Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Патриаршие дни в Санкт-Петербурге 28–31 мая состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую и Ладожскую епархию. В эти же дни Санкт-Петербург посетил Патриарх Константинопольский Варфоломей. В рамках визита 29 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Морской собор во имя Свт. Николая Чудотворца в Кронштадте и принял участие в заседании общественно-попечительского совета по возрождению собора. В этот же день в Кронштадт прибыл Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, находящийся с официальным визитом в Русской Православной Церкви. У входа в восстанавливаемый Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Святейшего Патриарха Варфоломея приветствовала супруга Президента России Светлана Медведева, являющаяся членом Попечительского совета по реконструкции Никольского Морского собора. Она рассказала высокому гостю о ходе реставрации храма — памятника морской славы России. Святейший Патриарх Кирилл совершил в соборе краткий молебен Святителю Николаю Чудотворцу. Выйдя на соборную площадь, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся жителям города и военнослужащим кронштадтского гарнизона с Первосвятительским словом.Затем на площади состоялся торжественный марш почетного караула. Днем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище в Санкт-Петербурге и совершил заупокойную литию на месте погребения своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл направился в Иоанновский женский монастырь на Карповке, где посетил нижний храм-усыпальницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, освященный в честь пророка Божия Илии и святой царицы Феодоры. Предстоятель поклонился честным мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского и совершил молитву.

http://e-vestnik.ru/church/patriarshie_d...

Русская Православная Церковь ХХ век 9 июля 1918 год — Всеукраинский церковный Собор объявил об автономии Украинской Православной Церкви. Был образован Священный Собор, или Синод епископов. Для Украинской Церкви признавались обязательными постановления Всероссийского Православного Собора, указы Святейшего Патриарха и высших органов российской церковной власти. 1975 год — Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне сообщил телеграфом Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и председателю Отдела внешних церковных сношений митрополиту Тульскому и Белевскому Ювеналию о предстоящей интронизации архимандрита Авеля Священным Кинотом на игуменскую кафедру. 1990 год — В праздник Тихвинской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Алексий II в сослужении духовенства Таллинской епархии совершил Божественную литургию. В этот же день состоялась пресс-конференция, на которой Святейший Патриарх ответил на вопросы корреспондентов, касающиеся Поместного Собора Русской Православной Церкви, процедуры избрания и интронизации Святейшего Патриарха и др. В этот же день — В Киеве состоялось совещание епископата Украинской Православной Церкви. На совещании была обсуждена религиозная ситуация на Украине. Епископат констатировал, что в западных епархиях продолжается религиозный конфликт между православными и греко-католиками. Епископат Украинской Православной Церкви, руководствуясь 21-м параграфом Постановления Поместного Собора Русской Православной Церкви от 7-8 июня 1990 г. относительно Украинской Православной Церкви, принял Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви. Вниманию патриарха и Синода предлагались на рассмотрение и утверждение положения, которые должны были усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам-автокефалистам и униатам. 1999 год — Святейший Патриарх Алексий II посетил усыпальницу св. праведного Иоанна Кронштадтского в храме-крипте во имя пророка Илии и царицы Феодоры Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге.

http://pravoslavie.ru/5507.html

В канун дня памяти святых апостолов Петра и Павла Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге 11 июля 2018 г. 21:36 Вечером 11 июля 2018 года, в канун дня памяти святых апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Валаама в Санкт-Петербург. Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке. В нижнем храме-усыпальнице монастыря, освященном в честь пророка Божия Илии и святой царицы Феодоры, Святейший Владыка поклонился честным мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Иоанновском монастыре. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального монастыря. На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров. В храме молились настоятельница Иоанновского монастыря игумения Людмила (Волошина) с сестрами обители. После полиелея Святейший Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником: «Святые апостолы Петр и Павел более всех потрудились для распространения веры христианской. И мы особенно знаем об их подвигах, в том числе в городе Риме. Апостол Павел рассказал нам в своих посланиях об особых трудах по распространению христианской веры по всему тогдашнему миру. Если бы не было посланий апостола Павла, то мы многого бы не могли понять в евангельских текстах. Практически всё наше богословие основывается на апостоле Павле, потому что он получил особое откровение от Господа, не будучи Его непосредственным учеником, когда шел в Дамаск, чтобы гнать Церковь Христову. Христос явился ему на пути и сказал: " Савл! что ты гонишь Меня? " (Деян. 9:4). В этот момент произошло изменение его сознания, мировосприятия, убеждений, и из гонителя Церкви Христовой он стал не просто ее защитником — он стал ее величайшим проповедником, как никто из апостолов, включая тех, кто был вместе со Христом Спасителем. Его значение для формирования корпуса христианских воззрений, для формирования христианской доктрины совершенно особенное, не сравнимое ни с кем.

http://patriarchia.ru/db/text/5234718.ht...

