Переведено на славянский язык: «Владыко Господи Боже наш, высокий и славный Человеколюбче...». Нет даных об издании. Прохоров Г. М. «Так воссияют праведники…»… С. 170, а. 23) Молитва в общей нужде 2 Нет данных Переведено на славянский язык: «Владыко Господи Боже наш, иже составным и безначалным Своим Словом и животворным...». Нет даных об издании. Прохоров Г. М. «Так воссияют праведники…»… С. 170, б. 24) Молитва по акафисте и каноне к Богородице Нет данных Переведено на славянский язык: «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, пренепорочная...». Издано: Напечатана при Акафисте Покрову: Акафисты различны. Почаев, 1776 г. Прохоров Г. М. «Так воссияют правед-ники…»... С. 170. 25) Молитвы Богородице Одигитрии 1 Нет данных Переведено на славянский язык: «О, всенепорочная Пресвятая Дево Богородице, Владычице Одигытри...». Нет даных об издании. Прохоров Г. М. «Так воссияют праведники…»… С. 170–171, а. 26) Молитвы Богородице Одигитрии 2 Нет данных Переведено на славянский язык: «Пресвятая Дево Одигитрие, Владычице Богородице...». Нет даных об издании. Прохоров Г. М. «Так воссияют праведники…»… С. 170–171, б. 27) Молитва Богородице по случаю ее нового явления Переведено на славянский язык, с надписанием: «О новояленых ея чудес, еже по пленени явльшееся в Ираклии». Издано: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 251–254. Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 344, 376. Дунаев А. Г. Исихазм: аннотированная библиография… С. 420, п. 1431. Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии… С. 89–90 (перевод). 28) Молитва к Богородице (в день Благовещения) Нет данных Издано: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 255–259. Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 345. 29) Молитва к Богородице (особая, т.е. монашеская) Нет данных Издано: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 260. Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 345–346. 30) Молитва к Богородицечесть ее праздника) Нет данных Издано: Philotheos Kokkinos. Ποιητικ ργα. Edited by Petroula Kourtesidou… p. 261–264.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 I. Если когда-либо подобает человеку радоваться, торжествовать и с веселием восклицать, если (когда-либо) само время требует говорить о великом и славном и испрашивать для себя возвышенность мысли, красоту речи и убедительность слов, то я не вижу, какая пора может быть для этого лучше сегодняшнего дня, в который с небес на землю явился ангел, принося всякое благо. Ныне небо величается, ныне земля веселится, ныне вся тварь радуется, и даже Тот, Кто содержит небеса, не отделяется от праздника. Настоящие события являются подлинным торжеством. Все соединяются в едином образе радости, все исполняются единого веселия: Творец, все твари, Самая Матерь Творца, Которая и нашей природе, и нашим собраниям, и нашим торжествам сделала Его причастным. Ведь Он, будучи Благодетелем от начала и именно дело благотворения всегда совершая, никогда нисколько не нуждался ни в чем и знал только то, чтобы давать и благотворить. Однако в сегодняшний день как это (обычное Ему дело) творит, так и второй части приобщается, становясь среди принимающих. Одно уделив от Себя твари, другое от нее приняв, Он, будучи щедр, радуется более не тому великому, что Он даровал (твари), но, будучи человеколюбив, тому малому, что Он принял от пользующихся (Его же) благодеяниями; Он доставляет Себе честь не только тем, что уделил нищим рабам, но и тем, чем воспользовался от нищих. Ибо если Он и избрал истощание и воспринял нищету, однако по воле Избравшего наш дар стал для Него украшением и царством. А для твари (я говорю о творении как видимом, так и превосходящем пределы зрения) что может быть большим основанием для радости, чем видеть Своего Творца в себе самой и Владыку всего мира в кругу рабов, не совлекшего достоинство Владыки, но принявшего образ раба, не отложившего богатство, но передающего (его) нищему, не ниспадшего с высоты, но возводящего (туда) смиренного? Радуется и Та, благодаря Которой все эти дары даны были людям: радуется как однородная с тварью, будучи соучастницей общих благ; радуется, однако, еще и тому, что (эти дары) даны были Ей прежде всех и преимущественно перед всеми, а также тому, что они именно через Нее достались всем; наконец, пятое и наибольшее основание для радости (Девы) то, что не только Бог через Ее посредство, но и Она Сама через то, что знала и предвидела, приготовила воскресение людям.

