Конечно, этого прямо я не смел обнаруживать, но, ведь: лицо есть зеркало души. Кто хочет, прочтет и увидит в сем зеркале много. Я же от природы совершенно прост и открыт. Не знаю, в тот ли же день, иль спустя несколько, о. Инспектор вечером позвал меня к себе. Не помню, говорил ли он мне что-нибудь, но помню: он пересочинил мою просьбу и велел мне снова переписать. Чудный человек! У меня было написано: «имею желание поступить в монашество: 1) по любви к уединению; 2) по любви к учению». О. Инспектор поправил: «хочу поступить в монашество для внутреннего самоочищения» и проч. (кажется, это собственные его слова). Теперь всякий видит, почему я не мог уважать Инспектора. Пустые грезы и мечты у него были – действительность. Однако я не смел отказаться, переписал просьбу по его и принес. Её послали в Петербург. Я ждал решения не- —626— терпеливо. Прошло недель 7 и – пришло решение. О. Инспектор призвал меня к себе и велел готовиться. Явился портной с экономом, сняли мерку и тотчас сшито было всё монашеское платье. Меня постригли за литургией в 5-е воскресение великого поста. С вечера я ходил исповедаться к духовному отцу Иеромонаху Иринею, старцу древнему и строгому (он уже скончался). Возвратясь от него, я слушал всенощное в зале о. Ректора с прочими. Поутру я ушел в главную залу, чтоб там помолиться и надеть длинную монашескую рубашку. Тут были студенты; однако скоро ушли. Я молился оцепенелый пред образом Покрова Пресв. Богородицы. Просил её покрова на будущую новую жизнь. Заблаговестили к обедне. Сердце мое дрогнуло. Завернувшись в шинель, я пошел в трапезную церковь (где обыкновенно была Академическая служба). До времени малого выхода, мне дали келью трапезного. Я тут был один. Мне велели для себя прочесть часы. Предо мною следованная Псалтирь. Я прочел умиленно. В келье было большое зеркало. Я взглянул и испугался себя самого: был бледен, как полотно. Пришли за мною со свечами: о. Инспектор и эконом Иеромонах Палладий. Я сбросил шинель, остался в одной рубашке, как мертвец.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 нояб. 1907 г. был награжден набедренником. С 1907 по 1910 г. Н. возглавлял хождение по окрестным уездам с чудотворным образом прп. Сергия, о чем написал в 1910 г. очерк «Кое-что о чудотворной иконе Сергия Радонежского». Свидетельством профессионализма Н. явилось приглашение его в 1910 г. в Синодальную комиссию по вопросам церковного пения. Ввиду предстоящих торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых (1912-1913), и посещения лавры имп. Николаем II (с 12 марта 1912 по 6 нояб. 1913) Н. был назначен регентом 1-го лаврского хора (Троицкого собора). 9 июля 1912 г. за труды во время празднеств по случаю открытия в Москве памятника имп. Александру III он был награжден золотым крестом «из Кабинета Его Императорского Величества». 24 мая 1913 г., во время посещения лавры имп. семьей, под упр. Н. была исполнена сочиненная им кантата в честь 300-летия царствующего дома Романовых. После закрытия ТСЛ 4 нояб. 1919 г. Н. до 1925 г. служил в с. Боркове Александровского у. Владимирской губ. В 1925-1927 гг. был регентом в с. Новосергиевский Погост Покровского у. (ныне Новосергиево Ногинского р-на Московской обл.). В 1927 г. переехал в Москву, где в течение месяца был регентом ц. свт. Николы на Болвановке, 4 месяца - регентом Троицкой ц. в Кожевниках. Затем недолгое время руководил хором в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад), в течение 7 месяцев был регентом в московском Богоявленском мон-ре. В 1927 г. по приглашению Орехово-Зуевского еп. Никиты (Делекторского) Н. стал клириком единственной действовавшей в Орехово-Зуеве ц. Рождества Пресв. Богородицы. Через год из-за доноса на Н. Синод предложил ему оставить этот храм и выбрать любой др. приход. В том же году Н. вступил в Драмсоюз, из Московского отд-ния к-рого иногда получал выплаты за свои муз. рукописи. Уставший от постоянных переездов 62-летний Н. ушел на покой и остался жить в Орехово-Зуеве. К этому времени он купил здесь дом и обзавелся небольшим хозяйством. Чтобы прокормиться, он был вынужден просить милостыню на паперти. По праздникам его духовные чада собирались у него дома, вместе молились и пели. Так продолжалось до 1930 г. 29 янв. 1930 г. в ОГПУ на Н. и 6 монахинь было заведено уголовное дело (ст. 58.10 УК) по обвинению в агитации против налоговой политики советской власти и в «возбуждении религиозных масс» по поводу закрытия церквей. Они были арестованы, в доме был произведен обыск, началось следствие. После месячного ареста в марте особое совещание ОГПУ г. Москвы постановило освободить осужденных из-под стражи, лишить избирательного права и права проживания в Московской, Ленинградской и ряде других областей. Дальнейшая судьба Н. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

