одного растения, чрезвычайно горький на вкус и производящий одуряющее действие. Желчь, смешанную с уксусом, во исполнение пророчества (Пс.68:22), давали пить распятому на кресте Господу (Мф.27:34–48). на жертвеннике, основанном на силе искупительных крестных страданий Господа. осуждения на Страшном Суде. вечных мучений грешников в аду. обращение ко Христу; когда будешь не в силах — перед самою смертью, при наступления смерти. заимствовано из (1 Тим.2:4). св. Константин Великий (324–337 гг.), впервые сделавший христианство господствующей верой в Римской империи. ловлением разумеется привлечение свв. Апостолами людей к вере во Христа. тростью здесь нужно разуметь удилище. приманка, надеваемая на крючок при ужении рыбы (червь, насекомое, кусочек хлеба и т. п.). с удочкой садится обыкновенно на каком-нибудь камне, на берегу реки, близ воды. благодатную. восставшее против самого себя (образ речи заимствован из (Мф.12:25–26)). Здесь разумеется убиение Каином своего брата Авеля по зависти (Быт.4); в братоубийстве человеческая природа совершила преступление против самого себя. подвиг веры Авраама — принесение им, по слову Божию, в жертву своего сына Исаака (Быт.22). благословение первенства, принадлежавшее по рождению Исаву, но полученное, при посредстве обмана, Иаковом (Быт.27). ловление Бога патриарху Иакову в виде Таинственного Борца, для ободрения его в виду предстоявшей встречи с братом Исавом (Быт.32:24–32). зависть к Иосифу старших братьев его из-за преимущественной любви к нему отца (Быт.37:4 и дал.). пребывание Иосифа в Египетском рабстве, в конце которого он возвысился до звания высшего царедворца — первого, после фараона, лица в царстве (Быт.39–41). возвысился в Египте чрез истолкование, по особому откровению Божию, снов фараона (Быт.41). Иосифа приходили в Египет из земли Ханаанской, для покупки хлеба (Быт.42,43). Моисея, который, особою силою Божиею, то обращался в змия, то возвращался к прежнему виду (Исх.4:1–5). терновый куст. казни Египетские (Исх.7–12). ( < < back)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

7863 Т.е. – поднялся вверх по Днепру до некоторого гористого места, на котором потом возник город Киев. 7864 Пророчество это исполнилось: Русские приняли крещение от Греков и просвещены были церковными учителями, присланными из Константинополя. 7865 Один из древнейших русских городов, на р. Волхове. Указывается предел движения Апостола на север от Киева. 7867 Эпир – греческая область по берегу Ионического моря, простиравшаяся на восток от горной цепи Пинда. 7871 Казнь чрез распятие считалась самою позорною; ей подвергались только рабы и вообще самые презренные и преступные люди. 7878 Разумеется древо крестное, на котором Христос пострадал и умер, смертью (Своею) смерть поправ. 7883 Т. е. – обращаться ко Христу; когда будешь не в силах – перед самою смертью, при наступления смерти. 7888 Пища-приманка, надеваемая на крючок при ужении рыбы (червь, насекомое, кусочек хлеба и т. п.). 7895 Разумеется зависть к Иосифу старших братьев его из-за преимущественной любви к нему отца (Быт.37и дал.). 7915 Капищами назывались собственно языческие храмы, где стояли идолы. Но так как язычники любили строить их в тенистых рощах и лесах, то здесь ближайшим образом разумеются эти священные рощи. 7918 Рубища закона – ветхозаветный закон, изветшавший с пришествием Христа, т.е. утративший прежнее значение. 7919 Иго письмен – т.е. постановления и предписания закона Моисеева, представлявшие из себя тяжелое иго для человека, в особенности потому, что закон не давал ему никаких благодатных сил для исполнения их, подобно тому как, например, такие силы подаются в христианстве ( 2Пет.1:3 ), называемом посему, игом благим и бременем легким ( Мф. 11:30 ). При такой тяжести ига писанного закона, он, однако, не давал человеку радостного сознания спасения чрез него, не удовлетворял духовного глада человека (почему далее и говорится о гладе писмени). 7920 Разумеются ветхозаветные прообразы, с большею или меньшею ясностью указывавшие на Христа, наприм., принесение Авраамом Исаака в жертву, явление Моисею неопалимой купины, пасхальный агнец, столп облачный и огненный, манна, прозябший жезл Аарона, медный змий, трехдневное пребывание прор. Ионы во чреве китовом и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

