Не за совесть, а за страх Особый вопрос – терпение в семье. Здесь следует разделять совместный труд по строительству брака и ложное понимание того, что необходимо терпеть все, что нам не нравится, но чему мы не можем противостоять. Если мы испытываем мучительный дискомфорт от того, что терпим, то это явно превосходит наши силы. Можно терпимо относиться к проявлениям характера другого человека, его привычкам или поведению, уважая его право на личные границы. Но нельзя терпеть, если другой человек грубо вторгается в ваше личное пространство, игнорируя ваши чувства. Именно это понимание станет основой для характеристики «правильного» и «неправильного» терпения в семейной жизни. Важно уметь терпеть не только другого человека, но и себя. Это означает необходимость понять для себя те вещи, с которыми ты не можешь мириться, чтобы не случился грех больший, чем отсутствие терпения. Когда мы долго терпим, мы изнашиваемся. В итоге, когда чаша терпения переполнена, мы неожиданно изливаем свой «праведный» гнев на близких людей. И не всегда на тех, от кого мы терпим. Часто женщины, много терпящие от мужа, срываются на детях. Но самое главное – порой виновник наших нечеловеческих усилий даже не догадывается об этом титаническом труде. И в нем, возможно, и нет такой необходимости – достаточно просто сказать, что нас задевает какое-то поведение или что нам нужна помощь. Любой человек интуитивно прощупывает наши границы и может воспользоваться отсутствием защиты. Иногда это делается специально, иногда неосознанно. Бывает достаточно одного разговора, для того чтобы другой человек это понял и скорректировал свое поведение. Длительное «неправильное» терпение истощает нервы. Нужно понимать, что за таким терпением, как правило, скрывается страх. Мы боимся себя, боимся сделать ошибку, боимся последствий наших поступков. Но даже если предположить, что открытое обсуждение проблемы может принести вред – он все равно будет меньше, чем вред от накопленного гнева или изношенного здоровья. Хорошо жить одним днем, но нашим близким мы будем нужны и завтра. Человек, который долго терпит сверх своих сил, рано или поздно окажется пациентом даже не психолога, а психиатра. Смысл семьи в том и заключается, что мы – вместе, и каждый может рассчитывать на защиту и поддержку в равной степени.

http://pravmir.ru/plyit-po-terpeniyu/

Вторая добрая весть: речь зашла об нашем обществе, 2199 и министр вынул из портфеля копию с постановления Комитета министерства, которым в конце июля утверждено наше общество с двумя условиями: 1) чтоб общество открылось тогда, когда они соберут 25 000 рублей, 2200 2) чтоб на издание журнала было испрошено разрешение М(инистерст)ва просвещения. 2201 (...) Публикуется впервые по автографу: РГБ. Ф. 332. К. 61. 2. Л. 3–4. Как «издавать журнал дельный и занимательный» (Докладная записка Н. П. Гилярова-Платонова А. В. Головнину о «Журнале Министерства народного просвещения»). Публикация Д. А. Федорова 11 августа 1862 г. Высочайшим приказом по Министерству народного просвещения Гиляров был уволен от должности цензора и назначен чиновником особых поручений V класса при министре народного просвещения. Мотивы этого служебного перемещения сам Гиляров отлично сознавал – в письме к гр. А. Д. Блудовой от 1 августа 1862 г. он их сформулировал так: «...неприлично быть цензором человеку, находящемуся в дружеских отношениях с редакторами и участвующему в литературе». 2202 Чаша начальственного терпения переполнилась, поскольку Гиляров, являясь в течение семи лет правительственным чиновником, тем не менее с каждым годом все более расширял для себя область свободы от обязательных ведомственных инструкций и вел себя все более независимо и демократично, нарушая таким образом неписаный кодекс, предписывавший конфронтацию между литераторами и представителями надзирательных органов с их придирчивой бдительностью и перестраховкой. 2203 Министр народного просвещения А. В. Головнин, по-видимому лично не симпатизировавший своему подчиненному, тем не менее не мог не ценить его знаний и способностей. 