Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Решение о строительстве собора было принято в 1848 году, заложен в 1849 году. Собор строился в течение 24 лет по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона в знак благодарности Пресвятой Богородице за избавление от эпидемий холеры 1831 и 1847 годов. По исполнению является копией московского Храма Христа Спасителя. Значительная часть денежных средств на постройку была пожертвована козловским купцом Герасимом Вороновым. Собор способен вместить до пяти тысяч прихожан. Церковь в честь иконы Божией Матери " Боголюбская " сооружалась с 1849 по 1873 гг. В 1848 г. козловское городское общество приняло решение о строительстве храма как памятника милосердию Богоматери, покровительницы Козлова во время эпидемий холеры в 1831 и 1847 гг. В то время в церковной архитектуре господствовал русско-византийский стиль, создателем которого был знаменитый русский архитектор К.А. Тон. Построенная по его проекту в Петербурге в 1834-1842 гг. церковь в честь Введения в святой храм Пресвятой Богородицы явилась прообразом храма Христа Спасителя, заложенного в 1839 г. Следующим воплощением проекта Тона стал Боголюбский храм в Козлове. Средства, необходимые для столь масштабного строительства, были собраны жителями Козлова. Длительный срок возведения храма объясняется сильным пожаром 1865 г., уничтожившим половину города. Только в 1871 г. началось оформление интерьера храма и устройство иконостасов, а в 1873 г. завершилось строительство. Храм представляет собой величественное сооружение с типичными для древнерусской архитектуры деталями: куполами, закомарами, барабанами. Здание в плане квадратное, обширное подкупольное пространство освещается шестнадцатью окнами барабана большого купола. В смутные годы уничтожения церковных святынь Боголюбский храм избежал разрушения. В1990 г. был возвращен Русской Православной Церкви. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет» Козлов (Мичуринск). Боголюбская церковь бесприходная, каменная, построена на добровольные пожертвования граждан г. Козлова, освящена в 1873 году. Престолов три: главный - Боголюбской иконы Божией Матери, придельные – Сретения Господня и преподобного Сергия Радонежского. Имеется местно чтимая Боголюбская икона Божией Матери. Церковно-приходское попечительство есть, опись церковного имущества имеется. Женская богодельня, содержимая на средства церковного старосты Павперова.

http://sobory.ru/article/?object=11321

В 1893 г. в 13 «Владимирских епархиальных ведомостей» помещена статья священника Василия Соловьева «Освящение храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери при станции Болдино»: «Храм во имя Боголюбской Божией Матери, начатый постройкой в 1888 г. Известным ученым, действительным статским советником Геннадием Федоровичем Карповым, умершим 24 апреля 1890 г., с помощью Божией приведен к окончанию строительства его супругой Анной Тимофеевной, и освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, архиепископом Владимирским и Суздальским. Г.Ф. Карпов при жизни своей устроил каменное здание храма и колокольни. Оставалось внутри его оштукатурить стены, настлать полы и устроить иконостас; но смерть не дала ему окончить доброе дело, которое он производил со свойственной ему энергией. На школьной скамье Геннадий Федорович испытал много нужды, как сын бедных родителей; но получив прочное религиозное воспитание из верующей православной семьи, он остался верующим навсегда, и ; не забыл данный в ! юности обет, когда через женитьбу на дочери известного фабриканта ТС. Морозова сделался человеком богатым. Когда же открылась возможность выполнить свое давнее желание - построить храм Божий, Г.Ф. Карпов, при содействии глубоковерующей супруги своей, расположил и богатых родственников ее к участию в святом деле. Известно, что в устройстве храма немалое участие принимали мать Анны Тимофеевны Карповой Мария Федоровна Морозова, братья Савва Тимофеевич и Сергей Тимофеевич Морозовы и их сестры. После смерти мужа заботами Анны Тимофеевны, с помощью ее еще несовершеннолетних сыновей, устроен московским мастером Спиридоновым иконостас резной, дубовый, искусной работы; иконы написаны в древам греческом стиле, на золоте, мастером Постниковым; приобретено Несколько богатых облачений, серебряных и вызолоченных сосудов с Палевыми украшениями работы Овчинникова, а также и все прочее, Что необходимо иметь, даже с избытком, для совершения богослужения. Освящение храма предположено было совершить 6 июня, по окончании экзаменов у учащихся детей А.Т. Карповой, и освятить его, призрен был Высокопреосвященнейший Сергий.

