А здесь в 49-м псалме говорит: «Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною». Т.е. всё, что есть в мире, это всё- Его. Кстати говоря, если среди вас есть любители смотреть передачи про животных , про кошачьих, про подводный мир, про птиц, про пингвинов - то не думайте, что вы согрешаете. Вот какую-то другую передачу смотреть — может быть, грешно. Есть такие передачи, которые на 100% грешно смотреть. Есть, что не поймёшь — грешно смотреть или не грешно, а есть такие, которые точно не грешно. Вот, если вам приятно смотреть на животных, на птиц, насекомых, — современные биологи, орнитологи наснимали множество удивительных, красивых вещей — как распускаются бутоны, взрываются почки, какая-нибудь ящерица ловит насекомых своим длинным языком. Смотрите, это всё хорошее, потому что это всё Божие. Господь Сам сказал, что «Моё всё: Мои звери в лесу, Мой скот на тысячах гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною». Это хорошо. Мы можем думать о Господе, когда смотрим на красоту окружающего мира. 12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. По этой причине не нужно хвалиться своими жертвами. Что толку, что приносишь волов, тельцов и прочее? Оно и так всё принадлежит Богу: вселенная и всё, что наполняет её. 13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Вопрос доходит уже до дерзости: «Что, Я их ем, что ли, этих козлов? Или пью их кровь, что ли? Нет». А вот дальше уже начинается такая, что называется, наука: а что же делать? Ты меня поставил в тупик, Господи, Ты говоришь: «Принеси Мне жертву». Я принёс. А потом Ты говоришь: «Да не нужна Мне твоя жертва». Это что такое, вообще? Как надо? Сначала говорит: «Дай Мне это». — «На». Потом говорит: «Да Мне это не надо, Мне ты нужен. Мне нужно нечто большее, чем ты Мне дал». — «А что же Ты хочешь?» Читаем дальше. И вот здесь начинается Божественное приказание: 14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, 15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

http://radonezh.ru/analytics/17-04-2015-...

Во второй строфе возникает музыкальный мотив. В цветущем кусте, несмотря на кажущийся звуковой разнобой, спрятано стройное, гармонически организованное музыкальное начало («Едва калитку отворяли,/В его корзине сам собой,/ Как струны в запертом рояле,/Гудел и звякал разнобой» c. 228]). В третьей строфе перед нами разворачивается удивительное действо: сонм снующих насекомых в световом луче превращается (преображается) в нисходящих и восходящих по лествице ангелов. Самого слова «ангел» в стихотворении нет, но присутствует образ лествицы - лестницы («ступени светотени») и слово «видение», которые и отсылают нас к видению Иакова из Книги Бытия: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят на ней. И вот Господь стоит на ней и говорит...» (Быт. 28, 12-13). Видение насекомых-ангелов окутано радужным сиянием, а радуга является в Библии знаком Завета Бога и мира. В книге Бытие после потопа появляется радуга, и Господь говорит: «Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между мною и между землёю» (Быт. 9, 13). Кстати сказать, с точки зрения оптики в реальном плане бытия радуга сама по себе - «преображение» белого цвета. Характерно, что и сам белый цвет, как в православной иконографии, у А. Тарковского устойчиво соотносится с образом рая. Возвращаясь к «радуге видений», снующей «вдоль и поперёк луча», из стихотворения «Шиповник», мы должны напомнить о двойном смысле этого образа. Это, как мы уже сказали, и образ, имеющий библейские корни, и реальный образ переливающихся разными цветами крыльев бабочек и мотыльков. Радужное «сплетенье линий, лепет пятен» - воплощение любви, которой пропитан весь воздух стихотворения. Куст шиповника, явленный нам в стихотворении А. Тарковского, - это ещё и весть, послание читателю, благая весть о рае. Перед нами мир в его преображённом состоянии. Человек - и его телесная природа, и духовная ипостась тоже предстают перед нами в поэзии А. Тарковского в свете преображения.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

«Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Нужно думать не только о том, что человеку полезно, а что нет, но и о том, чтобы даже что-либо невинное не приобрело над ним власть и не поработило его себе. Если ничтожный предмет лишает человека Бога, как сказал преподобный Максим Исповедник , то он уже не является таким невинным и ничтожным. Например, один из авторов Добротолюбия, преподобный Нил Синайский , говорит о том, что если во время молитвы ты обратил внимание на насекомое, которое тебя беспокоит, то это насекомое лишило тебя Бога. Даже делая добрые дела, мы должны думать о том, чтобы они не возобладали над нами и чтобы у нас не возникло к ним пристрастия. Это касается и наших послушаний — того, что мы совершаем по совести. Ведь если что-либо приобретет над нами такую власть, что мы не сможем ей противиться, то в какой-то момент, когда нужно будет прекратить то или иное занятие, чтобы предаться молитве и устремить ум свой к сугубому служению Богу, мы этого сделать не сможем. И то, что должно было принести пользу и нам и людям, не только окажется неполезным, но станет уже явно греховным. Читаем далее: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (ст. 13). Пища разрешена всем, это естественно. Но апостол Павел оговаривается: не все, чего требует наше тело, является естественным и позволительным. Да, пища для чрева и чрево для пищи, но все это временно. Возможно, по воскресении из мертвых способность человека вкушать пищу, если и останется, то так изменится, что не будет иметь над ним никакой власти. Наподобие того, как Спаситель вкушал пищу по Воскресении: Он не испытывал в этом никакой нужды и делал это для удостоверения Своих учеников в том, что подлинно в теле воскрес из мертвых. А может быть, в будущей жизни эта способность совсем исчезнет, поскольку вкушать пищу человеку необходимо для поддержания своей жизни в земном мире, где он постоянно, можно сказать, от рождения борется со смертью. И потому не нужно придавать слишком большого значения этой естественной потребности, поскольку мы знаем, что наступит время, когда этого не будет совсем. Кроме того, здесь вспоминаются слова Спасителя о том, что в будущем веке не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах (см. Мф.22:30 ). Отсюда мы видим: то, что сейчас естественно для нашего пребывания на земле, в будущей жизни исчезнет. И потому, если мы избрали безбрачный, подобный ангельскому, образ жизни, то должны относиться соответствующим образом и к пище.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

О шестом дне творения Часть 1 «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». (Рим.1:20) «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их». В шестой день завершается приготовление земли к обитанию на ней будущего ее владыки - человека. В этот день Господь населяет поля и леса новыми жителями, великими и малыми, наполнившими царские чертоги новыми звуками и образами. Творческим повелением божественного Слова земля теперь производит из себя множество разнообразных животных, души живые, зверей, скотов и гадов (змей, ящеров и проч.). Появляются живые существа, наделенные Богом инстинктами, а некоторые из них одаренные начатками разума и неким нравственным чувством. Подобно птицам, каждому животному дан от Бога свой особый характер, выражающийся в их внешнем облике и поведении. Однако в животных эти свойства проявляются гораздо богаче и глубже. Они могут радоваться, веселиться и играть, бояться, гневаться, печалиться и грустить. Многие животные способны любить, могут быть верными и послушными, иметь сострадание и даже заботиться друг о друге. Такие качества делают животных способными служить людям, быть им помощниками и друзьями. Впрочем, грустить и гневаться в первозданном мире скотам и зверям еще не приходилось. Священное Писание говорит нам: « И увидел Бог, что это хорошо». Эти слова свидетельствуют о совершенстве творения, об отсутствии каких либо страданий, страхов, угроз и преследований между животными. В первозданном мире еще не было тления, не было ни какого «естественного отбора» и, соответственно, не было никакой «борьбы за существование». Птицы, рыбы, насекомые и весь животный мир еще не знал ни смерти, ни убийства, и никакого пролития крови на земле. Все явившиеся божественным повелением животные питались травой и древесными плодами. Подвижные и быстрые мелкие животные безопасно играли в траве и в ветвях деревьев, грациозные олени, лани и прочие копытные мирно паслись на благоухающих лугах, вместе со львами и тиграми. Огромные ящеры медленно передвигали свои массивные туловища, осторожно переставляя столбоподобные ноги и вытягивая многометровые шеи в поисках растительной пищи. Все животные были сотворены совершенными, имели вид прекрасный, были спокойны и дружелюбны, хорошо приспособлены к существованию в той среде, где им предназначено обитание. Прекрасные птицы и красочные летающие насекомые украшали небо своим порханием. Воздух оглашался восхитительным птичьим пением и криками различных животных - все радовались жизни, как сказано в Священном Писании: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс.150:6).