14 августа 1862 г. Гиляров получил поручение составить историю Министерства народного просвещения, а 7 февраля 1863 г. он был назначен в Комиссию по пересмотру проекта Устава о книгопечатании и вплоть до 18 мая принимал участие в её заседаниях в Петербурге. Это последнее поручение сыграло роковую роль: в октябре 1872 г., в письме к А. С. Суворину, Гиляров вспоминал:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Но Господь чудно исцелил его. Спустя несколько времени решено было отправить Климента в Рим, где он снова был подвергнут истязанию и тюремному заключению. Но Богу угодно было совершить над ним чудесные исцеления, между тем, народ, пораженный подвигами мученика и славой Божиих чудес на нем, во множестве обращался к Богу христианскому. Многие из обращенных приняли мученическую смерть. Из Рима Климент послан был в Никомидию, где предан он был мучениям вместе с новокрещеным учеником своим Агафангелом; по­том снова подвергли его мучениям в отечественном его городе Анкире; в Тарсе протомился он многие годы в темнице. Но никогда не изнемогал он душой; он как бы освоился со страданием, он желал даже страдать все больше и больше, видя, как через страдания его умножается число христиан; чувствуя, как дивно Сам Господь поддерживает его в стра­даниях, на изобретение которых для него, казалось, изощрилась, но все еще не утолилась злоба людская. По воцарении императора Максимина темничные смотрители на­помнили городскому начальству о давнишних узниках – Клименте и Агафангеле. «Что делать с этими узниками? – спрашивали они. – Много лет были они мучимы от разных властителей, но все живы и здо­ровы, и мы думаем, что не бессмертны ли уже они?» По приказанию Максимина святой Климент был отправлен на ро­дину в город Анкиру. Правитель здешний Лукий велел отвести его в темницу и там ежедневно мучить его до смерти. В течение двух меся­цев ежедневно били его по лицу и по голове острой суковатой палкой, наносили ему по 150 ударов; весь пол темницы был залит кровью. Сами мучители удивлялись его непоколебимому терпению. От одиннадцати мучителей пострадал таким образом святой Кли­мент в продолжение 28-летних насильственных странствований его из города в город, из страны в страну. Наконец, преисполнилась вож­деленная чаша страданий, завещанная сыну христолюбивой матерью. Однажды святой Климент, воспользовавшись приездом нового правителя города, в ночь на день Богоявления вышел из темницы и до 23-го января оставался среди своей паствы, совершая Божественную службу и наставляя паству, которой в это время предсказал и о при­ближении своей смерти, и о прекращении гонений, и о торжестве хри­стианства при благочестивом царе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

иеромонах Митрофан (Волкодав) Скачать epub pdf Глава I. Общее очертание монашеской жизни Не любите мира, ни, яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. И мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки. ( 1Ин. 2, 15; 17 ) Монашество – это особый, иной образ жизни, поэтому в славянском языке он называется также иночеством. Греческое слово monakhos означает одинокий, единственный, уединенно живущий. Уединенная жизнь помогает монахам приобрести единство с Богом. Они претерпевают труды и подвиги, чтобы благоугодить Богу, очистить себя от всякой скверны плоти и духа, стяжать смирение и любовь. «Чистым и добродетельным житием и благими нравы» монах сподобляется примирения с Богом, становится храмом Святого Духа и достигает Царства Небесного. Это и есть спасение всякого человека и цель «жительствующих по Бозе». Главный ориентир, на который необходимо смотреть, чтобы не уклониться с правильного пути, – чистота сердца. «Сего убо ради намерения и мы вся содеваем, сего ради вся презираем, и отечество, и род, и богатство, и весь мир…» Если же кто-либо забывает про этот ориентир, тогда ходит как во тьме, спотыкаясь и заблуждаясь. Так бывает потому, что совершенство следует не сразу же за отречением от мирских вещей, но только после того, как человек изгонит из себя злые страсти гордости, гнева, зломыслия и другие, приобретет же любовь и чистоту сердца. Ради приобретения любви и чистоты сердца необходимы посты, презрение богатства, бдение, чтение и молитва . Истинного монашества и нравственного совершенства не может быть без следующих добродетелей: поста, воздержания, бодрствования, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача о грехах и смирения. Когда же появляются первые плоды духовной жизни, инок радуется о душевном бесстрастии и слезах умиления больше, чем царь о своей власти и славе царства. Царство земное временно, а радость блаженного бесстрастия переходит в жизнь вечную, и ее никто не отнимет. Как колесо, только немного касаясь земли, почти всецело находится в воздухе, так и монах, горящий любовью к Богу, лишь немного, по нужде естества, приближаясь к мирским вещам, мысленно пребывает в мире духовном. Для него «…трапеза видение сущих, питие же, чаша премудрости, и покой есть Бог». Кто добровольно употребляет труды добродетелей и бывает усерден в подвигах, тот получает от Бога духовные дары и по мере преуспевания в иноческой жизни бывает благообразен, «световиден и премудр». В середине духовного пути ко спасению монах сподобляется Божественных откровений и видений, а кто восходит выше, тому предстоит жестокая брань с духами злобы, ибо они не терпят, когда человек уподобляется ангелам. Святые отцы часто повторяют, что избежать сетей демонов может только смиренный. Они описывают путь монашеской жизни в виде различных ступеней, по которым необходимо неленостно подниматься, никогда не останавливаться на месте и всегда иметь в памяти свою цель и ориентир, о которых сказано выше. 1. Отречение от мира

