Москва. Часовня Боголюбской иконы Божией Матери в Варварской башне. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Боголюбской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1877 и 1880. Год утраты:1928 Архитектор:Н.В. Никитин Адрес: Москва, ул. Варварка, перед д. 14. Координаты: 55.753119, 37.633192 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Митрополит Московский Иннокентий в 1877-1880 гг. ходатайствовал об устройстве часовни внутри Варварской башни, в которую был определен чудотворный образ, а над Варварскими вратами поместили его точный список. Над входом в часовню, которая принадлежала Покровскому монастырю, архитектор Н.В. Никитин построил в 1880 г. с внешней стороны башни шатер на четырех столбах, завершенный главкой и крестом. После революции главную икону перенесли в церковь Петра и Павла у Яузских ворот, а надвратную Боголюбскую икону определили в придел святых Петра и Павла церкви Воскресения в Сокольниках. В 1923 г. часовня была закрыта, ее шатер и крыльцо сломаны в 1928 г., а северная часть стены и Варварские ворота разрушены в 1934 г. Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот часовня Боголюбская икона Божией Матери находилась с XVIII века на наружной стене Варварских ворот Китай-города и особенно почиталась москвичами. Во время чумы 1771 г. прошла молва об исцелениях от Боголюбской иконы, однако, опасаясь распространения болезни, московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) запретил молебны у образа, что привело к печально известному «чумному бунту». К 1880 г. специально для почитаемого образа в древней башне Варварских ворот была устроена часовня. Ее выстроил в русском стиле с маленькой главкой и крыльцом архитектор и реставратор Н.В. Никитин, знаток русской церковной старины. Окончание работ приурочили к ежегодному празднованию Боголюбской иконы Божией Матери, проходившему с 17 по 20 июня. Чудотворный образ 20 июня 1880 г. благоговейно внесли в новоустроенную часовню и поставили в иконостас. По окончании молебна на стену башни подняли новонаписанный список с чудотворной иконы и поместили его на том же месте, где ранее находилась древняя святыня. Ежегодно вечером 17 июня совершалось перенесение чудотворной иконы в особый, убранный цветами шатер возле Варварских ворот, где московские архиереи совершали молебствие с чтением акафиста Божией Матери и водосвятием. Толпы молящихся переполняли Варварскую площадь до поздней ночи, а иеромонахи Покровского монастыря, которому принадлежала часовня, беспрерывно служили молебны перед святыней. После трехдневного пребывания в шатре чудотворную икону торжественно возвращали на прежнее место.

http://sobory.ru/article/?object=34876

Архив Пн Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь 9 ноября 2012 г. 17:32 Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь  расположен в Москве на улице Петровка. Известен по письменным источникам с 1377 г. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв. В 1918 г. был закрыт. Монашеская жизнь возобновлена в 2009 г. Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них обитель была основана в 1325 г., когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. По легенде и записи в Степенной книге в 1326 г., великий князь Московский Иван Калита, проезжая по берегу реки Неглинной около Высоцкой слободы, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился впечатлениями об увиденном с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора — это князь, снег — митрополит Петр, и поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя. Считается, что в память о видении Иван Калита повелел поставить на этом месте церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершили в 1379 г. Эта церковь и стала основой для создания монастыря. По второй версии монастырь был основан самим митрополитом Петром в честь апостолов Петра и Павла, но в начале XVI в. был переосвящен в честь своего создателя — святителя Петра и назывался Петропавловским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учетом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся недалеко от Китай-города). Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 г. построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времен Ивана Калиты. В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был разорен. В 1505 г. по велению князя московского Василия III в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили. В 1514 г. деревянную церковь разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514-1517).

http://patriarchia.ru/db/text/2837114.ht...