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/26/...

прот. Константин Буфеев 6. Звери как орудие Божьего гнева и наказание нечестивым людям в защиту Святых и их отмщение Бог нередко насылал животных для наказания грешных и нечестивых людей. Целью использования зверей, гадов и насекомых часто бывает устрашение беззаконников, вразумление их и наставление на путь праведный и богобоязненный. 6.1. Насекомые как орудие Божьего гнева Известным библейским примером того, как Бог использовал в качестве наказания нечестивцев «естественные» природные явления служат Египетские казни , описанные в книге Исход. Из десяти казней, наведенных Господом на египтян, четыре представляли собой нашествие определенных видов животных (из них три – насекомые). При этом пророк Моисей описывает их не как стихийное случайное явление, но именно как посланную кару Божию. Казнь 2-я – жабы (Исход, гл. 8) 6. И простре Аарон руку на воды египетския и изведе жабы ; и излезоша жабы и покрыша землю Египетскую. 6. Аарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. Казнь 3-я – мошки ( скнипы ) (Исход, гл. 8) 17. Простре убо Аарон рукою жезл и удари в персть земную, и быша скнипы в человецех и в скотех, и во всякой персти земной быгиа скнипы во всей земли Еги- петстей. 17. Так они и сделали: Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Казнь 4-я – песьи мухи (Исход, гл. 8) 24. Сотвори же Господь тако: и прииде песиих мух множество в домы фараоновы и в домы рабов его и во всю землю Египетску, и погибе земля от песиих мух. 24. Так и сделал Господь: налетело множество пёсьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от пёсьих мух. Казнь 8-я – саранча ( прузи ) (Исход, гл. 10) 12. Рече же Господь Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и да взыдут прузи на землю Египетскую, и снедят всю траву земную и весь плод древесный, егоже остави град. 13. И воздвиже Моисей жезл на небо, Господь же наведе ветр южный на землю во весь той день и во всю нощь. Утро бысть, и ветр южный взя пруги, 14. И наведе я на всю землю Египетскую, и нападоша на вся пределы Египетския мнози зело: прежде сих не быша сицевии прузи, и по сих не будут тако. 15. И покрыта лице земное, и истле земля: и снедоша всю траву земную и весь плод древесный, иже остася от града: не остася зелено ничтоже на древех и во всей траве польней, по всей земли Египетстей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пчела, пчеловодство Пчела, пчеловодство ( Bmop. I, 44 ). Нет ни одного насекомого, более обширно распространенного, как пчела, которую можно найти в каждой стране света. Ее способности, трудолюбие и ценный продукт ее деятельности с самых отдаленных времен обращали на это насекомое всеобщее внимание. Цицерон и Плиний указывают на одного философа Аристомаха, который посвятил почти 60 лет изучению жизни пчелы, и на другого – Фелиска, который, как говорят, удалился в пустыню, чтобы удобнее производить свои исследования относительно означенного насекомого. В Свящ. Писании находится много указаний на пчел и их образ жизни. Напр., Моисей разительным образом указывает на жестокое мщение, с которым пчелы преследуют своих врагов ( Bmop. I, 44 ). Беспомощность человека перед соединенными нападениями этих насекомых хорошо известна и часто указывается как древними, так и новыми писателями. Выражение в Пс. ( Nc.CXVII, 12 ) окружили меня, как пчелы (сот), объясняет также ту ярость, с которой пчелы нападают на намеченного ими человека. В львином трупе, убитом Самсоном, он нашел рой пчел ( Cyд. XIV, 8 ), следовательно, пчелы водились в Палестине не только в дуплах деревьев и расселинах скал, но и в телах умерших больших хищных животных. Аллегорические выражения в кн. пр. Исаии ( Uc.VII, 18 ) и Захарии ( Зах.