О.Артемий: - Едва ли не Государя, какого-то сиятельного державного мужа. В одном из уголков этого парка стоял  деревянный храм в честь святителя Тихона Задонского. До революции он был обнесен галереей, такой же деревянной, гульбищем. Я помню, лет 25 тому назад одна старушка мне рассказывала, как девочкой она молилась в 1915 году, среди цветущих роз и безотрывно взирала на старенького батюшку, который отличался большим усердием к службе и радушием в отношении прихожан. Увы, и здесь прогремела разрушительная музыка революции. Этот оазис духовной жизни был разорен, и в 90-х годах мы застали впечатляющую и страшную картину. На месте храма -  практически он разрушен - остался лишь фундамент, какая-то слесарная автомобильная мастерская, повсюду мазут, кучи старого заржавевшего металла. От былого великолепия не осталось и следа. Сегодня, 25 с лишним лет спустя здесь уже располагается благоустроенный Скит Алексеевской обители. Но сегодня в большом количестве собрались прихожане и гости во  вновь отстроенном, замечательном памятнике деревянного зодчества -  храме святителя Тихона Задонского, украшенном резьбой, изразцовыми печами. Самое удивительное, что здесь совершенно не слышно городского шума. Чистый воздух  дарит москвичам возможность почувствовать себя как в деревне. Матушка Игуменья и сестры, прихожане, молодежный клирос с удовольствием совершали службу. Мне пришлось сказать небольшое слово о святителе Тихоне, который сам отличался простотой. Несмотря на прекрасное духовное богословское образование, на то, что он преподавал дисциплины в нескольких высших духовных учебных заведениях русского Севера. Под конец жизни, отстранившись от внешнего служения, святитель подчинился внутреннему расположению души и стал уделять основное время тайной молитве. Посещая службы Задонской обители, всегда стремился в келью, чтобы продолжить свой разговор с Богом. Интереснейшие записки келейника святого Тихона рассказывают, как приходилось ему, святителю Тихону, бороться с духом тьмы, облегавшим его со всех сторон искушениями, наводившими подчас уныние и тоску. Однако опытный в  духовной жизни молитвенник преодолевал эти тяготы, и Бог осенял его едва ли не зримо божественной благодатью. Так что святитель Тихон мог часами неподвижно предстоять, падши ниц лежать пред домашним распятьем, внимая тем неизреченным воздыханиям, которые дух Господень полагал в его сердце. Святитель обрел особенную, трепетную любовь к людям, внешне не высказываемую. Однако даже дети ощущали сокровенное его тепло души, стремились к общению с ним, а он писал свои книги, в которых явственно чувствуется присутствие этой премудрой божественной благодати.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-prazdn...

Универсалом от 6 мая 1703 г. Мазепа отдал Е. м. «в полное арендовое заведоване горелчаные, тютюнные и дегтевие шинки» в селах Анисов, Горбов, Мощёнка, Авдеевка. Когда окончился годичный срок аренды шинков, архим. Ипполит ходатайствовал о возобновлении аренды и на следующий год и получил новый универсал гетмана от 5 мая 1704 г. Преемник Ипполита архим. Исаакий (Васенкевич), несмотря на то что Мазепа повысил плату за аренду «горелочных, тютюнных и дегтярных шинков» (т. е. за продажу водки, табака и дегтя) в монастырских селах с 400 до 500 золотых в год, продлил ее еще на неск. лет. В XVIII в. Е. м. содержал шинки почти во всех своих владениях, что давало ему значительные доходы. В каждом таком питейном заведении в год продавалось от 100 до 400 ведер сивухи и «горячего вина». Ко 2-й пол. XVIII в. Е. м. был одной из богатейших и благоустроенных обителей. Согласно описи