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Так в этих прискорбностях, которые могут и пользу принести и вред, о чём помолимся, яко же подобает, не вемы: и, однако же, так как они чувствительны и тяжелы, то, по общечеловеческой немощи, молимся, да взяты будут они от нас. Но при этом должны мы по крайней мере ту являть благопокорливость Господу Богу нашему, чтоб, если он не возьмёт их от нас, не думать, что презрена молитва наша, но паче облекаться в благодушное терпение зол в чаянии больших за то благ: ибо сим образом сила Божия в немощи совершается. Некоторым, впрочем, нетерпеливым Господь Бог уступал то, о чём просили, в гневе, как, напротив, апостолу отказал в благоволении. Так читаем в книге Числ. (гл.11), чего просили и как получили Израильтяне, но, когда насытилось похотение их, последовало тяжкое наказание нетерпеливости. Дал Он и царя просящим по сердцу их, а не по сердцу своему, как написано ( 1Цар.8:5–7 ). Дал Он даже то, что диавол просил, для прославления испытанного раба своего( Иов.1:12, 2:6 ). Услышал Он и нечистых духов, когда, по прошению их, послал в свиней целый их легион ( Лк.8:32 ). Это написано, чтоб никто не считал себя за нечто великое, когда услышан бывает: потому что, может быть, испросил в нетерпеливости своей то, чего не испросить было бы гораздо полезнее; а если не будет услышан, чтоб не падал духом и не отчаивался в Божием к себе милосердии: ибо, может быть, он испрашивал того, что получив, подвергся бы горьким страданиям, или бы совсем разорился и сделался несчастным. Вот в каких случаях о чесом помолимся, якоже подобает не вемы. Посему если случится что, противное прошениям нашим, терпеливо должно сносить то и о всём благодарить, в том убеждены, что несомненно спасительнее для нас, да будет во всём воля Божия, а не наша. Ибо и такого рода пример преподал нам Ходатай наш, когда сказал: «Отче, аще возможно, да мимо идет от Мене чаша сия», а потом, волю свою человеческую воле Отчей подчиняя, прибавил: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф.26:39 ). Отсюда – «послушанием единаго праведни быша мнози» ( Рим.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Не будем же, слушатели-христиане, скорбеть и сетовать, унывать и малодушествовать и мы, когда рукою Провидения, по премудрым и праведным судьбам Его, чрез ближних и присных наших и нередко даже дорогих и любезных нам, подносится к устам нашим чаша, растворенная желчию и оцтом – неминуемыми скорбями и бедствиями, добре ведяще, яко недостойны суть страсти нынешнего века к хотящей славе явитися в нас. А наипаче вы, возлюбленные о Господе сестры, должны в подобных случаях всемерно блюсти и хранить себя не только от слова и дела ропотливого и малодушного, но и от помыслов, втайне дух ваш досадою и огорчением смущающих и волнующих: ибо для чего вы собрались в сию св. обитель? Конечно не на радости земные, за порогом ея вами оставленные, не на утешения света, добровольно вами покинутого, не для удовлетворения страстей и прихотей ума своевольного и плоти неистовствующей, для которых нет здесь ни места, ни времени; а для чего? – для того, чтобы вы, по выражению св. Церкви, в юг, т. е. в охранительных стенах обители и в тесных своих келлиях, среди разных недостатков и лишений, никем и ничем не развлекаемые, изобильно сеяли на нивах сердец своих скорби постные со слезами и молитвами, да в свое время радостию пожнете рукояти присноживотия; для того, чтобы в кротости и терпении смиренномудрого духа, в послушании и безмолвии благодушно и безропотно содевали свое спасение. Для того вы свергли с себя пред лицем Божиим, с обетом клятвенным, одежды светлые, дабы печаль, яже по Бозе, в сердцах и душах ваших живущая и действующая, при взгляде на сии одежды, непрестанно возбуждалась, умножалась и поддерживалась в покаяние нераскаянно ( 2Кор. 7:10 ). Не умедлите убо, возлюбленные, увещаем вас словами премудрого, и не обленитесь воздати обет Господеви, его же обещали есте устами