В селе существовала церковно-приходская школа и помещалась в собственном каменном здании, построенном в 1890 г. попечителем школы - купеческим сыном Григорием Васильевым. Чудесное спасение Императора и его семейства 17-го октября 1888 г. от угрожавшей Им опасности ознаменовано множеством добрых дел на пространстве нашего обширного отечества; в память сего поразительного чуда по всей Руси православной построено множество храмов, часовен, богаделен, приютов, церковно-приходских школ и пр. Потрясенные этим дивным проявлением милости Божией к Русскому народу, истинно преданные Царю и Отечеству Русские люди, не щадя средств своих, всюду по лицу земли Русской воздвигали долговечные памятники в знак своего благоговения пред Промыслом Божиим и своей любви к Царю и Царствующему Дому. К числу этих памятников, возникших в недавнее время, принадлежит и церковно-приходская школа в с. Щербове, построенная и открытая купеческим сыном Григорием Григорьевичем Васильевым, проживающим в гор. Коврове, на его личные средства. Замечательно при этом то обстоятельство, что строитель этой школы - лицо, совершенно постороннее селу Щербову, руководившееся при устройстве школы исключительно желанием сделать доброе дело для простого, темного народа на память о дивном событии 17-го октября, каковым делом он считал устройство церковно-приходской школы в таком селении, которое наиболее в ней нуждается. Задумав это доброе дело в начале 1889 г., Васильев, не останавливаясь перед различными препятствиями и не жалея издержек, быстро выстроил в с. Щербове прекрасное каменное здание для школы, крытое железом, и снабдил школу всеми школьными принадлежностями и пособиями, употребив на это доброе дело из своих средств свыше 2 000 рублей. В начале 1890 г. школа была уже вполне благоустроена и красиво выделялась своим фасадом вблизи приходского храма и обширного сада. Она представляет собой большое и красивое каменное здание (15 арш. длины, 9 шир. и 6 высоты), с пятью окнами по фасаду, с многознаменательной надписью под живописным изображением Всевидящего Ока: «Приидите, дети, послушайте меня, - страху Господню научу вас», свидетельствующей о цели и назначении церковно-приходской школы, долженствующей научить детей страху Божию, который есть начало всякой премудрости.

http://sobory.ru/article/?object=38435

Трехчастная продольно-осевая композиция состоит из храма с полуциркульной апсидой, незначительно вытянутой поперечно трапезной со скругленными углами и трехъярусной колокольни. Четверик храма несет световую купольную ротонду, увенчанную цилиндрическим световым барабаном с луковичной главкой. Выразительна и своеобразна композиция колокольни. Два нижних яруса-четверика близки друг другу по размерам. Значительно более узкий восьмигранный третий ярус завершен восьмидольной кровлей с люкарнами, глухим барабаном и луковичной главкой. Наружный декор церкви отличается изяществом и тонкостью в проработке архитектурных деталей. Перед фасадами четверика храма выступают портики с четырьмя тосканскими колоннами и треугольным фронтоном. На стенах четверика колоннам отвечают пилястры, между ними расположены прямоугольные проемы (посередине вход, по бокам окна), завершенные профилированными сандриками. Арочные окна храмовой ротонды, апсиды и трапезной заключены в рамочные наличники и имеют подоконники с кронштейнами. Пластику фасадов обогащают накладные щиты, расположенные под и над окнами. Верхние щиты украшены дисками и капельками. Скругленные углы трапезной акцентированы арочными нишами-экседрами с круглыми окнами над ними. Объемы церкви завершаются антаблементом с мутулами; на трапезной и апсиде он дополнен рядом сухариков. Все ярусы колокольни прорезаны высокими арочными проемами, отмеченными на первом ярусе трехчастными клинчатыми замками. Пилоны первого и второго ярусов оформлены сдвоенными колоннами (соответственно тосканского и ионического ордера), выполненными целиком из белого камня. На углах третьего яруса расположены коринфские пилястры, между ними помещены лепные драпировки. Ярусы завершены полным антаблементом, сильно раскрепованным у двух нижних объемов. Вокруг третьего яруса устроен круговой обход, имевший, очевидно, ограждение, от которого остались угловые парапетные тумбы. Бесстолпный храм отличается уникальной конструкцией двойного перекрытия. Ротонда, опирающаяся на четверик при помощи парусов, завершена куполом, прорезанным восемью отверстиями, расширяющимися к стене, а в центре образующими глухой диск. Выше расположен второй купол, по-видимому, открывающийся в световой барабан. Нижнее перекрытие поддерживается вертикальными металлическими связями, свисающими от верхнего купола. Пространство храма на всю ширину открывается в апсиду, перекрытую конхой. Широкий арочный проем связывает храм с двустолпной трапезной, перекрытой системой коробовых и крестовых сводов. Нижний ярус колокольни в средней части перекрыт крестовым сводом. Между северными пилонами первого яруса устроены низкие подсобные камеры и белокаменная лестница на второй ярус.

