Покровский храм (Петровское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский храм построен в 1858 году князем А.В. Мещерским, является пристройкой к колокольне церкви святителя Петра, митрополита Московского и ее приделом. Содержание История [ править править код ] Покровская церковь является приделом к колокольне церкви святителя Петра Московского. Пристроен он был в 1858 г. князем А.В. Мещерским на месте погребения его ребенка. Богослужения в зимнее время совершались именно в нем. В советское время после разорения церкви святителя Петра и закрытия почти всех церквей района Покровская церковь стала средоточием духовной жизни нескольких городов и множества рабочих поселков и сел Наро-Фоминского и Одинцовского районов. После закрытия Зосимовой Одигитриевской пустыни здесь почти до последних своих дней, до ареста, молились преподобные Афанасия (Лепешкина), настоятельница монастыря, и ее послушница Варвара. Петровская церковь получила свое название по имени святителя Петра, Митрополита Киевского, который дал благословение великому князю на перенесение столицы в Москву, предсказав, что на сем месте будет великий град. В Смуту местность стала пустошью, именуемой Княжищево и входившей в вотчину Пафнутиевского Боровского монастыря. В 1706 г. по именному указу Петра I эта местность была пожалована барону П.П. Шафирову, который в 1713 г. подал прошение о строительстве в своей вотчине церкви во имя святителя Петра Московского. Наследник барона И.П. Шафиров в построил на месте обветшавшей церкви новую, деревянную же, но более обширную, освященную в 1738 г. С этих пор сельцо Княжищево стало по церкви называться Петровским. От Шафировых Петровское перешло в род горнозаводчиков Демидовых. Н.А.Демидов пригласил для обустройства усадьбы знаменитого архитектора М.Ф. Казакова. Обветшавшую деревянную церковь разобрали. На месте престола воздвигли белокаменную часовню. Рядом были построены большой храм и отдельно колокольня. Освящение церкви совершил митрополит Московский Платон (Левшин) в 1785 г. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, с. Петровское. Покровский храм. Проезд: Телефон: +7 (496) 342-90-76 Электронная почта: adb0770@mail.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Покровский храм (Петровское) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Устроение придела во имя вмч. Никиты вполне понятно – он Небесный покровитель владельца усадьбы. Скончавшийся 16 декабря 1789 г. Никита Акинфиевич был погребен в церкви свт. Петра, там же позднее нашли упокоение его жена Александра Евтихиевна и дочь Екатерина. Вновь обратимся к статье Торопова, заставшего разоренные в 1920-х г.г. подчистую надгробия Демидовых. «В храме, – продолжает он, –замечателен саркофаг Н.А. Демидова, в обширной надписи которого, между прочим, читаем: «Монумент сей сооружаться начат в 1786 году при жизни покойного по апробированной им модели, а окончен и поставлен на сем месте в 1788 году». Напротив саркофага медная доска с длинной надписью над могилой жены Н.А. Демидова». С.А. Торопов приводит и важные свидетельства об освящении храма свт. Петра. «Клировые ведомости, – пишет исследователь, – дают год её освящения – 1785-й, что подтверждается следующей пространной собственноручной надписью митрополита Платона (Платон (Лёвшин, 1737-1812), архимандрит Троице-Сергиевской лавры (1766-1770), митрополит Московский (с 1775), педагог, выдающийся деятель православного просвещения - А.С.) на Библии 1779 г.: «В церковь св. Петра митрополита, что в селе ПетровскомКняжищево тож, по усердию и благоговению к Богу и по любви к Высокородному господину Никите Иакинфиевичу Демидову, при освящении мною благолепнейшаго храма сию Библию дал вкладом. Смиренный Платон Божией милостью архипастырь царствующего града Москвы 1785 года сентября 15 дня, в селе Петровском». По историческим сведениям, первая деревянная церковь Петра Митрополита Московского была построена в усадьбе Княжищево П.П. Шафирова, сподвижника Петра I, в 1713 году, отчего последняя получила по храму дополнительное название Петровское. Церковь была ярко расписана снаружи и внутри, через четверть века наследник И.П. Шафиров построил новую деревянную церковь с приделом, вместо обветшавшей. Существующий ныне каменный храм с колокольней, сохранивший старое название, выстроен при новом владельце усадьбы - горнодобытчике Никите Акинфиевиче Демидове, по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. По некоторым свидетельствам исследователей «Ю.А. Бахрушин у священника местной церкви видел чертежи Петровского храма, подписанные М.Ф. Казаковым».

