Для правильного перенесения скорбей необходимо иметь духовное назидание. Все святые и подвижники благочестия, близкие нам по времени, в своих наставлениях уделяют большое внимание терпению скорбей: запрещают вдаваться в скорби самочинно, не зависящее же от нас наставляют переносить с благодарением, учат терпению и смирению, утешают.    Важнейшей стороной пастырской деятельности о. Валентина всегда было утешение страждущих и всевозможная помощь им. В проповедях и частных наставлениях он также уделяет много внимания святоотеческому учению о крестоношении и постоянно учит правильному перенесению скорбей, учит безропотному терпению, преданию себя воле Божией:    «Мы, христиане, подражая Божией Матери, свою волю погрузим в волю Всевышнего и будем от Него ждать указаний и помощи на все доброе...»    «Отчего в Спасителе такое чудное спокойствие среди самых тяжких страданий? От всецелой преданности Его воле Бога Отца. Он страдал, Он молил как Человек, чтобы чаша страданий была пронесена мимо Него. Но наступила минута, которую Он завершил молитвой: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). После этого Спаситель уже не молился о мимонесении предопределенной Ему чаши страданий...    Господь показал этот образец, чтобы и мы искали спокойствия в совершенной преданности воле Божией. А потому Он требует от нас самоотвержения, говоря: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф.16:24). Он как бы говорит: “Кто хочет достигать предписанного в Евангелии совершенства, тот отрекись от своей воли и живи так, как Бог велит, потому что без воли Божией «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк.21:18). Не обращай внимания на приятное и неприятное для твоего самолюбия. Не надейся на сильных покровителей и не сердись на своих видимых врагов. Приятное даруется тебе, чтобы ты не унывал, а неприятное — чтобы ты не забывался. Сильные мира могут оказать тебе поддержку, если дозволит это Бог, а притеснители могут душить тебя, позорить, вредить, пока попустит им Бог. Возведи ум и сердце горе, к Богу, — сам поверишь, что решительно всем управляет Бог. Без воли Божией можно делать зло, но и самое зло ведет к тому, чтобы яснее и милее стало добро».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

И дым мучения их будет восходить во веки веков. Под дымом мучения разумеется или восходящее снизу вместе с плачем дыхание мучимых, или же дым, происходящий от огня, которым наказываются отпадшие. Из того, что дым восходит во веки веков, видим, что мучения грешных так же бесконечны, как вечно блаженство праведников. И не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. И не будут иметь покоя ни днём, ни ночью. О дне и ночи упоминает не потому, чтобы солнцем определялось течение будущего века, когда грешники не будут иметь покоя, но либо по настоящему обычаю будут измерять время днями и ночами, либо потому, что под «днём» разумеется вечная жизнь святых, а под «ночью» – мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразил в себе образ зверя и напечатлел в своём сердце его бесчестное имя как досточестное. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Здесь терпение святых. Нечестивые, говорит, подвергнутся в будущем веке вечным мучениям, а святые здесь, в веке скоропреходящем» претерпевшие и исполнившие заповеди Божии и сохранившие веру в Христа несокрушимо, возрадуются.   50. [О том, что пятой язвой омрачается звериное царство]   Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. Что чаша прольется на престол зверя, это означает, что гнев сей обрушится на царство Антихриста, как не освещенное солнцем правды. Кусание языка указывает на величие болезни, которой будут объяты прельщённые им, поражены посланными Богом язвами, чтобы, увидев ложь прославляемого ими как Бога, отвратились от обольщения. Но и в этом случае они обратятся не к покаянию, но к хуле. Если эти при наведении наказаний обратятся к хуле, то испытают то же и те, которые после будут поражаемы градом величиною с талант 669 . И лукавые бесы, пользуясь человеческими телами как орудиями, будучи поражаемы святыми, не перестают хулить наказывающих их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

