В то время Господь наш Иисус Христос, спустя тридцать лет после Своего вочеловечения, начав открывать Себя миру, пришел из Галилеи; здесь Он учил в храме, творил многие и преславные чудеса; все дивились Ему; со всех сторон стекались к Нему, дабы видеть святое лицо Его и слышать божественные слова Его, более сладкие, нежели мед и сот. Видел Его и юноша Иосиф и, слушая поучения, исходившие из пресвятых уст Его умилялся сердцем и весьма дивился чудесам, которые Он творил; увидав, как Он исцелил расслабленного при Овчей купели (Ин.5:1–15) словом Своим, видев также и многие другие дивные дела Христовы, Иосиф распалился сердечной любовью ко Господу и, приступив к Нему, пал ниц к ногам Его; при этом Иосиф просил Господа благословить его и принять его в число Своих учеников. Господь же, прозиравший в тайны сердец человеческих, увидав, что сердце Иосифа горело любовью божественной, любезно благословил его и не запретил ему следовать за Собой. Иосиф прежде всего поспешил в дом тетки своей, по имени Марии, матери Иоанна, названного впоследствии Марком, и сказал ей: «Приди и посмотри на Того, Кого весьма хотели видеть отцы наши; ибо некий пророк Иисус из Назарета галилейского учит в храме и совершает великие чудеса, так что многие считают Его за всеми ожидаемого Мессию». Лишь только женщина услышала это, как тотчас же, оставив все, с поспешностью направилась к храму; увидав Господа Иисуса Христа, она пала ниц к ногам Его и с мольбой сказала: «Господи! Если я обрела благодать перед Тобой, войди в дом рабыни Твоей, дабы вшествием Твоим благословить всех домашних моих». Видя ее веру, Господь пришел в дом к ней и благословил ее и всех, находившихся в доме ее. Господь был принят Марией с великой честью и со многой радостью и благоговением; с этого времени Господь всегда заходил вместе с учениками Своими в дом Марии, когда приходил в Иерусалим. Когда Господь отправился обратно из Иерусалима в Галилею, то вслед за Ним отправился и Иосиф вместе с прочими учениками. И когда Господь восхотел отправить апостолов Своих на проповедь «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.10:6), то увидал, что их мало, почему и сказал: «жатвы много, а делателей мало» (Мф.9:37); по этой причине Господь явил миру и иных семьдесят учеников, которых послал по два перед лицом своим в каждый город и селение (Лк.10:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В то время, когда Иоанн находился дома, занимаясь рыбной ловлей, Спаситель проповедовал в южной Галилее. Отвергнутый и изгнанный своими согражданами Назаретянами, Спаситель оставил свой родной город Назарет 505 . Через горы, минуя Кану и равнину Эль-Батуф, Он направился к берегам Геннисаретского озера, где жили Его первые ученики 506 . Весть о возвращении Христа на берега Геннисаретского озера скоро облетела города и селения, которые ютились здесь в большом количестве 507 . Жители их тоже знали, что это не простой, обыкновенный человек 508 . Поэтому нисколько не удивительно, если около Него быстро начали собираться большие толпы слушателей. Однажды Спаситель проходил по берегу Геннисаретского озера. Как и всегда, за Ним следовало множество народа. Все желали послушать Учителя, слово Которого наполняло душу каждого каким-то неизъяснимым миром и чудным восторгом, будило в душе лучшие чувства и думы. Многие из слушателей могли сказать относительно учения Христа вместе с Лукою и Клеопою: „не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда объяснял нам Писания“ 509 ? Вот почему и теперь, как замечает Евангелист, „народ теснился к Нему“ 510 , каждый хотел стоять рядом с Учителем, чтобы можно было не только слышать каждое Его слово, но и видеть выражение Его лица, от которого веяло неземным величием, каждое Его движение. Мало-помалу народ оттеснил Спасителя к самому озеру. Здесь стояли две лодки. Одна из них принадлежала Петру, а другая Иоанну и Иакову, сыновьям Зеведея. Чтобы дать возможность каждому видеть Себя и слышать Свое учение, Спаситель взошел в лодку Петра и просил его отплыть несколько от берега 511 . Это было тотчас же исполнено и Спаситель, седши, учил народ из лодки 512 . Спаситель окончил Свою проповедь. Нет сомнения, что каждое слово её так же глубоко западало и в душу учеников Его, как и в души многочисленных слушателей. Было достаточно и этой проповеди для того, чтобы те, которых теперь намеревался призвать Спаситель, по одному Его слову оставили все и последовали за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В этой сумятице в ряду общих впечатлений вдруг проскользнет, промелькнет и слово о Боге, и Божие слово. Но ничто не задерживается в такой душе надолго. Жажда новизны быстро стирает прошлое, и опять пуста душа. А ветры злотворных учений подымают в ней вихрь злых помыслов, и возбужденные страсти спешат исполнить их. Вот и распутье в душе человека. Господь посеял семя