Романовной (не сохр., о прикладе см.: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 45). возможно, ок. 1548 г. для иконопортрета основателя монастыря «письма прп. Дионисия Глушицкого» были изготовлены золотой оклад и саженная жемчугом лицевая пелена. Иконография Успения Пресв. Богородицы, повторявшаяся в композиции неск. храмовых икон, становится для обители в XVI в. настолько важным изображением, что ее шитый вариант помещают на оплечье игуменских риз: «Шит золотом и серебром образ Успение Пречистыя Богородицы со апостолы. Зделаны ново при игумене Иоасафе» (Там же. С. 140). Видение св. Иоанна Богослова. Хоругвь. 1566 г. (ГРМ) Видение св. Иоанна Богослова. Хоругвь. 1566 г. (ГРМ) Лицевое шитье XV-XVII вв., сохранившееся от храмового убранства К. Б. м., прекрасно иллюстрирует расцвет этого вида искусства. Н. А. Маясовой удалось выявить ок. 60 произведений лицевого шитья, связанных с этим мон-рем, из них половина принадлежит отличавшимся друг от друга мастерским шитья - «светлицам» знатных заказчиц и вышивальщиц.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010