2. P. 696). В арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) память ап. Фаддея (без уточнения какого) фигурирует под 14 калоца (22 дек.) (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Trad. G. Bayan. P., 1924. T. 5: Mois de Kalotz. P. 87-89), память ап. Иуды Иаковлева-Фаддея-Леввея, сына Иосифа Обручника,- под 10 мехекана (16 февр.) (Ibid. 1930. T. 7: Mois de Méhéki. P. 54-55), память Иуды-Фаддея, брата Иакова, в Соборе 12 апостолов - под 24 маргаца (30 июня) (Ibid. T. 11: Mois de Margantz. P. 640-641). В наст. время Армянская Апостольская Церковь отмечает передвижной праздник просветителей Армении апостолов Фаддея и Варфоломея в субботу 2-й недели поста перед Богоявлением (Иснакац), которая приходится на кон. нояб.- нач. дек. Копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) отмечает 2 абиба (26 июня) память Фаддея, апостола от 12 (SynAlex. Vol. 5. Р. 616-617), а 29 абиба (23 июля) - перенесение мощей ап. Фаддея из Сирии в К-поль при имп. Константине I Великом (Ibid. Р. 695), о чем неизвестно из греч. источников. В ряде средневек. копт. Минологиев при Евангелиях память ап. Иуды встречается 1 амшира (26 янв.) и 15 башнаса (10 мая), а ап. Фаддея - 29 абиба (23 июля) (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes/Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 199, 203 (not.), 206). В эфиопском Синаксаре 25 сане (19 июня) указывается день мученической кончины апостола от 70 Иуды, сына Иосифа Обручника, который проповедовал в Эдессе и Араде, был подвешен и пронзен стрелами (не уточняется где) (Le Synaxaire éthiopien. P., 1907. T. 1: Mois de Sanê/Éd. I. Guidi. P. 670-671), а 2 хамле (26 июня) - день смерти Фаддея, апостола от 12 (Ibid. 1911. T. 2: Mois de Hamlè. P. 216-223). Зап. Церковь чтит память ап. Иуды-Фаддея вместе с памятью ап. Симона Кананита 28 окт. Ист.: Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae: Indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. Lpz., 1907; Turner C. H. A Primitive Edition of the Apostolic Constitutions and Canons: An Early List of Apostles and Disciples//JThSt.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

