1773 На гравюре конца XVI в., хранящейся в Историческом архиве святого Дома Лорето, изображен Назаретский Дом, стоящий в крепостных стенах города Лорето, с восседающей на кровле Дома Богоматерью с Младенцем. Богоматерь поддерживает двумя руками стоящего Младенца, касаясь пальцами правой руки пяты Младенца: Omamento Marmoreo della Santa Cappella di Loreto. Delegazione Pontificia per il Santuario della Santa Casa di Loreto. 1999, p. 20. На гравюре Джироламо Анжелита около 1530–1535 гг. из библиотеки Бенедеттучи в Реканати – «перенесение» Дома, окутанного облаками с поясной фигурой Богоматери и Младенцем, стоящим на гребне кровли Дома. Богоматерь пальцами правой руки и ладонью отведенной в сторону левой руки показывает Младенцу направление переносимого Дома за море. Гравюра передает вид первоначального мраморного украшения XVI в. базилики святого Дома – там же, р. 40. На гравюре Джулиано Дати около 1492–1493 гг. – «перенесение» Дома с поясным изображением Богоматери с Младенцем на руках на гребне кровли Дома – там же, р. 84. На гравюре Вильгельма Гумппенберга 1672 г. Богоматерь с Младенцем на кровле Дома, от которого исходит сияние в виде тонких струй, направленных к полусфере Земли. Богоматерь пальцами поднятой правой руки поддерживает небеса с солнцем, луной и светилами – там же, р. 94 1774 На венецианской гравюре 1743 г. кроме всего соборного комплекса Лорето отдельно выделены на первом плане мраморная капелла и рядом – интерьер Святого Очага Назаретского Дома со скульптурой Богоматери с Младенцем в нише над Святым Очагом: II Messaggio della Santa Casa. 4. 1994, p. 114. 1775 Несомненно, влияние таких гравюр, как гравюра Джакомо Лауро 1616 г. из Исторического архива церкви Святой Марии в Лорето – L» Omamento Marmoreo... р. 261. 1776 Титов А. Образ Пресвятыя Богородицы «Прибавление ума». М., 1909; Гукова С. Н. «Икона «Богоматерь Прибавление ума» и Лоретская Мадонна»//Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001, с. 103–106. 1777 ГТГ, АРХ ДР 255; 64,2x48. Икона опубликована: Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее/Авт.-сост. А.М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 1999. 30; La Madredi Dio nelle leone Russe. Loreto. Dalla Galleria Tretiakovdi Mosca. Loreto. 8 dicembre 1999 – 31 marzo 2000. 12. Сидоренко Г. В. Богоматерь Лоретская. К вопросу интерпретации образа в иконописи//Искусство христианского мира. Вып. 6. М., 2002, с. 41–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые русские паломники начали посещать город Бари еще в XII веке, после перенесения туда мощей святителя Николая. – Сколько сегодня приходов в епархии? И вообще, как много здесь православных в наши дни и каких юрисдикций? – Всего в нашей епархии около 60-ти приходов, большинство из них находятся на севере Италии. Очень много молдавских приходов, потому что большинство прихожан родом из Молдавии. В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл назначил епископа Амвросия (Мунтяну) викарием в Италии для окормления молдавских приходов. – Где вы сегодня несете служение? – Сейчас в городе Пезаро, в храме Живоначальной Троицы. Город Пезаро находится на берегу Адриатического моря, в регионе Марке. Кроме прихода Живоначальной Троицы окормляю еще несколько общин этого региона. Храм Живоначальной Троицы города Пезаро расположен в помещении библиотеки католического монастыря Храм Живоначальной Троицы города Пезаро расположен в помещении библиотеки католического монастыря, богослужения совершаются здесь каждое воскресенье и в праздничные дни, в других приходах – один раз в месяц по субботам. Еще одна православная община находится в городе Лорето. Этот город знаменит на весь христианский мир тем, что именно здесь расположен Дом Пресвятой Богородицы. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться и прикоснуться к стенам Святого Дома, принесенного из Назарета в Лорето. Каждую последнюю субботу месяца мы совершаем богослужение в базилике, находящейся под Домом Богородицы. Община небольшая и состоит из иммигрантов: русских, украинцев, молдаван и представителей других национальностей. Есть также община в городе Сан-Бенедето-дель-Тронто. Богослужения здесь проводятся каждую первую субботу месяца в помещении, которое нам фактически подарил наш итальянский друг Эмидио. В городе Анкона, недалеко от Лорето, находится еще одна наша православная община. В связи с пандемией и принятием верующими причастия из одной лжицы, католики запретили проведение богослужений как в Лорето, так и в Анконе на неопределенный срок. Поэтому верующие вынуждены преодолевать расстояние в 80 км, чтобы попасть на литургию в Пезаро.