Москва. Высокопетровский монастырь. Собор Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери был построен в Петровском монастыре в 1382 году по указу святого благоверного князя Димитрия Донского. В начале XVI века на этом месте был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каменный Боголюбский собор был построен в 1684–1690-х годах в стиле раннего нарышкинского (московского) барокко решением царицы Натальи Кирилловны и юного царя Петра над могилами дядьев будущего императора - Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Позже храм стал местом упокоении более 20 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. В 1812 году храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено. После освобождения Москвы храм был восстановлен в былом величии. После революционных событий именно Боголюбский храм долгое время оставался единственным действующим храмом в обители. В 1924–1929 годах богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 году храм был закрыт московскими властями, затем - разграблен. Шедевры русского иконописного искусства были сожжены во дворе монастыря, надгробия Нарышкиных выброшены на улицу, ценная богослужебная утварь пошла на лом. В советское время в храме располагались различные учреждения, деятельность которых привела здание в состояние, близкое к критическому. С началом процесса возвращения строений монастыря Русской Православной Церкви храм Боголюбской иконы Божий Матери был передан Церкви в изуродованном виде, как и все остальные постройки. До настоящего времени богослужения в храме не совершались. 21 декабря 2013 года в Боголюбском храме Высоко-Петровского мужского монастыря состоялось первое богослужение за 84 года со дня его закрытия большевиками. Источник: foma.ru и сайт Высоко-Петровского монастыря

http://sobory.ru/article/?object=02164

Маис. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построен в 1881 (1873) г. Имеет пять престолов: два в теплой церкви – главный (правый), в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, и во имя свт. Димитрия Ростовского, и три в холодной настоящей – главный во имя Боголюбской иконы Божией Матери, свт. и чуд. Николая и св. Илии Пророка. Разрешение на постройку каменной церкви было дано епархиальным начальством 9 июня 1862 г. Освящение места под строительство храма состоялось 5 мая, а закладка его – 18 июня 1863 г. Во время пожара, случившегося 4 июня 1868 г., загоревшаяся старая деревянная Архангельская церковь упала на только что построенный и покрытый железом новый каменный храм, который при этом сильно обгорел. 8 ноября 1873 г. был освящен придел во имя Архистратига Михаила, 20 мая 1874 г. – во имя свт. Димитрия Ростовского, а 1 октября 1881 г. – престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Храмовой святыней была чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. В подвале каменной сторожки усыпальница. Это внушительных размеров прямоугольное в плане здание с трехчастной апсидой и трехъярусной колокольней. Двухсветный четверик храма несет на себе пятиглавие и отмечен с четырех сторон мощными поукруглыми аттиками. Такой же мотив повторяется в первом четвериковом ярусе колокольни, несущем на себе два убывающих восьмерика. Храмовая часть построена в " русско-византийском стиле " . В равной ей по ширине трапезной тоже использованы " русские " элементы - архивольты под окнами в виде килевидных кокошников. А вот в колокольне отсутствуют явно выраженные стилевые особенности, что, при общих тяжеловесных формах, делает ее несколько чужеродной. В 1937 году храм закрылся и стал использоваться под склад. В 1991 году в селе вновь был зарегистрирован православный приход и началось восстановление церкви, в ходе которого происходило чудесное обновление росписей. Источник:http://pravoslavie58region.ru Храм имеет пять престолов: в теплом: во имя св. Архангела Михаила и во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, в холодном настоящем три престола: в честь Боголюбской иконы Божией Матери, св. Николая чудотворца и св. пророка Илии, каменный, построен в 1881 г.

http://sobory.ru/article/?object=18555

Почти через сто лет, как только Москва освободилась от литовско-польских интервентов, вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 г. севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1684 г. по воле царицы Натальи Нарышкиной и приказу Петра I на месте этой церкви заложили пятиглавый каменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, ставший усыпальницей Нарышкиных. В 1689 г. была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского. А позднее — основана церковь Толгской иконы Божией Матери. Спустя десятилетие над южными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, рядом с братскими кельями поставили церковь святого Пахомия Великого (1753-1755). После пожара 1812 г. ее упразднили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки. В 1914 г. восстановили и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Во второй половине XVII в. Петровская обитель получила архимандрию с правом участия в деятельности Церковных Соборов. Во времена секуляризации в 1764 г. монастырь причислили ко 2-му классу с возведением в степень ставропигиального монастыря, а с 1775 г. он стал епархиальным. В его помещениях размещался духовный цензурный комитет и склады, а позднее епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. В период эпидемии чумы 1771 г. в монастыре открыли лечебницу. В 1905 г. в одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божией Матери. Осенью 1923 г. в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни. Решением Моссовета в 1926 г. монастырь был закрыт. Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г. был закрыт храм Сергия Радонежского, в 1926 г. — храм Покрова Пресвятой Богородицы, в 1927 г. — Боголюбской иконы Божией Матери. Самой последней, в 1928 г., прекратила существование часовня Казанской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/2837114.ht...