«Проповеди» и Мученичестве ап. Иуды-Фаддея говорится о распространении им христ. веры в Дамаске и в Месопотамии и о его кончине 2 абиба, т. е. 26 июня (The Mythological Acts of the Apostles/Ed. A. S. Lewis. L., 1904. P. 120-125), в эфиоп. «Проповеди» ап. Иуды-Фаддея - о миссионерской деятельности в Сирии и Дакии (вместо Дамаска) (The Contendings of the Apostles/Transl. E. A. W. Budge. L., 1901. Vol. 2: The Histories of the Lives and Martyrdoms and Deaths of the Twelve Apostles and Evangelists. P. 357-368). Мощи ап. Иуды-Фаддея хранятся в соборе св. Петра в Риме в приделе прав. Иосифа Обручника. Известно также о частицах мощей этого святого в Реймсе, Тулузе ( Peretto L. 1965. Col. 1152) и Кёльне. Мощи Фаддея, апостола от 70, к-рый в наст. время чтится в Армении как один из 12 учеников Спасителя, хранятся в Эчмиадзинском мон-ре. Перенесение в 1929 г. монахами-кларетинцами части мощей (предплечья) этого святого из Армении в Чикаго дало импульс к возрождению почитания ап. Иуды-Фаддея как помощника в безнадежных ситуациях, возникшее в средние века в Европе в результате одного из видений св. Биргитты Шведской ( Orsi R. A. Thank you, St. Jude: Women " s devotion to the Patron Saint of Hopeless Causes. New Haven, 1996). Почитание частицы мощей ап. Иуды-Фаддея, хранящейся в соборе св. Георгия во Львове, способствует в наст. время распространению его культа среди католиков и униатов Украины. 1-14 дек. 2010 г. эта реликвия привозилась для поклонения в одесский храм ап. Андрея Первозванного Украинской Греко-католической Церкви, 2-6 и 10 июля 2011 г.- в Кировоград. Частица мощей ап. Фаддея также числится среди святынь ризницы Свято-Ильинского мон-ря в Одессе (Украинская Православная Церковь, Московский Патриархат), к-рый был подворьем афонского Илии пророка скита . Дни памяти Правосл. Церковь отмечает день памяти ап. Иуды-Фаддея-Леввея 19 июня. Кроме этой даты в визант. календарях иногда встречаются памяти ап. Иуды Иаковлева под 16 и 26 мая ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 73; SynCP.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Я благодарю вас, братья архипастыри, за то, что вы прибыли из своих епархий, дабы почтить святителя. Большинство из нас здесь ныне молящихся являются выпускниками Московской духовной академии, выпускником которой был и священномученик Фаддей. И для нас особенно важно и трепетно предстоять сегодня перед его святыми останками и благодарить Бога за то, что Он оставил нам это поистине великое сокровище, ведь среди мощей новомучеников XX века не так уж и много оставшихся для почитания нами мощей. Многие из новомучеников были намеренно погребены в общих могилах, дабы потом христиане не могли их обрести и помолиться перед ними. Священномученик Фаддей своими мощами пришел к нам почти уже 30 лет тому назад, и мы благодарим Бога за это великое чудо». Митрополит Амвросий подарил каждому сослужившему архиерею икону священномученика Фаддея с частицей его святых мощей. Также икона с частицей мощей священномученика Фаддея была передана Астраханской епархии.  Владыка Амвросий также вручил памятные награды. За труды на ниве духовного просвещения и в связи с 85-летием кончины священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, медалями священномученика Фаддея I степени были награждены епископ Зарайский Константин и епископ Переславский Феоктист. Во внимание к трудам на благо Тверской епархии и в связи с 85-летием кончины священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, священнослужители Тверской епархии награждены медалями священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, III степени. За многолетние и усердные труды на благо Тверской епархии медалью священномученика Фаддея III степени награждены  директор воскресной школы для детей при Вознесенском соборе г. Твери Г.П. Рогожина, секретарь благочинного I Тверского церковного округа Н.В. Адигамова, сотрудник миссионерского отдела Тверской епархии А.Б. Глаголев. За многолетние труды на благо Архиерейского подворья — Вознесенского собора г. Твери помощникам настоятеля по приходской деятельности вручены архиерейские грамоты.  Литургию в прямом эфире транслировал телеканал «Союз».

http://patriarchia.ru/db/text/5991901.ht...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Протоиерей Максим Максимов. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной Комиссии по канонизации святых. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. 04 января 2023 Великое испытание веры пережила Русская Православная Церковь в ХХ веке. Неисчислимый сонм мучеников Христовых просиял в годы гонений. Из сотен поименно прославленных новомучеников особо выделяется священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, 150-летие со дня рождения, 85-летие со дня смерти и 25-летие со дня прославления в лике святых которого отмечается в этом году. Два года назад, в 2020 году, в Московской епархии была образована рабочая группа по изданию духовного наследия новомучеников Церкви Русской. Серия издаваемых книг получила наименование «Церковность». Духовное наследие владыки Фаддея не могло не обратить на себя внимания издателей. Однако предстоял труд собрать это наследие воедино, а оно сохранилось в основном в дореволюционной церковной печати (Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостях, в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и в «Журнале Московской Патриархии»), в виде книг и брошюр, изданных самим святителем Фаддеем, а также в виде рукописей, хранившихся либо у частных лиц, либо в следственных делах в качестве вещественного доказательства как материал, изъятый при аресте верующих в годы гонений. Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и распространяли их в народе. Таким образом рукописная традиция сохранила подлинные тексты священномученика Фаддея. Учитывая, что рукописные проповеди охватывают период с 1916 по 1930 гг., а большинство из них – проповеди послереволюционного времени, то ценность их особо значима, поскольку они раскрывают внутренние переживания владыки Фаддея в условиях начавшегося и с каждым годом всё более усиливающегося гонения на Русскую Православную Церковь.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

