Мозаика главного изображения из долговечной отполированной смальты, способной образовывать приглушенное матовое изображение внутри храма и передавать живую картину различных световых эффектов, например, огня свечей, была изготовлена в Берлине и доставлена в Санкт-Петербург по железной дороге. Она состояла из набора мозаичных фрагментов, которые скреплялись между собой и алтарной стеной здания, превращая кирпичный массив тела храма и изображение Спасителя в единый монолит. Благодаря небольшому иконостасу, точно повторяющему размеры иконостасов древних храмов, это мозаичное изображение была хорошо видно со всех точек главного зала. На стенах и пилонах храма были укреплены бронзовые доски с именами всех павших моряков: 12 тысяч имен от флотоводца вице-адмирала С.О. Макарова до безвестного матроса. Их сбор по спискам Морского штаба выполнил капитан 2 ранга Г.Н. Мазуров (В 1918 г. Г.Н. Мазурова вместе с сотнями других мучеников большевики сбросили в море у Толбухина маяка). Над каждой доской было начертано название судна и сражения с его участием, а также размещались иконы и их копии из корабельных церквей крейсеров “Варяг”, “Севастополь”, “Ретвизан” и др. В архиве строителя храма инженера С. Н. Смирнова хранится список наиболее отличившихся при постройке людей. Приведем лишь некоторые строки: “Глазунов Илья Иванович. Санкт-Петербургский городской голова. В качестве которого очень способствовал получению от города пожертвования в 22 500 рублей… Григорьев Николай Илларионович. Доктор медицины. Безвозмездно пользовал всех рабочих, уберег постройку от эпидемии. Сын его был врачом в Порт-Артуре… Пятаков Тихон. Крестьянин Московской губернии. Наблюдал за ломкой белого камня на Волге, около города Старицы. Проявил редкую добросовестность… Пожертвовал на храм все необходимые при постройке металлические балки коммерции советник Эбергардт Виктор Федорович… Бруни Николай Александрович, профессор Академии Художеств. Изготовил все картоны под мозаику. Чрезвычайно сочувственно относится к сооружению, определил свое вознаграждение лишь суммой, потребной на оплату помощников”.

http://sobory.ru/article/?object=34469

В 1996 году Мосэнерго освободило изуродованное, превращенное в промасленный и закопченный цех помещение храма — посреди его центрального придела были проложены рельсы для вагонетки, заходившие в алтарь; в стены вмонтированы металлические перекрытия; интерьер полностью разрушен. Усилиями прихожан, в большинстве членов Братства святителя Алексия, на пожертвования различных организаций и частных граждан были демонтированы все приспособления, оставшиеся от прежнего арендатора, заменены системы отопления, водо- и электроснабжения, отреставрированы колокольня и трапезная часть храма, произведены внутренние и наружные отделочные работы — вычинка стен и сводов, штукатурка, устройство гранитных и керамических полов. В 1998 году освятили новый иконостас Никольского придела. Были заново сооружены два яруса и купол с барабаном 45-метровой колокольни, оборудован новый мраморный баптистерий. 30 декабря 1999 года на колокольню водрузили крест. Спустя месяц после этого события мэр Москвы Ю.М. Лужков, увидев поднявшуюся над Раушской набережной колокольню, принял решение помочь в восстановлении храма и церковных построек. За счет средств инвестиционного проекта был восстановлен купол над главным приделом с восемью окнами-люкарнами в своде, для чего четверик предварительно надстроили примерно на три метра в высоту (при толщине стен около 2,5 м). Стены и свод выкладывались, как и прежние, из кирпича, общий вес надстройки составил около 1,5 тыс. т. Купол и трапезную покрыли медью и на храм водрузили золоченую главку с крестом. В главном приделе и его алтаре были завершены штукатурные работы, устроено отопление, электрика, для будущих гранитных полов сделано бетонное основание-стяжка. Реконструированы бывшие церковные лабазы на набережной. По согласованию с Управлением по охране памятников города Москвы в их центральной части надстроен второй этаж; над остальной частью лабазов, насколько позволяла высота чердачных перекрытий, устроены помещения для книжной ярмарки, издательства, иконописной мастерской, книжного коллектора и библиотечного книгохранилища (дореволюционная приходская библиотека Николо-Заяицкоге храма была одной из крупнейших в Москве). На первом этаже лабазов разместятся торговые залы, праздничная трапезная с кухней, хлебопекарня, гараж со сварочной мастерской и подсобные помещения. Фасад лабазов, выходящий на набережную, приобрел вид, близкий к первоначальному. В 2000 году приход своими силами завершил наружные работы по колокольне: она была оштукатурена, покрашена, купол покрыт медью, установлены новые дубовые двери -западный вход в храм, отреставрированы металлические наружные входные двери. Для Сергиевского придела был заново написан иконостас. В настоящее время завершаются работы в центральном приделе (за исключением установки иконостаса и устройства кованых хоров на западной стене четверика) и в лабазах и благоустройство территории храма с мощением гранитной брусчаткой.

