С 2 сторон, западной и северной, прямоугольный в плане основной объем здания окружен крытой галереей, с вост. стороны он замыкается пониженными объемами 3 полукруглых в плане алтарных апсид. Одной из особенностей архитектуры собора, определяющих его уникальность, является несоответствие 4-столпной конструкции храма и композиции фасадов, воспроизводящих иконографию «классического» 6-столпного 5-главого храма. В соответствии с иконографией фасадов этого типа зданий боковые южные и северные стены собора разделены лопатками не на 3, как в 4-столпных храмах, а на 4 прясла. Крайние вост. прясла боковых стен заметно уже остальных прясел. Они соответствуют вост. поперечному нефу, отведенному под алтарное пространство. Вост. фасад собора, обращенный в сторону монастырского некрополя, не уступает по значимости западному и северному фасадам. Особое внимание зодчих было уделено проработке пластики стен алтарных апсид. Центральная апсида намного крупнее и шире боковых. Апсиды разделены массивными круглыми колоннами-стрелками. Стены собора завершаются рядом выразительных бочкообразных закомар, расположенных на осях соответствующих прясел. С западной стороны к стенам собора примыкает одноэтажный объем, соединяющий его с Сергиевской (Алексиевской) ц. и открытый в пространство зап. галереи. С зап. стороны галерея имеет 7 прясел перед самим собором и пристроенную в 1690 г. стену юж. части галереи, выполняющую роль притвора Сергиевской (Алексиевской) ц. Цоколь галереи оформлен ступенчатым кирпичным поясом и валиком, раскрепованным по лопаткам. В 1825-1826 гг. зап. часть галереи была достроена к югу дополнительными пряслами. Перед входом на галерею устроено вынесенное вперед крыльцо в формах классицизма. К нему ведут 6 ступеней новой каменной лестницы. На верхней площадке лестницы по сторонам входа устроены небольшие цоколи, облицованные плитами серого камня. Эти цоколи подведены под базы 4 приземистых колонн тосканского ордера, на к-рые опирается крытый на 2 ската навес крыльца, в его тимпане помещена совр.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Радуйся, источник, из которого истекает вода жизни животворными каплями, из которого мы черпаем жизнь и насыщаемся душевной благодати. Радуйся, рождеством своим (т.е. рождением Христовым) отворившая двери входящей жизни и райские селения нам, ищущим , подающая щедро. Радуйся, совершенное избавление твоим верным рабам. Радуйся, слава мученикам, святителям украшение и благое воздаяние. Радуйся, исполнение всех пророков. Радуйся, нищим богатство и сокровище неистощимое. Радуйся, всего благого причина, отроковица преблагая и всеблагая. Радуйся, светлое облако, ибо в тебе исполнились все пророчества. Ибо один тебя назвал дверью, обращенной к раю на восток, через которую никто не прошел, кроме Творца твоего и всего мира; а другой – купиной, горящей и не опаляющей, в тебя вселилось Божество огненное, а ты не опалена; а другой – святой горой, ибо не руками человеческими был отторгнут от тебя камень, который опрокинул и сокрушил капище мысленного Навуходоносора; а другой – запечатанным источником, садом, богонасажденным вечным садовником. И воистину велико и преславно таинство, которое в тебе происходит, Богородица. Ты, о Пресвятая Дева, превыше всякой похвалы. Какими могут быть имена, которыми тебя по достоинству восхвалим, ежели от тебя воспринял плоть и родился Бог . Всякое естество небесное и земное тебе достойную почесть воздавать должно. Ибо ты истинный престол. Сияешь ты световидным сиянием посреди разумных царств, где славится Отец всевышний, силу которого имеешь, силу осеняющую. И поклоняются Сыну, ради которого славится и Дух Святой, что царедействовал в утробе твоей. Через тебя, обрадованная, Троица святая, единосущная всеми познана была. Сотвори и нас, убогих, достойными принять совершенную твою милость к нам, благодать, о Христе Иисусе, Господе нашем, с ним и Отцу слава, честь, и поклонение, и держава