жизни, но тяжелые ступни торжествующего зла потоптали семя. А то хищными птицами налетят во время чтения или слышания слова Божия рассеянность наша и думы житейские. И опять труд Великого Сеятеля оказался напрасным. Семя похищено, не коснувшись души человеческой. Она осталась пуста, холодно ей в мире и неуютно. А слово Божие кратко: « Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их » (Мк. 4:15). И будем ли мы винить теперь Сеятеля? Разве не в нашей власти было сохранить семя? А если диавол и — хищник, то не от нас ли с вами зависит не дать ему расхитить наше? Трезвитесь, бодрствуйте. « Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). Но вот и другая скорбь уже ощутима нами — жалуемся мы, что окамененное нечувствие возобладало душой. Мы страдаем, чувствуя безнадежность этого состояния. И Господь подтверждает наши худшие опасения. «… посеянное на каменистом месте означает тех, которые… не имеют в себе корня и непостоянны… когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются » (Мк. 4:16—17). «… временем веруют, а во время искушения отпадают …» (Лк. 8:13). Да, в нас горело сердце к Богу. Мы помним радость и окрыленность души, когда пронзило ее великое открытие: есть, есть Бог! И как преобразился в то мгновение мир, как ликовало сердце, первый раз впитывая Божественное евангельское слово. Но вдруг опять поблек мир, и то, что недавно радовало и привлекало к Богу, стало невыносимыми веригами, путами, мешающими жить. Да, это, дорогие мои, слово Божие позвало нас на подвиг самоотречения, оно потребовало связать нашу самость, наши привязанности, потребовало от нас жертвы любви. Это оно посягнуло на идолов, гнездившихся в душе нашей. Но не всем, оказывается, по силам поднять руку на идола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Верные ученики Господа, преобразуясь в Его образ, приемлют от Него и силу любви Его. Он Своей любовью и состраданием объемлет всех человеков; а последователи Его обращают излиянную в сердца их часть любви Божественной на тех людей, с которыми они в общении поставлены. Как Господь поднял на плечо Свое заблудшую овцу, весь род человеческий, и понес на Себе его немощи, страдания и грехи: так истинный последователь Христов возлагает на душу свою душу брата своего и испытывает в самом себе его искушения, болезни и скорби. Как Господь никем не гнушался, никого не отвергал, но принимал самых презренных, нечистых и грубых грешников, так и истинный последователь Его не презирает никого, даже самого опозоренного грешника, не отчаивается ни в чьем исправлении, но охотно заключается в одной темнице с преступниками, дышит одним воздухом с зараженными, проливает слезы с впавшими в тяжкие прегрешения и сжимает в своих объятиях людей, отверженных миром. Он живо чувствует, что все члены Церкви суть члены единого Тела Христова и потому, когда страдает какой-нибудь член близкий к нему, страдает и он; когда изнемогают братья, изнемогает и он, когда огонь соблазна воспламеняется в них, он действует и на его сердце и возбуждает в нем иной огонь, огонь жалости, любви и ревности о славе Божией и о спасении брата. Так, святой Павел, хотя и должен был отлучить от общения с Церковью грешника коринфского, но сердце его горело огнем скорби, когда он писал этот грозный приговор, как сам он свидетельствует о том во втором Послании к Коринфянам: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами ( 2Кор. 2:4 ); и потом любовь его не потерпела, чтобы пораженный недугом член навсегда отделен был от тела Христова, он умоляет коринфян простить и утешить наказанного и утвердить к нему любовь, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь ( 2Кор. 2:7–8 ). Коринфяне слабо соответствовали пламенной любви Апостола; но, не смотря на это, он готов был с радостью отдать всего себя за спасение их: я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами ( 2Кор. 12:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Во время торжества толпы народа заполнили внешний двор, а на внутреннем дворе в это время происходила церемония освящения храма и установления Ковчега. Вокруг жертвенника собрались старейшины племен израильских, придворные, священники в льняных белых облачениях во главе с первосвященником Садоком. На ступенях, ведущих в храм, заняли свои места музыканты и певцы. Соломон, в пурпурном, богато расшитом плаще и золотом царском венце, сидел на престоле. Сзади выстроились пятьсот воинов личной гвардии царя со щитами из чистого золота. Торжество началось столь крупным жертвоприношением, что число жертв для всесожжения невозможно было сосчитать. Среди дыма и запаха горелого мяса загремели трубы, и священники внесли на плечах Ковчег Завета. Когда Ковчег несли по ступеням храма, певчие на хорах под аккомпанемент арф и кимвалов запели двадцать третий псалом Давида. Пение продолжалось до тех пор, пока Ковчег Завета не был