http://sobory.ru/article/?object=41955

В 1991 г. митрополит Тверской и Кашинский Виктор ходатайствовал об открытии Казанского монастыря. Решением Священного Синода от 29 января 1991 г. женский монастырь был открыт для возрождения в его стенах монашеской жизни, в нем начались реставрационные работы. На месте погребения блаженных стариц Любушки и схимонахини Марии была построена часовня. Казанский женский монастырь расположен на восточной окраине Вышнего Волочка. В центре монастырской территории находится Казанский собор. Кладбище в восточной части преобразовано в площадь. В западной части сохранилась надкладезная часовня. Вдоль южной границы сооружения образуют непрерывную линию застройки. Она начинается собором Андрониковой иконы Божией Матери с востока, к нему примыкает старый больничный корпус, южные проездные ворота с домовой церковью Боголюбской иконы Божией Матери и настоятельский корпус. В центре западной линии расположена колокольня с храмом Сирина и Неонилы. По сторонам от нее расположены трапезный корпус (гостиница) и новый больничный корпус. В северной части монастырской территории сохранились пять деревянных построек. Дома причта поставлены за западной границей обители. Северная аллея сада ведет к хозяйственному пруду. Летом 1866 г. инокиня Рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г. На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А.С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы. В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания: два келейных корпуса; больница; кухня; трапезная; просфорня; баня; хозяйственные постройки. Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.

http://sobory.ru/article/?object=00313

(ЦИАМ Ф.203.о.766.д.718) Первый каменный храм был построен на фундаменте, в котором был устроен теплый каменный подвал, но без колокольни, существовал другой вход в церковь - западная паперть, выходящая прямо на тротуар улицы, в западной стене. И вот уже в ревизионной ведомости за 1848 год читаем: " На Калитниковском кладбище находятся две церкви: деревянная на каменном фундаменте… (престол во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радость»), вторая каменная, построена в 1834 г. В каменной церкви три престола - в холодной церкви один и в тёплых приделах два. Утварь достаточна. Причт состоит издавна: священник, дьячок, пономарь " . (ЦИАМ.203.о.744.д.2286) В 1861 году старая деревянная церковь была фундаментально отремонтирована по завещанию и на средства Московского мещанина Ивана Архиповича Колбаева и переименована в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Ради этого на стене, справа от входных дверей была сделана надпись: «Храм сей, прежде бывший во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», в 1861 году возобновлён на сумму, определённую ещё при жизни Московским мещанином Иваном Архиповичем Колбаевым и переименован в честь иконы Божией Матери «Боголюбская», как завещал покойный, сего же года при священнике Иоанне Смирнове и церковном старосте Челнокове». Волю покойного исполнила его родная сестра Евдокия Архиповна Колбаева, вручившая для указанной цели причту и церковному старосте 1500 рублей. И ещё одна запись об этом переименовании в ревизионной ведомости от 1871 года: «Деревянная церковь на каменном фундаменте… Престолов в сей церкви один, прежде освященный во имя Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». В 1861 году октября 15 дня с благословения Его Преосвященства, Высокопреосвященейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского, был переименован во имя иконы Божией Матери «Боголюбской» …» (ЦИАМ ф.203. о.766.д.718) После ремонта деревянная церковь Боголюбская, что на каменном фундаменте, простояла ещё 14 лет, исправно действовала одновременно с каменной до 1875 года и, по всей вероятности, принимала на себя всю нагрузку по службам и требам в периоды перестроек и расширения каменной.

