Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца [и вот учение о третьей постаси], и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого не может принять, потому что не видит Его и не знает Его [да, до страданий Христа и не было Его ], а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 13:7–17 ). – Дух Святый. Есть «Троичны», так называемые, – канон на Троицу, канон Духу Святому. Вы знаете, это всё, раскрывается тема единства Божества и троичности Лиц. Это такие тексты, что поражаешься: что же в душе у этого человека, : Ты прекраснее сынов человеческих (см. Пс. 44:3 ). Василий Великий пишет: Да не внешнюю красоту Христа он описывает, а восчувствовал Божество, и, получив это озарение, он, влекомый божественной любовью, объятый этой любовью, воспевает мысленную красоту Христа, которую и в словах нельзя передать. И вот человек, который эту красоту почувствовал или увидел, он перестаёт ценить всякую другую красоту, как никчёмную. Вот, – он говорит, – восчувствовал божество, об этой внутренней божественной красоте и говорит: Ты прекраснее сынов человеческих. Благодать излилась из уст Твоих (см. Пс. 44:3 ). Ну как это к Соломону всё отнести? Невозможно. Потому что из его уст не только благодать изливалась – вон какие книги, – а потом вообще положил пятно на славу свою, в иноземные культы уклонился, гарем завёл несусветный и положил пятно на славу свою. А вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и с вами будет. В одном изречении Симеон Новый Богослов говорит, что он имел посещение Духа Святаго. Не сказал: Отца или Сына. – А как, скажите нам, что это за такое общение? – Не образно. Никакого образа, никакого сравнения, и тем не менее, вот стоит рядом Некто, Которого вы не знаете (см. Ин. 1:26 ). Тема для проповеди на слова Предтечи: Среди вас стоит Некто, Которого вы не знаете. Этот Некто может и стоять действительно, и проявить Себя, Которого вы не знаете. Я благодарю вас за внимание и за долготерпение. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Есть еще одна частность, относящаяся к рассматриваемому нами сейчас свойству Иоанновской литературы, общая и Апокалипсису и другим писаниям Апостола. Она касается противоположности идеального и эмпирического в способе рассмотрения Иоанном явлении жизни 1183 , которая выражается в ряде, по-видимому, противоречащих друг другу изречений об одном и том же предмете. Так, относительно греховности человека Иоанн пишет в Первом послании: „всякий пребывающий в Нем (во Христе) не согрешает, всякий согрешающий не видел Его и не познал Его“( 1Ин.3:6 ); „всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога“ ( 1Ин.3:9 ); „мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему“ ( 1Ин.5:18 ). Можно подумать, что Иоанн здесь совершенно отрицает возможность грешить для известной категории лиц. На самом деле, это толкование несправедливо, так как оно опровергается рядом других изречений в том же Первом послании. „Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды“ ( 1Ин.1:8:9 ). Возможность греха и для верующих предполагается в 1Ин.2:1,2 , – точно так же и в 1Ин.5:16,17 , где различаются грех к смерти и грех не к смерти. Вот здесь-то и сказались две точки зрения Апостола: идеальная и реальная. Как идеалист, он уже в настоящем видит будущую окончательную победу над грехом. Как человек, который по необходимости должен считаться с реальными условиями настоящей жизни, он признает факт эмпирической греховности. Это будет еще понятнее, если вспомнить то, что в 4 Евангелии и Первом послании Иоанна говорится о победе над миром. Христос говорит о Себе: „Я победил мир“ ( Ин.16:33 ). Апостол пишет: „сия есть победа, победившая мир, вера наша“ ( 1Ин.5:4 ). Победа над миром, как следует из этих слов, уже совершена, и это несомненно, конечно, – но только с известной точки зрения. Идеально мир с его злом окончательно побежден, но реально всякий верующий, чтобы воспользоваться плодами победы Христовой, должен сам еще победить мир, что возможно в союзе веры со Христом. И вот Апостол провозглашает: „всякий рожденный от Бога побеждает мир“ ( 1Ин.5:4 ); „Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?