Устроение придела во имя вмч. Никиты вполне понятно – он Небесный покровитель владельца усадьбы. Скончавшийся 16 декабря 1789 г. Никита Акинфиевич был погребен в церкви свт. Петра, там же позднее нашли упокоение его жена Александра Евтихиевна и дочь Екатерина. Вновь обратимся к статье Торопова, заставшего разоренные в 1920-х г.г. подчистую надгробия Демидовых. «В храме, – продолжает он, –замечателен саркофаг Н.А. Демидова, в обширной надписи которого, между прочим, читаем: «Монумент сей сооружаться начат в 1786 году при жизни покойного по апробированной им модели, а окончен и поставлен на сем месте в 1788 году». Напротив саркофага медная доска с длинной надписью над могилой жены Н.А. Демидова». С.А. Торопов приводит и важные свидетельства об освящении храма свт. Петра. «Клировые ведомости, – пишет исследователь, – дают год её освящения – 1785-й, что подтверждается следующей пространной собственноручной надписью митрополита Платона (Платон (Лёвшин, 1737-1812), архимандрит Троице-Сергиевской лавры (1766-1770), митрополит Московский (с 1775), педагог, выдающийся деятель православного просвещения - А.С.) на Библии 1779 г.: «В церковь св. Петра митрополита, что в селе ПетровскомКняжищево тож, по усердию и благоговению к Богу и по любви к Высокородному господину Никите Иакинфиевичу Демидову, при освящении мною благолепнейшаго храма сию Библию дал вкладом. Смиренный Платон Божией милостью архипастырь царствующего града Москвы 1785 года сентября 15 дня, в селе Петровском». По историческим сведениям, первая деревянная церковь Петра Митрополита Московского была построена в усадьбе Княжищево П.П. Шафирова, сподвижника Петра I, в 1713 году, отчего последняя получила по храму дополнительное название Петровское. Церковь была ярко расписана снаружи и внутри, через четверть века наследник И.П. Шафиров построил новую деревянную церковь с приделом, вместо обветшавшей. Существующий ныне каменный храм с колокольней, сохранивший старое название, выстроен при новом владельце усадьбы - горнодобытчике Никите Акинфиевиче Демидове, по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. По некоторым свидетельствам исследователей «Ю.А. Бахрушин у священника местной церкви видел чертежи Петровского храма, подписанные М.Ф. Казаковым».

http://sobory.ru/article/?object=03478

Петровский храм закрыт в конце 1920-х годов. Помещение долгое время использовалось под жильё: храм был разделён перекрытием на два этажа. Ротонду и своды на храме уничтожили и сделали двухскатную крышу. На сегодня храм Петра Митрополита представляет щемящее душу зрелище. Это обезображенное перестройками и давней заброшенностью здание ещё кое-где сохранило остатки былой декоративной отделки. Даже обладая большой фантазией, трудно угадать в несчастном храме великолепный памятник зодчего М.Ф. Казакова, который, согласно ржавой табличке – «охраняется государством». Утрачен не только храм, как произведение искусства, но и ликвидированы захоронения семьи Демидовых в усыпальнице-саркофаге. Их, просто, нет. Колокольня, выполненная в том же стиле, что и храм Петра Митрополита и бывший усадебный дом, избежала участи разорения из-за пристроенной к ней в 1858 году тёплой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Дорогу проложили между колокольней и храмом Петра - как ножом отрезали и возвели ограду. Неказистая Покровская церковь служит по сегодняшний день. Казаковская колокольня отреставрирована и почему-то выглядит вызывающе на фоне руин храма и усадьбы. http://alabino.prihod.ru/istorija_prikhoda В селе Петровское Наро-Фоминского городского округа рядом стоят два храма с непохожей судьбой. Церковь святителя Петра Московского, построенная в 1785 году по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова, не действует и находится в аварийном состоянии. Этот храм был первым в Подмосковье, получившим редкое посвящение в честь митрополита Петра. Вторая церковь Покрова Божией Матери возведена почти на столетие позже Петровской для совершения служб в зимний период. В советское время эта маленькая церковь избежала разорения, оставаясь одной из немногих действующих в Наро-Фоминском районе. Подмосковное село Петровское получило название благодаря соратнику Петра Iбapohy Петру Павловичу Шафирову. В 1714 году вельможа построил в имении Княжищево деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – святителя Петра Московского, после чего село стало называться Петровским. В 1780-х годах другой владелец усадьбы горнозаводчик Никита Акинфиевич Демидов возвел на собственные средства новый великолепный каменный храм с тем же посвящением. Исследователи сходятся во мнении, что проект усадебного храма и колокольни создал великий русский зодчий Матвей Федорович Казаков. Авторство Казакова подтверждало время и стиль постройки.

