Воздадим же всеми силами сердец наших хвалу, и честь, и безмерное благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Святой Троице, положившей Рождеством Пресвятой Богородицы начало спасения нашего Сыном Божиим. Аминь. 1957 г. В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова О как велико, о как преславно имя возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа — Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Я думаю, что если Господь наш Иисус Христос назвал Своего Предтечу и Крестителя величайшим из всех рожденных женами, то вслед за этим величайшим надо было бы поставить возлюбленного ученика Господа Иисуса, а вслед за ним великого Первоверховного Апостола Павла. Безмерно огромное дело совершили все Апостолы Христовы: они вошли в брань, в смертную брань с тьмой века сего. Они разогнали эту тьму — тьму языческую, тьму страшную — тьму бесчисленных грехов. Они все, кроме возлюбленного Господом Иоанна Богослова, кончили жизнь свою смертью мученической. Они утвердили Крест Христов над всей вселенной. Они положили конец языческому нечестию и тьме, прежде всего и больше всего — святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Только благодатью их Евангелий святых воссиял над всем миром свет Христов. Не безмерно ли велико это? Не нужна ли была им особая от Бога ниспосылаемая сила благодати Его? Могли ли они своей силой, своим умом и сердцем совершить это? О, конечно, не могли. И знаем мы, что всем им была ниспослана, по обетованию Господа пред Вознесением Его на небо, ниспослана особая, величайшая благодать Всесвятого Духа Божия. Все получили огненные языки на главы свои и благодать, великую благодать для проповедания Евангелия Христова на всех языках. Знаем, что св. Апостол Павел, которого иногда называют вторым по Господе Иисусе Христе основателем христианства, получил особую, величайшую благодать, о которой читаем в его послании к Коринфянам. Послушайте, что говорит об этом сам святой Апостол: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Отдание чести Святым Дарам  Честь Святым Дарам воздает Высокопреосвященный Константин, архиепископ Курганский и Шадринский. Призвав народ молиться Богоматери (что хор и делает, воспевая Ей песнь Достойно есть…), священник (или епископ) тихо продолжает: …О святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и достохвальных апостолах, о святых (перечисляет имена), память которых мы сегодня празднуем, о всех святых Твоих – по молитвам их, посети нас, Боже. (Рус.) Эта тайная священническая молитва из Литургии св. Иоанна Златоуста представляет собою уникальное явление! В ней отражены взгляды первохристианского времени. В первой части этой молитвы мы не просим святых молиться за нас или вместе с нами, как обычно бывает, но молимся сами за них! Приносим Тебе эту молитву о почивших в вере… Молились о святых лишь в первом – начале второго века христианской эры. Но уже во втором веке сформировалось убеждение, что святые в нашей молитве не нуждаются. Они и так с Богом, это они молятся о нас. Несколько слов об этом. Около 100 года по Рождестве Христовом Евангелист Иоанн приводит слова Спасителя, в которых Господь называет праведников Своими друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин. 15, 14 ). Более того, Спаситель обещает принять их сразу после смерти в небесные обители: «Пойду и приготовлю вам место… и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14, 3 ). Несомненно, что Христос выполняет обещание. И в Откровении мы читаем, что Иоанн Богослов видит под небесным жертвенником «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». И далее: «И возопили они [души убитых за Христа праведников] громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (6, 9–11). То есть здесь мы видим, что мученики имеют возможность общаться с Богом и от Него уже получили награду.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Осененная благодатию Божиею Елисавета оставалась с Иоанном в пустыне, и около той пещеры, где они поселились, протек источник и выросло финиковое дерево. Как скоро наступало время вкушать пищу, дерево само приклонялось и подавало плоды, а потом снова выпрямлялось. Пещеру сию и доныне указывает палестинское предание всем благочестивым поклонникам, в пяти верстах от Хеврона 94 . По прошествии сорока дней от убиения Захарии, Елисавета скончалась в этой пещере; а «храняй младенцы Господь» ( Пс.114:5 ) к юному Иоанну послал ангела для воспитания его. б) Начало праздника Начало праздника рождества Иоанна Предтечи должно относить к четвертому веку, потому что на сей праздник сохранились поучения отцов того века. Св. Иоанн Златоуст говорит: «После всесвятаго дня рождества Господня, мы не знаем, чтобы праздновали чье-либо рождение, кроме рождения Иоанна Крестителя» 95 . Августин в слове на день рождества Предтечи говорит: «Сегодня мы прославляем, братие, день рождения св. Иоанна. Ибо во всем мире празднуется и почитается день рождения только Господа и святаго Иоанна» 96 . И в другом месте говорит: «Дни страданий многих рабов мы прославляем, но день рождения одного только Иоанна» 97 . Из истории Церкви видно, что день рождения Иоанна Предтечи в шестом веке принадлежал уже к числу великих праздников в некоторых Церквах 98 . Так, на одном соборе, бывшем в сем веке, говорится: «Великие дни праздников Христовых суть следующие: Пасха, Рождество Господне, Богоявление, Вознесение Господне, Пятидесятница и рождество Иоанна Предтечи» 99 . А в седьмом веке, епископ толедский, Ильдефонс, говорит: «Ничье рождество не празднуется в