...Я умоляю Вас, Ваше Преподобие, показать в это спасительное время совершенное терпение, полагаясь только на милость Божию, и придет тот день, когда Ваша душа получит богатое вознаграждение. Чтобы показать Вам ту пользу, о которой я сказал, приведу такой пример. Предположим, во время своего возвращения с Синая Вы увидели бы на египетском побережье множество христианских пленников, готовых к отправке в отдаленные края Африки, нагих и жаждущих, так что не только их жизнь, но и сохранение ими православной веры подвергалось бы опасности. И если бы Вы, Ваше благочестие, движимые человеколюбием и состраданием, отдали все свои деньги и все, что имели, для выкупа этих несчастных, то и тогда не принесли бы себе столько пользы, сколько уже должно было принести Вам терпение и славословие Господа. Я посылаю Вам мои смиренные мысли, чтобы немного утешить Вас, в надежде, что, как только поправится мое здоровье, я буду в состоянии лично посетить Вас, и тогда мы оба сможем получить утешение в духе. Вашего Преподобия ничтожнейший брат во Христе монах Даниил, иконописец. Катунаки. 17 сентября 1894 года». Как и все истинные монахи, старец-пустынник с Катунак в страннолюбии был неким малым Авраамом. Ведь страннолюбие – это тоже верный признак, «пульс», любящего сердца. Никто не мог уйти из скромной каливы без маленького угощения, хотя бы это была и простая чаша холодной воды. «Страннолюбия не забывайте» 111 , – всегда учил он своим примером. С юных лет старец Даниил проявлял чувство сострадания к своим ближним. Однажды, когда ему было еще 15 лет, во время семейной трапезы услышал он слова своего отца, произнесенные в раздумье: «Мы здесь пьем и едим, у нас все есть в изобилии. А сколько нищих и сирот нуждаются в пище!». Эти слова оставили неизгладимый след в душе юного Димитрия. С тех пор он положил за правило ограничивать себя в каких-то удовольствиях, чтобы помогать бедным. И до сего дня духовные чада старца и в этой области сохраняют заповедь, полученную от него в наследство. Его страннолюбие было плодом души, излучавшей любовь, сострадание и мир. И что это был за мир Божий! Он пропитывал все существо подвижника. Старец Даниил был блаженным, потому что был миротворцем 112 . Его озаренный внутренним светом облик, его ясные глаза, его уста, исполненные сладости, изливали «елей мира». И там, где этот елей проливался, он заставлял затягиваться болезненные раны, врачевал душевные язвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Доктор Алевтина Хориняк: Сейчас некогда больного лечить, надо выполнять программы и отправлять сведения 8 сентября, 2015. Тамара Амелина О неправедном суде, форуме ОНФ, дженериках и помощи Божией В прошлом году мы напряженно следили за делом Алевтины Хориняк — участкового терапевта из Красноярска, которую обвинили в подделке документов и в незаконном приобретении сильнодействующих веществ в составе организованной группы. И все из-за того, что доктор Хориняк выписала страдающему от рака инвалиду обезболивающее. Итогом длительного процесса стало полное оправдание врача, а ее дело прогремело на всю страну. Вчера мы встретились с Алевтиной Петровной на Форуме Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину!» и не смогли не задать несколько вопросов — о подробностях дела и его последствиях, российском здравоохранении и его проблемах, медицинском форуме и впечатлениях от него. —Алевтина Петровна, когда вы узнали, что обвинения сняты, что вы в этот момент почувствовали? —  Спасибо за этот вопрос. Я сейчас нахожусь в Москве и под сильным впечатлением от всего увиденного, как-то всё то уже отошло на задний план. Могу вспомнить, что было смешанное чувство – радости и огромного огорчения, почему простой человек может подвергнуться уголовному преследованию совершенно без основания? Хотя судебные органы говорят, что у нас такие плохие законы, мы ничего не можем сделать, мы обязаны судить. Я говорю, что это не законы плохие, просто вы не выполняете эти законы. Законы хорошие, законы защищают человека, но вы их игнорируете. Было огорчение, что потеряно три года и семь месяцев жизни, не было никакого покоя. Единственная благодарность, что внутри всегда меня Господь утешал. Даже не зная итога, в начале судебного процесса, я всегда говорила, что Бог еще Свое слово не сказал, но придет момент, и Он очень четко и резко скажет Своё слово. И так случилось. Слава Богу, что Господь побудил даже руководителей, сенаторов. Он побудил огромную массу журналистов, врачей. Три с половиной тысячи врачей России подписали манифест! Почему? Потому что эта ситуация была уже невыносимой. Не зря говорят, что количество переходит в качество. Все эти страдания, по-моему, получили одну результирующую, которая вылилась в этот процесс. И этот процесс переполнил чашу терпения врачей, которые в этой ситуации практически бесправны. Переполнилась чаша терпения больных, чьи права на снятие боли, на достойную жизнь при болезни, на достойный уход из этой жизни были нарушены.

http://pravmir.ru/doktor-alevtina-horiny...