“ ( 1Ин.5:5 ). Но в каких условиях совершается эта победа? Оказывается, что победа у Иоанна состоит не во внешнем триумфе. „В мире будете иметь скорбь“ ( Ин.16:33 ), говорит в 4 Евангелии Христос Своим ученикам: „Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется“ ( Ин.16:20 ). „Наступит время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу“ ( Ин.16:2 ). Вот те условия, в которых должна протекать победная деятельность учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Здесь вводится двойная ориентация: силою боговоплощения плоть Христова является сшедшей с небес, но она же есть и плоть евхаристического преложения, которая подается причащающимся. Но дальнейшее раскрытие этой мысли, как и следовало ожидать, вызывает в слушателях лишь новое недоумение и раздражение: «Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (6:52). Они действительно могли здесь спорить, ибо было почему: легко ли вместить плотскому разуму мысль о таинственном вкушении Плоти Христовой. Ведь пред этим даже не учением, но самым свершением, оказались ученики на Тайной Вечери, когда принимали Св. Тайны, как хлеб и вино, из рук самого пред ними во плоти предстоящего Господа, произносящего заверяющие слова: «приимите, ядите, сие есть тело Мое... пейте от нее все, сия есть кровь Моя». Если даже они и могли тогда недоумевать о смысле этого свершения, то сила его открылась в них как превозмогающая. Но в беседе Капернаумской они слышали еще только учение, ранее самого свершения; поэтому лишь у избранных, в частности в душе возлюбленного ученика, таинственные слова эти отлагались как зерно будущего евхаристического богословия, которое он уже на закате жизни был призван явить в своем Евангелии. О таковой спасительной силе Боговоплощения далее и свидетельствует Христос в евхаристическом с Ним соединении: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в Нем» (6:54–57). И далее еще раз повторяется (по-иоанновски) мысль о единении Сына с Отцом: «как послал Меня живый Отец, так и Я живу Отцом, так и идущий Меня жить будет Мною» (6.57). Боговоплощение имеет силу соединения божеского и человеческого начала в единой жизни во Христе, это же соединение осуществляется и евхаристически, чрез вкушение Плоти Христовой, которая уже несет в себе это соединение естеств (согласно догмату Халкидонскому). Это именно и содержит в себе, как в зерне, боговдохновенное слово Пролога: «И Слово плоть бысть и вселися в ны». Эту истину носил в себе и осознавал возлюбленный ученик Христов, очевидно уже и тогда, когда слушатели Его – одни соблазнялись и негодующе роптали: «какие странные слова, и кто может это слушать» (6:60, 66), и даже отходили от Него, другие лишь смущенно молчали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Здесь нет противоположности, но лишь различие внешнего и внутреннего свершения, во взаимном их восполнении. Поэтому эсхатология синоптиков выражается в грозном обетовании пришествия Царя во славе со всеми св. ангелами для последнего Суда ( Мф. 25:31 ; Мр. 8:38 ). Напротив, эсхатология Иоанна, если только можно говорить о ней, выражается лишь в прощальном благовестил ученикам: «В доме Отца Моего много обителей, а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (14:2, 3). О пришествии же для всеобщего суда вообще ничего не говорится. О суде же самом говорится не раз, но совсем иначе, чем у синоптиков. С одной стороны, здесь прямо утверждается: «не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Так возвещает Никодиму Христос, или же благовествует в связи с этой беседой сам евангелист: Ин. 3:17 ). И, по обычаю Четвертого Евангелия, эта же мысль буквально повторяется (хотя и в несколько ином контексте) в речи Христовой 12:47: «Я пришел не судить мир, но спасти мир». Правда, здесь имеются и другие слова Христовы (слепорожденному), как будто прямо противоположного содержания: «на суд пришел Я в мир