Кроме того, древний Псалмопевец пророчески писал: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь славы ( Пс. 23:7–10 ). В другом месте он снова пишет: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня ( Пс. 109:1 ). И Сам Господь, Свидетель из свидетелей, предрек Свое вознесение на небо и славу Свою будущую, причем пророчествовал Он в час Своего наибольшего унижения, когда евреи во дворце первосвященника плевали в Него и отвешивали пощечины. В тот час произнес Он святые слова: Сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы ( Мф. 26:64 ), отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией ( Лк. 22:69 ). Какое еще свидетельство нужно людям помимо Его свидетельства? В устах Мессии не было лжи никогда: ни когда Он изрекал о прошлом, ни когда Он предрекал о будущем. Но чтобы еще больше напитать души ваши истиной, вот еще свидетельства, подтвержденные кровью свидетелей. Святой апостол Петр свидетельствует о Христе: Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы ( 1Пет. 3:22 ). Святой апостол Павел, вознесшись до третьего неба, свидетельствует, что Отец посадил Сына Своего одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его ( Еф. 1:20–22 ; ср. Евр. 12:2 ; Кол. 3:1 ). Кроме того, лично был свидетелем этого святой архидиакон Стефан, первомученик: Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога ( Деян. 7:55–56 ). И святой Андрей Константинопольский видел Господа в славе на небесах, и многие другие святые Божии, особенно мученики, которым Господь являлся, чтобы облегчить их страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому от венца правды получил имя и Отец Господа и Спасителя; ибо слово Иоседек значит Господь правды, потому что воздает каждому по делам его. Об этом венце говорит и Иаков в своем послании: Блажен муж, который переносит искушение, потому что, когда он будет испытан, получит венец жизни, который обещал Бог любящим Его ( Иак.1:12 ). Пророк получает и повеление, именно – чтобы, после возложения венца, или венцов, на главу Иисуса, Сына Иоседека священника великого, он [пророк] обратился к нему и сказал: Сие говорит Господь: Вот Муж. Восток имя Его, и под Ним родится, и проч. Мы не разделяем Иисуса и не полагаем в одном лице два лица; однако [признаем], что называющийся Иисусом потому, что Он спасет мир, называется также Востоком, потому что во время дней его родилась правда. И в Псалме поется: Истина произошла от земли ( Пс.84:12 ), потому что Родившийся в конце веков от Девического чрева сказал: Я семь истина ( Ин.14:6 ), и, как говорится в послании Иоанна, наступил последний час: Дети, ныне последний час ( 1Ин.2:18 ), во время которого Он за динарий договорил языческий, стоявший без всякого дела народ и послал в виноградник ( Мф.20:6 ). С другой стороны, если Он по различию наименований является различным, то иное дело, что Он – пастырь, иное – овча, иное – агнец, иное – дверь, иное – камень (lapis) претыкания и скала (petra) соблазна. Итак родится Тот, Который будет увенчан нашими добродетелями и будет назван Восток. К Нему обращает речь Отец: Сын Мой ecu Ты: Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ), и под Его начальством возстанет множество верующих, и создаст [Он] дом Господа, – Церковь , – и Сам примет силу и честь, и совершенство, и славу, и сядет, и будет владычествовать на престоле Своем, – престоле Давидовом, – о котором и в Евангелии написано: И будет священник одесную Его ( Лк.1:32 ) или, соответственно Еврейскому тексту, на престоле Его, ибо Он есть и Царь, и Первосвященник; и будет Он восседать, как на царском, так и на священническом престоле, и совет мира будет между тем и другим, так что ни царское могущество не будет утеснять священнического достоинства, ни священническое достоинство – царской власти, но то и другое будет в согласии в славе единого Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Изольется кровь их, как прах, и плоть их — как помет. Ни серебро их, ни золото их не сможет спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его поедена будет вся эта земля» (Соф 1:17—18). Бедный человек! Покайся — и избежишь казни Божией. Угрозы Божии не суетны — сбудутся, если грешники не покаются. Встань! Вот жизнь твоя сокращается, и каждый день некая часть ее отнимается, а смерть наступает, и, как скорый вестник, к тебе придет. И уже ближе она к тебе сегодня, нежели вчера и третьего дня была. И в чем тебя застанет, в том и в тот век пошлет. Берегись же — да не застанет тебя в нераскаянии и в неисправности! Она неожиданно, как вор, приходит, и похищает людей тогда, когда не ждут, и там, где не ждут, и так, как не ждут. Берегись же, и ожидай ее каждый день и час. И, встав, трезвись и бодрствуй и будь таковым, каковым хочешь быть в час ее. Вспомни, где пожившие в грехах, в роскоши, в сластолюбии, в веселии мира, в чести, славе и богатстве? Умерли они. Отошло от них и попечение их, и находятся ныне на своих местах и ожидают всемирного Суда Христова. Встань! Христос Господь придет на Суд и всех на Суд Свой