http://pravoslavie.ru/142907.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери «Ключ Разумения» Икона Божией Матери " Ключ Разумения " Память 2 апреля История иконы Пресвятой Богородицы " Ключ разумения " тесно связана с историей очень схожего образа " Прибавления ума " , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето , о чём существует множество доказательств. Несмотря на смысловую схожесть, внешне иконы «Ключ разумения» и «Прибавление ума» совершенно различны: на последней Богоматерь изображается в далматике - длинном плаще без рукавов (как и статуя Девы Марии из Лорето) и с Младенцем Иисусом на руках, ключ же на композиции образа отсутствует. Однако существует несколько фактов, которые свидетельствуют об общих истоках этих двух икон. Сегодня в Лорето, подле знаменитой статуи, можно купить икону Девы Марии (внешне соответствующую образу " Прибавление ума " ) с такой надписью: " Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости» " . Примечательно, что на образах с именем " Ключ разумения " важной частью композиции является арка, под сводом которой разворачивается сюжет иконы. Обитель статуи Пречистой Девы из Лорето - резная ниша, где хранится святыня - также имеет форму арки. Описание В центральной части иконы " Ключ Разумения " изображена стоящая во весь рост Божия Матерь ; в нижней части этой иконы изображён ключ. Местночтимая икона с таким названием находится в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской области. Пред этой иконой совершаются молебны при начале учения отроков и молятся о даровании способностей к учению. Использованные материалы   У Евгения Поселянина (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО " Православный журнал «Отдых христианина» " , 2002, http://www.sedmitza.ru/lib/text/440287/ ) память - 1 апреля ; у прот. Сергия Булгакова память - 1 мая . Редакция текста от: 04.09.2016 19:45:16 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13674544.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Лоретская (Лорецкая) " Описания иконы Икона Лоретская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Образ очень редкой иконографии находится в Третьяковской галерее. Повторяет чудотворный образ Богоматери Лоретской, известный с XVI века и связанный со Сказанием о странствующем Доме Богородицы. По преданию, Дом Божией Матери был перенесён ангелами из Назарета в Италию. Сначала он явился 10 мая 1291 года в Хорватии, в местечке Рауница в Далмации. Там в каменной сводчатой нише и был обретён чудотворный образ, получивший позже название Богоматери Лоретской. 10 декабря 1294 года Дом переместился из Далмации и появился в итальянской провинции Анкона около города Лорето. До 1507 года это чудо не было признано даже папами. До конца XVI века о нём ничего не было известно и на востоке. Чудотворный образ Богородицы Лоретской представлял собой не икону, а скульптурное изображение, вырезанное из кедрового дерева, по преданию, евангелистом Лукой. У Младенца правая рука благословляет, в левой — держава. На голове Богоматери жемчужный венец, волосы распущены. Скульптура была раскрашена и инкрусти[...] Описание иконы Пресвятой Богородицы Лоретская ЛОРЕТО СВЯТОЙ ДОМ БОГОРОДИЦЫ В Палестине, в городе Назарете, до времени Крестовых походов, сохранялся и благоговейно почитался христианами дом, в котором родилась Пресвятая Богородица. В том доме Она жила со Своим обручником святым Иосифом, там Ей было Благовещение Архангела Гавриила, и в том же доме прошло детство Христа. Есть древнее благочестивое предание, в котором говорится о чудесном перенесении Святого Дома в Италию Ангелами. Но в результате научных исследований, а так же на основании археологических раскопок, было установлено, что камни, положенные в стены Святого Дома, были привезены в Далмацию (Хорватия), а затем в Лорето (Италия) семьей Ангелов, властителей древней страны Эпира в Северной Греции, в 1294году. Камни этого дома были свадебным подарком деспота Никифора Ангела своей дочери Тамаре. В Лорето Святой Дом был восстановлен по точным чертежам. Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одной из них была пещера, или грот, выдол[...]