http://pravmir.ru/slovo-na-blagoveshheni...

И чуть только Она вступила в ограду родственного Ей дома и произнесла несколько слов, как вдруг исполнилась благодатью Святого Духа встретившая Её Елисавета. Сила этой благодати прежде всего подействовала на младенца Елисаветы, которому, по предречению, надлежало исполниться Духа Святого ещё во чреве матери, и он, не видя ещё чувственным взором ни одного предмета, познал и ощутил приближение Пречистой Девы, носящей Господа, и радостным взыгранием своим вразумил мать свою о высоком достоинстве благодатной посетительницы. И вот благодать Духа Божьего озарила и Елисавету. Услышав голос Марии, Елисавета с видимым благоговением отозвалась на приветствие Её, не только как любимой и добросердечной родственницы своей, но как благодатной Матери Господа, милостиво почтившей её Своим посещением, и, в порыве восторженного чувства, произнесла не просто радушные слова родного приветствия, но торжественно вдохновенную речь, полную глубокого смысла. Она воскликнула: «благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа!» Эти слова могли изумить Благодатную, сокрывшую в Себе тайну Благовещения, и заставили Её недоумевать о причине и значении их. Вместо простых задушевных слов и бесед, столь привычных нраву Елисаветы – такая благоговейная встреча, такие пророческие и видимо по вдохновению свыше исходящие слова! «Только лишь коснулся слуха моего голос Твоего приветствия – (как бы так говорила Елисавета Пресвятой Деве) – я почувствовала, что радостно взыграл во мне младенец; вразумлённая этим ощущением и в то же время озарённая свыше, я увидела Твоё достоинство и своё ничтожество пред Тобою, возвеличенной до блаженства носить предвечное Слово Отца Небесного! Не находя в себе ничего, чем могла бы заслужить честь Твоего посещения, я благоговейно чту величие и смирение Твоё: потому что Ты, Богоизбранная, приходишь к земной рабе, которой первой нужно было бы воздать Тебе достойное поклонение! «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» Могла ли я ожидать, когда-либо такого счастья? Могла ли надеяться, что ко мне придёт Та, Которая носит Носящего всяческая и что я первая из людей буду приветствовать Матерь Божью? «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!» Много жён во Израиле, почтенных чадородием, известных добродетелями, «чающих Утехи Израилевой» (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Несколько времени все идут молча, сосредоточенно, вперяя свои утомленные взоры в манящую их даль, с одним затаенным желанием поскорее узреть хотя-бы слабые очертания желаяного Иерусалима. Но вот открылся пред взорами паломников Елеон с величественною на нем колокольнею русского храма Спасителя, построенного трудами приснопамятного арх. Антонина, а вслед затем предстал пред ними сразу во всей красе и Иерусалим с своими церквами, башнями, минаретами и другими зданиями. Счастливые паломники в восторге и от избытка благодарных чувств, забыв все невзгоды и тягости длинного пути, падают на колена. По загорелому их лицу текут горячие слезы радости, а запекшиеся уста шепчут хвалы благодарений Спасителю и Пресвятой Богоматери за испытанные духовные утешения и благополучное возвращение. Молодые и искусившиеся уже в пении паломники и паломницы, украсив свои головы венками из полевых цветов, собранных на пути, немедленно составляют хор и из глубины их восторженного сердца несется к лазоревым небесам хвалебная песнь в честь Богоматери: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся». Песнь эта сменяется другими песнопениями и молитвами, которые не умолкают до прихода паломников на русские постройки Императорского Православного Палестинского Общества. Здесь их радушно встречают управляющий русскими подворьями, служащие и остававшиеся на русских подворьях паломники, радостно приветствуя: «С благополучным прибытием!». Сложив с себя заплечные сумы и умывшись, паломники назаретского каравана спешат в храм миссии, чтобы выслушать там благодарственный за благополучно оконченное путешествие молебен, после которого приглашаются в столовую Сергиевского подворья к так называемой «встречной» трапезе, состоящей из постного супа или борща и каши, заранее уже приготовленных управляющим подворьями безплатно от имени Ймператорского Православного Палестинского Общества. Сердечным словом благодарности по адресу заботливого Общества, служащих его на русских постройках в Иерусалиме