С 2009 г. добровольцы фонда «Вереница: Спасение деревянных церквей Русского Севера» и жители Гридинской и окрестных деревень занимаются сохранением и восстановлением Никольского храма. За прошедшие 10 с лишним лет проведены следующие работы: 2009 – закрыты оконные проёмы, сделан навес над крыльцом. 2010 – сделана временная (консервационная) обшивка на северном и восточном фасадах и заплаты на кровле четверика. 2011 – перебрано завершение трапезной, устроена консервационная кровля на ней и полицах четверика. Глава, крест и трапезная покрыты оцинкованным железом (временный вариант). 2012 – вставлены рамы в окна первого света на северном и западном фасадах храма. 2013 – вставлены рамы в оставшиеся окна, устроена консервационная кровля на кубе. После выполнения необходимых консервационных работ было принято решение провести полноценную реставрацию церкви. По проекту И. А. Воеводина и З. А. Тодоровой предусмотрен компромиссный вариант, с сохранением позднейших наслоений (в том числе и треугольного лемеха на верхней части куба), окраской и покрытием железом кровли по состоянию на начало XX в., восстановлением наружной обшивки стен, но без покраски. При этом западный фасад предполагается оставить не зашитым. Такое решение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволит показать все этапы строительной истории Никольского храма и положительно скажется на его сохранности, а с другой – облик церкви при этом теряет свою цельность и создаёт впечатление некоторой незавершённости. В 2014 – 2016 гг. было восстановлено лемеховое покрытие верхней части куба (луковицы), для этого мастера и добровольцы вытесали 1500 новых лемешин. Стены внутри храма очищены от надписей и поздней краски. Осенью 2016 г. началось воссоздание исторического крыльца. 2017 – установлена молниезащита, построена основная часть крыльца. 2018-2019 – глава закрыта от протечек и заново перекрыта железом, заменён крест, завершены работы по устройству крыльца. 2019 – окрашены в зелёный цвет куб (на нижней его части сохранён исторический городчатый лемех с первоначальной краской) и в красный – полицы восьмерика.

http://sobory.ru/article/?object=16265

Полностью сохранились несущие стены, менялись только перегородки. Лестница, ведущая на второй этаж, и расположенная справа от входа, была убрана. Трехмаршевая лестница была выполнена по оси главного входа. Был устроен дополнительный вход с лестницей на второй этаж в объеме бывшего храма, между восточным корпусом (крылом) и средним объемом, составляющим трехчастную структуру. Ныне это жилой двухэтажный деревянный, бревенчатый дом, с дощатой горизонтальной обшивкой по всем фасадам, имеет сложную развитую конфигурацию в плане (прямоугольник из которого по продольной оси вырастает трехчастная структура (в виде трезубца)). Над бывшей алтарной частью имеется высокая двухскатная крыша, как и над выступающим ризалитом, расположенным над главным входом. Остальные структурные элементы здания перекрыты вальмовыми крышами, как и центральная повышенная часть над молельным залом храма. В целом объем здания симметричен. Главный вход подчеркнут слегка выступающим над ним по второму этажу ризалитом с тремя прямоугольными оконными проемами, два крайних из них имеют наличники, боковые части которых решены в виде квадратных в плане резных столбов. Верхняя часть этих окон имеет пологое килевидное обрамление. Центральное окно, несколько выше боковых. Один вход в жилой дом осуществляется по продольной оси с северо-запада. Имеется небольшой односкатный навес над входной дверью. Деревянная трехмаршевая лестница, расположенная по продольной оси здания, ведет на второй этаж. При ней в самостоятельном объеме сохранилась винтовая лестница, которая вела на колокольню. В прямоугольной в плане части дома, на первом этаже располагаются две двухкомнатные квартиры, а на втором этаже - две однокомнатные квартиры. Второй вход в жилой дом (с востока), устроенный в послевоенные годы, располагается в объеме бывшего храма. Деревянная двухмаршевая лестница ведет на второй этаж. На первом и втором этажах расположены по четыре квартиры (две двухкомнатные, одна – однокомнатная, одна - трехкомнатная). В этой части дома планировка первого этажа полностью повторяет планировку второго этажа.