654 Арх. Св. Син. д. 1745 г. 44. лл. 1–88. Это дело очень интересно в своих подробностях, ср. Пол. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. (Царств. Елизаветы) II, 920. 655 Какие непорядки царили в ставропигиальном Рождественском монастыре во Владимире можно читать в деле по жалобе отставного поручика Ивана Рыльского на тамошнего архимандрита Сергия (Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. X, 320). 656 Опис. Док. и.Дел Арх. Св. Син. XI, 52, стр. 87; 344, т. XX, прилож. X, стр. 895; Полн. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Праи Испов. (Царств. Елизаветы) II, 692. 657 Чуцкий – 77 цер., Мерецкий – 16 ц., Нерогоцкий – 18 цер., Суходольский – 20 цер., Кочемльский – 26 цер., Меньшой Задубровской слободы – 13 цер., Большой Задубровской слободы – 10 цер., Пудицкий – 9 цер., Дубенский – 10 цер., Белогородский – 13 цер. и Жабинский – 23 цер. 658 Журнал 76-го заседания Тверской Ученой Архив. Комиссии 18 июня 1900 г. в г. Кашине. Тверь. 1901 г. стр. 5–14. Тут названы все села и храмы Кашинского уезда 1740 – 1750 гг. и проведена духовно-административная граница между тверским ведомством по Кашинскому уезду с новгородским, ростовским и переяславским. С новгородским ведомством эта граница проходила, начиная от реки Медведицы кашинскими селами: Славковым, Кочемлей, Высоковым, погостом Петропавловским, с. Никольским на Восне, Столбовым, Гущиным, Суходолом, Никольским, Понточиным и Березовцем. Здесь начиналась тверско-ярославско-угличская граница. Перейдя Волгу она оканчивалась около кашинских сел, ныне Калязинского уезда, Уланова, Шарапова, Лучинникова и Рябова монастыря; отсюда начиналась граница тверско-переяславская, оканчивавшаяся селом Дубенским городищем, ныне Корчевского, а тогда Кашинского уезда. Затем в ведении Кашинского Духовного Правления вверх по Волге на правом берегу выше Дубинского устья ничего не было, а на левом – ведомство Кашинского Дух. Правления доходило до р. Сози. 659 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. т. XX, приложение X, стр. 891. В 1746 г. в Ростовской епархии были приписаны к архиерейскому дому монастыри – Белогостицкий, Яковлевский, пустыни – Акакиева, Дивногорская; определенные монастыри, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Участников конференции приветствовал архимандрит Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых , ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской , доктор исторических наук. Архимандрит Дамаскин является составителем жития священномученика Фаддея и участником обретения его святых мощей. Гостей также приветствовали ключарь Архиерейского подворья — Успенского кафедрального собора г. Астрахани протоиерей Дионисий Фокин, основатель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», соработник архимандрита Дамаскина (Орловского) в выпуске житийных трудов новомучеников XX столетия А.В. Буренков. Губернаторский камерный хор «Русский партес» Тверской областной академической филармонии под управлением М.В. Перадзе исполнил песнопения, посвященные священномученику.  В ходе конференции с докладами выступили: Митрополит Амвросий обратился к собравшимся с заключительным словом и поблагодарил создателей фильма, организаторов конференции и гостей. Глава митрополии вручил награды по случаю юбилейных торжеств. Во внимание к трудам на ниве духовного просвещения и в связи с 85-летием кончины священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, медалью священномученика Фаддея III степени были награждены священник Максим Плякин, М.О. Глебова, протоиерей Игорь Киреев, О.А. Тузова, Д.А. Беговатов. В рамках юбилейных торжеств в честь 150-летия со дня рождения и 85-летия мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, вышло издание трудов святого. В коллекции «Духовное наследие священномученика архиепископа Фаддея (Успенского)» представлены восемь томов: «Хвала Богу и жертва живая»; «Проповеди в период пения Постной и Цветной Триоди»; «Проповеди в Недели по Пятидесятнице»; «Проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых» (2 тома); «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его»; «Напоминающие о Господе, не умолкайте!»; «Общая дидактика. О преподавании Закона Божия и славянского языка. Конспекты уроков».

http://patriarchia.ru/db/text/5991901.ht...

