Прекращение музыкальной стилистической диктатуры Придворной певческой капеллы в церковно-певческой области и возможность издания нот для церковных хоров частным образом побудили некоторых предприимчивых лиц, большей частью певчих крупных частных хоров (например, Петербургского митрополичьего хора), заняться изданием партитур-сборников для церковных хоров. Составители таких сборников обладали, по-видимому, большими собраниями переписанных ими от различных лиц – регентов, певчих, любителей – партитур для церковных хоров. Туда входили и сочинения «неизвестных авторов», были также композиторы, которые давали некоторые свои не напечатанные нигде произведения составителю сборника для напечатания. Были также произведения разных композиторов XIX в., которые по тем или другим причинам не были напечатаны, так как не получили одобрения тогдашних директоров Придворной певческой капеллы (например, сочинения Старорусского, Дехтерева, Веделя). Составители новых сборников, по-видимому, руководствовались не стилистическими, а скорее коммерческими соображениями. Вследствие необыкновенно умножившихся в России церковных хоров, а также благодаря наличию хотя бы в основном кое-как музыкально осведомленных, закончивших краткосрочные регентско-учительские курсы регентов сильно увеличилась потребность в печатных нотах для церковных хоров. Составители сборников, чтобы успокоить совесть регентов-покупателей, брали от Придворной капеллы разрешение на печатание; при ставшей значительно более снисходительной цензуре капеллы такое разрешение давалось на весь сборник без особого труда. Оставалось найти издателя, который находился без труда. Такие сборники содержали песнопения всенощного ьдения и литургии, почти исключительно для смешанного хора, и находили хороший сбыт также среди вполне образованных регентов. Каждый регент имел возможность выбирать из сборника наиболее подходящую по силам его хора вещь. Наиболее серьезный из подобных сборников – это «Церковные хоры» Касторского (известного пензенского церковно-певческого деятеля); затем известны сборники Логунова, Киреевского, Карасева. Сборники эти, правда, обогащали репертуар церковных хоров, но только стилистически образованный и церковно-культурный регент мог отцедить в них действительно музыкально и стилистически ценный материал от материала ничтожного достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почему так? Весьма понятно: в изобилующих духовенством, центральных старорусских епархиях стремление к достатку гораздо слабее у духовных юношей, а готовности мириться с бедностью весьма много. Недостаток образованного духовенства ощущается на окраинах, особенно там, где священники богаты и отдают детей в гимназию, да и семинаристы, воспитанные в достатке у родителей, или уходят на мирские должности, или ищут в священстве прежде всего покойной и сытой жизни. Что делать? Ещё когда-то сказано, что «богатым трудно спасаться» ( Мф.19:23 ), а самоотвержения можно искать всегда скорее среди бедных, чем среди богатых. Итак, в настоящее время, когда определение на священнические места всецело сосредоточено в одной инстанции, последняя может наблюдать хоть относительную справедливость в предпочтении долее прослуживших на епархиальной службе перед только что окончившими курс, в предпочтении прилежных учеников семинарии перед плохими; наконец, внимательный епископ может узнавать и по существу благоговейных и богомольных юношей среди других легкомысленных и индифферентных и последним предложить предварительно усовершать себя в духовной жизни, в проповедании слова Божия, в церковном уставе и т. д. – на низших клировых послушаниях. Конечно, как во всяком земном учреждении, справедливость здесь наблюдается не всегда; бывают случаи, когда на назначение клириков влияют всякие секретари. Но всё же при таких печальных обстоятельствах, хотя и скверных, но, по крайней мере, имеющих однообразие, искатель священства будет испытывать меньше затруднений, чем при выборном начале. Даже в самом худшем случае, если в епархиальном управлении при дряхлости или болезненности владыки священный сан достигается через симонию, искатель священства, обладающий чуткой совестью, имеет возможность проситься в другую епархию; а что ему придётся делать при начале выборном? Узнавая о смерти священников, с лихорадочной поспешностью гнать из конца в конец родной епархии и по дороге встречаться с товарищами, стремящимися по тому же адресу с четвертями водки в своей повозке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нигде еще, кроме Херсона, я не был в епархии. Нынешнее лето я употреблял собственно для себя, принимал и продолжаю принимать ванны из морской и лиманной воды. Хотя не чувствую еще особенного улучшения здоровья; но все же могу служить с меньшим… 1 Взяты из трудов Киевской Академии, 1884, т.2, стр.593600. Здесь письма предварены таким замечанием. «В собрании бумаг Иннокентия, принадлежащим ныне Императорской публичной библиотеке в С.