Далее, посмотрим как на образец перенесения страданий на Божественного Учителя и Спасителя, присмотримся, как поступал Он в тяжелые минуты беспримерных, жестоких мук? Когда Он пред Своими страданиями взошел на Елеонскую гору помолиться и окинул при этом Своим умственным взором всё, что предстояло перенести Ему, то невыносимая скорбь, как чашу до краев, наполнила Его сердце. Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Он при этом ( Мф.26:38 ). И было от чего скорбеть. Слишком горька была та чаша, которую Ему нужно было выпить до дна, слишком велик был предстоящий Ему позор, который придумала для Него человеческая злоба. Это предательство Иуды, это отречение Петра, это ложное обвинение в богохульстве и в возмущении против начальства и властей, эти язвительные насмешки и поругание, это несправедливое осуждение на позорную казнь, – всё это не давало ли Ему права сказать с пророком: «О вы, мимо проходящие, посмотрите и скажите: есть ли на свете скорбь, подобная Моей скорби?» Но это еще не всё. Прибавьте к этому еще всю важность внешних и телесных страданий, эти побои, заушения, оплевания, бичевание, заключение в оковы, эту боль от тернового венца, изнеможение под тяжелым крестом, это трехчасовое висение на кресте под знойными лучами палящего солнца и эту, наконец, оставленность в такие минуты Богом – и вы получите полную картину мук Божественного Страдальца. Какая тяжелая, мрачная картина! И что же видим мы в Иисусе? – Невыразимое, всякий ум превосходящее терпение и кротость до последнего вздоха. Когда Его ложно и нагло обвиняют, Он молчит; когда наносят Ему удар по щеке, Он подставляет другую; предателя Своего называет другом, а Петра, отрекшегося от Него, дарит милостивым взглядом; за врагов Своих возносит теплую молитву, – словом, как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис.53:7 ). Сколько добродетелей в таких страданиях! Какой достоподражательный пример для верующих! И это подражание нередко мы видим там, где обитает в сердцах человеческих живая вера. Терпение и кротость украшают христианина, делая даже величайшие страдания для него не только легкими, но и сладостными. И таким образом страдают не одни только избранные подвижники, но и каждый истинный христианин, тогда как неверующие в тяжелые минуты жизни, не видя нигде поддержки и помощи, проклинают судьбу свою и впадают в отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Стр. 300 582. Иисус Христос образ дал нам для всякой добродетели, ибо ничего не делал для Себя, а для нас 15:3. «И Христос не Себе угоди». Поскольку Апостол дал правило особенной важности, предписав совершенному нисходить со степени своего совершенства для уврачевания немощи другого; то представляет в пример Христа. Так и всегда делает Павел. Когда рассуждает о милостыне, представил сей же пример: «весте благодать Господа, яко вас ради обнища, богат сый» ( 2Кор. 8:9 ). Когда увещевал к любви, убеждал тем же примером, сказав: «якоже и Христос возлюби нас» ( Еф. 5:25 ). Когда советовал терпеть стыд и бедствия, прибегнул к тому же примеру, говоря: «иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» ( Евр. 12:2 ). Так и здесь показывает, что Сам Христос поступал таким образом: «не Себе угоди» (св. Златоуст). Христос Спаситель ничего не делал для Себя, а все – для устроения нашего спасения. Только однажды Он выразил пред Отцем Своим, чего бы Ему хотелось для Себя, именно: «да мимо идет чаша сия», но тотчас же и отказался от сего: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты». Стр. 320 583. Терпение и утешение только от Бога 15:5. Бог потому есть Бог терпения и утешения, что и терпение, и утешение от Него исходят, и только в тех они являются в истинном виде и в истинной силе, кому сообщает их Бог. Стр. 326 584. Радость и мир суть неотлучные спутники веры, ибо она с Богом соединяет 15:13. Радость и мир суть неотлучные спутники веры, дающие себя ощутить верующему. Верующему грехи прощаются. Возьми сие в чувство, будешь чувствовать, будто гора свалилась с плеч. Как этому не радоваться? Верующий приемлется в милость Божию, в сыновство Богу и объемлется теплотой отеческой любви Божией. Приявший сие в чувство, как может не радоваться? Так с верой неразлучна радость; а с радостью и мир неразлучен: без мира и радости быть нельзя. Мир водворяется от осенения благодатию. Благодать, пришедши, подавляет ради самоотвержения все страсти и не дает им хода и силы. А когда страсти не в движении, тогда нечему возмущать мирного строя ни внутри, ни вне. Все тогда пребывает в естественном чине; а естественный чин есть мирное всего течение и устроение. Паче же мир оттого, что благодать с Богом соединяет, Который есть Бог мира, всюду с Собой мир приносящий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Но