http://sobory.ru/article/?object=07202

В 1723 году Г. Ф. Долгоруков умер, так и не дождавшись освящения храма. На момент его смерти храм был почти построен, из невыполненных работ остались только: иконы, иконостас, столярные работы. Его сын Сергей Григорьевич, которому по наследству перешло село Подмоклово, своей вотчиной не занимался. Строительство храма так и не было завершено, несмотря на то, что он находился на последних стадиях постройки. В 1730 году после воцарения на троне императрицы Анны Иоановны, род Долгоруковых попадает в опалу. Все вотчины Долгоруковых, в том числе и село Подмоклово переходят в дворцовое ведомство. В связи с чем, храм остаётся недостроенным и его окончательная отделка задерживается на несколько лет. В 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоановны, Долгоруковы вновь становятся владельцами своих бывших поместий, в том числе и своей подмосковной вотчины, села Подмоклово. Внук Г. Ф. Долгорукова, Николай Сергеевич, после вступления во владение селом распоряжается завершить строительство храма, и в 1754 году, после завершения строительных и отделочных работ, подаёт прошение в Синод на имя императрицы Елизаветы Петровны о разрешении освятить храм. В этом же году, после того, как разрешение было получено, храм торжественно освещают. В 1779 году имение принадлежит Затрапезному Алексею Ивановичу. Вероятнее всего, что после смерти своего единственного сына Николай Сергеевич Долгоруков продал имение Затрапезному. В 1785 году рядом с храмом началось строительство колокольни. Строительство колокольни так и не было закончено и 1898 году, она была разобрана " по ветхости " . В дальнейшем у имения Подмоклово менялись хозяева. В разное время село принадлежало Тютчевым (1830-ые года), Васильчиковым (с 1840-ые года). В 1861 году к церкви пристраивают колокольню и каменную ограду с воротами в формах " Русского национального стиля " . В 1875 году уроженец села Подмоклово церковный староста Тимофей Иванович Каштанов, возобновил храм. В 1882 году на его же средства были выполнены работы по росписи храма, а в церковном притворе была выполнена картина «Страшный суд». Картина получила скандальную известность из-за портретного сходства одного из изображённых на картине грешников на М. Ю. Лермонтова. В 1883—1893 годы храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу XX века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады. В 1903 году при храме была сооружена каменная звонница, которая была разобрана в 1930-ые годы, в хозяйственных целях.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

На стенах алтарей гладкие лопатки, крепующие упрощенный трехполочный карниз, отмечают изломы объема. Окна (по одному в восточных гранях и на боковых фасадах) декорированы аналогично верхним окнам четверика. Стены трапезной, равномерно расчлененной окнами с лучковыми перемычками, завершены трехчастным карнизом, западные углы фиксированы рустованными лопатками, такая же лопатка отделяет апсиду северного придела. Окна оформлены рамочными наличниками с ушами, по абрису отличающимися от наличников четверика. Гладкие лопатки, между которыми слегка выпущен угол, подчеркивают ребра столпа колокольни. Вверху, в основании арок звона, по ним раскрепован несложный карниз. Редкие маленькие окошки, над лучковыми перемычками которых подняты щипцовые бровки, освещают пространство внутристенной лестницы. Проемы звона декорированы щипцами, опирающимися на пилястры, а слухи шатра, сдвоенные в нижнем ярусе и одинарные в верхнем – треугольными фронтончиками; во втором ярусе слухи имеют круглую форму. Необычен балкончик с ажурным металлическим ограждением перед проемом звона на западной грани колокольни. Стены паперти с неполном фронтоном на западном фасаде прорезаны входным проемом с пологой лучковой перемычкой (ранее он был акцентирован зонтом на ажурных металлических кронштейнах) и такими же окнами на боковых фасадах. Внутри четверик был перекрыт четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана, все алтари перекрыты коробовыми сводами с гранеными конхами. В трапезной сохранились пяты поперечного лоткового свода с распалубками. Нижний четверик колокольни имеет коробовый свод; такие же своды были и в боковых палатках. В 1970-е гг. в храме существовал трехъярусный иконостас в стиле позднего классицизма, выполненный в 1830-е – 1840-е гг. Особенность храма, имевшего в основном объеме два алтаря (более крупный северный соответствовал главному престолу, меньший южный – приделу Анастасии великомученицы) определила необычную композицию иконостаса. Он имел шесть прясел. Ярусы с образами прямоугольной формы (в нижнем ряду над ними размещались круглые иконы праздников) разделялись антаблементами с карнизами большого выноса, которые поддерживались в нижнем ярусе колоннами, вероятно, коринфскими, а во втором – ионийскими полуколоннами.