и Назарете и проводников-спутников все участники назаретского каравана заканчивают свое путешествие, мирно расходясь по гостеприимным подворьям на желанный и заслуженный ими вполне отдых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Другие пусть приносят в дар кротость и странноприимство, поскольку и это служит причиною Божественного к нам снисхождения. Вообще каждый из всех, собравшихся в этот небесный и царский брачный чертог, пусть принесет дар, приятный Деве и достойный столь великой Невесты: ибо, сколько бы даров ни принесено было Ей, Жених и Бог наш будет радоваться им. А кто ничего не принес в честь Невесты, тот, как оскорбивший Жениха, будет строго изгнан из брачного чертога. Если же обратить внимание на архистратига Гавриила, служителя тайны Девы, благовестника и изъяснителя спасения, и если уразуметь, что он наблюдает за всяким даром, посылаемым Господом каждому: то всем вам станет понятно, что немалая борьба предстоит нам и немалый подвиг предлежит каждому в попечении о душе. Он исчисляет и исследует всех собравшихся на торжество: и тех, кои приносят дары, он признает достойными брачного чертога и священной тайны, а ничего не принесших он удаляет и изгоняет. Итак, я весьма боюсь и трепещу, что он, оказавшись и ныне среди нас (ибо невозможно служителю Божественного брачного союза не присутствовать на этом торжестве) и явившись для наблюдения и испытания всех нас, одних признает достойными брачного чертога, а других далеко отгонит от дверей его. Боясь за вас и за себя, я, как и прежде часто внушал вам быть готовыми, так и теперь не уклоняюсь от свойственных и доступных мне увещаний. А так как у меня самого не приготовлено никакого достойного дара, то я решил прибегнуть к брачному гимну в честь Приснодевы, коего учителем и вдохновителем я почитаю участника настоящего великого праздника и свидетеля торжества. Может быть, в то время как он поет в честь Девы и внимание всех обращено на него, он пощадит меня и не удалит, не заключит меня в узы, как оскорбителя царского торжества, и не подвергнет каре виновных, но причислит меня к сонму приносящих дары. Для человеколюбивого Судии вполне возможно, чтобы у не имеющих дара для приношения заменяло его искреннее желание, хотя бы они и не совершили ничего достойного их намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Другие пусть приносят в дар кротость и странноприимство, ибо и это служит причиною божественного к нам снисхождения. Вообще каждый из всех, собравшихся в этот небесный и царский брачный чертог, пусть принесет дар, приятный Деве и достойный столь великой невесты; ибо сколько бы даров ни принесено было Ей, Жених и Бог наш будет радоваться им. А кто ничего не принес в честь Невесты, тот, как оскорбивший Жениха, будет строго изгнан из брачного чертога. Если же обратить внимание на архистратига Гавриила, служителя тайны Девы, благовестника и изъяснителя спасения, и если уразуметь, что он наблюдает за всяким даром, посылаемым Господом каждому, то всем вам станет понятно, что немалая предстоит нам борьба и немалый подвиг предлежит каждому в попечении о душе. Он исчисляет и изследует всех собравшихся на торжество и тех, кои приносят дары, он признает достойными брачного чертога и священной тайны, а ничего не принесших он удаляет и изгоняет. Итак, я весьма боюсь и трепещу, что он, оказавшись и ныне среди нас (ибо невозможно служителю божественного брачного союза не присутствовать на этом торжестве) и явившись для наблюдения и испытания всех нас, одних признает достойными брачного чертога, а других далеко отгонит от дверей его. Боясь за вас и за себя, я, как и прежде часто внушал вам быть готовыми, так и теперь не уклоняюсь от свойственных и доступных мне увещаний. А так как у меня самого не приготовлено никакого достойного дара, то я решил прибегнуть к брачному гимну в честь Приснодевы, коего учителем и вдохновителем я почитаю участника настоящего великого праздника и свидетеля торжества. Может быть, в то время как он поет в честь Девы и внимание всех обращено на него, он пощадит меня и не удалит, не заключит меня в узы, как оскорбителя царского торжества, и не подвергнет каре виновных, но причислит меня к сонму приносящих дары. Для человеколюбивого Судии вполне возможно, чтобы у не имеющих дара для приношения заменяло его искреннее желание, хотя бы они и не совершили ничего достойного их намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Рáдуйся, Отроковице