1 сентября 1937г. Новосильским РО УНКВД был выдан ордер на арест о.Иакова. Из «Справки на арест»: " ...После ареста Тухачевского, Якира и др. высказывал сожаление об их расстреле... В июле месяце 1937г. говорил: «Какая это...жизнь при Соввласти — деньги есть, а на деньги ничего нигде не достанешь, а тут еще навязывают „займ Обороны СССР“, — а за что оборонять-то, — за то, что сидим без хлеба?» Наносил по адресу членов правительства к/р оскорбления... По существу к/р агитации Случевского допрошены два свидетеля, которые факты подтверждают... На основании вышеизложенного, полагаем Случевского Я.Ф. арестовать...и привлечь к уголовной ответственности по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР " . 1 сентября 1937г. о.Иаков приехал в г. Новосиль по хозяйственным нуждам и зашел к своему знакомому, священнику о.Иоанну Петровичу Архангельскому. В тот же день он был арестован Новосильским РО УНКВД и заключен в Орловскую тюрьму. Одновременно был арестован священник Иван Петрович Архангельский. 19 сентября 1937 года особой тройкой при УНКВД по Курской области по обвинению в «а/с деятельности, систематической к/р агитации, направленной против мероприятий, проводимых партией ВКП (б) и Соввластью в деревне, рапространении провокационных к/р слухов и измышлений, направленных против Соввласти» по статье ст.58-10 ч.1 УК РСФСР был приговорён к 10 годам ИТЛ. 18 октября 1937 года о. Иаков прибыл в Усть-Вымский ИТЛ (пос. Вожа-Ель, Коми АССР). О. Иаков Случевский скончался в заключении 22 (11) мая 1939г. в 22ч. 35 мин. Из медицинского заключения, составленного в лагере, следовало, что " смерть последовала при нарушении сердечной деятельности от миодегенерации сердца, колита и авитаминоза " . Похоронен на кладбище при ИТЛ. 2 июля 1989 года прокурором Орловской области был реабилитирован. Оригинал статьи на сайте Липландия . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=19258

Редкий в Ивановской области пример симметричного относительно поперечной оси четырехстолпного одноглавого хра­ма в формах позднего барокко. Кирпич­ные стены оштукатурены и побелены, кровли и чешуйчатое покрытие главы железные. Двусветный, близкий в плане к овалу объем церкви, ориентированный вдоль главной оси, завершен крупным бараба­ном с высоким куполом и главкой. В ос­нование купола врезаны восемь боль­ших фигурных люкарн. К восточному и западному фасадам примыкают полукруглые апсиды алтаря и первоначального притвора, а боковые фасады отме­чены небольшими прямоугольными ри­залитами. Поздний притвор, прямоугольный в плане, понижен по отношению к основной части. При пересечении скругленных объе­мов и в простенках окон фасады обработаны дощатым рустом. На его фоне вы­разительно смотрятся накладные пиля­стры, над которыми проходит широкий антаблемент с тянутыми профилями. Ок­на второго света почти квадратные и значительно меньше нижних (все проемы - с лучковым верхом слабого подвышения). Наличники нижних проемов украшены ушками и волютообразными завершени­ями; последние, дотягиваясь до основа­ния верхних проемов, объединяют ниж­ние и верхние окна в общее фигурное об­рамление. На ризалитах боковых фаса­дов, завершенных треугольными фрон­тонами, окна в аналогичных наличниках образуют композицию в три оси, фланкированную на углах пилястрами. Убран­ство позднего притвора имеет сходные, но несколько огрубленные формы. За­вершающий храм барабан - декоративный. В простенках его ложных окон с нарисованными переплетами помещены парные пилястры, поддерживающие ши­рокий антаблемент. Окна, обрамленные узкими наличниками с ушками, заверше­ны филенками и лучковыми сандриками. Подкупольное пространство пере­крыто крестовым сводом, а боковые ячейки - системой лотковых и полулот­ковых сводов с подпружными арками по сторонам. В западной и восточной апси­дах - конхи. Полы первоначально были настланы из набор­ных чугунных плит. Двухъярусный, трехчиновый, в семь осей иконостас - замечательное произведение 1-й трети 19 века в стиле классицизма, отличающееся строгой ясностью форм и компактностью композиции (сохранился фрагментарно). Выступающая центральная часть соединена с боковыми плавными скругленными переходами. В нижнем ярусе объединенные попарно каннелиро­ванные коринфские колонки поддерживают крепованный, сильно вынесенный карниз. Эта композиция повторена на са­мой поверхности иконостаса в виде тон­ко профилированных филенок, что обо­гащает пластику сооружения. Четыре колонки верхнего яруса несут полный раскрепованный антаблемент, завершен­ный треугольным фронтоном, в центре которого - круглая икона в резном обра­млении из листьев лавра. Иконостас украшала золоченая резь­ба, поддерживавшая парадность его об­лика (уцелели розетки и модульоны в карнизах).