тех, которые почитаются девами у различных еретиков, напр., у нечестивых манихеев, должно почитать блудницами, а не девами. Ибо, если творец тела у них есть дьявол , то каким образом они могут держать в чести произведение своего врага? Но так как они знают, что девическое имя почтенно, то и скрывают волка под овечьей кожей. Антихрист выдает себя за Христа; и они постыдную жизнь ложно прикрывают почетным названием. Радуйся, сестра, радуйся, дочь, радуйся, любезная дева; потому что ты на самом деле стала быть тем, чем иные только притворяются. Ничто не тяжело для любящих. Никакой труд не труден для благорасположенного. Посмотри, какие условия принял Иаков из-за жены Рахили: и работа, говорит Писание, Иаков за Рахиль седмь лет: и быша пред ним яко малы дни, занеже любяше ю ( Быт. 29:20 ). За тем и сам он после упоминает: бых во дни жегом зноем, и студению в нощи ( Быт. 31:40 ). Станем и мы любить Христа, станем искать постоянно Его объятий, – и нам все трудное покажется легким, все долгое будем считать короткими; и уязвленные копием Его, будем говорить каждую минуту: увы мне, яко пришелствие мое продолжися ( Пс. 119:5 ). Не достойны страсти ныняшняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим. 8:18 ), потому что скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит ( Рим. 5:3:5 ). Когда предпринятый тобою подвиг покажется тебе тяжким, читай второе послание Павла к Коринфянам: в трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи. От иудей пять краты четыредесять разве единыя приях; трищи палицами бием бых; единою каменьми наметан бых; трикраты корабль опровержеся со мною; нощь и день во глубине сотворих. В путных шествиих множицею: беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии. В труде и подвизе, во бдениях множицею, во алчбе и жажди, в пощениях многащи, в зиме и наготе ( 2Кор. 11:23–28 ). Кто же из нас может присвоить себе хотя малую долю из числа этих подвигов? Посему-то он справедливо сказал в последствии: течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, праведный судия ( 2Тим. 4:7–8 ). Мы сердимся, если пища бывает недосолена; и думаем, что оказываем какое-то благодеяние Богу, когда пьем вино, смешанное с водою. Разбивается чаша, опрокидывается стол, раздаются удары, – и за простывшую воду отмщается кровопролитием. Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е ( Мф. 11:12 ). Не сделаешь себе насилия, не восхитишь царствия небесного. Не будешь стучаться неотступно, не получишь таинственного хлеба. Как тебе кажется, не насилие ли, когда плоть хочет быть тем, чем Бог, и туда, откуда низпали ангелы, восходить судить ангелов?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Главный характер этих христианских добродетелей в отличие от подобных же добродетелей естественной морали есть полная активность христианина, полное самообладание и полное сохранение энергии духа с верой и надеждой на всесильный, премудрый и благой промысл Божий. Между тем как у естественного человека эти добродетели, если только они у него существуют, возбуждают или тупую инертную покорность судьбе или механизму жизни, часто с жгучею болью в сердце от гнева, досады, зависти, разочарования и пр., или же, если чаша страданий слишком полна, нудят его к самоубийству, как об этом учили стоики и учат современные нам пессимисты. Особенно это нужно сказать о терпении. Совершенное состояние стоического мудреца – это полное бесстрастие 83 , невозмутимое спокойствие и холодная нечувствительность ко всем внешним случайностям. Мудрец свободен от страстей 84 . Как солнца не может достать ни одна стрела, так и мудреца не может уязвить ничто внешнее 85 . Ни обида, ни оскорбление не возмущают его духа 86 . По учению стоиков, человек должен терпеть бедствия и несчастия жизни потому, что они неизбежны и неотвратимы. «Терпи несчастия, – говорят они, – по доброй воле; иначе будешь терпеть по неволе». Ειμαρμνη, fatum, неизбежный рок, «безусловно определяющий все единичные вещи и ихь движения» 87 , по ним, не даст места добровольному перенесению невзгод. Но такое терпение стоиков пассивно, оно не укреплено и не одушевлено религиозной силой. Тут нет никакой отрадной мысли о высшей премудрости и благости Существа всесовершеннейшего, управляющего жизнью и делами людей, сообразно с их нравственным состоянием и для их духовной пользы, или внутреннего блага. Тут одно безнадежное и беспомощное состояние человека, обреченного в жертву страдания, под бременем которого он должен пасть и погибнуть, если не находит в себе сил переносить их и терпеть. Главное же, стоическим терпением отрицается мужество, энергия духа и энергия деятельности в борьбе с несчастиями; потому что терпение это мирится со злом, чуждо надежды на всесильный, премудрый и благой промысл Божий, и никогда не находит благодатной помощи и благодатных утешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   Мы же обратим внимание на то, что Давид, будучи мирянином, а не иноком, царем, а не простолюдином, испивал чашу терпения, чашу досад, чашу поруганий, чашу гонений, чашу бедствий и скорбей, чашу, поистине приносящую спасение, как свидетельствует и Евангелие, говоря: «Претерпевый до конца, той спасется» (Мф. 24:13).    