сей» (9:39). Однако мнимое это противоречие тут же и разъясняется дальнейшими Его же словами: «чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы», т. е. речь идет о различном внутреннем восприятии явления Христова. Это различие и является этим имманентным судом: самооправданием или осуждением. Это и есть основная мысль Четвертого Евангелия о суде Христовом, неоднократно в нем повторяющаяся: «отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судьбу себе: слово, которое Я говорю, оно будет судить его в последний день » (12:48) (ν τ σχατη μερα). Последнее выражение, чисто Иоанновское, встречается у него в речи евхаристической в 6:39, 40, 44, 54 в применении к воскресению: «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, не погубить ничего, но все то воскресить в последний день».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И вдруг Он напрямую идёт и просит у самарянки пить!] ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую [В её представлении вода живая, это вода проточная, пульсирующая вода – источник называется водой живой. Вот она за это дело и ухватилась. Это образ прекрасный – вода живая, не стоячая вода, а когда вода пульсирует]. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок . [Вот он взял только два этих слова. Но как он их развил и показал! Что каждый человек из себя представляет сосуд, колодец, и что на дне этого колодца – какая вода и есть ли вода. А колодец глубок. Вот глубина требуется везде. Об нощь трудишися и ничесоже яша (см. Лк. 5:5 ) – всю ночь трудились и ничего не поймали. А Господь говорит: отплывите на глубину и забросьте сеть. Вот также прекрасный образ для размышления: отплывите на глубину и закиньте сеть. – А колодец глубок. Ну, вы знаете, это надо иметь особые дарования]. Откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова ? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную [Он Сам-то станет источником. Вот каждый верующий – особенно каждый, кто на Иоанновских курсах учится, и особенно в 3-м классе – сами должны быть – пора уже быть источниками воды живой, текущей в жизнь вечную. Ну а как же? Ведь вера-то – от слышания, а слышание от слова Божия (см. Рим. 10:17 )! Мы недостойны, чтобы Земля наполнилась как воды наполняют море без всякого посредства (см. Ис. 11:9 ). Было время, когда человек получал непосредственно от Бога, но со временем, когда ум их утратил чистоту, когда люди впали в заблуждение, появилась нужда в слове писаном. Поэтому уже то, что мы имеем нужду в Евангелии, в слове писаном, говорит о нашей большой греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И мы должны ставить вопрос не так, почему нас гнали столько лет, а почему нас плохо гнали. Нас бы надо гнать не так, а чтобы никого из нас не осталось. Если мы не разделяем идеологию этого как первые христиане римскую и философию, и религию, так и нас надо было физически уничтожить. Но Господь не попускает торжествовать силам зла. Когда восставала чернь на христиан, их защищала власть. Когда власть стала издавать законы о гонениях, общество стало прохристианским: христиан стало слишком много, чтобы эти указы воспринимались положительно. Поэтому вот, находясь в состоянии борьбы, мы можем привести некие примеры, которые вам и покажут, в чём дело. Откройте < Евангелие от> Матфея, 10-ю главу. У Матфея в 10-й главе мы читаем следующие слова, 16-й стих: «Вот, Я посылаю вас [я бы сделал здесь вставку: слушателей второго класса Иоанновских курсов], как овец среди волков: итак, будьте мудры как змии, и просты как голуби». Что это за сравнение такое? Представьте, – скажет Иоанн Златоуст , – овцу в волчьей стае или голубя среди ястребов. Какая у той и у другого надежда спастись? Агрессией отвечать они не могут в силу своей природы, да и безполезно – их разорвут на части. Выйти из этого круга невозможно. Везде волчий оскал – ни жалости, ни снисхождения, ни понимания не дожидайтесь... Вот Господь нас ставит в такое окружение с тем, чтобы мы . Какой у нас только выход: взывать к Богу, чтобы