В 1998 монастырь начал восстанавливаться. В 1999 году освящена часовня-храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная жителями города Михайлова. С этого момента начинается возрождение обители. 27 мая 2001 года был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен одноэтажный жилой дом. 2 июля 2005 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября 2007 года, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Подворья: Подворье монастыря - в городе Михайлове (в 4 километрах от монастыря) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990 году) и одноэтажным деревянным жилым домом. http://www.ryazeparh.ru/ Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году. Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.

http://sobory.ru/article/?object=08889

В те далёкие времена в сельце была деревянная церковь, подробное описание которой до наших дней не дошло. Известно лишь, что селение было небольшим, около 20 дворов. Впервые Воскресенский погост при селе Дятлино упоминается в 1562 году, к тому же здесь находилось две деревянные церкви - храм Воскресения Христова при селе Дятлино, принадлежавшее московскому Богоявленскому монастырю, а также церковь Воскресения Христова на погосте Дятелинской земли на реке Дятлинке. В Смутное время в ходе разрушительных воин с поляками и шведами в этих местах, село обезлюдело и превратилось в пустошь, старинные деревянные храмы были разрушены. Прошло несколько десятилетий, прежде чем во второй половине XVII века в эти места вновь пришли крестьяне и вновь возвели дома и церковь. Так, в 1678 году на пустоши Детялино вместе с ближайшими деревнями Карпово и Дуброво насчитывалось 29 дворов. 5 мая 7191 (1683) году во вновь возрождённом селе Дятелино (Воскресенском) строится новая деревянная церковь Воскресения Христова. В дальнейшем, развитие получает соседняя деревня Карпово. Известно, что в 1743-1744 годах московский Богоявленский монастырь попечением архимандрита Герасима за год построил на своём подворье в селе Карпово кирпичную церковь в честь Воскресения Словущего в традиционном архитектурном плане " восьмерик на четверике " . В новом храме, в трапезе устроили приделы в честь священномученика Харлампия Никомидийского и в честь апостола Иоанна Богослова. Трёхъярусная шатровая колокольня и трапезная, которые мы можем наблюдать сегодня, были построены только в 1885 году, когда размеры храмы решено было расширить. Архитектором проекта тогда выступил московский архитектор Александр Петрович Белоярцев. После Октябрьской революции храм Воскресения Словущего пытались закрыть, но прихожане настаивали на том, что древняя святыня земли Дмитровской должна быть открыта для богослужений. Активные деятели из инициативной группы ходили по близлежащим деревням и собирали подписи против закрытия храма. Богоборческой местной власти пришлось отступить под давлением сельчан, и церковь продолжила работу. В 1930-м году батюшка Карповского прихода, отец Иоанн Лавров твёрдо выступал против закрытия святыни и рьяно отстаивал свой храм. Его тогда поддержали 500 человек из соседних деревень. Несмотря на противодействия местной власти, священник был арестован на два месяца, где он пребывал в заключении.

http://sobory.ru/article/?object=03595

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Крестовая палата В 1498 году здесь был построен деревянный домовый (при покоях епископа) храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1516 году его перестроили из камня и добавили к нему придел свт. Николая Чудотворца. Его подвалы служили местом погребения крутицких епископов и митрополитов (с 1589 г.). В Смутное время эта церковь имела значение кафедрального собора, поскольку Успенский собор Кремля был занят тогда польскими интервентами. Именно в Крутицком Успенском храме ополченцы Минина и Пожарского клялись изгнать захватчиков из стольного града. В 1665 году заложили новый собор, который освятили в честь Успения Божией Матери в 1689 году, в связи с чем старую Успенскую церковь переосвятили в честь Воскресения Словущего (древний христианский праздник в честь освящения (обновления) 13 (26) сентября 335 года храма Воскресения Христова в Иерусалиме). Именно тогда были перестроены в стиле барокко митрополичьи палаты, а храм Воскресения Словущего в Крутицах снова обрел значение домовой церкви. Он имел всего одну небольшую главу, крещатые своды и подклет с алтарными выступами. В XVII – первой половине XVIII в. Воскресенский храм обновился, а в 1788 году был закрыт в связи с ликвидацией Крутицкой митрополии. «Новый» Успенский собор стал приходским храмом, в домовой же церкви надобности не было. До Октябрьской революции здесь находились военные склады. В 1930-е годы Воскресенскую церковь приспособили под жилой дом, древняя усыпальница была осквернена, часть древних надгробий разбита. В 1947 году комплекс Крутицкого подворья, в том числе и Воскресенский храм, снова решили реставрировать, но здание все равно оставалось в распоряжении светских учреждений, арендовавших его помещения. В 1960-е – 1980-е годы проводилась реставрация храма Воскресения Словущего в Крутицах под управлением известного архитектора П.Д. Барановского. После передачи подворья Русской Православной Церкви в храме Воскресения словущего некоторое время – до того как были восстановлены Успенский и Петропавловский храмы – совершались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=05431

