39 В Неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный Устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится Неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря). Если Неделя св. Отец случится 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству. 40 Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IX-X в.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами). Название «царские» великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Такое название им было присвоено в связи с обычаем присутствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами название часов «великими», так как их служба посвящена Царю царей – Христу Спасителю. 41 Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов: 1-й час – 5, 89 и 100 псалмы; 3-й час – 16, 24 и 50 псалмы; 6-й час – 53, 54 и 90 псалмы; 9-й час – 83, 84 и 85 псалмы. 44 Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом литургии («Царю Небесный...», Слава в вышних Богу...» и т.д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослужитель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются Престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает «Благослови, владыко!»; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: «Благословенно Царство...», после чего оба делают поклон Престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Норма не будет распространяться на дома, построенные менее чем полтора года назад 13 февраля. ПРАВМИР. Комитет Совета Федерации подготовил поправки в проект КоАП, согласно которым будет запрещено производить шум в жилых домах в дневное время, сообщают « Известия» . Поправки будет рассматривать Минюст. В случае принятия проекта будет введен запрет на шум в многоквартирных домах в будние дни в период с 13 до 15 часов и с 19 до 9 часов. Также нельзя будет шуметь (производить ремонт) в выходные и праздничные дни. Нарушителей ожидают штрафы. Для физических лиц они составят 500-3 000 рублей, для должностных — 10 000-20 000 рублей, для ИП 10 000-25 000 рублей, для юрлиц — 20 000-40 000 рублей. Исключение составят те дома, которые были сданы в эксплуатацию менее чем полтора года назад. Зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев отметил, что выбранные часы хорошо подходят для отдыха, сообщает RT . По его мнению, поправки подготовлены с учетом мнения граждан, которым шумные соседи не дают отдохнуть. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 февраля, 2024 15 февраля, 2024 13 февраля, 2024 4 февраля, 2024 15 января, 2024 4 декабря, 2023 23 ноября, 2023 30 октября, 2023 5 сентября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-rossii-mogut-vvesti-...

– “Прощай, прощай, больная Мать”... – “Наступил день эвакуации... Большевики были в 40 верстах и мы, перекрестившись на кадетскую икону, подобравши сумочки, тихо стали выходить из корпуса... Все молчали... У командира, который смотрел на мальчиков кадет, блеснули слезы на глазах... Мы бодро ступали по дороге с винтовками за плечами... среди нас были слабенькие, мы ободряли, облегчали их, помогали нести вещи, Чувствовалось сильное воодушевление”. – “Особенно жалко было смотреть на малышей, среди которых попадались 8-ми и 9-ти летние завернутые в огромные шинели с натертыми до крови ногами, плелись за обозом. Кадеты помогали друг другу и шли, шли и шли”... – “Идти было очень трудно, особенно маленьким, которые плакали и часто падали в глубокий снег, но все-таки продолжали идти вперед”... – “Обернувшись на оставшиеся позади здания кадеты шептали: прощай, прощай, прощай! Прощай дорогое нам гнездо кадет, прощайте зеленые горы”... – “Помню, как в самую последнюю минуту я вдруг вернулся и отдал Маме свои часы-браслет, оставшийся мне от Папы. Еще несколько раз поцеловав Маму, я побежал... чтобы где-нибудь в уголке пережить свое горе”. – “С глубокой тоской, – пишет другой кадет, – простилась Мамочка со мной и благословила меня в тяжелый путь”... Дети ушли на чужбину, на подвиг пошли, на подвиг за поруганную Россию. Материнской рукой благословила их Родина-Мать и это Святое Благословение почиет на всех, кто, за рубежами России подъяремной, ведет борьбу за Честь Отчизны Православной. Пройден тяжелый скорбный путь. – “От всего виденного и пережитого я устал жить. Это звучит смешно для тогдашнего моего возраста, но... да, я устал жить”. – “Все погибло, – пишет другой кадет, – все надежды... и я принял отраву, но, к счастью, меня вылечили и внушили, что мне нужно жить, что позорно и стыдно умирать, испугавшись жизни. Я глубоко благодарен профессору X за его наставление”. – “Хотя я была маленькой девочкой, но я поняла что такое Родина и что такое любовь к ней”, – пишет гимназистка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

