Иконография образа полностью соответствует изображению М.-Б. и. на литографии 1899 г. Божия Матерь представлена прямолично, победренно, с Богомладенцем на левой руке, ладонь правой руки обращена в сторону Богомладенца. М.-Б. и. принадлежит к иконографическому изводу «Одигитрия», близкому к Влахернскому и Смоленскому образам Божией Матери, где и Богородица, и Младенец Христос показаны почти фронтально. Однако в отличие от них М.-Б. и. имеет существенную особенность: благословляющая правая ручка Богомладенца не обращена вправо, а размещена перед грудью, так что двуперстное благословение направлено к молящимся. Этот более редкий по сравнению с изводом Смоленской «Одигитрии» вариант встречается на иконах зап. Полесья, Волыни, Карпат, Вост. Белоруссии XVII в. Богородица представлена в светлом розово-красном платье и темном сине-зеленоватом мафории, на голове под мафорием - прозрачный белый повой. По краям мафория и хитона - тонкие золотые каймы, на мафории на челе и правом плече - крестообразные ажурные золотые звезды. Богомладенец облачен в белый хитон с голубыми притенениями и светлый розовато-охристый гиматий. В левой опущенной на колени руке Он держит свиток. Ступни босые, левая ножка немного приподнята по отношению к правой. Фон иконы темный, сине-зеленый, нимбы золотые (вероятно, поновлены, под ними просматривается первоначальное лучистое сияние). Греч. титлы написаны золотом. Живописное исполнение иконы, мягкие притенения на ликах и их пластика соответствуют стилистике белорус. иконописи сер. XVII в. Лит.: Записки игумена Ореста//АСЗР. 1867. Т. 2. С. LIV; Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ. 1885. 1. С. 8-12; 3. С. 47-58; Хроника белорус. г. Могилёва, собр. и писанная А. Трубницким, во 2-й пол. XVIII в., а в 1-й пол. XIX в. продолж. его сыном М. Трубницким/Пер. с польск.: Н. Г. Гортынский//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-142; Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв-на-Днепре, 1890; он же.