http://sobory.ru/article/?object=03298

Новости Строящийся храм Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково станет святыней спасателей 04.03.2019 13:29 Фото: http://www.200hramov.ru Москва, 4 марта. Прорабатывается вопрос о курировании строящегося храма Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково г. Москвы со стороны МЧС. Об этом сообщил депутат Госдумы, советник мэра и Патриарха по строительству Владимир Ресин. «Их помощь и тут будет очень своевременна. Ни одного крупного благотворителя у стройки нет», – отметил он. Как сообщили в пресс-службе депутата, проект возводимого по «Программе-200» храма Смоленской иконы Божией Матери в районе Фили-Давыдково представляет собой однокупольное здание с шатровым завершением и колокольней в стиле Владимирской школы православного зодчества. Изначально оно задумывалось двухъярусным. Главный, верхний храм рассчитан на 500 прихожан, нижний – в честь Боголюбской иконы Божией Матери – будет вмещать 400 человек. «Буквально в ста метрах от места строительства стояла церковь, посвященная Боголюбской иконе, разрушенная в советское время, – рассказал настоятель прихода протоиерей Леонид Олейников. – Да и Смоленская икона Божией Матери, в честь которой назван верхний храм, среди православных почитается особо – некогда ее чудотворный образ спасал Москву от наполеоновского нашествия». Фото: http://www.200hramov.ru Приход здесь сформировался относительно недавно – пять лет назад. Комплекс строится поэтапно и связано это с поэтапным сбором пожертвований на строительство. Но при этом стройка не останавливается, наоборот, все больше появляется желающих принято участие. Генеральный подрядчик – ООО «Юнистройспроект». В настоящее время возводится монолитная конструкция храма, она уже превысила отметку в шесть метров. До конца мая монолитные работы планируется завершить, начнется кирпичная кладка стен. Параллельно идут строительные работы и на приходском доме. Он уже подведен под крышу, ведутся работы по прокладке внутренних инженерных сетей. С наступлением тепла приступят к штукатурке стен внутри и снаружи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского. С деятельностью святителя митрополита Петра связано и основание в Москве Высоко-Петровского монастыря, хотя среди историков существуют разногласия по поводу его закладки. Имеется целых три версии. Согласно первой, этот монастырь основал сам митрополит Петр, заложив в Москве обитель во имя св. апостолов Петра и Павла, отчего монастырь поначалу именовался Петропавловским. И только в начале XVI века он был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же, древнего посвящения монастыря св. апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Поначалу она была освящена во имя св. Пахомия Великого - по именинам построившего ее архимандрита монастыря, после 1812 года ее упразднили и вновь восстановили только в 1914 году, тогда и освятив ее во имя святых Петра и Павла. Другая, более известная версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита, и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя Боголюбской иконы Божией матери. По преданию, когда князь однажды проезжал мимо того места, где стоит сейчас Петровский монастырь, он внезапно увидел высокую гору, покрытую снегом, который растаял у него на глазах, а потом исчезла и гора. Калита рассказал о видении святому митрополиту Петру, - за несколько дней до кончины святителя, а тот объяснил ему: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память об этом чудесном видении Калита построил на том месте храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Наконец, третья версия приписывает основание монастыря Дмитрию Донскому, который или заложил его на месте Боголюбской церкви времен Калиты, или возобновил уже существующую обитель в 1380 году после своего возвращения с Куликовской битвы, в благодарную память о славной победе русского воинства. Известно, что архимандрит Петровского монастыря Иоанн первым ввел здесь общежитийный устав - раньше всех московских монастырей.

http://pravoslavie.ru/83.html

В XIX в. празднование в честь иконы длилось 3 дня и сопровождалось крестным ходом к Варварским воротам. В 1880 г. по ходатайству Московского митр. свт. Иннокентия (Вениаминова) для чудотворного образа устроили часовню в Варварской башне и пристроили шатровое крыльцо (архит. Н. В. Никитин). Над воротами вместо помещенной в часовню чудотворной иконы поставили ее список, к-рый тоже прославился чудотворениями и замещал древнюю икону в те дни, когда она участвовала в крестных ходах. После закрытия часовни в 1923 г. Б. М. и. была перенесена в ц. апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а икона-заместительница в 1918 г. попала в ц. Воскресения Христова в Сокольниках, где находится и в наст. время. Иконография Б. М. и. восходит к изображениям молящейся Богоматери с припадающими нач. XVI в.- одному из вариантов иконы «Богоматери Молебной» с группой молящихся вселенских и рус. святых. С кон. XVII в. такие иконы стали именоваться Боголюбскими из-за иконографического сходства с древней Боголюбской иконой. прославление Б. М. и. после эпидемии 1771 г. привело к появлению с нее списков, нек-рые датируются 80-ми гг. XVIII в. (ЦМиАР, серебряный оклад 1784; ГММК). Эти иконы довольно точно повторяют прототип, но состав святых на иконе и на списках может не совпадать. С идеей заступничества Богоматери и московских чудотворцев за свой город связаны изображения Московского Кремля, отличающиеся высокой степенью точности, и тексты молитв, помещавшиеся в нижней части икон. На иконах XIX в. молитвенные тексты, как правило, не встречаются, а изображение Кремля приобретает стилизованные формы. Кроме того, в этот период состав предстоящих Богоматери святых часто менялся в зависимости от пожеланий заказчика (напр., икона 2-й четв. XIX в. из собрания Гос. музея палехского искусства). Лит.: Белянкин Л. Е. Ист. исследование о праздновании в честь иконы Пресв. Богородицы, именуемыя Боголюбския, что у Варварских ворот в Москве. М., 1871; Богословский Т. Боголюбская икона Божией Матери//ЖМп. 1945. 10. С. 46-50; Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. С. 353-354; Сорок сороков. Т. 2. С. 68-71, 96; Т. 3. С. 75; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст. 1995. М., 1995. 39. С. 56-57; Полякова О. А. Архитектурные фоны на иконах рус. святых//Искусство христ. мира. Сб. ст. М., 1998. Вып. 2. С. 77-79.