http://sobory.ru/article/?object=16290

Возникло Казаково не случайно. Оно имело большое стратегическое значение, и расположено было на торговом пути между уездными городами. До 18 века гужевая дорога с Нижнего Новгорода на Муром проходила по водоразделу от Зяблицкого погоста (с.Озябликово) на Медоварцево, Алтунино, Казаково, Митино, Ганино, Черновское, Крутец, Монаково, Поздняково и далее по перевозу через Оку на Муром. Поймы двух речек Большой и Малой Кутры не имели мостов и поэтому местность для гужевого транспорта была труднопроходимой, что вынуждало делать объезд на Казаково, которое расположено почти на одинаковом расстоянии между бывшими уездными центрами – г. Муром и г. Горбатовым. Шел этот путь по глухомани лесов, кишевших беглыми, «лихими людьми», грабившими купцов, ехавших с товарами на Макарьевскую ярмарку, открывшуюся в 1641 году. А почему возникло Казаково не случайно? А почему не Рожественно, как на некоторых древних картах? Почему старая Муромская дорога проходила через Казаково, Озябликово, а не в стороне от них, затрагивая и Березовку и Чеванино и Давыдово. Сами же пишете правильно, что местность была без мостов труднопроходимой, поэтому от Озябликова поднятся в несрытую гору было невозможно - значит в стороне по возвышенности. Да и селились древние у дорог и рек в основном. Что-то фотки не появляются, а то бы можно скинуть и посмотреть древние карты, на которых показаны дороги и на Горбатов, и на Саконы и на Фоминки за Оку и на  Тешу, Румасово и Венец к проходившей железной дороги. Это сейчас в этих населенных пунктах жизнь еле теплится, а когда-то не меньше Вачи, Казакова и графы, князья не чурались строить свои усадьбы. Скажем в Фоминках. Да, через Озяблицкий погост проходила дорога за Оку во Владимирскую и на Арзамас. А связи были не малые, так как Стародубский анклав был подчинен Владимирской губернии. И хочешь, не хочешь, приходилось пользоваться через Оку перевозами. В Чулково, Жайское (а не Жайск), Александрово (один из древних значков в округе на карте), чтоб попасть в Владимирскую губернию. И только недавно построили мост в Муроме,а в Павлове  все еще паром и летом, понтонный...

http://sobory.ru/article/?object=03588

В январе 1829 г. новоторжский купеческий сын Яков Ширяев заключил договор со строителем иеромонахом Серафимом на изготовление ста тысяч кирпичей «ценою за тысячу по пяти рублей и пятьдесят копеек». Он же продолжал изготавливать кирпич и в 1833 г., когда работы по кладке собора почти завершились. Работы по возведению собора продолжались с 1829 по 1833 г. Кладкой собора занимались новоторжские ямщики Гаврило Иванов Пожарский с детьми Никифором, Михайло, Петром и Иваном. Особо показательными в строительной истории Никольского собора являются «Книги записи церковных сумм», где отражены имена подрядчиков и мастеров, а также перечислены материалы, использовавшиеся на строительстве собора. За 1827 г. мы находим уже известное нам имя «Бежецкаго уезда села Белаго крестьянина подрядчика плотников Василья Федорова», который за «построение новаго шатра на столбах для вешания колоколов» и другие плотницкие работы по монастырю получил пятьсот рублей серебром. Крестьянин Подмонастырской слободки Алексей Антонов окрасил «колоколенный шатер» мумиёю. В 1829 г., когда начались активные работы по строительству собора, упоминаются и подрядчики, занимавшиеся подготовкой кирпичного завода, подвозом камня и извести на строительство: «1829 г. Май. Бежецкаго уезда села Спасскаго крестьянину Федору Кондратьеву за 3 1,2 сотни корья десятиаршинной меры для покрытия кирпичных сараев по 10 рублей за сотню, 35 рублей и за 4 сотни десятиаршинной драни, для покрытия кирпичеобжигальной печи по 7 р. 50 коп за сотню, 30 рублей. Бежецкаго уезда села Белаго подрядчику плотников крестьянину Василью Федорову за построение двух кирпичных сараев, одного на 35 саженях, а другаго на 30 саженях длины и в 5 сажен ширины жилой при оных сараях избы и шатра над кирпичеобжигальной печью серебром пятьдесят рублей. За 1830 г. строительные записи начали вестись уже в феврале:«Февраль. Весьегонскаго уезда села Порогов крестьянину старосте Федору Матвееву за 1000 четвертей извести для строения Соборной церкви и колокольни по рублю пятидесяти копеек за четверть и того серебром тысяча пятьсот рублей.

