Церковь Мадонна-ди-Сан-Бьяджо в Монтепульчано. 1518–1545 гг. Церковь Мадонна-ди-Сан-Бьяджо в Монтепульчано. 1518–1545 гг. В 10-20-х гг. XVI в. было спроектировано большое число центрических храмов, в к-рых в той или иной мере заметны идеи Браманте и Рафаэля, связанные с проектом собора св. Петра. Это римские церкви Сан-Бьяджо-делла-Паньотта (начата в 1508, Браманте), Санти-Чельсо-э-Джулиано (начата в 1509, Браманте; не сохр.), Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (начата ок. 1515 Рафаэлем по проекту Браманте, завершена Перуцци), Санта-Мария-ди-Лорето на форуме Траяна (начата в 1507, завершена много позже), а также ц. Санта-Мария-Аннунциата в Роккаверано (начата в 1509, Браманте) в Пьемонте. В Центр. Италии нек-рые идеи Браманте и Рафаэля нашли отклик в 2 конкурсных проектах ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини в Риме (1518), особенно в победившем проекте Якопо Сансовино ( Tafuri. 1992), в ц. Санта-Мария-Порта-Парадизи (1523, сегодня часть госпиталя Сан-Джакомо-дельи-Инкурабили в Риме), в центрических храмах: Санта-Мария-делла-Консолационе в Тоди (1508-1606, Кола да Капрарола предположительно по проекту Браманте: Bruschi. 1991) и Мадонна-ди-Сан-Бьяджо в Монтепульчано (1518-1545, Антонио да Сангалло Старший). Санта-Мария-делла-Консолационе представляет собой в плане тетраконх с 3 полигональными и одной полукруглой (в ней находится чудотворный образ Богоматери) апсидами. В ц. Мадонна-ди-Сан-Бьяджо использована схема греч. креста, примененная неск. десятилетиями раньше Джулиано да Сангалло в ц. Санта-Мария-делле-Карчери в Прато. Башни, фланкирующие зап. рукав креста (из них была построена только северная), восходят к проекту собора св. Петра Браманте. Угловые пилястры, полуколонны тосканского ордера, антаблемент с резко вынесенным карнизом, энергично подчеркивающий основание сводов, мощные кессоны с розетками насыщают пластикой схему, восходящую к Джулиано да Сангалло, и свидетельствуют о близком знакомстве автора проекта как с рим. древностями, так и с архитектурной практикой Браманте и Рафаэля.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В «Поцелуе Иуды» особое впечатление производят оптическая убедительность, конкретность образов. Асимметрия композиции, словно «выталкивающей» Христа за пределы рамы, подчеркивает тему предательства как подавляющей и враждебной силы. Драматизм события усиливается контрастом благородного облика Спасителя и низменного типажа Иуды. 14 июня 1601 г. адвокат Лаэрцио Керубини заказал для семейной капеллы в ц. Санта-Мария-делла-Скала образ «Смерть Девы Марии» (Лувр, Париж). Художник должен был написать картину за год ( Randolph Parks. 1985. P. 438-448), однако закончил ее между маем 1605 и маем 1606 г. ( Vodret. 2009. P. 163). В этом программном произведении сюжет представлен как лишенная мистической составляющей театральная мизансцена, ее участники - герои бедной народной драмы. Впервые у К. фигуры людей представлены не как энергично вылепленная скульптурная группа, а как погруженная в пространство и слитая с ним масса, озаренная мягким светом, окруженная прозрачными тенями. Новое понимание света позволило создать эмоциональную атмосферу, подчеркнуть лирическую тональность образа. Свет концентрируется в смещенном центре композиции - на молодом лике Девы Марии. Острота видения и реалистическая трактовка Ее образа не были поняты современниками. Монахи-кармелиты, которым принадлежала церковь, отвергли полотно в связи со скандальными слухами о том, что моделью для Богоматери могла служить утонувшая проститутка ( Mancini. 1956. P. 226). По совету П. П. Рубенса в февр.-марте 1607 г. картину приобрел герцог Мантуи. Смерть Девы Марии. 1605–1606 гг. (Лувр, Париж) Смерть Девы Марии. 