МДС: класс Греч. (часы в нед.) МДА: курс В журнале 9 от 8 июня 1950 г. сохранились отзывы преподавателей на новый проект программы, в частности, достаточно пространный отзыв И. Н. Хибарина на программу по греческому языку и краткий отзыв доцента Н. Доктусова на программу по латинскому языку. Первый подверг программу преподавания греческого достаточно жесткой критике, которая заседанием Совета была принята 163 , второй внес в нее только ряд незначительных корректив. И. Н. Хибарин писал: Программа ставит трудно разрешимую цель – пройти всю грамматику греческого языка, далеко не в сокращенном объеме, в течение трех лет при двух недельных часах. Всего в распоряжении учащих и учащихся будет 150–170 часов. Такое количество времени явно недостаточно для серьезного усвоения учащимися курса грамматики греческого языка. Один урок в неделю – это уже само по себе мало благоприятствует серьезному, хотя бы элементарному изучению языков. А кроме того, довольно много времени (и это необходимо!) приходится уделять на опрос, на упражнение в чтении и письме, на работу со словарем. Притом надо помнить, что в ряде Духовных Семинарий число воспитанников в каждом классе достигает 40 человек. Все это вместе взятое очень затрудняет серьезное усвоение объемистого курса грамматики греческого языка. Для устранения нежелательных последствий можно было бы предложить начинать изучение греческого языка с 1-го класса; это, конечно, увеличило бы бюджет времени. Но и при этом объем курса грамматики необходимо несколько сократить. И во всяком случае это необходимо сделать, если оставить по-прежнему, т. е. начинать изучение греческого языка со второго класса. Прохождение греческого языка в Духовных Семинариях должно иметь цель – дать элементарное, но законченное и цельное, знакомство с греческим языком, научить уменью хорошо прочесть греческий текст, дать достаточный минимум греческих слов (и в первую очередь специфических церковно-богословских), показать важное значение греческого языка для православного богослужения и богословия. Более полное, углубленное ознакомление с грамматикой греческого языка перенести на первые три курса Духовных Академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Участковый, спасший семью в Липецкой области, награжден ценными подарками 23 января, 2017. Новостная служба Руслан Загрядский оказал помощь семье, потерявшей сознание от отравления угарным газом 23 января. ПРАВМИР. Участковый Руслан Загрядских, работающий участковым в Елецком районе Липецкой области, награжден за спасение семьи. Загрядских получил часы от имени главы администрации Липецкой области, а также ценный подарок – телевизор. Об этом сообщила телерадиокомпания «Елец» . Инцидент произошел 9 января 2017 года. Участкового вызвали на адрес из-за того, что в одной из квартир двухэтажного дома на станции Телегино длительное время был слышен плач грудного ребенка. На стук в дверь никто не открывал. Загрядских узнал, что в квартире жили три человек. Он оценил обстановку и решил влезть в дом через окно, поскольку, чтобы взломать дверь потребовалось бы время для приезда спасателей. Раздобыв лестницу в местном аэроклубе Зарядских вместе с сотрудником клуба Романом Василенко, поднялись на второй этаж, открыли окно и обнаружили всех жильцов квартиры в бессознательном состоянии с отравлением угарным газом. Пострадавших доставили в реанимацию, сейчас их жизням ничего не угрожает. Загрядских не считает свой поступок чем-то экстраординарным. «Я служу в органах 17 лет, за это время было всякое: и от хулиганов приходилось отбивать, и из-под поезда пострадавших вытаскивать. Такая уж наша работа — служить закону и людям», — цитирует полицейского АиФ . Руслану Загрядских 40 лет. В органах внутренних дел он служит с 2000 года, а в должности участкового уполномоченного полиции – с 2014. Ранее в МВД по Липецкой области сообщили о награждении благодарственном письмом и памятным подарком Романа Василенко. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 апреля, 2024

http://pravmir.ru/uchastkovyiy-spasshiy-...

