Н. Т.-М. Церкви на территории Е. в. Эривань. Эриванский кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы был переоборудован из мечети в 1827 г. Собор посещали также квартировавшие в Эривани 5-й и 6-й Кавказские стрелковые полки, с 1910 г. имевшие в городе походные церкви во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. Снесен в 30-х гг. XX в. «Русская церковь» в честь Покрова Пресв. Богородицы с престолами во имя свт. Николая и пророчицы Анны была возведена на Соборной пл. Эривани (ныне пл. Шаумяна, Ереван) в 1830 г. (разрушена в 1926) по проекту архит. М. Буйнова под рук. В. Мирзоева и И. Киткина. Здание храма, выстроенное из местного красного и черного туфа, представляло собой интересный образец рус. стиля: высокий кубический объем, снабженный небольшими ризалитами, завершался фризом из мелких закомар, над к-рыми возвышалось 5 широко расставленных глав. Согласно исследованиям проф. О. Х. Халпахчьяна, особенностью планировки церкви являлось наличие раздельных алтарных крестов, предназначенных для совершения правосл. и армяно-григорианского богослужений. Медный крест храма, хранившийся в ереванской семье Оганян с 1926 г., передан РПЦ 30 нояб. 2003 г. В 1882 г. в Канакере была устроена ц. во имя блгв. кн. св. Александра Невского, военная, 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. С 1905 г. она размещалась в казарменном здании. В 1913-1916 гг. по проекту Вержбицкого из туфа оранжевого оттенка было выстроено новое, небольшое по основному объему каменное здание с престолом в честь Покрова Пресв. Богородицы. Это восьмерик на четверике, увенчанный несоразмерно крупной луковичной главой. К четверику примыкает обширная, вытянутая в длину трапезная. Боковые входы в нее, включенные в слабо выступающие ризалиты с 2-скатными кровлями, отмечены 3-лопастными фронтонами. Над зап. входом в храм на кубическом постаменте с 3-частным окном установлена невысокая шатровая колокольня. Части трапезной по сторонам колокольни, оформленные фризами из небольших кокошников, увенчаны луковичными главками. Храм был закрыт в 1918 г., в здании размещались госпиталь, офицерский клуб, кинотеатр, в 1991 г. возобновлен как ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и передан РПЦ; в 2004 г. без соответствия первоначальному проекту восстановлены купол и колокольня.

http://pravenc.ru/text/190125.html

В Мехико расположены центры еп-ства Пресв. Девы Марии Ливанских Мучеников Маронитской католической Церкви и еп-ства Пресв. Девы Марии Мелькитской католической Церкви . На территорию М. распространяется юрисдикция апостольского Экзархата Латинской Америки и Мексики Армянской католической Церкви (центр - Буэнос-Айрес, Аргентина). В М. зарегистрированы неск. самостоятельных церковных орг-ций, отколовшихся от Римско-католической Церкви, в т. ч. Католическая Апостолическая Церковь (Iglesia Catolica Apostolica Ortodoxa; создана в 1926; в кон. XX в. насчитывала ок. 500 приходов, 40 тыс. чел.). Е. А. Ларин, В. П. К. Протестантские церкви, деноминации и секты (Статистика представлена на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Протестант. миссионерство в М. началось в 20-х гг. XIX в. акциями по раздаче Библий на испан. и англ. языках работниками Библейских общ-в Великобритании и США. До 1857 г. страна была официально закрыта для протестантских миссий. Б. Хуарес благосклонно относился к протестантам, в к-рых видел противовес влиянию Римско-католической Церкви, и в кон. 50-х гг. XIX в. с его разрешения в М. начали действовать несколько протестантских миссий. К 1910 г. протестантизм, поощряемый режимом П. Диаса, постепенно распространялся в М. Однако после падения диктатуры Диаса, с 1911 г. в штатах, а в правление П. Кальесаи на федеральном уровне принимались антиклерикальные законы, серьезно ограничившие права не только католиков, но и протестантов. Деятельность многих иностранных миссий была прекращена. В 1910-1935 гг. уменьшалось количество членов протестантских объединений. В 1917 г. 9 протестант. миссий заключили между собой соглашение о разграничении сфер влияния, однако вскоре стороны перестали его соблюдать. В сер.