вкупе со Святым Духом и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Братие и отцы, понеже Благовщение прииде, от Благовщениа бо вамъ мала нкаа искушаю бесдовати, указуа абие, яко велико есть двства обтование, еже целовати сподобилися есмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 62. С внешней стороны, каждый канон, в обыквовенное (не великопостовое) время и, значит, большею частью, делится на 8-мь частей, называемых песнями (церковными) и, как известно, составляющихся по образцу священных песней библейских, какова т. е. «песнь Богородицы, песнь Моисеева» и проч. 114 Великим постом, в некоторых канонах, к восьми песням присовокупляется и 9-я, которая, впрочем, всегда есть и в канонах восьми – песненных; а не бывает в них собственно 2-й песни, которая, как составляющаяся по образцу «предсмертной песни Моисеевой», дышащей обличением и угрозами, и сама, потому, имеющая характер грозный, обличительный, по материнской снисходительности царкви к чадам своим, в обыкновенные дни молитв, так как и в светлые торжества праздничные, оставляется, и от того, в этих последних канонах, после первой песни, прямо следует 3-я песнь. Отправляется «канон» таким образом: в каждой песни поется 115 собственно первый стих, так называемый ирмос 116 , иногда не повторяясь, иногда же повторяясь однажды, дважды и больше раз 117 ; следующие за тем стихи, вообще называемые «тропарями» 118 , читаются с различными 119 , в начале прилагаемыми, коротенькими «молитвами» или припевами 120 к каждому из них, и с обыкновенными пред двумя последними тропарями: слава, и ныне, или, вместо этого, при самом последнем тропаре: Пресвятая Богородице, спаси нас, так как, в каждой песни, за самым лишь малым ограничением, каждый последний тропарь бывает в честь Богородицы, и этот последний тропарь весьма часто заключается пением катавасии 121 т. е. «ирмоса» из другого канона, вместе с первым, или и в другое какое либо время употребляемого. – После 3-й песни бывает «малая эктения» и за нею читается кондак 122 и седален 123 за 6-ю песнью опять такая же эктения и потом «кондак» 124 с икосом 125 . Песнь Богородицы: «величит душа моя Господа»... § 63. Пред 9-ю песнею, когда с припевом: хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще вовся веки, повторится «ирмос», или пропоется «катавасия» 8-й песни и с каждением сделается возглашение: Богородицу и Матерь Света ( – Светоподателя – Господа нашего И. Христа) в песнех возвеличим! с припевом на конце каждого отдела, поется, за исключением лишь весьма немногих дней в году, разделенная на 6-ть отделов, песнь Богородицы, воспетая Ею, при свидании с праведною Елисаветою, после ангельского Благовещения о «воплощении Бога – Слова», – та самая священная, библейская песнь, по образу которой составляются «девятые песни» в канонах: 126

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

16) Содержание церкви и причта, а также первоначальное заведение утвари, ризницы, книг и иконостаса прихожане, по недостаточности своей, взять на себя не могут. 17) Священник Тауйский объявил мне, что препятствий в проездах по селениям относительно подвод и проч. он не встречал никогда. За сим к построению церкви и открытию прихода в Ямске, не достает только: 1-е) штата на содержание причта и церкви, который по настоящим обстоятельствам должен быть тот же, что и в Камчатских церквах и в Гижиге, а именно: на содержание причта 171 р. 43 к. жалованья и 370 р. 20 к. на провиант, а всего 541 р. 63 к. серебр.; на содержание церкви – 96 р. 47 к., а всего 638 р. 10 к. серебр. каждогодно и 2-е) суммы на заведение утвари, книг, одежды и иконостаса, которую можно определить в 800 р. сер. единовременно, о чем я ныне же имею войти в Святейший Синод с представлением, а между тем до получения разрешения от Святейшего Синода, я нахожу возможным и по настоящим обстоятельствам необходимым сделать следующее распоряжение. 