Боголюбская икона Божией Матери в Боголюбове, Владимирской области (1157) 18 июня/1 июля 1 июля, 2008. Редакция " Правмира " Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св. Икон, узнал он, что в Вышгородском девическом монастыре совершается нечто дивное, непостижимое для них, с иконой Богоматери, написанной, как говорит предание, Евангелистом Лукою и привезенной из Константинополя купцем Пирогощею. Св. Икона то сама собою переносилась в храме с одного места на другое, то стояла среди церкви на воздухе, как бы ища себе достойного места. Источникк: Храм Христа Спасителя Чтимые списки с Боголюбской  иконы: Московская (1157); Зимаровская (XIII). Среди других списков: Угличиская (1654), Юрьевская (1771),  ульская (1771), Козловская (1771), Елатемская (1771), Усманская (1831), Тарусская (1848 и 1870). МОЛИТВОСЛОВИЯ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ «БОГОЛЮБСКАЯ» О БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский родился в 1110 г. в Суздале, который был удельным княжеством его отца. Но свою молодость он провел в Киеве, где, то защищая русскую землю от иноплеменных врагов, то сражаясь за честь своего отца, стремившегося к великокняжескому престолу, прославил свое имя подвигами храбрости и неустрашимости в битвах. В 1155 г. Георгий Владимирович наконец сел на великокняжеском престоле в Киеве, а Андрея посадил в Вьшгороде, чтобы иметь сына усердным помощником и чтобы передать ему после смерти великокняжеское достоинство. Но сын был других мыслей. Театр алчнаго властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Южная Русь, опустошаемая огнем и мечем, иноплеменниками и своими, казалась князю Андрею обителью скорби и предметом небесного гнева. Ему хотелось на свою родину — Ростовско-Суздальскую область, где народ еще не изъявлял мятежного духа, не судил и не менял Государей, но мужественно сражался за них и повиновался им. Желание князя исполнилось. Однажды, разговаривая с своими боярами о чудесах, бывающих от св.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Болтинка. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Боголюбской иконы Божией Матери Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Нижегородская область, Сеченовский район, село Болтинка Координаты: 55.330529, 45.833844 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Болтинка – село в Сеченовском районе. По сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакунины, Болтинка была основана в 1496 году Василием Михайловичем Болтиным. Его дед – знаменитый в своё время татарский мурза Кутлубага, выехавший в 1436 году из Золотой Орды на службу к великому Московскому князю Василию Васильевичу. Впоследствии мурза был крещён и получил имя Георгия, а его сын Михаил, по прозвищу «Болт», стал родоначальником этой фамилия. Один из последующих владельцев села Ждан Петрович Болтин – служилый «дворянин добрый», воевода в Ополчении 1611-1612 годов, участник выборов на царство М.Ф. Романова и первый российский мемуарист, подробно описавший подвиги нижегородцев и арзамасцев в период Смутного времени. В конце XVI века на принадлежавшей ему земле около реки Пьяны возникло село Жданово (сейчас в Пильнинском районе), где в 1735 году родился Иван Никитич Болтин – историк, первый академик РАН и крупный государственный деятель екатерининской эпохи. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь (датировка объекта – XIX век). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом 159. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, каменный храм в селе был построен в 1777 году помещицей Дарьей Алексеевной Кротковой. Престолов в нём два: главный – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в приделе – во имя Архистратига Божия Михаила (часть села, где находился этот храм, называется Александровка). К нему был приписан ещё один каменный храм, построенный местными крестьянами в 1900 году с двумя престолами: главный – в честь Боголюбской иконы Божией Матери (в 1900 году он был ещё не освящён) и в трапезном приделе – в честь Рождества Христова. При храме находилась деревянная усыпальница. Однако эти объекты не сохранились, а на месте болтинской церкви был построен кирпичный новодел. На окраине села – мощный минерализованный Боголюбский источник. Здесь действует завод по производству минеральной воды под маркой «Болтинская». http://www.gttp.ru/map_NN/sechenovo.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20590