http://sobory.ru/article/?object=22021

Проезд: От райцентра Вязники по трассе М7 направлением на Москву 20км до д. Симонцево, далее поворот на север по указателю " Сарыево " , через 5км проезжаем пос. Сарыево, ещё через 6км проезжаем ж/д станцию Сарыево, далее 6км на север по главной дороге до деревни Юрышки. Указателя деревни нет, она слева от дор ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От райцентра Вязники по трассе М7 направлением на Москву 20км до д. Симонцево, далее поворот на север по указателю " Сарыево " , через 5км проезжаем пос. Сарыево, ещё через 6км проезжаем ж/д станцию Сарыево, далее 6км на север по главной дороге до деревни Юрышки. Указателя деревни нет, она слева от дороги на склоне холма, перед ней указатель " р.Тара " . Сворачиваем к деревне, асфальтовая дорога кончается, объезжаем Юрышки с севера по щебёночной дороге направлением на Петровское. Через 5км рядом с основной щебеночной дорогой появится ориентир - руины хоз.постройки из шлакобетона. Влево от неё на запад по полю идёт неприметная грунтовая дорога. Сворачиваем на неё, двигаемся по ней до леса 1км, проезжаем лес 0,5км (возможны промоины и упавшие деревья) и двигаемся далее не меняя направления вдоль трёхфазной линии электропередач. Ориентир - указатель " охранная зона газопровода 50м " и вырубленная под ЛЭП просека. Через примерно 500м неприметный левый поворот с просеки в лес. Сворачиваем, дорога в лесу идёт резко под уклон до 30 град. и через 300м выходит к подболоченной пойме левого притока р. Тара. Прямо через приток в 0,5км обгорелые руины деревни Озерки без сохранившихся строений, и наверху другая, более мощная ЛЭП. Следует не пересекая поймы свернуть влево по еле заметной тропе, и через 400м, двигаясь вдоль лесистой кромки берега приблизиться к Никольской церкви. Она стоит на высоком берегу, но полностью скрыта густыми деревьями леса, от бывшей деревни Озерки заметна лишь маковка центральной главы и крест. Подъезд к церкви грунт/трава имеет уклон 30-40 град. Необходим транспорт повышенной проходимости, проезд строго сезонный в сухую погоду. Возможен другой вариант проезда, известный только местным жителям, т.к. на кладбище при церкви заметен уход за могилами и следы посещения родственниками.

http://sobory.ru/article/?object=03752

Исследователь Л. Д. Рязанов пишет: " Такой редкий, красивый план - сложный крест, очень похожий на цветок, словно крест " расцветший " , - придаёт объёму здания компактность, даже камерность, а не слишком высокие вертикали колокольни и глав не нарушают ощущения " уютности " постройки " . Интересное решение верхней части постройки. Купол храма покоится на большом центральном барабане. По углам размещены прямоугольные главки-башенки с барочными лучковыми фронтонами и сложными усечёнными шпилеобразными крышами, причём северо-восточная и юго-восточная башни высятся над апсидами боковых приделов. Изначально главки являлись световыми, затем их окна заложили, а на уровне переходов в основной объём храма соорудили ложные потолки. У северо-западной и юго-западной башенок потолки недавно были разобраны, оконные проёмы раскрыты и остеклены. Входы в храм оформлены классическими ордерными портиками с колоннами, аттиком и фронтоном; значение главного входа - западного - подчёркнуто спаренными колоннами. Фризы портиков украшены триглифами и розетками в метопах. Такие же розетки опоясывают стены храма по периметру под карнизом. Ниже розеток, вдоль всего периметра, идёт линия тройных тяг. Уровни размещения розеток на стенах церкви и во фризах совпадают, линия тяг переходит в архитрав, а линия карниза стен соответствует карнизу портиков, - тем самым создаётся единый декоративный переход от кровли к стенам по всему периметру постройки. Архитектурные формы объёма и деталей гармоничны, композиционно уравновешены. В фундаменты, под углами церкви, заложены массивные чугунные плиты весом до пяти тонн. Стены внутри перевязаны железными стяжками. Оконные проёмы усилены чугуном или железом, стропила - железные. В описании Никольской церкви 1897 года отмечается, что " по прочности и архитектуре это единственный храм на Урале " . Оконные проёмы церкви - крупные, вытянутые по вертикали, имеют полуциркульное завершение. Наличники окон украшены в верхней части в виде треугольных перспективных фронтонов. Изначально часы Никольского храма имели циферблаты с трёх сторон и отбивали каждые 15, 30, 60 минут. В настоящее время они не действуют, хотя механизм их сохраняется в " рабочем " состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=01239