http://sobory.ru/article/?object=02395

Одна из строительных площадок расположилась на бывшей церковной земле на горке среди вековых дубов и лиственниц (где в советские годы дарьинцы косили траву и пасли скот). Решением жителей деревни эта стройка была прекращена, и была образована церковная община. 15 ноября 1991 г. состоялось учредительное приходское собрание, был принят устав прихода. 15 января 1992 г. он был утверждён Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, Управляющим Московской епархией. 18 февраля община была зарегистрирована Министерством юстиции. А уже 2 марта 1992 г. постановлением главы администрации Назарьевского сельского совета А. Г. Харчёва приходу был выделен земельный участок площадью 5 га. (500 соток) на прежнем месте для сооружения церковного комплекса. На краю этого участка жителями был установлен памятник погибшим в Великой отечественной войне. Так деревня сохранила поле от коттеджной застройки. Однако община не оформила эту землю, а новые местные власти и жители уже не согласились на закрепление за церковью участка в таком размере, большая часть земли стала деревенской. В августе 1995 г. по благословению Благочинного церквей Одинцовского округа священника Игоря Борисова попечение о православном приходе д. Дарьино возложено по древней традиции на настоятеля Троицкого храма п. Назарьево священника Виктора Васильева. С того времени на месте Никольского храма начали совершаться молебны, был воздвигнут крест. В соответствии с прошением Приходского Совета 19 ноября 1997 г. Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Никольской церкви в Дарьино назначен священник Виктор Васильев. В 1998 г. приход оформил право бессрочного пользования на земельный участок 0,766 га. и получил постановления главы сельской администрации В. А. Богданова и главы Одинцовского района А. Г. Гладышева, разрешающие строительство часовни, храма, воскресной школы, приходского дома и хозпостроек на церковной земле в Дарьино. Мастерская под руководством заслуженного архитектора России В.Ф Орловского, при содействии главного архитектора А.П Жданова, создала проект храма и курировала все этапы строительства.

http://sobory.ru/article/?object=07295

24 января 1903 года – по указу Московской Духовной Консистории были начаты работы по постройке новых трапезной, приделов и колокольни. Работы начались торжественным богослужением в марте 1903 года. Строительством руководил архитектор И.С. Курдюков. Всеми работами руководила специально созданная Строительная комиссия во главе с председателем настоятелем протоиереем П.В. Приклонским, членами ее были священник иерей Виктор Иванович Кедров; церковный староста, московский купец К.Г. Григорьев; известный землевладелец Н.Я. Пыхов и М.Н. Грибков, бывший долгое время церковным старостой в одном из московских приходов. Большой колокол поместили на временно устроенной звоннице. В основания новой трапезной были положены медно-вызолоченные закладные доски. К концу 1903 года новое здание трапезной с двумя приделами было окончено постройкой. 15 января 1904 года был освящен Зачатьевский придел, а 8 ноября 1904 года – Никольский. Обширная трапезная получила размеры 10 саж. 2 арш. 12 вер. в длину; 13 саж. в ширину и 6 саж. в высоту, так что храм, вмещавший прежде не более 500 человек, после перестройки мог вместить более 2000 человек. Своды трапезной, выполненные по проекту А.Ф. Лолейта, стали техническим новшеством (возможно первым в России) – они представляли железобетонное перекрытие двоякой кривизны. Храм освещался 14 большими окнами. В приделах были установлены новые иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма, и выполненные по моде того времени из мрамора; при этом иконы в них остались старые. Поверхность фасадов колокольни и трапезной были богато декорированы различными элементами из фигурного кирпича, формы которых заимствованы у произведений русского зодчества второй половины XVII века. При перестройке была расширена первоначальная арка, отделявшая главный храм от трапезной. На окнах были установлены железные решетки ажурной работы Бордорф, вместо подоконников вставлены мраморные плиты. Пол в трапезной и обоих приделах сделан из метлахских плиток, солея и ступени были облицованы серым мрамором. В храме было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин». Под храмом – обширное подвальное помещение для склада материала для отопления и других потребностей.