мире, кроме рождества Христова и Ея (Девы Марии) и блаженнаго Иоанна (Предтечи)» 100 . в) Образ празднования Праздник рождества Иоанна Предтечи совершается с большею торжественностию, нежели праздник зачатия его. Составление службы на праздник рождества Предтечи должно отнести к седьмому веку, потому что второй канон на этот праздник написан св. Андреем Критским , который принадлежит к отцам седьмого века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древнейшая, ныне несуществующая, церковь св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, в Московском Кремле Рисунок Виктора Дмитриевича Кокорина. В первой половине XIX века к числу дворцовых церквей в Москве была присоединена вновь устроенная в Боровицкой башне церковь во имя Рождества св. Иоанна Крестителя. Церковь эта заменила собою древнейшую из Московских церквей, носившую название «под Бором». Последнее слово, по мнению Забелина, вернее всего указывало на то, что обозначенная местность, лежавшая хотя бы и за рекою, в действительности, находилась под сению кремлевского бора. Часть этого леса, вероятно, произрастала и по замоскворецкому берегу, но главный сплошной бор все-таки простирался по Кремлевской нагорной стороне реки, почему и явилось урочище «под бором», каковое, как местность древнего поселения, должно относиться к отдаленной древности 1 . По свидетельству летописи, до построения в Кремле в 1460 г. каменной церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, здесь была деревянная церковь «на Бору», в том лесу и срубленная, которая была «соборною» при св. митрополите Петре, а двор его был поблизости 2 . Забелин не без основания допускает то предположение, что эта церковь была здесь выстроена вскоре после крещения здешнего населения. Некоторым указанием на это служат найденные в 1847 году под кирпичным полом каменного жертвенника разрушенного храма св. Иоанна Предтечи скотские кости: лошадиная голова и две голени, из которых одна была признана за бычью, а другая за коровью 3 . Возможно, что первая деревянная церковь и была воздвигнута на самом месте древнего языческого капища. Самое наименование церкви Рождества св. Иоанна Крестителя также может служить своего рода указанием на бывшие здесь языческие празднества в честь Купалы, которые совершались именно накануне христианского праздника во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня. Известно также и то, что во время первого крещения русских племен повсюду поставлялись на месте прежних языческих требищ храмы 4 . Когда первоначальный деревянный храм пришел в ветхость, тогда на место его в лето 6968 (1461) был заложен каменный 5 перед двором князя Юрия Васильевича 6 , а в следующем году великий князь Василий Васильевич устроил при нем придел во имя преп. Варлаама Хутынского 7 . В 1493 г. храм выгорел 8 , и под ним погибла казна великой княгини Софии 9 . Пожар этот, по свидетельству Софийского временника, произошел от небесного огня, возгоревшегося на церкви св. Николы на Песку, и, вследствие сильной бури, перенесшегося на другую сторону Москвы реки ко Всем Святым, а оттоле за Неглинною к каменной церкви, к Егорию Святому, и в тот час начался пожар во многих местах... и за Архангелом выгорело, и митрополичий двор и у Пречистыя алтарь обгорел под немецким железом... и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот выгорела и запала. А пожар был так велик, прибавляет современник, что, по сказанию летописцев и старых людей, как Москва стала, не бывало такого пожара 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Торжок. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:не позже 1835. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Тверская область, г. Торжок, ул. Кирова Координаты: 57.044016, 34.962516 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Об этой церкви упоминается в писцовых книгах Нарбекова (1625): " Храм рождества Иоанна Предтечи, с приделом пр. Александра Свирского, да храм теплый трех святителей Василия, Григория и Иоанна Златоустого. В обоих храмах строение мирское того приходу посадских людей " . Впоследствии в 1659 году патриархом Никоном построена церковь (вероятно, прежняя сгорела) в честь св. Иоанна Предтечи и при ней был мужской монастырь. В этот храм, по преданию, Никон жертвовал иконы и книги. В ризнице Предт. церкви сохраняются доныне два старинных Евангелия, одно малое, напечатанное в Москве 1606 г., в выходном листе коего сказано: " при державе государя великого князя Василия Ивановича, в первое лето его царствия, при папстве святейшего Ермогена, патриарха Москов. и всея Руссии, в лето AXДI (1614 г. - но это не верно: Василий Ив. Шуйский был царем в 1606 г., а в 1614 г. на русск. престоле был уже Михаил Феодорович). Второе Евангелие также в малый лист напечатано в 1657 г. По листам сего Евангелия надпись (отличного каллиграфа): " в лето 7186 месяца геннуария в 6-й день дал сие тетроевангелие, сиречь четвероевангелие, в храм рождества великого пророка и предтечи Христа Господа Иоанна и свв. вселенских учителей и архиерей Василия Великого и Григория Богослова и Иоанна Богослова и великого в чудесах преподобного отца нашего Александра, Свирского чудотворца, что в богохранимом граде Торжку на посаде на берегу реки, зовомые Тверцы, по себе и по своих родителях в вечный поминок, а кто сие Евангелие дал, и того имя весть Господь Бог " . Думают, что жертвователь сего Евангелия, не пожелавший открыть свое имя, был патриарх Никон. С подобными надписями встречабются в церквях г. Торжка и другие Евангелия и богослужебные книги.

