С. КОЛЬЦОВО, Пермского района. Никольский храм: «Кольцовская» икона свт. Николая. С. БЕЛАЯ ГОРА, Кунгурского района. Белогорский Свято-Николаевский монастырь: «Иверская» икона Божией Матери. С. КЫЛАСОВО, Кунгурского района. Никольский храм: икона свт. Николая. П. СУКСУН. Петропавловский храм: икона Божией Матери «Неопалимая Купина – Суксунская». Д. КРАСНАЯ ГОРКА, Чусовского района. Свято-Казанская Трифонова женская пустынь: «Казанская» икона Божией Матери. С. ОБВИНСК, Карагайского района. Успенский храм (подворье Иоанно-Предтеченского Соликамского женского монастыря): «Иверская» икона Божией Матери. СОЛИКАМСК. Богоявленский собор: икона свт. Николая. Монастыри Пермского края [ править править код ] Все монастыри Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь [ править править код ] Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь – один из основных действующих монастырей Пермской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата. Учрежден по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 1995 г. при храме Святой Живоначальной Троицы в Мотовилихе. В храме имеется четыре престола: главный в честь Святой Троицы, правый придел в честь Сретения Господня, левый придел в честь Успения Божией Матери и нижний пещерный храм в честь свт. Стефана Великопермского. В Свято-Троицком храме монастыря установлены два мощевика с частицами мощей преп. Отцев Киево-Печерских и Оптинских и других святых. Там же находится чтимый список с образа Божией Матери «Неупиваемая чаша», пред которым каждую субботу служится водосвятный молебен с акафистом. Адрес : 614014, г.Пермь, ул.Висимская, 4а Телефон : (342) 267-51-00 , 267-52-22 Подробнее... Белогорский Николаевский монастырь [ править править код ] В 1891 году в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии» на Белой горе был установлен семисаженный крест, прозванный в народе Царским (высота 10 м 65 см). Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства храм вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Пермский_край

Частица мощей И. П. была перенесена в Брагу (Португалия), где это событие отмечается 22 мая ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 486). На Руси Житие И. П. было хорошо известно, о чем свидетельствуют сообщения рус. летописей. В 1270 г. в Орде был замучен кн. Роман Олегович, отказавшийся отречься от Христа,- летописец сравнивает его страдания с мучениями И. П.: татары «отрезаша язык, и заткоша уста его (кн. Романа) убрусом, и начяша резати его по суставом [...] персты вся обрезаша и у ног и у рук, и устне и уши и прочая суставы розрезаша [...] И се убо сей новый мученик бысть подобен страстию Иакову Перскому» (ПСРЛ. Т. 10. С. 149). В 3-й четв. XI в. частицу мощей И. П. привезли в Киево-Печерский мон-рь из К-поля ( Абрамович Д. И. патерик. К., 1930. С. 6). Из описей собора Св. Софии в Вел. Новгороде известно, что в нем хранилось неск. частиц мощей этого святого (Описи имущества новгородского Софийского собора, XVIII - нач. XIX в. М., 1993. Вып. 2. С. 41, 43, 46). Есть сведения, что частица мощей великомученика находилась в Хутынском мон-ре ( Макарий. История РЦ. Т. 2. С. 160). В 1811 г. по благословению Амвросия, митр. С.-Петербургского и Новгородского, игум. Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге Таисия (Костромина) получила из новгородского собора Св. Софии ковчег с частицей мощей И. П. и с частицами мощей еще 24 святых (в наст. время находится в храме Всех святых этой обители). В 1560 г. Антиохийский патриарх Иоаким IV отправил вместе с купцом Василием Поздняковым Иоанну IV Грозному в числе даров частицу мощей И. П. (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 261, 263). Еще одна частица была подарена в 1603 г. царю Борису Годунову посланником К-польского патриарха архим. Феофаном ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 306). В 1-й пол. XVII в. частицы мощей И. П. неоднократно привозились в Москву из Сев. Греции: в 1622 г.- архим. Феодором из Хиландарского мон-ря и строителем Авксентием из Эсфигмена, в 1628 г.- Феофаном, одним из епископов Фессалоникийской митрополии, в 1629 г.- Паисием, митр. Фессалоникийским, в 1630 г.- Софронием, архиеп. Кассандрийским (Там же. 1860. Ч. 2. С. 10, 52, 65, 103).

