Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСЭУЦКИЙ (КОСОУЦКИЙ) В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится близ с. Косэуць (Косоуцы) р-на Сорока (Сорокского) Республики Молдова. Основан предположительно иеросхимонахами Павлом и Гавриилом как скит, по-видимому, Каларашовского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря на землях имения, полученного Хушской епархией Молдо-Влахийской митрополии в 1729-1730 гг. Скит был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Название происходит от владения Косоуцы, на землях к-рого была устроена обитель. Скит также именовали Йоржницким, поскольку он находился на берегу одноименного ручья. Первое письменное упоминание о К. м. относится к февр. 1757 г., когда скитоначальником был иером. Михаил. В 1801-1806 гг. начальником скита был иером. Виссарион. В 1809 г. в К. м. жили иеромонах и 11 монахов. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в. В 1812-1813 гг. по решению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) скит был преобразован в мон-рь. В 1814-1821 гг., при настоятеле иером. Онисифоре, К. м. часто использовался епархиальным руководством как место исправления «бродяжных и неисправляющихся людей духовного звания» с запрещением священнослужения и «употреблением в свободное от церковных молитв время в монастырския послушания». С 1819 г., когда в К. м. проживали 8 насельников (настоятель, 2 иеромонаха и 5 монахов), иером. Онисифор являлся также и настоятелем Каларашовского мон-ря. В ряде источников ошибочно упоминается о закрытии К. м. в 1821 г. С 1823 г. К. м. возглавлял игум. Никандр, а с 1827 г.- иером. Арсений из Рудянского во имя Святой Троицы монастыря , неоднократно просивший о своем переводе в К. м. Последним настоятелем К. м. стал игум. Лазарь ( март 1833). В кон. 20-х гг. XIX в. в К. м. имелось 5 ветхих деревянных зданий, крытых камышом: ц.

