Православное же учение о Церкви земной и небесной находит себе полное подтверждение в Св. Писании. Св. апостол Павел говорит, что верные христиане на земле соединены ненарушимыми связями с теми верными, которые пребывают в горнем Иерусалиме. " Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов. К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. И к ходатаю Нового Завета Иисусу и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева« ( Евр. 12:22–24 ). Св. апостол, удостоенный быть восхищенным до третьяго неба, свидетельствует по наитию Св. Духа, что верные христиане имеют единение с Церковью, где пребывают и ангелы, и святые угодники Божии. Сектанты не хотят идти по следам св. апостола Павла, не желают придерживаться апостольского учения, но управляясь духом лжи, исконным врагом рода человеческого дьяволом , говорят, что нет никаких связей между Церквами. Но не уйдут они от кары, не избежать они Суда Божьего! »Смотрите, – говорит св. апостол, – не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от глаголющего с небес« ( Евр. 12:25 ). А глагол, или слово с неба такое, что нельзя разрывать союза Церкви земной с Церковью небесною. На основание Слова Божия наша Православная Церковь и учит, что Церковь земная и небесная взаимно соединены между собою и чрез то Церковь земная обращается в своих молитвах к ангелам и св. угодникам Божиим, почитает мощи святых и молится пред Престолом Всевышнего за умерших. Мы знаем, что любовью Божией создан мир, любовью Божией искуплен род человеческий, любовь Божия дарует нам все необходимое для нашего спасения. Та же самая любовь Божия не оставляет нас сиротами, одинокими на сей земле, но соединяет нас незримыми узами единения между Церковью земной, воинствующею и Церковью небесной, торжествующею. Люди и братия! Как бы нам всем было горько и тяжело, если бы Господь отнял от нас единение со всеми теми, которые угодили Господу Богу, если бы Он нас лишил надежды на то, что после смерти, чрез посредничество святых можно получить спасение! Но великое благодарение Господу за то, что Он безмерно любит нас; Он не лишил нас единения со святыми Своими: Церковь земная и Церковь небесная – Церковь едина. Единая Глава Церкви – Христос, едина и Церковь !

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6, 9–10,11 ). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах объявили: “Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”. Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его “годиной лютой”. И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее – непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь , казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...” ( Лк. 21, 12 ). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

в) Церковь есть общество духовное, по своему характеру и цели и в этом смысле есть «царство не от мира сего» ( Ин.18:36 ), но вместе с тем есть общество видимое, отличающееся от других человеческих обществ, но не отдельное от них и состоящее в связи с ними, по единству их членов и по единству высшей цели всех человеческих обществ: утверждения нравственного порядка в мире человеческом. Как общество, состоящее из людей, Церковь не может ограничиваться одною внутренней и духовною своею стороною, без внешнего выражения. Отделяя внутреннюю, духовную сторону Церкви от внешней и видимой, протестанты разделяют неразделимое в жизни, низводят Церковь на степень общества, пытающегося только осуществить на земле невидимую Церковь, которой видимая никогда не существует (ist incongruenz). Но Церковь Христова, хотя только созидается и возрастает на земле, тем не менее в каждом своем возрасте есть истинная Церковь, есть тело Христово живое, духовное, но вместе и видимое. г) Жизнь Церкви, её создание и возрастание, состоит в совокупном действии всех её членов по мере дарования, какое они получают от Духа Святого. Состав её членов слагается из иерархии и паствы. Никакое обще- —96— ство не может существовать без представителей и органов, облеченных властью, в особенности Церковь , как общество, имеющее не человеческое, а божественное происхождение. Господь Иисус Христос Сам избрал апостолов; Он сказал им: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Он же поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, то есть Церкви ( Еф.4:11 ). «Дух Святый поставляет их преемников пасти Церковь Господа и Бога, южо стяжа кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Богоустановленная иерархия имеет Богодарованную власть, во 1-х, учить или проповедовать всем Христианское учение. Об этой власти говорит ап. Павел: «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедников? и как проповедовать, если не были посланные?» ( Рим.10:14:15 ). Следовательно для того, чтобы учить в Церкви Христовой, надобно быть поставленным для этой цели; во 2-х, власть совершать священнодействия и устроять порядок богослужения; наконец, в 3-х, власть управления, или пасения церковного общества, которую Господь дал нам, говорит ап. Павел, к созиданию Церкви ( 2Кор.10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Как это может быть?» – спрашивал в страхе Никодим Господа о духовном рождении. Да! Церковь есть «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3, 16 ), тайна духовного рождения и жизни в истории непорочного тела Христова. