и «епископы» ( Деян. 20:28 ) на одном и том же отрезке текста применительно к одной и той же группе лиц. Как указывалось выше, 360 такое же словоупотребление мы встречаем в посланиях Павла. Сравнение христианской общины со стадом восходит к Самому Иисусу, называвшему Себя Пастырем Добрым, Который «полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ). В речи Иисуса это сравнение, в свою очередь, восходит к ветхозаветным книгам, в которых образ пастыря применялся к Богу, а стада – к народу израильскому ( Быт. 49:24 ; Пс. 22:1–2; 78:13; 79:2; 94:7; 99:3 ; Иер. 31:10; 50:19 ; Иез. 34:11–16 ). Епископы, они же пресвитеры, призваны пасти « Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». В этом месте текста имеются существенные разночтения в рукописной традиции: некоторые рукописи содержат выражение « Церковь Господа», другие – «Церковь Бога» (на эту группу рукописей ориентируются современные критические издания 361 ), третьи – « Церковь Господа и Бога» (на эту группу рукописей ориентируются textus receptus и соответственно Синодальный перевод). Выбор правильного чтения зависит от предпочтений как текстологического, так и богословского характера. Словосочетание « Церковь Господа» в Новом Завете не встречается, тогда как словосочетание « Церковь Бога» встречается 11 раз в посланиях Павла: на этом основании можно было бы отдать предпочтение выражению «Церковь Бога». Однако отсюда вытекает богословский вопрос: может ли Бог иметь кровь? 362 Другой вопрос: кому Павел приписывает приобретение Церкви Кровию: Богу или Христу? He отдавая решительного предпочтения тому или иному варианту текста, мы считаем необходимым напомнить, что в посланиях Павла термин «Бог» применяется прежде всего к Богу Отцу, тогда как к Иисусу Христу применяется термин «Господь» (например, Рим. 1:7; 15:6 ; 1Кор, 6:14; 2Кор. 1:3; 11:31 ; Еф. 1:3; 1:17 ; Кол. 1:3 ). В то же время Иисус Христос неоднократно именуется Богом: «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ); «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:13 ); «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Слово «Бог» применительно к Иисусу Христу встречается и в других новозаветных текстах ( Ин. 1:1, 18 ; 363 20:28; 1Ин. 5:20 ). 364

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И эта связь не есть ни воображаемая, ни мечтательная, но подлинная, живая и действительная, как об этом говорит и Апостол     Павел. По его словам, Церковь есть живой союз любви, которого Глава есть Хростос «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для создания себя самого в любви» ( Еф. 4:16 ). Церковь не есть простое земное человеческое общество, подобное другим обществам. Она есть нечто несравненно большее, более глубокое, святое и таинственное. Она есть небесно-земной организм, который оживотворяется Духом Святым, в котором живет и действует Господь Иисус Христос . И каждый из нас, будучи частью этого организма, находится в такой же близости и в такой же связи со Христом, в какой были и Апостолы во время Его земной жизни. Во все века своего существования Церковь сохраняет единую неизменную жизнь, единую неизменную сущность. На всем протяжении бытия Церкви в ней веет один Дух, как и сказано у Апостола: «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллины, рабы и свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12:13 ). В нас вообще угасло чувство церковности, мы живем индивидуальною религиозною жизнью, оказались одинокими в миру, не чувствуем своего места во вселенском Христовом Доме. У иных отчуждение от Церкви доходит до того, что они готовы противопоставлять Церковь Христу, готовы утверждать, что Церковь не приводит ко Христу, а отводит от Христа, закрывает Христа своею обрядностью. Недостатки и слабости церковного общества, ошибки церковной иерархии вменяют в вину Церкви, смешивают Церковь с иерархией. Теряется граница между божественною природою Церкви и Ее человеческою стороною, между сущностью и оболочкою. Мы забываем слова Спасителя: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:18 ). Природою Церкви, как небесно-земного организма определяется Ее значение и назначение в Человечестве. Она есть, по слову Апостола «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Исповедуя в Символе веры, что Церковь есть единая и святая, мы утверждаем, что единство Церкви совершается не силой человеческой, а Божественной любовью, даруемой нам. Это означает также, что Церковь не есть только человеческое общество или союз, а единство бого-человеческое, т.