Комплекс бывшей усадьбы Рюмина хорошо сохранил сложную многосоставную структуру с разнообразными постройками. Главный дом принадлежит к самым ярким архитектурным произведениям зрелого классицизма в Рязани. Церковная пристройка в русско-византийском стиле не нарушает стилистического единства. Декор фасадов дома и отделка парадных интерьеров близки казаковской школе. Другие постройки усадьбы, несмотря на позднейшие переделки, сохраняют композиционную связь с домом. Поставленный торцом к ул. Свободы, главный дом вытянут с северо-запада на юго-восток по красной линии квартала. К северо-востоку от дома по линии ул. Свободы расположена баня, соединенная с ним воротами. К юго-восточному крылу дома примыкает ледник. Библиография: Рязанские епархиальные ведомости. 1868, 8; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархиии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия и библиографическими указаниями. Т. 1. Зарайск, 1884. с. 37, 12; Русская старина. Т. 82. 1894, XII. с. 69–74; Русский биографический словарь. Т. 17. Пг., 1918, с. 757, 758, 762, 763; Историческая записка Рязанской первой мужской гимназии: 1804–1904 (репринтное переиздание с рязанской публикации 1904 г.). Предисл. И.П.Попова. Рязань, 1995. с. 63–65; Михайловский Е., Ильенко И. Рязань. Касимов. М., 1969. с. 137; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. с. 132, 159; Аграмаков И., Каширин Е. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань, 2000. с. 39, 150; Филиппов Д.Ю. Застройка площади Гостиного двора Рязани в конце XVIII–XIX века (опыт архивной реконструкции)//Вторые Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Рязань, 23–25 октября 2002 года. Рязань, 2003. Архивные источники: ГАРО. Ф. 4. Оп. 33. Д. 451. http://svodokn.ru/object/107878423?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Располагалась с левого торца здания как сфотографировано у меня. Имела главку поверх кокошников.

http://sobory.ru/article/?object=10421

Алтарь - также шестигранник, его ширина равна полусумме ширины центрального участка и южного рукава. Малые приделы-четырехугольники, их длина равняется половине стороны центрального участка, а ширина – половине ширины главного алтаря. Ширина опаса равна половине ширины боковых рукавов. Длина южной и северной граней бабинца равна половине стороны центральной участка, а длина западной грани равна половине ширины алтаря, длина южной и северной граней алтаря равняется ширине плана южного рукава, а восточной половине диагонали четырехугольника, в который вписывается план южного рукава. Южная и западная грани южного рукава и соответствующие им грани северного рукава равны половине ширины алтаря. Высота сруба стен алтаря равна диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана центра, или диагонали четырехугольника, в который вписывается план участка. Западные углы сруба стен алтаря начинают переходить в восьмигранник на высоте равна длине плана центра. Залом алтаря в разрезе дает трапецию. При заготовке на земле сруба этого залома при сборке Восточной и Западной граней мастер использовал шаблон-трапецию; основа ее равняется полной длине сруба стен участка (вверху), верхняя грань равна четверти основания, высота - половине основания. Для сборки Южной и Северной граней шаблон имел основу - ширину сруба стен участка (вверху), верхняя грань и высота шаблона такие же, какие у предыдущего шаблона. У фонаря алтаря длина равна четверти длины сруба стен (вверху), а высота - диагонали квадрата со стороной равной длине фонаря. Внутренняя высота алтарного верха - апофема равностороннего треугольника со стороной равной длине сруба стен участке (вверху). Внутренняя высота алтаря равна сумме длины плана алтаря и центра. Верх бабинца построен аналогично, как и у алтаря, но с отличиями, которые зависят от того, что длина и ширина плана алтаря больше, а у бабинца меньше. Высота сруба стен у бабинца такая же, как и у алтаря. Залом в разрезах имеет форму трапеции. При сборке Западной и Восточной граней сруба залома бабинца на земле шаблон-трапеция имела основу - длину сруба стен участка (вверху), верхнюю грань - треть длины сруба стен участка (вверху), или половину длины западной грани плана участка и высоту в половину высоты сруба стен.