Х, 8 ) могут несколько уяснить способ вызывать пчел из их ульев при налете нового роя свистом или бряцанием. О диких пчелах говорится в кн. Второзакония ( Bmop.XXXII, 13 ), Пс. ( Nc.LXXXI, 16 ), что они кладут свой мед в лесах, в дуплах деревьев, равно как в расселинах скал. Премудрый Соломон отзывается о пчеле в следующих замечательных словах: Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростию почтена ( Npumч. VI, 8 ). Пчеловодство в Палестине издревле составляет значительную отрасль сельского хозяйства. Что евреи тщательно занимались пчеловодством, видно из того, что они производили значительную торговлю медом с тирянами ( Ueз. XXVII, 17 ). Обилие меда и молока в Палестине представляется одним из веских доказательств того, что страна была лучшей и прекраснейшей из всех стран ( Ucx. III, 8 ; Bmop. XXXII, 13 ; Nc. LXXX, 17 ; IЦap. XIV, 25 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Сказав кратко о тьме, на трое суток помрачившей весь Египет, пророк-псалмопевец говорит о второй казни, превращении воды в кровь и изморении в реках рыб. А в книге Исход это была первая казнь. Затем, по сказанию псалмопевца, настала третья казнь, когда воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. По повелению Божию, данному чрез Моисея, Аарон «простер руку свою на воды» Египетские, и вышли жабы и покрыли землю египетскую в таком множестве, что проникли даже «в сокровищницы (сокровенные жилища, спальни) царей», т.е. родственных лиц царствующего дома. Настало время четвертой казни, и Господь Бог устами Моисея пророка рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Песия мухи, т.е. «собачьи мухи», очень язвительные насекомые, которые быстро и со свистом налетали и безотвязно уязвляли, а скнипы – тоже разного рода насекомые, в том числе и мошки, и вши, размножившиеся по всем местам земли Египетской. Погибала земля от песиих мух и насекомых ( Исх.8:24 ). Но еще не совсем прекратилась эта казнь, как Господь послал на египтян новые – пятую, и затем шестую и седьмую – казни. По сказанию псалмопевца, Господь положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их, по переводу с еврейского, «вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их»; а по сказанию книги Исход ( Исх.9:23 ), Господь «произвел гром и град, и огонь разливался по земле». «И побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их». О всех этих трех казнях псалмопевец говорит вместе, как об одной, между тем это были отдельно произведенные казни, каждая в свое время, т.е. град и огонь, и гром, истребившие не только виноградники и смоковницы, но и скот, и людей. О некоторых казнях, как, например, взятие Моисеем пепла из печи, бросание его к нему и произведение чрез это воспаления с нарывами на всех египтян, псалмопевец совсем не упоминает. Дальше говорит он о предпоследней, или девятой казни, когда, по повелению Божию, пришли саранча и гусеницы, которым не было числа, и съели всю траву на земле их, и пожрали плоды, какие оставались от прежнего поражения на полях их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева      Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30). Пятый день творения В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21). В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде ( да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой. В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве. Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться. Шестой день творения В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31). Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли ( душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

http://pravoslavie.ru/103568.html