М. М. Кольбе. Фотография. 1939 г. [польск. Kolbe] Максимилиан Мария (мирское имя - Раймунд) (8.01.1894, Здунская Воля Серадзского у. Калишской губ. (ныне Здуньска-Воля Лодзинского воеводства, Польша) - 14.08.1941, концлагерь Освенцим, Польша), святой Римско-католической Церкви (пам. 14 авг.), францисканец-конвентуал, католический миссионер. Род. в бедной семье: отец, Юлиуш Кольбе, был этническим немцем; мать, Мария Домбровска,- полька. В г. Пабьянице родители работали ткачами; потом мать стала акушеркой и содержала небольшой магазин, где торговала бакалеей и хозяйственными товарами, а отец работал на мельнице и выращивал на продажу овощи. В семье было 5 детей (2 умерли в детстве). В 10 лет К. было видение: ему явилась Пресв. Богородица и предложила на выбор 2 венца - белый и красный, символы праведности и мученичества; мальчик пожелал оба венца. Вместе со старшим братом учился в малой семинарии францисканцев во Львове. 4 сент. 1910 г. вступил в орден францисканцев-конвентуалов, взяв монашеское имя Максимилиан; 5 сент. 1911 г. принес первые обеты. В 1912-1915 гг. учился в Григорианском университете в Риме; окончил ун-т со степенью д-ра философии. 1 нояб. 1914 г. в Риме принес вечные обеты и принял имя Максимилиан Мария в знак особого почитания Пресв. Богородицы. 28 апр. 1918 г. в рим. ц. Сант-Андреа-делла-Валле К. был рукоположен во пресвитера. Продолжил изучать теологию на францисканском богословском фак-те св. Бонавентуры в Риме; 22 июля 1919 г. получил степень д-ра теологии. Вместе с 6 францисканцами К. основал об-во «Воинство Непорочной Девы» (Militia Immaculatae), целями к-рого стали обращение к Богу грешников и врагов Церкви через заступничество Пресв. Богородицы и распространение Ее почитания; предполагалось, что христ. проповедь будет вестись там, где воспитывается юношество (в школах, ун-тах и др.), а также с помощью средств массовой информации (в газетах, журналах, на радио, в кино). Первоначально членами этого об-ва были монашествующие, но с 1920 г. в об-во могли вступить и миряне. Завершив обучение, К. вернулся в получившую независимость Польшу (1919).