своими, да не прогневается Бог о гласе вашем и растлит творения рук ваших ( Еккл. 5, 3–5 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Результат был печальный, но он все-таки доставил немалую радость врагам гермесианства, так как, с выходом такого большего числа студентов богословия, в сущности, опустел весь богословский факультет боннского университета, – а этого только и добивалась иезуитская партия, видя в этом факультете опасный для нее очаг вольномыслия. Однако дело приняло столь неприятный оборот, и общественное возбуждение было настолько сильно, что правительство нашло нужным вмешаться в него и сделать еще раз попытку уладить затруднение через соглашение с архиепископом. Но теперь было уже поздно. Архиепископ не хотел уже входить ни в какие компромиссы и стоял на своем. Отношения его к правительству сделались вполне враждебными. Этому содействовал еще сильно обострившийся вопрос о смешанных браках, в котором архиепископ не хотел знать никаких требований правительства и, с непреклонностью верного слуги Рима, действовал в интересах последнего. Так как улаживание вопроса о смешанных браках для правительства было особенно важно, потому что с ним связывались существенные государственные интересы в поддержании перевеса протестантства, как главной духовной и народной стихии в Пруссии, то оно, в видах склонить архиепископа к своему взгляду на этот вопрос, даже обещало ему помочь подавить гермесианцев. Но и это не помогло. Клеменс-Август все надменнее отвергал всякие предложения со стороны правительства, прямо объявляя, что оп повинуется только своему верховному главе – папе и следует его велениям. Тогда правительству ничего не оставалось более, как принять репрессивные меры. Оно предложило архиепископу выйти в отставку, обещая ему пенсию в 12.000 талеров, но он высокомерно отверг это предложение, сказав, что «лучше будет жить милостыней от верных, наподобие древних епископов, и все-таки будет исполнять свой долг». Этим чаша терпения правительства была переполнена, и 15 ноября был издан приказ – арестовать архиепископа Клеменса-Августа, который под конвоем драгун и был препровожден в крепость Минден. Такой катастрофой закончилась борьба, возникшая по поводу гермесианства между духовной и светской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

24, 16). И еще надобно вникнуть и в то, что многократно Бог через Божественное Писание говорил о рабах Своих (одно), а с ними, по-видимому, случалось противное. Так, Бог сказал: прославляющая Мя прославлю (1 Цар. 2, 30), а мы видим, что некоторые из святых до самой кончины пребывали во многих озлоблениях и скорбях. Можем ли же сказать, что Бог не прославил их? Поистине и весьма прославил; но не видящие сердечными очами не видят их славы. За таковое терпение был прославлен Иов, хотя друзьям его, смотревшим на него очами человеческими, и казалось, что он заслуженно терпит; впоследствии же он услышал от Божественного гласа: мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив (Иов. 40, 3). И убогий Лазарь, лежа у ворот богатого, в великом презрении и болезни телесной, весьма прославил Бога терпением. Мы сказали, что Бог прославляющих Его прославляет; с Лазарем же, как видится, случилось совершенно противное; потому что он пребывал во многих скорбях до самой смерти; но впоследствии открылось, как прославил его Бог, упокоив в недрах Авраама. Что же скажем о святом Павле, который сподобился зрения Самого Сына Божия и слышал Его Божественный глас, о котором засвидетельствовал Бог, что он будет сосуд избран (Деян. 9, 15), который восхищен бысть на небеса и слыша Божественный Его глас и неизреченны глаголы (2 Кор. 12, 4), каких не слышал никто другой. Но и такой человек был дважды спущен в окно в корзине (см. 2 Кор. 11, 32). Разве это не казалось достойным соблазна для неверных и безрассудных? Хотя сам Павел и был сподоблен Божественной благодати, но то было для испытания многих: сохранят ли они ту же веру к апостолу. Так бывает и с прочими святыми для пользы приходящих к ним. Да и что говорить о людях, когда Сам Спаситель молился, говоря: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф. 26, 39); а апостолы, слыша сие, соблазнялись, не зная, что сие совершалось промыслительно к пользе всего рода человеческого? Точно также и здесь, когда случается не так, как мы ожидали, судя по ответу, — сие происходит не по причине немощи вопрошаемого или молящегося, но для испытания и укрепления веры приходящих: пребудут ли они до конца тверды в вере; пребывая же в ней, они смотрят на конец дела, — на славу Божию, в них проявляемую.