http://sobory.ru/article/?object=01500

Скупое убранство фасадов включает широкие лопатки на углах объемов и простые пояса с валиком и поребриком (над цоколем и в венчающих карнизах). Нижние прямоугольные проемы растесаны и лишь на придельной апсиде сохранили барочные наличники с фартуками. Два верхних арочных окна четверика, сдвинутые с осей нижних, обведены полувалом с поясками-перехватами. Нарядный декор колокольни состоит из широких пилястр (в первом ярусе рустованных) с выпуском углов и карнизов в нижнем четверике, переходящих в архивольты проемов. У западного входа сохранились ажурные детали козырька и кованые двери. Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, алтарь – полулотковым, трапезная – системой коробовых сводов, опирающихся на столб и подпружные арки между ним и стенами. У придела – коробовый свод с лотками над апсидой. Масляная живопись в духе позднего академизма, характерная для 2-й пол. 19 в., сохранилась фрагментарно на своде и стенах храма. Лотки свода занимали четыре композиции: «Преображение», «Воскресение», «Вознесение» (не сохр.) и «Горний Иерусалим». В последнем изображены различной формы храмы русской архитектуры 18 в. На западной стене над проемом в трапезную написаны сцены, связанные с посвящением храма Богоматери – «Благовещение», «Рождество Богоматери» и «Введение во храм», что редко встречается в данный период. На боковых стенах в два яруса расположены изображения святых: крупные в рост между верхними окнами и в овальных медальонах – под ними (на северной стене утр.). До недавнего времени сохранялись фрагменты верхнего яруса иконостаса 2-й пол. 18 в. в стиле барокко с резными колонками. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, с.155; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897, т.3, с.114, 1824; ИАК, 1909, с.227, 551; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. М., 2000. С. 557-558. http://svodokn.ru/object/111065920?open=true

http://sobory.ru/article/?object=37299

Крест на церкви железный, четырёхконечный, вызолоченный. Дверей три, паперть с одной стороны. Колокольня формы четырёхугольной, в три яруса, в нижнем на углах по четыре колонки полукруглые, во втором ярусе по две колонки полукруглых и две гладких, а в третьем ярусе на углах по три колонки полукруглых, кроме того, колокольня украшена карнизами, отливами и зубцами. Колоколов шесть, два больших отлиты в настоящем (XIX в.) столетии, а четыре — древние. Стены внутри окрашены масляною розовою краской, не расписаны... Иконостас деревянный, старого устройства, тело его белое, есть местами резьба золочёная, Царские двери из двух створок, с резьбой. В главном иконостасе все иконы были старого письма и кроме образа Спасителя не были поновляемы. В иконостасе же придельного алтаря в тёплой церкви все иконы относились к концу XIX в. Престол в главном алтаре был деревянный с кипарисовой верхней доской. Солея обыкновенная, деревянная, на две ступени выше. Амвон обыкновенный, деревянный. Оба клироса полукруглые, белые, без украшений. Пол везде деревянный». С расцветом ярмарочной торговли и ростом города к середине XIX в. резко увеличился приход Рождество-Богородицкого храма. В начале XIX в. в Пушкарской слободе насчитывалось 100 домов с живущими в них 304 мужчинами и 328 женщинами. В 1856 году, в период наивысшего расцвета лебедянских ярмарок, прихожан было 649 мужчин и 779 жен­щин. Но постепенно значение ярмарок падает, а количество прихожан уменьшается, и в 1889 году в приходе насчитывалось 140 дворов, мужчин 374, женщин 412. Прихожане Пушкарской слободы каждое трёхлетие выбирали из своей среды церковного старосту, который брал на себя заботу по благоукрашению храма за счёт собственных средств и со­бранных пожертвований. В 1872 году эту должность исполнял отставной поручик Иванов, в 1886-1889 годах — губернский секретарь Владимир Александрович Кузьмин, в 1915 году — лебедянский купец Митрофан Алексеевич Попов. При Рождество-Богородицкой церкви школа была открыта в 1896 году, а в следующем году для неё и церковной сторожки выстроено близ церкви кирпичное одноэтажное здание длиной 10, шириной 8, высотой 3 аршин, в котором было 7 окон, 1 дверь и голландская печь.