-Петербурге, сохранилось шесть писем преосв. Дмитрия к Иннокентию, представляющих несколько черт для его биографии. Два из них коллективные поздравительные письма к преосв. Иннокентию от лица главных представителей ученой корпорации Киевской духовной академии, во главе которой в качестве ректора стоял архимандрит Дмитрий. Нет сомнения, что эти письма, выражающие неподдельную горячую любовь и преданность лиц, всем обязанных Иннокентию, написаны не кем иным, как преосв. Дмитрием, так как представляют несомненное сходство в слоге, и чисто ораторских приемах с известными проповедями преосв. Дмитрия. Из остальных два писаны преосв. Дмитрием в бытность его ректором Академии Киевской, одно в 1845 году, другое в 1850 году; два в бытность его епископом Тульским, одно в 1852 году, другое в 1853 году». Напечатаны только четыре письма, которые мы и воспроизводим. Примечания к этим письмам тоже принадлежат трудам Киевской академии. 5 Скворцов, протоиерей Киево-Софийского собора, профессор Киевской Академии и Киевского университета. 8 Преосвященный Иннокентий много поднял хлопот для отыскания этих записок, в которых надеялся найти важные сведения для истории Киевской Академии и южно-русского края; о них он писал И.М. Скворцову и даже Д.Г.Бибикову, прося их позаботиться об отыскании этих записок. Преосв. Дмитрий первый сообщает Иннокентию об этих запиках. 11 Высокопреосвященнейший Антоний в мире А.А.Шокотов, родом из Харьковской губ., магистр 1-го курса Киевской академии, товарищ, значит, Иннокентия Херсонского ; бакалавр Киевской академии с 1825, с 1829 г. священник одной из церквей на Подоле; по смерти жены в 1834 г. монах: с 1835–1836 г. инспектор академии; потом ректор семинарий Полтавской и Псковской; с 1850 г. епископ, сначала Вольский, викарий Саратовский, потом Старорусский; с 1853 г. самостоятельный епископ Оренбургский, с 1858 г. Кишиневский архиепископ, сосед преосвященного Дмитрия по епархии. В 1871 г. он скончался в Кишиневе и погребен в кафедральном соборе; погребение совершал преосв. Дмитрий. По смерти его оставшиеся в довольно большом количестве бумаги переданы в музей при Киевской академии, оттуда и сняты копии печатаемых писем нашего автора к архиепископу Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Аналогично – по конфессиональной принадлежности. Здесь различен характерный нравственный менталитет, детерминируемый Нравственным крестом при оценке окружающей материальной и социальной реальности. Он различен у католиков (иже с ними различных протестантов) и православных. Католик, «обожествлённый» своими символами веры и литургией - формалист, назидатель - миссионер. А вот православный – изначально слуга Божий, искренний и вдумчивый. Различие обуславливает принцип филиокве - у католиков дух Божий исходит и от Сына. Ещё ярче национальный характер человека проявляется в обрядности его поведения и внешнем виде. Однако сегодня важнейшим аспектом определения национальности человека является его умное историческое мышление и его аксиология (оценка) исторических авторитетов. Например, тестовым вопросом здесь является: тебе ближе этот король... или тот король, с которым первый - воевал? И т.п. И ещё, в мононациональных государствах, таких как, например, Польша (92% поляки), национальность людей формально юридически определяется гражданством данного государства. А вот понятие «нация», например, в многонациональном СССР сталинского периода, включало в себя ещё и территорию, но принципиально не определялась при этом фактором религиозная конфессия. Исторический генезис формирования государственности «Великого княжества Литовского, Руского, Жомойтского и иных [земель]» (ВКЛ) был этнически славянским и православным. Все внутренние документы великих литовских князей писались на старорусском языке кириллицей, в том числе и все три Литовских статута (1529 г., 1566 г. и 1588 г., - последний действовал до 1840 г.). Ещё в XV в. путешественники, посещавшие Вильну, отмечали что «количество православных церквей вдвое больше католических» (Константинопольской православной церкви). Понятие «литовец», в его культурогенном национальном смысле, начало культивироваться на территории Российской империи после польского восстания 1863 г., когда, по ходатайству графа М.Н. Муравьева-Виленского, 25 августа 1866 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/02/go...