http://sobory.ru/article/?object=54007

В состав сих сумм входят главнейшие: а) деньги, собранные по облогу в 2 рубля 50 копеек с хуторской общественной земли; б) деньги, вырученные от посева на построении церкви хлеба гражданами хутора Чекалова, и в) деньги, полученные от аренды участка хуторской общественной земли... Расходование таких капиталов на иные надобности посеяло бы пререкания и рознь среди обывателей хутора Чекалова, могущее повредить делу построения церкви в самом его основании...». Но прихожане Чекалова не отказывались на отрез от постройки церковно - приходской школы, поясняя, что «... если по построении церкви и по приведении ее в желаемый благостный вид получатся денежные остатки, то прихожанам не представляется препятствием употребить их на построение школы...», а так как «... в хуторе Чекаловом кроме церковно - приходской школы, существует еще Приходское Училище, имеющее просторное помещение, могущее вместить, по меньшей мере, еще половину теперешнего состава учащихся в Церковной школе, так что при замечаемом ныне отливе учащихся из сей школы в Приходское Училище настоятельной необходимости в построении новой церковной школы, по крайнему разумению прихожан, не представляется». В конце 1905г. в Донскую Духовную Консисторию поступил рапорт от Цимлянского благочинного, в котором он сообщал, что постройка церкви еще не начата «вследствие понижения курса процентов в бумагах, в которых заключается собранный на постройку капитал приблизительно в 20 000 рублей. В Донских областных Ведомостях сделано объявление с предложением желающим лицам из подрядчиков взять на себя постройку новой церкви в хуторе Чекаловом. Чекаловский строительный Комитет надеется заключить надлежащее условие с подрядчиками и начать постройку церкви предстоящей весной 1906г.». Но в связи с тем, что собранной суммы денег не доставало для постройки церкви, начало строительства затянулось еще на несколько лет. В 1908г. Цимлянский благочинный написал в Донскую Духовную Консисторию рапорт с ходатайством о «продлении сбора пожертвований на строящийся храм в хуторе Чекаловом еще на один год и об утверждении урядника Ильи Подосинникова в должности сборщика...».

http://sobory.ru/article/?object=13240

В XIX в., вероятно, в первой его половине, алтари были значительно понижены и подведены под общую пятискатную крышу стропильной конструкции.Первоначальная конструкция крыш на алтарях, как и везде на основном срубе церкви, была самцово-слеговой, кровля - тесовой, а не металлической. Центральный восьмерик, покоящийся на очень низком четверике, почти скрытом под крышею, сохранился полностью в первоначальных формах, если не считать четырех огромных проемов, прорубленных во второй половине XIX в. в его " диагональных " стенах. Сохранилось и основание венчатого, рубленого " в режь " шатра на высоту 4-х венцов. С появлением окон исчезла средняя часть потолка и открылось пространство восьмерика, ранее закрытое. Интересно, что восьмигранный центральный купол первой половины XIX в. в начале имел двухслойную дощатую кровлю с надежной берестяной изоляцией. Верхний вертикальный слой досок был изогнут. От шатров на малых боковых восьмеричках 1699 г. имеются врубки для стропил, а на южном уцелела и мачта с некоторыми следами, отмечающими положение прежних шейки и главки. Возможно, что первоначально на их месте были простые главки, фиксирующие приделы. Но могло их и не быть. Главка же на среднем алтаре почти наверняка была. Галерея покоилась на кронштейнах-помочах разного характера и на срубце с запада являвшемся продолжением западной ветви срубного креста. Восточные кронштейны были в шесть венцов, обработанных снизу скругленной затеской. Кронштейны в северо-западном углу шли снизу, почти с первых венцов и были ступенчатыми. По сохранившимся верхним уступам, их величине не трудно было воссоздать все остальные, утраченные снизу. Кстати, реконструкция этих кронштейнов помогла установить и число утраченных венцов, которое оказалось в среднем равным десяти. Кронштейны юго-западного угла, так же ступенчатые, встречались верхними бревнами и соединялись врубкою " в лапу " . Эта часть выступала за пределы нижней брусовой обвязки и перекрывалась двухскатной кровелькой, отпечаток которой прекрасно читался на брусе.