http://sobory.ru/article/?object=07944

они были грубо прописаны масляными красками. Живописные композиции свода и стен четверика расположены в несколько ярусов. В центре свода изображены восемь ангелов, а в нижней части каждого лотка - по две композиции на темы Страстного цикла. Эти сюжеты обрамлены пышными барочными картушами, выполненными гризайлью. В основании свода проходит узкий живописный пояс, имитирующий архитектурный карниз с консолями и поясом ионик. Сюжеты на северной и южной стенах, расположенные в три яруса, зеркально симметричны относительно друг друга. В среднем помещены горизонтальные композиции на евангельские сюжеты, а верхнем, нижнем и откосах окон - фигуры отдельных святых. На западной стене симметрично в прямоугольных рамах со скругленными углами размещены евангельские сцены. Между собой они разделяются сухим " византийским " орнаментом. Свод алтарной апсиды целиком занят большой композицией " Да молчит всякая плоть " . В стилистике стенописей четверика и апсиды сочетается обычный для их времени академизм с элементами провинциальной барочной живописи. В трапезной живопись поздняя: четыре крупные композиции напоминают копии с историко-религиозных картин нач. 20 в. В четверике церкви находится трехъярусный иконостас сер. 19 в. Его центральная часть выдвинута вперед, а боковые " завернуты " на северную и южную стены храма. Иконостас отличается простотой и лаконичностью архитектурных и декоративных форм, характерных для позднего классицизма. Нижний ярус завершен в центре треугольным фронтоном, а его антаблемент поддерживают четыре колонны с резными капителями. Над фронтоном, во втором ярусе, возвышаются два небольших двухколонных портика с антаблементами и карнизами. Третий ярус трактован как высокий аттик, завершенный карнизом. В боковых частях иконостаса ярусы разделены карнизами с резными розетками и накладными гирляндами. Беляев, 1863, с. 221; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 249. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с.