Особое положение монастыря во многом определяется тем, что в нём находится церковь-усыпальница во имя Святого пророка Илии и Святой царицы Феодоры (имена этих святых носили родители Иоанна Кронштадтского). Стены её отделаны белым мрамором, из белого мрамора высечен и иконостас, образа для которого написал Ф. К. Платонов. На правой стороне церкви - гробница отца Иоанна, скончавшегося в декабре 1908 года, так же выполненная из мрамора. Она сразу стала местом массового паломничества верующих. На гробнице лежали икона Спаса Нерукотворного и Святое Евангелие, горела неугасимая лампада в виде митры. Стоит сказать, что в 1904 году о. Иоанн получил разрешение быть похороненным в Иоанновской обители. По его просьбе в нижней части собора (в склепе) был устроен специально для этого небольшой храм во имя пророка Илии и царицы Феодоры, небесных покровителей родителей дорогого батюшки. О. Иоанн отошёл ко Господу 20 декабря/2 января 1908 года и был погребён в этом храме. Отпевал о. Иоанна митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) в сослужении трёх епископов, 60 священников и 20 диаконов. В самих же похоронах принимало участие около 60 тысяч человек. Подземная церковь-усыпальница, освящённая 21 декабря 1908 года митрополитом Антонием, отличалась богатством отделки в русско-византийском стиле, средства на которую пожертвовала Анна Яковлевна Лежоева (1869-1939), впоследствии монахиня Иоанна, казначея монастыря. В 1919 году обитель была обращена большевиками в трудовую коммуну, а в 1923 году - ликвидирована (сёстры жили в ней ещё несколько лет). 12 мая 1923 года всё движимое и недвижимое имущество монастыря было передано обновленческой общине, а уже 19 мая губернский исполнительный комитет принял решение о ликвидации монастыря, что удалось осуществить только в ноябре (из-за протестов обновленческого руководства). Здания монастыря были переданы мелиоративному техникуму, в марте 1926 года был замурован вход в усыпальницу отца Иоанна. Почти все оставшиеся монахини были в начале 1930-х годов арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.