- 2-й пол. XX в. вновь создававшиеся, несмотря на ограничения, протестант. объединения росли очень быстро и сформировали совр. конфессиональный состав протестант. населения М. Церковь Пресв. Девы Утешительницы в Чолула-де-Ривадабия на фоне вулкана Попокатепетль. 1874 г.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Михаил» - 1906, не сохр.); для ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Пархомовке (в имении Голубевых, Володарский р-н Киевской обл., 1907); «Спас Нерукотворный и св. князья» над юж. порталом Троицкого собора Почаевской лавры (1910), на др. фасаде - образ Почаевской Божией Матери (1912); «Спас Нерукотворный» для Свято-Духовской ц. во Флёнове близ Талашкина, поместья кнг. М. К. Тенишевой (1910 - 1914, Смоленский р-н и обл.). Популярной формой М. работы мастерской Фроловых была икона в медальоне: по эскизам худож. Н. С. Емельянова - образы для полкового храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе (ныне г. Пушкин), в т. ч. образ прп. Серафима Саровского (1910-1912), по эскизам М. В. Нестерова - образы для Марфо-Мариинской обители в Москве (1912), по эскизам Н. Н. Харламова - иконы для Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости С.-Петербурга (1908), по эскизам Ф. Р. Райляна - надвратные М. в Морском соборе Кронштадта (1913), по эскизам И. О. Чирикова - иконы для Троицкой ц. старообрядческой общины Белокриницкой иерархии в Балакове Самарской губ. (1910-1914, ныне город в Саратовской обл.); подобные иконы сохранились на фасадах Богоявленской ц. на Гутуевском о-ве (1889-1899, архит. В. А. Косяков). Мастерская производила образы разнообразного формата, которые размещали в любом интерьере (икона-тондо «Христос Пантократор», 90-е гг. XIX в., ГИМ). Стиль подобных М. следовал тому направлению в академической живописи, к-рое называлось греческим или византийским, а также довольно точно воспроизводил манеру самих художников: более реалистичную у Васнецова или Нестерова, у Рериха - с элементами экспрессионизма, восходящего к готическому искусству и народному примитиву, со свободным сочетанием элементов из разных изводов восточнохристианского, а также зап. искусства, у Чирикова - с максимальным приближением к памятникам древнерус. иконописи, в т. ч. таким шедеврам, как «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва. Куликовская битва. Св. кн. Димитрий Донской. Мозаика ст.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Стихотворное Житие святого содержит описание 12 исцелений у мощей М. в Михайловском мон-ре в 1742-1750 гг. Первое чудо датировано 2 марта 1742 г.: в Благовещенскую ц. принесли парализованного полковника Владимирского пехотного полка А. И. Глебова, к-рый после молебна у раки М. «первобытное здравие получи». За время пребывания св. мощей в Вознесенском мон-ре было записано 11 чудес. Одно из них повествует о спасении штабс-капитана А. Г. Белинского во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: в образок святого, пришитый к мундиру офицера, попала пуля, не причинив ему вреда (Там же. С. 19). Чудеса 2-й пол. XIX в. описаны в составленном иером. Парфением «Сказании о чудесах прмч. Макария» (К., Память «преподобномученика Макариа архимандрита Овруцкаго монастыря» под 7 сент. отмечена в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V. Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 45 об.; совр. шифр установлен Е. В. Романенко). Имя М., местночтимого святого, вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов» (М., 1903. С. 32). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рому было установлено 3 апр. 1984 г. Иконография Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы, г. Черкассы) Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы, г. Черкассы) Прмч. Макарий Овручский. Хромолитография. 1895 г. Первоначально почитание М. носило локальный характер и географически было связано с местонахождением его мощей. Из-за позднего всероссийского прославления святого иконописные подлинники XVIII-XIX вв. и «Руководство к писанию икон» акад. В. Д. Фартусова (М., 1910) не содержали описания облика М. На немногочисленных сохранившихся иконах (в ц. во имя М. в г. Полтава, в Успенском соборе в г. Канев, в мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Черкассы) он представлен, как правило, прямолично в традиц. иерейском облачении (в подризнике с поручами, в фелони, в епитрахили с палицей, на голове митра), с атрибутами, характерными для преподобномученика и настоятеля мон-ря в сане архимандрита (ростовая икона в ц.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