http://pravenc.ru/text/2458885.html

Сведения о монастырских служителях, проживавших в Подмонастырской слободе, известны с XVII в. В Смутное время слобода была разорена и восстановлена только в 20-х гг. XVII в. По писцовой книге 1626-1629 гг., в ней находилось 10 дворов стрельцов и 6 дворов монастырских служек. По первой ревизии (1719), значится 208 чел. муж. пола, по второй (1744) - 179 служителей и бобылей. Офицерская опись монастыря 1764 г. сообщает, что «жительство оные служители и бобыли имеют работою своею, а некоторые от своего рукоделия и от торговых разных промыслов». Храмы и другие постройки Первый храм, построенный прп. Сергием по благословению митр. Алексия, был освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы, возможно 25 марта 1376 г. Согласно Житию, «сребро довольно» на его возведение пожертвовали вкладчики, князья и бояре. Описания зданий церкви XIV-XV вв. не сохранились; очевидно, они были «клецкие», деревянные. Первые документальные сведения о Благовещенском соборе в писцовых книгах 1562-1563 и 1592-1593 гг. лаконичны: упоминается каменная «церковь Благовещение Пречистые Богородицы да придел царя Костянтина» (РГАДА. Ф. 281. 203/8927; ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 841). Возможно, придел храма устроен в 1526 г. в связи с браком вел. кн. Василия III Иоанновича и княжны Елены Васильевны Глинской. Аналогичный текст приведен и в писцовой книге 1627-1629 гг. В 1608 г. храм неоднократно разоряли: «от воинских людей» «престол порушен и осквернен, и сосуды церковные поломаны». Ростовский митр. Филарет (Романов) распорядился выдать новый антиминс и благословил «тот храм освящати» (АИ. Т. 2. 106. С. 136; РИБ. Т. 2. 171. С. 693-694). Церкви в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1-я треть XVI в. и во имя Всемилостивого Спаса. 1656 г. Фотография. Нач. XX в. Церкви в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1-я треть XVI в. и во имя Всемилостивого Спаса. 1656 г. Фотография. Нач. XX в. Архитектурные особенности 2-этажного каменного Благовещенского собора, построенного, вероятно, в 1-й трети XVI в., стали известны в ходе реставрационных работ 1963-1964 гг. Здание кубической формы, одноглавое, 4-столпное, поставлено на подклете, завершение позакомарное. Арки, несущие барабан главы, ступенчато повышены, благодаря этому глава поднята кверху, а в ее основании находился украшенный кокошниками восьмерик. Фасады собора делились пилястрами и полуколонками на 3 части, внутри церкви соответствующих этому делению лопаток не было. С 3 сторон - северной, южной и западной - храм окружала галерея-гульбище. Архитектурные и конструктивные особенности здания сближают его с соборами суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Руднево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 2009. Адрес: Украина, Сумская обл., Конотопский р-н., с. Руднево Координаты: 51.415964, 33.997141 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Берюх (с 1960-х - Руднево,в честь местного уроженца, Героя Советского Союза Семёна Руднева) издревле относилось к вотчинам Путивльского Молченского монастыря. В выписи, удостоверяющей права обители на эти земли, датированной 1621 г., читаем: «В Путивльском уезде на реке на Клевени и на усть речки Берюха сельцо Берюх, а в нем церковное место, что был храм во имя Успения Пречистые Богородицы да Ильи пророка; а ныне (1621 г.) на том месте поставлена часовня, да двор попа Михаила Григорьева, двор церковного дьячка Ивашка Качурова, двор пономаря Демидка Сидорова, двор просфорницы Овдотьицы, да бобыли… питаются от церкви Божии, … да двор монастырский…» 24-25]. Как видно из контекста документа, село пострадало «от литовских людей войны», вероятно тогда же была уничтожена древняя церковь, вместо которой в 1621 г. соорудили часовню. Этот храм был двухпрестольным, однако все последующие церкви в с. Берюх освящались исключительно в честь Успения. На плане 1785 г. в Берюхе отмечен деревянный храм; причтовая ведомость за 1908 г. датой постройки указывает 1786 г. Место, где находились сменявшие друг друга деревянные церкви, и поныне в народе именуется как «ограда». В начале ХХ в. началось строительство нового каменного храма (в центре села), который освятили в 1914 г. С разрешения духовных властей старая церковь была разобрана, а материал с нее продан в д. Новые Виры (приход с. Мануховки) для устройства там храма. В «ограде», на месте престола разобранной церкви была устроена «камплица». В 1950-е гг. в Николаевском молитвенном доме г. Путивля хранилось напрестольное Евангелие со следующей надписью, сделанной рукой святителя Димитрия Ростовского: «Се аз … Ел[ецкого] Чер[ниговского] … [Успенского ( неразб. ) монастыря (?)] иеромонах Димитрий Савич сию Евангельскую книгу спасения ради моего дал есмь в [церковь] Успения Пресв[ятыя] Богородицы честному иерею Иоанну в веси Берюхове в уезде Путивлском в лето бытия мира 7206, воплощения Бога Слова 1698 марта 8 дня … при патриархе Адриане» л.4/об]. В настоящее время местонахождение этого раритета неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=16277

