Зап. фасад собора в Модене. 1099 — после 1167 г. Зап. фасад собора в Модене. 1099 — после 1167 г. Активным церковным строительством выделялась и Лукка, где также складывалась своя традиция, во многом схожая с пизанской. Сравнение зап. фасадов собора в Пизе и собора в Лукке (зап. фасад - 90-е гг. XII в.- 10-е гг. XIII в.) демонстрирует изменения в романской архитектуре, происшедшие за короткий период. Количеством архитектурных деталей, насыщенностью декора луккский собор превосходит своего предшественника. Вместо характерных для античной классики дверей с профилированным обрамлением в Лукке присутствует перспективный портал, вплотную вписанный под центральный архивольт аркатуры. Фасад отличают обилие рельефных композиций, отдельных скульптур, основанных на выступающих из стен кронштейнах, применение полихромии на инкрустированных фустах колонн и даже на цоколе. В некоторых храмах Лукки - Сан-Фредиано (1112-1147), Сан-Микеле-ин-Форо (ок. 1143, фасад - ок. 1220), Санта-Мария-форис-Портам (1174 - после 1190) - присутствует характерный для Пизы мотив арок с клиньями разных оттенков. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Ок. 1113 — ок. 1128 г. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Ок. 1113 — ок. 1128 г. Под непосредственным воздействием Лукки и Пизы развивалась архитектура всей западной части Тосканы, растянувшейся вдоль побережья Тирренского м.: монументальностью и изысканностью форм выделяются соборы Сант-Андреа в Карраре (1137 - ок. 1235, ок. 1325), Санти-Мария-э-Чербоне в Масса-Мариттима (30-70-е гг. XII в.), Санта-Мария-Ассунта в Вольтерре (до 1109 - после 1120). В рамки этой же традиции вписываются церкви Пистои - Сан-Джованни-Фуорчивитас (ок. 1162), Сант-Андреа (ок. 1166) и Сан-Бартоломео-ин-Пантано (ок. 1167) - и собор Санто-Стефано в Прато (ок. 1163, после 1211). Исключительны на фоне тосканского зодчества композиция и оформление монастырской базилики Сант-Антимо (1117 - до 1163), что, очевидно, явилось следствием влияния французской романики. Боковые нефы храма соединены проходом за апсидой. Проход имеет 3 полукруглые капеллы-апсиды, выраженные и во внешней композиции. Полукруглые колонны поддерживают карниз с дентикулами. Кладка и разработка декора апсид монастырской ц. Сан-Леонардо в Артимино (2-я четв. XI в.) аналогична ломбардским образцам.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Благодаря интенсивности торговли и накоплению капиталов в И. возникли элементы мануфактурного производства: формы рассеянной мануфактуры развивались в сукноделии (Флоренция, Сиена, Лукка, Болонья) и в шелкоткачестве (Лукка, Венеция), централизованной мануфактуры - в судостроении (Пиза, Венеция), в производстве артиллерийского вооружения, в типографском деле. Итал. купцы занимали лидирующее положение в европ. торговле. Филиалы крупных торговых домов Венеции, Генуи, Флоренции, Милана, Сиены находились во мн. странах Европы, в Византии, в Сев. Африке, на Ближ. Востоке. Мн. компании совмещали торговую и финансовую деятельность, кредитовали не только торговлю, ремесленное производство и сельское хозяйство, но и гос. власть и католич. Церковь. Особую известность в XIV в. имели флорентийские компании Барди и Перуцци, а в XV в.- банк Медичи. Именно в И. впервые появились векселя и двойная бухгалтерия (со строгим учетом дебета и кредита), монеты нек-рых итал. гос-в (напр., золотые флорентийский флорин и венецианский дукат) были мировыми валютами. Специфика И.- наличие городских республик, где за власть боролись разные общественные группы: феодальная и торговая знать, цеховая верхушка, городские низы. В XIV-XV вв. власть в итал. городах переходила к единоличным правителям. В XIV в. в И. продолжился конфликт из-за распределения полномочий духовной и светской властей. В этом противостоянии, где главными противниками Римских пап выступали императоры Свящ. Римской империи, Папский престол поддерживали франц. короли. В нач. XIV в. франц. кор. Филипп IV Красивый стал взимать в своих владениях налоги с католич. духовенства и подчинять его своей юрисдикции. В ходе конфликта король подверг папу Римского Бонифация VIII аресту. Избранный в 1305 г. на Папский престол француз Климент V через неск. лет перенес папскую резиденцию из Рима в г. Авиньон (владение неаполитанских королей, впосл. выкупленное папами) (см. «Авиньонское пленение пап» ). Отсутствие Римских пап в И. способствовало нарастанию политических конфликтов, в т.