http://sobory.ru/article/?object=03478

Покровский храм (Петровское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский храм построен в 1858 году князем А.В. Мещерским, является пристройкой к колокольне церкви святителя Петра, митрополита Московского и ее приделом. Содержание История [ править править код ] Покровская церковь является приделом к колокольне церкви святителя Петра Московского. Пристроен он был в 1858 г. князем А.В. Мещерским на месте погребения его ребенка. Богослужения в зимнее время совершались именно в нем. В советское время после разорения церкви святителя Петра и закрытия почти всех церквей района Покровская церковь стала средоточием духовной жизни нескольких городов и множества рабочих поселков и сел Наро-Фоминского и Одинцовского районов. После закрытия Зосимовой Одигитриевской пустыни здесь почти до последних своих дней, до ареста, молились преподобные Афанасия (Лепешкина), настоятельница монастыря, и ее послушница Варвара. Петровская церковь получила свое название по имени святителя Петра, Митрополита Киевского, который дал благословение великому князю на перенесение столицы в Москву, предсказав, что на сем месте будет великий град. В Смуту местность стала пустошью, именуемой Княжищево и входившей в вотчину Пафнутиевского Боровского монастыря. В 1706 г. по именному указу Петра I эта местность была пожалована барону П.П. Шафирову, который в 1713 г. подал прошение о строительстве в своей вотчине церкви во имя святителя Петра Московского. Наследник барона И.П. Шафиров в построил на месте обветшавшей церкви новую, деревянную же, но более обширную, освященную в 1738 г. С этих пор сельцо Княжищево стало по церкви называться Петровским. От Шафировых Петровское перешло в род горнозаводчиков Демидовых. Н.А.Демидов пригласил для обустройства усадьбы знаменитого архитектора М.Ф. Казакова. Обветшавшую деревянную церковь разобрали. На месте престола воздвигли белокаменную часовню. Рядом были построены большой храм и отдельно колокольня. Освящение церкви совершил митрополит Московский Платон (Левшин) в 1785 г. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, с. Петровское. Покровский храм. Проезд: Телефон: +7 (496) 342-90-76 Электронная почта: adb0770@mail.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Покровский храм (Петровское) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Петровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровская церковь является приделом к колокольне церкви святителя Петра, митрополита Московского. Пристроен он был в 1858г. князем А.В.Мещерским на месте погребения его ребенка. Со времени построения храма богослужения в зимнее время совершались в нем. После закрытия Зосимовой Одигитриевской Пустыни здесь до ареста молились преподобные Афанасия (Лепешкина) - настоятельница монастыря - и ее послушница Варвара. После разорения церкви святителя Петра в 30-е годы XX столетия и закрытия почти всех церквей района Покровская церковь стала средоточием духовной жизни для нескольких поколений нарофоминцев и жителей окрестных сел и деревень. Так было до середины 90-х годов. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия. Автор не указан. Первая в сельце Княжищево деревянная церковь святителя Петра Московского была заложена владельцем, Петром Шафировым, в 1713 году, на месте которой в 1738 году его сын Исайя построил новую, также деревянную. По церкви и село стало называться Петровским. Когда владельцем имения стал Никита Демидов, он для строительства усадьбы пригласил архитектора Матвея Казакова. Вместе с усадьбой в 1785 году была построена колокольня для старой Петропавловской церкви. В 1858 году тогдашний владелец Петровского князь Александр Васильевич Мещерский на могиле своего ребёнка у старой Петропавловской церкви построил новую, каменную, Покрова Пресвятой Богородицы - фактически, тёплый придел к казаковской колокольне. В советское время Покровская церковь не закрывалась. В первой половине 1960-х годов в церкви служил Александр Мень. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Петровском-Княжищеве Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03480