1605–1606 гг. (Лувр, Париж) Судьба крупных работ К. была непростой: заказчики отказывались от них как от нарушающих приличия. «Мадонна ди Лорето» (заказана в кон. 1603, сдана до 2 марта 1606, ц. Сант-Агостино, Рим), созданная для маркиза Каваллетти, далека от привычной иконографии. Перед вышедшей на порог своего дома Девой Марией, прижимающей к груди Спасителя, преклоняют колени бедные старики-пилигримы. Композиция объединена неярким колоритом и мягким светом; полотно издалека воспринимается как образец алтарной картины «большого стиля», при приближении оно вовлекает в свой мир - зритель оказывается участником сцены и предстает перед Спасителем и Богоматерью наравне с пилигримами, к-рые олицетворяют голодную, неустроенную, социально разделенную Италию, какой ее знал К. Зрителей оскорбили новизна иконографии и «непристойные» для священного сюжета детали изображения - грязные стопы мужчины, поношенный головной убор женщины.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

Сан-Сальваторе в Монте-Сант-Анджело близ Манфредонии (кон. VIII в.). Двухкупольная композиция могла использоваться и в 3-нефных сооружениях: 2-столпный храм в Сеппаннибале близ Фазано (обл. Апулия, VIII в.) и 3-частная ц. Санта-Мария-ди-Галлана близ Ории, к западу от Бриндизи (не ранее VIII в.; сохр. только 1 неф). Видимо, в определенный момент эта типология стала модной, т. к. есть пример надстройки обычной 3-нефной базилики Сан-Пьетро- (или Санта-Мария-) ди-Крепакоре близ Торре-Санта-Сузанна, к юго-западу от Бриндизи (сер. VI в.), с 2 куполами (кон. IX - нач. Х в.), для чего были добавлены 2 массивные опоры. Специфичными для доараб. Сицилии являются т. н. кубы - небольшие кубические бесстолпные купольные храмы с 3 апсидами. Самая характерная - Санта-Доменика близ Кастильоне-ди-Сичилия, на северо-востоке острова (VII-IX вв.). В руинах сохранились кубы Сан-Сальваторе (Тригона) в Вендикари (Читтаделла-деи-Маккари) близ Ното, южнее Сиракуз, и Санто-Стефано в Дагала-дель-Ре, к северу от Катании (VIII - нач. IX в.), с вытянутым в ширину нартексом. Близка к кубам уникальная ц. Санта-Мария-деи-Череи (или Сан-Сальваторе) в Рометте, к западу от Мессины. В основе этого здания VIII-IX вв., как считается, находится баптистерий VI в. Его план можно отнести к визант. типу вписанного креста: центральное пространство имеет близкие к октагону очертания и увенчано куполом на 8-гранном барабане, угловые помещения равны подкупольному по высоте. Т. о., композиция имеет неожиданные параллели с ц. Успения в с. Дранда в Абхазии (VI в.). Церковь Каттолика в Стило. Кон. Х в. Наиболее характерный тип визант. храмостроения - крестово-купольные церкви на 4 опорах, распространившиеся в средневизант. архитектуре после того, как в К-поле Василием I (867-886) была построена ц. Неа. В Юж. Италии существовали многочисленные постройки этого типа. Нек-рые известны только из письменных источников или сохранились на уровне археологии (ц. Оттимати (Санта-Мария-Аннунциата) в Реджо-ди-Калабрия, снесенная в 1914; руины в Сан-Джорджо-ди-Пьетра-Каппа близ Сан-Лука, к востоку от Реджо-ди-Калабрия, Х в.; остатки собора в Кастро в Апулии, X-XI вв.); нек-рые - в перестройках, как ц.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Значительно больший размах получает строительство готических храмов во Флоренции. Церковь Санта-Мария-Новелла (ок. 1246 - ок. 1360) была начата по инициативе членов доминиканского ордена и должна была быть просторной и иметь хорошую акустику. Не будучи монастырской, она не нуждалась в обширном хоре, поэтому он пропорционально меньше, но устроен аналогично хору в Фоссанове - выраженный короткий трансепт, квадратная главная апсида с 4 капеллами, фланкирующими ее попарно. Каменные своды в центральном нефе были одновременно и данью новой, идущей из Франции, моде, и средством улучшить акустические свойства церковного пространства. Церковь Санта-Мария-Новелла просторна, каждой квадратной травее