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Между итал. гос-вами и Папским престолом были заключены конкордаты, в которых определялись взаимоотношения гос-в и католической Церкви. Ввиду того что большая часть церковных земель была куплена частными лицами, прежде всего аристократией и крупной буржуазией, решение вопроса о церковной реституции проходило очень сложно. Наибольшие уступки были предоставлены в Сардинском королевстве - согласно конкордату между папой Пием VII и кор. Виктором Эммануилом I (17 июля 1817), значительная часть распроданных церковных земель была возвращена, католицизм объявлялся гос. религией, католич. духовенству предоставлялись прежние права и привилегии. В Неаполитанском королевстве конкордат между папой Пием VII и кор. Фердинандом (18 февр. 1818) объявлял католицизм единственной религией, католич. Церкви возвращалось право цензуры, гарантировалась финансовая поддержка духовенства, однако Церковь получила только то имущество, к-рое еще не было распродано, король добился права самостоятельно назначать епископов королевства. В австр. Ломбардо-Венецианском королевстве, а также в герц-ствах Лукка, Модена, Парма и Тоскана сохранялась система контроля светской власти над Церковью в духе иозефинизма, в Тоскане продолжал действовать запрет ордена иезуитов. Закрытие мон-рей в период наполеоновских войн и недостаток приходов привели к росту числа бродячих клириков, часто нарушавших требования канонической дисциплины. Особенно остро проблема контроля над приходским духовенством со стороны правящих епископов стояла в Королевстве обеих Сицилий, где по сравнению с Сев. Италией реформы Тридентского Собора проводились крайне медленно. До сер. XIX в. большая часть приходских церквей на юге И. входила в систему т. н. коллегиатных приходов (chiese ricettizie), т. е. инкорпорированных приходов (см. ст. Инкорпорация ), принадлежавших не диоцезу, а монастырям, др. церковным институтам и даже частным лицам. Во мн. итал. еп-ствах семинарии давали низкий уровень образования, также отражавшийся на приходском служении.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Римским епископам по части симонии подражали и архипастыри других итальянских городов. Некоторые архипастыри далеко оставляли за собой и римских пап в рассматриваемом отношении. Так, о Милане с еще большей определенностью, чем о Риме, можно говорить, что симония здесь была постоянным обычаем и правилом. Все духовенство Милана так или иначе было повинно в симонии: едва ли пять человек на тысячу можно было находить таких, которые оставались свободны от укоренившегося зла. При одном случае миланцы, отправив посольство к флорентийцам, жаловались этим последним, что у них (миланцев) уже много лет никто не приступал к таинству покаяния, потому что они не хотят иметь общения с симонистами, а истинных пастырей у них нет. В Милане существовала такса, которой точно определялось, сколько нужно было платить за поступление в ту или другую церковную должность. За должность иподиакона платилось 12 золотых монет, за должность диакона – 18, а за пресвитерскую – 24. Самые церкви в Милане иногда просто продавались. Так, церковь Марии Девы (Sancta Maria Secreta) раз была продана одному аббату за двенадцать фунтов серебра. Окрестности Милана тоже наполнены были лицами, повинными в симонии. Наряду с Миланом, как гнездо того же зла должна быть поставлена Лукка. Есть основание утверждать, что здесь симония простиралась на все церковные должности. О размерах зла в Лукке дает знать