Мы молитвенно воспоминаем 150-летие со дня рождения и 85-летие мученической кончины святителя Фаддея, архиепископа Тверского, одного из выдающихся церковных деятелей, богослова, аскета, проповедника, новомученика XX столетия. На всяком месте, где священномученик Фаддей нес свое служение, он являл себя «словом, житием, любовью, духом, верой, чистотою и смирением» (1 Тим. 4:12), образом любви ко Христу и ближним. В годы его педагогического служения в Смоленской, Уфимской и Олонецкой семинариях, неся архипастырские труды на Волыни, в Житомире, во Владикавказе, в Астрахани и Твери, он являл себя непоколебимым и строгим защитником Христова Евангелия, святостью жизни и пламенным словом проповеди оказывал большое влияние как на простых мирян, монашествующих и пастырей, так и на безбожно настроенных современников. Свидетельством твердости веры и подлинной святости владыки Фаддея стали мужество, с которым он претерпел гонения Христа ради, его мученическая кончина в 1937 году, торжественное обретение его честных мощей в 1993-м и общецерковное прославление в сонме новомучеников и исповедников Церкви. Богословские труды владыки Фаддея и по сей день являются многоценной жемчужиной «золотого фонда» русской духовной литературы. Владыка Фаддей своим исповедничеством исполнил слова Христа: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24–25). Наш христианский долг – воздать должную честь его подвигу и, «взирая на кончину его жизни» (Евр. 13:7), укрепляться на пути следования за Христом через преодоление соблазнов, в уповании на всепобеждающую силу Божию, перед которой «уста нечестивых заградятся» (Пс. 62:6). Предстательством священномученика Фаддея да ниспошлет Милосердый Господь Свое небесное благословение на всех верных чад Церкви Христовой богохранимого Тверского края. Участников конференции приветствовал архимандрит Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Архимандрит Дамаскин является составителем жития священномученика Фаддея и участником обретения его святых мощей.

http://fond.ru/novosti/778-v-tveri-prosh...

Необходимо отметить единство мнений об апостоле от 70 Фаддее (Аддае) в различных апостольских списках, где он назван посланником к эдесскому правителю Авгарю (PG. 10. Col. 953; Schermann. 1907. P. 134; Esbroeck. 1994. P. 116, 127, 144, 156; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 477), тогда как об ап. Иуде-Фаддее-Леввее биографические сведения крайне противоречивы: существует ок. 10 версий его миссионерской деятельности и смерти (см. в разд. «Сведения о проповеди и месте кончины»). В греческом апокрифе, именуемом «Деяния апостола Фаддея» (BHG, N 1702-1703, традиц. датировка: 2-я пол. VI - 1-я пол. VII в.; датировка, предложенная Э. Палмером: нач. 629 г.- Пасха 630 г.- Palmer A. Les Actes de Thaddée//Apocrypha. 2002. Vol. 13. P. 63-84), просветителем Эдессы был назван ап. Фаддей-Леввей. В этом сочинении говорится, что он был иудеем, уроженцем этого города. Придя в Иерусалим, Фаддей услышал проповедь св. Иоанна Предтечи и крестился. Затем он последовал за Христом и стал одним из 12 учеников. В ответ на письмо Авгаря Спаситель отправил ему убрус и обещал послать в Эдессу Фаддея. Авгарь исцелился еще до прихода апостола, к-рый прибыл к нему после вознесения Христа. Фаддей изложил Авгарю христ. учение и крестил его вместе с родными и домочадцами. В Эдессе он проповедовал евреям, грекам, сирийцам и армянам, многих крестил (АстаАА. 1959r. Т. 1. P. 273-278; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 645-655). Наметившаяся тенденция смешения 2 апостолов Фаддеев отразилась и в заглавиях разных списков «Деяний апостола Фаддея», к-рые сохранились в 2 версиях. Древнейшая рукопись (Paris. gr. 548, XI в.) в заглавии называет Фаддея апостолом от 12, а более поздний список (Vindob. Hist. gr. 45) - апостолом от 70; видимо, последний заголовок повлиял на то, что в основу средневизант. синаксарного Жития апостола от 70 Фаддея легли «Деяния апостола Фаддея» (SynCP. Col. 911-912). Несмотря на имевшую место в некоторых источниках путаницу, апостолы от 70 Фаддей-Леввей и Фаддей в греч. традиции почитались как разные лица, а на Западе сформировалось их общее почитание. Иуда Зилот