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Таким образом, эта скорбь, которую он считал столь противною его целям и вредительною, бывает после сего для него жалом, возбуждающим искать Бога с большею теплотой и с большим рвением удаляться от всего того, что находит несообразным с волей Божиею. Коротко сказать - все скорби и мучения, какие претерпевает душа во время внутренних искушений и оскудения духовных утешений и сладостей, не другое что суть, как любовию Божиею устрояемое очистительное врачевство, коим очищает ее Бог, если она со смирением и терпением переносит их. И всеконечно они уготовляют таким терпеливым страдальцам венец, стяжеваемый только посредством их, и венец тем более славный, чем болезненнее бывают мучения сердца, претерпеваемые во время их. Из сего явствует, что не следует нам крайне смущать и мучить себя, как по причине других искушений внешних, находящих на нас, так и по причине сказанных искушений внутренних, как делают те, которые мало имеют опытности в этом отношении, и то, что происходит от Бога, почитают происходящим от диавола или от своих грехов и несовершенства своего; знамения любви Божией признают знамениями Его гнева, благодеяния и дары относят к бичам и ударам, наносимым по крайнему Его на них негодованию; все, что ни делали и ни делают, почитают излишним трудом, ничего не заслуживающим, и претерпеваемую ими потерю - не имеющею врачевства. Ибо если б они верили, что от таких искушений никакого не бывает ущерба в стяжании добродетели, а напротив, великое их приращение, когда душа принимает их со смирением и переносит с благодарностью, и если б верили, что они суть устроения любительного Божия к ним благоволения, то не смущались бы крайне и не теряли сердечного мира оттого, что подвергаются таким искушениям, испытывают неуместные и срамные помыслы и бывают сухи и хладны во время молитвы и других упражнений духовных. Но паче смиряли бы тогда души свои пред Богом и полагали в сердце своем решение во всяком деле исполнять волю Божию, так как сим только образом Бог желает быть угождаемым в мире сем, и всячески старались хранить себя мирными и покойными, принимая все случающееся как от руки Небесного Отца, от которой исходит и эта горькая чаша, которую они испивают в настоящее время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1824...

Приходится только пожалеть об этом – и не только потому, как отмечает советский исследователь Семенников, что «одна строка переписки разрушает многие вопросы, которым посвящены десятки страниц протоколов Сл. Комиссии». Как мог убедиться читатель из нашего изложения, «кощунственно» опубликованная переписка является лучшей реабилитацией от возведенной на погибшую Царицу клеветы… Нарушение законов общественной морали, запрещающих касаться интимной переписки, в данном случае сыграло положительную роль. 113 Муравьев примыкал к кружку «безаглавцев», возглавляемому Кусковой и Прокоповичем, которые вновь примкнули в 17 г. к соц.-дем. меньшевикам – впрочем, для того только, чтобы вскоре быть исключенными из партии. Вступил ли формально в партию Муравьев – не знаю. 114 Комиссия на практике очень определенно выделяла тех, кто имел в то время либеральную репутацию или состоял в оппозиции к правительственной политике последнего времени и был как бы в немилости (напр. Джунковский, Коковцев). 115 Об этом говорит член комиссии Романов, ставший горячо молиться за «веру, Царя и отечество» в эмиграции. 116 Когда воспоминания пишутся без документов и справок, память слишком часто делает уклоны в сторону, желательную мемуаристу и далекую от действительности. Так подчас происходит и с мемуарами Завадского. Он рассказывает, как чаша терпения переполнилась желанием Муравьева снять, секретно от автора, копии с воспоминаний Вырубовой, которые она начала писать, освободившись от заключения, при участии жены доктора Манухина. От последней и узнал о воспоминаниях Муравьев. Завадский пришел в негодование, «лишний раз убедившись, как близки приемы реакционного и революционного правосудия», решил окончательно, что Муравьеву с ним «не по пути». Что-то, очевидно, было не так, ибо в момент оставления Завадским своего поста Вырубова не только не вышла из заключения, но даже не была еще переведена из Петропавловской крепости в арестный дом, где совершенно изменились условия тюремного заключения. В Петропавловской крепости Вырубова не могла писать воспоминаний при участии «жены доктора Манухина», которая, кстати сказать, отрицает самый факт своего участия в этой работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010