Богоневестная; рáдуйся, Мáти Слова Неискусобрáчная. Рáдуйся, Дýхом Святым осенéнная; рáдуйся, Трóицы обитель свящéнная. Рáдуйся, áнгельских умóв удивлéние; рáдуйся, человéческаго рóда украшéние. Радуйся, гóрняя с дóльними совокупившая; рáдуйся, вратá рáйская земнородным отвéрзшая. Радуйся, Премудрости Божия приятелище; радуйся, Жизни присносущныя сокровище. Рáдуйся, дрéвния клятвы разрешéние; рáдуйся, прародителей избавлéние. Радуйся, Обрадованная, в горняя умы и сердца наша возводящая. Кондак 1 Избранней от всех родов Приснодеве Богородице, по преславнем Благовещении в Горнюю страну со тщанием востекшей, похвальная пения вернии приносим. Ты же, Владычице, яко Таинница сущи Предвечнаго Совета и вместилище всех Царя, Христа и Бога, трисолнечным светом озари поющия Ти: Радуйся, Обрадованная, в горняя умы и сердца наша возводящая. Молитва О, Пресвятая, Пречистая и Пренепорочная Владычице наша Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши. Всеблагаго Бога Мати Благая, Заступнице человеков и грозная Прогонительнице сопротивных сил, избави нас от всякаго греха и укрепи на всяку добродетель, сообразны нас сотвори Сыну Твоему и Богу нашему, да не всуе нарицаемся именем Христовым, но да явимся истинная Его чада, да будем, яко камение живо, зиждущеся в храм духовен, во святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови, да прибегаем с несумненною верою под всесильный покров Твой, можеши бо всех спасти, яко Мати Бога Вышняго, темже молим Тя: разжени облак страстей, находящих на ны, устави разженныя стрелы лукаваго, льстивно на ны движимыя, мир Сына Твоего ниспосли в сердца наша, да с радостию взываем: кто по Бозе, яко Владычица наша, Всеблагая, Всеблагомощная и пребыстрая Заступница? Сего ради величаем Тя, яко преизобильно излияся на Тя Божественная благодать, и велие дерзновение имаши, стоящи одесную Престола Божия, неизреченною святостию и чистотою преукрашенная, яко дадеся Тебе от Господа дерзновение безприкладное сохраняти, заступати и спасати наследие Сына Твоего.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-v-c...

В Евангелии не говорится: «пришел» или «явился», или «стал видим», как Захарии, но — «был послан от Бога»; думаю, обозначая этим выражением преимущество Девы по сравнению с Посланником и честь, которой Она стала участницей у Бога; потому что и к другим по временам приходит один из ангелов, научая чему-то должному или совершая нечто, конечно, в зависимости от достоинства приемлющих, и снисходит он с неким достоинством и величавостью, как служитель и доставитель Божиих повелений, желая явить, что Писание употребляет соответственные выражения, которые, вместе со служением, свидетельствуют о могуществе, которое имеют ангелы, и заодно показывают их власть в отношении нас; в этом же случае дело обстояло не подобным образом: но, как вообще самая вещь была выше всех иных, которые случалось человеку внушать посредством ангелов, и человечество не представило никого равного или даже близкого Приявшей оные извещения, так и во много более смиренном виде, чем это обычно, посланный выполнил свое служение, и самое свое естество здесь он свел на нет и отстранил положенные законы, поелику он почувствовал (или: понял), что все теперь полностью творится заново и подвергается намерению; думаю же, что, если бы это было возможно, он бы и отклонился от посольства, как испытывающий благоговейный страх перед высотой и величием его и не будучи в силах довлеюще понять значение происходящей Тайны, потому что, как бы ему не быть в нерешительности, когда Тот, Кого непосредственное Божество серафимы не снося, прикрывают свои глаза, ныне, быв возвещен им, имеет стать зачатым во чреве Девы и восприять для Себя все — кроме греха — человеческое естество? Посему, говорит Евангелие, «был послан», как исполняющий только задание посла и раба и ничего большего не берущий на себя; наподобие того, как если бы какой-нибудь воевода поручил бы некоему из лучших своих подчиненных исполнить какое-то распоряжение, он этим оказывает большую честь и удостаивает большей дружбы того, кому он дает поручение, и делает участником (или: обладателем) всего того, что ему подобает

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