Тогда минует разруха нашей жизни, минует опасность для Отечества, и Сам Господь, как нашим предкам, изведет нам мужа мудра и добра. 315 А теперь в мире и спокойствии, в труде и полном послушании власти ведите себя и, подготовляясь к Учредительному собранию, выжидайте гласа Божьего, чтобы принять в свое время мужа избранного, как Божию нам милость, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем восхвалять и прославлять Господа Бога во веки веков. Аминь. 316 ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 96. Л. 37об. Машинопись. Подлинник; 2-й экземпляр. 156. Письмо архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) епископа Пермского и Старорусского Андроника (Никольского) 21 марта 1917 г. ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО Милостивый Архипастырь. Мне сделалось известным, что Пермский Исполнительный Комитет общественной безопасности отправил господину] Обер-Прокурору Святейшего Синода телеграмму с требованием об увольнении меня на покой, как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве сорганизоваться. Если это действительно так, и если г[осподин] Обер-Прокурор поставил вопрос о моем увольнении на покой, то долгом своим почитаю довести До Вашего сведения следующее. – Моя опасная для общественной безопасности деятельность, очевидно, заключается, во 1, в прилагаемом моем «Архипастырском призыве» от 4-го се го марта; во 2, в произнесенной мною 5-го сего марта в кафедральном соборе и произведшей несомненно сильное положительное впечатление проповеди, копия записи которой по записи записчика [стенографиста] и по моей собственной памяти при сем прилагается/подлинник за 87 от 8 марта был препровожден господину] Управляющему губернией Комиссару Временного правительства для опровержения кривотолков о ней через припечатание в «Вестнике Пермского края»-органе Пермского Исполнительного Комитета общественной безопасности, но проповедь и не возвращена, и не припечатана1/; в 3, в предложенной мною всему духовенству епархии стройной системе собирания и объединения всего православного народа через церковно-приходские попечительства, возглавляемые и объединяемые Епархиальным Стефановским братством; при сем прилагается копия с этого моего предложения, 317 успешное исполнение которого конечно могло бы уничтожить всякую уже и теперь открытую агитацию исключительно за демократическую республику; в 4, в том, что лично присутствуя на мною же открытых собраниях градо-Пермского и Мотовилихинского духовенства 318 и давая всем возможность высказаться, однако считаю нужным обнаруживать задор и неосновательность некоторых ораторов, очевидно и поспешивших пожаловаться о том [Пермскому Исполнительному] Комитету [общественной безопасности], а вероятнее всего и самому [Пермскому] Совету рабочих и солдатских депутатов, всем заправляющему по указке немецких и еврейских провокаторов, как и по всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее воспоминаниями поделился митрополит Новгородский и Старорусский Лев :  «Владыка Никодим не был келейным молитвенником в общепринятом понимании этого слова, когда человек несколько часов подряд стоит и молится на одном месте. Владыка до своего первого инфаркта целый день, а иногда и несколько дней подряд, работал. Мы, тогда еще молодые, не выдерживали такой нагрузки, а он выдерживал, потому как понимал, что определенную работу нужно сделать к конкретному часу или дню. Это воспитывалось и в нас. Если говорить о его духовной жизни, то он служил Литургию каждый день. Когда не было возможности, он причащался запасных Даров: я всегда их возил с собой. Получается, он ежедневно причащался. Евхаристия была центром всей его жизни».  Поздравления участникам открытия выставки направил губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов. Его озвучил начальник отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга В.Г. Иванов. Представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга М.В. Шапошникова поблагодарила собравшихся за сохранение памяти о владыке. Церемонию продолжил ректор СПбДА, один из авторов концепции выставки епископ Петергофский Силуан . Архиерей отметил важность сохранения благодарной памяти о владыке Никодиме:  «Для служителя Церкви необходимо быть добродетельным. Однако начало всякой добродетели заключается в благодарности. Сегодня представленная вашему вниманию экспозиция является скромным, но искренним благодарственным даром приснопамятному владыке Никодиму за его любовь, отеческую заботу и внимание, которыми он покрывал богословские школы Северной столицы. Личность владыки Никодима заслуживает огромного внимания именно сегодня, когда само время диктует для нас необходимость поиска примеров среди наших предшественников, чтобы нам в наших деяниях и трудах опереться на их бесценный опыт. Владыка Никодим и сейчас является наставником и учителем для священно- и церковнослужителей. Надеемся, что все те, кто сочтет для себя полезным посетить эту выставку, выйдут после нее обогащенные многими знаниями, а в их сердце будет царить чувство признательности и любви к этому выдающемуся иерарху».