http://pravenc.ru/text/200345.html

Осьмиконечный напрестольный крест длиною в 6 вершков, серебряный, позолоченный и украшенный стразами. Внутри его находится несколько малейших частиц Животворящего Креста Господня, сложенных в одно место, и 24 части святых мощей разных угодников Божиих. Когда и по какому случаю этот крест поступил в монастырь – неизвестно. Напрестольный серебряный крест, вызолоченный, длиною в 7 1/2 вершков. Внутри его помещается деревянный крест с пятнадцатью частями святых мощей разных угодников Божиих, которых имена означены на обратной стороне сребропозлащенного оклада. Когда и по какому случаю он поступил в монастырь, – неизвестно. Образ 26 разных угодников Божиих иконного письма на деке длиною в 8, шириною в 7 вершков, устроенный, как видно из надписи, в 1783 году. В средине этой иконы вставлен сребропозлащенный крест, в котором помещаются 26 частиц святых мощей. Рядом с крестом имеется сребропозлащенный ковчежец, в котором хранится часть Ризы Пресвятыя Богородицы величиною в 1/2 вершка. Эта святыня прежде находилась в кресте, а с 1847 года перемещена в ковчежец. Из описи монастырской видно, что икона поступила в монастырское имущество в 1825 году от Валаамского иеромонаха Дамаскина, по кончине его. Образ святого Афанасия, патриарха Иерусалимского, почивающего в Лубенском монастыре, с частицею его мощей; пожертвован в обитель неизвестным лицом в 1843 году. Образ преподобного Нила Столбенского с двумя частицами его мощей, украшен серебряною ризою; пожертвован в монастырь Санкт-Петербургским мещанином Димитрием Тисовым в 1845 году. Небольшой серебряный крест длиною в два вершка с шестью частицами мощей разных святых, коих имена означены на задней деке креста. Крест вставлен в икону, изображающую тех угодников Божиих, которых мощи в нем помещены. Когда и кем он пожертвован в монастырь, неизвестно. Серебряный крест длиною в 1 3/4 вершка с 5 частицами святых мощей Киево-Печерских угодников Божиих, полученных, как видно из надписи, в Киево-Печерской Лавре, 1735 года, но кем они получены, неизвестно. Равным образом неизвестно, как и от кого они поступили в Валаамский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