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 32 ). Это есть «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф. 3, 9, 10 ). Церковь есть тайна благодати, столь же непостижимая и невероятная для рассудка, как и сердце этой тайны – вкушение Тела и Крови Господней. Так это и было – не только для современных кальвинистов, но и для иудеев 1930 лет тому назад: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин. 6, 56, 60 ). Церковь слушала, и мы живем в этой вере Церкви так же, как в ней жили люди в любой другой век. На богословской конференции в Хельсинки в 1959 году один вполне ученый представитель Всемирного Совета Церквей сказал, что православие существует только с 1054 года, – со времени разделения церквей. С IV века мы храним определения Церкви как единой, святой, соборной и апостольской. Первый эпитет устанавливает единственность Церкви: «А что Церковь одна, это возвещает Дух Святой в Песне Песней, говоря от лица Христова: «едина есть голубица моя, совершенная моя» (святой Киприан Карфагенский ). Второй – ее святость: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5, 25–27 ). Третий – ее соборность, кафоличность, единство, или целостность, Церкви всех веков и всех народов: «Единство духа в союзе мира (так как. – С.Ф.) одно тело (Церкви. – С.Ф.) и один дух» ( Еф. 4, 3–4 ). Нам говорят, что наша Церковь началась с 1054 года, а нам кажется, что кто-то из нас стоял с мироносицами на Голгофе, что наша мысль воспитывалась в школах до-Никейских отцов. В Церкви нет прошлого, а все в бытии вне-временного нетления, все в божественной вечности, поэтому Церковь апостолов, мучеников и подвижников прошлых веков истинно живет в настоящее время в святых воздыханиях современных участников ее жизни, людей, хоть и оскудевшей, но все еще не умирающей веры. Это вне-временное и вне-пространственное единство Церкви только потому возможно, что она есть действительно не общество, не гуманитарно-моральная человеческая организация, а именно таинственный Организм единого Тела. Сущность всякого тела – единство. Соборность Церкви есть единство святого Тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Христос разделяет больше, чем кто-либо другой 02.06.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово в Неделю Всех святых Сегодня первое воскресенье после Пятидесятницы. Время сейчас исчисляется Неделями после Пятидесятницы, то есть жизнью вечной, к которой призвано приобщиться человечество. Первый праздник, первое воскресенье — Всех святых, великих, прославленных и никому неизвестных. Вся Церковь свята. Кто не свят, тот вне Церкви. Все святы святостью одного единого Святого — Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя сегодня всех святых, взирая на славу, которой сподобил их Христос, мы молимся, чтобы их заступничеством Господь сподобил и нас достойно пройти земной путь. Сколько бы нам ни осталось жить на земле, какие бы испытания ни посылались нам, будем молиться, чтобы Господь помог нам предстательством Божией Матери и всех святых. Много может молитва праведного, споспешествуемая Господом (Иак. 5, 16). Святые рядом с нами. Они принимают участие в нашей жизни. В сегодняшнем Евангелии Христос говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И далее Он говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10, 34—35). Родство по крови кажется нам самым дорогим. Но есть родство по Крови Христовой, по благодати Духа Святого. Поэтому все святые должны быть нам самыми родными. Как говорил в конце жизни преподобный Серафим Саровский: «Вот мои родные», — показывая на святых угодников Божиих. Господь говорит о том разделении, которым совершается наше исповедание веры. Христос разделяет всех больше, чем кто-либо другой. Что это значит? Это значит, что когда мы узнаём Христа, то становимся либо на Его сторону, либо против Него. Господь посылает Своих учеников с проповедью мира, с благословением мира. Но Он говорит, что пришел принести на землю не мир, но меч. Этими словами Он говорит о гонении на Церковь, которое было всегда, сколько существует Церковь, и говорит о разделении, неизбежно открывающемся вследствие этого среди людей.