http://pravenc.ru/text/2563888.html

Между тем с театра военных действий начали прибывать в Москву массы раненых и умирающих воинов. Улицы Москвы оглашались стонами этих несчастных, вид которых невольно исторгал слезы у всех, встречавшихся с ними. И вот, чтобы несколько поднять дух Московского народонаселения, смущенного грустною, тяжелою картиною претерпеваемых воинами страданий и вместе с тем, чтобы возбудить надежду на высшую помощь, преосвященный Августин в самый день Бородинской битвы совершает крестный ход вокруг Кремля, Китая и Белого города. При громадном стечении молитвенно настроенного народа, в этом ходе были несены св. иконы Владимирской Божией Матери, Иверской, а также Смоленской, недавно принесенной в Москву из Смоленска, и во время шествия этой процессии не один раз можно было слышать среди богомольцев умиленные возгласы, исходившие из наболевших сердец: Матерь Божия, спаси нас! От Сретенских ворот до Арбатских крестный ход шел между двумя рядами обозов с ранеными и умирающими воинами. Они с умилением «крестились на отрадные для страдальцев знамения веры и благочестия и с жадностью принимали окропление св. водою» 29 . Указанные обозы с ранеными воинами направлялись в Лефортовский дворец, где был устроен военный госпиталь. Этот дворец, число обитателей которого еще более увеличилось после Бородинской битвы, был истинным домом скорби, плача, страданий, смерти. Многие, конечно, получали здесь более или менее удовлетворительную врачебную помощь и, хотя искалеченные, были сохраняемы для дальнейшей нерадостной жизни, но не мало было и таких, для которых Лефортовский дворец был последним этапом их земного странствования. Эти жертвы долга и любви к отечеству умирали здесь вдали от родины и родных, всеми как бы покинутые и забытые... Но о них помнил, им всей душой сострадал преосвященный Августин и в то время, когда врачебные пособия для их тела были уже совершенно не нужными, несчастные неожиданно получили высокое духовное утешение, наполнившее великою, неизъяснимою радостью их измученные сердца... 31 августа, по распоряжению преосвященного Августина, в Лефортовский дворец прибыл архимандрит с иконами Иверской и Смоленской Божией Матери. Был отслужен молебен с водоосвящением. И затем – вот умилительное зрелище! Раненые «с усилием оставляли свое скорбное ложе и, лишенные ног, ползли или тащились на костылях, чтобы приложиться к означенным иконам и получить окропление св. воды» 30 . Уже в полночь св. иконы возвратились в места своего постоянного пребывания. Страдальцы, казалось, не хотели расстаться с посетившею их святынею, принесшею им мир, радость и нравственное успокоение...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Пробудившись от сна, старец никого не увидел, а только келлия его исполнена была особенного благоухания. Разбудив Исаию, он благословил его на молитву, а сам поспешил к Андрею, местопребывание которого было ему известно. На рассвете пришедши к его келлии, он с молитвою постучался в дверь. Андрей едва мог ответить «аминь» и, подползши, отворил дверь. О. Мельхиседек, войдя в келлию, помолился и приветствовал пустынника, и дал болящему Андрею из лампады от иконы Смоленской Божией Матери елея принять внутрь, и тут же Матерь Божия даровала ему совершенное здравие. Пустынник, видя чудо, сильно возрадовался об избавлении своем и со слезами принес благодарение Пречистой Владычице Богородице и старцу Мельхиседеку. С этого времени Андрей сделался учеником о. Мельхиседека и нередко посещал его, открывая ему свои дела и помыслы. Недолго суждено было о. Мельхиседеку утешаться тихим и безмолвным житием в пустынных Бельских лесах. Почитаемый и прославляемый всеми, он принял намерение удалиться с этого места. Однажды, стоя на молитве, он долго со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать ему новое пустынное место для упражнения в беспрепятственном богомыслии. В следующую за сим ночь Матерь Божия явилась о. Мельхиседеку в сонном видении и сказала: «иди в пределы Калужской губернии и там обрящешь себе место к пребыванию». С радостью пробудился старец и о видении объявил Исаии, и вместе с ним начал собираться в путь. Собрав свои книги и иконы, они помолились Господу Богу и Пречистой Его Матери об указании им пути и отправились на восток. Через несколько дней Небесная Путеводительница привела тружеников Своих в Калужскую губернию, в Мосальский уезд, село Шуи. Здесь усмотрели они обширную дачу с густым лесом и вековыми деревьями, принадлежащую помещику Петру Петровичу Суходольскому. Проходив несколько дней среди лесов и дебрей, старцы, наконец, по внушению Божию, остановились у холма. Здесь обрели они то, чего желали. Холм был окружен густым лесом, освежаем небольшим источником воды, при ненарушимой тишине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Кирилл встретился с членами сборной России по синхронному плаванию Москва, 30 ноября 2004 г. 26 ноября 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял членов олимпийской сборной России по синхронному плаванию и их наставников. Это уже вторая встреча спортсменок и тренеров с председателем ОВЦС: в преддверии Олимпиады в Афинах олимпийцы получили благословение от митрополита Кирилла и вернулись из Афин с победой, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Спортсменки передали митрополиту Кириллу вымпел, на котором оставили свои автографы все члены команды-победительницы. Г остьи рассказали о том, как складывалась борьба за олимпийское золото в Афинах, о ежедневном молитвенном ходатайстве о помощи Божией. Члены сборной и их тренеры, в частности, отвергли прозвучавшие в документальном фильме Леонида Парфенова " О, мир, ты – спорт " домыслы, якобы " провалы " в музыкальном сопровождении выступления в Афинах команды России по синхронному плаванию были вызваны некачественной записью, предоставленной российскими спортсменами. В свою очередь, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поздравил спортсменок и тренеров с блестящей победой на Олимпиаде. " Вы сделали больше, чем выиграли золотую медаль, – сказал митрополит Кирилл. – Спортивный подвиг, который вы совершили, навсегда останется в истории Олимпиад. Как и гимнаст Алексей Немов, вы останетесь в памяти людей, в отличие, может быть, от олимпийских чемпионов, победа которых не была сопряжена со столь драматичными обстоятельствами " . Беседа коснулась дальнейших планов российской команды по синхронному плаванию, в том числе подготовки к летним Олимпийским играм 2008 года в Пекине. Митрополит Кирилл рассказал об истории Православия в Китае, о деятельности Русской Духовной Миссии в этой стране, а также о православных святынях Дальнего Востока. Благословив спортсменок на дальнейшие труды, митрополит Кирилл вручил на молитвенную память участницам встречи иконы Божией Матери " Казанская " . 30 ноября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12007.html