молился и осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали. Последние годы жизни И. провел в особенно строгом воздержании. Когда святой очень сильно заболел, монахи перенесли его из пещеры в монастырь, где на 8-й день он скончался. Игум. Иоанн и братия погребли тело И. в Ближних (Антониевых) пещерах. (Мощи в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, ныне считающиеся останками И., по-видимому, таковыми не являются, поскольку проведенное в 80-х гг. XX в. исследование установило, что эти мощи принадлежат человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте 18-20 лет; см.: Дива печер лаврських. С. 91, 92.) Судьба И. для последующих поколений рус. монахов была свидетельством опасности для новоначальных иноков трудного подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем иноческом житии. В повествовании Киево-Печерского патерика о Никите затворнике (см. Никита, свт., еп. Новгородский ) игум. Никон, пытаясь удержать молодого постриженика от ухода в затвор, ссылается на пример И.: «О чадо, несть ти ползы праздну сидети, понеже ун еси; уне ти есть, да пребудеши посреди братиа, да тем работаа, не погрешиши мзды своея. Самовидець еси брата нашего святаго Исакыа печерника, како прелщен бысть» (Древнерусские патерики. 1999. С. 36). Со времени прп. Феодосия для поселения в затворе необходимо было разрешение игумена, к-рое, как правило, получали уже опытные монахи. Почитание Начало местного почитания И. может быть отнесено к кон. XI - нач. XII в. Об этом свидетельствует наличие краткого повествования о святом в древнем Житии прп. Антония Киево-Печерского (2-я пол. XI в.), а также упоминание И. в числе 13 наиболее авторитетных печерских отцов, изгнавших беса из Никиты затворника. В каноне преподобным отцам Киево-Печерским, составленном Мелетием Сиригом ок. 1643 г., И. упоминается в 3-й песни: «Исакий, премногими страдании низложивый диаволскую прелесть, Тя, Христе, молит избавити от тогожде искушений» (Дива печер лаврських. 1997. С. 146). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание Печерским отцам установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. почитался в Торопце. В XIX в. в Благовещенской ц. бывш. Харитонова Кудинского мон-ря под Торопцом хранились гроб И., привезенный из Киева купцом П. Абоконовым, и частица мощей святого, принесенная в обитель в 1711 г. игуменом Кудинского мон-ря Иосифом.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Собор был закрыт, разорен (уничтожены иконостас и все убранство, вскрыт фамильный склеп Охотниковой, ее матери и отца), ограда разобрана, большая часть келейных и хозяйственных построек разрушены. В сохранившихся зданиях разместился детский дом, позже - колхозная контора, в соборе устроены столовая, клуб, тракторные мастерские. В 1995 г. сельский совет с. Никольского вместе со свящ. Николаем Мальцевым и директором хозяйства «Никольское» на общем сходе приняли решение о возрождении монастыря. Решением Синода от 21 февр. 1996 г. монастырь был открыт. Из Белгородской епархии в М. М. м. была переведена мон. Киприана (Шишкина), ставшая 1-й настоятельницей возрождающейся обители. Ежедневные богослужения в обители совершал о. Николай Мальцев, затем прот. Мефодий, с 1997 г.- иером. Герасим (Трохов). 5 нояб. 1998 г. в автокатастрофе погибли мон. Киприана и 2 сестры (погребены близ монастырского храма), а также иером. Герасим (похоронен на территории орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря ). С февр. 1999 г. М. М. м. возглавляла мон. Антония (Лошина), с янв. 2003 г.- мон. Иоанна (Боярская), с июля 2010 г.- мон. Марфа (Лоджанская), возведенная в сан игумении. К июлю 2016 г. в обители проживали ок. 15 сестер. 17 окт. 2010 г. архиеп. Орловский и Ливенский Пантелеимон (Кутовой) освятил восстановленный Марие-Магдалининский собор. К 2016 г. построены каменная ограда, звонница, восстановлены 2-этажный и одноэтажный корпуса, заведено хозяйство. В соборе читается неусыпаемая Псалтирь. Среди святынь обители - ковчеги с частицами мощей Киево-Печерских преподобных (более 100) и др. святых, крест-мощевик с частицами мощей 14 святых, икона св. Марии Магдалины с частицей ее мощей, икона Собора Оптинских старцев с частицами мощей преподобных Оптинских, икона с частицей мощей мч. Вонифатия и др. Рядом с мон-рем расположен св. источник, освященный в честь Покрова Пресв. Богородицы. Лит.: Победоносцев К. П. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Свят. Синода по ведомству правосл. исповедания за 1884 г. СПб., 1886. С. 232; Пясецкий Г. М. История Орловской епархии. Орёл, 1899. С. 278-280; Зверинский. Т. 1. С. 288; Денисов. С. 642; Орловская обл.: Кат. памятников архитектуры. М., 1985. С. 98, 174, 187; Рыжкин Г. В. Ливенские дали. Орёл, 2000; Иоанна [Боярская], мон., Юрашевич С. С. Св. равноап. Марии Магдалины жен. мон-рь//Рус. мон-ри: Юг России. М., 2006. С. 80-89; Жарков М. А., Ливцов В. А., Лепилин А. В. История Орловской епархии. Орёл, 2007. С. 80, 108; Перелыгин А. И. РПЦ в Орловском крае: (1917-1953). Орёл, 2007. С. 34, 35; О торжественном богослужении в Марие-Магдалининском жен. мон-ре//Свет веры: Газ. Ливны, 2011. 9. С. 1; О посещении архиеп. Орловским и Ливенским Антонием Марие-Магдалининского мон-ря с. Никольское Должанского р-на//Там же. 2012. 5. С. 1; Головина Н. 130 лет мон-рю//Знамя труда: Газ. Долгое (Орловская обл.), 2014. 34. С. 3; она же. Мон-рь отпраздновал юбилей со дня возрождения//Там же. 2015. 42. С. 4.