http://pravenc.ru/text/1841818.html

Действующие: Марие-Магдалининский (жен., в ст-це Роговской Тимашёвского р-на, основан в 1848, закрыт после 1920, возобновлен в 1994), Свято-Духов (муж.,в г. Тимашёвске, основан в 1992), Успенский (жен., в г. Кореновске, основан в 1992), Крестовая пуст. (муж., в с. Солохаул, Сочи, основана в 2000), Троице-Георгиевский (жен., в с. Лесном, Сочи, основан в 1999), в честь иконы Пресв. Богородицы «Нерушимая Стена» (жен., в Апшеронске, основан в 2002), в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (жен., в Краснодаре, основан в 2005). Упраздненные: Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская пуст. во имя свт. Николая Чудотворца (в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на, основана в 1794, закрыта после 1920), кавк. миссионерский во имя свт. Николая (муж., в ст-це Кавказской (центр совр. Кавказского р-на), основан в 1897, закрыт после 1920), в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., близ ст-цы Динской (совр. Динский р-н), основана в 1899 как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыта после 1920), Свято-Троицкий (муж., совр. с. Монастырь Адлерского р-на, Сочи, основан в 1902, закрыт после 1920), в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы (муж., близ ст-цы Васюринской Динского р-на, основан в 1910, закрыт после 1920), Иверско-Алексеевская община (жен., в совр. с. Кирпичном Туапсинского р-на, основана в 1913, закрыта после 1920), Покровский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (муж., в ст-це Гулькевичи (ныне город), основан в нач. XX в., закрыт после 1920). Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделены Армавирская , Ейская , Новороссийская и Тихорецкая епархии. Екатеринодарская епархия включена в состав Кубанской митрополии . Решением Синода от 28 декабря 2018 г. из состава епархии выделена Сочинская епархия (в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 620. Л. 2-4 [сведения о епархии за 1949 г., представленные уполномоченным Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю]; Л. 152-169 [докл. уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю «О положении и деятельности РПЦ в Краснодарском крае в 1950 г.»]; Д. 882. Л. 119-121 [справка уполномоченного «О паломничестве верующих на водные источники в Краснодарском крае», 1952 г.]; Д. 1233. Л. 5-22 [отчет уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю за 2-е полугодие 1954 г.]; Д. 1703. Л. 1-36 [то же за 1959 г.]; Д. 2050. Л. 1-42 [то же за 1962 г.]; Оп. 6. Д. 23. Л. 11-13 [отчет о состоянии религ. орг-ций в Краснодарском крае за 1966 г.]; Д. 353. Л. 8-11 [то же за 1970 г.]; Д. 881. Л. 1-5 [то же за 1975 г.]; Д. 1959. Л. 10-13 [то же за 1980 г.].

http://pravenc.ru/text/189631.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герасим (Кремлёв), архиеп. Тобольский. Портрет. XIX в. (Кремлёв; † 16.07.1650, Тобольск), архиеп. Сибирский и Тобольский. Род., по-видимому, в Новгороде, учился в школе при новгородском архиерейском доме. 12 июля 1634 г. поставлен игуменом тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Г., будучи иконописцем, в 1636 г. испросил у царя Михаила Феодоровича разрешение на поновление хранившейся в мон-ре чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери , к-рая сильно пострадала от времени и пожаров (в 1623 пожар уничтожил почти все постройки мон-ря). О связанном с реставрацией чуде повествует «Сказание о поновлении Тихвинской иконы Богоматери», являющееся частью «Книги об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской» (сер. XVII в.). В июне 1636 г., после поста и молитвы, Г. приступил к снятию олифы с образа. Когда иконописец приблизился к лику Богоматери, он был остановлен «ужасным чудом», скрывшим образ Пречистой Девы. Устрашившись, Г. прекратил работу и ограничился снятием старой олифы и нанесением новой, после чего образ был возвращен в храм. Сведения о Тихвинской иконе, полученные в 1910-1911 гг. в ходе ее реставрации Г. О. Чириковым, уточняют «Сказание...». Чириков выявил, что реставратор, работавший в 1-й пол. XVII в., удалил вздутия левкаса и красочного слоя, образовавшиеся на иконе после пожаров, и заново написал образ, во мн. местах по старой олифе. По-видимому, живописная работа Г. не затронула только лики Богоматери и Младенца. 31 мая 1640 г. Г. был хиротонисан во архиепископа Сибирского и Тобольского, хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I . Пребывание Г. на Тобольской кафедре ознаменовано активной работой по распространению Православия и церковному строительству в Сибири. В 40-х гг. XVII в. шло интенсивное продвижение рус. людей на север и восток - к берегам Тихого океана (экспедиции В. Д. Пояркова, Е. П. Хабарова), увеличивалась численность рус. населения в Сибири; от Тюмени до Амура и Охотского м. появлялись рус. города, слободы и села. Этим процессам сопутствовало строительство новых храмов, мон-рей, часовен. При Г. были основаны мон-ри: в честь Казанской иконы Божией Матери в Томске (1642), в честь Преображения Господня в Енисейске (ок. 1642), Далматов Исетский в честь Успения Пресв. Богородицы в Шадринском у. (1644), в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Красноярском остроге (совр. Красноярск) (1646), в честь Рождества Христова в Кузнецке (совр. Новокузнецк) (1648). В новосозданные храмы и мон-ри Г. посылал книги, иконы, богослужебную утварь.