архим. Иерофея (Малицкого), перед секуляризацией обители принадлежали села Мощёнка, Лемешовка, Горбов, Глузды, Авдеевка, Анисов, Напоровка, Вершинова Муравейка, Серединка, Сядричи, Юрьевка, Пыжовка. В Лемешовке у мон-ря была собственная винокурня, а в монастырских шинках в год продавалось 2 тыс. ведер горилки. Обитель имела 147 нив пахотной земли и 56 сенокосов, ежегодно дававших 2,7 тыс. возов сена. Во владении Е. м. находились несколько рощ строевого леса, более 10 мельниц и рыболовных озер. Согласно ревизии 1782 г. за мон-рем числилось 1342 крестьянина. Е. м. имел кирпичный завод в Чернигове. Указом имп. Екатерины II о передаче в Малороссии всех монастырских имений в казну (10 апр. 1786) был нанесен непоправимый урон монастырскому хозяйству. Е. м. был отнесен к 1-му классу. После 1786 г. за Е. м. оставались только некоторые усадьбы в Чернигове, ок. 40 дес. пахотной земли, 3 озера и Романовская мельница в Гущине. В 20-40-х гг. XIX в. Е. м. беднел и приходил в упадок. Согласно «Геометрическому специальному плану» 1835 г., «за монастырем всей земли, включая усадьбу», значилось 127 дес. Участки монастырской земли в Чернигове и вокруг него сдавались в аренду. Сроки аренды часто возобновлялись, а потом арендаторы, пользуясь слабым надзором со стороны монастырской администрации, самовольно передавали аренду др. лицам. Трудно было найти хозяина, к к-рому по этим причинам мон-рь не имел бы претензий, в XIX в. велись бесплодные суды, кончавшиеся для мон-ря потерей имущества. 1917-1991 гг.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Монастырское начальство не признавало права гос-ва на большую часть своих бывш. владений. Указом Сената от 21 мая 1887 г. прежнее решение Олонецкой палаты уголовного и гражданского суда отменялось, спорящим сторонам предлагалось договориться о том количестве земли, которое отойдет каждой из них. В 1898 г. многолетний спор был прекращен. К тому времени в собственность обители перешли 399 дес. 1303 кв. саж. земли, из них 299 дес. леса в урочищах Тетеревиная Гора и Тюля-Нос. Часть пашни (12 дес. 1669 кв. саж.) находилась в чересполосном владении с крестьянами Гакукского прихода, что стало причиной последующих мелких конфликтов с ними. М. У. м. имел рыбные ловли на р. Муромке, при этом лов производился совместно с местными жителями. Своей мельницы на р. Самине мон-рь лишился во время весеннего паводка 1867 г., и братия стала возить зерно в Андомскую вол. (НАРК. Ф. 25. Оп. 4. Д. 3/12). Расцвет М. У. м. в посл. четв. XIX - нач. ХХ в. связан с деятельностью настоятеля архим. Онисима (Савинова), управлявшего обителью с 1873 г. (Там же. Ф. 127. Оп. 2. Д. 1/3; Ф. 25. Оп. 20. Д. 48/551). «Сам из крестьян, умный, весь ушедший в заботы об обители, он очень близко держится к народу и пользуется за то в окрестностях большой популярностью»,- отзывались о нем современники ( Ол-н. 1905). При нем в М. У. м. начали действовать новая паровая мельница «с локомобилем» и кожевенный завод; монахи продавали рыбу, скот, масло, овес и проч. Использование технических новинок в хозяйстве («жатвенные снаряды, молотилки и веялка-сортировка») позволяло обеспечивать братию собственным зерном круглый год (НАРК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 9/97. Л. 11 об.; Д. 11/111. Л. 10). В нач. ХХ в. М. У. м. занимал 3-е место среди муж. обителей Олонецкой епархии по размерам основного капитала (20 564 р.). В 1901 г. монастырское стадо включало 40 голов рогатого скота, содержали 7 лошадей; с полей и огородов были собраны 55 четв. ржи, 50 четв. овса, 300 мер картофеля, 700 кочанов капусты (Там же. Оп. 1. Д. 82/11. Л. 63). М. У.