Быт К. м. менялся мало. Каждому новому насельнику выдавали послушническую и рабочую одежду, постельное белье. Раз в месяц у эконома можно было получить самовар, чайник, килограмм сахара, 200 граммов чая, 5-литровую керосиновую лампу, литр керосина и кусок мыла, 2 ведра для воды и ушат. Послушников селили в здании монастырского каре, ближе других расположенном к деревянной гостинице. По др. сторону собора, в зап. части каре, проживали монахи. Поступавших в К. м. принимал сам игумен, он же благословлял иноков на послушание. Игумен жил на 2-м этаже в корпусе справа от монастырских ворот. Здесь у него были приемная и личная келья. Рядом находились покои архиепископа, 2 царские гостиные, др. помещения. Иноки проживали в кельях площадью ок. 10 кв. м, где стояли стул, стол и кровать. Кроме того, каждому полагались простыни, одеяло и подушка, матрацем служило сложенное вдвое толстое байковое одеяло, имелась вешалка. В красном углу под иконами стоял аналой. Работы в К. м. начиналась в 6 ч., продолжалась до 9 ч. 40 мин.- в мастерских, летом - на поле, зимой - в лесу. Через каждый час полагался 10-минутный отдых. В 10 ч. 30 мин. обедали, с полудня до 17 ч. снова трудились. Затем служили часы, в 17 ч. 30 мин. ужинали. В 21 час гасили свет. Трапеза полагалась дважды в день. На обед обычно готовили салат, суп (грибной, иногда щи или уху) и кашу. В постные дни, в т. ч. в понедельник, рыба не допускалась, ели только крупяные блюда, овощи и грибы. В скоромные дни каждый получал по 0,5 литра молока, неотжатый творог с простоквашей или домашний сыр. Монах, живший в келье рядом с колокольней, открывал по утрам монастырские ворота, топил печи в храме, звонил в колокола и выполнял обязанности дворника. Обычно он вставал в 3 часа, вешал на шею колокольчик, брал в руки деревянное било и будил игумена, затем чередного священника и всех остальных. В 21 час он ударял в колокол 9 раз и закрывал св. ворота, после чего запрещалось кипятить чай в кельях и ходить по мон-рю. После получения Финляндией независимости К. м. лишился столичных подворий, к-рые первоначально были обращены в приходские церкви. Подворье на Охте было закрыто 12 авг. 1929 г. и полностью разрушено в 1932-1933 гг., участок застроен. Подворье на Загородном проспекте было закрыто 11 июля 1932 г., лишено шатрового завершения, перестроено и использовалось под райкоммунотдел. Внутреннее убранство храмов, включая чтимый список Коневской иконы, переданный первоначально в Симеоновскую ц., полностью утрачено. 1939-1944 гг.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Мессинский Типикон (1131 г.) предлагает другую группу тропарей после «Трисвятого» на великопостных часах. На 1-м часе ничего подобного не указано. На 3-м отмечены кондаки «Царю Небесный…» и богородичен «Предстательство христиан непостыдное…». На 6-м положен кондак «Спасение соделал еси Боже…» и богородичен «Бога родила еси…». На 9-м – кондак «Видя разбойник…» и богородичен «Агнца и пастыря…» . Сравнения указаний на группу тропарей в некоторых славянских богослужебных уставах показывают, с одной стороны, что основные тропари сохраняются, а с другой стороны, что в их исполнении имеется нестабильность. Все это показано в нижеприведенной таблице (Таблица 3). Более того, в одном из приведенных в таблице уставов содержится заметка о том, что существует практика исполнения различных (не указанных в Уставе) тропарей после «Отче наш…» на часах. От этого же проявляется нестабильность в богослужебном обряде («мятеж в чинах») . О нестабильности рассматриваемой группы тропарей свидетельствует и другое указание рукописных источников. В двух славянских рукописных уставах ΧΙV века, рассмотренных в нижеследующей таблице, отмечается, что на 1-м часе после «Отче наш…» следует сразу «Господи, помилуй» 40 раз . Тем не менее, в одном из них содержится заметка, что в некоторых местах существует обычай исполнения следующих тропарей по «Отче наш…» на 1-м часе: «Скоро предвари…» и «Премудрости наставниче….» . Такое указание свидетельствует об отсутствии общей повсеместной практики относительно данного богослужебного элемента. Тем не менее, в источниках ΧV–ΧVI веках на 3-м, 6-м и 9-м часах комплект тропарей обозначен одинаковый.   