установлен в Святая Святых. Когда священники вышли из Святилища, явилась слава Господня и «облако наполнило дом Господень» (3 Цар. 8:10). Соломон встал с престола и, вознеся руки к небу, произнес горячую молитву, прося Иегову не лишать Израиля Своей милости. Вся страна в течение четырнадцати дней праздновала это событие, и не было в Израиле человека, который бы не участвовал в торжестве и не принес бы в жертву хотя бы одного вола или овцы. Господь ночью явился Соломону и сказал, что если сыны Израилевы будут исполнять заповеди Его, то Он дарует мир и благоденствие его стране. Но «если… вы и сыновья ваши отступите от Меня , — говорил предостерегающий голос Божий, — … то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов» (3 Цар. 9:6–7). 18. Богатство Соломона и нравственное его падение Соломон не ограничился только сооружением храма. Вскоре он построил для себя и своих многочисленных жен роскошный дворец из ливанского кедра. Для охраны границ и главных торговых путей Соломон укреплял города и строил новые крепости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Вопрос: Что в православной традиции понимается под сердцем? Я так понимаю, что сердце, в отличие от ума, есть источник человеческих чувств. Но мне трудно понять, что значит «встать вниманием в сердце». Как на практике это сделать? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поскольку человек состоит из духа, души и тела, в нем должно быть объединяющее начало. Чтобы выполнять это назначение, такой центральный орган должен относиться к духовной, душевной и телесной сферам. Таким органом, согласно Священному Писанию, является сердце. Объединяющую роль сердце выполняет двояким образом: во-первых, интегрирует каждую из этих областей и, во-вторых, связывает все три сферы в человеке. Сердце настолько значимо для человека, что слово это встречается в Священном Писании в разных грамматических формах около 950 раз. О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит Священное Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23). Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть (см.: 2 Цар. 18: 14). Одновременно сердце является средоточием душевно-эмоциональной области. Оно подвержено многообразным душевным волнениям и чувствованиям: ощущает подавленность (см.: Пс. 33: 19), печаль (см.: Ин. 16: 6), смущение (см.: Ин. 14: 1), скорбь (см.: 2 Кор. 2: 4) или радость (см.: Ин. 16: 22). Сердцу присущи все степени радостей – от благодушия (см.: Ис. 65: 14) до восторга и ликования (см.: Пс. 83: 3; Деян. 2: 46), а также разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до стенания (см.: Ис. 65: 14). Если человек боязлив и малодушен, значит сердце его является робким (см.: Втор. 20: 8). Сердце является также средоточием духовно-нравственной жизни человека. Благодатное слово Божие действует в сердце «как бы горящий огонь» (Иер. 20: 9). Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 32). В зависимости от устроения сердце может вмещать доброе или злое: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45). По слову апостола Павла, сердце есть скрижаль, на которой Бог написал нравственный закон (см.: Рим. 2: 15).

http://pravoslavie.ru/7446.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КЛЕОПА, АПОСТОЛ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ап. Клеопа (фрагмент фрески " Трапеза в Эммаусе " , автор Зорзис Фука, 1547 г.) Монастырь Дионисиат, Афон Клеопа (греч. Κλεπας , лат. Cleophas), Клопа (греч. Κλωπς ; I в.), апостол от семидесяти, священномученик Память 30 октября (Греч. ) и в Соборе семидесяти апостолов Клеопа был одним из двух учеников, которым явился Господь по Своем воскресении на пути в селение Эммаус . В третий день по смерти Спасителя, Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Эммаус. На пути явился им сам Господь, который подошел к ним в то время, когда они рассуждали между собою о последних событиях в Иерусалиме, т.е. о суде над Господом и Его крестной смерти. Господь спросил их: о чем они рассуждают и от чего так печальны? Тогда Клеопа рассказал Ему об Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, о Его страданиях и крестной смерти, и присоединил: " а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили. Но Самого не видели. " - Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказания пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. Среди разговоров приблизились они к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом, и когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и преломив подал им. В это время открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим. Тогда сказали они друг другу: " не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге; объясняя Писания? " и тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба ( Лк 24 ).

http://drevo-info.ru/articles/13672972.h...