http://sobory.ru/article/?object=52851

14) Расстояние сия церкви от консистории 300 вер., от местного благочинного в Кокшенгском Спасском в 37 в., от уездного города Тотьмы в 125 вер., от пароходной пристани в Тотьме в 125 в., почтовый адрес: г. Тотьма, Заборское почтовое отделение Тотемского уезда Вологодской губернии, Заячерицкая волостная земская управа. 15) Ближайшие к сей церкви: Вельского уезда Заяче-Ростовская Богородицкая в 5 в., Соденгская Спасо-Преображенская в 10 в., Тотемского уезда Минская Успенская в 18 в. 16) Приписанные к сей церкви и часовни: нет, три часовни - в дер. Тупицынской, Исаковской и Арефинской, строены по грамоте Преосвященного Варнавы, архиепископа Холмогорского и Важского, данной в 1730 году. 17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: нет. 18) Опись церковного имущества заведена с 1908 года, проверена в 1912 г., и хранится в целости. 19) Приходно-расходные книги даны июля 30 дня 1915 г. 20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1780 года. 21) В обыскной книге, выданной в 1910 году октября 27 дня, за шнуром и печатию 129 писанных листов, 72 листа не писанных. 22) Исповедные росписи находятся в целости с 1780 года. 23) Книги, до церковного круга подлежащие есть все. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 90 томов. 24) Церковные деньги в целости и за ключом у церковного старосты и печатию церковною 570 р. 25) Имеются в приходе школы: 4 земских училища. 26) При церкви состоит старостой церковным: крестьянин Никита Константинов Акулов, 62 лет, который должность свою проходит с 1904 года. 27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1898 году. Послужные списки. Священник Павел Александров Лавров, 31 г. Род. 1886 г. Июня 27. Рукоположен во священника сей церкви в 1910 году 12 мая. Диакон Федор Алексеев Волокитин 31 года. Род 1886 г. 31 янв. Рукоположен во диакона к Троицко-Печерской церкви Усть-Сысольского уезда 1912 г. 7 окт., по прошению на должность диакона перемещен к сей церкви 1914 г. 21 июня. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=158

http://sobory.ru/article/?object=54407

Земское народное училище, Городицкой волости, в селе Иворове, основано обществом в 1880 г. благодаря стараниях священника А. Бережкова и крестьянина В.А. Москвина. Ближайшие училища: Сваинское в 5 в. и Беляницинское — 7 в. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 9, шириной 9, вышиной 3 ¼ арш. Учебных пособий недостаточно — на 70 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель - священник Андрей Бережков, окончивший курс в духовной семинарии, преподает с 1869 г., а в настоящем училище с 1880 г.; учительница Вера Яковлевская, окончившая курс во Владимирском женском епархиальном училище, преподает с ноября 1880 г. Попечитель крестьянин Владимир Андреевич Москвин; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 27 м. и 12 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. и 7 д. Окончило курс со свидетельствами 4 м. Вновь поступило 5 м. и 6 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 25 м. и 11 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7—8 - 9. 9, 8—9 л. - 6, 9—10 л. - 10, 10—11 л. - 8, 11—12 л. - 3. Из учащихся: 25 из с. Иворова, 11 из сел: Алексина, Григорева, Скомова и дд. Княжихи, Субботина и Василева в 2 — 8 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 11 уч., у родственников. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 дев., мещ. 2 мал. и 2 дев., крест. 23 мал. и 8 дев. Средства: от земства 290 руб., от общества 50 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 руб.; жалованье — законоучителю 50 руб., учительнице 240 руб. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с сентября по май. Пению обучаются простому. Учатся в день 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроки — по инструкции. Получили награды 8. Получившие свидетельства учились 3 г. Не окончившие курса учились до 2 ½ л. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. 12. Декабрь).