е. союз людей с Богом и между собою. Святость есть близость ко Христу и приобщение к Его святости, но Господь находится там, " где двое или трое собраны во имя Его " (Мф.18:20); следовательно, и святость там, где несколько людей собраны во имя Христово. И действительно, Христос основал Церковь и есть краеугольный камень ее; тем не менее Церковь началась в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на общину людей, уверовавших во Христа. Господь Иисус Христос собирает нас в Церковь, потому что Он для того и пришел, чтобы собрать всех воедино, а Святой Дух объединяет, потому что Он есть Божественная всеобъемлющая любовь. Об этом единстве Господь молился: " Да будут все едино, как Ты, Отче, но Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут совершены во едино " (Ин.17:21,23). Говоря о единстве Церкви во Христе, апостол Павел называет ее Телом Христовым, а Господа - ее Главой. То же самое выражается, когда Церковь именуется Невестой Христовой. В Церкви верующие усыновляются Богу-Отцу и таким образом причащаются жизни всей Пресвятой Троицы. В Церкви отражается образ Троичной любви, и она есть Царство Пресвятой Троицы, т.е. Царство любви. Без любви нет и Церкви. " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " , говорит Сам Господь (Ин.13:35). Церковь есть живой организм, и каждый член Церкви, как клетка в организме, может жить только по законам этого организма, т.е. по закону любви. 6. Признаки единства Церкви Единство Церкви выявляется и в то же время созидается через единство веры (Предание Церкви), через единство таинств и молитвы, через единство церковной иерархии и церковного устройства. Апостол Павел пишет: " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас " (Еф.4:4-6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Многие не знали, что в Вышегороде почивают святые мученики и страстотерпцы Христовы Роман и Давид, но Господь не допустил, чтобы такое сокровище таилось в земле, и обнаружил его для всех. На месте, где они лежали, иногда виделся огненный столп, иногда же слышалось ангельское пение. Слыша сие и видя, люди славили Бога и приходили поклоняться со страхом на месте том. Много приходило и от иных стран. Одни верили слухам, другие не верили, считая сие за ложь, как Апостол сказал о Кресте: «Для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия» (1 Кор.1:18). Господь же во святом Евангелии сказал: «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется» (Мф.21:44), а верующий в него не постыдится. Однажды пришли к тому месту, где лежали святые, погребенные под землею, варяги, и один из них вступил на него; тотчас же огонь вышел из гроба и опалил ноги варяга. Тот вскочил, стал рассказывать и показал дружине свои обожженные ноги. С тех пор не осмеливались подходить близко, но со страхом поклонялись. Немного спустя загорелась церковь святого Василия, у которой были положены святые. Пономарь той церкви, по окончании заутрени, был омрачен от вселукавого сатаны сном и, не осмотрев церковь как следует, ушел к себе домой, а в церкви забыл потушить свечу, горевшую на высоком месте. Спустя некоторое время загорелась церковь. Люди устремились к ней; горела церковь от верха; все оттуда вынесли, иконы и сосуды, так что ничего не сгорело, кроме самого здания. Все это произошло по Божиему попущению. Церковь была деревянная и обветшала. Господь явил сим Свою волю, чтобы иная церковь была построена на том месте во имя святых блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба и чтобы телеса их были с любовью вынуты из недр земных, что и случилось. О всем этом поведали Ярославу. Князь призвал митрополита Иоанна, сказал ему о своих братьях, святых мучениках, и тот был как бы в ужасе, сомнении, радости и дерзновении к Богу. Выйдя от князя, митрополит собрал клирошан и всех священников и велел идти крестным ходом к Вышегороду. И пошли к месту, где лежали святые, с ними и Ярослав-князь. На том месте, где стояла сгоревшая церковь, поставили небольшую храмину. Архиепископ же, придя с крестами, сотворил в ней всенощное пение. Рано утром архиепископ пошел с крестами к месту, где лежали пречестные телеса святых, сотворил молитву и велел разрыть землю, находившуюся над гробом святых. И откопав, вынули гроб из земли. И приступил митрополит Иоанн и пресвитеры со страхом и любовью, открыл гроб святых, и увидели чудо преславное. Телеса святых не имели никакого повреждения, но были совершенно целы и белы как снег, лица их были светлы, как у ангелов, благоухание исходило от них. Сильно дивились архиепископ и все люди. И отнесли они телеса в ту храмину, которая была поставлена на месте сгоревшей церкви, и положили их над землею на правой стороне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Несомненно, что Церковь может стать такою прежде всего путём громадного религиозного подвига, который должны взять на себя верующие люди 248 . Но несомненно также и то, что в этом отношении очень важны различные внешние условия, в которых находится теперешняя искажённая земная Церковь . Поэтому для жаждущих церковного возрождения очень важен вопрос о реформе нашей Церкви. Эти реформы, эта церковная программа намечаются сами собой в связи с тем, что мы выше сказали о Церкви. Программа, более всего соответствующая высказанным нами взглядам, даётся Христианским братством