— Вы все здесь свидетели тому, что Я пришел к вам, и вы не признали Меня. Этот храм, дом Отца Моего, откуда вы Меня изгоняете, уже недолго будет местопребыванием алтаря Иеговы. Близок день, когда вместо него начнет воздвигаться бесчисленное множество других и не только на горе Сионе, но по всей вселенной; в городах и селениях, на холмах и в долинах будут превозносить Имя Всевышнего Бога и Отца и поклоняться Ему. Видите ли сии великие здания? Все это будет разрушено так, что не останется здесь камня на камне. И тихими шагами Иисус Христос вышел из храма, оставив за Собой первосвященника и прочих левитов, бессильно смотревших Ему вслед и не находивших слов для каких-либо возражений. Равви Амос, бывший свидетелем всего вышеописанного, говорит, что невозможно вообразить себе той разительной противоположности, какую представляли, стоя друг против друга, Каиафа и Христос. Первый — в роскошном облачении, усыпанном драгоценными камнями, надменно держал обремененную годами голову, украшенную золотою митрой, и пылающее гордое лицо его горело завистью и тайной злобой. Другой — молодой, почти юноша, в простом хитоне, поверх которого спадала простая риза галилейских поселян, в изношенных сандалиях, носящих на себе следы далекого пыльного пути, стоял перед ним, сияя лучистым светом Истины; на прекрасном лице Его, озаренном тихим пламенем молитвы и душевной скорби, отражалось все величие Его небесной власти! — Он вышел один, и никто из врагов Его не тронулся с места, — продолжал равви Амос. — Я пошел искать Иоанна, чтобы напомнить ему его обещание просить Пророка зайти ко мне в дом, и нашел его уже за воротами храма. Он сопровождал Иисуса Христа, шедшего среди множества хромых, слепых и прочих больных, ожидающих Его благодатного прихода, которых Он, проходя мимо, исцелял Своим прикосновением от угнетающих их недугов. Вот вам, дорогой отец, подробное описание того, что сегодня происходило в храме; в том, что Иисус Назорей есть Тот Самый Христос, Сын Божий, о Ком писали пророки, никто из нас” не сомневается с тех пор, как Он Сам заявил о том первосвященнику. Кончаю письмо пламенною молитвой к Богу отцов наших о сохранении вам здоровья и душевного покоя. Адина. Письмо восемнадцатое

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

Выполняя свое высочайшее дело – искупление человечества, какую силу мужества, непреклонность характера, твердость духа отражает Христос на своем величественном челе, в своем глубоком взоре, в своей возвышенной речи! Одно слово Господа: «Я» повергает на землю целый сонм вооруженных служителей первосвященников; один взгляд Христа на Петра производит в последнем глубочайшее внутреннее потрясение и горькое чувство раскаяния; на слезы сострадания к Страстотерпцу иерусалимских женщин Он отвечает: не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших ( Лк.23:28 ). При такой твердости духа, однако, Христос далек был от всякой стоической холодности или искусственной бесчувственности; Его сердце полно было благороднейшего жара, горело святым огнем любви и открыто было всем истинно-человеческим ощущениям: Он плачет с плачущими, сострадает бедствиям человечества и в особенности Своего народа, но в тоже время не замыкается и от радостей и удовольствий, приличных известным случаям ( Мф.11:19 ; Ин.2:1 и т.д.) Нравственные требования Господа от своих последователей, по-видимому, в высшей степени суровы, тяжелы. Если кто хочет идти за Мной, говорит Христос, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее ( Лк.9:23–24; 17:33 ). Но эта строгость опять растворяется духом самой нежной отеческой снисходительности к недостаткам людей и широкой терпимости: не знаете, какого вы духа; ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать, говорит Господь ученикам при неумеренной ревности их за Его честь ( Лк.9:54–56 ). Кто не против вас (последователей Христа), тот за вас ( Лк.9:50 ), вот руководственное правило, оставленное нам Господом, для распознания наших друзей и недругов по вере. В этом, представленном нами, кратком очерке высших духовных сил нашего Господа и их взаимного сочетания, нам кажется, несмотря на его недостаточность, с очевидностью открывается вся полнота развития отдельных сил духа Христа и их совершенная гармония между собой и, таким образом, и с точки зрения отношений духа Христа к требованиям духовной человеческой природы вообще в её идеальном виде, мы должны признать совершенное отсутствие в Христе всякого следа или признака когда-либо совершенного им греха или какой-либо Его невидимой греховности, оставшейся неизвестною миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Глава 17 1. Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2–7. Пребывание пророка Илии у потока Хорафа и чудесное питание его здесь. 8–24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи (13–16) и воскрешение ее сына (17–24). 3Цар.17:1 .  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Внезапность появления пророка Илии, отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод» ( Сир.48:1–2 ), и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел 20 . Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии ( Сир.48:1–2 ), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя «Илия», евр. Элиагу, Элийа (LXX: ´Ηλιο, ´Ηλας, Vulg.: Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии – " Фесвитянин» ( 3Цар.17:1,21:17,28 ; 4Цар.1:3,8,9:36 ) – от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Θσβη, «находящеюся по правую сторону Кидая Неффалимова, в Галилее» ( Тов. 1:2 ), откуда выведен был в плен известный Товит (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010