http://moral.ru/divides/

Седмица 2-я по Пятидесятнице Воскресенье. О тайне и о суде святых Неделя 1-я, Всех Святых Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30 В первое воскресенье после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых. Для мира жизнь и подвиги святых – непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм»? Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна. Те, которых мы называем «святыми», приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но – как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне, кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», – они, не сомневаясь, выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому – дает им и силу, и терпение. Поэтому, когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» ( 1Кор.6:2 ). И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь – слава, весь – могущество, весь – любовь. Весь – такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Во 2-й Маккавейской книге (неканонической, но передающей важное свидетельство о верованиях, существовавших в ветхозаветной Церкви) приводится следующий пример ходатайства пред Богом праведника за народ (уже после кончины праведника): военачальник войска иудейского Иуда Маккавей пред вступлением в битву с военачальником эллинскосирийского войска Никанором видел в сновидении бывшего первосвященника Онию и пророка Иеремию (уже умерших), молившихся за народ иудейский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» . Об Иеремии же Ония сказал: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Макк. 15, 12–16). В Новом Завете о молитвенном предстательстве за Церковь земную святых, пребывающих на небе, наиболее прямо засвидетельствовано тайнозрителем св. апостолом Иоанном Богословом. Он удостоился видеть, как «двадцать четыре старца (символ «праведников, достигших совершенства» – Евр. 12, 23 ) пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5, 8 ). В другой раз он же виде, как «пришел … Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8, 3–4 ). С древнейших времен Православная Церковь верует, что ходатайство Божией Матери имеет особенную силу и действенность по великой и исключительной близости Ее к Сыну. В литургии апостола Иакова имеется такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» . История Церкви исполнена бесчисленными опытами покровительства Божией Матери роду человеческому. «Исповедуем, – говорится в Послании восточных патриархов, – что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Богу, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова» 15 . Молитвенное призывание святых в Церкви Земной

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Эта великая, Церковью прославляемая, всемирная семья или, лучше сказать: всемирное христово братство , свидетельствует и о том, что при внешнем физическом рабстве можно достигать внутреннего просветления, иначе говоря: что внешнее рабство вполне совместно с внутренней свободой нравственной. Для этого нужны лишь твердость христианских убеждений, твердость характера и внутреннее благочестие. Итак, дорогие во Христе братья и сестры, приложим и мы усилие к усилию, чтобы на всех путях жизни сохранить свободу, быть свободными от грехов, от всякой скверны, да и чрез нас прославится в мире сем Имя Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя нашего и всего мира. Аминь. Неделя всех святых. Сегодня земная – воинствующая – Церковь прославляет Церковь Торжествующую, прославляем мы тех, «которых», как говорит ап. Павел, «мир был недостоин... которые верою побеждали царства, творили правду, получили обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, прогоняли полки чужих, испытывали поругания, побои, узы и темницу, были перепиливаемы, подвергались пыткам»... Нашим почитанием святых не умаляем ли мы величия Божия? О, нет! дорогие братья и сестры, мы во всем следуем учению и наставлениям Христа и Его Апостолов. Мы почитаем святых, как верных друзей и слуг Божиих. Они явили собой «храм Духа Святого» – «храм Божий» ( 1Кор. 6:11–19 ). Мы почитаем и прославляем их дела и подвиги, совершенные ими во славу Божию, совершенные силою благодати Божией, так что в с я честь, воздаваемая нами святым, относится к Богу. Прославляя святых, мы восклицаем: «Дивен Бог во святых Своих»! Да и Сам Иисус Христос, подтвердив закон: «Господу Богу покланяйся и Ему единому служи», сказал: «вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедаю вам» ( Иоан. 15: 14 ), и засвидетельствовал пред ними: «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Матф. 10:40 ), показывая тем, что честь, воздаваемая слугам верным Его, относится к Нему. Посему-то, зная, что Христос есть «един (и единственный) посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:56 ), мы прославляем святых и призываем их в молитвах, как имеющих силу ходатайства от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Слова Божия просвещаемых и святые Тайны право содержащих. Из греческого языка «Екклесиа» – Церковь , т.