1-е) поскольку один из трех Охотских священников, без всякой остановки в служениях по церкви, может быть откомандирован и даже на долгое время, то младшего из них послать в Ямск при первом возможном случае, в виде командировки, на полных окладах, получаемых ими от Охотской церкви; 2-е) велел ему приступить к постройке церкви тотчас, когда откроется возможность со стороны прихожан, и заложить храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы по плану и фасаду, который дань будет ныне же; З) по примеру Американских священников дать ему подвижной Антиминс и позволить отправлять литургию, с соблюдением вышеизложенных правил; 4) отправить со священником одного из причетников, более других способнейшего, которому поставить в обязанность, сверх учения детей грамоте, учиться языку Тунгусскому. 5) Утварь, ризницу и проч. необходимое для служения, велеть выдать из Охотской церкви, а также велеть заготовить инструменты и проч. необходимое для постройки новой церкви на сумму из той же церкви (которая в свое время при заведовании Ямском очень много пользовалась усердием Ямских прихожан) и 6) выдать священнику со старостой книгу для сбора пособий от боголюбцев по Охотской области на один год. Все сие будет приведено в исполнение немедленно, а также будет сделано отношение местному начальству, касательно увольнения мастера и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И поистине, все иное восхождениями к большему из сущего несет долженствующее Владыке послушание, на основании чего оно должно иметь непрерывное общение с Устроившим весь этот мир и с бесчисленным множеством иных и, совершая Ему свое рабское служение, полагать, что оно подчинило себя Творцу; Ты же, устранив всякую задержку, как будто Ты не в этом мире родилась и находишься, была в общении только с Ним единым, Владыкою, еще не видя Его непосредственно, непосредственно же приближаясь к Нему и приемля Его, и службу Ты приносила Ему не по (Ветхозаветному) закону, подобную тени, но духовную и совершенную, которая, начавшись с Тебя, возросла и весьма усилилась благодаря образу жизни и слову Воплотившегося от Тебя и распространилась, и охватила весь мир. Да, Дева, Ты, поистине, Раба Божия и сотрудница Его и служительница, потому что самому величайшему из всех величайших дел Ты должна была совершить величайшее служение; так что я не знаю: почитая ли Себя и, так сказать, испытывая чувство Своего достоинства по этой причине, или же из смирения и скромности, Ты таким образом с радостью нарекла Себя этим смиренным и в то же время великим званием рабства; но, как представляется, не мог бы быть принесен Богу такой дар, которому Он больше будет рад, чем то, чтобы чистосердечно подчиняться Ему и служить Ему, как и от Бога не может быть какого-либо большего блага людям, чем быть и считаться рабами Его, явным признаком чего является то, что Он пользуется ими и подвигает их к Своему служению; потому что если и сынам человеческим вменяется в похвалу, когда они несут рабские труды для отцов и ничего не возражают против этого, и если кто, самих рабов называя сыновьями, ним, представляется, оказывает им доброе внимание, то какая великая честь, если кто-нибудь, будучи рабом и явив себя выполнившим и исполнившим то служение, которое несут рабы, будет за это явно пожалован Владыкой самыми делами. Так, вот, и Тебе, всем, чем Ты обладала, явившей Себя Рабою Богу, Владыка свыше свидетельствует о Твоей добродетели и, ища для Тебя славы, не находит больших, чем те решения, для которых была нужда в Таковой Рабе, что и Сама Ты видя, сказала, что Ты готова для служения, называя это рабским служением, — которое Посланник назвал «благодатью», — и Себя — «Рабой», Которую он наименовал «Благодатной»: потому что, поистине, и до сего, Ты, будучи исполнена Божественными благодатями, тогда — он сказал — нашла наибольшую из всех благодатей: а Ты, и в прошлое время неся рабское служение Богу, заявила, что Ты гораздо более будешь иметь готовность для нового служения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

