Многие века Богородица не устаёт отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают ( Ин.15:6 ). Своим апостольским подвигом Богородица- Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста ( Ис.49:18 ). Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин). Согласно древнейшему грузинскому сказанию 74 , в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения 75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьём еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил её в море. Иверская икона Божией Матери. Прорись После прибытия иконы на Афон её поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим. Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с неё не снимается, но он очень хорошо передаёт основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Её рук мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Станиславскому и актерам МХАТа перед постановкой горьковской пьесы «На дне». А княгиня Елизавета Федоровна не раз приходила на Хитровку за малолетними детьми, чтобы забрать их отсюда на воспитание. Орловская лечебница (бывший дом генерал-майора Н.З.Хитрово) с домовой церковью Смоленской иконы Божьей Матери. Справа – дом Телешовых. Вид из окна Практической академии. Фото Н.М. Щапова. Начало XX века Хитровка беспощадно испортила эту некогда аристократическую местность, оставив свои «памятники». Самым криминальным местом был трактир «Каторга» в Подколокольном, 11 – том самом доме, что вырос на месте дворца Ивана III. На стрелке Певческого и Петропавловского переулков и сейчас стоит клинообразный дом-«утюг». Раньше здесь была усадьба Свиньиных; из этого рода происходил статский советник Павел Петрович Свиньин, издатель журнала «Отечественные записки». От фамилии Свиньиных произошло сугубо хитровское название «Свиной дом», где была ночлежка с воровским притоном. Самым «чистым» был дом в Хитровском переулке, 3. Эту бывшую усадьбу Лопухиных, родственников опальной царицы Евдокии, где в 1871 году родился композитор А.Н. Скрябин, облюбовали «раки» – портные, перешивавшие краденое платье. Сами они не имели никакой одежды и безвылазно сидели в своих логовах, за что и получили такое прозвище. А в Хитровском переулке, 4 была Мясницкая полицейская часть, где работал врач Дмитрий Кувшинников, выбравший для общественного служения именно этот московский «уголок». Он и его супруга послужили Чехову прототипами Дымовых в повести «Попрыгунья», а В.Г. Перов изобразил доктора первым слева в картине «Охотники на привале». Городового же хитрованцы боялись и иногда отдавали ему краденое, если потревожили какую-нибудь важную особу. Понятно, что по соседству с воровскими притонами жить никто не хотел, и многих Хитровка заставила покинуть свои дома. Орловская богадельня Анна Михайловна Хитрово пережила своего супруга на 20 лет и получала «кутузовский пенсион» в 17 тысяч рублей. Она осталась в доброй памяти у русского философа Константина Леонтьева, ибо покровительствовала его матери: «легкомысленная и добрейшая» Анна Михайловна вносила плату за ее обучение. Леонтьев долго воспоминал эту пожилую даму с розовыми лентами.

http://pravoslavie.ru/4392.html

24 января 1903 года – по указу Московской Духовной Консистории были начаты работы по постройке новых трапезной, приделов и колокольни. Работы начались торжественным богослужением в марте 1903 года. Строительством руководил архитектор И.С. Курдюков. Всеми работами руководила специально созданная Строительная комиссия во главе с председателем настоятелем протоиереем П.В. Приклонским, членами ее были священник иерей Виктор Иванович Кедров; церковный староста, московский купец К.Г. Григорьев; известный землевладелец Н.Я. Пыхов и М.Н. Грибков, бывший долгое время церковным старостой в одном из московских приходов. Большой колокол поместили на временно устроенной звоннице. В основания новой трапезной были положены медно-вызолоченные закладные доски. К концу 1903 года новое здание трапезной с двумя приделами было окончено постройкой. 15 января 1904 года был освящен Зачатьевский придел, а 8 ноября 1904 года – Никольский. Обширная трапезная получила размеры 10 саж. 2 арш. 12 вер. в длину; 13 саж. в ширину и 6 саж. в высоту, так что храм, вмещавший прежде не более 500 человек, после перестройки мог вместить более 2000 человек. Своды трапезной, выполненные по проекту А.Ф. Лолейта, стали техническим новшеством (возможно первым в России) – они представляли железобетонное перекрытие двоякой кривизны. Храм освещался 14 большими окнами. В приделах были установлены новые иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма, и выполненные по моде того времени из мрамора; при этом иконы в них остались старые. Поверхность фасадов колокольни и трапезной были богато декорированы различными элементами из фигурного кирпича, формы которых заимствованы у произведений русского зодчества второй половины XVII века. При перестройке была расширена первоначальная арка, отделявшая главный храм от трапезной. На окнах были установлены железные решетки ажурной работы Бордорф, вместо подоконников вставлены мраморные плиты. Пол в трапезной и обоих приделах сделан из метлахских плиток, солея и ступени были облицованы серым мрамором. В храме было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин». Под храмом – обширное подвальное помещение для склада материала для отопления и других потребностей.