http://pravicon.com/icon-183

Некоторые украинские обычаи и появляются в это время в наших краях. В частности, в Тервеничах, Пирозере и окрестностях Свирского появляется несколько статуй Богородицы. Одной из них и стала копия прославленной статуи Божьей Матери в городе Лорето в Италии. Она относится к числу так называемых " Чёрных Мадонн " . Оригинал был вырезан из кедрового дерева и со временнем потемнел. Он хранился в базилике города Лорето в так называемом Доме Пресвятой Богородицы, который был по разобран по камням и перевезён в Лоретто из Назарета. По преданию, дом этом был обнаружен в IV в. св. Еленой, которая воздвигла над ним церковь. Когда в XIII в. сарацины вытеснили крестоносцев из Палестины, церковь была разрушена, а сам дом был перенесён (по некоторым сведениям, чудесным путём ангелами, по другим - Эпирским правителем Никифором I) сначала в Далмацию, а затем в 1294 и в Лорето, где над ним и была выстроена базилика. В этой базилике и явилась скульптура Божьей Матери, которая, по заключению экспертов, была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII-XIV веках. Богомладенец благословляет приходящих десницей; в левой руке Его - держава. На голове Богоматери - жемчужный венец, волосы распущены. Скульптура была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями. Увы, оргинал статуи погиб при пожаре в Santa Casa - Доме Пресвятой Богородицы в 1921 году. Копия статуи была создана скульптором Леональдо Челани из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана, и нарочито окрашена в чёрный цвет, чтобы полностью соответствовать прежней статуе, почерневшей от времени и свечной копоти. Эта Мадонна была коронована двумя золотыми диадемами (и Богоматерь, и Младенец) папой Пием X. В 1962 году короны были заменены новыми, пожертвованными при посещении Лорето папой Иоанном XXIII. Не позднее конца XVI века особое почитание Лоретской статуи среди католиков привело к росту её известности и среди православных. В русской традиции распространилось несколько иконографических типов, основанных на Лоретском первообразе. Так появилась собственно Лоретская (Лорецкая) икона Божией Матери, а также иконы " Ключ Разумения " и " Прибавление ума " . Копия статуи была привезена из Италии и хранится в специально построенной часовне в скиту Покрово-Тервеничского монастыря в Пирозере.

http://sobory.ru/article/?object=43977

Упоминания о Святом Доме Богородицы в Палестине встречаются и в русской паломнической литературе. Игумен Даниил, первый русский паломник, оставивший заметки о Святой Земле, описал место Благовещения как пещеру в скале и пристройку к ней: «Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица со Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана». Другой русский паломник – преосвященный Порфирий (Успенский), в бытность архимандритом, при посещении базилики Благовещения отметил в своей дневниковой записи от 7 марта 1844 года, что в Назарете сохранилась только пещера, без пристроенного к ней дома: «На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом, один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня...». Документально подтверждено, что уже за столетие до перенесения Дома Богоматери в Лорето на этом месте была церковь «Святой Марии в лавровой роще» (Лорето – одна из форм слова, которое в переводе означает «лавровая роща»), так что место для Святого Дома выбрано не случайно. Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Лоретской Богоматери с Младенцем. Согласно многовековой традиции статую Богоматери облачают в богато украшенную тунику – далматик. На потемневших от времени камнях Святого Дома можно увидеть надписи, восходящие к эпохе иудейских христиан 2-5 веков н.э., и подобные тем, которые встречаются в Палестине.

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_Дом_Бог...