Это отмечают все, кто сюда приходит. Они говорят, что чувствуют, чтото не то в мире творится, а что – понять не могут. И только пожив здесь, приобретя духовное содержание, начинают анализировать состояние своей жизни до Михнова. В миру духовность выхолащивается средствами массовой информации. Раньше тоже были бездуховные времена, а теперь бездуховность повсюду. А ведь у каждого человека есть искра Божия. И здесь, в нашей общине, она получает полный расцвет. Но для этого надо много над собой поработать, научиться смиряться. Идти духовным путем нелегко, но люди с Божией помощью преодолевают все испытания. Жить ради ближнего! Вот это путь, которым мы идем, ради чего живем. В немощах сила Божия совершается! Это видно по деяниям отца Понтия, старших. Сестры Корецкие многое видели, многое пережили. Они были богатыми и знатными людьми. А отдав свое богатство людям и служа им и Господу, стали духовно богаче. Люди их круга не могли этого понять. По молитвам о. Понтия получили они благодать большую, у них сложился опыт духовного руководства. Это уже потом, когда старшие отошли ко Господу, сестры в общине осознали, как в жизни надо служить ближним и как жить. А для этого надо к Богу обратиться. Сестры Корецкие были великими людьми. Их надо было знать, чтобы понять глубину их веры. И только такая глубокая вера сдвигает горы. Приехала я в Михново на Тихвинскую 9 июля 1971 года. Тогда Варвара Николаевна еще ходила на трапезы. Правда, недолго. Потом режим уже больше был постельный и ей из столовой приносили еду. Она пост сохраняла. А в день после причастия ни лекарств, ни уколов не принимала. Говорила: «У меня лекарство уже было – выше лекарства нет». Да и человечек она, можно сказать, небесный. Она художницей была. В те времена иконы негде было купить, и она их здесь, в Гаю, писала. У нас есть написанные ею иконы: в Гаю Смоленской Божией Матери, в часовне – Спасителя. Каждой сестре или брату ко дню Ангела дарились иконки, написанные Варварой Николаевной и племянницей о. Понтия Александрой Максимовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

По окончании богослужения  приветствие председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона участникам торжеств огласил сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев). В рамках торжественных мероприятий от имени российской делегации директор Музея русской иконы Н.В. Задорожный передал в дар храму Смоленскую икону Божией Матери. В тот же день программа продолжилась в афинском порту Пирей, где с XIX века располагалась Средиземноморская база российского военно-морского флота и где в начале XX века королева Ольга Константиновна основала госпиталь для моряков. В рамках торжественных мероприятий состоялся традиционный заход сторожевого корабля Черноморского флота России «Сметливый»; российские военные моряки приняли участие в отдании почестей королеве эллинов Ольге, на палубе корабля ВМФ Российской Федерации прошла торжественная церемония награждения лауреатов историко-просветительского конкурса исследовательских и творческих работ школьников и студентов Греции, посвященного памяти королевы эллинов Ольги. 31 октября в рамках мероприятий в Новом музее Акрополя состоялась лекция директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского под названием «Большой Эрмитаж». В тот же день в афинском концерт-холле «Мегарон» состоялся торжественный вечер-концерт в рамках Дней Санкт-Петербурга в Афинах, посвященный памяти королевы эллинов Ольги, с участием артистов государственного академического Мариинского театра. В рамках торжественного вечера в фойе концерт-холла прошла выставка образа святой равноапостольной княгини Ольги из собрания Музея русской иконы (Москва). 1 ноября в Колонном зале дворца Заппейон состоялась международная общественно-научная конференция «Россия, Греция, Европа: традиции сотрудничества и общность исторических судеб». Конференция была приурочена к 165-летию со дня рождения великой княгини, королевы эллинов Ольги Константиновны и прошла под эгидой IV Греко-российского форума гражданских обществ. В мероприятии участвовали ведущие мировые историки, культурологи и политологи, общественные и государственные деятели, священнослужители и представители средств массовой информации.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4658195...