http://pravenc.ru/text/164579.html

Троицкий собор в Яготине. Восстановлен в 2005 г. Фотография. 2010 г. Троицкий собор в Яготине. Восстановлен в 2005 г. Фотография. 2010 г. Расцвет храмоздательства в епархии начался в 40-х гг. и продолжался во 2-й пол. XIX - нач. XX в. С 1842 по 1861 г. было построено или возобновлено 325 храмов (более 16 церквей в год), с 1862 по 1879 г.- 365 (более 20 церквей в год) (Памятная книжка Киевской епархии. 1882. С. 232). В архитектуре этого времени наметился переход от классицизма к историцизму (эклектике), преимущественно рус. стилю. Наиболее оригинальные церковные постройки были возведены в Киеве и киевских мон-рях епархиальными архитекторами П. И. Спарро, В. Н. Николаевым, Е. Ф. Ермаковым, массовое строительство на территории епархии велось по доработанным образцовым проектам (Борисоглебская ц. в Вышгороде, 1861-1863). Трехчастная одношатровая ц. прор. Илии в Чернобыле (1877) была возведена на основе проекта К. А. Тона, однако отличалась более насыщенным декором в духе XVII в. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в с. Новые Петровцы. 1902–1910 гг. Фотография. 2012 г. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в с. Новые Петровцы. 1902–1910 гг. Фотография. 2012 г. Характерный для т. н. кирпичного стиля декор из фигурной кладки с элементами русского стиля имеют фасады Воскресенской ц. в с. Зазимье Броварского р-на (1875) и Успенской ц. в Переяславе-Хмельницком, в декоре к-рой можно видеть также элементы романской и барочной архитектуры (1904). Большинство сельских храмов строилось в дереве с сохранением традиц. планировки, но на их архитектуру влияли стили, господствовавшие в каменном зодчестве. Интересными примерами использования рус. стиля в деревянной архитектуре являются ц. арх. Михаила в Лукашах Барышевского р-на (1892-1896), Сретенская ц. в Сулимовке (1905), Никольская ц. в с. Лозовый Яр Яготинского р-на (нач. XX в.), 5-шатровая Никольская ц. в Рогозове (1886), воспроизводящая формы храмов Тона. Покровская ц. в с. Пархомовка. 1907 г. Фотография. 2008 г. Покровская ц. в с. Пархомовка. 1907 г. Фотография. 2008 г.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1886 г. на александропольском военно-гарнизонном кладбище «Холм Чести» в рус. стиле была построена приписанная к Александровской ц. небольшая церковь-часовня во имя арх. Михаила, освященная экзархом Грузии архиеп. Павлом (Лебедевым) . В дни памяти крупных сражений: 17 сент. (штурм Карса), 24 июня (битва под сел. Баяндур), 24 июля (битва при сел. Кюрюк-Дара) и 19 нояб. (битва при сел. Башкадыклар) - здесь в присутствии Александропольского гарнизона совершались торжественные панихиды по павшим в русско-тур. войнах. Это небольшое кубическое сооружение из черного туфа, увенчанное шатром, сохранилось до наст. времени. В 1863 г. для сформированного 154-го Дербентского пехотного полка была устроена полковая ц. во имя блгв. кн. Александра Невского. Позже церковь размещалась в частном съемном здании в Александрополе близ арм. кладбища и вмещала 120-150 чел. 8 июля 1901 г. приблизительно в 1 км от Александрополя было освящено каменное здание ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы Северского драгунского полка (с 1907 18-й драгунский Северский полк), сопутствовавшей полку с 1856 г., в т. ч. при взятии Карса. Однокупольная с колокольней церковь, облицованная красным тесаным камнем, выстроена в псевдорус. стиле, пол выложен метлахскими плитами, вмещала до 700 чел. В церкви хранилась икона Рождества Пресв. Богородицы, подаренная в 1859 г. шефом полка вел. кн. Николаем Александровичем, а также священническое и диаконское облачения и покровцы, сделанные из расшитого золотом малинового бархатного покрова, бывшего на гробе имп. Александра II. 6 янв. 1910 г. на Казачьем посту близ Александрополя при 153-м Бакинском пехотном полку по проекту Вержбицкого была построена ц. во имя свт. Арсения I, архиеп. Сербского, с мраморным иконостасом, сопутствовавшая полку со времени его основания (1863). Стены церкви сложены из оранжевого туфа, детали декора - из черного. Главное здание церкви сохранилось (за исключением завершений колокольни и основного восьмерика). Возле храма воздвигнут памятник погибшим в русско-тур. войне 1877-1878 гг. воинам полка. В том же 1910 г. в городе были учреждены походные церкви при 7-м и 8-м Кавказских стрелковых полках во имя вмч. Георгия и свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/190125.html

