Теперь, деточка, буду отвечать по порядку на прежние письма. В переживаниях твоих сердечно тебе сочувствую. Да поможет тебе Господь и утешит имиже весть судьбами. Молюсь о тебе всегда, особенно когда получаю от тебя письма, ибо чувствую, что без помощи Божией ничего не сделаешь, что я сам, как человек слаб, я немощен, и не в состоянии дать той помощи, какая требуется. А молитва чудеса творила и творит, особенно тогда, когда молитвою испрашивается благое, спасительное дело; меня же в данном деле двигает лишь желание спасения твоего и моего, спасения вечного, не временного, скоропреходящего. Участь всех хотящих спастися – страдать. Поэтому, аще страдаем – да радуемся, ибо содеваем спасение. Письмо твое, присланное с ручной оказией, я получил. Не беспокойся, податель письма мною признается благонадежным. Лично я мог бы много сказать, но в письме скажу, что он мой духовный сын, и зла мне не мыслит, и не допускаю, чтобы он на меня наговорил чего-либо. Лицо, которое меня осуждало (и теперь осуждает), и с которым был официальный разговор обо мне, живет в Козельске. Так можно сказать по предположению, но очень верному: ибо мне однажды в присутствии о. Архимандрита о. Благочинный сказал, что я уже назначен был к переводу из О.П. в Мещевск или в Добрый – не помню, но что он защищал меня и достиг своей цели: я остался. Одновременно со мной назначены были к переводу еще 2 лица из О.П., но в другие монастыри (всех порознь). Все мы трое находились в первом положении у лица, жившего тогда в О.П., а теперь в Козельске, и о том, что от этого лица была принесена на меня жалоба, мне сказал принимавший жалобу, и даже по содержанию ея сделал мне лично кое-какие приказания, не выслушивая моих объяснений. Для меня это не новость. Но все прошлое и все настоящее, и угрозы на будущее не должны меня заставить изменить моих решений, ибо они основаны на слове Божием, на заповедях Евангельских и церковных. Я – монах, а монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. Ни прещения, ни угрозы, ни даже смерть не должны заставить монаха презреть заповедь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Что же касается до земель присяжных князей Одоевских, Белевских, Воротынских, то здесь границ определить нельзя, потому что, по собственным словам Uoahha III , эти князья служили и его предкам и предкам Казимира литовского, на обе стороны, сообща; мы знаем также, что город Одоев, например, разделялся на две половины: одна принадлежала линии князей, зависевших от Москвы, а другая – линии князей, зависевших от Литвы. Из переговоров между московскими боярами и литовскими послами при Иоанне III мы знаем также, что договоры, заключенные с Литвою при Василии Дмитриевиче и сыне его Василии Темном, были невыгодны для Москвы, которая должна была тут уступить волости, принадлежавшие ей по прежним договорам, заключенным при Симеоне Гордом и брате его, Иоанне II. При Олгерде половина Серенска принадлежала Москве, а другая половина – Литве; в договоре Василия Темного с Казимиром Козельск был написан на обыск, т. е. по заключении договора должно было обыскать, кому этот город принадлежал прежде; но обыска не было, и Козельск остался за Москвою. Со стороны Смоленской или Верхнеднепровской области границею между московскими и литовскими владениями была сначала Угра, потом далее, на севере, границ Москвы и Твери с Литвою должно искать по водоразделу между речными областями Днепра и Волги. Границы между Литвою и новгородскими (с псковскими) владениями должны были оставаться те же самые, какие были между Смоленским и Полоцким княжествами и Новгородом. Как на востоке были волости, находившиеся в смесном владении у новгородцев и великих князей владимирских, например Торжок, Волок, Бежичи, так и на юге были такие же смесные владения у новгородцев и великих князей литовских; таковы были Великие Луки, Ржева (Новгородская) и еще волостей десять, менее значительных: все эти земли принадлежали к новгородским владениям, но дань и некоторые другие доходы шли с них великому князю литовскому; как в Торжке были два тиуна – новгородский и московский, так и на Луках сидели два же тиуна – новгородский и литовский, и суд у них был пополам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Паисий был настоятелем монастырей Драгомирны, Секула и Нямца (в Молдавии). В. Лясковский, Братья Киреевские, стр. 46–48. Житие и писания мол давского старца Паисия Величковского . М. 1892, третье изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. Биография о. Паисия помещена была в первый раз в «Москвитянине» 1845 г. кн. 4. 