http://sobory.ru/article/?object=27237

В 1818 г. под руководством известного архитектора М.Н.Слепнева завершилось строительство каменного храма во имя иконы Казанской Богоматери, оригинального памятника зрелого классицизма, обладающего редкой гармоничной соразмерностью форм, исполненных с большим изяществом и строгой точностью. Специалисты отмечали роспись купола и ценность иконостаса - " чрезвычайно интересного художественного творения в стиле классицизма XVIII в. Несколько позднее было сооружено замечательное здание колокольни с тремя ярусами, строгими и изящными, она соединялась с церковью каменной переходной галереей. Тогда же, в 1820-е гг., был устроен большой парк с липовыми и березовыми аллеями, с оригинальными беседками и павильонами. На краю его – живописный пруд с купальней. Устроитель усадьбы А.В.Вонлярлярский имел 4-х сыновей, которые по семейной традиции проходили службу в гвардейских полках российской армии, а на выходе в отставку проживали в доставшихся им по наследству имениях. Старший сын Александр получил в наследство имение Вонлярово. Усадьба " Рай " досталась сыну Василию Александровичу, родившемуся здесь в 1814 г. (см. Вонлярлярский В.А.). После смерти В.А.Вонлярлярского – писателя, художника, ваятеля, композитора и музыканта – владелицей усадьбы стала его дочь Софья Васильевна, в замужестве Ромейко-Гурко. От нее усадьба перешла к ее детям Александру, Николаю, Варваре, Софье и Марии Ромейко-Гурко. Хозяином ее стал старший из братьев Александр Александрович (остальные семей не имели), известный земский деятель, много сделавший для развития просвещения и здравоохранения в Смоленском уезде. Его стараниями были открыты земские и церковно-приходские школы в 18 населенных пунктах уезда, в том числе и построенная на его средства школа в усадьбе " Рай " (1902 г.), построены и оборудованы 7 больниц и медицинских пунктов. Он был почетным попечителем Комитета Общества попечительства о народной трезвости, возглавлял Смоленский отдел Российского общества садоводства, участвовал в работе многих благотворительных учреждений.

http://sobory.ru/article/?object=10356

Впрочем, прости, друг, если чем обидел.... Примечание модератора: Обстоятельно ответить, как того требует тема, пока не имею возможности. Освобожусь, продолжим, тогда и Ваш предыдущий комментарий вставлю. Не удаляю реплики из-за того, что возможно кто-то ещё захочет высказаться. 15 августа 2012. Благодарю. Подожду Вашего ответа. 16 августа 2012. Можно конечно и на форум, но ведь Вы  сами начали развивать эту тему здесь...Поэтому предложение: если наш спор " утяжеляет " заявленную тему, то когда мы закончим полемику, можно  её (полемику) удалить. Желательно всю, в том числе и Вашу реплику модератора, что бы не провоцировать не согласных с Вами вновь начинать спор не на форуме, а на этой ветке.   А что до " один Русский народ... построили наши предки " - это обобщение, для того, чтобы оправдать права всех, кто считает себя русским.  А есть ли права  на здания церквей у " полукровок " , а у всех имеющих РФ гражданство? А есть ли права у тех русских, чьи предки разрушали храмы, жгли иконы? А у тех кто разрушает это наследие ныне, прикрываясь своей русскостью или, например, дипломом реставратора?  ЦЕРКВИ СТРОИЛИСЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ ВЕРУЮЩИМИ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ же ВЕРУЮЩИХ (а как известно, во Христе нет ни эллина ни иудея), а " русскость " и генетическое или юридическое родство, гражданство - по отношению к церквям, простите - НЕ АРГУМЕНТ. Вообще есть ученые доказывающие, что со сменой религии меняется этнос. Но это отдельная и серьезная тема. Замечу лишь одно, из множества племен русским народом (русской цивилизацией, со своей наукой, литературой, архитектурой, космосом и пр) мы стали в результате и только после крещения. В этом смысле: Пушкин (наше всё) для меня более русский нежели современные   " русские " язычники. Потому и у разных русских  разные цели. Для нас храмы - святыни, которые мы содержим, восстанавливаем , благоукрашаем и сохраняем для своих потомков ВСЕМИ СИЛАМИ. Заметьтье СВОИМИ силами и на СВОИ ЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА. В том числе и нанимаем квалифицированных специалистов по реставрации, согласно охранному договору и под жестким контролем государства. А для тех, кто лучше знает как их реставрировать, церкви - исторические объекты,  реставрация которых является источником дохода. У последних, назовем вещи своими именами, цель: под предлогом " сохранения культурного наследия " выдавить верующих из храмов. О работе реставраторов в нашем храме могу много не лицеприятного засвидетельствовать, в т.ч. и документально. От чего сердце любого верующего содрогнётся. Но надо ли?

