В Соборе Тульских святых преподобному традиционно отводится почетное место. На иконе «Святые и подвижники благочестия, в Тульской земле просиявшие» (1987, собор Всех святых в Туле) М. изображен в центре: в схиме, с посохом, благословляющим десницей. На иконе «Образ святых Тульских» из Успенского собора бывшего жен. Успенского мон-ря М. представлен в верхнем регистре обращенным в молении к Казанской иконе Божией Матери, возносимой ангелами в полукруглом небесном сегменте. Изображен М. (в 1-м ряду) и на иконе Собора Тульских святых из Щегловского тульского Богородицкого мон-ря. На иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святых, в земле Российской просиявших» 1934 г., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ) и кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) образ М. находится рядом с группой Калужских святых - в зеленой схиме и коричневом одеянии, руки повиты мантией, атрибуты отсутствуют. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Церковно-ист. исслед. о древней области вятичей//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 87. Примеч. 161; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18854. Ч. 1. С. 150; Чествование памяти прп. Макарию Жабынскому//Рус. паломник. 1888. 18. С. 214-216; Фирсов А. И. Белёвская Жабынская пуст.//Тульские ГВ. 1898. 87; 88; Знаменский И. В. Полузабытый подвижник Рус. Церкви кон. XVI и нач. XVII ст.: Прп. Макарий Жабынский//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Вып. 28. С. 37, 46; Вып. 30. С. 26, 27; Тихон (Шарапов), иером. Жабынь//Рус. инок. 1913. 1-6; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157-158; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Никишов В. Д. Жабынь: История Свято-Введенской Макариевской Жабынской пуст. М., 2011. Э. В. Шевченко, О. С. Кантинова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

При Святом крещении младенец был назван Стефаном, в честь преп. Стефана Савваита, творца канонов. В 1888 году благочестивые родители привезли детей в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. Четырехлетний Стефан на всю жизнь запомнил лицо и ласковые глаза старца. Вскоре после поездки умирает отец семейства, а через год от болезни легких умирает и мать. Семнадцатилетнему Иллариону, старшему брату Степана, пришлось сразу жениться, так как он не справлялся с хозяйством и заботами о младшем брате. Когда Стефан подрос, то стал просить брата отпустить его в монастырь. Наконец, в 1905 году Стефан, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, получил паспорт и уехал к брату Рафаилу. В 1909 году молодого послушника определили келейником к старцу Иосифу, в Иоанно-Предтеченский скит. Скит находился в полукилометре от монастыря. 9 мая 1911 г. скончался старец Иосиф, и в его келью перешел старец Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В этой келье он прожил со старцем Нектарием до закрытия монастыря. В 1917 году Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. Под руководством двух старцев о. Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. В 1923 году, за два месяца до закрытия Оптинской Пустыни, о. Севастиан принял рукоположение в иеродиаконы. После закрытия монастыря о. Севастиан, по благословению старца Нектария стал приходским священником: служил в Козельске, затем в Калуге. В 1927 году он был рукоположен в иеромонаха. По промыслу Божиему о. Севастиану пришлось некоторое время служить в Тамбове. Наконец, в 1928 году он получает назначение на приход в г. Козлов (Мичуринск) в Ильинскую церковь , где настоятелем был протоиерей о. Владимир Нечаев (отец Владыки Питирима), здесь он прослужил пять лет. В 1933 году о. Севастиан был осужден на десять лет, и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан. Верные духовные дочери старца последовали за любимым старцем, они устраивались на работу в колхозе, расположенном недалеко от лагеря, работали в медицинских учреждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Верстах в 35 от Белева на внутренней (Московской) стороне тех заповедных лесов, именуемых засеками, которые еще в XVII столетии служили границею между двумя половинами древней Руси: северо-восточною (Московской) и юго-западной (Литовской), оберегая Русскую Украину от Крымских набегов, вблизи древнего города Козельска, на берегу реки Жиздры, приютилась пустынная обитель Оптина, основанная в XV или XVI веке, как говорит предание народное, покаявшимся разбойником Оптою, а в XVII столетии прославленная именем одного благочестивого пустынножителя Макария, почему и называлась « Макарьева пустынь Оптин монастырь»; обитель эта издревле принадлежала к Крутицкой Епархии, в которой числился в то время и Белев. Она в конце XVIII столетия пришла в упадок, но по удобству к уединенной жизни, обратив на себя прозорливое внимание Митрополита Платона, была возобновлена, получив по его распоряжению Настоятеля, братию и общежительные уставы от процветавшей в то время обители Пасиошской. В 1821 году два пустынножителя лесов Рославльских, родные братья по плоти и духу, иноки Моисей и Антоний, привлеченные любовию кроткого и монахолюбивого Епископа Калужского Филарета (в последствии Митрополита Киевского), трудолюбно основали в лесу при Оптиной пустыни уединенный скит во имя Св. Иоанна Предтечи Господня, а в 1825 году, по воле Преосвященного, для упрочения духовного союза монастыря и скита, один из основателей сего последнего, о. Моисей был назначен Настоятелем Оптиной пустыни. В его-то управление в 1829 году поселился в помянутом скиту, уже прославленный подвигами духовной жизни, Старец Иеромонах Леонид (в схиме Лев), который еще в 1807 году был Настоятелем Бело6ережской пустыни 11 , но отказался от Настоятельства по любви к уединению, и более двадцати лет был неразлучным спутников блаженного Старца Схимонаха Федора, одного из учеников великого Старца Паисия, Архимандрита Нямецкого и прочих Молдо-Влахийских монастырей, нашего соотечественника, который своими трудами обновил древние славянские переводы Писания Св. Отцов – подвижников, просиявших в монастырском жительства, и в своей Нямецкой лавре собрал и возрастил целый сонм учеников, которые, возвратясь потом в Россию (в конце XVIII столетия), поддержали в наших пустынных обителях меркнувший под влиянием неблагоприятных условий свет внутренней духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Почивший в Бозе затворник Задонский Георгий , в мо­нашестве – Стратоник, покоился вплоть до смутных пос­лереволюционных времен в гробнице, которая находилась в усыпальнице, специально устроенной для местночтимых угодников Божиих под алтарем Вознесенской тра­пезной церкви Задонского Богородицкого монастыря. К месту упокоения чтимого при жизни праведника и после окончания земной его жития притекали многие жаж­дущие окормления и ободрения. Шли они сюда с надеждой обрести молитвенную помощь подвижника, бывшего столь благосклонным к нуждам бедствующих ближних во дни своего пребывания в мире сем. И помощь таковая молитвенно обращавшимся к затворнику Георгию пода­валась столь изобильно, что около 1917 года была начата подготовка документов для представления в Святейший Синод с тем, чтобы совершилось прославление Задонского затворника в лике святых, в земле Российской просиявших. Революционный переворот, свершив­шийся вскоре и последовавшая за ним смута пресекли эти благочестивые труды. Тетради со свидетельствами о чудесах, совершавшихся по молитвам у гроба затворника Задонского Георгия были конфискованы в феврале 1919 года и, возможно, доныне сокрыты под спудом в чекистских архивах почти столетней давности... А после 1930 года, когда Задонский Богородицкий мо­настырь подвергся окончательному разгрому, чтимые ос­танки праведников исторгнуты были из усыпальницы и захоронены в общей могиле на городском кладбище Задонска. И лишь когда наступили иные времена, 10 октяб­ря 1993 года, праведники Задонские под колокольный перезвон вновь вернулись в стены Богородицкого монас­тыря. Ныне упокоены они обще, в мраморной гробнице, устроенной под сенью Владимирского собора. О настоящем издании В основу настоящего жизнеописания Георгия, затвор­ника Задонского положен текст «Краткого известия о жиз­ни его, составленного из записок живших при нем келей­ных, собранных Козельской Введенской Оптиной пусты­ни монахом Порфирием Григоровым». Как сообщает сам отец Порфирий в авторском пре­дисловии, «я собрал лично мне и другим, коротко знав­шим Затворника и жившим в его келье, известные не­которые черты из жизни сего необыкновенного мужа. Сии-то сведения, в которых не прибавлено ни одной лиш­ней черты к тому, что было на самом деле, а еще о многом умолчано, и которых достоверность подтверж­дена свидетельством многих и находившихся в обители, и посторонних лиц, заслуживающих доверие, предлага­ются ныне вниманию читателей»...