позовет, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор.5:10). Будешь позван и ты на суд тот, и воздастся тебе за всякое богопротивное дело, слово и помышление. Там все люди разделятся на две части, и встанут одни по правую сторону Судии, а другие — по левую. Одни услышат от Праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; другие услышат: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:34, 41). Блаженные те, которые услышат: «Приидите», окаянные и бедные, которым будет сказано: «Идите от Меня!» Встань, бедный грешник, и «со страхом и трепетом соделывай спасение свое» (Флп.2:12) — да удостоишься тогда быть в числе блаженных. Встань! Мука вечная ожидает беспечных и нераскаянных грешников! Чего и тебе ожидать, если не встанешь, и с сокрушением сердца не будешь каяться? Ныне всякому кающемуся милосердие Божие обещается и дается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Когда Господь подошел к саду Гефсиманскому (находящемуся у подошвы горы Елеонской), то сказал ученикам Своим: „посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там“, и взял с Собою только Петра, Иакова и Иоанна. „Душа Моя скорбит смертельно“, – сказал Он этим избранным ученикам Своим, – «побудьте здесь и пободрствуйте со Мною». Затем отошел от апостолов на вержение камня (т. е. как далеко можно бросить камень), пал на лице Свое и молился так: «Авва Отче! Все возможно Тебе; о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет“. Возвратившись после молитвы к апостолам, Господь нашел их спящими и сказал: «Симон, ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? (а хотел идти на страдание и смерть). Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, а плоть немощна». Отошедши опять от апостолов, Господь молился во второй раз, но молитва Его была несколько иная. Он знал, что другого средства, кроме Его страданий, не было для спасения людей, и совершенно уже предавал Себя на волю Отца. «Отче Мой! – говорил Он, – если не может чаша сея миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя!» Пришел опять к ученикам и нашел их спящими „Что спите?– сказал Он им: – встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.“ Апостолы проснулись: но глаза у них отяжелели, и они не знали, что отвечать Ему. Господь молился в третий раз также, как и во второй; но молитва Его была еще прилежнее, так что пот Его был, как капли крови, падающие на землю. После этого великого молитвенного подвига, явился к Нему ангел Господень и укреплял Его. Возвратившись к ученикам, Он и в третий раз нашел их спящими и сказал: „вы все еще спите и почиваете? Кончено (прошло время, когда вы молитвою могли бы помочь себе и Мне). Пришел час. Вот предается Сын человеческий в руки грешников. Встаньте! Пойдем! вот приблизился предающий Меня!“ § 87. Взятие Господа Иисуса Христа воинами. (Мф. 26, 47– 56; Марк. 14, 43–52: Лук. 22, 47–53; Ин.18, 1–5) «Он истязуем был, но страдал добровольно» ( Пс. 53, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Лк 10:1–21 . Апостолам. Евангелие от Луки, зачало 51А Сказал Господь Своим ученикам: слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает, а Меня отвергающий отвергает Пославшего Меня. Возвратились же семьдесят с радостью и говорили: Господи, и бесы покоряются нам во имя Твое. Он же сказал им: Я видел сатану как молнию с неба упавшего. Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов и – над всею силою врага; и ничто не повредит вам. Но тому не радуйтесь, что духи вам покоряются, а радуйтесь, что имена ваши вписаны на небесах. В этот час Он возликовал Духом Святым и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл это от мудрых и разумных и открыл это младенцам. Да, Отче, ибо так было благоугодно Тебе. Лк 10:16–21 . Ангелам, на литургии. Евангелие от Луки, зачало 51Б Сказал Господь Своим ученикам: вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов и – над всею силою врага; и ничто не повредит вам. Но тому не радуйтесь, что духи вам покоряются, а радуйтесь, что имена ваши вписаны на небесах. В этот час Он возликовал Духом Святым и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл это от мудрых и разумных и открыл это младенцам. Да, Отче, ибо так было благоугодно Тебе. Лк 10:19–21 Суббота 27 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 52 Сказал Господь своим ученикам: все Мне предано Отцом Моим; и никто не знает, кто есть Сын, кроме Отца; и кто есть Отец – никто, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть. И обратившись к ученикам отдельно от других, сказал: блаженны очи видящие то, что вы видите. Ибо говорю вам: многие пророки и цари хотели увидеть то, что видите вы, и не увидели, и услышать то, что вы слышите, и не услышали. Лк 10:22–24 Понедельник 23 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 53 В то время законник некий подошел к Иисусу, искушая Его, и сказал: Учитель, что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в Законе что написано? Как читаешь? И он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостью твоею и всем разумом твоим”, и: “ближнего твоего, как самого