Храм был освящен 25 сентября 1810 года, главный престол в честь Воскресения Христова, правый - в честь Успения Богородицы, левый - в честь Петра Афонского (небесного покровителя Петра Мещерского). После освящения храма, в том же году, была составлена опись всего церковного имущества. Храм каменный, холодный, неотапливаемый. Главы храма покрыты чешуей и выкрашены зеленой краской. Крыша покрыта тесом и выкрашена красной краской. Стены снаружи и внутри оштукатурены. Вокруг храма имеется деревянная решетчатая ограда. В алтарях имеются настенные росписи. Иконостас, главный – 4-х ярусный, два других – 2-х ярусные, гладкие, с колоннами и капителями, с позлащенною резью. В списках описи много разных икон, так же имеются облачения, книги и прочая церковная утварь. В храме с западной стороны располагается трапезная. Кроме того, имелась еще церковная утварь в деревянном (теплом) храме для совершения богослужений в зимний период. Летом переходили обратно в каменный (холодный) храм. Колокольня оштукатурена, купол выкрашен зеленой краской. На звоннице располагались 5 колоколов. Самый большой из них 27 пудов 33 фунта (445 кг), другой - 8 пудов 13 фунтов (135 кг) и три малых, оставшихся от старой церкви. При церкви имеются пашенные и сенокосные земли, всего 36 десятин (70 га). На 1810 год в приход входит 115 дворов, мужчин – 463, женщин – 571, всего 1034. В 1822 году рядом с новым храмом еще стоит ветхая деревянная церковь. В этом же году строится каменная ограда вокруг храма и кладбища. В 1829 году в ведомостях епархии упоминается только каменный храм, деревянную церковь, видимо, уже разобрали и на ее месте поставили небольшую кирпичную часовенку. В 1850 году храм преобразился, была произведена настенная роспись главного придела летнего храма. В епархиальных ведомостях имеется запись, датированная 1851 годом: «во именование Обновления Храма Воскресения Христова, приделов пять – в холодной: Обновления Храма Воскресения Христова, Успения Божией Матери и Преподобного Петра Афонского. В теплой полуциркульной трапезе – по правую сторону Федоровской Божией Матери и по левую сторону – Святителя и Чудотворца Николая». В каком точно году были устроены эти приделы, неизвестно. Можно предположить, что сразу после того, как разобрали деревянный (зимний) храм. В новом храме были сооружены перегородки, отделявшие от летней части, в стенах устроены печи. Тем самым, весь храм был поделен на две части: летнюю (холодную) и зимнюю (теплую) церковь.

http://sobory.ru/article/?object=02686

В притворе храма, у западных врат, которые должны быть заключены, крестный ход останавливается. Настоятель, держа в левой руке святой крест, а в правой кадило, кадит образа и всех предстоящих; потом, став пред вратами храма, трижды назнаменает их кадилом крестообразно, и возглашает: «Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Лик верных отвечает: «Аминь». И тотчас начинается торжественная песнь в честь воскресшего Господа: «Христос воскресе из мертвых!» За троекратным пением настоятеля с священнослужащими, ту же песнь поют верующие, ею же отвечают они на пение священнослужителями стихов из псалмов пророческих: «Да воскреснет Бог...» Потом настоятель снова воспевает радостно песнь воскресения и, предоставив окончание ее верующим, отверзает врата храма и входит туда со всем ликующим народом. Началась пасхальная утреня. Ни одна утреня в целом году не начинается так радостно и торжественно; святая Церковь ни одному из дней не назначает такой службы, какую она премудро назначила празднику из праздников, торжеству из торжеств. Вникнем первоначально в самые песни, которые поются в начале утрени пасхальной в притворе, а потом и в то, почему они поются именно в притворе и притом при затворенных дверях храма? Подобно св. женам мироносицам, получившим и от ангелов и от Самого воскресшего Господа повеление идти к ученикам и возвестить им о воскресении Христовом, и мы, как бы предстоя у гроба и узревши очами веры воскресшего Господа, возвещаем всем радостную весть о воскресении Его. Первоначально священнослужители, изображая собой ангелов, первые возвещают о воскресении Христовом: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». За ними и все присутствующие в притворе, как бы изображая собою жен-мироносиц, возвещают ту же самую весть: «Христос воскресе из мертвых…» И потом обильным потоком льется радостная весть о воскресении Христовом и объемлет сердца всех верующих. Вы спросите: для чего мы радостную весть о воскресении Христовом соединяем с торжественными словами псалмов? Для того, чтобы наша духовная радость была полнее и яснее; для того, чтобы наша проповедь о воскресении Христовом, подтвержденная пророчествами, имела более силы и твердости; для того, наконец, чтобы и самые ветхозаветные пророки и праведники соединили с нами свой благохвалебный глас в честь воскресшего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