24 марта 1947 г. Мукачевский василианский мон-рь был ликвидирован, все 33 монаха переселены в Имстичевский мон-рь. 1947-2017 гг. Настоятельница мон-ря игум. Параскева (Прокоп). Фотография. До 1967 г. Настоятельница мон-ря игум. Параскева (Прокоп). Фотография. До 1967 г. В апр. 1947 г. постройки М. Н. м. перешли в ведение РПЦ, обитель возрождена как женская, в ней поселились монахини православного Липчанского Вознесенского жен. мон-ря. Первой настоятельницей в апр. 1947 г. была назначена игум. Параскева (Прокоп; 1896-1967). Когда в кон. 60-х гг. XX в. планировалось закрытие более десятка мон-рей в СССР, в т. ч. М. Н. м. и Вознесения Господня монастыря в с. Чумалеве Закарпатской обл., тяжелобольной патриарх Московский и всея Руси Алексий I прибыл в Кремль и убедил власти не упразднять часть обителей. Из закрытых монастырей на территории Закарпатья монахинь переводили именно в М. Н. м. и Чумалевский жен. мон-рь. Патриарх, зная о тяжелом положении М. Н. м., направлял в мон-рь материальную помощь для ремонта зданий и технику для обработки земли, дарил богослужебные книги. В 60-70-х гг. XX в. в мон-ре были проведены водопровод, газопровод, построена котельная, установлено паровое отопление, восстановлены хозяйственные помещения. По каталогу 1951 г. б-ка обители насчитывала 5400 книг на 17 языках. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 2004 г. Фотография. 2016 г. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 2004 г. Фотография. 2016 г. При настоятельнице (1967-1984) игум. Афанасии (Багуряк) Николаевский храм был реставрирован, проведен капитальный ремонт монастырских зданий. В 1985-1993 гг. М. Н. м. управляла игум. Феофания (Бобёр; 1919-2002). В 2004 г. был построен храм (часовня) в честь Успения Пресв. Богородицы. Третьим монастырским храмом является домовая ц. во имя Всех святых с жилым корпусом (1766-1772). Сохранились ограда с башнями XVII в. и древняя винокурня. В М. Н. м. работает швейная мастерская, имеется большое хозяйство: сады, поля, виноградники, пчельники. Среди почитаемых святынь - икона Божией Матери «Скоропослушница», список Иверской иконы Божией Матери, привезенный с Афона, крест с частицей Животворящего Креста Господня, икона с частицей мощей свт. Николая Чудотворца, ковчег с частицами мощей преподобных Моисея Угрина, схиархим. Алексия (Кабалюка), Гавриила (Зырянова) и др. Сохранилось архивное собрание документов М. Н. м., включая грамоты XV-XVI вв. (ГА Закарпатской обл. Ф. 64, 131).

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛАТКОВ Александр Афанасиевич (1859 или 1863 - 1949), архит., реставратор; работал в Москве и Подмосковье ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция) ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии ЛЬВОВ Николай Александрович (1753-1803), рус. архитектор, поэт, деятель художественной, муз. культуры и лит-ры эпохи классицизма МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/123090_9.html

С дек. 1995 по окт. 2000 г. Новосибирской епархией управлял Новосибирский и Бердский еп. Сергий (Соколов). За эти неполные 5 лет были возведены новые храмы, открыты приходы, учреждены мон-ри. К 2000 г. в Н. и Б. е. насчитывалось 93 прихода, 57 воскресных школ, 40 приходских б-к. Богослужения совершали 158 священников, 39 диаконов. Современное состояние 28 дек. 2000 г. на Новосибирскую кафедру был вновь назначен Преосвященный Тихон (Емельянов; с 25 февр. 2000 архиепископ). Постановлением Синода от 28 дек. 2011 г. из Н. и Б. е. были выделены 3 епархии: Каинская и Барабинская , Карасукская и Ордынская , Искитимская и Черепановская. Четыре епархии на территории Новосибирской обл. составили Новосибирскую митрополию, к-рую возглавил Новосибирский и Бердский архиеп. Тихон, 8 янв. 2012 г. возведенный в сан митрополита. 24 дек. 2015 г. постановлением Синода в Н. и Б. е. был назначен викарный архиерей, 8 янв. 2016 г. во епископа Колыванского, викария Новосибирской епархии, был хиротонисан наместник Михаила архангела мужского монастыря в с. Козиха Новосибирской обл. игум. Павел (Григорьев) . В 1991-2016 гг. в Новосибирске и Новосибирской обл. были построены храмы во имя прор. Илии в г. Каргате (1991), в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Новосибирске (1998), во имя свт. Николая Чудотворца в Новосибирске (1998), в честь Абалацкой иконы Божией Матери в Новосибирске (2000), во имя прав. Симеона Верхотурского в г. Черепаново (2001), в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Новосибирске (2001), собор во имя свт. Николая Чудотворца в Искитиме (2002), храм во имя арх. Михаила (2003, ныне монастырский), собор в честь Преображения Господня в Бердске (2004), храмы в честь Успения Пресв. Богородицы в пос. Чистоозёрном (2004), во имя Новомучеников Российских (2004, ныне монастырский), в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Краснообске (2005), в честь Рождества Христова в с. Кочки (2005), собор во имя ап. Андрея Первозванного в г. Карасуке (2006), ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в наукограде Кольцово (2009), ц. во имя св. кн. Олега Брянского в Новосибирске (2013), Троице-Владимирский собор в Новосибирске (2013), храмы во имя прав. Иоанна Кронштадтского в с. Пашине (2015), в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Криводановка (2015), во имя св. отцов Киево-Печерских в Новосибирске (2015), во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Новосибирске (2016).