центрального нефа соответствует широкая, но неглубокая травея бокового нефа, что еще раз подчеркивает главенство центрального, не столько возвышенного, сколько спокойного и ясно обозримого, пространства - эффект, отличный от того, к-рый в храмах аббатств в Фоссанове, Касамари, Сан-Гальгано с их значительно более узкими травеями центрального нефа и соответственно более частым расположением главных опор. Высота аркады почти равна высоте клеристория, отчего линия перекрытий кажется ниже. Нервюры и архивольты арок, пилоны и приставленные к ним, сильно вытянутые полуколонны с растительными капителями, близко напоминающими коринфские, выделены темным pietra serena на фоне светлой штукатурки стены. Интерьер ц. Санта-Мария-Новелла представляет собой компромисс между новой франц. конструкцией и итал. чувством пространства с его размеренным, классицизирующим характером. Церковь Санта-Мария-Новелла стала прототипом ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме (1280 - сер. XIII в., фасад завершен в 1453), также принадлежащей доминиканскому ордену. В строительстве последней предположительно участвовали те же мастера, что возводили ц. Санта-Мария-Новелла (Ibid. Р. 82). Довольно близким по времени и композиционным принципам (однако в архитектурном отношении менее совершенным) храмом является готическая ц. Санта-Тринита во Флоренции (предположительно Никола Пизано или Нери ди Фьораванти, 1258 - ок. 1405; фасад - 1593-1594, Бернардо Буонталенти). Др. флорентийские храмы, в к-рых продолжились эксперименты, начатые в Санта-Мария-Новелла,- ц. Санта-Кроче и собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Наиболее характерными для разных регионов Юж. Италии были 3-нефные одноапсидные базилики, большое число которых известно в Апулии, как в раскопках, так и сохранившимися. Напр., такой базиликой является нижний ярус романского собора Сан-Никола-Пеллегрино в Трани, именуемый ц. Санта-Мария (кон. V - VI в.), с широким центральным нефом и криптой Сан-Леучо. Широкие 3-нефные храмы, свидетельствующие о влиянии архитектуры Сев. Африки, характерны также для Сицилии (ц. Сан-Мичели в Салеми, на западе острова, V-VI вв., перестраивалась, в руинах, законсервирована) и Кампании (базилика Санта-Мария-Маджоре в Санта-Мария-Капуа-Ветере, 432; еще 2 боковых нефа добавлены ок. 790, перестроена). Встречаются и 3-нефные 3-апсидные храмы - перестроенная в романскую эпоху ц. Эпископио (официально Санта-Мария-ин-Форо-Клаудио) в Вентароли, к западу от Капуа (V-VI вв.), и др. Среди композиций, связанных с влияниями Вост. Средиземноморья,- купольные базилики. Небольшая ц. Санта-Мария-делла-Кроче в Казаранелло (в черте совр. Казарано, Апулия, cep.VI в.) имеет 3-нефный базиликальный наос, трансепт, прямоугольную апсиду и купольный свод над средокрестием. Церковь Сан-Джованни-ди-Синис в Кабрасе (близ Ористано, Сардиния, сер. VI-VII в.) - грубо сложенная 3-нефная базилика с аркадами на низких столбах и с обширным купольным компартиментом перед апсидой. Вероятно, последняя связана с встречающимися на Сардинии крестообразными купольными храмами - Сант-Антиоко (2-я пол. VI в.) на одноименном острове у юго-западной оконечности Сардинии и Сан-Сатурнино в Кальяри (сер. VI в.; реконструированная руина, в плане - греческий крест с обходом). Церковь Сан-Леучо (кон. IV - нач. V в.), раскопанная в Каноса-ди-Пулья (обл. Апулия),- уникальный для И. образец 4-столпного тетраконха с обходом, аналогичный собору Эчмиадзин в Вагаршапате, Армения (ок. 400). Весьма интересны ранние ротондальные баптистерии Юж. Италии. Полностью сохранившийся баптистерий при ц. Санта-Мария-Маджоре в Ночера-Супериоре близ Салерно, обл. Кампания (2-я пол. VI в.), был построен по образцу ц. Санта-Костанца в Риме: он окружен обходом на 15 спаренных колоннах. Раскопанный в Каноса-ди-Пулья баптистерий Сан-Джованни при одновременно построенной базилике Сан-Сальваторе (514-566) представлял собой ротонду с внутренней кольцевой аркадой, совмещенную с прямоугольными рукавами креста и 2-апсидным нартексом,- соединение тем 2 рим. памятников, Латеранского баптистерия и ц. Санто-Стефано-Ротондо. III.