http://pravenc.ru/text/2564384.html

Пафнутий (Бовин). Но уже в июне 1920 г. комиссия Мосгубисполкома на основании решения Чрезвычайного съезда Советов Волоколамского у. приняла решение об окончательном закрытии И. В. м. с передачей помещений детскому дому и школам 1-й и 2-й ступени. Храмы были переданы губ. комиссии по охране памятников старины, земли - губ. отделу народного образования. После ликвидации трудовой коммуны братия разошлась. Иером. Пафнутий проживал в Волоколамске при храме, после 1945 г. скончался в тюрьме. Др. насельник, иером. прмч. Нил (Тютюкин) , исполнявший в артели должность уполномоченного, служил в храмах Волоколамского у., затем в церкви с. Киёва Дмитровского р-на (ныне в черте г. Лобня). 28 февр. 1938 г. иером. Нил был арестован и 20 марта расстрелян. Др. член артели, иером. Виктор (Смирнов), после закрытия И. В. м. служил в с. Ильинском-Ярополецком, затем в Волоколамске в Богородице-Рождественском храме, в 1936 г. был арестован, в 1937 г. освобожден, 28 нояб. 1937 г. вновь арестован и 10 дек. расстрелян. Иеродиак. прмч. Иннокентий (Мазурин) служил в храмах Лотошинского р-на, с 1928 г.- в церкви с. Теряева Слобода (ныне с. Теряево) Волоколамского р-на, 22 февр. 1931 г. был арестован, с 1934 г., вернувшись из заключения, служил в храме с. Буйгород недалеко от Теряева, 13 нояб. 1937 г. был расстрелян. До 1929 г. большая часть архива И. В. м. хранилась в специальном помещении над галереей Успенского собора. Соседство мон-ря с детским домом неблагоприятно сказалось на сохранности документов архива: в 1925 и 1929 гг. архив был разгромлен воспитанниками, часть документов уничтожена или повреждена. В 20-х гг. XX в. часть документов из Волоколамского музея была перевезена в Ленинград и поступила в Собрание рукописных книг ЛОИИ СССР (СПбФИРИ РАН). Неск. грамот оказалось в собраниях ОР РНБ (Краткая опись грамот, хранящихся в рукописном отделении Рос. Публичной б-ки//ЛЗАК. 1923. Вып. 31. 77, 92, 307). Грамоты И. В. м. в составе материалов Коллегии экономии поступили в ЦГАДА (РГАДА) (см.: Центральный гос.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Хозяйством И. В. м. в прилегавшей округе управляли келарь и казначей. Келарь вел приходные и расходные, «сметные» и переписные хлебные книги, а также книги высевные, житные и умолотные, книги хлебных выдач и росписи пашенной и сенокосной земли, сдававшейся в аренду. Каждое большое село являлось отдельным «ключом», управление к-рым с правом сбора податей поручалось «молодому» или «старому» слуге (Книга ключей и долговая книга. 1948. С. 12). И. В. м. набирал себе служителей (тиунов, доводчиков, предводителей отрядов посошных людей) из окрестных вотчинников. В 1591 г. все вотчины обители были разбиты на 5, а затем на 6 приказов, к-рые возглавляли монастырские старцы. Для обработки монастырской пашни на время полевых работ нанимались т. н. сельские детеныши ( Петров. 1960. С. 129-171). При мон-ре находились «дворцы» и «избы», в к-рых трудились ремесленники и слуги (иконники, книжники, кузнецы, плотники, колесники, токари, сапожники, портные и др.). Общее количество работных, или «деловых», людей на монастырском дворе в кон. XVI в. превышало 120 чел. при численности братии в 130 чел. ( Тихомиров. 1938. С. 122, 143). С 30-40-х гг. XVI в. все текущее делопроизводство вели дьяки. Комплекс хозяйственной документации составляли приходо-расходные, окладные, оброчные, вкладные, данные, полоняничные, долговые, кабальные, высевные, ужинные, умолотные, переписные, записные книги. Нек-рые из этих книг (высевные, ужинные, умолотные) сохранились только в И. В. м. Судя по этим документам, основной повинностью монастырских крестьян являлась барщина ( Маньков. 1955. С. 289; Сметанина. 1999. С. 41). Наиболее распространенными орудиями обработки земли в вотчинах И. В. м. являлись сохи с полицей и бороны. Зерно обрабатывали на водяных мельницах. Излишки хлебной продукции (не более 6%) продавались. Наряду с производством хлеба в своих вотчинах скупался хлеб в окрестных селах, часть хлеба и круп перепродавалась в Москве. Оброк взимался в денежно-натуральной форме. Крестьяне выполняли и др. повинности: сенокосную, дровяную, повозную, строительную. Первоначально единицей обложения являлись деревни или группы деревень. К нач. 70-х гг. XVI в. во владениях И. В. м. сложилась шкала денежных окладов с выти, среди к-рых наиболее употребительными были оклады в размере 24, 50, 100, 150, 200 ( Колычева. 1987. С. 115). Наличие сенокосов и выращивание зерновых культур создавали благоприятные возможности для содержания скота. Так, в 1592 г. в хозяйстве мон-ря насчитывалось 489 бычков, коров и телок, 939 овец и 385 лошадей.