http://sobory.ru/article/?object=27237

Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — необычные граненые . столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. 19 в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы 17 в.: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область.

http://sobory.ru/article/?object=01639

Пильняк однажды действительно стал очевидцем гибели Парфентьева, но не от воды, а огня. 17 сентября 1923 года Борис Андреевич сделал запись в дневнике о своем ночном посещении этого села. В те годы писатель жил в Коломне и около одиннадцати часов ночи неожиданно услышал удар в набатный колокол, по-видимому, раздававшийся в одном из ближайших к Коломне сел. Вместе с товарищем он поднялся на колокольню стоявшей неподалеку церкви Николы на Посаде и увидел зарево пожара за рекой Москвой – горело Парфентьево. На велосипеде Пильняк доехал до горящего селения, где бесстрашно бросался в огонь, растаскивал бревна горящих изб, помогал выгонять скотину. Набат, по-видимому, раздавался в ту ночь с несохранившейся ныне высокой колокольни Никольской церкви. Еще одно воспоминание о Парфентьеве оставил князь Дмитрий Петрович Багратион. В начале 1880-х годов, будучи еще уланским корнетом, Багратион вместе с эскадроном квартировал в селе Парфентьево под Коломной. Князь расположился в избе крестьянина Александра Устинова. Молодому офицеру была выделена небольшая комната с перегородкой и углом для денщика. Дмитрий Петрович запомнил обстановку комнаты в «квартире»: стол, накрытый зеленым сукном, кровать производства Сан-Галли и стену, увешанную охотничьими ружьями, патронташами, трубами, револьверами, саблями и шашками. Генерал-майор Д. П. Багратион, потомок знаменитого рода грузинских царей, стал известен впоследствии как командир 1-й бригады Кавказской туземной конной дивизии – так называемой «Дикой дивизии». Это было очень необычное военное соединение русской армии. В его рядах можно было видеть всадников и офицеров более двух десятков национальностей: дагестанских воинов, грузинских и армянских князей, персидских, французских, польских, шведских и прибалтийских аристократов. «Дикая дивизия совмещала несовместимое…Такой кавалерийской дивизии никогда не было и никогда, вероятно, не будет», – писал публицист Н. Н. Брешко-Брешковский. Князь Багратион стал известен также в литературной среде как издатель журнала «Вестник русской конницы». На этом поприще он даже вошел в список корреспондентов Льва Николаевича Толстого. В своем письме Багратион просил классика прислать потрет верхом на лошади и рассказать о предпочитаемом методе верховой езды. Автора «Войны и мира», видимо, не заинтриговала громкая фамилия генерала, и он оставил это письмо без ответа.

http://sobory.ru/article/?object=09888

Самобытной, не похожей на подобные храмы предшествующего периода, является декорация второго яруса Николаевской церкви. Здесь широкие угловые лопатки имеют в верхней части декоративные наложения в виде укороченных малых пилястров с крупными гирьками на концах. Внизу помещены вертикальные ширинки с полукруглым верхом. Установлены лопатки на профилированные пьедесталы с Х-образной вставкой. Выпущенные углы четверика обработаны мелким рустом. Промежуточные пилястры, кроме пьедесталов с углублениями в ширинках и необычных украшений наподобие капителей, отличаются трапециевидным профилем стволов с нанесенной посередине змеевидной насечкой. Необычны по рисунку и декоративной компоновке наличники верхних окон. Их боковые колонки опираются на консоли-волюты – новый элемент в наборе уже известной нам фасадной пластики. Динамичные, вспарушённые «банты» сандриков приобрели контур профильных корон, оси которых подчеркнуты султанчиками, а поле заполнено покровцами-оберегами в виде традиционных полотенец – декоративных деталей, знакомых еще по храмам «первой волны» вятского каменного узорочья 1690-х – 1720-х годов. Верхние планки наличников с вписанными в них рядами мелких сухариков, повторив очертание овальных перемычек, приобрели значение архивольтов, фиксированных по краям капителями колонок. Под гирьками наличников помещены ширинки с овальными боковыми сторонами и крестообразной розеткой посередине. Трехчастные членения глухой части восточной стены четверика над алтарем так же имеют своеобразный вид. Это разделенные пилястрами, вдавленные в кладку картины с профильными рамками сторон, верхние углы которых имеют скругленные заполнения. Средняя картина выделена высоким и острым щипцом нижней стороны рамки. Боковые – волнообразным контуром половины картуша. Декор алтарной апсиды соответствует нижнему ярусу четверика, но с карнизом упрощенного профиля. Более сдержанный фасадный наряд световых восьмериков как бы предвосхищает скорое наступление декоративной скромности в культовой архитектуре рубежа XVIII – XIX столетий. Здесь применены гладкие угловые пилястры, невысокие карнизы с сухариками и простые рамочные наличники. В оформлении наличников барочные детали удачно сочетаются с классицистическими: импосты и замковые камни с подоконными фартуками и гирьками. Высокая кровля верхнего светового восьмерика органично переходит в гофрированную юбочку шеи небольшой маковицы, которую венчает ажурный четырехконечный крест.