Богородицы, в Православной Церкви прославляемых. М., 1866. С. 37. Монреаль, 1980р; Ключевский. Древнерус. жития. С. 357; Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 47-51, 124-125; Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 690-691; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 419-420; Филарет (Гумилевский). РСв. 1882. Т. 2. С. 156-158; Мухин В. Воспоминания об обители прп. Паисия близ г. Галича (Костромской губ.). М., 1884; Описание о российских святых. 1887. С. 202; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 192-193; Палилов К. Житие прп. Паисия Галичского (23 мая), с описанием обители его имени близ г. Галича Костромской губ. М., 1896; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 399; Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. С. 12; Бухарев И. Чудотворные иконы Пресв. Богородицы. М., 1901. С. 98 (переизд.: М., 1994); Голубинский. Канонизация святых. С. 149; Сказание о земной жизни Пресв. Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней и чудотв. икон Ее. М., 19043. С. 304; М., 1990р; Полное собр. житий святых правосл. греко-российской церкви. Ред.: Е. Поселянин. Май. СПб., [б. г.]. М., 1992р. С. 153-154; Сытин С. Д. [Палилов К. В.] Древний г. Галич Костромской губ.: Рассказы о его прошлом и настоящем. М., 1905. С. 49-53 (переизд.: Галич, 1994. С. 32-34); Слава Богоматери. М., 1907. С. 569; Денисов. Монастыри. С. 326; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1908. Т. 2. Кн. 1. С. 893-894; Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 518-519; Православные рус. обители. 1910. 1994р. С. 261; Смирнов П. П. Древний Галич и его важнейшие памятники//УЗ МГПИ им. В. П. Потёмкина. 1948. Т. 9. Вып. 1. С. 81-112; Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 30; он же. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По «житиям святых». М., 1966. С. 200-202; Тиц А. А. На земле древнего Галича: (Галич. Чухлома.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Арх.: ГИМ ОР. Воскр. 1010. Л. 1-120; Сим. 31; Увар. 38; Чуд. 295, 296; РГБ ОР. Унд. 424, 658; РНБ ОР. Q 1-917; БАН ОР. П. I. В. 7. Соч.: Путь к вечности. СПб., 1784; Слово о пьяницах//ПС. 1862. Ч. 1. С. 386-398; Плач и рыдание о безвинном страдании//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Смесь. С. 5-10. Ист.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов, его жизнь и переписка с разными лицами//Странник. 1861. 2. С. 83, 85; ОДДС. Т. 1. Прил. 8. С. 17, 84, 92, 95; Белокуров С. А. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 550-552; Родосский А. С. Описание 432 ркп., принадлежащих СПбДА и составляющих ее 1-е по времени собр. СПб., 1893. 118, 142, 160, 161; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в арх. Св. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 624-635. Лит.: Евгений. С. 76-77; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 265-266; Образцов И. Я. Архим. Гавриил Домецкий и иеродиак. Дамаскин//ДБ. 1865. 1. С. 20-31; 2. С. 59-63; 3. С. 83-96; Любимов С. Борьба между представителями великорус. и малорус. направления в Великороссии в кон. XVII и в нач. XVIII в.//ЖМНП. 1875. Сент. С. 74-104; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899; Браиловский С. Н. К лит. деятельности Гавриила Домецкого//ИОРЯС. 1904. Кн. 4. С. 17-96; Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова мон-ря в Москве//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 87-106; Белоброва О. А. Гавриил Домецкий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 190-191. Д. Г. Давиденко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/161297.html