59 . Поэтому будем праздновать и мы течением круга времени и ныне наставший этот величайший из праздников; почтим день Благовещения, лучше же сказать: окружим самих себя почестями в честь него; посвятим ему ум и слово, то, что из всего, что принадлежит нам, является самым драгоценным: не пощадим и денег, потому что и ими следует оказать внимание Тому, Кто был бедным ради нас, кто протягивает к нам руки нуждающихся; сбросим с себя тяжесть, которой нас нагрузила материя, и станем легкими; потому что нам следует взойти на небо, ради чего Владыка удостоил сойти на землю. Не сделаем безрезультатным для нас такое великое дело Его Домостроительства, оставаясь грешниками и после сего, соблюдаемыми для вечного огня; возненавидим враждовавшего с нами от самого начала и способствующие ему силы. Владыка оградил нас от врага, разрушив средостение греха (отделявшее нас от Бога), и снова вооружил нас на борьбу с оным; поэтому не допустим ему снова доступа к нам, снова воздвигая оное средостение, разделяющее нас с Владыкой, худшее, чем прежнее. Итак, лучше самыми делами будем чествовать праздник; потому что следует наше наслаждение и внешними знаками возвестить, и всем, чем можем, сделать явным торжество праздника, и явить себя полностью воодушевленными. Итак, будем ликовать, составим хоры, громким голосом и рукоплесканиями сделаем общественной нашу внутреннюю радость; будем воспевать благость Божию за то, что Он наводнил нас реками таких великих благ, затопивших море греха; прославим преуспеяния Девы. 209 Поистине, и чины ангелов примут участие с нами в хороводе и с поющими, составляя с нами круг и запевая духовную песнь, и как тогда, когда это происходило на самом деле, они принимали участие в нас, помогая нам, так и ныне, когда мы совершаем память об этом, они разделяют с нами радость и празднуют вместе с нами. Но можно видеть, что и времена года приносят празднику самое свое лучшее, 210 как это было и тогда для впервые приходящего Царя: потому что теперь лицо земли уже обновляется, и нее движется к возрастанию, и через все проходит чувство радости, снимая с себя первоначальную мглу зимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Тропарь сменяется пением величания праздника: «Архангельский глас вопиет Ти чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», за которым следует обычное величание Богоматери: «Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения серафим» и др. общеизвестные большинству церковные песнопения в честь Богоматери. В таком восторженном настроении 44 , с неумолкаемым песнопением канонов и величаний, паломники спускаются вниз и по шоссированной дороге, при колокольном звоне соборного храма и при восторженных восклицаниях обывателей, проделнвающих на глазах паломнпков самые невероятные «фантазии» и акробатские упражненя, прямо направляются к ожидающему уже их гостеприимному русскому подворью Имераторского Православного Палестинского Общества. Так как караван приходит в Назарет в большинстве случаев около полудня, то паломники являются сюда довольно проголодавшимися 45 . И прежде и ныне к приходу каравана около подворья местные купцы открывают временный базар, где продаются паломникам хлеб, вино, маслины, лук, консервы, сладости, чай, сахар, безделушки и изделия местных жителей на память о Назарете. В прежнее время здесь же приготовлялся арабами для паломников и рисовый суп, охотно ими и даже на расхват раскупавшийся, но в виду того, что обычно лишь первые порции супа бывали удовлетворлтельны и хорошо сварены, а далее, когда котлы исчерпывались, то в них без стеснения подливалась даже не перекипяченая вода, и продавался уже не суп, а какая-то бурда, нередко производившая у паломников желудочные расстройства разного рода, к тому же и продавалось это за чрезмерно повышенную плату, то русская колония Назарета с инспектором школ Палестинского Общества во главе