Таблица 3 Часы     -----------------------------     -------------------------- «Скоро предвари…» Слава, и ныне: «Преславную Христову Матерь…» «Скоро предвари…» Слава: «Премудрости наставниче…» И ныне: «Преславную Божию Матерь…» Обычные тропари (конкретных указаний нет) «Царю Небесный…» Слава, и ныне: «В церкви стоящи...» «Благословен еси…» Слава: «Егда снизшел…» И ныне: «Упование…»

http://bogoslov.ru/article/4484655

На 1 час кафизмы нет. Читается (но не поется) тропарь: Заутра услыши... Слава, и ныне, богородичен часа: Что тя наречем... Потом – Стопы моя направи... Да исполнятся уста моя... По трисвятом – тропарь: Скоро предвари... Господи, помилуй 40. Иже на всякое время… Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны... Аминь. Три великих поклона с молитвою: Господи и Владыко...; 12 малых поклонов с молитвою: Боже, очисти мя...; снова один великий поклон с молитвою: Господи и Владыко... Трисвятое (конечное). Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Господи, помилуй 12. Христе свете истинный. Взбранной воеводе... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие (ср. Тип., л. 310). По отпусте исхождение в притвор и обычная лития о усопших (чит. в отд. о 1-м часе во дни Вел. поста). На дневном богослужении среды. Часы отправляются великопостные с поклонами (при молитве: Господи и Владыко...) и с постными тропарями (Господи, иже пресвятаго твоего духа... и др.), но тропари сии не поются, а читаются. Кафизм на часах не бывает, ударения на каждом часе в кампан, как это установлено для Великого поста, не полагается. На 6 часе после богородична: Яко не имамы дерзновения... – Вонмем, тропарь пророчества: Царю святый всесильне:... Слава, и ныне, тот же тропарь, прокимен гл. 3: Спаси. Господи... и стих: К тебе, Господи, воззову... 540 . Премудрость. Пророчества Иоилева чтение. Вонмем. Паремия. Вонмем. Прокимен гл. 7: Господь крепость людем своим даст... 541 и стих: Принесите Господеви... Скоро да предварят ны... и т. д. по Часослову; в конце 6 часа молитва: Боже и Господи сил... Приидите поклонимся... и 9 час; в конце его молитва: Владыко Господи Иисусе... и тотчас изобразительны: Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя... Слава, Хвали, душе моя, Господа... И ныне, Единородный Сыне... 542 . Блаженны: Во царствии твоем... скоро без пения. Слава, и ныне, Помяни нас, Господи, егда приидеши...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Чаще встречается псалтирное правило междочасного строя, изложенное и в нашей печатной Псалтири. Здесь после кафизм читается Трисвятое, а по «Отче наш» следует три или четыре покаянных тропаря; затем – «Господи помилуй» 30, 40 или 50 раз, и молитва. Как в часовом, так и в междочасном чине некоторые тропари и молитвы имеют надписания: тропарь или молитва «дня», «ночи» 234 , «заут.» 235 ; что ясно указывает на приспособление псалтирного правила к суточному богослужебному строю. Это приспособление с течением времени привело к тому, что и псалтирное правило, наравне с прочими келейными правилами, вошло в церковно-богослужебное употребление. Мало того: здесь ему оказывается явное предпочтение пред всеми другими правилами; и в настоящее время все основные суточные службы, согласно уставу, дают