борьбы. (…) V. Учение о власти. Каков должен быть политический строй Мы рассмотрели, какою должна быть земная Церковь , чтобы вполне совершить всё предназначенное ей в истории мира. Для этого, сказали мы, она должна осуществить сполна законы Христовы. Но теперь вот в чём вопрос: ведь Церковь , собрание верующих, собрание людей, между которыми не будет власти, которые всё будут делить поровну, жить одной братской жизнью, – эта Церковь будет находиться в государстве. Положим, Россия – она состоит из множества самых различных народов: татар, чуваш, армян, евреев и т. д.; каждый из этих народов имеет свою собственную веру, наконец, множество людей неверующих вовсе и которые не войдут в истинную Церковь, как входят они теперь только потому, что написано в паспорте: «вероисповедания православного». Одним словом, истинная Церковь, как небольшая горстка людей, очутится в среде ей чуждой и даже враждебной. Спрашивается, как же поступать верующим людям, которые будут членами Церкви: подчиняться ли им государственной власти, участвовать ли в политической жизни страны и т. д.? И если участвовать, то к чему в настоящее время стремиться, чтобы в политике раскрывалась правда Христова? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам придётся разъяснить прежде всего, как, по нашему мнению, учит христианство относиться к властям. Апостолы много раз и настойчиво повторяли верующим: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению... надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим. 13:1–2, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Святость есть близость ко Христу и приобщение к Его святости, но Господь находится там, “где двое или трое собраны во имя Его” ( Мф. 18,20 ); следовательно, и святость там, где несколько людей собраны во имя Христово. И действительно, Христос основал Церковь и есть краеугольный камень ее; тем не менее, Церковь началась в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на общину людей, уверовавших во Христа. Господь Иисус Христос собирает нас в Церковь , потому что Он для того и пришел, чтобы собрать всех воедино, а Святой Дух объединяет, потому что Он есть Божественная всеобъемлющая любовь. Об этом единстве Господь молился: “да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут совершены во едино” ( Иоан. 17, 21 и 23). Говоря о единстве Церкви во Христе, Апостол Павел называет ее Телом Христовым, а Господа – ее Главой. То же самое выражается, когда Церковь именуется Невестой Христовой. В Церкви верующие усыновляются Богу Отцу и, таким образом, причащаются жизни всей Пресвятой Троицы. В Церкви отражается образ Троичной любви и она есть Царство Пресвятой Троицы, т.е. Царство любви. Без любви нет и Церкви. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”, говорит Сам Господь ( Иоан. 13,35 ). Церковь есть живой организм и каждый член Церкви, как клетка в организме, может жить только по законам этого организма, т.е. по законам любви. 6. Признаки единства Церкви Единство Церкви выявляется и в то же время созидается через единство веры (Предания Церкви), через единство таинств и молитвы, через единство церковной иерархии и церковного устройства. Апостол Павел пишет: “Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех. Который над всеми, и через всех, и во всех нас” ( Еф. 4,4–6 ). 7. Кафоличность, или соборность Церкви “Верую... во едину, святую, соборную... Церковь ”. Кафолон по-гречески означает “то, что есть общее”, “то, что вместе”. В славянском тексте слово “кафолическая” переведено словом “соборная”. Кафоличность, или соборность Церкви вытекает из ее единства и святости. Православная Церковь хранит полноту христианской веры и свидетельствует о ней по всему миру, что и есть признак истинной вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6, 9–10,11 ). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь , казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...” ( Лк. 21, 12 ). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Соборность (кафоличность) Церкви Церковь ветхозаветная была ограничена пространством, временем и народом. Но Церковь Христова ничем не ограничена. Апосто­лам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16, 15 ), «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 ), в ней «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни нео­брезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3, 11 ). «Соборность» – качество Церкви, означающее, что каждая поместная община обладает той же полнотой благо­датных даров, что и вся Церковь в целом, и каждый человек в любом месте и во всякое время, может получить в Церкви все необходимое для спасе­ния. Апостольство Церкви Будучи Сам посланным в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь называется апостольской Символ веры, называя Церковь апостольской, учит твердо держаться Апос­тольских преданий и не принимать иных учений. В этом же смысле Церковь