http://pravenc.ru/text/673721.html

XVII в. В 1651-1661 гг. у К. Я. м. было 90 дворов, в 1678 г. и 1700 гг.- 178 дворов, 828 тяглецов муж. пола. В сер. XVII в. размеры земельных владений во Владимирском и в Юрьевском уездах составляли «пашни 1531 четверть земли с осминой в поле, сенных покосов 1800 копен, леса вдоль и поперек на 11 верст с полуверстою». На этих землях находились 2 села, 2 деревни, 18 пустошей и селище, проживали 156 тяглецов муж. пола. Земельные владения в Московском у. были утрачены: либо проданы, либо обменяны на более удобные земли рядом с мон-рем. К. Я. м. владел мельницей с 2 жерновами на р. Пекше близ дер. Литвиново Юрьевского у. Др. мельница находилась у с. Лыкова Владимирского у. Во Владимире К. Я. м. имел осадный двор со всеми службами. Др. осадный двор находился за р. Лыбедь. В 1-й четв. XVIII в. братия получала жалованье из Монастырского приказа. После упразднения Патриаршества управление землями перешло Синодальному дворцовому приказу. В 1721 г. за мон-рем числились 1257 тяглецов, плативших оброк 102 р. 69 алтын, пашни 1536 четв. земли в поле и 11 кв. верст леса. Известно, что монашествующие получали в это время жалованье и на «церковные потребы» из приказа 26 р. К 1763 г. монастырские доходы складывались в основном из сумм, выделяемых Коллегией экономии, жалованья настоятелю, братии, служителям и отставным (всего 155 р. 48 к.), а также «хлебного жалованья» рожью и овсом. Кроме того, в пользу К. Я. м. выделялась часть средств, собиравшихся с крестьян монастырских вотчин, к-рые заготавливали для обители дрова, пахали монастырские земли и т. д. К кон. XVIII в. К. Я. м. получал штатную сумму ок. 200 р. в год. В XIX в. изменились статьи дохода: по данным на 1871 г., проценты с банковского капитала (240 р. 80 к.), оброчные (150 р.), средства от аренды ярмарочных лавок (ок. 70 р.), жалованная сумма из Казначейства (411 р. 40 к.), за наем рабочих вместо штатных служителей (300 р.); молебенные, проскомидные, поминальные (200 р.) - всего 1370 р. с копейками. Кроме того, в пользу К. Я.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

2003. Т. 54. С. 124-135; Дмитриева Р. П. Светская лит-ра в составе монастырских б-к XV и XVI вв.: (Кирилло-Белозерского, Волоколамского и Троице-Сергиева)//Там же. 1968. Т. 23. С. 143-170; Шмидт С. О. О Послании Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский мон-рь: (Постановка вопроса)//Там же. 1969. Т. 24. С. 163-166; Уо Д. К. К изучению истории рукописного собр. П. М. Строева//Там же. 1976. Т. 30. С. 184-203 (Ч. 1); 1977. Т. 32. С. 133-164 (Ч. 2); Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 19793; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский мон-рь. Л., 1979; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев./Общ. ред.: П. А. Колесников. Вологда, 1983. Ч. 2: Книги кириллической печати 1564-1825 гг.; Читатели изданий Московской типографии в сер. XVII в./Публ. док-тов и исслед.: С. П. Луппов. Л., 1983; Шакурова Е. В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988; она же. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 157-180; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. С. 203-224; Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Кирилло-Белозерского мон-ря в его отношении к строительству Троице-Сергиева мон-ря//Там же. С. 310-319; он же. О церкви Кирилла XVI в. в Кирилло-Белозерском мон-ре//Кириллов. 1997. Вып. 2. С. 157-168; Смирнова Э. С. «Успение» из Кирилло-Белозерского мон-ря и проблема традиции в рус. живописи 1-й пол. XV в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 16-29; Шевченко Е. Э. Книжник XV в. Мартиниан (Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Вожеозерский и Ферапонтов мон-ри)//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 286-295; она же. Проблемы изучения, описания и публикации памятников собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//Рукописные собрания церк.