В том же 1918 г. Блок написал стихотворение «Скифы» – как пророчество тоже довольно сомнительное, но содержащее итог многолетних раздумий о пути России и вполне серьезные, выдержанные в традициях русской историко-философской мысли, выводы о российской «всечеловечности»: Мы любим все: и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно все: и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений… При всей своей утопичности «Скифы» реалистичны в оценке кризиса европейской культуры. «Русский путь» мыслился как альтернатива (пусть даже не осуществившаяся в полной мере) окостенению западной цивилизации. Сытая буржуазность пугала его больше, чем ужасы революции и гражданской войны. Когда в новом советском быту в новых формах стали проявляться прежние черты буржуазной пошлости, Блок почувствовал приближение собственного конца. Творческий подъем 1918 г. быстро сменился упадком. После непрестанного музыкального звучания начала революции наступила пугающая тишина – он уже не слышал музыки. Поэтическим завещанием Блока стало стихотворение «Пушкинскому Дому», написанное в 1921 г. Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? Вот зачем такой знакомый И родной для сердца звук Имя Пушкинского Дома В Академии наук. Вот зачем, в часы заката Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. В апреле 1921 г. у Блока началось воспаление сердечных клапанов. Болезнь сопровождалась психическим расстройством, принося мучения не только физические, но и душевные. 7 августа 1921 г. поэт скончался. Похороны поэта состоялись 10 августа 1921 г. – в день праздника Смоленской иконы Божией Матери – на Смоленском кладбище Петербурга. Что-то символическое было в том, что поэт, в чьем творчестве столь ясно обозначен мотив пути, нашел последнее пристанище под покровом Божией Матери Одигитрии – Путеводительницы. Но, как оказалось, не навсегда. В 1944 г. его останки решили перенести на Волково кладбище. По преданию, могила оказалась пустой, – тем не менее, ныне могила Блока находится на Волковом кладбище.

http://pravmir.ru/aleksandr-blok-tishina...

В 1818 г. под руководством известного архитектора М.Н.Слепнева завершилось строительство каменного храма во имя иконы Казанской Богоматери, оригинального памятника зрелого классицизма, обладающего редкой гармоничной соразмерностью форм, исполненных с большим изяществом и строгой точностью. Специалисты отмечали роспись купола и ценность иконостаса - " чрезвычайно интересного художественного творения в стиле классицизма XVIII в. Несколько позднее было сооружено замечательное здание колокольни с тремя ярусами, строгими и изящными, она соединялась с церковью каменной переходной галереей. Тогда же, в 1820-е гг., был устроен большой парк с липовыми и березовыми аллеями, с оригинальными беседками и павильонами. На краю его – живописный пруд с купальней. Устроитель усадьбы А.В.Вонлярлярский имел 4-х сыновей, которые по семейной традиции проходили службу в гвардейских полках российской армии, а на выходе в отставку проживали в доставшихся им по наследству имениях. Старший сын Александр получил в наследство имение Вонлярово. Усадьба " Рай " досталась сыну Василию Александровичу, родившемуся здесь в 1814 г. (см. Вонлярлярский В.А.). После смерти В.А.Вонлярлярского – писателя, художника, ваятеля, композитора и музыканта – владелицей усадьбы стала его дочь Софья Васильевна, в замужестве Ромейко-Гурко. От нее усадьба перешла к ее детям Александру, Николаю, Варваре, Софье и Марии Ромейко-Гурко. Хозяином ее стал старший из братьев Александр Александрович (остальные семей не имели), известный земский деятель, много сделавший для развития просвещения и здравоохранения в Смоленском уезде. Его стараниями были открыты земские и церковно-приходские школы в 18 населенных пунктах уезда, в том числе и построенная на его средства школа в усадьбе " Рай " (1902 г.), построены и оборудованы 7 больниц и медицинских пунктов. Он был почетным попечителем Комитета Общества попечительства о народной трезвости, возглавлял Смоленский отдел Российского общества садоводства, участвовал в работе многих благотворительных учреждений.