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Далматская икона Успения Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Далматская икона Успения Божией Матери. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США) Ввиду важного колонизационного и просветительского значения для сибирских земель по приказу царя Феодора Алексеевича мон-рь был обнесен каменными стенами. В 1707 г., при архим. Исааке, был построен каменный соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, в который поместили чудотворную икону. В XVIII в. икону украшала серебряная позолоченная риза с драгоценными камнями и с венцами над головами Богоматери и Богомладенца. Во время правления имп. Екатерины II мон-рь по молитвам перед Д. и. выдержал 3-дневную осаду войска Е. Пугачёва. 19 апр. 1852 г. пожаром были уничтожены мн. постройки мон-ря, в т. ч. верхний храм; Д. и. вновь не пострадала. До революции 1917 г. верующие, для того чтобы торжественно почтить Д. и., 2 раза в год, в дни празднования иконе (15 февр.) и Успения Пресв. Богородицы (28 авг.), приходили в мон-рь на поклонение. В рапорте 1864 г. настоятеля монастыря игум. Мефодия архиеп. Верхотурскому и Пермскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 тыс.) в обитель из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и мощам прп. Далмата в дни памяти ап. Иоанна Богослова (во имя его освящен придел в нижнем Рождественском храме) и свт. Николая Мирликийского. В том же рапорте приведена просьба жителей г. Шадринска к епархиальному начальству о разрешении переносить Д. и. из обители в их город сроком на 1 месяц. После упразднения монастыря его насельники в нач. 20-х гг. XX в. разошлись по др. обителям, унеся с собой Д. и. В наст. время сведений о местонахождении иконы не имеется. Об иконе можно судить по хромолитографии нач. XX в. Б. И. Фесенко и фотографии того же времени, зафиксировавшей вид иконы в киоте. Иконография Д. и. (1 аршин 4 вершка (ок. 88 см) × 1 аршин 1/2 вершка (ок. 73 см)) относится к неполному изводу композиции «Успение Пресвятой Богородицы» (без явления апостолов в облаках, но с чудом усекновения рук Авфонию и фигурами жен перед архитектурными строениями).

http://pravenc.ru/text/168670.html

Богородицы мужская лавра ). Еще до офиц. закрепления за этими мон-рями статуса Л. они часто назывались таковыми в народной среде и в нек-рых исторических документах. По мнению Е. Е. Голубинского , официальное значение названию «лавра» в Российском гос-ве было усвоено по крайней мере с кон. XVII в. ( Голубинский. 1892. С. 122). Вплоть до XVIII в. не было четких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных рус. монастырей присваивали себе этот титул и именовались Л. даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI-XVII вв. назывался Великой Л.), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. имп. Екатерины II Алексеевны и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г.- трех первостепенных мон-рей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также ее историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные рус. мон-ри назывались Л., с др.- нек-рые существующие Л. не всегда удовлетворяли перечисленным критериям. Наряду с древними Л., сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России,- Киево-Печерской и Троице-Сергиевой - существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причем своим возвышением эти Л. во многом были обязаны политической воле императоров. Почаевская лавра Почаевская лавра Киево-Печерский мон-рь, один из первых по времени основания монастырей в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Со временем И. расширился, увеличилось число монахов и служащих; мон-рь стал очагом народного просвещения. В период Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. И. помогал повстанцам Центр. Греции. В 1823 г. И. был вновь разорен и сожжен турками. После явления Пресв. Богородицы главнокомандующему тур. армией Селим-паше тот отдал приказ возместить ущерб мон-рю. И. оказывал помощь греч. армии в ходе военных событий 1825-1826 гг., особенно при разгроме турок у Араховы Г. Караискакисом. К 1830 г. в И. проживало 27 монахов; мон-рю принадлежали поля, оливковые рощи, скот, пастбища, мельницы, пасеки и т. д. Согласно надписи над сев. входом, кафоликон был разрушен землетрясением 20 июля 1870 г. и через 2 года заново отстроен на средства мон-ря. Четырехстолпный крестово-купольный храм освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1884 г. франц. археолог Ш. Диль обнаружил в окрестностях И. камень с надписью: «Из Каны Галилейской, где Господь наш Иисус Христос сделал воду вином». По мнению ученого, этот камень действительно мог быть привезен из Палестины. В 1922 г. значительная часть недвижимого имущества И. была передана бедным крестьянам и скотоводам из окрестных сел. Несмотря на обещание властей, мон-рь не получил возмещения и из-за экономического упадка фактически прекратил существование. В 1967 г. монахини Христодула, Феоклита и Ксения по благословению Фиванского и Ливадийского митр. Никодима (Грекоса) и при поддержке благочестивых жителей начали возрождать мон-рь. С 1981 г. митр. Иероним (впосл. архиеп. Афинский и всея Эллады Иероним II ) оказывал значительную помощь И.; в результате были восстановлены или заново построены в традиц. монастырском стиле келлии и др. здания вокруг кафоликона. Из драгоценных святынь, к-рые в течение веков были собраны в мон-ре, осталась малая часть: дароносица и кадильница 1752 г., потир, кресты, раки. Сохранились иконы работы критского худож. Николая Калергиса (XVII в.): «Христос Вседержитель», «Пресв. Богородица с Младенцем», «Св. Иоанн Предтеча, Архангелы и Пресв. Богородица Зиготская» (с монастырского подворья в окрестностях Дельф). Росписи в пещерной часовне Пресв. Богородицы Фанеромени к юго-востоку от монастыря были выполнены представителями критской школы в XVII в.