http://patriarchia.ru/db/text/6056448.ht...

Итак, эти 48 обвиняемых всего из двух волостей — те самые свидетели обновления икон, которым место оказалось на скамье подсудимых. Читаем далее: «Вообще… в ряде волостей Новгородского и Старорусского уездов обновилось столько икон, что подсчитать их точно при данных условиях является работой весьма трудной. Однако органами дознания в этих уездах обнаружено более 150 обновленных икон…» Сколько же их было тогда по всей стране? Очевидно, волна обновлений началась раньше и не ограничивалась Новгородским уездом. Уже в 1921 году состоялся показательный суд Воронежского губтрибунала над верующими, принявшими участие в крестном ходе с обновленной иконой 11 . О том же говорят и описанные случаи в Киеве, и воспроизведенный выше по устному пересказу подмосковный. Явления происходили во множестве мест. Конечно, не обходилось и без народной психологии, без того бессознательного, но сильного протеста, который мог порой заставить принять желаемое за действительное. Так легко понять, что, когда уничтожались самые устои народной жизни, нравственные и духовные, чувство рушащегося миропорядка, великой неправды, могло отлиться среди крестьян в легковерие к чуду. Свидетельствовали в те годы об обновлении икон не церковные комиссии и экспертизы, а приходские священники (в данном новгородском случае о. Виктор и о. Иван Наговские, о. Тимофей Абусин и другие) и порой признавали обновление подлинным, порой же сомневались или отрицали его. Затем и свидетелями обновления икон и священниками занялась экспертиза, но уже судебная, задача которой была не выявление факта, а подготовка обвинения в фальсификациях. Выпишем из «Обвинительного заключения» несколько типичных свидетельств. «17 ноября 1924 года, — читаем мы, — Дарья Александрова (д. Закибье, Медведской волости, Новгородского уезда), которая ранее считала себя человеком неверующим и среди населения слыла за коммунистку, объявила об обновлении принадлежащей ей иконы «Троеручицы Божией Матери» и распространила слух о чуде, виденном ею при обновлении. Этим чудом, по рассказам Александровой, явилось то, что от иконы якобы сыпались искры, когда перед нею зажигалась лампадка. Сама Александрова после этого одела на шею крест, коего раньше не носила». За свое свидетельство Д. А Александрова оказалась на скамье подсудимых и была осуждена по статье 120й Уголовного кодекса.

http://azbyka.ru/chudo-obnovlenija

1594 См. статью И. И. Малышевского : «Евреи в южной Руси и Киеве в X-XII веках», помещённую в Трудах Киевской Академии 1878г. Чтобы Евреи явились в Польше и, следовательно, из неё могли переселяться в Россию ранее второй половины XI в., это отрицает Graetz в своей Geschichte der Juden, объявляющий еврейско-польские монеты XII века за augenscheinliche spuria, – VI, 69. 1595 Жидовские ворота, – Ипатская летопись, 2 издание стр. 232 и 296, в «Ярославлевом городе первые от Золотых в ту или другую сторону (по Закревскому Летопись и описание г. Киева, нынешние Львовские, на север от Золотых). 1596 В 1113г., после смерти Святополка Изяславича, Киевляне в числе других ненавистных им людей грабили Жидов (Ипатская летопись), причиной чего с совершенной вероятностью предполагают страшное ростовщичество последних (Малышевский). Старорусское слово «кабала» (дать на себя кабалу – вексель, и идти в кабалу – заживать взятые в долг деньги), вероятно, происходит от еврейского слова кабал, что значит схватить, связать. (Так как дававшие на себя векселя и вообще занимавшие деньги подвергали себя опасности арестов). 1597 Под 1288г. упоминаются Жиды (но не видно, как оседлые или только как временные жители) во Владимире Волынском,– Ипатская летопись, 2 издание стр. 605 (При Андрее Боголюбском Жиды, как следует понимать летопись,– Ипатская, 2 издание стр. 401, не жили постоянно во Владимире Кляземском, а только приезжали в него торговать). 1599 Нестор в житии, по изданию Бодянского л. 24 sub. fin. Не совсем ясно, что значит: тайно от всех («отаи всех»); как будто должно понимать это так, что явные укоризны Жидам были делом недозволенным. 