- Послание патриархов восточно-кафолическия Церкви о Православной вере 1723 г. - Электронный ресурс: http://www.sedmitza.ru/text/443634.html Работа издана под псевдонимом: Павлович А . Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1898, с. 8, 68-69. Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели. - М., 1999, сс. 53-54. Таким образом, некоторые современные апологеты, после прекращения эпохи гонений и духовного рабства нападающие на «мирскую науку», вместо того, чтобы использовать ее во благо Церкви, там где это уместно, поступают крайне неразумно! Василий Великий, святитель . Беседы на Шестоднев. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, с. 137. «Я же червь есть, а не человек. Червь, а не человек: поистине человек есть червь; но тот Червь, а не человек. Отчего же не человек? Потому что Бог. Чего ради так себя смиряет, что говорит «Червь»? Не потому ли, что червь из плоти без соития рождается, как Христос от Марии Девы? И червь и, однако, не человек. Почему червь? Потому что смертный, потому что из плоти рожден, потому что без соития рожден. Почему не человек? Потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово». - Августин. Толкования на Псалмы, 174 - Беседа II, 168(I). Электронное издание: PL, T. 36. (PLD - version 5.06 © 1993-1996). Ср. с гимном преподобного Ефрема Сирина: « Духом червю уподоблен (Пс. 21:7),//Он, как безмужно рожденный.//Ныне понятен стал образ,//Святым Духом изображенный ». - Ефрем Сирин, преп . Гимны (Мадраша) на Рождество. (Перевод с сирийского и вступительная статья прот. Л. Грилихеса).//Богословский вестник, издаваемый МДАиС. - Сергиев Посад., 2006. - 5-6. - С. 21. « ... семя присуще как травам и деревьям, так и животным, впрочем, не всем. Ибо наблюдением дознано, что некоторые из них рождаются из воды и земли так, что у них нет пола, а потому семя их заключается не в них самих, а в тех стихиях, из коих они происходят. Ибо многие из них являются или от повреждения живых тел, или от нечистоты, испарений и разрушения трупов, иные - от гниения дерев, а другие - от порчи плодов... ». Августин, блаженный . О книги Бытия, буквально, в 12 книгах: Книги I-IV//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Книга 20) - Киев, 1893, с. 234, 236.