http://sobory.ru/article/?object=03478

Петровский храм закрыт в конце 1920-х годов. Помещение долгое время использовалось под жильё: храм был разделён перекрытием на два этажа. Ротонду и своды на храме уничтожили и сделали двухскатную крышу. На сегодня храм Петра Митрополита представляет щемящее душу зрелище. Это обезображенное перестройками и давней заброшенностью здание ещё кое-где сохранило остатки былой декоративной отделки. Даже обладая большой фантазией, трудно угадать в несчастном храме великолепный памятник зодчего М.Ф. Казакова, который, согласно ржавой табличке – «охраняется государством». Утрачен не только храм, как произведение искусства, но и ликвидированы захоронения семьи Демидовых в усыпальнице-саркофаге. Их, просто, нет. Колокольня, выполненная в том же стиле, что и храм Петра Митрополита и бывший усадебный дом, избежала участи разорения из-за пристроенной к ней в 1858 году тёплой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Дорогу проложили между колокольней и храмом Петра - как ножом отрезали и возвели ограду. Неказистая Покровская церковь служит по сегодняшний день. Казаковская колокольня отреставрирована и почему-то выглядит вызывающе на фоне руин храма и усадьбы. http://alabino.prihod.ru/istorija_prikhoda В селе Петровское Наро-Фоминского городского округа рядом стоят два храма с непохожей судьбой. Церковь святителя Петра Московского, построенная в 1785 году по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова, не действует и находится в аварийном состоянии. Этот храм был первым в Подмосковье, получившим редкое посвящение в честь митрополита Петра. Вторая церковь Покрова Божией Матери возведена почти на столетие позже Петровской для совершения служб в зимний период. В советское время эта маленькая церковь избежала разорения, оставаясь одной из немногих действующих в Наро-Фоминском районе. Подмосковное село Петровское получило название благодаря соратнику Петра Iбapohy Петру Павловичу Шафирову. В 1714 году вельможа построил в имении Княжищево деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – святителя Петра Московского, после чего село стало называться Петровским. В 1780-х годах другой владелец усадьбы горнозаводчик Никита Акинфиевич Демидов возвел на собственные средства новый великолепный каменный храм с тем же посвящением. Исследователи сходятся во мнении, что проект усадебного храма и колокольни создал великий русский зодчий Матвей Федорович Казаков. Авторство Казакова подтверждало время и стиль постройки.

http://sobory.ru/article/?object=03478

Петровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровская церковь является приделом к колокольне церкви святителя Петра, митрополита Московского. Пристроен он был в 1858г. князем А.В.Мещерским на месте погребения его ребенка. Со времени построения храма богослужения в зимнее время совершались в нем. После закрытия Зосимовой Одигитриевской Пустыни здесь до ареста молились преподобные Афанасия (Лепешкина) - настоятельница монастыря - и ее послушница Варвара. После разорения церкви святителя Петра в 30-е годы XX столетия и закрытия почти всех церквей района Покровская церковь стала средоточием духовной жизни для нескольких поколений нарофоминцев и жителей окрестных сел и деревень. Так было до середины 90-х годов. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия. Автор не указан. Первая в сельце Княжищево деревянная церковь святителя Петра Московского была заложена владельцем, Петром Шафировым, в 1713 году, на месте которой в 1738 году его сын Исайя построил новую, также деревянную. По церкви и село стало называться Петровским. Когда владельцем имения стал Никита Демидов, он для строительства усадьбы пригласил архитектора Матвея Казакова. Вместе с усадьбой в 1785 году была построена колокольня для старой Петропавловской церкви. В 1858 году тогдашний владелец Петровского князь Александр Васильевич Мещерский на могиле своего ребёнка у старой Петропавловской церкви построил новую, каменную, Покрова Пресвятой Богородицы - фактически, тёплый придел к казаковской колокольне. В советское время Покровская церковь не закрывалась. В первой половине 1960-х годов в церкви служил Александр Мень. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Петровском-Княжищеве Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03480