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Германа Подольного//Нил Сорский в культуре и книжности Др. Руси: Мат-лы Междунар. науч. конф. С.-Петербург, 12 мая 2008 г. СПб., 2008. С. 90-96; он же. Когда была основана б-ка Кирилло-Белозерского мон-ря?//ДРВМ. 2009. Вып. 3(37). С. 128-129; он же. К вопросу о ранних этапах формирования б-ки Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. 2011. Вып. 1(43). С. 31-35; Ивина Л. И. Жалованные грамоты первого удельного князя Московского дома 1-й трети XV в. и Кириллов мон-рь на Белоозере: Княжеская власть и отношения ее с мон-рем//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст./Ред.: А. Г. Маньков. СПб., 2002. С. 194-207; Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова мон-рей//Кириллов. 2003. Вып. 5. С. 16-42; она же. К датировке посланий Кирилла Белозерского//Там же. 2005. Вып. 6. С. 6-9; она же. Жития преподобных Кирилла и Ферапонта как ист. источник сведений об основании белозерских мон-рей//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 180-189; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря 1-й трети XV в.: (Проблема Христофора)//ДРИ. СПб., 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-389; Петрова Л. Л. Собр. иконописи КБМЗ//Иконы КБМЗ. М., 2005. С. 18-32; Романчук Р. «Вещь, которая на примете по тетратем»: Библиогр. практика в Кирилло-Белозерском мон-ре в кон. XV в.//Древнерус. и греч. рукописи РНБ: Мат-лы Междунар. науч. конф. (С.-Петербург, 14-16 июня 2005 г.). СПб., 2007. С. 15-29; idem (Romanchuk R.). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North: Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto, 2007; он же. Книжник Александр-Олешка Палкин и общежительно-педагогические реформы в Кирилло-Белозерском мон-ре при игум. Трифоне (1430-1440-е гг.): К вопросу о правосл. монашеской образованности//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 72-93; Прохоров Г. М. Поучение ко ученику «Кирила Белозерска чюдотворца»//Там же. С. 3-24; Семячко С. А. Сб. «Старчество» в Кирилло-Белозерском мон-ре//Там же. С. 211-296; Кузьмичева О.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Ист.: ДАИ. Вып. 12. 17; Гмелин С. Путешествие по России для исследования трех царств естества. СПб., 1771. С. 57-59; Второв Н. И. Древние грамоты и др. письменные памятники, касающиеся Воронежск. губ. и частью Азова. Воронеж, 1850. Т. 1. С. 46; Память воронежцу И. Северцеву об осмотре им описи повреждений, причиненных Семилукскому мон-рю осевшею землею//Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ. Воронеж, 1887. Т. 1: Воронежские акты. С. 300; Вейнберг Л. Б. Мат-лы по истории Воронежской и соседних губ. 1886. Вып. 8. CCCXXXI-II; 1888. Вып. 12. 483; Веневитинов М. А. Из Воронежской летописи 1696 г.//Памятная кн. Воронежской губ. на 1896 г. Воронеж, 1896. Паг. 3. С. 1-25; Строительная книга Коротояка//Мат-лы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1889. Вып. 16: Акты XVII - XVIII вв. С. 1878-1893; Окладные книги Рязанской митрополии//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 127-132; Правдин А. М. Опись указам Свят. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории, за 1743-1850 гг.//Там же. С. 357, 359, 361, 365; он же. Акты Дивногорского Успенского мон-ря//Там же. С. 57-90; Строельная книга г. Острогожска//Тр. Воронежской УАК. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 64-82; Склобовский Д. Я. Летопись г. Острогожска и 7-и церквей оного//Воронежская старина. 1902. Вып. 1. Отд. 2. С. 225-328; Тевяшов В. Н. Пещерные мон-ри Острогожского у.