http://sobory.ru/article/?object=10356

Впрочем, прости, друг, если чем обидел.... Примечание модератора: Обстоятельно ответить, как того требует тема, пока не имею возможности. Освобожусь, продолжим, тогда и Ваш предыдущий комментарий вставлю. Не удаляю реплики из-за того, что возможно кто-то ещё захочет высказаться. 15 августа 2012. Благодарю. Подожду Вашего ответа. 16 августа 2012. Можно конечно и на форум, но ведь Вы  сами начали развивать эту тему здесь...Поэтому предложение: если наш спор " утяжеляет " заявленную тему, то когда мы закончим полемику, можно  её (полемику) удалить. Желательно всю, в том числе и Вашу реплику модератора, что бы не провоцировать не согласных с Вами вновь начинать спор не на форуме, а на этой ветке.   А что до " один Русский народ... построили наши предки " - это обобщение, для того, чтобы оправдать права всех, кто считает себя русским.  А есть ли права  на здания церквей у " полукровок " , а у всех имеющих РФ гражданство? А есть ли права у тех русских, чьи предки разрушали храмы, жгли иконы? А у тех кто разрушает это наследие ныне, прикрываясь своей русскостью или, например, дипломом реставратора?  ЦЕРКВИ СТРОИЛИСЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ ВЕРУЮЩИМИ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ же ВЕРУЮЩИХ (а как известно, во Христе нет ни эллина ни иудея), а " русскость " и генетическое или юридическое родство, гражданство - по отношению к церквям, простите - НЕ АРГУМЕНТ. Вообще есть ученые доказывающие, что со сменой религии меняется этнос. Но это отдельная и серьезная тема. Замечу лишь одно, из множества племен русским народом (русской цивилизацией, со своей наукой, литературой, архитектурой, космосом и пр) мы стали в результате и только после крещения. В этом смысле: Пушкин (наше всё) для меня более русский нежели современные   " русские " язычники. Потому и у разных русских  разные цели. Для нас храмы - святыни, которые мы содержим, восстанавливаем , благоукрашаем и сохраняем для своих потомков ВСЕМИ СИЛАМИ. Заметьтье СВОИМИ силами и на СВОИ ЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА. В том числе и нанимаем квалифицированных специалистов по реставрации, согласно охранному договору и под жестким контролем государства. А для тех, кто лучше знает как их реставрировать, церкви - исторические объекты,  реставрация которых является источником дохода. У последних, назовем вещи своими именами, цель: под предлогом " сохранения культурного наследия " выдавить верующих из храмов. О работе реставраторов в нашем храме могу много не лицеприятного засвидетельствовать, в т.ч. и документально. От чего сердце любого верующего содрогнётся. Но надо ли?

http://sobory.ru/article/?object=00584

Перед молебном Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом: «Сегодня, 1 сентября, — начало учебного года. В этом году оно совпало с воскресным днем, и сейчас, после этой торжественной Литургии в память 1150-летия основания города Смоленска, мы совершим молебен перед началом учения. Мы помолимся о наших детях, о нашей молодежи, о школьниках, о тех, кто учится в специальных учебных заведениях, институтах и университетах. Мы помолимся об их преподавателях, наставниках, профессорах. Мы помолимся о всех тех, кто трудится сегодня для получения знаний, чтобы завтра послужить Отечеству нашему. И молитва наша должна быть сильной, искренней. Во-первых, каждый из учащихся и учащих должен молиться о самом себе, о своем коллективе, о своем деле. А мы все вместе должны поддержать тех, кто начинает новый учебный год, чтобы Господь приклонил милость к нашей молодежи, к нашим детям; чтобы Он оградил их от искушений, от соблазнов, разлагающих не только человеческую душу, но и человеческое общество; чтобы Он помог им полюбить Бога, Отечество свое; чтобы Он помог им быть открытыми и дружелюбными к своим товарищам, коллегам; чтобы Он научил их великой мудрости жизни, которая заключается в том, что  давать более угодно Богу, чем принимать (см. Деян. 20:35); чтобы люди были добрыми, способными разделять с другими свои материальные, интеллектуальные, духовные ресурсы с тем, чтобы восполнялась силой сильных немощь слабых, чтобы была справедливость и доброе сотрудничество всех, кто сегодня вступает на путь учения, кто продолжает этот путь и кто завтра выйдет в самостоятельную жизнь. Помолимся об учащих и учащихся Отечества нашего. Аминь». За молебном были вознесены прошения: «о еже низпослати на отроков сих дух премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца их к приятию наказания добрых учений»; «о еже всадити в сердца их начало премудрости, страх Свой Божественный и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое»; «о еже отверзти ум их, еже прияти и разумети и памятствовати вся добрая и душеполезная учения».

http://patriarchia.ru/db/text/3203714.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010