156 На Афоне Паисий нашел нужные для перевода подлинники одновременно стал учиться по-гречески и переводить. При жизни Паисия в Москве вышла одна из переведенных им книг «Доброолюбие», в 1793 г. 157 Е. В. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни. Св. Троицк. Лавра, 1902 г. стр. 84–85, 87. 158 Оценивая значение книгоиздательской деятельности Оптиной пустыни, деятельности, совершавшейся не без участия Киреевского автор «Исторического описания» пустыни между прочим пишет «Под влиянием запада Европы печать в России породила громадное количество литературных произведений, отвлекающих читателей от неотразимых вопросов духа человеческого, или решающих оные поскольку неверно, постольку и дерзко, о том: откуда и кто мы, отчего несчастны, где спасение, что должно делать, чтоб и быть мудрыми в своей жизни и достигнуть счастья и что ждет нас впереди? Ответов на эти вопросы ни одна наука дать не в силах; между тем как на все эти запросы, присущие каждой человеческой душе, уже дан ответ свыше Создателем всего мира в Откровении и вера с достаточною ясностью и убедительностью разрешает эти вопросы. Кто сам на себе испытал животворные действия Божественной благодати, у того уже исчезает всякое сомнение в цели жизни» (85–86 стр.). До предпринятого Оптиной пустынью издания аскетические святоотеческие сочинения были распространены у нас мало, так как за малыми исключениями существовали в рукописях (там же, стр. 85). В частности «Добротолюбием» интересовался между прочим кн. В. Ф. Одоевский и даже рекомендовал эту книгу другим. Возможно, конечно, что Одоевский узнал эту книгу через Киреевского. Сакулин, В. Ф. Одоевский, т. I, ч. 3, стр. 393. 159 См. письма И. В. к о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Козельск, – этот „злой“ город, как назвал его некогда лихой татарин Батый, встретивший упорное самоотверженное стояние козельчан за веру и отечество, – отстоит в 5 верстах от Оптиной пустыни. Миссионерствующие пастыри совершили своё паломничество ранним утром per pedes apostolorum. Прелестное местоположение занимает захудалый, захолустный городок Козельск, насчитывающий ныне только 5 т. жителей, тогда как, по преданию, Батый перерезал там более 10 т. людей. Климат этой полосы центральной России считается самым благорастворённым и здоровым. По направлению к Оптиной пустыни картина дивной природы развёртывается во всей своей красе, чаруя душу паломника всеми Божьими дарами... По выходе за город, вашему взору представляется возвышающийся холм с безграничным морем зелени, это – вековой лес, раскинувшийся на пространстве 3–4 тысяч десятин (принадлежащих монастырю и помещику Кашкину). Но вот вскоре выплывают из этого зеленеющего, волнуемого на этот раз ветром, моря золотистые кресты, шпили и главы монастырских церквей, а вслед за ними вырастает целый городок монастырских зданий. Обитель обнесена, белой стеной и окаймляется с трёх сторон зелёной пеленой фруктовых садов, на этот раз одетых в разноцветную пышную одежду, в которую не облачался и Соломон во всей своей славе... На пути перед самым входом в пределы монастыря вы неожиданно встречаете быстро текущую реку Жиздру, змеёй извивающуюся у подножия обители. Обитель, по завету почивших старцев, не делает моста, а содержит свой перевоз (паром), которым заведует один из иноков. Запоздавший на той (городской) стороне обитатель пустыни рискует остаться „вне врат“, а это несомненно имеет своё дисциплинирующее значение... Паломничество более 50 пастырей невольно привлекло в обитель из города много и мирян. Отслушав обедню, миссионерствующие иереи совершили панихиду, которая длилась около часа. Пели сами оо. миссионеры мощно, стройно, умилительно, читал истово бывший раскольничий уставщик, а ныне ревностный миссионер о. Жаров. По совершении богослужения, здесь же в обители съезд заканчивал свои совещания, а затем в 2 ч. дня в монастырской трапезной предложена была строгая иноческая трапеза, на которой вместе с оо. миссионерствующими пастырями разделила хлеб-соль и старейшая братия, во главе с схимником о. Иларионом и старцем о. Венедиктом. Всё было по уставу. Применение последнего составляли лишь живые, прочувствованные речи вместо обычного затрапезного чтения. В речах ораторы призывали и вдохновляли пастырей к подвигам миссионерского служения, столь важного вообще, в наше смутное время в особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приехали вдвоем к именинам Батюшки, к 29 ноября, и прожили две недели. Съехалось много народа из Москвы, из Козельска, из Гомеля. Все говели и причащались у о. Никона, вместе с Батюшкой, запасными Дарами, привезенными им из Козельска. Когда о. Никона еще не было, Батюшка вдруг объявил, что он сам будет исповедовать только хозяина (Андрея Евфимовича), Марию Евфимовну, о. Адриана и меня, а все остальные пусть ждут о. Никона. Все взволновались, беспокоились, но потом все уладилось. Отец Никон с о. Адрианом отслужили торжественную всенощную, а утром обедницу. Батюшка был такой светлый, радостный, вышел к общему столу и со всеми пил чай. Постепенно все стали уезжать, но у о. Адриана столько было вопросов относительно дальнейшего устроения нашей жизни, что он ждал их разрешения. Мы пробыли и вторые именины Батюшки, то есть 6 декабря: Батюшка в миру был Николаем. Опять все присутствующие говели. В этот раз, 6 декабря, служил обедницу и причащал о. Адриан. Интересный случай произошел с одной художницей, Ниной Владимировной (из наших мест). Она сидела и рассуждала, что не все ли равно, у кого ей исповедоваться. И вот Батюшка ее одну отказался исповедовать и послал к о. Адриану. В эту нашу поездку к Батюшке удалось получить его изображение и набросок группы: Батюшка, о. Никон и о. Адриан, и слепок с головы Батюшки из воска. Все это я упросила сделать Нину Владимировну, художницу, без благословения Батюшки, так как он сниматься не хотел, говоря: «Отцы святые нам это не заповедовали». Я была очень рада, так как нельзя было сказать, что уж очень хорошо нарисовано и слеплено, но все-таки Батюшка был похож, а получить другое изображение Батюшки надежды не было. Батюшка нам сказал возвращаться в Ромны, а после Крещения о. Адриану уехать в Киев, мне же пока пожить дома. Во все это наше пребывание у Батюшки я, по обыкновению, переписывала: переписала акафист Божией Матери «Целительницы», который Батюшка сказал читать, когда о. Адриан заболевает, акафист перед принятием Святых Тайн и всякие выдержки из различных книг. Отец Адриан же решал свои вопросы. Батюшка меня называл его секретарем и казначеем и вообще, как всегда, отпуская нас, говорил, что мы еще увидимся. Когда же я напомнила, что Батюшка мне обещал свой крестик, он сказал, что его не нашел, а к следующему разу приготовит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 162  голоса:  4.2 из  5) Часть III. 1923 год По возвращении от б. Нектария мы стали собираться. Больная наша Анисья заплакала, ей так не хотелось идти в мир… Тогда я предложила ей поселиться со мной. Еще две сестры больничных – Поля и Даша — изъявили желание быть с нами. Надо было спешно уезжать из Шамордина, так как наступал март месяц, а потом дорогу уже развезет. В один из ясных дней я отправилась в Козельск искать квартиру. Прежде всего я зашла я старушке Марии Ивановне, где когда-то жил Севочка. Так как она старожилка Козельска, то может указать мне, где бы найти квартиру. Она даже пошла со мной по городу искать: весь день мы ходили но ничего подходящего не нашли. Тогда я подумала: что же это я не исполнила, что мне сказал о. Нектарий. Вспомнила про Еремеевых, а они встретили меня там, как будто давно ждали. Они купцы, у них громадный дом, разделенный на три части. Их три брата: семейные, очень верующие. У второго брата под курятником, во дворе, есть еще помещение, которые они и предложили нам с большой радостью. Плата только три рубля. Они обещали протопить несколько раз к нашему приезду. Одна из наших больничных сестер, более энергичная и еще не решившая, куда поедет, осталась в нашем помещении, чтобы ликвидировать наше больничное хозяйство и рассчитаться с совхозом, который теперь владел всеми монастырскими постройками. В деревне мы нашли сани-розвальни, уложили на них свои вещи и уложили больную монахиню Анисью и отправились в путь. Я иногда садилась, иногда тоже шла. Дорога была трудная, снег уже начал таять. Но доехали благополучно. Хозяева радушно встретили нас: комната была вытоплена. Это была четырехугольная низкая комната с маленькой печкой и лежанкой посередине. Мы разделили комнату занавеской на четыре части. Сейчас же у входных дверей — скамейки и стол (наша трапезная). Угол без окна — там две кровати сестер; дальний угол с окном — для больной; еще напротив светлый угол — мой. Устроились мы в Козельске одними из первых, поэтому к нам постоянно заходили идущие из монастыря: или переселялись в Козельск, или (еще чаще) ехали на родину. Мы сшили из нескольких, взятых нами из больницы половиков три матраца из соломы для приходящих. Когда потеплело, приходящим можно было располагаться на полу и еще на кухне. Заходили к нам и батюшки из Оптиной пустыни, которые тоже постепенно расходились из монастыря и советовались, где бы подыскать помещения. Мы, конечно, были рады приютить их, чтобы они отдохнули. Все ведь были так встревожены. В Оптиной пустыни образовалась артель, некоторые из младших записались там работать, а старикам надо было уходить .