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Фаддея вашего привезли! – ответил один из них. Тело владыки было завернуто в брезент, но в выкопанную неглубокую яму его опустили в нижней одежде. Весной после Пасхи 1938 года женщины вскрыли могилу и переложили тело Архиепископа в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На месте могилы был поставлен крест и на нем сделана надпись, но вскоре он был уничтожен властями (6, с. 202). Прошло много лет. Храм, стоящий на кладбище, был разрушен, снесена и уничтожена большая часть памятников и крестов, и точное место могилы Архиепископа Фаддея было забыто. Все эти годы верующие Твери хранили память о владыке Фаддее и о его могиле. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора иеромонах Дамаскин предпринял попытку обнаружить останки владыки Фаддея. Одна из верующих, долгое время занимавшаяся этими поисками, Ю. Е. Топоркова, осенью 1990 года нашла точное место захоронения владыки. Экспертиза, проведенная в Москве, подтвердила, что найденные останки принадлежат владыке Фаддею (16). В 1991 году Синодальная Комиссия по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, получила сведения из Тверской прокуратуры о реабилитации Архиепископа Фаддея (Успенского) (2, с. II). 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери. В Твери есть люди, которые помнят святителя Фаддея по Твери, Астрахани и другим местам его службы. Прославление архиепископа Фаддея (Успенского) состоялось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года. СВЩМЧ. ФАДДЕЮ, АРХЕПИСКОПУ ТВЕРСКОМУ И КАШИНСКОМУ Тропарь, глас 1 Хвала Богу и жертва живая/житие твое, священномучениче Фаддее, явися./Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим,/многим добрый помощник и утешитель бысть./Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен,/лукавства врагов Христовых препобедил еси./Слава Давшему тебе во страданиих крепость,/слава яко мученика Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

По словам самого священномученика Фаддея, его проповеди и беседы, проводимые им курсы, уроки и встречи диктовались «не из обилия слов, накопившихся вследствие долговременных упражнений в речи… но из слов, переплавленных испытаниями жизни, бывшими в разных местах моего служения. И мне приходилось иногда как бы снедать тот свиток книжный, который… исписан был внутри и снаружи словами: плач, и стон, и горе (Иез. 2: 9–10); и мне приходилось быть снедаемым огнем ревности при виде того, как уничижается слава Церкви Христовой». Духовное наследие священномученика Фаддея оказало помощь православной педагогической общественности в выработке современных методов воспитания и образования, позволило значительно глубже оценить современные цели, методы и средства образовательно-воспитательного процесса. Педагогической общественностью опыт священномученика Фаддея востребован гораздо сильнее, чем современными богословами и проповедниками. Выразим надежду, что публикация духовного наследия священномученика Фаддея исправит сложившуюся ситуацию. И пастыри и пасомые пусть помнят пожелание святителя Фаддея: «…если не будет в нас непоколебимой веры во Христа, какую, как слышали мы, имел в Бога Авраам, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее (Рим. 4: 17) и не постыдившийся в своем уповании; то сохраним хотя такую веру, которая помогла бы нам не стыдиться Христа в предстоящей общественной деятельности! Явим себя делателями непостыдными, право правящими слово истины (2 Тим. 2: 15), зная, что если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2: 11-12)! Храня же веру во Христа, будем возжигать в сердце и всё большее пламя любви к Нему! Пусть возвратится к вам дух любви древних христиан, исполненных пламенного ожидания пришествия Христова, и пусть не охлаждает вас мысль, что ради любви ко Христу придется весьма многое изменить в порядках жизни, к которым мы слишком крепко привязали свое сердце. Пусть Христос всегда сияет ярко в сердцах наших, как звезда светлая и утренняя (Откр. 22: 16)!»

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010