Разумеется, П. А. Толстого или, скажем, Б. П. Шереметева нельзя назвать паломниками в полном (древнерусском) смысле этого слова. Впрочем, таковыми не были уже и члены русской церковной делегации на Ферраро-Флорентийском соборе, в том числе и Неизвестный Суздалец, автор «Хождения во Флоренцию» (название условное, ибо самоназвания у этого текста нет). Цели их путешествий на Запад были иными. Для «ферраро-флорентийцев» - прежде всего, церковно-политические. П. А. Толстой был отправлен Петром I в Европу «для науки воинских дел» - другое дело, что изучение морского дела и воинского искусства оказалось для него в путешествии совсем не главным. Генерал-фельдмаршал российских войск, тайный советник, граф Б. П. Шереметев был также официально командирован в Италию «ради видения окрестных стран и государств и в них мореходных, противу неприятелей креста Святаго, военных поведений...». Но светские путешественники конца XVII-XVIII вв. были православными (а в этом смысле и древнерусскими) людьми. «Средневековые» ценности и религиозные понятия оставались для них во многом актуальными, и поклонение православным святыням и реликвиям на католическом Западе органично входило, если так можно выразиться, в состав их путешествий, было само собой разумеющемся, хотя, конечно, не реликвии определяли основной маршрут их поездок. В мае 1697 г. неизвестный русский путешественник был проездом в Лорето (правда, оговорившись, назвал его Назаретом), где в церкви Пресвятыя Богородицы находится так называемый Дом Богородицы (La Santa Casa). Путешественник оставил его краткое описание и заметил, что «тот дом принесен из Назарета и поставлен в церкви, и сосуды те, из которых питала сына своего Пресвятая Богородица» (34). 14 марта 1698 г. в Лорето в Доме Богородицы побывал Б. П. Шереметев. В «записке» его путешествия содержится достаточно подробное описание святыни, упоминаются вырезанная из дерева икона «Пресвятыя Богородицы с предвечным Младенцем» и даже глиняные «чашечка и блюдечки, из которых сама Пресвятая Богородица и сын, и Бог Ея, питался» (35). П. А. Толстой сам в Лорето не был, но слышал о лоретской святыне в Венеции. Не прекращаются посещения Дома Богородицы русскими путешественниками и в XIX в. Так, в 1841 г. здесь побывал известный литератор П. В. Анненков: «Вы знаете, рассказывал он в «Письмах из-за границы», под великолепным куполом ее стоит святой дом, где жила в Назарете Мария. Это каменный четвероугольник окружен снаружи другим, каррарского мрамора, на котором горельефы и статуи сивилл и пророков, чудеса искусства времен Возрождения. С наружной стороны окна, где случилось Благовещение, алтарь; внутри дома, на месте, где была главная дверь жилища, алтарь со статуей Мадонны из кедра, резьбы св. Луки, засыпанною драгоценными камнями. Великолепные серебряные лампады кругом карниза едва прогоняют мрак этого святилища, в котором вы видите мужчин и женщин, распростертых на полу, и слышите тихий плач и заглушаемое рыдание...» (36)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Лоретская Богоматерь с Младенцем. XVI в. (Дом Божией Матери в Лорето) Лоретская Богоматерь с Младенцем. XVI в. (Дом Божией Матери в Лорето) Почти одновременно с повествованием Терамано было создано сочинение Дж. Риччи риторического характера, адресованное высшим церковным кругам. Согласно Риччи, Дом Божией Матери «бежал» из страны иудеев на землю чистой и сильной веры, т. е. Римской Церкви. Не принимается во внимание история христианства на Востоке, исключена антимусульм. тематика. Иллирийцы - народ «Склавонии», не сумевший принять Дом Богородицы,- слепы и не увидели свет истины. Новая версия Лоретской легенды была составлена секретарем реканатской коммуны Дж. Анджелитом в XVI в. В 1531 г. текст был представлен на утверждение папе и стал офиц. документом Лоретского культа. Текст Анджелиты был издан в Венеции в нач. 30-х гг. XVI в., неоднократно переиздавался на лат. и итал. языках. В него внесены существенные изменения: рассказу придана пышность и торжественность; если Терамано упоминал икону, написанную ап. Лукой, то Анджелита уточняет, что Лука создал своими руками деревянную статую, ту, что находится в храме Л. Вводится хронология перемещений реликвии: Дом Божией Матери начал движение в 1291 г., при францисканце папе Николае IV, когда был захвачен г. Триполи (в действительности Триполи был взят в 1289, а 1291 - год падения Иерусалимского королевства на Св. земле); характер пребывания в «Склавонии» изменился, остановка там стала периодом наибольшего почитания культа, местный народ уже не анонимный, от его имени выступают представитель могущественного католич. рода, владевшего землями в «Склавонии», кн. Николо Франджипане и его благочестивые подданные; «отлет» Дома в Италию в канун 10 дек. 1294 г. мотивирован непостижимой Божией волей. Анжелита дважды ссылается на свои источники - лист из Фьюме с описанием истории чуда и рассказы монахов францисканского ордена при церкви в Терсатто (ныне Трсат, в черте г. Риека) близ Фьюме, к-рая осталась на месте «улетевшего» Дома Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2110734.html