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Щит увенчан обыкновенным дворянским Шлемом с дворянскою на нем короною и тремя Страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложенный золотом». Далее, в Общем Гербовнике сообщаются некоторые сведения о Кошелевых,– «Предок рода Кошелевых Аршер Кошелев, выехал в Россию к Великому Князю Василию Иоанновичу из Польши и пожалован поместьем. Потомки сего Аршера Кошелевы, многие Российскому престолу служили Воеводами и в иных чинах в жалованы были от Государей в 7116/1608 и других годах поместьями. Все сие доказывается жалованными на поместья грамотами, справками разрядного Архива, Вотчинного Департамента и родословною Кошелевых, означенными в присланной из Московского дворянского собрания дворянской родословной книге». К этому именно роду Кошелевых принадлежала Екатерина Михайловна, мать о. Серапиона Машкина. По прямой линии ее происхождение таково: Аршер Кошелев, получил поместья при вел. кн. Иоанне Васильевиче в Рязани, Козельске и Белеве: потомок его – I. Василий Кошелев (но смешивать его с Василием Кушелевым) жил во 2-ой половине XVI ст. II. Семен Васильевич, и 1608, убит в Козельске. III. Иван Семенович, пожалована ему вотчина дяди Тимофея Васильевича. умершего бездетным в Козельском уезде (11 июля 1621 г.); Козельский городовой дворянин (1627–1629) и выборный, бывший на соборе 3 января 1612; воевода и Волхове (1650–1651); пожалован в московские дворяне (1652). IV .Дмитрий Иванович, жилец; служил у стола государева при приеме Грузинского царя (6 июля 16.58); дворянин московский (1675); переписчик вотчинных и поместных земель Казанского уезда (1678); ездил за царицею (1688); межевщик поместных и вотчиных земель (1642). V. Феодор Дмитриевич, родился 1678: в службе с 1683; стольник царицы Прасковии Феодоровны (1692); был под Азовом и Нарвою; капитан (1706); за участие в Полтавском сражении пожалован в при- миер-майоры (1709); подполковник (1710); полковник киевского гарнизона Черниговского полка (9 марта 1730); главный комиссар генеральной пограничной комиссии на польской границе (1737); бригадир, комендант в Переволочне; уволен от службы генерал -майором (18 марта 1854).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царские предатели, пытавшиеся бороться с красными, терпели поражения. Генерал Алексеев со своими белогвардейцами, сражавшимися не за монархию, а за Учредительное собрание, был разгромлен. Сам он в том же 1818 году умер от тифа на Кубани. Божье возмездие настигло его во благовремении. В 1919 году в государстве усугубилась всеобщая разруха. Хотя Оптина Пустынь попала в список историко-культурных памятников и потому должна была быть сохранена, ее теснили и исподволь уничтожали. Настоятеля и других монахов арестовывали, но пока, до времени, отпускали. В 1922 году вместе со старцем Анатолием арестован был и владыка Михей, их доставили в Калугу, но потом отпустили. В 1923 году архимандрит Исаакий и многие монахи вынуждены были покинуть обитель и поселиться на частных квартирах в Козельске. Владыка Михей поселился близ этого города, в деревне Морозово, у родственницы своей покойной супруги, имевшей там небольшую усадьбу. Владыка был болен, но изредка служил в приходском храме. В мае 1923 года по требованию Калужского губисполкома оптинские монахи должны были покинуть пределы губернии и возвратиться каждый на место своего рождения. Находившиеся в Козельске иноки во главе с архимандритом Исаакием написали общее заявление с просьбой отменить это требование, так как в родных местах у них не осталось никого за давностью времени. Написал бумагу в таком же духе и владыка Михей. «Когда ликвидировалась Оптина Пустынь, – писал он, – тогда мне, проживавшему там на покое, предложили уехать оттуда, и я поселился в деревне Морозово Козельского уезда, у дальней родственницы своей покойной жены. Будучи преклонного возраста, мне 73 года от роду, и страдая грудной жабой и астмой с пороком сердца, а также геморроем при сильных кровоизлияниях, я не только не способен к переездам, но даже не могу обходиться без посторонней помощи. 18-го сего мая ко мне пришел председатель исполкома и потребовал, чтобы я в 24 часа уехал на родину в Петроград. Я указал ему, что при своей болезни и возрасте, а кроме того, не имея совершенно средств, я этого исполнить не могу да к тому же, с малолетнего возраста уехавши из Петрограда, не имею там никого, кто взял бы меня на жительство и прокормление, тем более что нуждаюсь еще в особом уходе за собой.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