Меньшая в территориальном отношении, она по количеству церквей превосходила только Астраханскую и Сибирскую епархии. В ведение епископа Леонтия поступило всего 159 церквей 856 . Епархия, возникшая на окраине среди сведенного населения, на первых порах была крайне неустроена. Поэтому расширить её пределы было не в интересах правительства, озабоченного устройством окраин, переполненных беглыми и раскольниками. Тамбовский край особенно был богат ими 857 . Первый тамбовский архипастырь не ужился и не поладил с распущенной паствой: он скоро оставил кафедру. Второй епископ Питирим, человек не от мира сего, не думал расширять пределов своей епархии. Место Питирима († 1698 г.) занял Игнатий, из архимандритов богатого рязанского Солотчинского монастыря 858 . Это был совсем иной человек. Новому епископу удалось расширить пределы Тамбовской епархии за счет Астраханской. Он принял в свое ведение город Петровск, только что построенный на р. Медведице, и все места вниз по Дону и вверх по Дону по р. Серет, где возникли новые поселения. Впрочем, г. Петровск не сразу достался Игнатию. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что он был спорными городом между тамбовскими и астраханскими архиереями. Известно очень любопытное дело, характерное для истории территориального устройства русских епархий вообще, возникшее по поводу установления епархиальной подведомственности г. Петровска. Думный дворянин Степан Богданович Ловчиков отвел место около Петровска для постройки пустыни, обеспечив ее пахотной землей и сенными покосами. Донесли тамбовскому епископу Игнатию о благом намерении дворянина; оставалось приступить к постройке. Но, и кажется не случайно, в декабре в г. Петровск из Астраханской епархии приехал саратовский архимандрит Иосиф и запретил старцам строить пустыньку, хотя жители Петровска заметно тяготели к Тамбову. В 7207 году (1699) тамбовский епископ Игнатий по их просьбе от 13 марта 206 (1698) года успел возвести в сан соборного протопопа соборного попа Петра Симонова, на его место посвятил дьякона Ивана Леонтьева, а дьячка Василия Леонтьева во диакона. Недоразумения по поводу запрещения строить петровскую пустыньку вызвали со стороны тамбовского архиерея письмо к астраханскому Самсонию. Епископ Игнатий написал, что в прошлом 206 году 23 мая государь и святейший патриарх особым указом отдали в ведомство Тамбовской епархии по духовному управлению новопостроенный город Петровск и все города, которые будут строиться по р. Медведице, вниз по Дону и вверх по Дону по р. Серет. Тамбовскому епископу в новые места велено давать благословенные грамоты на постройку и освящение церквей, ведать всякий духовный и мирской чин по духовным делам. Епископ Игнатий, сообщив об этом, просил Самсония м. астраханского отписать в Саратов к архимандриту Иосифу, чтобы тот не вмешивался в чужие дела и не препятствовал строить церкви и пустыни, на постройку которых уже выданы грамоты из Тамбова 859 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Недоразумение не разрешилось письмом Игнатия. Астраханский владыка взялся оспаривать права тамбовского архиерея на г. Петровск и писал не в Тамбов, а подальше. Он 23 апреля доносил самому патриарху, что 207 года, следовательно, уже