http://sobory.ru/article/?object=09044

В интерьере четверик перекрыт четырехлотковым сводом с узкими треугольными диагональными лотками. Свод разомкнут восьмериком светового барабана. В помещении алтаря, куда ведут из молельного зала три прохода – коробовый свод, переходящий в гранёную конху с оконными распалубками. Внутреннее пространство теплого храма организовано по четырехстолпной конструктивно-планировочной схеме, причем пара восточных столбов приближена к стене четверика. Соединяясь с массивом четверика через арки проемов, эти столбы формируют прямоугольные отсеки придельных алтарей теплого храма. Перекрыта трапезная системой пересекающихся коробовых сводов, живописно усложненных по периметру распалубками. Западная часть трапезной, отделенная капитальной стеной от основного помещения, подобно теплой части Казанско-Богородицкой церкви села Караул имеет две палатки по сторонам и притвор между ними. В стены палаток встроены печи; из притвора небольшая дверь ведет в узкую камору, образованную уширением стены, где размещена лестница, ведущая на чердак. Над всей триадой этих помещений – коробовые своды с торцевыми лотками. Длинный входной коридор имеет под двусторонними арками колокольни два многоступенчатых лестничных всхода. Центральная переходная площадка, перекрытая цилиндрическим сводом, сообщается с небольшими помещениями боковых палаток, над которыми устроены плоские дощатые перекрытия. Цилиндрический тип свода переходит и на промежуточную часть крытого коридора. Убранство фасадов холодного храма представляет собой наиболее интересную и яркую декоративную композицию из всего внешнего разнообразия памятников архитектуры района. Трехосная, симметричная схема расположения проемов двусветного четверика имеет угловые и междуоконные вертикальные членения в виде пилястров разного характера и декоративной насыщенности. По горизонтали фасады разбиты на два яруса высоким профилированным карнизом с двумя рядами сухариков. Аналогичный по рисунку карниз завершает и стены четверика. Он огибает с четырех сторон по циркульной дуге крупные полуглавия с круглыми проемами посередине. Наличники и пилястры с пьедесталами первого яруса оформлены в соответствии со стилевыми особенностями культовых памятников вятского барокко. Профилированные рамки проемов с овальными перемычками имеют сандрики, состоящие из типовых бровок с розетками посередине. Ряды сухариков вписаны между капительками наличников. На плоскостях спаренных угловых и одинарных промежуточных пилястров нанесены повторяемые по высоте мелкие элементы, напоминающие по форме букву « S », которые чередуются с «триглифами».