К нач. XIX в. обитель пришла в упадок. Вслед. весенних паводков случались оползни совсем близко от Покровского собора и др. строений пустыни. 18 июня 1812 г. игум. Евпраксия писала в Рязанскую консисторию о том, что Предтеченская ц. обветшала и требует ремонта, а Никольская ц. лет «6 тому назад, от подмытия берега полою водою обвалилась с монастырскою оградою» и теперь колокольни «у них не имеется». Она просила исходатайствовать у Синода необходимую сумму на ремонт, но деньги так и не были выделены. Сохранилось дело «О переносе Покровского пустынского девичьего монастыря на новое место около г. Михайлова» (ГАРО), в к-ром значится, что, узнав о нуждах мон-ря, представители купеческого и мещанского сословий г. Михайлова просили перенести обитель «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Чёрная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Прошение было утверждено Михайловской городской думой. При этом предполагалось оставить «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную», с тем чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам... покоящимся на кладбище»; пашенную землю 39 дес. (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте». Сверх того жители Михайлова обещали постоянно прикладывать «усилия» к приведению этого «святого места во всевозможное совершенство». Высочайшим повелением от 18 июня 1819 г. «за неудобностию места» пустынь была упразднена, а насельницы в нач. сент. 1819 г. переведены в Михайлов, на место, называвшееся Чёрная гора. Постройки Аграфениной пуст. не сохранились. 24 июля 1819 г. из Рязанской духовной консистории на имя игум. Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами пришел указ Синода о разрешении перенести мон-рь на Чёрную гору. На новом месте были построены 2 деревянных сестринских корпуса. Богослужения сначала совершались в кладбищенской ц. в честь Обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (1808) (ГАРО. Ф. 627. Оп. 77. Д. 211. Л. 1-34). Ок. 1820 г. был заложен каменный 5-главый 2-этажный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1830 г. освящен нижний соборный храм во имя Софии Премудрости Божией с правым приделом во имя св. Иоанна Предтечи (1832) и левым - во имя свт. Николая Чудотворца (1848). В 1836 г. был освящен верхний Покровский храм. Стенная роспись выполнена живописцем П. Шубниковым. В пристройке, примыкавшей к собору, в 1879 г. освятили придельный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь хранился этот образ, почитавшийся чудотворным (перенесен из Аграфениной пуст.; украшен драгоценными камнями, золотом и серебром - пожертвованиями от прихожан, получивших помощь по молитвам перед иконой). В М. м. почиталась и Смоленская икона Божией Матери (XVII в.), также принесенная из Аграфениной пуст.

http://pravenc.ru/text/2563814.html

10 марта 1994 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил создание Свято-Воскресенской общины православных верующих в микрорайоне Зелёный Луг г. Минска. 12 мая 1994 года по адресу ул. Гамарника, 29 Мингорисполком зарегистрировал Свято-Воскресенский православный приход. На Вербное воскресенье 1997 года было совершено первое богослужение во временном храме-палатке. Тогда это была простая армейская палатка на пустыре, пожертвованная приходу воинской частью. Сегодня трудами строителей, попечением настоятеля, многообразной помощью прихожан и благотворителей рядом возведен белоснежный пятиглавый храм Воскресения Христова, состоящий из двух церквей: нижней – криптовой, во имя белорусского святого, праведного Иоанна Кормянского, где хранится частица его мощей (церковь освящена в мае 2000 г.), и верхней – в честь Воскресения Христова. Роспись верхней церкви (фрески в алтаре и на колоннах) осуществляет группа известных иконописцев, отца и сына Довнаров. 25 сентября 1998 года в дни своего пребывания в Беларуси Святейший Патриарх Алексий II посетил приход и совершил чин освящения закладного камня на месте строительства Воскресенского храма. 27 января 1999 года, в день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, была вбита первая свая в основание строящегося храма. 27 мая 1999 г. Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом при участии секретаря МЕУ архимандрита Иоанна (Хома), настоятеля прихода священника Владимира Стукача, архитектора В.И. Романенко в основании храма была заложена капсула с памятной грамотой. 31 мая 2000 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил нижнюю храмовую церковь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и совершил первое богослужение в строящемся храме. 19 мая 2002 года, во время второго посещения прихода, Святейший Патриарх Алексий II освятил крест на главный купол храма Воскресения Христова. 27 сентября 2003 г. был освящен крест на алтарную часть Свято-Воскресенского храма. 4 апреля 2004 г. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил кресты малых куполов, после чего они были установлены.

http://sobory.ru/article/?object=09056

Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Богослужение на День Всех Святых В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»). Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-istor...