http://sobory.ru/article/?object=04434

 Вор был найден при следующих обстоятельствах. Одному крестьянину потребовалась подставка, поэтому он пошел в пустой нежилой дом посмотреть, не найдется ли там нужного ему столба. Вместе с ним в этот дом пришел и другой крестьянин поискать пропавшие у него хомуты. Искатель пропавших хомутов влез на чердак и нашел не только хомуты, но и вора, лежавшего на соломе. Созвали людей и вора отправили в волостное правление. Отец Сергий с сыном церковного старосты в надежде отыскать похищенное церковное имущество пошел в дом, где был пойман вор. После тщательного обыска всего дома и чердака удалось найти лишь одно только новое долото, завернутое в бумагу. После этого отец Сергий отправился в волостное правление для встречи с задержанным. Вызвал его из арестантской. Первое, что бросилось батюшке в глаза, было отсутствие пуговицы с левой стороны пиджака и сходство найденной в алтаре с остальными. На пиджаке, уже почищенном, все-таки остались следы извести. На вопрос отца Сергия, не совершил ли арестованный кражу церковного имущества, он ответил отрицательно. Долото и пиджак были переданы волостному правлению на хранение, а вора снова посадили в арестантскую, приставив стражу. Вечером к отцу Сергию прибыл урядник. Поговорив и посоветовавшись с батюшкой, он ушел в волость для допроса задержанного. В третьем часу ночи в дом священника сильно и тревожно постучали. Это пришел посланный от урядника сказать, что преступник сознался и открыл, где находятся похищенные им церковные вещи. Отец Сергий срочно отправился с посланным к указанному месту. Это был сарай одного из крестьян села Солодилова, который в доме давно не жил, забил его и запер сарай. Вор сломал замок и проник в сарай. Здесь батюшка и обнаружил церковные сосуды, спрятанные в сухом навозе, приготовленном для отопления. Отец Сергий принес найденные вещи к себе в дом. Утром 21 ноября, по окончании утрени, отец Сергий произнес соответствующее произошедшему случаю поучение. Потом все молящиеся с крестным ходом прошли в дом священника, откуда с торжественностью перенесли священные сосуды в храм. «Зрелище было чудное, — вспоминал в 1907 году священник Сергий Троицкий, — два священника в облачении, держа в руках высоко, несли все похищенные из храма вещи, предшествуемые крестным ходом. Многие, радуясь о возвращении святыни в свое святое место, проливали слезы благодарности и умиления. Во время запричастного стиха другим священником И. А. Романовым было сказано прочувствованное по случаю возвращения святыни поучение. По окончании литургии был совершен благодарственный молебен».

http://sobory.ru/article/?object=19989

  Лично у меня существует предположение, что Гавази строился по типу круглых храмов Кавказской Албании. Георгафически он находится так близко к этой Албании, что определённое влияние вполне могло быть. Например, стоит обратить внимание на Мамрухский храм (Азерб.) IV века или храм в селе Лекит (Азерб.) VI века.    Тетраконхи такого типа  Грузии не прижились. Вскоре появились тетраконхи по типа Аванского собора (Джвари, Атени и тд.) и дальше строили в основном именно их. Много лет спустя появился однотипный храм Кветера, который вполне мог быть подражанием Гавази или Ниноцминде.   Совсем поздно, около XIX века, храм был отштукатурен с внешней стороны и стал белым, совершенно не похожим на свой пятый век. Впоследствии штукатурку сбили.  Сейчас храм находится в северной части посёлка Ахалсопели, и расположен так хитро, что для подхода к нему надо немного покрутиться по посёлку. Вокруг храма полянка, несколько деревьев, ограда и родник. Рядом с храмом установлен храм со схемой и информацией на трех языках, включая русский. Ну и разумеется, здесь сложены квеври в больших количествах.    Вход в храм расположен с западной стороны, и по нему удается разобраться в сторонах света - поскольку галерея мешает понять, как именно он ориентирован. Западные и южные апсиды храма скрыты этой галереей, и только две остальные можно потрогать руками. Внутреннее пространство храма очень невелико, фресок здесь нет, стены не штукатуренные. Алтарная преграда совсем небольшая, как и у всех тетраконхов. Особенно интересны внутренние формы апсид - это так называемая лепестковая форма, очень редкая для Грузии. Если случится оказаться в этом храме, попробуйте почувствовать, насколько он старый. Он строился примерно в те годы, когда родился Мухаммед. Карл Великий родился и умер, а храм уже стоял на этом месте. Он пережил арабский халифат, сельджуков и монгольские государства. Политическая история России еще не началась, а он уже стоял. Ну и попробуйте ощутить, как сама идея этого храма уходит корнями куда-то в неизвестные нам исторические дали. Мы не знаем, с чего его копировали и о чем думали его строители. И не узнаем уже никогда. Это фрагмент истории грузинской архитектуры, объяснить который уже не удастся. 

http://sobory.ru/article/?object=38350

Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — необычные граненые . столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. 19 в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы 17 в.: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область.