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В композиции «Собор преподобных старцев Оптинских» Л. представлен в 1-м ряду правой группы, рядом с прп. Макарием. Первый образ был создан иконописцами РПЗЦ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. К прославлению оптинских старцев в 1996 г. иконография разработана Т. А. Мушкетовой (Владимирская ц. Оптиной пуст.), в 1997 г.- игум. Ипатием (Казанская ц. Оптиной пуст.). Несколько подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в Преображенской ц. монастыря, 2006). Иконы «Собор Оптинских преподобных» были выполнены также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание; см.: Традициям верны… 2010. С. 65). На иконе «Собор преподобных старцев Оптинских», созданной для ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи (ок. 2006, иконописец Мушкетова), преподобные изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита. Образ Л. включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000-е лето» (иконописец Масюкова, храм Христа Спасителя), к-рая была создана в 2000 г. к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. оптинскими старцами Л. изображается на иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших», написанных по образцам мон. Иулиании (Соколовой) (напр., на иконе 2002 г. М. В. Пыжова, ц. Воскресения в Сокольниках). Ист.: РГБ. Опт. Ф. 213. К. 112. Ед. хр. 21; Ф. 214. Ед. хр. 361, 366. Лит.: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи/Сост.: Леонид (Кавелин), архим. СПб., 1847. Ч. 1; М., 18763; Воспоминания архим. Пимена [Мясникова], настоятеля мон-ря, что на Угреше//ЧОИДР. 1876. Кн. 3. Отд. 2. С. 52-72; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). Од., 1890; Четвериков С., прот. Оптина пустынь: Ист. очерк и личные воспом. П., 1926; Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Зеленина Я. Э. Живописец Оптиной пустыни: Портреты Оптинских старцев работы иеросхим. Гавриила (Спасского)//Светильник. М., 2002. Нояб./дек. С. 49-55; Оптина пустынь: [Буклет]. Козельск, 2006, 20092; Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. Об оптинском иеромонахе Тихоне. Рассказ Марии Никитичны Депутатовой//Град Китеж. М., 1992. 3 (8). С. 24—26. Оптина пустынь. Русская православная духовность/Сост. и послесл. А. Горелова. М., 1997. (История христианской мысли в памятниках). Оптина пустынь. Светлое Христово Воскресение. 1993 год//Московский церковный вестник. М., 1999. 9—10 (96—97). С. 1, 4—6. Оптина Пустынь: Православный альманах. СПб., 1996. 1. Оптинская Голгофа. К убийству иноков на Святую Пасху. М., 1996. Оптинский календарь на 2005 год/Сост. монахиня Иулиания (Самсонова). М., 2004. 431 с.: ил. Оптинский старец Иоасаф [Моисеев]. Воспоминания келейницы. СПб., 2002. Отец Амвросий — Оптинский старец. Тамбов, 1912. Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия. М., 1899. Павлова Н. А. Пасха красная. О трех Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года. Льялово, 2002. Первый великий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917. Поселянин Е. Н. Детская вера и оптинский старец Амвросий. СПб., 1901. Поселянин Е. Н. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. Жизнь его и подвиги. СПб., 1907. Преподробные старцы Оптиной пустыни. Жития. Чудеса. Поучения. М.; Рига, 1995. Просвирнин А. Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества. Курсовое кандидатское сочинение по кафедре истории Русской Церкви МДА. Загорск: МДА, 1968. На правах ркп. Прославление в лике святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших. 26—27 июля 1996 года. Оптина пустынь, 1996. Путь на небо — через Голгофу. Оптинский старец Рафаил (Шейченко). Воспоминания. Письма. М., 2004. Розанов В. В. Оптина пустынь//Около церковных стен. Т. 2. СПб., 1906. Свет Оптиной. Жизнеописание подвижника XX века Калужского старца Амвросия (Иванова Василия Федоровича). Спас-Прогнань, 1998. Смолич И. К. Русское монашество. М., 1999. Созвездие иноческого небосвода. Новые чудеса Оптинских старцев. М., 2002. Соколов Д. Значение Козельской Оптиной пустыни в XIX столетии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Сухиничи. Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших при ФКУ ИК-5. Церковь. Действует.   Престолы: Всех Святых, в земле Российской просиявших Год постройки:Между 2008 и 2011. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, Сухиничский район, Сухиничи, на территории Исправительного учреждения ФКУ ИК (старое название ИТ 55/5) УФСИН России по Калужской области Координаты: 54.075427, 35.377538 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 2008 году на территории ИК 55/5 г. Сухиничи был заложен каменный храм в честь Всех Святых в земле Российской просиявших. 19 мая 2008 года закладка камня была совершена архиепископом Людиновским Георгием (Грязновым). К зиме 2010 года новый храм возведен до куполов. В 2011 году строительство храма было завершено. Храм освящен 12 сентября 2011 года митрополитом Калужским и Боровским Климентом. При участии духовенства Свято-Введенской Оптиной пустыни, Сухиничского и Козельского благочиний в храме регулярно совершаются богослужения. Имеется библиотека, работает Воскресная школа. Официальный сайт Козельской епархии http://kozelsk-eparhia.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39494

ред.), не хуже Татар и Литвы. Вот почему имена некоторых атаманов, или предводителей этих шаек, и до сих пор еще живут в местных преданиях, песнях и рассказах 7 . Так, между прочим, сохранилось в устных преданиях Козельцев и имя Опты, сперва грозного предводителя шайки станишников (разбойников) Козельской засеки, а потом – смиренного отшельника, основателя Пустыни и вождя иноков. Это предание об основании Оптиной Пустыни, получит для нас всю силу истины, когда вспомним, что история первых веков христианства, начиная с разбойника на кресте, исповедавшего Господа, представляет нам немало примеров, как иные, обратившись от душегубства, провели остальную часть своей земной жизни в подвигах всеискреннего покаяния, и были спасены чудным действием благодати Божией. Довольно указать на примеры Моисея Мурина и преподобного Давида. Эти примеры оправдывают обетование Божие, изреченное устами пророка Иезекииля: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. ( Иез. 18:21–22 ). Подробности благодатного обращения и, последующей за сим, жизни отшельника Опты, по недоведомым судьбам Божиим, навсегда сокрыты от нашей любознательности; однако, для любомудрствующего духовно, несомненно, что, обратясь на путь истины, он соделал и плоды, достойные покаяния, ибо из предводителей шайки душегубцев, Господь Бог взыскал его в вождя и наставника душ, ищущих спасения. Можно предполагать и то, что он благоугодил пред Господом, ибо благословение Божие не оскудевало и не оскудевает доселе над, основанной им, обителью. Не более, как 70 верст разделяют Козельскую Введенскую Оптину Пустынь от другой обители, столько же древней, и, равным образом, носящей имя Оптиной (Орловской епархии города Волхова, Оптин Троицкий монастырь); почему, с большой вероятностью, можно предположить, что обе эти обители имеют одного и того же основателя. Признав же отшельника Опту за основателя обеих сих обителей, совершающих уже четвертое столетие, со времени своей известности, мы приходим к заключению, что сей Пустынножитель пожил немалое время после своего благодатного обращения, и, подвизаясь подвигом добрым, восходя от силы в силу, от славы в славу, успел до исхода своего в вечность, благоустроить и усовершить, основанные им Пустыни. В которой из них преставился и погребен отшельник Опта, это, к сожалению, утаено от нас так же, как и другие подробности богоугодной его жизни после обращения. А, может быть, рука Промысла с намерением скрыла от людей это обстоятельство, чтобы, уменьшением внешней славы здесь, соделать блистательнее подвижнический венец его в небесном Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3)                              «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,   ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4-5). 