//Тр. Воронежской УАК. 1902. Вып. 1. С. 52-71; Никольский П. В. Мат-лы по истории монашества на Дону//Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 68; 1904. Вып. 4. С. 177-231; Вып. 5. С. 6-20; он же. Переписные книги Воронежской епархии мон-рям//Там же. 1903. Вып. 2. С. 218, 220-221; он же. Успенский Дивногорский мон-рь: Ист. очерк. Воронеж, 1904; он же. Монашество на Дону//Воронежская старина. 1907. Вып. 6. С. 43-161; 1908. Вып. 7. С. 59-159; 1909. Вып. 8. С. 77-180; 1910. Вып. 9. С. 150-181; Макаренко Н. Е. Археологические исследования 1907-1909 гг.//Изв. Имп. археол. комиссии. СПб., 1911. Вып. 43. С. 20; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ., собр. из историй, арх. записок и сказаний//Воронежская старина. 1912. Вып. 11. Прил. С. 1-196; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1954. Т. 2. С. 226-228; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 341; Воронежский край с древнейших времен до кон. XVII в.: Док-ты и мат-лы по истории края/Сост.: В. П. Загоровский. Воронеж, 1976. С. 70-72, 145-146; Воронежский край в XVIII в.: Док-ты и мат-лы по истории края/Сост.: В. М. Проторчина. Воронеж, 1980. С. 52-54, 171; Пименово хожение в Царьград//Книга хожений. 1984. С. 110; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 135, 137-139, 143, 146, 149.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Пучинородный – рожденный в пучине моря. Каким образом этот «рожденный в пучине жертвенник» мог быть прообразом тридневного погребения Господа, – об этом сказал Сам Христос еще прежде Своего страдания: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матфей, 12, 40). Пророк. – В греческом тексте стоит не профетис (пророк), а ипофитис – объявитель, истолкователь (Божией воли), слово, которое в переносном значении означало: жрец. Слово это – из глубокой языческой древности. Оно хорошо сочетается с былинным названием жертвенника – пир. Спасен – в греческом сесосменос, сохраненный. Прежде пущен бысть. – Это место в разных славянских переводах передается различно: «прежде страждаше», «предпослася». Очевидно, причиной были разночтения греческих рукописей, потому что обратный перевод со славянского на греческий дает близкие по написанию, но разные по значению слова. В нынешних греческих печатных Минеях стоит: прупепото, – буквально означающее: «был прежде выпит», т. е. поглощен вместе с водой. Выражение очень оригинально; и, как с поэтической точки зрения, так и по смыслу, именно это чтение кажется аутентичным. Ти. – Это слово в стихе повторяется дважды. В первом случае оно означает: «твой», а во втором – «тебе». Морской, рожденный пучиною, жертвенник во внутренностях кита, был прообразом Твоего тридневного погребения; жрецом его (т. е. жертвенника) явился Иона. Ибо он, сохраненный без вреда, таким, каким прежде был поглощен, взывал: принесу Тебе жертву в словах хвалы, Господи. Тропарь 1. Дает Тебе, яже превыше естества, Царь всех Бог: в рожестве бо Деву якоже сохрани, тако и во гробе тело соблюде нетленно, и прослави божественым преставлением, честь Тебе, яко Сын Матери, даруя. Прослави. – Должно быть: с-прослави – соответственно греческому оригиналу: синедоксасе, прославил вместе (то же слово, что и в Символе веры : «...Иже со Отцем и Сыном спрославляема...» ). Так стоит, например, в сербской печатной Праздничной минее 1538 года; такой вариант утвердился и в послениконовском тексте. Господь Исус Христос прославил свою Мать вместе с Собой – в том смысле, что по Его промыслу пречистое тело Ее в смерти не испытало истления. Как Сам Господь по Воскресении вознесся с телом на небеса, так и Матерь Свою взял на небеса с телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010