Ист.: Описи Моск. Успенского собора, от нач. XVII в. по 1701 г. включительно//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 295-874; Чиновники Московского Успенского собора и выходы патр. Никона/Предисл. и указ: А. П. Голубцов. М., 1908. Лит.: Левшин А. Г., прот. Историческое описание первопрестольного в России храма, Моск. Большого Успенского собора. М., 1783; Любопытный Месяцеслов московский и Всероссийской церкви… на 1794 год. М., 1794; [Казанский П. С.] Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 2. С. 73-75; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. C. 95-97, 100-101; Толстой М. В. Святыни и древности Вел. Новгорода. М., 1862. С. 230-231; Панов Г. И. Историческое, хронол. и иконогр. описание 218 наименований и изображений Пресв. Богородицы. СПб., 1871. С. 40; Знаменский И. Ист. сказание о чудотв. иконе Богоматери, именуемой Корсунской, находящейся в г. Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе Псковской губ.//Псковские ГВ. Ч. неофиц. 1873. 9. С. 89-90; 10. С. 97; Ровинский. Народные картинки. Т. 4. С. 686-687; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 336-339; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 60-64; Бухарев И. Иконы. С. 341-342; Побойнин И. И. Торопецкая старина: Ист. очерки г. Торопца с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1902; Бобринский А. А. Херсонес Таврический. СПб., 1905; [М. Р.] Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ея св. иконы. СПб., 19052. С. 657 и сл.; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. К., 1906; Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира//Сб. ст., посвященных… В. И. Ламанскому. СПб., 1908. Ч. 2. С. 1136; Поселянин Е. Богоматерь. С. 633-643; Ласковский В. П. Путев. по Новгороду. Новгород, 1910. С. 16-17; Кондаков. Иконография Богоматери. С. 161-165; Лихачёв Н. П. Историческое значение итало-греч. иконописи: Изображение Богоматери в произв. итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

После получения разрешения начали сбор средств на покупку земли и строительство. В 1895 г. был приобретен участок земли на М. Грузинской ул., где в 1899-1911 гг. по проекту архит. Ф. О. Богдановича-Дворжецкого в неоготическом стиле была построена ц. в честь Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. В 1911 г. по проекту архит. Л. Ф. Даукша соорудили церковную ограду. 11 дек. 1911 г. состоялось освящение храма, получившего статус филиальной церкви прихода св. апостолов Петра и Павла. Отделочные работы продолжались до 1917 г. Самостоятельный приход Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии был образован в 1919 г.; его настоятелем стал свящ. Михаил Цакуль (1919-1937). В 1910 г. в М. перешедшими в католичество супругами А. И. и В. В. Абрикосовыми был организован домашний кружок, имевший целью распространение католических идей. Абрикосовы вступили в качестве терциариев в орден доминиканцев. В квартире Абрикосовых на Пречистенском (ныне Гоголевский) бульваре образовалась небольшая община сестер-терциарок доминиканского ордена; в 1917 г. община перешла в визант. обряд. Главой общины являлась Абрикосова (монашеское имя Екатерина). 29 мая 1917 г. греко-католич. митр. Андрей Шептицкий рукоположил Абрикосова во священника; он стал настоятелем московского католического прихода визант. обряда в честь Рождества Пресв. Богородицы. Приход был устроен в квартире Абрикосовых, основу его составляла община доминиканских сестер-терциарок. Большинство католиков в М. и в целом в России положительно восприняли Февральскую революцию 1917 г. и падение монархии, надеясь на расширение возможностей для деятельности Римско-католической Церкви. Но пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 г. большевики начали проводить ярко выраженную антирелигиозную политику. В М. были закрыты благотворительные и образовательные учреждения при католич. приходах, деятельность католич. духовенства и прихожан ограничили богослужением. У московских католич. приходов были конфискованы все здания, кроме храмов, к-рые были национализированы.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