1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения престола верхнего яруса собора. Величественное и прекрасное здание храма стало духовной и эстетической доминантой панорамы древнего города. Оно как бы парит над холмами Брянска, устремляясь к небу и преображая её красоту в красоту духа. Памятуя о великом значении Троице-Сергиевой Лавры в истории России и Русской Церкви, было решено посвятить новый собор Святой Живоначальной Троице, особым почитанием которой был преподобный Сергий Радонежский. В 2004 года епархии был выделен земельный участок под строительство - в историческом и географическом центре Брянска, рядом с соборным храмом в честь Воскресения Христова. Некогда эта территория принадлежала древнему Воскресенскому девичьему монастырю. Автор проекта - молодой ставропольский архитектор Виктор Викторович Аксёнов, работающий в традициях древнерусского зодчества. Воссоздавая старые храмы он использует вполне современные конструкции, отвечающие сегодняшним требованиям. В то же время архитектор прекрасно чувствует эстетику древних храмов. В плане собор представляет собой трёхнефное восьмистолпное сооружение длиной 33 м и шириной 27 м. Современные технологии позволили изготовить круглые и тонкие столпы, что делает основное помещение просторным и вместительным. Шесть куполов весом свыше 10 тонн каждый изготовили в городе Волгодонске Ростовской области и доставили в Брянск разобранными на 12 частей. В декабре 2011 года были освящены престолы нижнего яруса собора: главный - в честь иконы Божией Матери Свенской, правый - во имя преподобного благоверного князя Олега Брянского, левый во имя святителя Феофилакта. Освящение совершил епископ Брянский и Севский Феофилакт. 23 июня 2012 года мощи преподобного благоверного князя Олега Брянского торжественно перенесены из соборного храма в честь Воскресения Христова в кафедральный Троицкий собор. Церемонию перенесения и богослужение возглавил епископ Брянский и Севский Александр. Губернатор Брянской области Н. В. Денин передал собору список иконы Свенской Божией Матери конца XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=07902

В отличие от деревень соседней Трофимовской волости, где крестьяне были государственными, крестьяне Якшина издавна находились в крепостной зависимости. В Якшине была небольшая вотчина, принадлежавшая Николаю Павловичу Окулову, который имел здесь 15 мужских крепостных душ. Он окончил Морской кадетский корпус и служил на Балтийском флоте. За участие в восстании 14 декабря 1825 года, в 1826 году был отправлен по этапу в Томский гарнизонный батальон. Кроме того, часть крестьян в Якшине принадлежали деду вольнодумца — Прокофию Ивановичу Окулову, женатому на Елене Ивановне Черевиной, дочери солигаличского помещика Ивана Григорьевича Черевина, жившего в усадьбе Нероново. В 1795 году на средства прихожан в погосте Якшино была построена каменная Воскресенская церковь с каменной колокольней, каменной оградой и кирпичными воротами. В церкви имелись три престола: в честь Воскресения Христова, в честь св. Архистратига Михаила и бесплотных Сил, и в честь преп. Сергия Радонежского, чудотворца. В 1863 году церковь состояла в седьмом классе 2-го Солигаличского благочиннического округа и имела в собственности 33 десятины земли. В приходе церкви находились пять населенных пунктов, 57 дворов, в которых проживали 554 человека, из них мужчин – 235, женщин – 319. В штате церкви состояли один священник и дьячок. В приходских селениях располагались две деревянные часовни. В 1911 году в собственности церкви имелось усадебной земли 1 дес. 950 кв. саж, пахотной – 28 дес. 1540 кв. саж, лесной – 2 дес. В штате церкви числились священник и псаломщик. Доход от богослужения составлял 350 — 400 рублей ежегодно. У священника был свой дом в собственности, псаломщик проживал в съемной квартире. Приход, как и ранее, состоял из пяти населенных пунктов (самый дальний находился в пяти верстах от храма), в которых проживали 1024 прихожанина, из них мужчин – 488 человек, женщин – 536. У прихожан основным занятием было сельскохозяйственное направление с отхожими промыслами (маляры, плотники). Согласно переписи населения в 1870 году, в погосте Якшино (Беляки) Зашугомской волости в четырех дворах проживали 11 мужчин и 15 женщин, а в д. Якшине в 61 дворе 123 мужчины и 150 женщин. К 1897 году д. Якшино насчитывала уже 100 дворов, 212 мужчин и 273 женщины, а погост Якшино — 3 двора, 5 мужчин и 4 женщины. В деревне Якшино была построена своя кузница, где можно было изготовить любую деталь для хозяйства. Кроме того, вблизи с деревней, на реке Толшме, стояли две толчеи и две водяные мельницы. Одна из них принадлежала крестьянам д. Якшино, а другая известному солигаличскому купцу Николаю Николаевичу Собенникову. Рядом с мельницами стояли по одному двору.

http://sobory.ru/article/?object=49418

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010