себя”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет» 429 . И далее мы читаем: Мф.24:48–51 . «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Блаженный Иероним пишет: «…так, наоборот, тот, который, – как говорит пророк Иезекииль, – успокаивает себя словами: “много дней пройдет” и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию » 430 . Здесь показано, что хотя мы считаем себя хозяевами жизни, хотя бы собственной, но в действительности мы «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Если выполнили волю господина и «господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк.12:37 ). – То есть выполнившие волю Господа примут участие в Мессианском Небесном Пире. Но если раб тот расслабится, перестанет бодрствовать « и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами », то наказание не замедлит. Сказано: « придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов ». Да не будет такого с нами! Подводя итог сегодняшней беседы с надеждой на спасение, о которой сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» ( Рим.8:24 ), мы, уповая на слова Сына Божия: «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ), восклицаем в ответ на клич Господа «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Спаси вас Христос! Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пришедшие в ту жизнь не в силах молиться о себе, и они с великой надеждой ожидают наших церковных и домашних молитв и милостыни об упокоении. Идите в храмы, друзья мои, в дни родительских поминовений и молитесь за ушедших отсюда в Вечность. Жизнь предельно коротка, наступит час, когда и мы будем ждать, чтобы о нас помолились живые. Призываю вам на это Божие благословение и Покров Царицы Небесной. Аминь. Неделя Мясопустная, о Страшнос Суде Последнее воскресенье перед масленицей церковь называет мясопустным, так как грядущие 7 дней можно употреблять любую пищу, кроме мясной. В это воскресенье церковь напоминает о кончине мира и Страшном Суде. Господь скрыл от нас день и час Второго Пришествия. Произойдет оно через 10, 15 или 100 лет — мы не знаем, но признаки приближения этого дня в Святом Писании открыты. Каковы же они? Иисус сказал: «…как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как во 1 шел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…» ( Мф. 24:37-39 ). Однако не совсем так будет, как при Ное. Христос приводит сравнение лишь для того, чтобы показать, что этот день придет неожиданно и явится Сын Человеческий во Славе со всеми святыми и Ангелами судить мир. Почему я сказал, что будет не как при Ное? Да потому, что Сам Иисус говорит, что вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, Силы Небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные и увидят Христа, грядущего на облаках с силою и славою великой. Всему этому будут предшествовать трагические события: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…», — все это начало бедствий ( Мф. 24:7-9 ). Тогда внезапно раздастся странный голос трубы архангельской, от которого содрогнется вся Вселенная. Небо исчезнет, как пишет пророк Исаия, горы вострепещут ( Ис.5:8-30 ). Что тогда сотворит грешный человек? — восклицает пророк. Иисус сказал, что наступит время, когда «…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Это сказание имеет сходство с рассматриваемым фактом. Во всяком случае, в нём выразилось стремление со стороны язычников к Царству Христову, и так это понято было Самим Христом. – Филипп говорит о том Андрею: Филипп чувствует важность этого случая и не решается один исполнить просьбу еллинов; он сообщает о сем одному из довереннейших учеников Господа, имя которого постоянно в перечислениях имён апостольских стоит на одном из первых мест ( Мф. 10 и парал.) и который, кажется, был более близок к Филиппу (6:5–8), и уже вместе по совещании сказывают о просьбе еллинов Господу. Вероятно, Андрей передал эту просьбу еллинов, почему имя его и стоит на первом месте. Причина нерешительности одного Филиппа, вероятно, та, что Господь и о Себе говорил, что Он послан к овцам погибшим дома Израилева ( Мф. 15:24 ; ср. прим.) и апостолов посылал к ним же только ( Мф. 10:5–6 ), и не знал, как поступить с просьбой еллинов – не иудеев (ср. Злат., и Феофил.). 23. Ин. 12:23 . Иисус же сказал им в ответ: пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Ин. 7:39, 17:1 ; Ин. 13 д. 24. Ин. 12:24 . Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Флп. 2 д.; 1Кор. 15:36 ; Ин. 12:32 . Иисус сказал им, т. е. ученикам, в ответ: евангелист не упоминает, допустил ли к Себе еллинов Господь и говорил ли что с ними; он излагает только речь Господа, сказанную по сему случаю как бы в ответ ученикам. Как видно из всей этой речи Господа, обращение к Нему еллинов произвело на Него глубокое и сильное впечатление; это был час решительный в последние дни земной жизни Его. Почему? Прежде всего потому, что это обращение еллинов к Нему было первым решительным выражением того решительного переворота в религиозной жизни мира, вследствие которого в Царство Христово должен войти мир языческий на место избранного народа Божия. Язычники, принявшие было иудейство, не удовлетворяются им и прямо идут к Нему со своими религиозными потребностями, со своими думами, надеясь в Нём найти им удовлетворение и разрешение; это – как бы первое проявление утренней зари нового мира, в котором ограда, разделявшая народ Божий от язычников, падёт и в котором Царство Христово распространится на весь мир, где будет единое духовное стадо и един Пастырь (10:16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Это суть молитвы, которую Спаситель заимствовал из псалма Давида. Таким образом, молясь, умирает Спаситель, как, молясь, и жил Он. Да и что за жизнь, что за смерть без молитвы! Но, друже! Как можешь ты умереть с молитвою, если ты жил без молитвы и в продолжение всей своей жизни не научился молиться? «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Вот слова, которыми молится Спаситель в момент смерти, к которой Он Сам вышел навстречу. Он добровольно предал Себя в руки врагов Своих, которые пред Его мощным: «это Я», – «отступили назад и пали на землю» ( Ин.18:5–6 ), и никакая сила не могла бы связать Его, если бы он Сам не захотел этого; так же добровольно предает Он Себя в узы смерти. Он пришел к смерти, а не смерть к Нему, – говорили поэтому отцы Церкви. В доказательство этого Он и предает дух Свой в руки Отца, возгласив громким голосом: «Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:18 ). Он умер добровольно, но умер действительно и претерпел за нас все мучения смерти. И затем Он передал душу Свою на попечение и сохранение (Сам Собой Он не мог уже этого сделать) Отцу Своему. Из рук врагов Своих, которые после различных издевательств и мучений повесили Его на древе клятвы, передал Он Себя в руки Бога. «Отче!» – молится Он, как в первом Своем крестном слове, слове Своего первого священнического ходатайства за убийц. Отцом называет Он снова Того, Которого в тот ужасный час Своего оставления от Отца называл Богом. В этот час Своей смерти, Он снова становится в такое же отношение к Отцу Своему, в каком был ранее, до Своих страданий. Что означает эта молитва нашего Спасителя, это мы видим из слов 15-го псалма, которые, по свидетельству апостола Петра (речь его в день Пятидесятницы), исполнились на Иисусе Христе ( Деян.2:27 ) «Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» ( Пс.15:1, 10 ). Он предает Свою душу в руки Отца в той уверенности, что она будет невредимой и в целости сохранена до того дня, когда Он снова возьмет ее из Его рук для воскрешения тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

он был некогда негоден для тебя Знает, что признание во грехе погашает гнев; поэтому и говорит так. а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; Так как он стал благочестив и свят, и потому, говорит, обоим нам благопотребен. Если полезен Павлу, требующему столь великой ревности, то конечно и Филимону. Вместе с тем дает понять и то, что если полезен мне, то он должен быть обратно послан ко мне. То есть тебе передаю его, пользуйся им, как желаешь. Тем, что передает ему, он еще более утоляет его гнев. Флм.1:12 . Ты же прими его, как мое сердце. То есть с любовию прими его, скорее не его, а мою утробу, ибо так я люблю его и в душе своей ношу. Флм.1:13 . Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; Обрати внимание на мудрость (апостола), как он понемногу его (слугу) поставил на место господина. «Да вместо тебе», говорит «послужит ми». Показывает также, что он желает пользы господина. Если, говорит, ты обязан послужить мне, а он делает это вместо тебя, то от этого, явно, тебе прибыль. Флм.1:14 . но без твоего согласия ничего не хотел сделать, И этим он более всего смягчает Филимона. Дело было так необходимо: в узах, и притом ради Бога, он намеревался служить ему; однако апостол не хотел этого сделать против воли Филимона. Посему ужели не следует оказать милость тому, кто мог бы и сам пользоваться ею, но не захотел. чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Не сказал: по нужде, но: «аки по нужди», как бы так говоря: конечно, и против твоей воли удерживая его, я поистине не опечалил бы тебя; однакож многим казалось, что это делается по нужде и против твоей воли. Посему ныне я предпочел, чтобы это ни в каком случае не казалось кому-нибудь подневольным, но, без сомнения, добровольным. Флм.1:15 . Ибо, может быть, он для того на время отлучился, Так как Онисим убежал с злым умыслом, то Павел обращает это бегство в полезное дело. Может быть, говорит, он убежал по устроению Божию. Похвально также он называет бегство разлучением, дабы именем бегства не раздражать господина. И тем, что сокращает время, он успокоивает гнев. «На час», говорит «разлучися». Вместе с тем показывает также, что сколько времени он был с Павлом, – был и с Филимоном. Посему он только то время отсутствовал, какое провел до знакомства с Павлом; а это – незначительное время, как бы один час. Посему отныне, если он, отпущенный тобою, будет находиться при мне, то разумей, что он служит тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010