у себя место рядовому чтению псалтири, в виде кафизм. Чтение кафизм полагается у нас и на часах, и на вечерне, и на утрене. В частности, на утрене кафизмы читаются даже вместе с покаянными тропарями, составляя как бы отдельное последование. Положение, занятое кафизмами в ряду суточных служб, дает нам право смотреть на них, как на особую систему междочасий, т. е. келейных последований, приуроченных к известным суточным службам общецерковного строя. Деление псалтири на части, соответствующие нашим кафизмам, встречается и в богослужебной практике инославных христиан – сирохалдеев и армян. У сирохалдеев (прежние несториане, а теперь, большею частью, православные и униаты) псалтирь делится, по числу наших кафизм, на 20 отделов (гуляля); но к псалтири непосредственно примыкают еще и библейские песни – первая и вторая, образуя дополнительный – 21-й отдел сирохалдейского псалмопения 236 . Армянская псалтирь распадается на 8 отделов, называемых «канонами». Первый из них обнимает 17 псалмов (с 1-го по 17-й), второй – 18 (18–35), третий – 19 (36–54), четвертый – 17 (55–71), пятый – 27 (72–98), шестой – 7 (99–105), седьмой – 13 (106–118) и восьмой – 32 (119–150). Первые пять «канонов» читаются на полунощнице, очень напоминающей первую половину нашей утрени, а остальные три распределяются по одному между часами 3-м, 6-м и 9-м. Каждый «канон», подобно нашим кафизмам, заключает в себе не только псалмы, но и другие молитвословия 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Слава тебе, показавшему... Слава в вышних...» Но в Часослове неточность, а в московском издании ошибка: по точному смыслу Типикона должно быть так, как мы указали. Если случится предпразднство или попразднство и у святого имеются стихиры на хвалитех, то Типикон и Минея на И ныне указывают песнопение праздника (см., напр., 16 и 20 сент.). 12. Стихир на стиховне Стихиры на стиховне поются настоящего гласа из Октоиха. Слава – святого (песнопение на Славу в Минее есть; см., напр., 5 и 24 сент.). И ныне, богородичен по гласу Славы (Октоих, л. 384), который заимствуется из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток крестобогородичен из Минеи наряду. Иногда, кроме песнопения на Славу, в Минее есть стиховенное песнопение с особым припевом, напр., 1 ноября: Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе; в таком случае после стихир на стиховне из Октоиха поется это песнопение из Минеи. Слава – святого из Минеи. И ныне, богородичен по гласу Славы из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток крестобогородичен из Минеи наряду. Если случится предпразднство или попразднство, то стихиры на стиховне, припевы к ним и песнопение после Слава, и ныне – праздничные из Минеи (см., напр., 7, 9, 16 и 20 сент.). Если во дни предпразднства или попразднства святой имеет стихиру со своим припевом, то поются стихиры праздника с праздничными припевами, стихира святого с особым припевом. Слава – святого. И ныне – праздника (Октоих, л. 384 на об.). 13. Тропарей и богородичных, после Благо есть... и трисвятого Устав тропарей и богородичных таков: тропарь святог,. Слава, и ныне богородичен от меньших («В конец утрени») по гласу тропаря святого, а в среду и пяток крестобогородичен (Типик., гл. 52). Если случится предпразднство или попразднство, то тропарь святого. Слава, и ныне – праздника (Типик., гл. 52, л. 387 и Окт. л. 387). Часы и литургия Об изменяемых частях часов и литургии чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 40, 41, 42, 44 и 45). Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Всенощная вечерня накануне понедельника, вторника, среды, четверга и пятка при святом со славословием 250

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010