е. «вызвание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из сатанинской области в царство Христово, от тьмы – в чудный Его свет, как учит апостол: вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2, 9 ; Деян. 26, 18 ). Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово. 1 . Святая Церковь называется духовным Христовым телом, сыны ее святые – члены духовные, преблагословенную Главу – Христа – имеющие и признающие, и верой и любовью с Главой соединенные. Так именует ее святой апостол: как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим. 12, 4–5 ; см. также: 1Кор. 10, 17; 12, 27 ; Еф. 1, 22–23; 4, 12, 16; 5, 23, 30 ; Кол. 1, 18, 24 ). 2 . Называется Церковь домом Божиим, ибо в ней, как в доме Своем, Кровью Христовой освященном, милостиво благоволит обитать и сохранять его: чтобы ты знал, как подобает в доме Божием жить, который есть Церковь Бога Живого ( 1Тим. 3, 15 ; см. также: Евр. 3, 6 ; 1Пет. 4, 17 ). 3 . Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: обручил вас (к верным говорит)единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11, 2 ; см. также: Ис. 62, 5 ; Ос. 2, 19–20 ; Еф. 5, 32 ; Откр. 19, 7 ; Пс. 44, 11–12 ). Обручители ее – пророки и апостолы... 4 . Называется Церковь Матерью верных. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ( Ис. 54, 1 ), утешает ее Сам Бог через пророка. Она чад своих рождает не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек ( 1Пет. 1, 23 ). Воспитывает их и взращивает пищей Божьего Слова и святых Таин (см.: Гал. 4, 26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Части Скинии Во дворе Скинии только одна сторона его была занята священными предметами, а другие три стороны были пустыми, что было прообразом того, что в будущем в Церковь войдут другие народы и эти пустые стороны будут ими заняты 28 . Так это объясняет свт. Кирилл Александрийский : «Не это ли есть древле ясно обетованное устами Исайи, явившейся в последние времена церкви: распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длинные верви твои и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города ( Ис.54: 23 ): ибо стесняемая в начале церковь Христа, затем уже расширяется к востоку и западу, северу и югу и доходит до всякого места» 29 . Принадлежности Скинии По мнению свт. Григория Двоеслова Ковчег Завета был прообразом Церкви: «Что означает ковчег, как не Святую Церковь ? К нему велено присоединить с четырех углов четыре золотых кольца, потому что Церковь распространяется на четыре стороны света, а также, без сомнения, прообразуется, что она будет окружена четырьмя книгами святого Евангелия» 30 . Устройство стола для хлебов предложений (ц-слав. трапезы) , обшитого золотом, с золотыми кольцами для переноски, а также изготовление различных сосудов для трапезы стало прообразом престолов храмов и Таинства Евхаристии 31 . Свт. Кирилл Александрийский об этом говорит так: «Сеннописует Он нам таинство Христа, говоря: и сотвориши трапезу из чистого золота ( Исх.25:23 )… и способы устройства ее, с помощью которых она могла бы получить в высшей степени отличный вид, Он говорит: и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно ( Исх.25:30 ). Повелел также, чтобы золотыми были и сосуды ее: блюда и кадильницы, кружки и чаши ( Исх.25:29 ). Не очевидно ли указываем здесь был нам хлеб с небесе, имевший быть предложенным по времени на святых трапезах церквей и дает жизнь миру? ( Ин.6:33 )» 32 . Золотой светильник и все его устройство прообразует собой Христа и Церковь 33 . Центральная ветвь светильника указывает на Христа, говорившего: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Три ветви по одну сторону указывают на еврейский народ, к которому пришел Христос, а три ветви с другой стороны прообразуют народы языческие, которые вошли в Церковь в Новом Завете. Миндальные цветки и яблоки указывают на дары Святого Духа в Церкви, семь лампад на полноту совершенства 34 . По мнению свт. Григория Двоеслова центральный ствол светильника означает Церковь , а боковые ветви Церковных проповедников: «Но под стеблем того же самого светильника должно разуметь самую Церковь , которая есть тело Его, потому что среди всех превратностей свободна. Ветви же, исходящие от стебля, суть проповедники, которые произвели в мире приятный звук, т.е. пропели песнь новую» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010