папа Александр II (в XI в.), который сам прежде был Луккским епископом. Этот папа вступил в решительную борьбу с симонией названного города и издал несколько самых строгих булл. В одной из этих булл Александр писал: « Церковь и ее имущество стали предметом купли в таком же роде, в каком и всякий другой товар предлагается торговцами в продажу». Но как ни сильна была борьба Александра с луккской симонией, зло осталось неискорененным. Но не в одних вышеуказанных городах гнездились симонисты. Их было много в Италии, и в особенности – в Ломбардии. Однажды папа Григорий VII писал своим приверженцам: «Вы знаете, сколь явно ломбардские епископы защищают и питают ересь Симона». Не приводя многочисленных примеров, приведем лишь один: родители знаменитого впоследствии вождя ордена бичующихся – Доминика Лориката, при посвящении его в пресвитеры, вынуждены были дать подарок епископу. – Сохранились известия, что и в Тоскане симония находила себе открытый прием. Говоря об архиерейской симонии как деле, распространенном в Италии, мы должны, однако же, заметить, что и в тех местах, где это зло особенно укоренилось, временами появлялись епископы, чуждые указанной «ереси». Но, разумеется, такие лица представляли исключение. Дамиани с особенной похвалой отзывается о двух епископах своего времени, как врагах симонии: архиепископе Гебгарде Равеннском и Иакове, епископе Физольском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Джон Сэлисберийский был первым средневековым ученым, кто поднял проблему важности исторического базиса для философских спекуляций и разных отраслей науки. В трактате «Поликратик, или о легкомыслии придворных и изысканиях философов» 149 , посвященном Томасу Бекету, Джон, одним из первых в Средние века, подробно анализирует идею теократического или иерократического государства. Соглашаясь с посылкой римского юриста Ульпиана о воле государя как источнике закона, Джон в то же время фактически признает примат Церкви над государственной властью и подчинение правителя церковному авторитету: пусть король возглавляет сообщество людей, однако священники составляют душу этого сообщества, а короли являются членами христианского содружества, главой которого, под руководством Христа, выступает папа Римский 150 . Автор «Новой церковной истории», ученик и духовник Фомы Аквинского доминиканец Варфоломей Луккский (известный также как Bartolomeus de Fiadonibus, Толомео да Лукка и Птоломей из Лукки), в конце жизни – епископ Торчелло, имел, как и Джон из Сэлисбери, множество личных впечатлений от общения в высших церковных кругах 151 . Как литератор и историк Варфоломей известен своими Анналами (1307), кратко описывающими основные события 1061–1303 гг. 152 , а также исследованием Historia ecclesiastica nova в 24 томах, начинающимся от Рождества Христова и завершающимся на 1294 г.; с приложениями, описывающими биографии пап Бонифация VIII, Бенедикта XI и Климента V, История доходит до 1314 г. 153 Кроме того, он написал еще Historia Tripartita, но она известна только по его собственным цитатам и отсылкам. Работу Варфоломея отличает скрупулезное отношение к верификации источников. Жизнеописания авиньонских пап созданы им на основании оригинальных архивных документов, многое подтверждается информацией, полученной от непосредственных свидетелей тех или иных событий. Только общим влиянием некритичного характера его времени ныне объясняется факт включения в повествование явных вымыслов и легенд, вроде рассказа о «папессе Иоанне» 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ИКОНОГРАФИЯ На Руси Димитрий Солунский чтился как покровитель князей еще в домонгольский период (см. икону с изображением Димитрия Солунского на троне XII в. 348 , а также икону 1113 г. с Димитрием в рост 349 ). В Успенском соборе Московского Кремля с XIV в. хранилось его изображение, по преданию написанное на гробовой доске из Солуни. Особенное развитие культ Димитрия получил в вв. Святой изображается обычно молодым в