http://pravenc.ru/text/2562016.html

После того как мощи преподобной перенесли в Киево-Печерскую лавру, жители Полоцка не оставляли надежды вернуть их в родной город. С 1580 года Спасский монастырь находился в ведении католического ордена иезуитов, затем пиаров 1 . Когда в 1832 году Спасо-Преображенский храм обители был возвращен православным, начались ходатайства о перенесении святыни в родной край; они продолжались 77 лет. Святейший Синод не давал разрешения на перенесение мощей главным образом из-за господствовавшего тогда в Полоцке иноверия. В 1870 году в Киево-Печерской лавре от мощей святой была отделена частица среднего перста правой руки и принесена в Витебск, где хранилась в ковчеге до весны 1871 года, после чего была передана в Полоцкий монастырь. И наконец, в 1909 году царь-страстотерпец император Николай II подписал резолюцию о возвращении мощей преподобной в Полоцк. Из Киева святыню перевозили по Днепру на пароходе 737 км, а затем несли на руках от Орши до Полоцка через Витебск 201 км. Эти памятные события вошли в историю как Свято-Евфросиниевские торжества, которые длились целый месяц. В местах остановок мощи преподобной встречали крестным ходом под звон колоколов. Люди в благоговении вставали на колени, держа в руках зажженные свечи. Храмы не могли вместить всех, желавших поклониться святым мощам, и часто службы проходили под открытым небом. В перенесении мощей участвовали члены императорской фамилии: греческая королева Ольга Константиновна 2 , великий князь Константин Константинович и будущая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Сохранились телеграммы, передающие дух тех событий, которыми обменялись жители Киева и Полоцка. Осознавая величие переживаемого момента, киевляне пожелали присоединиться к ликованию Полоцкого края и через городского голову приветствовали Полоцк следующей телеграммой: «Древний город Киев, бывший более семисот лет хранителем святыни, ныне объединился со всею Северо-­Западною Русью в высоком чувстве духовного ликования о знаменательном торжестве перенесения святых мощей преподобной Евфросинии, Промыслом Божиим направленных в Полоцкий удел, дабы многих привести ко спасению. Да процветет же под покровом святыни древний православный Полоцк, и да возродится вновь бывшая славная Полоцкая земля» . В ответ на это полоцкий городской голова также прислал телеграмму: «Мать городов русских — Киев. В знаменательный день отправления на родину покровительницы земли Полоцкой, святой княжны Евфросинии, Полоцк, в лице городской думы, приносит тебе глубокую сыновнюю благодарность за сохранение святыни его в века тяжелого для него испытания и молит Бога, да укрепит Он тебя на бесконечные века как источник духа, нравственного света, каковым был ты доныне. Молитва эта всей земли Полоцкой будет переходить заветом из рода в род, из века в век за твое величие и процветание, колыбель Православия Киев» . Благодаря этим торжествам почитание преподобной Евфросинии вышло далеко за пределы Полоцкой епархии.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnaya...