Поистине, горька эта чаша терпения, зато целебна. Она, как и полынь, на вкус горька, а желудку приносит здоровье.    Некогда пророк Исайя увидел «Господа Саваофа на престоле высоце и превознесение и серафимы окрест» и слышал, как Он говорил: «Кого послю и кто пойдет К люд ем сим (израильтянам) ?» Дерзнул святый Исайя и сказал: «Се аз, поели мя; и рече к нему Господь: иди и рцы людем сим: ушима услышите, и не уразумеете» и прочее (Ис. 6:8-9). Пошел святый Исайя, посланный Богом к людям израильским. Смотрю на него и вижу, что он в руке своей несет чашу с каким-то питьем. Мне кажется, что это Бог пожаловал к людям Своим израильским и послал им от обеда Своего чашу какого-то прекрасного питья в знак милости Своей. Пришел Исайя с той чашей сначала в страну Завулонскую и Неффалимскую и воззвал, говоря: «Сие ты прежде испий скоро, страно Завулоня и земле Неффалимля» (Ис. 9:1).    Любопытство меня влечет, и я хочу знать, какое это питье, которым пророк Божий потчует от Бога людей Божиих.    Смотрю я на конец восьмой главы, как на верх чаши, и жду, что это будет или мед сладкий, или рейнское прекрасное, или «ссект», или «петерцамент», или что-либо иное драгоценное. Но вот я вижу противоположное, вижу некую самую ужасную полынную горечь, ибо пишется так: «Се теснота и тьма, и печаль, и туга, и сумрак, якоже не видети» (Ис. 8:22). Сие прежде скоро испей, страна Завулонская и земля Неффалимская! Благодарю тебя, святый пророк, за то, чем ты жалуешь; ты велишь пить «тесноту, тьму, печаль, тугу, сумрак, якоже не видети».    Какая же сила этого питья? В чем тайна этих слов? Посмотрим на дно и внемлем тому, что после сего говорит пророк: «Людие живущий во стране и сени смертней, свет просветится на вы; изведу вы в веселие, и возвеселитеся, яко радующися в жатву и яко разделяющий корысть» (Ис. 9:2-3). Посмотрим на силу горького полынного питья. Будете пить, говорит, тьму, а увидите свет; будете пить печаль, а найдете веселие; будете пить тугу, а получите радость; будете пить тесноту, а окажетесь в просторе; будете пить горечь, а наполнитесь сладостью: со слезами посеете, но с радостью пожнете плоды рук своих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Отче Мой, молился Спаситель, аще возможно есть, да мимо идет от Мене Чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты Молись Богу о удалении от тебя напасти, и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой; предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства и настоящие и будущие, предай близких сердцу ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтоб привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия. Получив свыше дар терпения, внимательно бодрствуй над собою, чтоб сохранить, удержать при себе благодать Божию. Не то грех неприметно вкрадется в душу или тело, и отгонит от нас благодать Божию. Если ж по небрежению и рассеянности впустишь в себя грех, особливо тот, к которому так склонна немощная плоть наша, который оскверняет и тело и душу: то благодать отступит от тебя, оставить тебя одиноким, обнаженным. Тогда скорбь, попущенная для твоего спасения и усовершения, сурово наступит на тебя, сотрет тебя печалью, унынием, отчаянием, как содержащего дар Божий без должного благоговения к дару. Поспеши искренним и решительным покаянием возвратить сердцу чистоту, а чистотою дар терпения: потому что он, как дар Духа Святого, почивает в одних чистых. Святые мученики воспевали радостную песнь среди печи разженной, ходя по гвоздям, по острию мечей, сидя в котлах кипящей воды или масла. Так и твое сердце, привлекши к себе молитвою благодатное утешение, храня его при себе бдительностью над собою, будет воспевать, среди несчастий и бед лютых, радостную песнь хвалы и благодарения Богу. Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов промысл Божий, видеть закон тления во всем тленном, видеть близкую воем, необъятную вечность, видеть Бога в великих делах Его — в создании и воссоздании мира. Жизнь земная представляется ему скорооканчивающимся странствованием, события ее — сновидениями, блага ее — кратковременным обольщением очей, кратковременным, пагубным обольщением ума и сердца.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=187...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010