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Сувениры Выходим на улицу. Здесь свои двери распахнули магазины, идет активная торговля с ларьков. Какой сувенир является самым главным и популярным? Копия чудотворной статуи Божией Матери или икона, известная нам как «Образ Пресвятой Богородицы “Прибавление ума”»? Почему же лоретская статуя оказалась востребована на Руси? Историки отвечают на этот вопрос так: Считается, что первые изображения Лоретской Богоматери появились на Руси после посещения Лорето русскими паломниками в 16м веке. Паломниками были московские послы Дмитрий Герасимов и Еремей Трусов, направленные в Италию Великим князем Василием Третьим. После этого путешествия осталось письменное свидетельство под названием «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны». Эта история распространилась по Руси в многочисленных списках. Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лорето было воплощено не только в слове, но и в красках. Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана одним иконописцем после видения им Божией Матери и по Ее указанию. Это было уже в 17м веке. Сказание о написании чудотворной иконы было записано русским исследователем А.А. Титовым со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум… Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, в каком Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что, если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы». На иконе оказалась изображена Лоретская статуя Божией Матери.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

Но кто же это чудо совершил, если не ангелы? Как Дом Богородицы мог переместиться через море, преодолеть две тысячи километров? Оказывается, ангелы бывают не только небесными, но и земными. Дом плывет по морю Еще в XIX веке наш паломник епископ Порфирий Успенский предполагал, что под легендарными «ангелами» могут скрываться имена реальных людей, которые занимались перевозкой дома. Он оказался прав! Сто лет назад нашелся документ от сентября 1294 года. В нем говорится, что один греческий правитель, думая сделать подарок своей дочери на свадьбу, среди прочих предметов передает ей «камни Святого Дома нашей госпожи Девы Марии Божьей». Звали этого правителя... Ангел Ничефоро! Да, «Ангел» или «Ангелос» — это не только небесный посланник, это ещё и греческая фамилия! Вот представители греческого семейства Ангелосов, как утверждает наука, и были теми самыми «земными ангелами», которые занимались перевозом Дома Богородицы из Палестины в Италию. Впрочем, в спасении реликвии были заинтересованы и крестоносцы, которые в то самое время покидали Святую Землю, завоеванную мусульманами-сарацинами. Итак, Дом из Назарета действительно переместился в Италию, в Лорето, в 1291-1296 годах, только не по воздуху, а по морю! Конечно, дело это было непростое. Нужны были и корабль, и работники, и серьезные затраты. За такой проект могли взяться только состоятельные и влиятельные люди. Что ими двигало? Хотели спасти святыню от поругания, надеялись заработать или и то, и другое? В любом случае, спасибо им! К дому едут поезда Ежегодно в Лорето приезжают так называемые «белые поезда». Их пассажиры — больные, ищущие исцеления. Паломников сопровождают добровольцы со всей Италии. Тратят на это свое свободное время, свои выходные. Исцеления действительно происходят — немало чудес зафиксировано в Лорето. Случалось, что паломник приезжал сюда в инвалидном кресле, просил у Божией Матери избавления от страданий и недугов, и возвращался домой на своих ногах. Люди в благодарность оставляют многочисленные дары. Вера в помощь святыни жива и сильна. Богородица дает страждущим силу и надежду, успокаивает и поддерживает в болезни, учит благодарить за посланные испытания и переосмысливать свою жизнь.

http://foma.ru/domik-bogoroditsyi-udivit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010