4)                              «Я крещу вас водой, но … Он будет крестить вас Духом и огнем», – слова Иоанна Крестителя. Когда произошло это последнее для учеников Христа? Смотря на предыдущее – в день Пятидесятницы. Но тогда Евхаристия Тайной Вечери была принята ими без сего Крещения. Более того, если внимательно посмотреть, то в Деяниях не говорится, что ученики совершали Евхаристию от Воскресения Христового до Пятидесятницы (говорится: «пребывали единодушно вместе» «в молитвах», но не говорится о «преломлении хлеба»). Если Апостолы не были Крещены водой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, тогда странным выглядит то, что они причастились на Тайной Вечере. Ведь по учению Церкви – Евхаристия – Одна – совершена раз и навсегда на Тайной Вечере Христом. А Церковь не повторяет ее, совершая новую почти каждый день (кроме Страстной Пятницы), а причащается тех же Таин, что и Апостолы на Тайной Вечере. Тогда необходимо рассмотреть вопрос о правиле св. Тимофея Александрийского, которое цитировали ранее. Если же при Сошествии Духа Святого на Апостолов без их Крещения во имя Троицы они получили дары, тогда это также странно. Думаете, их водное крещение Иоанна (хотя бы для Андрея и Иоанна Богослова) было «восполнено» Духом Святым так, что они уже не крестились по-церковному? Но почему тогда Павел говорит креститься ученикам Иоанна? и.м. Роман, Козельск 22 декабря 2010г. 01:32 Евгений Похожаев  пишет:  " " " " Может необходимо в этом документе сделать конкретные указания на способ принятие из того или иного раскола. Например, из так называемого " Киевского патриархата " принимать через крещение, а сторонников бывшего епископа Диомида через покаяние. При этом оговорить, что для отдельных лиц или в исклюительных случаях возможны иные способы приема, из принципа икономии. Таким образом, такое положение станет своего рода новыми каноническими правилами, адаптированными к реалиям сегодняшнего дня....... " " " "

http://bogoslov.ru/article/1304049

Зятя моего, нижегородского князя Бориса схватили и княжество у него отняли; напали на зятя моего, новосильского 3494 князя Ивана и на его княжество, схватили его мать и отняли мою дочь, и крестного целования не сложили. Против этого целования, отняли у меня до двадцати городов (эти города он исчисляет поименно). И мы, не стерпя того, снова напали на них, и если они не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их. По твоему благословению, митрополит и доныне благословляет их на пролитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! – благословляет Московитян на кровопролитие, и к нам не приходит, ни в Киев не наезжает. Иван Козельский, Иван Вяземский и нагубник Василий целовали ко мне крест и дали поручителей, наконец оставили жен и детей своих и убежали туда, и митрополит снял с них крестное целование. Митрополиту следовало благословить Московитян, чтобы помогали нам, потому что мы за них воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет: дай нам другого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль, Нижний Новгород». Все это он написал ко мне. Посему я послал к твоему святительству близкого своего человека Иоанна, мужа разумного, доброго, искусного и образованного, по всему – нашего, и пишу тебе, что нужно было бы тебе самому прийти сюда по всем этим делам. Но как это неудобно для тебя, то пошли своего доброго человека, от которого мы могли бы в точности узнать о всех делах, рассмотреть и увидать, как нам нужно поступить, чтобы не сделать чего-либо к твоему огорчению. Пусть будет все так, а не иначе. Благодать Божья да будет с твоим святительством. На подлиннике честной патриаршей рукой написано: месяца августа, индикта 9. 26. 1371 г. в сентябре. Его же грамота к митрополиту Алексию, с требованием явиться в Константинополь на суд, по жалобам тверского князя Михаила Из Acta Patriarchatus t. I, p. 585–586. Другая патриаршая грамота к тому же Преосвященный митрополит киевский и всея Руси пречестный, во Святом Духе, возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности: благодать и мир от Бога да будет с твоим святительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010