воинских доспехах с оружием. Данный памятник относится к иконографическому типу, распространившемуся в московском искусстве в начале XV в. в связи с развитием высокого иконостаса 350 . АТРИБУЦИЯ Произведение в описях Музеев Кремля и в литературе значилось пеленой с широкой датировкой – XV в. Изображение Димитрия в одеждах не воина, а мученика, его молитвенная поза дали основание считать его частью шитого походного иконостаса 351 , подтверждением чего являются несколько произведений из того же комплекса, хранящихся в разных музеях 352 . Силуэт фигуры, постановка ног, расположение складок одежд напоминают изображение на одноименной иконе из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры 353 . Общие стилевые особенности, техника шитья, палеография 354 дают возможность считать произведение выполненным в Москве в первой трети XV в. и предполагать, что его знаменщиком был ближайший последователь Андрея Рублева 355 . ВЫСТАВКИ 1967–1968 Париж, 219; 1991–1992 Москва; 1992 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 16, 17330; Маясова 1971 (1). С. 12–13, ил. 9; Маясова 1971 (3). С. 46, ил. 16; Государственная Оружейная палата 1988. С. 324. 7. ВОЗДУХ БОЛЬШОЙ («ПУЧЕЖСКАЯ ПЛАЩАНИЦА») ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Новгород, мастерская архиепископа Евфимия, 1441 Тафта (XV в., Италия?), золотный атлас (XIV в., Лукка 356 ), холст (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 175х255; без внешней каймы – 125х205 Вклад новгородского архиепископа Евфимия в Вяжицкий монастырь (?). Принадлежал церкви Воскресения «на Пушавке» в Пучеже 357 . Поступил в 1930 г. из Воскресенской общины Пучежа Ивановской области 358

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Титул «кардинал-протектор» (покровитель) носил К., покровительствующий к.-л. монашескому ордену или конгрегации, а также городам, провинциям и гос-вам, отдельным храмам, местам паломничества, благотворительным, учебным и научным учреждениям. Кодекс канонического права 1917 г. определял, что К.-протектор к.-л. религ. объединения не имел юрисдикционных прав в отношении этого объединения и его членов, если это не предписано уставом объединения. К.-протектор не мог вмешиваться в вопросы внутренней дисциплины и управления имуществом религ. объединения. В задачи К.-протектора входило способствовать «благу данного религиозного объединения своими заботами и покровительством» (CIC (1917). 499 § 2). Появление К.-протекторов восходит ко времени католич. св. Франциска Ассизского , сторонником которого был племянник папы Иннокентия III кард. Уголино ди Сеньи. В 1216 г. по просьбе Франциска Ассизского папа Иннокентий III предоставил кард. Уголино право покровительствовать ордену францисканцев, сделав его 1-м К.-протектором. Полномочия кард. Уголино подтвердил следующий папа, Гонорий III. После избрания кард. Уголино на Папский престол (папа Римский Григорий IX) практика назначения К.-протектора для францисканцев закрепилась. В 1279 г. папа Римский Николай III назначил кард. Маттео Орсини К.-протектором одновременно для муж. и жен. ветвей ордена - для францисканцев и кларисс . В 1298 г. папа Бонифаций VIII утвердил кард. Джованни Боккамаццу протектором ордена вильгельмитов. Впосл. др. монашеские ордены также получили К.-протекторов, к нач. ХХ в. большинство монашеских объединений имело К.-протектора. Назначение К.-протектора в монашеский орден или институт посвященной жизни совершалось папой после обращения руководства ордена или конгрегации монашествующих, к-рые избирали кандидата среди К., как правило находящихся на служении в Риме. Генеральный настоятель ордена или конгрегации испрашивал согласие К. и в случае утвердительного ответа обращался к папе через гос. секретаря. В XIV в. появляются первые К.-протекторы католических наций и государств, но уже в 1378 г. папа Урбан VI из-за многочисленных злоупотреблений прекратил практику назначения К.