после приписки Петровска к Тамбовской епархии, по новому указу великого государя и по грамоте из приказа Казанского Дворца велено духовенству новопостроенных городов Дмитриева (Камышина) и Петровска быть в ведении его, Самсония; только без указа самого патриарха он не осмеливается посылать туда священников и дьяконов. По просьбе воеводы и служилых людей, он послал протопопа в г. Дмитриев, и то на время. Докладчик ждал патриаршего указа. Через шесть дней, 29 апреля патриаршая грамота получена и, нужно думать, посланная в Астрахань раньше донесения м. Самсония. В присланной грамоте сделана приписка: «как эта грамота к тебе (Самсонию) придет, ты бы новопостроенные у Волги города на Усть-Камышенке, да по той черте к Дону реке ведал, а в них церкви великомучеников Георгия и Димитрия, давал туда благословенные грамоты, посвящал попов, дьяконов и духовными делами ведал всех духовнаго и мирскаго чина». Пожелав астраханскому владыке милости Божией, Пречистой Богородицы и великих святителей и чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, патриарх ничего не сказал для разрешения спора 860 . Полное замалчивание о Петровске говорит об одном из двух – или спор о нем еще не был разрешен, или Петровск не принадлежал Астраханской епархии. Впрочем, в письме от 1699 года к князю Голицыну м. Самсоний сообщает о посвящении в Петровск двух священников 861 . Но это посвящение могло быть ранее 1699 года, когда Петровск не отходил к Тамбовской епархии. Одновременно с Петровском мог поступить в ведение тамбовского архиерея г. Борисоглебск, построенный в 1698 году при устье р. Вороны в Хопер. В нем и его уезде было около десяти церквей и часовен 862 . Однако необходимо заметить, что эти городские и уездные церкви могли принадлежать Тамбовской епархии (если только принадлежали) самое короткое время. История епархиальной зависимости г. Борисоглебска дает основание отрицать принадлежность борисоглебских церквей тамбовской архиерейской кафедре 863 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Адриана совершался полный произвол в отношениях епископа к ризничему, и от патриарха не было отеческого заступления, или по крайней мере должного внушения принявшему на себя «мучительский сан» епархиальному владыке, – когда–то упрекавшему в жестокостях властей Соловецкого монастыря. При патр. Адриане бывали недоразумения и столкновения между епархиальными владыками из–за границ их епархий. Известен спор между митр. Варлаамом Киевским и архиепископом Лазарем Барановичем из–за трех протопопий, где патр. Адриан принял сторону сильнейшего–митр. Варлаама, а не Лазаря, хотя ранее последний владел спорными протопопиями по царской грамоте 148 . В 1699 г. возник спор между тамбовским епископом Игнатием и митр, астраханским Сампсонием из–за города Петровска на р. Медведице. Епископ Игнатий опирался на указ патриарха Адриана от 23 мая 1698 года, коим в ведомство Тамбовской кафедры, по духовному управлению, отдавался новопостроенный город Петровск и все города, которые будут строиться по реке Медведице, вниз по Дону и вверх по Дону по реке Серет. А митр. астраханский Сампсоний ссылался на новый указ самого государя от 20 окт. 1698 г. и грамоту из Приказа Казанского Дворца, которыми Петровск передавался в ведение митр. астраханского. Патр. Адриан в грамоте от 29 апр. 1699 г. к м. Сампсонию не давал ясного решения спора между владыками, прибегнув тактично к полному замалчиванию о г. Петровске. Пожелав астраханскому владыке милости Божией, пречистой Богородицы и великих святителей московских, патриарх ничего не сказал для разрешения спора, обратив его внимание на другое. «Как эта грамота к тебе придет, ты бы новопостроенные