Преображенская церковь в усадьбе Введенское. Архит. Н. А. Львов (?). 1812 г. Фотография. 2017 г. Преображенская церковь в усадьбе Введенское. Архит. Н. А. Львов (?). 1812 г. Фотография. 2017 г. Также строились восьмерики на четверике: изысканные пропорции ц. апостолов Петра и Павла в усадьбе Клёново в Троицком адм. окр. Москвы (1793; владение Черкасских) подчеркнуты пилястрами на фасадах; несколько архаична ц. свт. Николая Чудотворца с безордерным декором в усадьбе Никольское-Обольяниново в Подъячеве Дмитровского р-на (1794, заказчик П. М. Власов); сходна с ней Казанская ц. в усадьбе Хомяково Сергиево-Посадского р-на (1796-1805, заказчик Н. А. Тихменёв); типичны ц. Рождества Богородицы в с. Якоть (1809) с единственным приделом и ц. Св. Троицы в Ольявидове (1805; трапезная 1823) (обе в Дмитровском р-не) с портиками на фасадах четверика; классически проста ц. святых Бориса и Глеба в Куртникове Истринского р-на (1809-1816). Самым популярным на рубеже XVIII и XIX вв. стал тип ротонды на четверике, включенной в продольную композицию. Один из первых храмов такого типа - ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в усадьбе Садки в Чехове (1771, заказчик поручик Н. В. Еропкин; Чижков. 2006. С. 215) в формах раннего классицизма - представляет простейшую схему с ротондой на бесстолпном четверике с рустованными безордерными фасадами. Однако поиск универсальной композиции шел сложными и разнообразными путями. Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в усадьбе Садки. 1771 г. Фотография. 2015 г. Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в усадьбе Садки. 1771 г. Фотография. 2015 г. Монументальная 2-этажная выстроенная кораблем ц. Спаса Нерукотворного в усадьбе Рай-Семёновское Серпуховского района (1765 - нижний храм св. Димитрия Ростовского, 1774-1783 - верхний храм, архит. М. Казаков, заказчик П. Ф. Нащокин) имеет центрично-осевое ядро с крупной ротондой над четвериком, с прямоугольными алтарем и притвором и необычной колокольней с круглым ярусом звона, увенчанным шпилем наподобие муфтированного обелиска. Архитектура храма соединяет традиц. барочный тип храма с мотивами из работ Неффоржа ( Neufforge. 1768. Vol. 7. Pl. 434), а также с образами палладианских купольных храмов Венеции ( Путятин. 2009. С. 143-145). Более скромный, но нестандартный вариант данного типа применен в ц. свт. митр. Петра в усадьбе Петровское-Княжищево (Алабино) Наро-Фоминского р-на (1778-1784, архит. М. Казаков, заказчик Н. А. Демидов) с купольной ротондой (утрачена) на 2-светном четверике, с изысканными фасадами в дорическом ордере. Прямоугольные в плане алтарь и притвор почти симметричны. Отдельно стоящая колокольня имеет круглый ярус звона (в 1858 к ней пристроен зимний храм Покрова Пресв. Богородицы).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Пространство алтаря было открыто в храм. Перед алтарем помещался низкий иконостас с 2 иконами местного ряда и царскими вратами, завершенными медальоном-тондо и фланкированными 2 фигурами коленопреклоненных ангелов. К. создал новый тип классицистического церковного интерьера, творчески используя увражи Неффоржа. В том же 1774 г. К. начал работу над ц. Спаса Нерукотворного в усадьбе Рай-Семёновское (ныне дер. Райсемёновское Серпуховского р-на Московской обл.). Первый теплый этаж церкви был выстроен в 1763 г., но затем строительство прекратилось. В 1774 г. владельцы усадьбы Нащокины пригласили К., и он по собственному проекту надстроил 2-й этаж церкви, возвел колокольню и отделал интерьер. Работы продолжались до 1783 г. Постройка, относящаяся к традиционному для 1-й пол. XVIII в. типу 3-частных церквей «кораблем», была выдержана К. в стилистике раннего классицизма под влиянием увражей Неффоржа. Основной храм с прямоугольной апсидой и симметричным ей зап. притвором завершен мощным куполом на барабане. С запада узкий переход соединяет объем храма с 3-ярусной колокольней с цилиндрическим верхним ярусом, увенчанным высоким квадратным в сечении шпилем наподобие обелиска. Декор фасадов помимо коринфских колонных портиков на сев. и юж. фасадах храма и спаренных колонн на углах колокольни включал тонкую лепнину с мотивами гирлянд, филенок и накладных досок. Обработка барабана сдвоенными колонными эдикулами близка к декору Владимирской ц. в Виноградове и также повторяет проект церкви Неффоржа (Ibid. Т. 7 Р. 434). Интерьер храма не сохранился, но на гравюре 1778 г. К. воспроизвел этот интерьер, почти в точности повторявший церковь Пречистенского дворца. Позднее К. создал еще одну реплику в ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в усадьбе Петровское (Княжищево) (ныне Наро-Фоминского р-на Московской обл.; 1778-1784) (заалтарная полуциркульная колоннада, мощная триумфальная арка и низкий иконостас). Позднее появились подражания в дворцовых храмах Павловска и Михайловского замка в С.-Петербурге (1797-1799, архит. В. Бренна). В посл. четв. XVIII в. в столицах и провинции подобная композиция алтаря и иконостаса получила повсеместное распространение, особенно в приходских храмах, где небольшое пространство часто не позволяло сооружать крупные иконостасы, напр., в ц. Сошествия Св. Духа на апостолов на Лазаревском кладбище (1784-1787, архитекторы Е. С. Назаров, Н. Легран?) или во Владимирской ц. в Быкове (1783 - кон. 80-х гг. XVIII в.) и др.