-протекторов для гос-в. В 1424 г. папа Мартин V подтвердил запрет К. принимать под свое покровительство гос-ва, королей и др. христ. правителей, а в 1492 г. папа Римский Александр VI установил канонические санкции для нарушителей данного запрета. Однако в 1517 г. папа Лев Х возродил назначение К.-протекторов для католич. гос-в, получив поддержку этого решения на Латеранском V Соборе . В XVI-XIX вв. К.-протекторов имели Франция, Англия, Испания, Португалия, Австрия, Свящ. Римская империя, Венгрия, Польша, Шотландия, Ирландия, Швеция, Королевство обеих Сицилий, Сардиния, Генуя, Лукка, Дубровницкая (Рагузинская) республика, Сиена, швейцар. кантон Граубюнден (Гризон) и арм. нация.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Первое соглашение имело место в 1741 году с Сардинией. Затем последовали неаполитанский, испанский конкордаты и несколько позднее - португальский. Папе Бенедикту XIV не удалось удержать церковь в стороне от войны за австрийское наследство. В соответствии с прагматической санкцией (1723), когда император Карл VI (венгерский король Карл III; 1711-1740) в 1740 году умер, его дочь, Мария Терезия (1740-1780), унаследовала венгерский трон. Однако императором нельзя было избирать женщину. Курфюрсты избрали императором Карла Альберта, принявшего имя Карла VII, и папа, несмотря на протест австрийцев, признал его. В войне за австрийское наследство австрийские армии снова использовали как плацдарм против испанцев и французов территорию Папского государства. Однако Карл VII в 1745 году умер, и его трон унаследовал муж Марии Терезии - Франц Лотарингский, правивший под именем Франца I (1745-1765). Папа, не обращая внимания на протесты теперь уже со стороны французов и испанцев, также признал его, точнее, принял факт к сведению. Под войной за австрийское наследство подвел черту Аахенский мир. По его условиям Испания потеряла все захваченные ею ранее итальянские земли. Окончилось испанское господство в Италии; оно уступило место австрийско-французскому великодержавному соперничеству в этой стране. Аахенский мир закрепил также равновесие между двумя сторонами, которое сделало возможным подъем Пьемонта. В результате территориального урегулирования, последовавшего за Аахенским миром, на итальянском полуострове возникло десять государств: Сардинское королевство (остров Сардиния и Пьемонт), Генуэзская республика, Венецианская республика, Республика Лукка, Герцогство Парма и Пьяченца, Герцогство Модена, Великое герцогство Тоскана, Церковное государство, Королевство обеих Сицилий и присоединенные к австрийской монархии Ломбардия и Венеция. Процессу великодержавного передела Европы положила конец Семилетняя война (1756-1763) между Пруссией и Австрией. В результате ее протестантская Пруссия усилилась по сравнению с Австрией и приобрела католическую Силезию.

http://sedmitza.ru/lib/text/441668/

При папе Григории X партия Г. постепенно переориентировалась на франц. королевский дом. Папа, стремившийся к примирению партий, наложил на Флоренцию интердикт (1274) за нежелание прекратить преследования гибеллинов. Папа Николай III , напуганный ростом франц. влияния, попытался создать противовес французам, опираясь на гибеллинов. Он послал во Флоренцию своего легата кард. Латино деи Франджипане (1279-1280) с заданием уладить спорные вопросы в городе. После периода господства Г. (1267-1280) во Флоренции в янв. 1280 г. было создано смешанное правительство, опиравшееся на городские ремесленные цехи, но компромисс оказался неустойчивым. Партия Г. стала одной из главных орг-ций Флорентийской республики, к-рая принимала меры против тех, кого подозревали в гибеллинских симпатиях. Флорентийские Г., уничтожив гибеллинскую оппозицию, разделились на 2 партии - «белых» и «черных», группировавшихся соответственно вокруг семей Черки и Донати. К «белым гвельфам» принадлежала часть богатых горожан, «черные гвельфы» выражали интересы аристократических семей Флоренции. Отношения между представителями 2 партий быстро обострились, и после кровавого столкновения на пл. Санта-Тринита и в прилегавшем к ц. Св. Троицы квартале (1 мая 1300) вражда между партиями стала непримиримой. На нек-рый период «белые» одержали верх в борьбе за власть в республике. «Черные» обратились за поддержкой к папе Бонифацию VIII , к-рый вызвал им на помощь франц. отряд Карла Валуа, назначенного также командующим войсками католич. Церкви и губернатором Тосканы. 