города на Усть–Камышенке, да по той черте к Дону реке ведал, а в них церкви великомучеников Георгия и Дмитрия, давал туда благословенные грамоты, посвящал попов, дьяконов и духовными делами ведал всех духовного и мирского чина» 149 . Не дав определенного решения и новой грамоты какому–либо из спорящих о г. Петровске владык, патр. Адриан очевидно оставлял в силе свой прежний указ епископу Игнатию. И после, когда прикрыта была Петром I Тамбовская кафедра, a все города бывшей епархии перешли в ведение рязанского преосвященного, город Петровск был в числе их. Но отсутствие определенного указа патр. Адриана по спорному делу давало основание астр. митрополиту Сампсонию, в силу царского указа и покровительства близкого к царю Бориса Алексеевича Голицына, считать Петровск принадлежащим к Астраханской епархии и посылать туда священников 150 . Уклонившись от определенного ответа на поднятый архиереями спорный вопрос, патр. Адриан проявил странную нерешительность, граничившую с трусостью, нераспорядительность, вызывавшую неустройство в церковном управлении и естественное неудовольствие в своих соработниках, епарх. архиереях, не находивших в Адриане твердого распорядителя в общецерковных делах. Влияние на патр. Адриана окружавших его московских церковников (Паисия, Евфимия, Кариона и Ионы)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестных ходов в городе два: 18 июня в честь иконы Боголюбской Божией Матери, установлен в 1848 г. по случаю бывшей тогда холеры, и 26 августа в честь чуд. иконы Владимирской Божией Матери, что при Ростовском соборе. Эта икона ежегодно посещает г. Петровск 26 августа и остается здесь в течение 6 дней, с этой иконой и совершается крестный ход. При здешних церквах 38 десятин земли. Около версты от города находится Святой колодец, над ним сделана часовня с иконой Спасителя. Летом из Петровска бывает крестный ход и в часовне, где помещается несколько древних икон, в том числе образ «Неопалимая купина», служатся молебны. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Посёлок городского типа Петровск (Петровское) интересен в первую очередь грандиозным Петропавловским собором, построенным в 1783 году. Да как построенным! Казалось бы, типичная для времени и места гремучая смесь " недо-классицизма " с " после-барокко " , а вот поди ж ты! Строгие, выверенные формы увенчаны какой-то перетяжеленной главой (словно снятой с другой церкви и поставленной сюда!), но смотрится она настолько нетривиально и эффектно, что диву даёшься. Собор был выстроен на главной городской площади уездного Петровска. Плюс - все улицы городка равняются на храм, а центральная (она же - трасса " Холмогоры " ) так и вовсе делает ради него изгиб, поэтому на подъезде кажется, что собор стоит прямо в створе шоссе! Когда подъезжаешь к городку со стороны Москвы и спускаешься с пологого холма, весь Петровск как на ладони, и Петропавловский собор выступает в его панораме как архитектурная доминанта. Храм строился по канонам классицизма. Нижняя его часть - четверик, верхняя выполнена в виде восьмигранного барабана с круглой главкой. По бокам сделаны входы-портики с треугольным карнизом и пилястрами, между которых в виде окон сделаны по три круглых окна. С западной стороны к трапезной примыкает трёхъярусная колокольня с часами и невысоким шпилем. Внутри храм необычайно светлый и яркий за счёт множества окон и нежных тонов отделки. Высокий свод даёт ощущение простора, особенно в солнечную погоду. В качестве святынь здесь почитают ларец с мощами апостола Павла и две иконы с частичками мощей святой Матроны Московской и святого Луки Войно-Ясенецкого. А появился собор здесь благодаря Екатерине Великой.