http://pravenc.ru/text/149499.html

Саранск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Христова , Николая Чудотворца , Боголюбской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1854 и 1856. Год утраты:1979 (разобрана) Адрес: Республика Мордовия, г.Саранск. Координаты: 54.182166, 45.186128 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Церковь располагалась за Домом Республики (ул.Советская, 35). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 3) Г. Саранска храм в честь Рождества Христова с теплыми приделами в честь Боголюбской иконы Б. Матери и во имя св. и чуд. Николая, каменный, построен в 1856 г. Причт состоит из священника и диакона на псаломщической вакансии. Земли 68½ д. и, сверх того, завещанной 31 д. 1730 саж. при с. Кадышевке. В пользу причта вклад 2100 р.; в пользу церкви и причта 1350 р. Прихожан м. п. 464, ж. п. 469. Приход состоит из жителей города и дер. Владимировки и Александровки (в 8 в.). В дер. Александровке школа грамоты. Церкви, причты и приходы Пензенской Епархии ,  сост. А.Попов. - Пенза, 1896 г. Христорождественская церковь возведена в камне в 1745 г. вместо сгоревшей деревянной церкви, имела 3 придела - Св. Николая Чудотворца, Великомученика Иоанна Воина и Боголюбской иконы Божией Матери. Этот храм трижды горел и трижды отстраивался заново, долгое время считался соборным (главным), пока эти функции не отошли в 1795 г. Спасскому собору. Церковь была просторной и очень красивой, контрастно окрашенной (из красного кирпича с белой отделкой). Была выполнена в русско-византийском стиле, имела пять глав и гармонично дополнялась шатровой колокольней и трапезной. Церковь была закрыта в 1928 году и переоборудована под хлебозавод. Окончательно разобрана в 1979 году, хотя готовились проекты реставрации. Находилась во дворе квартала между Рождественской улицей (пр. Ленина) и Московской (ул. Л. Толстого) где-то за Домом Республики или во дворе здания таможни. http://www.saransk-online.info/culture/6/07/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53070

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Боголюбский мон-рь. Литография. 1875 г. (ГИМ) муромский в честь Преображения Господня (в Муроме, муж., основан не позднее 1096, закрыт в 1923, возрожден в 1995; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) (в пос. Боголюбово Суздальского р-на, жен., основан в 60-х гг. XII в. как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1991, в 1997 при нем образован также жен. мон-рь, в 2003 муж. мон-рь переведен во владимирский Алексиевский (Новоалексиевский) монастырь ); владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан ок. 1196, обращен в архиерейский дом в 1744, закрыт в 1920, возрожден в 1992); владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы (во Владимире, жен., основан в кон. 90-х гг. XII в., закрыт в 1923, возрожден в 1993); муромский в честь Воскресения Христова (в Муроме, жен., основан в XII в., упразднен в 1724, возрожден в 2000; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее 1207, закрыт в 1923, возрожден в 2000); суздальский во имя свт. Василия Великого (в Суздале, муж., основан не позднее XV в., преобразован в жен. в 1899, закрыт в 1923, возрожден в 1995 как муж.); суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан в 1364, закрыт в 1923, возрожден в 1993); киржачский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Киржаче, жен., основан в 1358 как муж., закрыт в 1764, возрожден в 1995 как жен.: с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы (в с. Махра Александровского р-на, жен., основан ок. 1370 как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1995 как жен., с 2004 ставропигиальный); Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Волосов во имя свт. Николая Чудотворца (в с. Волосове Собинского р-на, жен., основан не позднее 1498 как муж., закрыт в 1764, в 1844 упразднен, возрожден в 1909 как жен., закрыт в 1923, возрожден в 1993); Космин Яхромский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010