1 нояб. 1301 г. армия Карла Валуа, за к-рым следовало войско Корсо Донати, главы семьи Донати, вступила во Флоренцию. В 1302 г. «белые гвельфы» были изгнаны из Флоренции. Папа Бенедикт XI сделал попытки примирить Г. и гибеллинов, но после его смерти последовало «Авиньонское пленение пап» (1309-1378), усугубившее итал. усобицы. В 1310 г. герм. кор. Генрих VII вторгся в Италию, провозгласив своей целью заключение мира между партиями Г. и гибеллинов. Неаполитанский кор. Роберт и флорентийцы сумели ему противостоять. В 1312 г. Генрих VII был коронован императором и сумел завладеть рядом городов в Сев. Италии. После его смерти имперские наместники захватили власть в нек-рых городах. Угуччоне делла Фаджуола, в течение нек-рого времени синьор Пизы, сумел разгромить соединенные силы Неаполя и Флоренции в битве при Монтекатини (15 авг. 1315), что определило преобладание гибеллинов. В Милане Г. потерпели поражение, после того как Маттео Висконти, получив сан имперского викария (1311), стал графом Милана (1313). Объявив себя пожизненным синьором Милана (1317), он закрепил власть в Милане за представителями своего рода. Каструччо Кастракани, кондотьер (предводитель наемных военных отрядов), захвативший в 1316 г. власть в Лукке, а в 1325-1327 гг. при поддержке герм. кор. Людовика Баварского завоевавший значительную часть Тосканы, попытался последовать примеру Висконти. Но после его смерти Лукка снова стала гвельфской республикой.

http://pravenc.ru/text/161777.html

С другой, в том же соборе, в капелле Мартиролоджио между настенными фресками есть изображение распятого Спасителя на кресте, с открытыми глазами, но уже не в тунике длинной, а с широким препоясанием чресл. Эти фрески принято относить к XII веку, хотя, конечно, они реставрированы. Если мы обратимся к примитивам тосканским, то увидим, что там еще жива та византийская традиция, которая одушевляла писавшего распятие в ц. Maria Antiqua в Риме. В коммунальной пинакотеке Лукка есть распятие, с подписью Берлингиеро Берлингиери (конец XII и начало XIII в.в.). Здесь Спаситель с открытыми глазами, раздельно прибитыми ногами, как во всех, указанных примерах, с широким препоясанием чресл 1085 . Еще характернее изображение в церкви местечка s. Vinceneo al Volturno: там, в крипте, находим Распятого, без бороды и усов, с открытыми глазами, раздельно прибитыми ногами 1086 . Лишь с XIII века те же тосканцы, как напр., Енрико ди Тедиче и Джунта Пизано, закрывают глаза Спасителю на кресте, но еще оставляют раздельно прибитые ноги 1087 . Подобное переживание византийских традиций, разумеется, было и в отношении изображения св. Николая Мирликийского. Памятником поздневизантийского искусства, еще полным традиций раннего византинизма, является знаменитый кодекс Эксультет, хранящийся в соборе г. Бари. Его ми- —632— ниатюры относятся к концу X или началу XI в. 1088 . На одном листе его есть в медальоне бюст св. Николая. Старец. Умное, выразительное лицо, короткие подстриженные волосы, небольшая борода, характерные острые уши, епископское облачение с омофором. В нашу задачу не входит определение степени соответствия этого изображения раннейшим византийского письма: это ясно само собою. Гораздо интереснее и полезнее указать те переходные ступени, по которым оно проникало в позднейшие школы итальянского письма. Я разумею в данном случае те василианские гроты-храмы с византийскими, хотя уже нечистыми, фресками, которые разбросаны в южной Италии и которые представляют большой научный интерес и важность для иконографического генезиса вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005