http://sobory.ru/article/?object=01634

В интерьере главная примета каждого участка - стройность, втянутость вверх. Во внешнем же виде все участки приобрели весомость. Мастер, не скрывая стройности, подчеркивает ее сдержанность и выделяет солидную уверенность, массивность их форм. Если, разбивая план строения, мастер старался в интерьере затушевать остроту форм квадрата центрального участка, то во внешнем виде, наоборот, он принимает все меры, чтобы выявить ее, чтобы подчеркнуть симметричность строения и придать доминирующей роли четырехгранной призме центрального сруба. Для того он делает как можно менее заметными боковые алтари (или пономарку и ризницу), и лишь потребность как-то осветить их, хоть маленьким круглым окошком, заставила мастера выделить их объем, покрыв эти помещения односкатной низкой, слабо покатой крышей, которая едва заметно выступает над опасением. Проанализировав обмерные чертежи Николаевской церкви Нового Ропска, мы убедились, что пропорции строения складываются в простую, ясную и четкую систему; она постепенно и логично разворачивается. Размеры всех частей укладываются в единое гармоничное целое; они нарастают, но подчеркнуто-бурной динамики не проявляют. В пропорциях царит атмосфера сдержанной сосредоточенности. Все части имеют единую базу: размеры квадрата плана центрального участка. В натуре план строения разбивался так: сначала размечался квадрат - центральный участок. На восток от центрального квадрата откладывается длина алтаря, который равен половине диагонали того же квадрата, а на мероприятие откладывается длина бабинца, что тоже равна половине диагонали того же квадрата. Таким образом, длина строения равна стороне плюс диагонали квадрата. Ширина строения меньше длины, она равна ширине центра плюс диагонали южной половины плана центра. Южный и северный рукава - шестигранники в плане, их длина равна половине диагонали плана центра, а ширина - половине диагонали четырехугольника, что составляет половину квадрата центральной участка. Бабинец - шестигранник, его ширина равна полной длине.

http://sobory.ru/article/?object=01634

Ширина просвета чуть больше половины ширины Бабинца, а высота его лишь на 0,5 м не достигает залома. Структура верха центрального участка не отличается от композиции верха алтаря или Бабинца, но размеры частей верха больше и четче, хоть высота восьмериков одинакова во всех трех участках (как и высота срубов стен). Короткий, но энергично возведенный первый залом центра переходит в широкий и длинный восьмерик. Ширина и длина восьмерика повторяют ширину и длину плана Бабинца, высота равна лишь половине длины. Высота второго залома центрального участка равна половине высоты целого верха. Нижняя половина второго залома центра демонстрирует тенденцию создавать форму, приближенную к бане, в то время как верхняя часть имеет форму тонкой восьмиугольной пирамиды. В целом объем верха выдержан в спокойных пропорциях и его форма не подчеркивает энергичное разворачивание объема. Даже второй залом в натуре воспринимается совсем не таким стройным, каким мы видим его на чертежиках сечений. Ригели во всех трёх участках размещены на границе срубов стен и первых заломов и между верхами восьмериков и вторыми заломами. Все они покрыты искусной резьбой. Ригели выполняют роль цезур, обозначающие этапы, на которые ритмично распределен объем. Внешний вид этой небольшой церкви (длина строения 16 м, внутренняя высота центрального участка 13 м) выдержан в спокойных пропорциях. Компактную массу, состоящую из трех умеренной стройности срубов, завершает три близко друг к другу посаженных верхом. Внешние углы корпуса срубов стен, Если рассматривать достопримечательность с юга или севера или с востока или Запада, имеют на середине высоты четко обозначенные уступы. Над короткими, но отвесными заломами с плоскими гранями возвышаются тяжеловатые по форме восьмерики, их массы очень умеренно уменьшают объемы срубов стен. Боковые восьмерики в плане ненамного уступают перед центральным, а высота всех трех одинакова. Внешне восьмерики кажутся значительно выше, чем изнутри. Карниз центрального восьмерика совсем незначительно возвышается над карнизами боковых восьмериков.

http://sobory.ru/article/?object=03995

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010