После освобождения Одессы, в 1945 г., управляющий епархией еп. Сергий (Ларин) обратился к патриарху Алексию I (Симанскому) с ходатайством об открытии в городе духовного учебного заведения. 18 апр. того же года Синод благословил организовать в помещении подворья пастырско-богословские курсы, торжественное открытие к-рых состоялось 15 июля 1945 г. Курсы располагались на 2-м этаже фасадного здания и занимали 14 комнат (актовый зал, аудитория, б-ка, читальня, кабинет ректора, комната преподавателей, комнаты воспитателей и спальни для слушателей). В 1946 г. курсы были обращены в Одесскую ДС, а монашеская община переведена в помещения одесского Илиинского подворья (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 231). В 1946-1947 гг. наместником подворья, которое в документах того времени называли Пантелеимоновым или Илиинским Пантелеимоновым мон-рем, упомянут иером. Владимир (Балык). В янв. 1948 г. по требованию уполномоченного по делам РПЦ П. А. Благова архиеп. Одесский Фотий (Топиро) закрыл Пантелеимонову обитель, размещавшуюся в стенах Илиинского подворья, а также запретил клирикам подворья служить в часовне на Октябрьском рынке (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 170). По решению Одесского исполкома от 4 мая 1961 г. помещения подворья передали в распоряжение Приморского исполкома для обустройства детской стоматологической клиники и детского комбината. В том же году семинария была переведена в одесский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. В 1961-1991 гг. на территории подворья располагались планетарий, завод «Эталон», военная часть, учебный корпус политехнического ин-та и проч. учреждения. 25 февр. 1981 г. Одесский исполком утвердил решение о признании здания подворья памятником архитектуры и градостроительства. 22 дек. 1991 г. исполнительный комитет Одесского областного совета передал подворье в бессрочное пользование Одесской и Измаильской епархии. В том же году в Пантелеимоновом храме была совершена Божественная литургия. В 1991-1992 гг. здесь служили настоятель прот. Аристид Руссу и иеродиак. Евлогий (Гутченко; впосл. митрополит Сумской и Ахтырский). По решению Синода УПЦ от 2 авг. 1995 г. при храме был учрежден мужской мон-рь, 15 авг. 1995 г. состоялся первый монашеский постриг. 11 марта 1996 г. по указу митр. Одесского Агафангела (Саввина) наместником О. П. м. был назначен игум. Аркадий (Таранов). 8 дек. того же года митр. Агафангел освятил главный престол монастырского храма вмч. Пантелеимона и передал обители частицу мощей ее небесного покровителя со Св. Горы. Правый придел соборного храма освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», левый - во имя прп. Сергия Радонежского. В нижнем храме приделы освящены в честь иконы Божией Матери «Державная» и во имя вмч. Димитрия Солунского. Среди др. святынь О. П. м.- распятие и 2 ковчега с частицами мощей святых, иконы прп. Алексия Карпатского, Оптинских старцев, Киево-Печерских преподобных отцов с частицами мощей, образ Божией Матери «Достойно есть».

http://pravenc.ru/text/2578191.html

Знаменский собор в 1999 году был признан памятником областного значения. Все это дает возможность для экскурсионного посещения собора разнообразными группами: туристическими; учащимися школ, колледжей, студентами вузов по руководством преподавателей; группами из Воскресных школ епархии. В качестве экскурсоводов привлекаются клирики собора. Настоятелю собора директором Областного детского экскурсионно-туристического центра было вручено официальное благодарственное письмо. Святынями собора являются: хоругви бывшей Знаменской церкви; дарственные иконы – Божией Матери Донская, Собор Архистратига Михаила и Покров Пресвятой Богородицы, подаренные губернатором А.Г. Тулеевым. По просьбе Владыки Софрония со святой горы Афон (Греция) была привезена копия Вратарницы – икона Божией Матери Иверская. В храме имеются также иконы с частицами мощей двенадцати Апостолов, привезенные из д. Даниловка Тяжинского района; свт. Иоанна Тобольского, свт. Филарета Московского, свт. Иосафа Белгородского, исповедника Луки, архиеп. Симферопольского и Крымского, прав. Феодора Санаксарского (Ушакова). Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх 26 апреля 2008 г. совершил.торжественную передачу Знаменскому кафедральному ковчега с частицами мощей 83-х святых, покоящихся в ближних и дальних пещерах Киево-Печерской Лавры. Мощи получены по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. 19 декабря 2008 г. в соборе состоялась торжественная передача частицы мощей свт. Николая Чудотвоца, еп. Мирликийского – дара епископу Кемеровскому и Новокузнецкому Аристарху от монсеньора Андония Николая, настоятеля прихода Святой Луции в Риме, посредством архиепископа Антонио Меннини, представителя Святого Престола в Российской Федерации. Эта частица мощей постоянно находится в соборе, в мощевике иконы свт. Николая Чудотворца. %20 " > Кузбасс Православный   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=10787