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Сан-Микеле-Арканджело близ Сан-Кирико-Рапаро (юг обл. Базиликата, X-XI вв.), где купол был поставлен на угловых тромпах и снаружи оформлен в виде ступенчато повышающихся концентрических колец, украшенных поясами слепых арочек и покрытых черепицей (этот тип куполов продолжал существовать в Апулии и при норманнах). Однонефные церкви также трудно датировать, поскольку этот тип получил широкое распространение в последующие столетия и мог применяться для зданий различного назначения. Среди церковных построек более редких типов следует упомянуть баптистерий при соборе Санта-Анастазия в Санта-Северине - круглый в плане, перекрытый куполом на 8-гранном барабане (вероятно, IX в.; Rotonde d " Italia. 2008. P. 184-186). Ряд храмов в Юж. Италии, построенных по романской типологии, имел очевидные черты визант. кладки или декора. К ним относятся однонефные храмы с 3-частным алтарем по бенедиктинскому образцу - огромная руина ц. Санта-Мария-делла-Роччелла близ Скуиллаче (обл. Калабрия; кон. XI - 1-я пол. XII в.), осталась лишь алтарная часть, и великолепно сохранившаяся церковь мон-ря Сан-Джованни-Теристис в Бивонджи (обл. Калабрия; 1122) - с трансептом, 3 апсидами и куполом на квадратном основании. Подобное промежуточное положение занимают и нек-рые 3-нефные базилики с 3 апсидами: Санта-Мария-ди-Террети в Реджо-ди-Калабрия (кон. XI в.?, не сохр.), Санта-Мария-ди-Тридетти близ Стаити, к востоку от Реджо-ди-Калабрия (кон. XI в.?, руина), и Санта-Мария-дель-Патире близ Россано (нач. XII в.). Очень мало известно о военных и гражданских постройках, возведенных после отвоевания этих территорий Византией и имевших важное значение для адм. контроля над старыми и новыми землями. В результате объединения неск. фем, составлявших визант. владения в Юж. Италии, был образован катепанат, и его столицей стал Бари, где находился двор катепана, его резиденции, церкви и дворцовые капеллы. В последние годы были выявлены археологические остатки этого адм. комплекса, возникшего в нач. XI в. (Bari, sotto la città.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

У юж. рукава трансепта Браманте выстроил 8-угольный баптистерий (впосл. сакристия) с чередующимися по форме нишами, восходящий в плане как к помещениям позднеантичных терм, так и к образцам североитал. романики, используя ордер в поярусном членении стен. Внутреннее устройство баптистерия повлияло на пространственное решение 3 ломбардских санктуариев, посвященных чудотворным образам Богоматери: Санта-Мария-Инкороната в Лоди (1488-1491, Джованни Баттаджо, с 1489 Дж. Дольчебуоно), Санта-Мария-делла-Кроче в Креме (1490, Дж. Баттаджо) и Санта-Мария-Инкороната-ди-Канепанова в Павии (1500-1507, Дж. А. Амадео; 1550-1557). Наиболее близкое пространственное решение имеет храм в Лоди, центрическое пространство церкви в Креме усложнено примыкающими с 4 сторон глубокими прямоугольными нишами-капеллами, образующими ясно читающийся и в пространстве, и во внешнем объеме греческий крест. Наиболее поздний из упомянутых храм в Павии отличается от баптистерия Браманте более насыщенной пластикой ордера в интерьере. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. 80–90-е гг. XV в. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. 