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАКОВ Родион Родионович (1758, Москва - 27.02.1803, там же), рус. архит. эпохи классицизма, ученик и последователь В. И. Баженова и М. Ф. Казакова . Характеристика творчества К. затруднена из-за слабо документированной биографии. Большую сложность создает и тот факт, что К. был однофамильцем одного из своих учителей: их работы начали путать, вероятно, еще при жизни зодчих. К. самостоятельно работал на рубеже XVIII и XIX вв. в стилистике зрелого классицизма. Творческой манере К. приписывают напряженный драматический пафос, характерный для эпохи романтизма. Однако собственных проектов архитектора немного, достоверно известны лишь 3 его постройки, сохранилось 2; ему приписывают множество других, но не все атрибуции вызывают доверие. К. (в документах упом. как Родион Родионов) был сыном отставного прапорщика архитектуры в команде Д. В. Ухтомского. Первоначальные знания по архитектуре получил у отца. В июле 1770 г., выдержав экзамен, поступил учеником в Экспедицию кремлевского строения к Баженову. В сент. 1770 г. К. в числе прочих работал над моделью Кремлевского дворца. В 1774 г. направлен в команду к М. Ф. Казакову на строительство деревянного Пречистенского дворца. Здесь К. участвовал в выполнении лепных работ. В 1776 г. К. создал 1-й самостоятельный проект дворца на Воробьёвых горах (не реализован, не сохр.). В дек. 1777 г. К. получил звание архитекторского помощника и вместе с начальником и учителем М. Ф. Казаковым отправился в Коломну, где они были заняты снятием плана города и осмотром «ветхостей» Коломенского кремля. В февр. 1778 г. К. получил чин 14-го класса. С 1776 г. К. помогал своему учителю в строительстве подмосковной усадьбы Н. А. Демидова Петровское (Княжищево). Сохранилось документальное свидетельство (окт. 1780) совместного пребывания М. Ф. Казакова и «архитектора Родиона Родионова» на строительстве в усадьбе. В янв. 1781 г. К. был уже поручиком архитектуры. С дек. 1781 г. К. определен в команду К. И. Бланка на строительство Екатерининского дворца в Лефортове, тогда же ездил в С.-Петербург с его планами. В 1783 г. параллельно с М. Ф. Казаковым послан в Могилёв к Г. А. Потёмкину. В 1785 г. от начальника Экспедиции кремлевского строения М. М. Измайлова К. получил аттестат о работе в Крыму и в Херсоне, где предположительно был занят сооружением ворот крепости.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Получить уникальные знания о прошлом помогла оптико-электронная полиполяризационная система, разработанная российским инженером Вадимом Куликовым в начале 2000х годов. Она позволяет выяснить состав предмета по специфике его свечения. Основное отличие разработки от стандартных оптических методов исследования в плавном снижении интенсивности фонового излучения первичного источника (галогенной лампы) вокруг объекта. Это делают для обнаружения «забиваемого» источником накопленного предметом света (вторичное излучение). Различное свечение и у веществ, которые могут входить в изучаемый состав, пояснила Медникова. Система получила свое название из-за большого количества одновременно исследуемых поляризационных зон. Технология позволяет изучать микрофрагменты при компьютерном увеличении 550 крат. «Так, на базе фрагментов основных староладожских храмов и Климентовой башни мы выяснили, что одним из важнейших компонентов строительного раствора были перемолотые ракушки с фрагментами моллюсков. Они особенно богаты кальцием, как и известь, основа раствора, что в сумме значительно повышало прочность строений», – дополнила Медникова. Дробленые ракушки создавали дополнительные центры кристаллизации, а белок конхиолин, присутствующий в ракушечнике, замедлял разрушение всего состава в щелочной среде. В то же время моллюски придавали материалу пластичность, обратила внимание исследователь. Она уточнила, что неподалеку от Старой Ладоги, в поселении Княжище, был известковый песчаник, откуда и возили сырье. Высококачественную плинфу (древний аналог кирпича) доставляли из Новгорода, в древнерусские времена город был одним из главных центров зодчества. Плинфа не была единообразной – так, в церкви Георгия присутствовали и красные, и темно-серые экземпляры. Вторые, предполагаемо, почернели из-за выгорания органики при обжиге, считает специалист. В то же время образцы из фундамента Никольского собора имели другой, светло-оранжевый оттенок. В их составе оказалось значительно больше толченого ракушечника и моллюсков, чем в образцах из других церквей. Причина может быть либо в том, что эти материалы обжигали при меньшей температуре, чем другие, либо в увеличении доли дробленой ракушки в период строительства, предположила Медникова.