18 авг. 1909 г. переведен в Благовещенск на должность кафедрального протоиерея при градо-Благовещенском соборе. Одновременно с осени того же года законоучитель Благовещенской мужской гимназии, председатель Совета Благовещенского православного братства Пресв. Богородицы (основано в 1886 еп. Гурием (Буртасовским) ), епархиальный цензор проповедей. Также состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Мин-ва народного просвещения, председателем Благовещенского общества трезвости (с 1910), редактором «Благовещенских ЕВ» (февр. 1911 - янв. 1912), делопроизводителем Благовещенского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва и председателем Епархиального комитета по устройству быта беженцев (с 1915). В февр. 1910 г. организовал в Благовещенске чтения по вопросам веры и христ. жизни, открывшиеся его лекцией «Разбор трагедии Л. Андреева «Анатэма» с положительно-христианской точки зрения». Лекции сопровождались исполнением духовных песнопений, большим знатоком которых он был. В 1915 г. опубликовал «Лекции по методике Закона Божия». В 1920 г. выехал с семьей в Харбин и 1 июня был назначен 2-м священником кафедрального собора во имя свт. Николая. В 1923 г. определен настоятелем харбинской ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Иверская». При Иверской ц. были организованы Музыкальные курсы (с окт. 1927, с 1929 открыты церковнопевч. курсы) и Богословские курсы (с февр. 1928). В эмиграции особенно ярко проявилось преподавательское дарование и организаторские способности прот. Н. Вознесенского, к-рый был бессменным зав. Богословскими курсами, где преподавал Свящ. Писание НЗ и правосл. богослужение. Он также преподавал Закон Божий в Коммерческом уч-ще КВЖД (до нач. 1925), редактировал в Харбине нравственно-церковный ж. «Вера и жизнь» (1925-1926), продолжал работу над учебными пособиями по истории христ. церкви, православно-христ. учению и богослужению, в частности опубликовал 2 изданиями учебник «История русской церкви». С 1931 г. некоторое время был председателем епархиального «Попечительства о бедных духовного звания».

http://pravenc.ru/text/178149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Сщмч. Димитрий Павский. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Сщмч. Димитрий Павский. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы в Гродно) Александрович Павский (1874, с. Максатиха Бежецкого у. Тверской губ.- 14.08.1937, Калинин (до 1931 и с 1990 - Тверь)), сщмч. (пам. 1 авг., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из потомственной священнической семьи. После учебы в ДС поступил в 1896 г. в КазДА, которую окончил в 1899 г. со степенью кандидата богословия. В 1903 г. был рукоположен во иерея и назначен зав. церковно-учительской жен. школой при Леушинском во имя Иоанна Предтечи жен. мон-ре (близ Череповца). 25 июня 1904 г. перемещен в Минскую епархию наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты (до 1910), причислен к клиру кафедрального собора во имя св. апостолов Петра и Павла в Минске. Состоял членом Минского правосл. народного братства в честь Животворящего Креста Господня, образованного в 1907 г. Принимал активное участие в подготовке первого после 300-летнего перерыва съезда представителей западнорус. правосл. братств, к-рый состоялся в Минске в авг. 1908 г. под его председательством. 16 июня 1910 г. Д. назначен настоятелем минского Петропавловского собора и 30 июля возведен в сан протоиерея. Одновременно состоял членом-сотрудником и делопроизводителем Минского отдела Императорского правосл. Палестинского об-ва, членом Минского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва. Преподавал обличительное богословие, историю и обличение раскола и сектантства в Минской ДС (с марта 1912), числился цензором «Минских ЕВ» (с 1915). После революции 1917 г. служил настоятелем ц. Св. Духа в Острошицком Городке близ Минска. В 1931 г. арестован по обвинению в агитации против колхозов. Фактически же причиной ареста был отказ Д. отречься от сана. Приговорен Острошицко-Городецким народным судом к 5 годам ИТЛ. После освобождения переехал на жительство в с. Ульяновское Погорельского р-на Калининской обл., где занял место настоятеля приходского храма. 23 июля 1937 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и «контрреволюционной шпионской деятельности». Поводом для ареста стало служение по просьбе прихожан молебна о дожде во время сильной засухи. На единственном проведенном допросе Д. держался спокойно, отверг все предъявленные ему обвинения и отказался отвечать следователю ввиду предвзятости заданных вопросов. 10 авг. Особая тройка УНКВД Калининской обл. приговорила Д. к расстрелу.

http://pravenc.ru/text/178059.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010