взяла на себя добровольно тяжелую обя- занность в складчину и по телеграмме из Иерусалима приготовлять к приходу каравана щи или суп в двух котлах, имеющихся на подворье, а в двух других – кипяток для чаю. Варит пищу паломникам кухарка подворья с подручными, а раздачу порци борща или супа берут уже на себя по желанию лица русского педагогического персонала в Назарете. За каждую тарелку борща или супа, получаемую паломниками большею частию в собственную посуду и без хлеба, который они покупают у ворот на базаре, платится одна паричка. Желающих утолить голод и именно горячею, вкусно сваренною пищею, которой большинство паломников не видит в течение всего пути от Иерусалима до Назарета, является множество, а посему скорое и равномерное удовлетворение всех со стороны принявших на себя безвозмездный труд из человеколюбия и сострадания – является по истине высоким подвигом, требующим большого напряжения физических сил и громадного, можно сказать, ангельского терпения... У котла со стороны нетерпеливых, нервных и переутомленных паломников можно встретить не мало грубых и даже оскорбительных выходок...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Первые сведения о Н. Б. м. в монастырских актах относятся к 90-м гг. XIV в. Из-за многочисленных пожаров архив обители сильно пострадал. Большая часть грамот погибла, и содержание их известно только благодаря включению в копийные книги - 3 монастырские (РГБ. Беляев. Ф. 29. Кн. 128/1621 (сер. XVII в.); РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. Кн. 847 (1695 г.); Ф. 281. Курмыш. 65/6099 (нач. XVIII в.)) и 2 патриаршие (ГИМ. Син. Кн. 276 (XVI - нач. XVIII в.); РГБ. Беляев. Ф. 29. Кн. 128/1620 (сер. XVII в.)). Состав архива Н. Б. м. отражен в ряде монастырских и патриарших описей XVII - нач. XVIII в. На основе этих документов осуществлена научная реконструкция монастырского архива ( Антонов, Маштафаров. 2001. С. 417-418, 456-466). Самый ранний монастырский акт датируется 8 дек. 1393 г. Это жалованная грамота нижегородского кн. Бориса Константиновича, передающая обители рыбные ловли и бобровые гоны по р. Суре: «...озеро Пашково с ыстоком, озеро Саларево, озеро Плоское, озеро Сосновское, озеро Долгое, роздерти с ыстоком, озеро Мягкое, и все озера от речки от Курмышки вниз Сурою, источные и глухие, и роздерти, и заводи, и пески, и с падучими речками, и бобровые гоны, и стрежень по реку Волгу» (ААЭ. Т. 1. 12. С. 7; Муханов. 1836. 117. С. 195; АФЗХ. 1951. Ч. 1. 229. С. 201-202). Вскоре там же, в бассейне р. Суры, появляются первые известные земельные владения мон-ря: «...пустошь селища Спасское на речке на Куллюсерме в Курмышском уезде… и з бортным ухожеем», полученные в янв. 1399 г. от С. Д. Сюзева ( Муханов. 1836. 118. С. 195-196; АЮБДР. Т. 1. 63/5. Стб. 442; АФЗХ. Ч. 1. 246. С. 210-211; АСЭИ. Т. 3. 295. С. 322-323). Так начала складываться Курмышская вотчина обители, ставшая со временем основной составляющей монастырского хозяйства. В 1416/17 г. благодаря вкладу М. Ф. Изинского эта вотчина пополнилась пустошью по обе стороны Платинского оврага со всеми «тянувшими» к ней угодьями (АЮБДР. Т. 1. 63/6. Стб. 442-443; АФЗХ. Ч. 1. 245. С. 210). Из жалованной грамоты нижегородского кн. Даниила Борисовича, к-рая может датироваться 1426-1428 гг. ( Пудалов. 2000), известно и о др. составляющих вотчины: с. Мигино, Митроховская пустошь, пустынка на Стобищах (ААЭ. Т. 1. 18. С. 13-14; АФЗХ. Ч. 1. 233. С. 204-205).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