только Он нас спас. Вот Спасителю Богу в море и люди избавльшему некогда, вот и нужно взывать. Только Он. «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое» ( Мф. 10:17–22 ), – вот закон духовной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И наконец, то состояние, когда человек работает Богу по любви. Антоний Великий сказал такую фразу: я не боюсь Бога, потому я Его люблю. Но нет у нас такого состояния, давайте хотя по страху, по наемничеству служить – лучше так, чем никак не служить. Такова 15-я глава от Иоанна. Читаем: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Слово пребудьте на что указывает: можем, если пожелаем, пребыть в Нём, а можем – и нет, значит, свобода воли в человеке есть. Посмотрите, насколько Господь уважает и ценит свободу в человеке. В форме-то какой говорит: Пребудьте, и Я в вас, не говорит: Должен быть во Мне. Почему нужно пребывать? Как ветвь не может приносить плоды сама собою, если не будет на лозе, так и вы – если не будете во Мне. Конечно, на какое-то время жизнь теплится и в зелёной ветке, и она несколько суток может иметь зелёный лист, а потом она умирает. Почему? Нет тех соков, нет онтологического единства, слияния с лозой питательной. И вот Господь отсекает эти ветви: Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего; Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают; Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам; Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Опять если – всё в такой форме, никакого категорического императива. Я благодарю вас за внимание и хотел бы, чтобы всё это имело не просто односторонний характер, а имело бы и обсуждение, может, кто-то с чем не согласен, имеет другое понимание, я был бы доволен, если бы вы дополняли то, что я говорю. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Из Устюжны батюшка во второй раз прибыл в Вауловский скит, где провел целую неделю, ежедневно совершая Божественную литургию и поучая сестер и богомольцев доброй, христианской жизни. Возвратившись в Петербург, батюшка, прежде всего, проследовал в свой Иоанновский монастырь. В алтаре пред св. Престолом прославил и поблагодарил Господа за счастливое путешествие и благополучное возвращение, о чем в обители возносились ежедневныя моления во все время его путешествия. Потом поздоровался с членами причта, сестрами обители и богомольцами, прочитал дневныя стихиры и каноны, и началась торжественная литургия, в конце которой батюшка произнес следующее назидательное поучение. Разъясним притчу, которую слышали сегодня из св. Евангелия: Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел ( Мф. 13:24–25 ). Кто разумеется под добрым семенем? Разумеются верующие, благочестивые люди, любящие Бога и друг друга, ревнующие о добродетельной жизни. Поле, на котором посеяно это семя, есть мир. Когда люди спали, пришел враг-диавол, насеял в умы людей плевелы, т.е. гордость, зависть, лукавство и всякие другие грехи, насеял и ушел как ни в чем не бывало. И вот, когда взошла зелень, тогда явились и плевелы (26 ст.). Грех входит в людей и обладает ими по причине неверия, лености, нерадения, пристрастия к сему веку – играм, увеселениям, удовольствиям, к дорогим одеждам, богатству и проч.; из-за них человек не радит об угождении Богу и о своем духовном воспитании, которое необходимо прежде всего. Ангелы, ненавидящие грех, удивляясь господству зла в мире, говорят: Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы! Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? (27, 28 ст.). Господь сотворил всех людей по образу Своему и по подобию – добрыми, чистыми, праведными. А мы чем сделались? Кто виноват, что в нас столь много плевел? Как уже сказано, это происходит от нашего невнимания и нерадения, которым и пользуется враг наш, чтобы сеять плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