http://sobory.ru/article/?object=00584

Подсуетилась Полушкина (ни какого отношения не имеющая к приходу), срочно составили письмо с просьбой к МЧСникам, те согласились. Под «шумок» выпилили еще 5-7 деревьев, уже вообще без всяких, даже устаревших, документов, по инициативе то ли Полушкиной, то ли настоятеля. Крайними остались: настоятель (и совершенно заслуженно), генерал от МЧС - поплатился за действия своего зама (что называется, подставили) и приход, который был вообще «ни сном, ни духом». 2. По поводу церковников, написавших ахинею и знания истории. Разделяя Ваше раздражение по поводу случившегося, всё же предлагаю высказываться более сдержанно и аргументировано. а) О «мифическом кладбище» и знании истории. Предлагаю Вашему вниманию буквальную цитату из документа «историческая справка на территорию сквера, расположенного на Мукомольном переулке», предоставленной в мэрию города Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля, подписанного начальником отдела охраны памятников О.И.Островской: «Освоение рассматриваемой территории относится к XIV веку. В этот период за пределами линии городских укреплений (рвов и валов), расположенных вдоль современной улицы Первомайской, вдоль дороги на Углич образуются жилые массивы обширного предместья города Ярославля – «Загородья». В этот период на территории, прилегающей к руслу реки Нетечи (русло проходило по направлению совр. улицы Собинова в сторону реки Которосли, к концу XVIII века - утрачено), был выстроен деревянный храм Дмитрия Солунского. По данным краеведов (В.И.Лествицын, Головщиков) основание храма относится ко времени княжения Дмитрия Донского и связано с победой русских войск (в том числе и ярославской дружины) под его предводительством на Куликовом поле в 1380 году […]Архивные документы Дмитриевского храма, связанные с исполнением церковных обрядов, свидетельствуют, что до начала XVIII века при церкви существовало церковное приходское кладбище». Кроме того, существует документ «променная запись княгини Алабышевой», свидетельствующий о захоронении на этом кладбище членов ярославского княжеского дома.

http://sobory.ru/article/?object=00584

Вы говорите, что Закон не совершенен и хотите заменить его жизнью " по-совести " , понимая под этим следование христианским ценностям. При этом Ваш жизненный опыт говорит о том, что не все граждане страны согласны следовать этим принципам. Я согласен с Вами, что законы не совершенны, но это единственный универсальный правовой механизм существования многонациональной и мультиконфессиональной страны. Как Вы знаете, в Российской империи, кроме общих для всех государственных законов, существовали и местные для отдельных территорий. Они применялись, если не вступали в противоречие с законами империи. Наблюдал за этим, назначаемый императором, генерал-губернатор. Тем самым соблюдался принцип равенства всех граждан перед Законом, и сохранялась традиционная система ценностей отдельных этнических и религиозных групп. Не совсем понял, почему Вы решили, что я отказываю русскому этносу в правах на звание Русского народа. Я говорил о феномене общности под названием Русский народ, в которой главенствующая роль, конечно, принадлежит именно русскому этносу. Но это не значит, что русский этнос единственный и подавляющий другие этносы. Так же как Православие в России, являясь доминирующей религией, не подавляло другие конфессии. Вы говорите, что " нет у нас «исторического наследия», «национального достояния», «истории, искусства», «культурного наследия» и т.д. и т.п. в ОТРЫВЕ от ПРАВОСЛАВИЯ " , но это заблуждение, национальным достоянием являются и сооружения других конфессий, и археологические памятники дохристианского времени, природные объекты и отдельные ландшафты, исторические территории и многое другое, не имеющее отношения к православию. Культура, это тоже объект наследия, нуждающаяся в защите. Конечно, наша культура в основном определяется христианством, полученным из Византии. Однако правильно ли будет считать русский язык элементом только православной культуры? И разве сохранение русского языка противоречит сохранению языков всех остальных народов России? То есть многообразие культур всех этносов России и составляет то, что я называю Русской культурой. Это ни в коей мере не принижает определяющий вклад русского этноса в эту культуру. Теперь частности.