http://sobory.ru/article/?object=01639

Хотя и попорченная поздними гнездами для шипов стоек, ликвидацией " остатков " на углах, нижняя брусовая обвязка уцелела со времени построения церкви. Она определила четкий шаг стоек и их положение относительно брусьев. Найдена при разборке и сама стойка, слегка попорченная. Она плоская, прямоугольная в сечении, с простой двухсторонней резьбой. Стойка задала высоту галереи, высоту, характер и другие размеры дощатого с поручнем ограждения. На стенах церкви имелись врубки для стропил и отпечатки первоначальной кровли. От старого крыльца не сохранилось ничего. Лишь зарубка на нижней обвязке галереи определяла местоположение левой (северной) тетивы верхнего лестничного марша. Но она же дала и ширину этого марша. При значительной высоте пола галереи над землей, в реконструированном на 1531 г. варианте, она составляет около 4 м, крыльцо имело промежуточную площадку и один нижний марш, идущий с запада на восток, т.е. поперек церкви, или два боковых марша. Первый вариант отпадает потому, что размещению марша и подходу к церкви мешает пересыхающий летом ручей, но ложе которого остается. В церкви под верхним " чистым " полом в алтарях уцелели перевернутые нижней стороной вверх пластины первоначального пола с гнездами для ножек престола. Они определили не только местоположение престолов, но и размеры их в плане. Очень интересна первичная, " черная " обработка нижних поверхностей пластин, сделанная теслом или узким топором с закругленным снизу лезвием. Потолки были сделаны только в центральной части и боковых ветвях креста. Причем в середине потолок несколько поднимался относительно боковых частей. В 1699 г. при прорубке и устройстве в западных стенах двух оконных проемов боковые потолки подняли на уровень среднего. Сами же потолки, кроме среднего, сохранились в первоначальных формах и материале. Это " подволока в косяк " или " елку " по балкам-матицам. Алтари и западная часть помещения для молящихся (западная ветвь креста) потолков не имели. Правда, в западном отсеке появились, вероятно, не сразу, но вскоре после построения церкви, хоры, низ которых служил потолком.

http://sobory.ru/article/?object=52851

Храм в Перевлесе является одним из самых грандиозных архитектурных сооружений на Рязаньщине. Храм выполнен в стиле позднего классицизма с элементами ампира. Высота колокольни составляет 55 метров. Это сооружение - произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному замыслу. Сам храм представляет традиционную композицию " ротонда на четверике " , с приставленными портиками с севера и юга, с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер. Эта колоннада апсиды, идущая, по видимому, еще от Кваренги, вообще явление довольно примечательное для первой трети 19 века. Ротонда Рождественской церкви очень высокая, прорезана множеством оконных проемов, со сдвоенными полуколоннадами между ними. При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны портиков, апсиды и ротонды - образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Сильно вынесенный на кронштейнах карниз нижнего цилиндра колокольни можно увидеть в уже построенных Стасовым и Старовым постройках. Стоит привести пример стасовской колокольни, воздвигнутой в селе Грузино Новгородской области (ныне разрушенной) и старовской колокольни в селе Никольское, что в Рузском районе Московской области (ныне восстановленной). На Перевлесской колокольне, на ее нижнем четверике воодружены пять постепенно уменьшающихся по высоте и в диаметре цилиндров, верхний из которых перекрыт полусферическим куполом и увенчан фонарем с маленькой главкой. Она пониже тех, что в Пощупове (80 м) или в Гусе-Железном (70 м), но остается вопрос: зачем понадобилось возводить такую вертикаль, видную на десятки километров в русской глуши? Ведь второй круглой пятиярусной колокольни в России больше нет (и в Пощупово, и в Гусе, и в Рязанском кремле - все по четыре яруса). Стены были украшены словно рельефной резьбой - яркий образец техники рустования, когда узор наносится по камню или штукатурке. Службы в храме продолжались до 1936 года, затем храм был закрыт, и с того времени началось его постепенное разрушение. За несколько десятков лет здание обветшало; крыша обвалилась, стены покрылись трещинами, фрески на стенах год от года осыпались, лепнина повредилась, часть из которой была " сбита " вандалами. С 2012 по 2014 год производилась небольшая реставрация, были перекрыты железной кровлей крыша и купол храма. После чего деньги закончились. Остается надеяться, что былое величие Перевлеса и его храма когда нибудь возродится.

http://sobory.ru/article/?object=06500

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010