11. Из-за отсутствия веры в Бога и милосердия человека к человеку случаются и землетрясения. Не поколеблется ли от этого земля? (Ам.8:8). Великий Исаия пророчествует, что безбожный город Ариил, воюющий против горы Сиона, Господь Саваоф посетит громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня (Ис.29:6). 12. Землетрясение все же не всегда является знаком гнева Господнего, но может быть и знаком благоволения Божьего. Так, при воскресении Господа из гроба сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем (Мф.28:2). И когда в Иерусалиме апостолы однажды собрались для молитвы, чтобы Господь укрепил их против врагов Христа, внезапно поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго (Деян.4:31). То же самое произошло и когда апостолы Павел и Сила, проповедуя в Македонии, были брошены в темницу в городе Филиппы. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели (Деян.16:25-26). 13. Знамениями являются и град, и падающие звезды, и выпадающий с неба пепел, и тучи саранчи, и нашествие змей, мышей и различных насекомых, как случалось некогда в Египте. Этими знамениями Всевышний объявляет человеку Свои мысли, говоря, по словам пророка Аггея: Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших, но вы не обращались ко Мне (Агг.2:17). 14. Иногда необычные небесные явления были предзнаменованием, предвещающим грозные события. В историю Сербии вошла необычно сильная пульсация звезд накануне сербско-болгарской войны. Перед Первым восстанием сербов против турецкого ига тоже наблюдались многочисленные аномальные явления природы, что память народная запечатлела в народных песнях: в день Святого Саввы (27 января) гремел гром, среди зимы бушевали грозы, на Святого Трифона (14 февраля) трижды начинался рассвет, от Георгия до Димитрия (от 6 мая до 8 ноября) по ясному небу проносились багровые сполохи, как кроваво-красные знамена. Все это было предзнаменованием, что судьба Сербии изменится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. (И людие не обратишася, Дóндеже язвени быша, и Господа не взыскаша). Подвергающийся наказанию должен сознавать свою вину, испытывающий бедствие должен просить помощи и милости. Но гордый Израиль не сознает себя виновным, бедным, и слабым и не обращается к Богу, который, хотя и поражает, однако же, и заступает его от врагов, если он сердечно исповедует перед Ним свою виновность и просит Его о пощаде и милости. 14–15. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост. (И отъят Господь от Израиля главу и ошиб, велика и мала, во един день: старца и чудящихся лицам, сие начало: и пророка учаща беззаконная, сей ошиб). Весь народ Израильский, по своему упорству и не чувствительности, стал подобен грубому, толстокожему и ожиревшему волу, перед образом которого он покланялся в Дане и Вефиле ( Амос.4:1,4 ). От своих врагов он вздумал защищаться сам, как вол защищается рогами своей головы от зверей, а хвостом от насекомых; но Господь отрубит ему голову и хвост; тогда беспощадно будут терзать его дикие звери – язычники, и сосать его кровь «мухи» и «пчелы» – Египтяне и Ассирийцы (ср.гл.7:18–19). Эта рогатая «голова» – главный представитель народа, царь, его верховные судьи, пристрастные к знатным лицам, и почетные старейшины, а «хвост», помогавший голове – хвастливые лжепророки, служители Ваала. Представители Израиля – старейшины, гордясь знатностью своего рода, превозносясь высоким и почтенным старческим возрастом, полагаясь на обширную опытность и многие общественные заслуги, ставили себя во главе народа и возвышались над ним, как столетние плодовитые пальмы возвышаются над кустарниками; дети «знатных» – юноши, надеясь на свои молодые силы, с отважностью готовы были идти в бой. Но Господь мечем, посечет родовитых старцев, как посекают пальмовый лес, и юношей – как молодые лозы виноградника; меч неприятелей поразит и лжепророков. Поэтому грубо и гибельно заблуждается Израиль, говоря: «сикоморы вырублены, заменим их кедрами». Господь посечет и кедры, также легко, как сикоморы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010