называется Православной, т. е верующей правильно. В Церкви сохраняются благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через Таинство Священства (рукоположение), поэтому вторая сторона апостольской Церкви – это не­прерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, кото­рая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. О богоустановленности иерархического служения свидетельствует ап. Павел: «(Христос) поставил одних Апос­толами, иных пастырями и учителями, к совер­шению святых, на дело служения» ( Еф. 4, 11–12 ). Непосредственными преемниками и продолжателями служения апо­столов являются епископы. О спасении души Свщ. Писание говорит, что спасение возможно только во Христе: «ибо нет другого имени под небом, данного чело­векам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4, 12 ). Так как Иисус Христос Глава Церкви, и Спаситель тела, то чтобы спастись, не­обходимо быть членом Церкви, исполнять требования Священного Писания, правил Церкви и уставов.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Церковь свята. Мы не должны смущаться кажущимся противоречием святости Церкви и греховности ее членов. Нет греха Церкви. Есть грех против Церкви. Господь эту антиномию объясняет приточно. «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13:24 ). Церковь свята святостью Христа. Не потому Церковь свята, что в ней есть святые, а потому ее члены святы, что Церковь свята. Церковь – это не собрание святых, но собрание освящаемых, поэтому грешники – члены Святой Церкви. Однако переступив определенный предел, грешник входит в необратимый нравственный процесс, в котором для него покаяние становится невозможным, и он навсегда отсекается от Церкви, хотя внешне может казаться, что он ей принадлежит. «Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она сохраняется святою» . Церковь свою святость проявляет в хранении истины Христова учения. «Говоря, что учение Церкви непогрешимо, мы не утверждаем ничего более, как именно то, что оно неизменно, что оно то же самое, какое было предано ей изначала, как учение Божие» . Однако непогрешимость Церкви распространяется только на вопросы вероучения, но не на истины естественно-научные или мнения по вопросам социально-политической, экономической жизни. Апостол Павел называет христиан святыми не потому, что они ведут праведный образ жизни, а потому, что обожены в таинствах Церкви. Существуют ереси, которые провозглашают святость Церкви в связи или с обязательной праведностью ее членов (монтанизм), или с достоинством иерархии (донатисты). Однако, как было сказано, Церковь свята живущей в Ней благодатью Святого Духа. Мы не имеем критерия, пожалуй, кроме своей совести, который позволил бы установить фактическую принадлежность к Церкви.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Здесь говорится и о служении Церкви, как народа Божия, и о служении Иисуса Христа среди народа Божия. Откр.12:5 . «И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его». Здесь свидетельство о вознесении Сына Божия на Небо и свидетельство о восхищении Церкви на Небеса. Когда Церковь окончит участие в духовной брани во дни антихриста, она будет восхищена на Небеса. Енох и Илия начнут возноситься к Небу после того, как они воскреснут, и верующие вместе с ними в – сретение Господу. И мы читаем: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Откр.12:6 ). Бегство в пустыню Жены-Церкви – это указание на исторические особенности, когда Церковь была гонима в древние времена, и верующие в пустынях прятались. Римские воины их ловили, выслеживали, находили и убивали. Так вот, в последнее время Церковь тоже будет в пустыне. Она будет скрываться. Вот та треть звезд, епископов, которые падут, они создадут свои ложные церкви. Будет торжествовать церковь -блудница, неверная жена. В такие храмы нельзя будет ходить молиться, там все религии перемешают в одну религию, это будет очень опасное явление. И истинная Церковь убежит в пустыню, Господь приготовит для нее место, для Церкви последних времен. И Он будет питать ее. Чем питать? Словом Божиим. Вот такие же занятия будут проходить для гонимых христиан, но в других условиях. Служба будет совершаться, Божественная Евхаристия. До самого момента Пришествия Христова в этот мир Литургия будет совершаться. Далее сказано: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» ( Откр.12:7–8 ). О сражении Михаила известно, что это было первое сражение тогда, когда Небо разделилось, и часть ангелов пошла за лукавым. Но в последнее время тоже будет сражение между Михаилом и дьяволом. Об этом можно прочитать у пророка Даниила. Здесь сказано: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» ( Дан.12:1 ). А в книгу нас записывают когда? Когда мы в церковь заходим. Нас записывают сразу в книгу. И нужно чаще посещать храм, чтобы из этой памятной Божьей книги не было изглажено наше миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010