http://bogoslov.ru/article/565396

2, 8), и полагая за нас душу Свою, научил нас, говоря: да любите друг друга, якоже возлюбих вы… и о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 34–35). Если не хочешь хромать, возьми жезл креста, и утверди им руки твои, и умрешь всему, и не будешь хромать более; ибо мертвый никогда не хромает. И если имеешь жезл сей, не имеешь нужды в привратнике: сим жезлом отгонишь не только псов, но и начальника зверей — рыкающего льва. И Иаков сказал: с жезлом бо сим преидох Иордан (Быт. 32, 10), и еще: поклонися на верх жезла его (Евр. 11, 21). И Моисей жезлом делал чудеса (см. Исх. 7, 9); кто пригвождается к сему кресту, тот совершенно исцеляется от текущей мокроты; ибо умерший умирает греху. Чего можно ожидать после сего? — Одного только тридневного воскресения: довольно для распинаемого воскреснуть со Иисусом. О седмилетии (скажу): — будут различные скорби и смятения. А под именованием гор, о которых ты упомянул, надобно разуметь Святую Марию Богородицу и прочих святых, которые будут жить в те времена и которые твердо сохраняют печать Сына Божия; ибо Он спасает многих, их ради. Тому слава во веки, аминь. 153. (Вопрос) того же, подобный (предыдущим). Троица нераздельная, не разлучайся от нас: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8, 3). Добрый отец мой! Ты, как истинный ученик истинного Врача, дал мне врачевания и предохранительные средства. Но уже и первое прижигание проникло насквозь мое сердце, и я не могу терпеть боли. Ты написал мне, чтобы петь: аз есмь червь, а не человек (Пс. 21, 7), и действительно я пою, и поклоняюсь, и славословлю, и превозношу вовеки, но не дерзаю сказать, что я червь, а не человек, ибо я человек, уязвленный тленным червем. Какая же сила сего Червя Нетленного? Сей (так назвавший Себя в смирении) Червь пришел меня ради, да избавит меня от червя тленного, растлившего род человеческий. А как тленный этот червь, тлящий и тлеющий, входит в язвы и производит гниение и смрад, то и пришел Оный Нетленный Червь, о Котором сказано: червь есмь, а не человек (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   И снится мне Батюшка: такой молодой, во всем белом; келия такая богатая, вся сияет. От страха я проснулась. Потом закрыла глаза и опять вижу то же самое. И проснулась. И думаю себе, чего же я просыпаюсь и не нагляжусь на Батюшку, и не поговорю с ним.    Опять снится та же красота. Батюшка будто позвал меня и еще двух сестер. Мы взяли благословение, а он и говорит: «Любить нужно всех. Любовь — великое дело. Никого не обижать и за зло платить добром. А мысли -это ветер». Я проснулась и была утешена».    Пришла женщина к Батюшке и жалуется, что сильно ее томит дух уныния, что не спасется. А Батюшка утешил ее, сказавши: «Чего ты не спасешься. Ты записана в «книге жизни " " .    А другая, стоявшая рядом, спросила, что ей делать, чтобы быть записанной. Батюшка ответил: «Нужно читать молитву Иоанна Златоустого «Господи, не лиши мя небесных Твоих благ» и т. д. ежедневно утром и вечером и ходить в церковь, и Господь спасет,    если будешь умом беседовать с Ним». И они ушли утешенные.    Одна мать пришла к Батюшке пожаловаться, что долго ничего нет от сына. Батюшка говорит, что не успеешь прийти домой, как письмо получишь. «Да знай, что материнская молитва ни в огне не сгорает, нив воде не тонет».    И она шла улицей, а ей почтальон отдал письмо. Так исполнилось предсказание старца.    Один мужчина отрезал кусочек облачения свят. Феодосия. Когда пришел он домой, то это его сильно мучило, и он бросил этот кусочек в колодец. А когда исповедовался у Батюшки, то все грехи исповедал, а этот забыл, а Батюшка прозрел этот грех и сказал каяться. Он каялся и стал глубоко верующим человеком, поражался прозорливости старца.    Батюшка говорил, что священнослужители станут сокращать службы, вначале псалтырь, а потом часы. Господь не потерпит, да как шарахнет, как колокольня в высоту, так будут вниз падать. И от страха многие призовут имя Господне и по вере спасутся.    Одна женщина отрезала кусочек тела от мощей свят. Феодосия. У нее появились раны по телу, а врачи ничего не могли сделать. Все тело было покрыто гноем. Привели ее к Батюшке, а он спрашивает: «А куда ты девала тот кусочек тела от мощей свят. Феодосия, который отрезала?» Она сказала, что бросила в колодец. «Так вот, если поймаешь тот кусочек, выздоровеешь, а если нет, то умрешь». И она умерла, как в наказание за грех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

А другая, стоявшая рядом, спросила, что ей делать, чтобы быть записанной. Батюшка ответил: «Нужно читать молитву Иоанна Златоустог о «Господи, не лиши мя небесных Твоих благ» и т. д. ежедневно утром и вечером, и ходить в церковь , и Господь спасет, если будешь умом беседовать с Ним». И они ушли утешены. Одна мать пришла к батюшке пожаловаться, что долго ничего нет от сына. Батюшка говорит, что не успеешь прийти домой, как получишь письмо. «Да знай, что материнская молитва ни в огне не сгорает, ни в воде не тонет». И она шла улицей, а ей почтальон отдал письмо. Так исполнилось предсказание старца. Один мужчина отрезал кусочек облачения свт. Феодосия, когда его вывозили из Петрограда. Когда пришел он домой, то его сильно мучило, он бросил этот кусочек в колодец. A когда исповедовался у батюшки, то все грехи исповедовал, а этот забыл, а батюшка прозрел этот грех и сказал каяться. Он каялся и стал глубоко верующим человеком, поражаясь прозорливости старца. Батюшка говорил, что священнослужители станут сокращать службы, вначале Псалтирь, a потом часы. Господь не потерпит, да как шарахнет, как колокольня в высоту, так будут вниз падать. И от страха многие призовут имя Господне и по вере спасутся. Одна женщина отрезала кусочек тела от мощей свт. Феодосия. У нее пошли раны по телу, а врачи ничего не могли сделать. Все тело было покрыто гноем. Привели ее к батюшке, а он спрашивает: «А куда ты девала тот кусочек тела от мощей свт. Феодосия, который отрезала». Она сказала, что бросила в колодец. «Так вот, если поймаешь тот кусочек, выздоровеешь, а если нет, то умрешь». И она умерла, как в наказание за грех. Мать одного священника, еще будучи девушкой, пришла к батюшке за благословением идти в монастырь, так как многие ее сверстницы получили благословение на это, а батюшка посмотрел на нее, да и говорит: «Ты иди замуж». Она стала возражать и не соглашаться, а батюшка ответил: «А кто ж будет рожать батюшек и архиереев?» Предсказание исполнилось, у нее родился сын, сейчас он протоиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