http://sobory.ru/article/?object=50295

Центральный участок в плане - восьмигранник, вытянутый по оси Юг-Север (отношение ширины к длине составляет 4:3). Сруб стен ее воспринимается как помещение просторное и сдержанно-энергично развернутое кверху. Высота сруба стен на 1/4 высоты преобладает его длину и почти равна ширине плана. Умеренно стройный сруб стен центра выше, чем сруб стен Бабинца. Высоту его несколько притушивают шесть окон, размещенных по одному в каждой внешней грани в одной горизонтали. Они будто пересекают светлым ореолом пополам сруб стен. Маленькие звездчатые окна в Южной и Северной гранях смягчают суровость формы сруба стен. В Центральном срубе стен мастер вводит резные, ригели при коротких гранях и размещает их в два яруса: над окнами и чуть ниже верхнего венца сруба стен. Залом центрального верха первого сруба высокий. Грани его остеклены предельно стремительно; Восточная и западная грани преломлены под углом в 70°, притом узкие грани, очень мало сужаются кверху, Южная и Северная преломлены под углом 60°. Залом возводился из расчета, чтобы длина и ширина основания восьмерика равнялись плану алтаря. Легкий, ярко освещенный восьмерик центрального участка - раскидистый и высокий (его высота равна высоте восьмерика Бабинца). Узкие грани восьмерика обозначены ригелями, в более широких – прорезано четверо окон. Сруб восьмерика имеет наклон внутрь (особенно западная и Восточная грани). Восьмерик легко переливается в объем второго залома. Верхний залом центрального верха имеет такую же высоту, как и восьмерик, и грани его застеклены под углом 66°. Верх центрального участка выше сруба стен (равен ширине плана участка). Внутренняя высота центрального участка на половину длины плана алтаря превышает длину плана строения. Размеры плана алтаря и его верха мало отличаются от размеров плана и верхов Бабинца. Поэтому алтарь помогает составить представление и о формах, которые имел бы Бабинец без хоров. Помещение алтаря в интерьере не кажется тесным. Сруб стен высокий, стройный (высота сруба чуть ли не вдвое превышает длину плана его).

http://sobory.ru/article/?object=58840

Боярин Артамон Сергеевич Матвеев – устроитель Богородице-Рождественской церкви в Поярково – имел близкую связь с семьей государя Алексея Михайловича. Он познакомил царя со своей воспитанницей Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая стала впоследствии второй женой царя и матерью будущего императора Петра I. Вот как характеризовал личность Матвеева историк и писатель Лев Щепотьев: «Артамона Сергеевича можно назвать человеком своего века: он инстинктом своих импульсов почувствовал импульсы жизни, сумел уловить самые звучные гаммы ее и слить их с песней своего гения. Его эпоха – эпоха особенного значения внешней политики и дипломатии в государственной жизни». Эпоха, в которую жил Артамон Матвеев, характеризовалась активным проникновением в Россию западной культуры. Самого Матвеева называли одним из первых русских «западников». Артамон Сергеевич слыл страстным библиоманом, способствовал развитию книжного дела, распространению знаний. По указу Матвеева послы, отправлявшиеся в Европу, как правило, в Польшу, обязаны были привозить с собой из поездки большое количество польских и латинских книг в двух экземплярах: один оставался в посольском приказе, а другой брал сам государь. По инициативе Матвеева были изданы две исторические книги на русском языке, которые С. М. Соловьев называл первым опытом или «лепетом русской историографии». Благодаря Матвееву в Москве был создан театр в европейском вкусе. В 1674 году в селе Преображенском было поставлено комедийное действо: «Тешили немцы, как Алаферну царю царица голову отсекла, и на органах играли немцы да люди дворовые Артамона Сергеевича». Вторая комедия изображала историю царя Артаксеркса и Амана. Сюжеты этих постановок брались из Священного Писания Ветхого Завета: книг Иудифь и Есфирь. Первыми зрителями спектаклей были члены семьи царя Алексея Михайловича. Матвеевым также был устроен прообраз балета: «На заговенье… немцы и люди Матвеева играли на органах, на фиолах и на страментах, и танцовали». В 1673 году Матвеев приказал собрать около двадцати мещанских детей и отдать их на обучение комедийному ремеслу немцу Готфриду. Так в Москве был основан прообраз театрального училища.

http://sobory.ru/article/?object=00502

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010