…Иисус встает, снимает верхнюю одежду, препоясывается, вливает воду в умывальницу, берет ее в руки и начинает омывать ноги ученикам. Что-то подобное мы можем найти в Евангелии от Луки. Там в 22-й главе есть несколько стихов, которые, вероятно, говорят о том же, о чем мы читаем в 13-й главе у Иоанна. «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:24—27). Эта последняя фраза, связанная с событиями Тайной Вечери, заставляет задуматься: а не остаток ли это рассказа об умовении ног, который, если это так, все-таки присутствует и в синоптической традиции? «А Я посреди вас, как служащий». Причем если мы вчитаемся в эту фразу, то откроем в ней нечто очень важное. «Я посреди вас», — говорит Иисусу Иоанна. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — говорит Он в Евангелии от Матфея (18:20). Английское I am, итальянское Io sono или французское Je suis, наконец, церковнославянское « Аз есмь» — выражение, проходящее красной нитью через все Евангелие от Иоанна, оно чисто иоанновское. Но оно присутствует и в приведенной фразе из Евангелия от Луки. Представляется, что этот стих чрезвычайно тесно связан с иоанновской традицией: с рассказом об умовении ног. У Луки есть еще один текст, о котором нельзя не вспомнить в связи с разбираемым местом из четвертого Евангелия: «…и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк. 12:36—37). Это заставляет нас вспомнить притчу о десяти девах и женихе, который грядёт в полунощи, и вообще о той брачной вечере, к теме которой Иисус постоянно возвращает Своих слушателей, особенно во второй половине каждого Евангелия. Но здесь, у Луки, господин, придя ночью, «посадит» своих рабов и станет «служить им», переходя от одного к другому, — совсем как на той греческой иконе, где изображается умовение ног. Два довольно прозрачных намека…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Иисус сказал ему: Я есмь Путь и Истина и Жизнь; [прекрасные слова. Отец Александр Мень эту фразу взял в качестве эпиграфа к своим произведениям: “В поисках Пути, Истины и Жизни”: “Магизм и единобожие”, ’’Истоки религии”, “На рубеже Завета”, “Логос, Слово, Таинство”, “Сын Человеческий”. Вот эти произведения его нужно почитать – для молодёжи... У меня торговал книгами один знакомый. Знакомый, он учился в Академии, и его пригласили поторговать книжками на подворье Оптинском. Вот он в будке этой торгует, и молодёжь всё спрашивала Меня, Меня, Меня – через него многие пришли к вере. Ярлык повесить, что он иудействующее христианство преподаёт, это проще всего. Но многие пришли, и все спрашивали Меня – нет ли у вас Меня? Для молодёжи это было тогда, ну, просто . Ведь он под псевдонимами печатался: Эммануил Светлов. Кто это Эммануил Светлов? Вот он Мень и есть. И печатался на Западе. Госпожа Поснова, жена профессора Эммануила Поснова, все средства, какие были у неё, тратила на издания этой серии «В поисках пути, истины и жизни». И вот блаженный Августин : Христос – наша цель, к какой мы должны идти. Он одновременно и путь, по которому мы должны идти. Чтобы прийти ко Христу, как к цели, надо идти Его путём, какой Он указывает. Если мы изберём Его своей целью, а пойдём другим путём, так мы не к Нему придём, а от Него – в противоположную сторону. Я есмь, Путь, Истина и Жизнь. К λθεια– в высшей степени Истина. Вот Он и есть Истина, воплощённая Истина. А жизнь это Ζοη, это высшая форма духовной жизни, жизнь в самом себе. Кто является жизнью? Тот, Кто имеет её в Самом Себе. Вот Спаситель так и сказал: как Отец Мой имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (см. Ин. 5:26 ). А так никто не может сказать о себе, что я есмь жизнь. Как человек может, заимствовав , получив её от кого-то, сказать: я и есть жизнь? Вам всем надо прочесть очень хорошую брошюру “Духовные основы жизни” Владимира Сергеевича Соловьёва . Это одно из лучших его произведений. Тоже печаталось на Западе. Напечатать здесь невозможно было. Уж если на кого ярлык повесят, так с этим ярлыком уйдёшь в жизнь будущего века. Вот что оказывается] , никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели его» ( Ин. 13:21–38 ; Ин. 14:1–7 ). Вот на этом мы остановимся. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010