http://sobory.ru/article/?object=03765

В 1698 году Петр Великий основал город Петровск на р. Медведице, притоке Дона. 46 Патриарх Адриан в том же году 23 мая особой грамотой дал знать Игнатию, епископу Тамбовскому, что ново-построенный г. Петровск на р. Медведице и все города, которые будут строиться на р. Медведице вниз по Дону и вверх по Дону по р. Серету, «по духовному управлению причислены к Тамбовской епархии. Тамбовскому епископу велено было давать туда благословенные грамоты на постройку и освящение церквей, ведать всякий духовный и мирской чин по духовным делам, о чем извещены были и петровицы. Но не прошло пяти месяцев, как 19 ноября того же года астраханский митрополит Сампсоний получил указ от имени самого царя, писанный 20 октября, которым повелевалось ново-построенным городам Дмитриеву, Петровскому и тамошнему духовному чину быть «под паствой» астраханского владыки. Таким образом Петр опять не справляется с волей патриарха и действует совершенно самостоятельно, распоряжаясь даже поставлением в новые города священников. 47 Припиской Петровска к Астраханской епархии, вопреки грамоте патриарха, Петр мог явно выразить свое нерасположение к нелюбимому им Игнатию Тамбовскому. Однако разногласие патриаршей грамоты с царским указом не прошло без последствий, оно повело к недоразумениям между астраханским и тамбовскими владыками. Недоразумения возникли при образовании пустыни близ Петровска и назначении протопопа и попа к Петровскому собору. Петровцы тяготели к Тамбову и посылали челобитья к тамошнему епископу. Игнатий, с своей стороны, спешил укрепить Петровск за своей епархией. Исполняя просьбы петровцев, он писал м. Сампсонию и просил его приказать саратовскому архимандриту Иосифу не препятствовать ставить пустынь близ Петровска. Сампсоний писал патриарху и получил в ответ грамоту от 29 апреля 1699 г., которой подтверждались права Сампсония на новые города на р. Камышевке, но о Петровске было умолчено. 48 Умолчав о Петровске, патриарх, видимо, не хотел противоречить самому себе, хотя не осмеливался отменить царского указа, предоставив дело времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

После этого Киприан отправился на Русь. Историками уже отмечалось, что основной причиной хрупкости московско-литовского мира являлся вопрос о Твери: «Взаимоотношения Московского и Литовского княжеств продолжали находиться в зависимости от отношений Москвы и Твери. Чтобы укрепить мир между Москвой и Литвой, следовало утишить вражду московского и тверского великих князей, боровшихся за Владимирское великое княжение, которое давало достигшему его князю положение главного на Руси» 575 . В начале 1374 г. Киприану удалось добиться, казалось бы, невозможного. По сообщению летописца, «тое же зимы... створишеться миръ князю великому Михаилу Александровичю (Тверскому. – Авт.) со княземъ съ великимъ съ Дмитриемъ с Ывановичемъ и сына его князя Ивана съ любовию князь велики Дмитрии отъпустилъ съ Москвы въ Тферь. А князь велики Михаило Александровичь со княжениа съ великаго наместникы свои свелъ и бышеть тишина и отъ оуз разрешение христианомъ и радостию възрадовалися, а врази их облекошася въ студъ» 576 . Из косвенного Упоминания в московско-тверском договоре 1375 г. выясняется, что данное московско-тверское соглашение было заключено 16 января 1374 г. 577 Несомненно, что во время московско-тверских переговоров зимой 1373/74 г. за спинами переговорщиков незримо стоял Ольгерд и митрополиту Алексею под давлением Киприана пришлось пойти на известные уступки литовскому князю и его союзникам: шурину Ольгерда – тверскому князю Михаилу и зятю литовского князя -–нижегородскому князю Борису. 19 февраля 1374 г. в Москве «епископом Суждалю и Новугороду Нижнему и Городцю» был поставлен Дионисий. Тем самым восстанавливалась самостоятельная Суздальская епархия, фактически ликвидированная еще в 1365 г. при участии Сергия Радонежского, и на повестку дня вновь вставал вопрос о церковной принадлежности Нижнего Новгорода и Городца. Одновременно 9 марта митрополит Алексей поставил на пустовавшую около года тверскую кафедру нового епископа Евфимия 578 . (Предыдущий тверской епископ Василий скончался зимой 1372/73 г.) 579 И все же, несмотря на общий несомненный успех своей миссии, Киприану так и не удалось добиться самого главного – получить согласие митрополита Алексея отправиться в Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010