Опять снится та же красота. Батюшка будто позвал меня и еще двух сестер. Мы взяли благословение, а он и говорит: «Любить нужно всех. Любовь — великое дело. Никого не обижать и за зло платить добром. А мысли -это ветер». Я проснулась и была утешена». Пришла женщина к Батюшке и жалуется, что сильно ее томит дух уныния, что не спасется. А Батюшка утешил ее, сказавши: «Чего ты не спасешься. Ты записана в «книге жизни " " . А другая, стоявшая рядом, спросила, что ей делать, чтобы быть записанной. Батюшка ответил: «Нужно читать молитву Иоанна Златоустого «Господи, не лиши мя небесных Твоих благ» и т. д. ежедневно утром и вечером и ходить в церковь, и Господь спасет, если будешь умом беседовать с Ним». И они ушли утешенные. Одна мать пришла к Батюшке пожаловаться, что долго ничего нет от сына. Батюшка говорит, что не успеешь прийти домой, как письмо получишь. «Да знай, что материнская молитва ни в огне не сгорает, нив воде не тонет». И она шла улицей, а ей почтальон отдал письмо. Так исполнилось предсказание старца. Один мужчина отрезал кусочек облачения свят. Феодосия. Когда пришел он домой, то это его сильно мучило, и он бросил этот кусочек в колодец. А когда исповедовался у Батюшки, то все грехи исповедал, а этот забыл, а Батюшка прозрел этот грех и сказал каяться. Он каялся и стал глубоко верующим человеком, поражался прозорливости старца. Батюшка говорил, что священнослужители станут сокращать службы, вначале псалтырь, а потом часы. Господь не потерпит, да как шарахнет, как колокольня в высоту, так будут вниз падать. И от страха многие призовут имя Господне и по вере спасутся. Одна женщина отрезала кусочек тела от мощей свят. Феодосия. У нее появились раны по телу, а врачи ничего не могли сделать. Все тело было покрыто гноем. Привели ее к Батюшке, а он спрашивает: «А куда ты девала тот кусочек тела от мощей свят. Феодосия, который отрезала?» Она сказала, что бросила в колодец. «Так вот, если поймаешь тот кусочек, выздоровеешь, а если нет, то умрешь». И она умерла, как в наказание за грех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