80–90-е гг. XV в. В реконструкции хора монастырской ц. Санта-Мария-делле-Грацие в Милане (80-90-е гг. XV в., не окончена) Браманте построил вост. часть как обширный центрический храм с куполом, покоящимся на широких полуциркульных арках. В величественном пространстве, которое должно было служить мавзолеем Сфорца, господствуют полуциркульные очертания. Оно декорировано дробными элементами, многие из к-рых имеют антикизирующий характер, но их сочетание близко к декоративным принципам позднего ломбардского Кватроченто. Уникальным памятником связанного с Браманте классицизирующего направления за пределами Ломбардии является капелла-крипта Сан-Дженнаро (кард. Джанвинченцо Карафы) в соборе Санта-Мария-Ассунта в Неаполе, созданная ломбардскими мастерами под рук. Томмазо Мальвито (1497-1506). Расположенная под пресвитерием собора и хранящая реликвии св. Ианнуария, она представляет собой прямоугольное помещение, разделенное на 3 нефа великолепными мраморными колоннами композитного ордера, к-рые поддерживают плоское перекрытие с богатым декором all " antica.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Церковь Санта-Мария-до-Кампо в А-Корунье. 1296–1302 гг. Церковь Санта-Мария-до-Кампо в А-Корунье. 1296–1302 гг. Еще большей лаконичностью отличается пространственное решение ц. Санта-Мария-дел-Мар в Барселоне (1329-1383, Беренгер де Монтагут и Рамон Деспуч), построенной по образцу собора Санта-Эулалия. В планировке этого храма зодчие отказались от выделения поперечной оси. Центральный неф, почти равный по высоте боковым, сильно расширен. Рисунок полукруглой восточной части храма с узким деамбулаторием и окружающими его небольшими капеллами крайне лаконичен. Простая форма 8-гранных столбов, на к-рые опирается крестовый нервюрный свод центрального нефа, небольшая глубина капелл между контрфорсами храма, сливающихся с пространством нефа, широкий шаг опор - все это подчеркивает большие объемы постройки и рациональный подход в выборе архитектуры храма. Подобная модель плана и интерьера станет типичной для церковного строительства Каталонии: церкви Санта-Мария-дел-Пи в Барселоне (ок. 1320-1391) и Санта-Мария в Манрезе (пров. Барселона; 1328, освящена в 1371, Беренгер де Монтагут и др.), собор в Тортозе (пров. Таррагона; 1341, освящен в 1441, Антони Гуарк, Бенет Баскес де Монбланк). Ярким примером стремления к достижению максимального простора в интерьере стали споры в процессе возведения собора Санта-Мария в Жироне (1312-1604), когда в 1386 и 1416 гг. по требованию заказчиков собирались комиссии экспертов для рассмотрения возможности замены 3-нефного здания однонефным при сохранении исходных размеров плана. В 1417 г. капитул во главе с епископом принял решение о строительстве однонефной зальной церкви с самым широким (ок. 23 м) перекрытием нефа в средневек. Европе. Интерьер отличает типичная для каталон. школы простота деталей: артикуляция стены с помощью пучков нервюр по всей высоте церкви, контрастирующих с гладкими поверхностями, сокращенный трифорий, отсутствие обильных скульптурных украшений. Влияние каталон. школы характеризует постройки на о-ве Мальорка (центр отдельного королевства в 1276-1343), самой значительной из которых является собор Санта-Мария в Пальме (ок.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Первые русские паломники начали посещать город Бари еще в XII веке, после перенесения туда мощей святителя Николая. – Сколько сегодня приходов в епархии? И вообще, как много здесь православных в наши дни и каких юрисдикций? – Всего в нашей епархии около 60-ти приходов, большинство из них находятся на севере Италии. Очень много молдавских приходов, потому что большинство прихожан родом из Молдавии. В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл назначил епископа Амвросия (Мунтяну) викарием в Италии для окормления молдавских приходов. – Где вы сегодня несете служение? – Сейчас в городе Пезаро, в храме Живоначальной Троицы. Город Пезаро находится на берегу Адриатического моря, в регионе Марке. Кроме прихода Живоначальной Троицы окормляю еще несколько общин этого региона. Храм Живоначальной Троицы города Пезаро расположен в помещении библиотеки католического монастыря Храм Живоначальной Троицы города Пезаро расположен в помещении библиотеки католического монастыря, богослужения совершаются здесь каждое воскресенье и в праздничные дни, в других приходах – один раз в месяц по субботам. Еще одна православная община находится в городе Лорето. Этот город знаменит на весь христианский мир тем, что именно здесь расположен Дом Пресвятой Богородицы. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться и прикоснуться к стенам Святого Дома, принесенного из Назарета в Лорето. Каждую последнюю субботу месяца мы совершаем богослужение в базилике, находящейся под Домом Богородицы. Община небольшая и состоит из иммигрантов: русских, украинцев, молдаван и представителей других национальностей. Есть также община в городе Сан-Бенедето-дель-Тронто. Богослужения здесь проводятся каждую первую субботу месяца в помещении, которое нам фактически подарил наш итальянский друг Эмидио. В городе Анкона, недалеко от Лорето, находится еще одна наша православная община. В связи с пандемией и принятием верующими причастия из одной лжицы, католики запретили проведение богослужений как в Лорето, так и в Анконе на неопределенный срок. Поэтому верующие вынуждены преодолевать расстояние в 80 км, чтобы попасть на литургию в Пезаро.

http://pravoslavie.ru/142907.html

1773 На гравюре конца XVI в., хранящейся в Историческом архиве святого Дома Лорето, изображен Назаретский Дом, стоящий в крепостных стенах города Лорето, с восседающей на кровле Дома Богоматерью с Младенцем. Богоматерь поддерживает двумя руками стоящего Младенца, касаясь пальцами правой руки пяты Младенца: Omamento Marmoreo della Santa Cappella di Loreto. Delegazione Pontificia per il Santuario della Santa Casa di Loreto. 1999, p. 20. На гравюре Джироламо Анжелита около 1530–1535 гг. из библиотеки Бенедеттучи в Реканати – «перенесение» Дома, окутанного облаками с поясной фигурой Богоматери и Младенцем, стоящим на гребне кровли Дома. Богоматерь пальцами правой руки и ладонью отведенной в сторону левой руки показывает Младенцу направление переносимого Дома за море. Гравюра передает вид первоначального мраморного украшения XVI в. базилики святого Дома – там же, р. 40. На гравюре Джулиано Дати около 1492–1493 гг. – «перенесение» Дома с поясным изображением Богоматери с Младенцем на руках на гребне кровли Дома – там же, р. 84. На гравюре Вильгельма Гумппенберга 1672 г. Богоматерь с Младенцем на кровле Дома, от которого исходит сияние в виде тонких струй, направленных к полусфере Земли. Богоматерь пальцами поднятой правой руки поддерживает небеса с солнцем, луной и светилами – там же, р. 94 1774 На венецианской гравюре 1743 г. кроме всего соборного комплекса Лорето отдельно выделены на первом плане мраморная капелла и рядом – интерьер Святого Очага Назаретского Дома со скульптурой Богоматери с Младенцем в нише над Святым Очагом: II Messaggio della Santa Casa. 4. 1994, p. 114. 1775 Несомненно, влияние таких гравюр, как гравюра Джакомо Лауро 1616 г. из Исторического архива церкви Святой Марии в Лорето – L» Omamento Marmoreo... р. 261. 1776 Титов А. Образ Пресвятыя Богородицы «Прибавление ума». М., 1909; Гукова С. Н. «Икона «Богоматерь Прибавление ума» и Лоретская Мадонна»//Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001, с. 103–106. 1777 ГТГ, АРХ ДР 255; 64,2x48. Икона опубликована: Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее/Авт.-сост. А.М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 1999. 30; La Madredi Dio nelle leone Russe. Loreto. Dalla Galleria Tretiakovdi Mosca. Loreto. 8 dicembre 1999 – 31 marzo 2000. 12. Сидоренко Г. В. Богоматерь Лоретская. К вопросу интерпретации образа в иконописи//Искусство христианского мира. Вып. 6. М., 2002, с. 41–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010