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом. Ряд храмовых сооружений К. не сохранился до наст. времени. К. совместно с А. И. Носалевичем в 1904 г. спроектировал деревянную ц. Христа Спасителя в рус. стиле у ст. Дюны. В Поречской общине К. спроектировал трапезную ц. прп. Серафима Саровского (1904-1905, сгорела в 1944). Церковь свт. Николая Чудотворца близ ст. Саблино (в совр. пос. Ульяновка Тосненского р-на Ленинградской обл.) была построена в 1906-1908 гг., закрыта в 1933 г., в 1943 г. сгорела (на его фундаментах в 2002-2003 построена часовня во имя св. царевича Алексия). В 1908-1909 гг. К. совместно с Г. А. Косяковым осуществил проект устройства нижней Никольской ц. в ц. блж. Андрея Юродивого при доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова (С.-Петербург, Арсенальная наб., 5; не сохр.). Из-за нехватки средств не был реализован составленный К. проект (1902) каменного храма на 1,2 тыс. чел. в московско-ярославском стиле XVII в. при морском и сухопутном артиллерийских полигонах на Пороховых близ С.-Петербурга. В 1911 г. К. спроектировал каменную церковь в с. Коваши Петергофского у. (вероятно, также не построена). К 1910 г. относится один из самых значительных проектов К.- военный собор апостолов Петра и Павла на Петровской горе в Выборге, возведенный в память 200-летия присоединения города и крепости к России. Проект 5-главого храма был выполнен в стиле монументального ретроспективизма, с достаточно сдержанным декором. Закладка произошла в 1910 г., здание было доведено почти до карниза, но когда город оказался в составе независимой Финляндии, постройка в 20-х гг. XX в. была разобрана и на ее фундаментах соорудили архив. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Козья Гора Ленинградской обл. 1904–1908 гг. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Козья Гора Ленинградской обл. 1904–1908 гг. В разное время К. принимал участие в перестройке и реконструкции ряда столичных храмов. В 1893 г. он спроектировал двукратное расширение Преображенской ц. при 1-й гимназии (ул. Правды, 11), освященной 3 сент.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

7 авг. 1910 г. З. подал прошение об освобождении от штатной службы без права участвовать в заседаниях Совета с решающим голосом в звании сверхштатного профессора в связи с выслугой лет, согласно указу Святейшего Синода от 31 июля 1910 г., с назначением пенсии. В сент. 1910 г. он был повторно избран членом правления академии, и до 16 авг. 1911 г. ему предоставили право на членство. В нач. 1912 г. З. был рекомендован к званию почетного сверхштатного заслуженного ординарного профессора, одновременно выведен из состава членов правления КДА. В июне избран почетным членом академии, 12 марта 1912 г. утвержден в этом звании Святейшим Синодом и вышел из штата КДА. За совокупность ученых трудов Совет КДА присудил ему премию им. еп. Сильвестра (Малеванского) . Продолжил читать лекции по гражданской истории безвозмездно. В освободившееся от академических дел время З. занимался исследованиями деятельности славянофилов, предыстории первой мировой войны, истории русской государственности. З. был вызван на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. как член Предсоборного Присутствия 1906 г. В 1918 г. совместно с М. В. Довнар-Запольским вел занятия на курсах белорусоведения в Киеве. В 1917-1927 гг. работал в Украинской АН, сотрудничал с исторической секцией М. С. Грушевского . Учениками З. были В. А. Беднов , А. И. Булгаков , М. Н. Скабалланович . Научные выводы З. использовались в трудах Н. А. Бердяева , Беднова, А. С. Грушевского, Е. Ф. Карского , А. А. Спицына. З. поддерживал связи с Белоруссией, научные и творческие отношения с историком, фольклористом и этнографом Довнар-Запольским, с белорусскими литераторами, группировавшимися вокруг газ. «Минский листок». При его участии киевские белорусы издавали в 1917 г. «Белорусское слово». По воспоминаниям ректора КДА проф. В. П. Рыбинского и других современников, З. был талантливым, эрудированным, трудолюбивым ученым, отличался обширным кругом интересов, деликатностью и уважением к мнению оппонентов. Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1888), св. Анны 3-й степени (1892). Имел дворянское звание, чин статского советника. Могила З. на Щековицком кладбище в Киеве, которое в 60-х гг. XX в. упразднили, не сохранилась. В 2007 г. в с. Литвяны, на месте бывш. ц. Рождества Пресв. Богородицы, в к-рой З. был крещен, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Минским и Слуцким митр. Филаретом (Вахромеевым) в память о З. был освящен поклонный крест.