http://azbyka.ru/news/rossijskie-uchjony...

1) Церковь преображения Господня – в доме преосвященного Феофана Прокоповича на Карповке, поставленная в прошлом десятилетии. 2) Церковь св. апостолов Петра и Павла при доме преосвященного Питирима, нижегородского архиепископа, на С.Петербургском острове. На планах С.Петербурга 1738 года, церковь эта обозначена на отдельном месте от подворья. 3) Церковь двенадцати апостолов, построенная, в 1737 году, при новгородском архиерейском доме, на Васильевском острове, со священником Василием Мануиловым. Подворье это на планах города встречается с 1717 года, и церковь стояла особо от него, а не в палатах. 4) Церковь воскресения Христова – в доме генерал-адъютанта Андрея Ивановича Ушакова, со священником Кириллом Иосифовым. 5) Церковь благовещения пресв. Богородицы – в доме генерал-фельдмаршала, князя Ивана Юрьевича Трубецкого. 6) Церковь пресв. и живоначальной Троицы – в доме кабинет-министра, графа Андрея Ивановича Остермана, со священником Яковом Григорьевым, построенная, по просьбе, ради болезни жены его, в 1735 году, когда сгорел от молнии её приходский Исаакиевский собор. 7) Церковь нерукотворного образа Спасителя в доме покойного графа Павла Ивановича Ягужинского, со священником Трофимом Николаевым. 8) В 1736 году, упоминается крестовая церковь – в доме князя Голицына, при которой служил вдовый священник Петр Семенов, прибывший из села Княжищева московского уезда. 9) В 1738 году, дано разрешение поставить церковь в доме графа Михаила Головкина. 10) В том же 1738 году, существовала уже крестовая церковь у генерала Салтыкова, в которой службы совершал священник Афанасий Миронов. 11) Сверх того, в 1738 году, по ветхости хором, разобрана церковь во имя св. великомученицы Варвары, существовавшая на малой Неве в деревянном доме действительного тайного советника и кабинета его величества министра, князя Алексея Михайловича Черкасского. Подвижной антиминс этой церкви перенесен в Троицкий собор. Некоторые из этих церквей, как мы и видели, построены уже при Анне Иоанновне. Из соборных храмов первое место занял теперь, после его освящения, Петропавловский собор в крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Покровский Александр,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иосиф Васильев, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Иоанно-Богословская церковь. Брат: Иван Осипович Покровский, учитель; Рязанская духовная семинария (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 40, 41). Покровский Александр,родился около 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Никонор Афанасьев, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, Троицкое, Лобаново тож, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 292 об., 293; д. 1785, л. 19). Покровский Николай,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Гавриил Симеонов, священник; Московская губерния, Верейский уезд, Петра митрополита, что в Княжищеве, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 42). Покровский Николай,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иосиф Васильев, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Иоанно-Богословская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 61). Покровский Сергей,родился 24 сентября 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Иаков Алексеев Покровский († до 1876 г.), священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Новлянское, Иоанно-Златоустовская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 293 об., 294; д. 1785, л. 20). Покровский Сергей,родился около 1856 г.; Московская духовная семинария (1869–1875 гг.). Отец: Иоанн Покровский, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Перово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 284 об., 285). Померанцев Александр,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Илья Матвеев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 10, 45). Померанцев Василий,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Феодор Симеонов, дьячок; Московская губерния, Коломенский уезд, село Озеры, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 57).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

  001     002