http://sobory.ru/article/?object=09044

Фасады четверика имеют традиционное трехчастное членение лопатками, вверху соединенными между собой двухлопастными ползучими арочками, а в центральных частях арочки срезаны кровлей, под которой проходит карниз./Кровля - четырехскатная, сооруженная вместо многоскатной/. Световой барабан с четырьмя щелевыми оконными проемами, расположенными по странам света, украшает вверху пояс из уступчатых полукруглых ниш с зелеными поливными изразцами и под ним керамический пояс с храмозданной надписью, выполненной вязью XVI в./сохранился не полностью/. Текст надписи следующий:. " [НИКОЛЫ В ВИДЕЛЕБЬИ ПРИ ВЕЛИКОМ o ЦАРИ o ГОСУДАРИ КНЯ ЗИ o в ИЧИИ o ВСАСИЛЬЕ ИВАНЕ ВЕЯ РУСИ-ПРИ АРХИЕПИСКУПЕ-СЕРАПИОНЕ- ПРИ СТАРОСТАХЪ.КИРИЛЕ И КОНОНЕ-ПРИ БОЯРЕХЪ-ТИМОКОВЕ СЕМЕНЕ И ГРИГОРЬИ И ВАСИЛЬИ САБУРОВЫХ И ПРИ ЮРЬИ " При перестановке четирех плит в средней части получается следующее: " ИВАНЕ ВАСиЛЬЕвИЧИ И вСЕЯ " На апсидах - щелевые оконные проемы: в малых - по одному, в центральной - два/между ними растесанный оконный проем/. На восточном фасаде четверика сохранилась нишка, на северном и западном -только верхние части нишек, нижние - исчезли при расширении оконных проемов/их сделали с плоскими перемычками/. Глава четверика луковичной формы, с металлическим крестом, покрыта кровельным железом. Под кровляли четверика и северной придельной церкви проходит деревянный профилированный карниз. В интерьере четверика - четыре столба: западная пара столбов - круглая в плане, восточная - имеет округление с восточной стороны. Световой барабан покоится на повышенных подпружных арках. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами. Апсиды перекрыты коробовым сводом с конхой. В западной части четверика устроены хоры, на которых в южной и северной частях - палатки. В южной палатке устроена придельная церковка Никандра и Ефросина, в восточной ее стене в нишах - престол, жертвенник и дьяконник. В южной стене -два щелевых проема, в западной - один. Над дверным проемом - распалубка. В северной палатке раньше размещалась ризница. В северной и западной стенах палатки по одному щелевому оконному проему, нишка в северной стене, над дверным проемом - распалубка. Обе палатки перекрыты коробовыми сводами. Вход на хоры необычно устроен снаружи четверика из южного придела, а лестница - у западной стены четверика. В тимпанах трансепта и на парусах сохранились голосники. В южной стене дверной проем с арочной перемычкой в наружной части и стрельчатой на внутренней, над ним расположен оконный проем. В восточном нефе сохранился щелевой оконный проем. В малых апсидах по одному щелевому проему, в главной - три: два щелевых, между ними арочный проем и под ним ниша. К западной стене четверика примыкает притвор, перекрытый коробовым сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. Кровля односкатная покрытая железом.

http://sobory.ru/article/?object=00271

Островского «Щелыково» в Костромской области. Это не выдающееся в архитектурном смысле, но изящное двухэтажное строение сегодня странно смотрится в лесной глуши, возвышаясь среди деревьев и изб как большой белый корабль. Построен храм в 1792 году тогдашними хозяевами имения, настоящими екатерининскими вельможами, жившими богато и на широкую ногу. На первом этаже в темном небольшом зале служили зимой, а парадный второй этаж, просторный и светлый, предназначался для летнего времени, когда приезжали в деревню господа. Разделение на зимнюю, черную, и летнюю — праздничную, дачную, жизнь сохраняется в этих местах вот уже два века. Впрочем, деревня вообще памятлива. Для верхнего храма был заказан в Германии деревянный резной иконостас — и от того, что делали его не православные мастера, а «басурмане», к тому же заказчики-господа слыли масонами, родился слух, что храм, дескать, не вполне чист, а как бы с порчею. Слух дожил до наших дней. Иконостас, к счастью, тоже. " Отечественные записки " , 2001, 1. В одном справочном издании о ней сказано следующее: «...отличается изысканными пропорциями объема. Исключительную ценность представляет убранство интерьера здания, и главный иконостас храма является одним из лучших на территории Костромской области. Двухэтажное здание имеет симметрично-осевую композицию. Основной объем представляет собой трехсветный, со скругленными углами четверик, завершенный антамблементом, над которым возвышается четырехскатная крыша гуськового профиля с люкарнами по сторонам света, увеличенная главой на граненом световом барабане. С востока и запада к храму примыкают небольшие, более низкие и узкие, равновеликие апсида и притвор, также имеющие скругленные углы. К западу композицию замыкает высокая, стройная колокольня... по цоколю (церкви) происходит круглый профиль, междуэтажное членение отмечено карнизом несложного рисунка, стены завершены развитыми многообломными карнизами, а скругленные углы покрыты рустом. Плоскости стен обработаны прямоугольными нишами, в которых в три яруса помещены окна нескольких типов...».

http://sobory.ru/article/?object=03101

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010