Только, когда нет в принципе ни священства, ни царства, может начаться великий губительный для человечества проект, который называется строительство Вавилонской Башни - дерзкий вызов человечества Богу. Современный глобализм - последняя попытка реконструкции всемирной Вавилонской башни-2. Мистическое совпадение: 17 июля в день убиения всей царской семьи православная церковь отмечает день памяти Благоверного Великого князя киевского Андрея Боголюбского, который установил единовластие на Руси и стоял у истоков московского централизованного государства. Мученическая смерть последнего самодержца российского Николая II мистически повторяет мученическую смерть Святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. Оба они стали невинными жертвами «предательства, трусости и обмана» в результате заговора царедворцев. Важно понять, что мотивами убийц первого и последнего из российских царей, руководили не идеологические причины, даже не корыстные побуждения, а глубоко духовные, которые вдохновлялись тёмными инфернальными силами. С именем Святого Андрея Боголюбского, первого «единодержавного великого князя всея земли Русской», как пишет летопись, связан один из самых любимых на нашей земле праздников, которого нет ни на ла­тин­ском За­па­де, ни на гре­че­ском Во­сто­ке, - Празд­ника По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как знака имен­но рус­ско­го Пра­во­сла­вия, который бли­зок для нас осо­бым вы­ра­же­ни­ем на­деж­ды на за­ступ­ни­че­ство и ми­ло­сер­дие Бо­жи­ей Ма­те­ри. Первый храм, построенный на Руси в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который остаётся жемчужиной православного зодчества, Святой князь Андрей возвёл на Нерли, в благодарность за помощь чудотворной иконы Божией Матери, называемой Владимирская, для которой он построил в 1189 году главный храм во всей Русской земле - белокаменный Успен­ский со­бор во Владимире, по об­ра­зу чу­дес­но­го ки­ев­ско­го хра­ма. С именем последнего царя Николая II связан праздник явления иконы «Божией Матери «Державная» - благодатного знамения, что заступничество Царицы Небесной по-прежнему, что бы ни происходило, охраняет многострадальную Русь Пресвятым своим омофором.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/14/...

Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой. Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом. В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры. Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853). История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах. С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года. В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.

http://foma.ru/bogolyubskaya-ikona-bozhi...

В обители Филиппа был проведен обыск, но подтверждения слухам не нашли. Во избежание дальнейших неурядиц Филипп на время был вынужден покинуть свою келию в Боголюбской киновии. Отсутствие инока дало повод некоторым считать, что его отправили под арест, но на самом деле он побывал в Московском Симоновом монастыре, в Богородичном монастыре Тулы, наконец, в Введенской пустыни под Покровом. Однако ни в одном из этих мест не захотел схимонах Филипп найти себе приют – всей душой он стремился вернуться в киновию. В октябре 1868 года вместе с сыновьями он получил разрешение возвратиться в Боголюбскую обитель. Меньше чем через год схимонах Филипп скончался в возрасте 66 лет, приняв последнее причастие из рук сына иеромонаха Прокопия. Блаженный был погребен архимандритом Антонием (Медведевым) в нижнем храме киновии за правым клиросом. После кончины Филиппа киновию возглавил его сын иеромонах Галактион, который во всем хранил порядки отца. В конце XIX столетия в обители проживало уже около тридцати монахов. В 1920-х годах Боголюбская обитель была закрыта. В верхнем храме разместили швейную фабрику, а в нижнем – бойлерную. В начале 1990-х годов в бывшей киновии были обретены мощи схимонаха Филиппа. Его гроб был перенесен в Иверскую часовню пещерного отделения Черниговского скита, где пребывают до настоящего времени. Боголюбская церковь была восстановлена и освящена только в 2019 году, причем нижний храм получил новое посвящение в честь благоверного князя Игоря Черниговского. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/антон Саков. Боголюбская киновия в Сергиевом Посаде Комментарии и обсуждение В настоящее время в храме и на территории его располагается швейная фабрика, вход закрыт. В нижнем отделении храма находится склад, в верхнем - цех. Какое-то время назад откопали мощи св. Филиппа и перенесли в находящийся поблизости Черниговский Скит. По словам сторожа, в храме частично сохранились росписи. По сведениям официального сайта Гефсиманского Черниговского скита комплекс Боголюбской киновии передан Церкви. В настоящее время ведутся активные реставрационно - восстановительные работы  http://skit-chernigovsky.ru/ru/kinoviya 12 мая 2013. 1 июля наместник Лавры отслужил первую литургию в храме киновии 9 июля 2013. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбской киновии (г.Сергиев Посад, пос. им.Каляева, ул.Новоогородная, 40А) является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9) Кирилл Аминов 06 апреля 2015 г. 6 апреля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06580

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010