http://sobory.ru/article/?object=59401

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГААГСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Гаагский в честь Рождества св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 2005 г. Гаагский в честь Рождества св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 2005 г. (Гаагской и Нидерландской епархии), в Гааге, основан как муж. в 1954 г. в юрисдикции Русской православной Церкви за границей иером. Иаковом (Аккерсдайком) и иером. Адрианом (Корпоралом). В 1965 г. архим. Иаков (Аккерсдайк) был хиротонисан во еп. Гаагского и Нидерландского РПЦЗ, а в 1972 г. вместе с паствой перешел в МП РПЦ. К нач. 70-х гг. XX в. в Г. м. проживало также неск. монахинь, постриженных в Леснинском мон-ре . В 1972 г. община Г. м. перешла в здание бывш. католич. мон-ря, при к-ром был учрежден жен. мон-рь МП РПЦ. В перестроенном здании освятили ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, устроили келейный корпус с архиерейскими покоями, комнатой для исповедей и духовных бесед, трапезной, просфорной, типографией, свечной, пошивочной и столярной мастерскими, б-кой. Среди святынь Г. м.- частицы мощей св. Иоанна Предтечи, св. Марии Магдалины, икона Покрова Пресв. Богородицы, написанная, по преданию, вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной . На монастырском кладбище похоронены архиеп. Иаков (Аккерсдайк; 1991) и архим. Адриан (Корпорал; 2002). К июлю 2005 г. в Г. м. проживали настоятельница мон. Макрина (Вестенбрук) и 2 монахини, к-рые занимались переводами, книгоиздательской деятельностью. Суточный круг богослужений совершается на нидерланд. языке иером. Борисом (Шапшалом). Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Адриан (Корпорал), архим. Архиеп. Иаков (Аккерсдайк): Некролог//ЖМП. 1992. 1. С. 39. Рубрики: Ключевые слова: ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл.