12 . И, вот, стал он под властью смерти, тлением совершенно истлевающий, от земли происходящий, дерзнувший похитить для себя честь Божию, и снова в землю возвращающийся; сегодня плотским рождением приходящий в бытие, а завтра плотскою смертью умирающий; сегодня видимый в среде живых, а завтра счисляемый среди мертвецов. И человек, пожелавший совершить преступление против Бога, справедливо понес сей приговор: это приключилось ему потерпеть в результате поступков, совершенных им по его собственной воле и произволению; потому что дурным образом он воспользовался даром свободы воли, которым Бог, создавший его, почтил его, даровав ему то, что он носил в себе прекраснейшее подобие в отношении Его и Его светлый образ. Человек погиб по своей воле, ибо Бог смерти не сотвори, не веселится о погибели живых (Прем. Сол. 1, 13). И стал, по-истине, весьма несчастным и жалким тот, кто был некогда счастливейшим, когда он являлся хранителем Рая, когда был поставлен быть первым обитателем Рая, когда имел жизнь свободную от трудов и тягот, когда проводил жизнь не имея нужды в одежде, не чувствовал срама, потому что в то время и тело, и душа его были прекрасными и непорочными, когда не подвергался нападкам страстей, когда не испытывал страдания от болезней, когда был чужд рабства человека человеку, когда был свободен от насилия варваров, когда не слышал требований со стороны взимателей налогов, когда не имел нужды встречаться с ростовщиками, когда не страшился стать разорванным дикими зверями, когда обладал полным благоденствием, когда вкушал райские плоды, когда изобильно наслаждался всеми благами, когда воспринимал Божия свето-озарения, когда сам, будучи тварью, он царствоваль над земными тварями, когда носил в себе образ Божий и чудесным образом был украшен подобием Божиим. И, вот, после того, как он нарушил спасительную Божию заповедь 23 , он, как чуждый прежней славы, сразу же изгоняется из Рая и возвращается вновь в землю, как cmabшiй смертным по причине греха, и вследствие большаго неразумия, уподобляется скотам, потеряв оную первичную честь, которой его украсил создавший его Бог . И таким образом, затеявший насильственно обогатиться Божественностью, становится рабом тлению, и смерти, и страстям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

И ныне посредством Тебя мы стали «чадами Божиими и сынами Света и Дня» 212 и возделывателями и жителями таинственного Рая (если только опять своим нерадением не раздражим против себя благодать), 213 за что Тебе и от всех нас долженствует всякая благодарность: потому что, если даже мы и весьма, весьма далеки от Твоей святости и чистоты, все же было бы справедливо нам быть подвигнутым к воздаванию Тебе чести, делая этим угодное и Почтившему Тебя, и Тебе, конечно, не допуская себе зависти к привилегиям, соответствующим величию Твоей добродетели; и полагая в какой-то мере угодить Богу, – хотя мы так далеко уступаем Тебе в чистоте, как земля отстоит от неба, – не посчитаем ли за позор, чтобы в честь Тебя, до такой степени сделавшей нам добро и восстановившей нам и тела наши, и души и сделавшей их – по Твоему примеру – свободными от завладевших ими бедствий, не было произнесено никакого (похвального) слова, и, будучи грешными, мы не были обязаны Тебе величайшую благодарность? И когда мы обдумываем благость Божию и доброту Его в отношении нас, следующие наши мысли обращаются к Тебе, к Деве, с равным чувством благоговения и наслаждения. Но, поистине, даже и это мы не в силах сделать надлежащим образом, потому что отнюдь ничего не в силах мы принести от себя, до такой степени наши и ум, и слово, и способность мышления неспособны воздать что-либо от себя нашим Благодетелям; однако все общедоступное для всех людей совершается с нашей стороны в честь Тебя и общего Владыки как наше выражение благодарности и признательности, до таким степени мы с любовью почитаем Тебя, сущую после Бога нашу Благодетельницу и великим, и самым последним, с одной стороны, принимая во внимание достоинство (благодеяния), а с другой стороны, взирая на его результат. Это Тебе, Величайшей, весьма малое приносится нами во всякое время; сегодня же – во много больше, потому что именно сегодня Ты получила Благие Возвещения о Пришествии Спасителя, вследствие чего мы, далеко отступившие и от Бога, и от самих себя, возвратились к Богу и к самим себе, подобает же Тебе и слово, Матери Слова; и в нем торжество нашего спасения, и хотя успех его был мал, но если бы Ты явно не оказала помощь, то и этого оно не имело бы силы достигнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010