http://sobory.ru/article/?object=00584

Высокий кубообразный двусветный четверик под четырехскатной кровлей несет пять крупных цилиндрических барабанов, прорезанных узкими щелевидными проемами по сторонам света. Три сильно пониженные, вытянутые в плане апсиды, одновременные основному объему, равны ему по ширине. Чуть более широкая низкая трапезная со скругленными углами увенчана в центре большим полусферическим куполом. К ней через притвор примыкает пятиярусная колокольня, доминирующая в композиции храма. Наиболее выразительны фасады основного четверика. Его стены разделены лопатками (на углах огибающими) на три прясла, завершенных полукружьями ложных закомар. Последние отделены от поля стены широким декоративным ступенчатым карнизом с рядами консолек, поребрика и вертикальных ширинок. Северный, южный и западный фасады украшены наличниками асимметрично расставленных окнон второго света (узких, со скругленными верхними углами), которые выделяются своей богатой пластикой на фоне стен. Проемы боковых прясел обрамлены колонками с дыньками и увенчаны двухлопастными кокошниками со щипцовым подвышением. В средних пряслах окна выделены более нарядными наличниками с наборными колонками и кокошниками, напоминающими корону. В нижнем ярусе старые проемы заложены и пробиты новые. Убранство апсид со световым проемом по оси каждой аналогично декору четверика: стены вверху опоясаны широким многоярусным карнизом, в который врезаются кокошники наличников того же рисунка (только боковые колонки всех трех – наборные). Барабаны пятиглавия украшены аркатурным поясом на тонких высоких колонках и также заканчиваются полосой карниза. Скромные боковые фасады трапезной в пять осей подчеркнуты четырех-пилястровыми портиками с низкими треугольными фронтонами. Еще по одному проему расположено на скруглениях западных углов. Фасады колокольни, выдержанные в стиле зрелого классицизма, украшены сдержанным, но пластичным декором. Нижние три яруса-четверика завершены карнизами большого выноса с крупными сухариками. Средний из них подчеркнут тосканскими портиками с трехчетвертными колоннами по сторонам арок звона и треугольными фронтонами наверху. Два верхних яруса образуют своеобразную венчающую часть: восьмигранный в плане полуярус с круглыми окнами по сторонам света служит основанием для удлиненной цилиндрической ротонды, прорезанной восемью узкими арочными проемами. В простенках между ними поставлены тосканские полуколонки.

http://sobory.ru/article/?object=05661

Храм находится на территория подворья Софийского собора Царского Села. Территория подворья ограничена с запада и севера полями совхоза «Фёдоровский»; с юга — дорогой Поги — Кайболово; с востока — рекой Винокуркой. Социальный дом Деревянный усадебный дом находился к юго-востоку от храма и был построен при Ф. Ф. Буксгевдене. В 1850-е годы, вероятно, архитектором Р. А. Желязевичем было возведено каменное здание. Усадебный дом был двухэтажным, прямоугольным в плане, с прямоугольным ризалитом, оформляющим центральный вход. Основной объём здания делился на три части, при этом, возможно, центральная часть хронологически более ранняя. Боковой, обращенный к церкви флигель, был построен позже; а противоположный флигель, вероятно, советского происхождения. Оформление фасадов центральной части различалось: фасад, обращенный в сторону дороги, был решён в стиле барокко; а на фасаде, обращенном к реке, были использованы приёмы древнерусской архитектуры. К усадебному двору вела прямая подъездная дорога. Перед южным фасадом был расположен круглый цветник. После 1918 года в здании располагались местная школа и клуб. После Великой Отечественной войны оно было передано детскому дому, существовавшему здесь до 1970-х годов. В 1980-х годах была начата перепланировка здания под базу отдыха, но не была завершена. В результате здание стало разрушаться. После передачи мызы Софийскому собору было решено в здании устроить Дом престарелых. Однако состояние усадьбы не позволило этого сделать, к тому времени она была практически утрачена. В 1998—1999 годах на её месте было выстроено по проекту М. А. Ридер новое двухэтажное здание пансиона «Софийская усадьба». Социальный дом рассчитан на одновременное пребывание в нём около 30-ти человек. Каждому предоставляется индивидуальные помещения и уход. Работа с проживающими в доме проводится совместно с Социологическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета. Подворье включает также и фермерское хозяйство «София», оснащенное качественной, передовой сельскохозяйственной техникой. Ферма выполняет роль модели эффективного ведения сельского хозяйства и производства натуральных экологически чистых продуктов.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Смолен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010