http://pravenc.ru/text/293784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья КИРИЛЛОВ ЧЕЛМОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ И УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Челменский, Чермозерский), находился на горе Челма между Лёкшмозером и Челмозером (в 60 км к северо-западу от Каргополя (ныне Архангельской обл.)). К. Ч. м. был основан на месте подвигов прп. Кирилла Челмогорского. Время основания монастыря неизвестно, предположительно между рубежом XIV и XV вв. и нач. XVI в. Основными источниками сведений об обители служат Житие прп. Кирилла, сохранившееся в списках XVIII-XIX вв. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 131-156; ГИМ. Барс. 794. Л. 1-60 об.; БАН. 33.6.7. Л. 61 об.- 124 об. и др.), а также составленное свящ. Ф. И. Гурьевым в 40-х гг. XIX в. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (ГИМ. Барс. 795. Л. 68-84 об.; ОПИ ГИМ. Ф. 450. 702. Л. 1-14 об.). Прп. Кирилл, постриженик Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , пришел на гору Челма, поселился в пещере, построил «келийцу малу», часовню и ц. в честь Богоявления. Согласно Житию, пребывание Кирилла на Челме осложнялось конфликтами с местными язычниками («чудью белоглазой») с р. Онеги. Незадолго до кончины прп. Кирилла его посетил настоятель каргопольского в честь Преображения Господня монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) игум. Иосиф, который исповедал и причастил преподобного. Во время этой встречи прп. Кирилл предсказал строительство на горе Челма муж. обители и обещал и после своей кончины покровительствовать этому месту. Через неск. лет на Челму, где был погребен прп. Кирилл, пришел из Новгорода мон. Серапион и стал жить в его пещере, соорудив гробницу над захоронением Кирилла. Спустя 3 года мон. Серапион оставил это место. Затем пришел инок Арсений, при нем собралась братия в количестве 24 чел. Вместо сгоревшей Богоявленской ц. над мощами прп. Кирилла монахи построили и 9 мая 1419 г. освятили одноименный храм с приделом во имя вмц. Екатерины. Впосл. храм неск. раз горел и его возводили заново. При Арсении был построен также храм в честь Успения Пресв. Богородицы; пустынь стала именоваться Успенской, насельники начали осваивать земельные угодья. Достоверность содержащихся в Житии дат и изложение событий вызывают обоснованные сомнения, поскольку текст был создан лишь на рубеже XVII и XVIII вв. на основе Жития прп. Нила Столобенского.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010