А другая, стоявшая рядом, спросила, что ей делать, чтобы быть записанной. Батюшка ответил: «Нужно читать молитву Иоанна Златоустог о «Господи, не лиши мя небесных Твоих благ и так далее» ежедневно утром и вечером и ходить в церковь , и Господь спасет, если будешь умом беседовать с Ним». И они ушли утешенные. Одна мать пришла к батюшке пожаловаться, что долго ничего нет от сына. Батюшка говорит, что не успеешь прийти домой, как письмо получишь. «Да знай, что материнская молитва ни в огне не сгорает, ни в воде не тонет». И она шла улицей, а ей почтальон отдал письмо. Так исполнилось предсказание старца. Один мужчина отрезал кусочек облачения святителя Феодосия. Когда пришел он домой, то это его сильно мучило, и он бросил этот кусочек в колодец. А когда исповедовался у батюшки, то все грехи исповедал, а этот забыл, а батюшка прозрел этот грех и сказал каяться. Он каялся и стал глубоко верующим человеком, поражался прозорливости старца. Батюшка говорил, что священнослужители станут сокращать службы, вначале Псалтирь, а потом Часы. Господь не потерпит, да как шарахнет, как колокольня в высоту, так будут вниз падать. И от страха многие призовут имя Господне и по вере спасутся. Одна женщина отрезала кусочек тела от мощей святителя Феодосия. У нее появились раны по телу, а врачи ничего не могли сделать. Все тело было покрыто гноем. Привели ее к батюшке, а он спрашивает: «А куда ты девала тот кусочек тела от мощей святителя Феодосия, который отрезала?» Она сказала, что бросила в колодец. «Так вот, если поймаешь тот кусочек, выздоровеешь, а если нет, то умрешь». И она умерла, как в наказание за грех. Мать одного священника, еще будучи девушкой, пришла к батюшке за благословением в монастырь, так как ее многие сверстницы получили благословение на это, а батюшка посмотрел на нее, да и говорит: «Ты иди замуж». Она стала возражать и не соглашаться, а батюшка ответил: «А кто же будет рожать батюшек и архиереев?» Предсказание исполнилось, у нее родился сын, сейчас он протоиерей. У батюшки была сильнейшая любовь ко всем, за что Господь одарил его даром сердечной молитвы, прозорливости и даром исцелений.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Я на греческом языке не разговариваю, а искать толкования отцов на Мф.25:46 глупо, т.к. при переводе с греческого -- если отцы применят слово « κολασιν», оно опять будет переведено на русский язык -- «мучение». Мне бы самому очень хотелось услышать размышления на эту тему владеющих греческим языком, например от протоиерея Павла Великанова или Андрея Десницкого. Александр Жабенко 11 сентября 2013г. 13:31 Виталий, есть место " где червь их не кончается и не гаснет огонь " ... ( Марка ).  Если для Вас червь и нескончаемый огонь, геенна огненная, не мучение, тогда с Вами " тяжело " будет спорить. Для примера употребления слова " червь " -- смотрите на смерть Ирода, замучившего ап. Иакова ( Деяния 12 ), когда он превознесся. Была ли эта смерть наказанием? Да, была.  Виталий Мигузов, Воронеж 12 сентября 2013г. 12:40 Александр, я ни в коем случае не утверждаю, что наказание не содержит мучения. Червь и нескончаемый огонь, геенна огненная, несомненно, являются страшным мучением. Но окончанием их будет для кого-то смерть вечная, а для кого-то жизнь вечная. Поэтому и возможна «смерть бессмертной души» (выражение свт. Григория Паламы). Согласитесь, что черви не едят тело Ирода и сейчас. Тело больше его не мучается, оно превратилось в прах. Смерть это следствие страшных мучений. Смерть – завершает наказание. Мучения предваряют смерть и, следовательно, конечны . Указанные Вами слова это цитирование Ис. 66:24. «…червь их  не кончается  и  не гаснет  огонь» - это не указание на бесконечность мучений, а указание на их место – геенну. Образом геенны была долина Бен-Хинном ( " сыновей Энномовых " ) , место которое было проклято из-за приношения в нем языческих жертв – детей сыновей Энномовых (Иер 7:31). Царь Иосия (VII в. до н. э.) уничтожил языческие жертвенники долины Хинном; место было проклято и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов , и там постоянно горели и тлели огни, зажженные с целью уменьшить заразу и зловоние. Этот образ был понятен каждому слушателю Христа.

http://bogoslov.ru/article/3415902

Спаситель как бы исповедуется Богу: Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (7). Какие сильные, мощные слова! Я червь, а не человек, поношение и унижение людей. Господь выражает крайнюю уничижённость, самоотвержение. И этим исповеданием опять приобщает Себя к человеческой природе. Бог определил удел падшего человечества: земля есть – и в землю отойдёшь (см. Быт.3:19 ). Такой итог получают все, отпавшие от Бога: смерть, могила, червь, тление. По Божественному смирению и снисхождению Христос приравнивает Себя к нам: Аз есмь червь, а не человек. Произносит эти слова за нас, взывая о нашем спасении. Пророк Исаия говорил: «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом» ( Ис.53:3–4 ). Апостол Павел писал: Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Он «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест», пренебрегая даже посрамлением, – и воссел одесную Отца (см. Евр.12:2 ). Подвиг Спасителя – в крайнем самоотвержении, чтобы полностью истребить грех. И только ради этого Он принимает славу воскресения. Все видящий мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его (8–9). Все видящие меня унижали меня и ругали, говорили устами, кивали головой: уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасёт его, если он угоден Ему. Евангелие свидетельствует: именно так вели себя люди на Голгофе. Они износили из своих сердец неверие в Господа, желание отягчить Его Крест, страдания, поругание: «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: ...если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти... уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему». «Так же и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» ( Мф.27:39–43, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010