http://pravenc.ru/text/161189.html

Св. Иоанн Предтеча. Икона. XIII в. (?) (Музей города Афин) Св. Иоанн Предтеча. Икона. XIII в. (?) (Музей города Афин) К наименее торжественным дням памяти И. П. относятся 7 янв. и 23 сент. 7 янв. празднуются Собор Иоанна Предтечи и память Перенесения его руки из Антиохии. Служба И. П. поется вместе с последованием праздника Богоявления; указан тот же отпустительный тропарь И. П., что и 24 февр.; на утрене в честь И. П. поется 2 канона: один - в честь перенесения руки, другой - в честь Собора Иоанна Предтечи; на литургии на блаженнах - 3-я песнь канона праздника и 6-я канона И. П., служба как в Типиконе Великой ц., причастен Пс 111. 6b (Там же. С. 318-319). На память Зачатия Иоанна Предтечи (23 сент.) соединяются последования И. П. и Октоиха; служба имеет следующие праздничные особенности: на вечерне - «Блажен муж», вход, отпустительный тропарь           на утрене - «Бог Господь», по 9-й песни канона - светилен «Небо звездами»; на литургии - изобразительны, на блаженнах - 3-я и 6-я песни канона И. П., прокимен из Пс 63, Апостол Гал 4. 23-31, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие Лк 1. 5-25, причастен Пс 111. 6b (Там же. С. 284-285). Св. Иоанн Предтеча. Скульптура сев. портала собора Нотр-Дам в Шартре. 1200-1210 Св. Иоанн Предтеча. Скульптура сев. портала собора Нотр-Дам в Шартре. 1200-1210 Наречение имени Иоанна прав. Захарией. Роспись мон-ря Сан-Марко во Флоренции 1451-1453 гг. Мастер фра Анджелико (Музей фра Анджелико во Флоренции) Наречение имени Иоанна прав. Захарией. Роспись мон-ря Сан-Марко во Флоренции 1451-1453 гг. Мастер фра Анджелико (Музей фра Анджелико во Флоренции) Тот же круг праздников и торжественное прославление И. П. сохраняются и в др. редакциях Студийского устава, а также в Иерусалимском уставе. Изменения касаются отдельных особенностей службы, уменьшения степени торжественности некоторых праздников относительно других (напр., Рождества Иоанна Предтечи или дней Обретения главы Иоанна Предтечи), а также исчезновения дней пред- и попразднств по сравнению со Студийско-Алексиевским Типиконом, недели после Рождества Иоанна Предтечи. Не фиксируется память Перенесения руки Иоанна Предтечи 7 янв.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Соломаты. Часовня Рождества Иоанна Предтечи. Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:2016. Ссылки:   Адрес: Нижегородская область, Чкаловский район, д. Соломаты Координаты: 56.74642, 42.90572 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 28 июля 2016 года в День Крещения Руси в с.Соломаты состоялось открытие-освящение часовни в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Инициатором и спонсором строительства выступил Кузнецов П.А., директор ОАО «Заволжский ДОЗ», уроженец с.Соломаты. С его помощью год назад в этот день был установлен Поклонный Крест в лесу рядом с с.Соломаты на месте мужского монастыря «Калушская пустынь». http://www.gorodchkalovsk.ru/ru/novosti/ Во второй половине XIX века в Соломатах была выстроена церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1951 году на ее месте построен сельский клуб, задняя часть храма вошла в новое здание. Здесь, как напоминание о церкви, по лопаткам сохранились филенки, заметны также стилизованные городки. " Два года назад в краеведческом музее нашей школы я увидел картину А.Д. Терентьева с изображением нашей церкви. Меня заинтересовало это, и я стал собирать сведения о ней у старожилов нашего села. Строительство ее начала некая вдова (фамилии ее не помнят, предположительно Лунина), которая вложила свои средства и обратилась к народу помочь в строительстве своим трудом и приношениями. Церковь носила имя Иоанна Предтечи, поэтому Иванов день – престольный праздник в Соломатах. Она была двухкупольная, основное здание и звонница. Звонница построена в шатровом стиле, украшена кокошником – древнерусским украшением. Отделана церковь была каменной резьбой, пилястрами. Своеобразным атрибутом храма была «глава» Иоанна Предтечи, лежащая на тарелке под стеклянным куполом. В церкви был красивый богатый иконостас. На потолке херувимы, очень красиво отделаны углы, все в позолоте. С потолка спускались три паникадила, два сделаны под серебро, а главное, трехрядное – под золото.

http://sobory.ru/article/?object=42641

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ [Продрома мон-рь; греч. Ιερ Μον το Αγου Ιωννου το Προδρμου Σερρν, Ιερ Μον Τιμου Προδρμου], действующий, жен., общежительный. Расположен в горном массиве Меникио, в 12 км к северо-востоку от г. Серес ( Серры ), принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви. История Монастырь св. Иоанна Предтечи близ г. Серес Монастырь св. Иоанна Предтечи близ г. Серес Основан в 1270 (или ок. 1275) г. иером. Иоанникием на месте, где находилась заброшенная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (ныне известна под названием Продромуди (Προδρομοδι)). Иоанникий восстановил эту церковь и построил келью, в к-рой поселился вместе со своим племянником иером. Иоакимом (впосл. прп. Иоанн ). Постепенно к ним стала собираться братия, и на месте, где в наст. время находятся внешние монастырские ворота, были построены др. кельи. В 1290 г. игум. Иоанникий был избран епископом г. Эзивы (Эзевы, Эзова, ныне Дафни близ Нигриты), но продолжил заботиться об основанном им мон-ре. Его преемником стал один из учеников, носивший то же имя,- Иоанникий Калуд († 1308). Он передал находившийся в Серрах мон-рь свт. Иоанна Златоуста в подчинение И. П. м. Еп. Иоанникий управлял кафедрой до 1300 г. и перед смертью возвратился в И. П. м. После его кончины попечение о мон-ре взял на себя его племянник Иоаким, в 1287/88 г. занявший епископскую кафедру Зихнийской епархии. Он построил кафоликон (соборный храм) в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (западнее ц. Продромуди), стены с башней и трапезную, за что стал именоваться 2-м ктитором монастыря. Он также основал монастырь во имя св. Иоанна Предтечи в г. Серры (1328-1329), подчинив его И. П. м. Нек-рые исследователи предполагают, что этот несохранившийся мон-рь находился на месте ц. св. Иоанна Предтечи (именуемой Продромуди, подобно 1-й церкви И. П. м.), однако она была передана И. П. м. несколько позднее - в 1342 г.

http://pravenc.ru/text/577916.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010