1600 Митрополит Георгий, неизвестно с какого года и по какой занимавший кафедру, упоминается под 1072 и 1073 годами; митрополит Никифор Ι занимал кафедру с 1103 по 1123 год; монах Феодосий жил во второй и третьей четвертях XII века. 1601 Письмо у Миня в Патрологии t 102 р. 781; исчисление в нём отступлений латинян § 11 sqq. (написано вскоре после смерти папы Льва IX, – § 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Автор книги на самых простых примерах показывает, что язык организует собственный хронотоп (время и пространство) – не абсолютный, где называется точное место, а также дата, а относительный, где тон задают поступательные лингвистические процессы, которые относятся друг к другу и соотносятся между собой. именно они становятся для слов безошибочными ориентирами. Например, лексико-семантическая группа «короткая одежда» в исконном своем ядре по причине сурового климата была малочисленной: душегрея, душегрейка, телогрея, телогрейка, нагрудник, безрукавка. Однако с середины xvii века на Русь пришла западная мода. И наши предки стали носить курты, куртки, куртишки (заимствование из латыни через польское посредство), а затем и бостроки (бостроги), которые переняли у немцев. Изучив памятники письменности, Г.В. Судаков свидетельствует: «Процесс отбора наиболее подходящего наименования для короткой верхней одежды, начавшийся в старорусский период, завершается «победой» слов безрукавка для одежды без рукавов и куртка – для одежды с рукавами» (с. 27). Указанные примеры иллюстрируют, как язык осуществляет объективную селекцию, как он отправляет слова в пассивный запас и перераспределяет их из литературной разновидности в диалектную. Кроме того, они демонстрируют, как на почве исторической лексикологии сихронизируются разновекторные процессы, происходящие с исконными и заимствованными словами (см. также лексико-семантические группы «Супы», «Сумки», «Длиннополая одежда»). Каждый историк языка несказанно гордится тем, что он в пыльных и потускневших памятниках нашел и изучил слова и выражения, которые навсегда ушли из языка, оставшись, однако, знаками самобытной культуры. Есть такие «раритеты» и в книге Г.В. Судакова: крестоватик (крестовик) «одежда, подбитая мехом песца-крестовика», ошетни «сапоги из свиной кожи с неопаленной щетиной», рубуша «коробка, свернутая из куска бересты и прошитая тонкими прутиками», пуз «мера для хлеба и соли», каша соковая «каша с пареными овощами». Таким образом, книга «живое русское слово» заставляет задуматься над дискуссионными вопросами современной лингвистики.

http://pravoslavie.ru/63.html

Памятник святым Кириллу и Мефодию будет установлен в Саратове 14 января 2009 г. 19:06 Памятник славянским просветителям откроется в Саратове перед главным корпусом госуниверситета в конце мая во время проведения Дней славянской письменности и культуры, сообщила журналистам в среду заместитель председателя правительства Саратовской области Наталия Старшова. «На представленном эскизе Мефодий держит в руке Евангелие, а Кирилл — свиток с изображением славянского алфавита, выполненного в старорусском стиле письма. Высота памятника — 4,5 метра, фигуры будут отлиты из бронзы, а постамент предлагается выполнить из красного гранита», — сказала Старшова. Планируется, что памятник будет сооружен на спонсорские средства. Она напомнила, что в 2009 году Саратов станет столицей проведения торжеств, посвященных славянской письменности и культуры. С 1991 года этот праздник приобрел статус государственного и проводится всякий раз в российских городах — Мурманске, Новгороде, Костроме, Владимире, Самаре, Воронеже, Смоленске, Ярославле, Москве, Ханты-Мансийске, Пскове и других. «Мне кажется очень правильной идея сделать центром проведения этого праздника не Москву, а различные российские города. И каждый регион должен завоевать это право. Можно сказать, что мы выиграли некий конкурс и здесь сыграли свою роль культурные традиции города — не зря Радищевский музей у нас и третья в стране консерватория, и то обстоятельство, что в последние годы в нашей области активно ведется деятельность по возвращению исторической памяти, восстанавливаются, обновляются храмы, строятся новые», — отметила зампред правительства. На все праздничные действа, которые будут проходить в Саратове, средства выделяются из федерального бюджета. Кроме того, министерство культуры области в соответствии с принятой целевой программой развития культуры на 2009-2012 годы предусматривает дополнительное выделение средств в объеме 54 миллионов рублей. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/526040.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010