http://pravenc.ru/text/182435.html

Юж. фасад И., обращенный в сторону села, был полностью покрыт росписью, датируемой XII в. и исполненной, очевидно, провинциальным мастером ( Аладашвили, Вольская. 1987. С. 106). Вероятно, живопись юж. фасада была рассчитана на восприятие с большого расстояния. Роспись занимает 2 регистра стены, разделенные полосой орнамента «гармошка». В верхнем регистре, начинающемся под карнизом, помещен поясной 7-фигурный Деисус. Сохранились изображения Иисуса Христа, Пресв. Богородицы и архангела. Каждая фигура была обрамлена прямоугольниками серого и коричневого оттенков, расположенными в шахматном порядке: подобный тип обрамления характерен для сванской школы иконописи, он часто встречается на сванских иконах. Тесная взаимосвязь стенной росписи со станковой живописью типична для Сванети. Во 2-м регистре была расположена сцена охоты вмч. Евстафия Плакиды (утрачена) (Там же. С. 104). Арх. Михаил. Икона. XII–XIII вв. (ц. Архангелов в Ипрари) В 1910 г. прав. Евфимий Такаишвили, путешествуя по Сванети, описал нек-рые храмы и их утварь. В И., по его данным, хранилось 12 ценных предметов, среди к-рых - чеканные иконы Спасителя и вмч. Георгия (XVII-XVIII вв.) ( Такаишвили. 1937. С. 208). Прав. Евфимий описал 3-створчатый живописный складень (не сохр.). В центре изображена Пресв. Богородица с Младенцем, справа от Нее помещена фигура ктитора, подписанная «Давид». На створках складня находятся фигуры св. Иоанна Предтечи и ап. Иоанна Богослова. Давид и его супруга Гванца упоминаются в надписи на оборотной стороне иконы. Прав. Евфимий отождествил ктитора с груз. царем Давидом V, сыном груз. царя Георгия IV Лаши. Гванца, дочь Рачинского эристава Кахабери, в 1252 г. стала 2-й женой царя, в 1263 г. скончалась. На основании этих данных прав. Евфимий предположил, что икона могла быть написана не ранее 1252 г. и не позднее 1263 г. (Там же). В иконостасе И. сохранились живописная поясная икона арх. Михаила и Деисус. Образ архангела (73×50 см) датируется с большой долей вероятности XII-XIII вв. Экспрессивность изображению придают широко раскрытые глаза архангела, декоративные детали (искусно обработанная драпировка). Для обрамления использованы прямоугольники неск. оттенков, расположенные в шахматном порядке ( Алибегашвили. 1978. С. 169-170). Деисус написан на 2 досках: на одной помещены фигуры Иисуса Христа и св. Иоанна Предтечи, на другой - фигура Пресв. Богородицы. Графический характер исполнения, овал лица, своеобразная проработка глаз и т. д. указывают на исполнение иконы в XII-XIII вв. и на тесную связь с др. иконами местного происхождения того же периода ( Кения, Аладашвили. 2000. С. 46).

http://pravenc.ru/text/673809.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010