59 . Поэтому будем праздновать и мы течением круга времени и ныне наставший этот величайший из праздников; почтим день Благовещения, лучше же сказать: окружим самих себя почестями в честь него; посвятим ему ум и слово, то, что из всего, что принадлежит нам, является самым драгоценным; не пощадим и денег, потому что и ими следует оказать внимание Тому, Кто был бедным ради нас, кто протягивает к нам руки нуждающихся; сбросим с себя тяжесть, которой нас нагрузила материя, и станем легкими; потому что нам следует взойти на небо, ради чего Владыка удостоил сойти на землю. Не сделаем безрезультатным для нас такое великое дело Его Домостроительства, оставаясь грешниками и после сего, соблюдаемыми для вечного огня; возненавидим враждовавшего с нами от самого начала и способствующие ему силы. Владыка оградил нас от врага, разрушив средостение греха (отделявшее нас от Бога), и снова вооружил нас на борьбу с оным; поэтому не допустим ему снова доступа к нам, снова воздвигая оное средостение, разделяющее нас с Владыкой, худшее, чем прежнее. Итак, лучше самыми делами будем чествовать праздник; потому что следует наше наслаждение и внешними знаками возвестить, и всем, чем можем, сделать явным торжество праздника, и явить себя полностью воодушевленными. Итак, будем ликовать, составим хоры, громким голосом и рукоплесканиями сделаем общественной нашу внутреннюю радость; будем воспевать благость Божию за то, что Он наводнил нас реками таких великих благ, затопивших море греха; прославим преуспеяния Девы. 248 Поистине, и чины ангелов примут участие с нами в хороводе и с поющими, составляя с нами круг и запевая духовную песнь, и как тогда, когда это происходило на самом деле, они принимали участие в нас, помогая нам, так и ныне, когда мы совершаем память об этом, они разделяют с нами радость и празднуют вместе с нами. Но можно видеть, что и времена года приносят празднику самое свое лучшее, 249 как это было и тогда для впервые приходящего Царя; потому что теперь лицо земли уже обновляется, и все движется к возрастанию, и через все проходит чувство радости, снимая с себя первоначальную мглу зимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

А дальше сила, или бессилие было смирение для первых христиан, когда оно, как страж, предупреждало все соблазны, спасло их от всякого уклонения на кривой путь и открыло двери в Царствие Небесное? Да, они были бедны, и поэтому их не мог не манить путь легкой наживы, а если эта ржавчина не имела возможности пробраться в душу, их, наверно, должно было искушать благополучие окружающих, которого вдобавок эти не заслуживали. Но Христос насадил в них смирение – Христос, не имевший крова и пристанища. А потому и бедность не хищные вожделения вызывала в них, или зависть, ненависть какую; но сам Иов чрез смирение спасший свою душу в дни полной утраты всех своих богатств, сам этот страдалец, вспоминавший во время своего обнищания еще большую наготу во время своего рождения, – мог учиться у них той радости, которою они радовались, благодаря Господа за то, что, не поставив их на путь искушения – богатством, поставил их в такое состояние, находясь в котором – в бедности, невольно видишь, что другой опоры, как жить по Божьей правде, человеку тут не отыскать – ни злату, ни блеску, ни славе, словом, ничему, кроме правды, места здесь нет. Они были богаты, и могли жить в роскоши, утопать в пиршествах, наслаждаться общим уважением, встречать почет и честь и снискивать одобрение даже за слова свои неумные. Но Господь насадил в них смирение; и поэтому они хорошо умели помнить, что величие, создаваемое богатством, всегда искушает бросить заботы о величии души, – которой, однако, не приобретешь ни за какие драгоценности мира сего; поэтому они не только, начиная с апостола Варнавы , находили в себе силы жертвовать свои имущества; но нередко решительно и сразу бросали все прелести вкуса, убранства, роскоши и т.д. и со своим избалованным изнеженным телом шли, как Мария Египетская, прямо под глад, зной и холод в пустыню на долголетний подвиг молитвенный. Они были гонимы за свою христианскую веру. И, конечно, пока эти гонения выражались в насмешках над христианством, покой в их душе мог оставаться незыблемым без всякого вспомоществования: верующие твердо знали, что их вера есть святыня, недоступная никаким попыткам затронуть ее высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010