Первым настоятелем вновь открытого Христо-Рождественского собора был назначен протоиерей Василий Бильчук, который исполняет эти обязанности по настоящее время. Многолетнее служение протоиерея Василия Бильчука отмечено многими церковными и светскими медалями, а также богослужебно-иерархическими наградами. Многие годы своего пастырского служения отец Василий являет верность Богу словом и делом. В Христо-Рождественском соборе часто служит Глава Липецкой митрополии Владыка Арсений. А ведь, Архиерейская служба – всегда событие и праздник для верующих липчан. Святыни Христо-Рождественском собора: Среди особых храмовых святынь, находящихся в соборе в настоящий момент, следует назвать Икону Божией Матери Страстная (Одигитрия). В 1831 году, когда эпидемия холеры свирепствовала в Липецке и уезде, липчане со слезами обратились к Пресвятой Владычице, прося у неё избавления от страшной болезни. Совершён был крестный ход с иконой, и после нескольких дней поста и домашней молитвы, эпидемия прекратилась. Липчане приписывали такое благотворное воздействие чудотворной Страстной иконе Божией Матери. По молитвам у неё получали помощь и исцеления. Напротив иконы Божией Матери, с левой стороны, в таком же киоте со всходами расположена икона сщмч. Уара, епископа Липецкого, причисленного к лику святых на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году. Среди особых храмовых святынь, находящихся в соборе в настоящий момент, следует назвать фарфоровую раку с 81 частицей мощей Киево-Печерских чудотворцев из Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, а также частицами мощей свт. Тихона Задонского, свт. Митрофана Воронежского, прп. Илариона Троекуровского, вмч. Целителя Пантелеимона и Вифлеемских младенцев. Рака находится под фарфоровой сенью с множеством хрустальных лампад. Каждый раз, изучая новый материал о житии Святых, о жизни разных храмов и обителей, не перестаешь удивляться, как много всего в этом мире чудесного и, по истине, настоящего, живого… И каждый раз хочется сказать: «Чудесны дела Твои, Боже...»

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

Выслушав речь зодчих (строителей), присланных столь чудесно, преподобный Антоний сказал: «Дети мои! великой благодати Христос сподобил вас, – вы совершители Его воли. Звавшие вас, те благообразные юноши, были пресвятые Ангелы, а Царица во Влахерне – Сама, чувственно явившаяся вам, пресвятая, чистая и пренепорочная Владычица наша, Богородица и Приснодева Мария, стоявшие же при Ней воины – бесплотные силы ангельские»... И была основана, при чудесных знамениях, великая церковь , а древняя икона Божией Матери, ныне, как сказано выше, хранимая над царскими вратами в главном храме Печерской обители, по преданию, и есть именно та, которая была принесена строителями великой Печерской церкви из Греции от самой Богородицы. В средней части великой церкви, в конце правой стороны большого иконостаса, у южной стены хранится глава св. благоверного и равноапостольного князя Владимира в среброкованой гробнице. В западном, конце той же южной стены – гроб преподобного Феодосия Печерского , св. мощи коего перенесены сюда из Дальних пещер в 1090 году, т. е. через 17 лет после преставления преподобного. У гроба преп. Феодосия, вправо, икона свят. Христова Николая с частицею мощей угодника. В северо-западном углу церкви, влево от главного в неё входа, в серебряной гробнице хранятся частицы мощей святых Печерских. Тут же, впереди гробницы князя Острожского, защитника и покровителя православной церкви, приделана к стене икона преподобного Антония Печерского; сохранилось известие, что св. Дмитрий Ростовский , во время пребывания своего в Лавре, всегда молился перед этой иконой, ставшей таким образом вдвойне важным памятником святыни. Перейдём к северной стене. Близ иконостаса здесь – мощи св. Михаила, первого митрополита Киевского; сзади этой гробницы, в приделе св. первомученика и архидиакона Стефана в серебряной гробнице под золотым балдахином хранится персть св. архидиакона Стефана, принесённый в Лавру в 1717 году из Молдавского монастыря. Под алтарём Стефановского придела находится усыпальница, а в ней гробницы многих князей, гетманов и других, благодетельствовавших Лавре, вблизи же – склеп, в коем нетленно почивает тело тобольского митрополита Павла, скончавшегося в Лавре в 1770 г. К западной стороне Стефановского придела примыкает алтарь древней малой церкви во имя св. Иоанна Предтечи, устроенный в XI в.; ныне в этой церкви происходит обыкновенно отпевание умерших братий, прежде погребения их в назначенной для того Китаевской пустыни. За гробницей св. князя Владимира, в правом приделе великой церкви во имя св. Иоанна Богослова, у иконостаса – икона Божией Матери, древняя святыня, перед которой ещё в 1147 году молился св. князь Игорь во время его убиения. На другой (южной) стороне – гробница с частицами святых мощей, а также принесённые в Лавру в разное время святыни, именно: часть трапезы Христовой, часть ризы Господней, часть крови св. Иоанна Крестителя, часть мира из гроба святого великомученика Дмитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010