32. Галине. Вам-то уж точно подписываться не надо. Это явно не ваше дело. 31. На 28. М.Яблокову " - Один старец известного подмосковного монастыря, ознакомившись с этим письмом козельских православных верующих, благословил собирать под ним подписи... " .................. Не вижу - под чем здесь подписываться. " Один старец " - это кто? " известного помосковного монастыря " - это где? " благословил собирать подписи " - кого благословил, да и благословил ли? А сообщает нам обо всем об этом некто, пишущий на форуме РНЛ под ником М.Яблоков. - Ну а это-то кто? Нельзя же всерьез относиться к предложению неизвестно чего, исходящему неизвестно от кого! Да и наконец - нельзя подписываться под комментарием! Какое же это Обращение к Патриарху? Это шутка какая-то. Похоже на розыгрыш это все. А дело ведь совсем не шуточное. Вы, уважаемый Яблоков, если хотите, чтобы люди восприняли Ваш призыв всерьез, то сами должны быть серьезным. Обратитесь с предложением к Редакции РНЛ. Попросите разместить текст Обращения, сопроводив его благословением Старца. Не сомневаюсь, что Редакция захочет узнать об этом благословении по-конкретнее, может даже потребовать подтверждений. Но если Редакция разместит текст Обращения и призыв к сбору подписей появится от имени Редакции, то люди начнут подписываться, я уверенна. И я подпишусь. Конечно очень важно, чтобы заголовок Обращения продержался на главной странице сайта подольше, хотя бы неделю, а не ушел в архив на другой же день. Надо чтобы все читатели сайта успели подписаться. Ну а потом это обращение должно пойти по адресу, я так понимаю, что в Патриархию. Согласится ли Редакция на все эти действия? - Нужно спросить у Редакции. Вот и спросите, если не шутите, уважаемый Яблоков. Дорогие братья и сестры! Один старец известного подмосковного монастыря, ознакомившись с этим письмом козельских православных верующих, благословил собирать под ним подписи МИРЯН в храмах Москвы и других российских городов. Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/23/...

Во время Отечественной войны 1812 г. Калуга играла стратегическую роль. После захвата Москвы французами она стала важной тыловой базой, где располагались запасы продовольствия, были устроены госпитали, формировалось ополчение. В Тарутинском сражении рус. войска разгромили авангард франц. армии под командованием И. Мюрата. В губернии действовали партизанские отряды, в т. ч. армейские. В окт. 1812 г. Наполеон начал движение из Москвы на Калугу, надеясь пополнить здесь запасы, однако в ходе ожесточенного сражения за Малоярославец был остановлен и повернул на разоренный Смоленск. В 1897 г. в Калужской губ. проживали 1 132 843 чел., в 1916 г.- 1 567 242 чел.; население правосл. исповедания составляло ок. 96% жителей губернии. В 1920 г. Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ., в 1922 г. Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ. В 1929 г. Калужскую губ. упразднили, ее территория была разделена между Московской и Западной областями. С 1934 г. Калуга входила в состав Тульской обл. В 1941 г. территория К. о. была оккупирована немецкими войсками. В ходе контрнаступления под Москвой 30 дек. 1941 г. Калуга была освобождена, некоторые районы К. о. были оккупированы до лета 1943 г. 5 июля 1944 г. была образована К. о., территориально отличавшаяся от Калужской губ. В К. о. вошел Юхновский р-н, бывш. Лихвинский у. отошел Тульской обл. К. о. при образовании была разделена на 27 районов: Бабынинский, Барятинский, Боровский, Высокиничский, Детчинский, Дзержинский, Дугнинский, Думиничский, Жиздринский, Износковский, Калужский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Угодско-Заводский, Ульяновский, Хвастовичский и Юхновский. В нач. 50-х гг. XX в. были образованы Лев-Толстовский и Ферзиковский районы. Важнейшими событиями послевоенного времени в К. о. стали запуск в 1954 г. 1-й в мире атомной электростанции и строительство вокруг нее г. Обнинска - крупного научного центра, в 1956 г. получившего статус города обл. подчинения. В 1959-1974 гг. в территориально-адм. делении области происходили изменения. В настоящее время К. о. разделена на 24 района (Бабынинский, Барятинский, Боровский, Дзержинский, Думиничский, Жиздринский, Жуковский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Ульяновский, Ферзиковский, Хвастовичский, Юхновский) и 2 городских округа, имеет 22 города, 7 поселков городского типа, более 3 тыс. сельских населенных пунктов. Религия

http://pravenc.ru/text/1320159.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010