http://sobory.ru/article/?object=00751

После ослабления советской власти прославление Иоанна Кронштадтского стало возможно и в России. Решение о прославлении принял Поместный Собор Русской Православной Церкви 8 июня 1990 года. А 14 июня Патриарх Алексий II совершил чин прославления в Санкт-Петербурге. История захоронения святого праведного Иоанна Кронштадтского По кончине Кронштадтского пастыря его тело, как уже говорилось, было перенесено из Кронштадта в основанный им Свято-Иоанновский монастырь на Карповке, гроб с останками отца Иоанна был опущен в гробницу в нижнем храме-усыпальнице пророка Илии и Царицы Феодоры. Согласно воспоминаниям современников: «Этот крошечный храм-склеп под землею производит удивительно радостное, пасхальное впечатление: он весь белый – беломраморный иконостас ниже человеческого роста, беломраморная гробница и вся облицовка мрамором или под мрамор, обилие света от матовых электрических лампочек, букеты цветов у гробницы – все соединяется в одно цельное впечатление. Богомольцы приходят к гробнице с утра и до вечерних часов, когда к началу всенощной (в 5 часов) вход в усыпальницу обыкновенно закрывается. В монастыре ежедневно обедня в 8.30 по будням и в 9.00 в праздничные дни. В память отца Иоанна, бывшего по преимуществу ревнителем великого таинства причащения, в монастыре ежедневно приступают к Святым Тайнам сонмы причастников. После литургии, певчие монахини спускаются с хоров с заупокойным пением и идут прямо в усыпальницу». Более десятилетия монастырь на Карповке был местом паломничества. Но история России XX века богата на трагические события – вскоре после Октябрьского переворота начались беспрецедентные гонения на Церковь. Не избежал их и Иоанновский монастырь на Карповке. 20 августа 1923 года инокине и послушницам обители, около 200 человек, было предписано в двухдневный срок покинуть монастырь. Часть послушниц перебралась в монастырские подвалы, другая часть во главе с игуменьей Ангелиной переходила в приход церкви во имя святого Алексия, человека Божьего, на Геслеровском, впоследствии Чкаловском, проспекте. Около 15 насельниц Иоанновской обители впоследствии жили на территории Александро-Невской Лавры. После смерти игуменьи Ангелины руководство сестрами, проживавшими на Чкаловском проспекте, взяла на себя игумения Анастасия (Платонова), погибшая в конце 30-х годов в лагере. Почти все монахини Иоанновской обители в начале 30-х годов были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан. Лишь немногим удалось выжить и вернуться из ссылки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Как известно, отец Иоанн еще в 1904 г. через ходатайство к митрополиту Антонию (Вадковскому) получил разрешение быть погребенным в крипте Свято-Иоанновского монастыря – в порядке исключения из существовавшего законодательства. 23 декабря 1908 г. Кронштадтский пастырь нашел упокоение перед правым клиросом церкви-усыпальницы во имя святых пророка Илии и Царицы Феодоры. Над его могилой, находившейся, что важно отметить, на очень небольшой глубине, была положена массивная мраморная плита с изображением Креста, Святого Евангелия и резной митры из мрамора. В 1911 г. на гробнице был помещен образ преп. Иоанна Рыльского работы академика живописи Н. П. Шаховского. Перед ним горела неугасимая лампада. Могила пользовалась всеобщим почитанием – у нее молились члены Царствующего Дома, более восьмидесяти архиереев (только в 1909 г.), многие тысячи богомольцев со всех концов России. Кроме того, у мощей о. Иоанна происходили исцеления (в 1909 г. отмечено 12 исцелений). 15 августа 1919 г. Петроградским райсоветом было выдано временное свидетельство о регистрации приходской общины Иоанновского монастыря. После кончины 13 июня 1921 г. прот. Димитрия Федорова, настоятелем монастырских церквей стал муж племянницы отца Иоанна Кронштадтского, протоиерей Иоанн Николаевич Орнатский, председатель приходского совета с июля 1920 г. В августе 1922 г. приход примкнул к Петроградской автокефалии, противодействовавшей распространению в епархии обновленчества. Возможно, в связи с этим 10 апреля 1923 г. отдел управления Петроградского райсовета сообщил в приходской совет о немедленном расторжении договора с «двадцаткой» как «нарушающей общественный порядок». 12 мая дела были переданы новой, более близкой властям общине во главе с прот. Иаковом Журавским. Она принадлежала радикальной обновленческой группировке «Петроградский епархиальный комитет группы православного белого духовенства «Живая Церковь». Монастырь, сохранивший верность «старо-церковникам», оказался в положении самоуправляемого, новая «двадцатка» впоследствии даже просила замуровать проход между церковью и обителью. Ключи от усыпальницы находились у старосты А. Г. Тимофеева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Под храмом свв. Двенадцати апостолов помещаются келии, кабинет и большой зал, в котором принимал многочисленных своих посетителей о. Иоанн во время своего приезда в Петербург. В этом же этаже помещаются келии настоятельницы и некоторых должностных сестер-монахинь. Против этого помещения находится обширная монастырская трапезная и кухня. Чистота и порядок образцовый; к сожалению, не во всех наших, даже богатых, монастырях можно это видеть. В настоящее время в монастыре только еще 135 сестер, но число их увеличивается. Трапезная рассчитана на 200 сестер. Вторая небольшая церковь в нижнем этаже посвящена преподобному Иоанну Рыльскому, празднуемому в 19-й день октября. Храм украшен многими иконами, поднесенными в разное время почитателями в память разных празднеств. В самом низу, в склепе усыпальница о. Иоанна. Это место вечного упокоения назначено было еще при жизни самим храмоздателем о. Иоанном. Оно состоит из невысокого помещения со сводами, облицованного искусственным белым мрамором. Имеющаяся здесь церковь с престолом – во имя св. пророка Илии и св. царицы Феодоры, святых, соименных родителям почившего. На правой стороне вблизи алтаря, у стены помещается беломраморная гробница, под которой сокрыто тело благоговейно чтимого праведника, всероссийского пастыря, великого молитвенника пред престолом Господа, отца Иоанна. Отпрыск Сурского монастыря, Иоанновское подворье, сделавшееся самостоятельным деревом, дало, в свою очередь, от себя новый отпрыск, новую ветвь – Вауловский скит, находящийся в Ярославской губернии. В Ярославской губернии, в 12-ти верстах от города Романово-Борисоглебска, находится тихий, мирный уголок, село Ваулово, – усадьба, окруженная со всех сторон лесом. Благочестивый владелец ее четыре года тому назад, по глубокой своей преданности и любви к отцу Иоанну, пожелал принести ему в дар свое имение, с прилегающим к нему лесом и полями, всего 800 десятин, для устройства в нем женской обители. В имении есть две церкви, одна большая, во имя Успения Божией Матери, и другая поменьше, во имя святого Александра Свирского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но каков бы ни был смысл вопроса, ответ Иоанна все же вполне ясен. И вполне ясно, что на прямой вопрос – Илия ли он, Иоанн ответил: «Нет» (Ин. 1,21). Оккультисты объясняют: «Иоанн отрицал это, так как не помнил своего прежнего воплощения» 1205 . Интересно, что сам Иоанн «не помнит» своего прошлого, а вот Рамачарака спустя два тысячелетия – «вспомнил». Этот аргумент реинкарнационистов столь нелеп, что даже Ориген считал необходимым вступить с ним в полемику: как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ? (Толкования на Ин. VI, 13, 74). Если даже толпа считала его за воплощение Илии – как он сам мог этого не знать? (там же, 75). Теософы в подтверждение своей идеи о том, что Библии знакома идея переселения душ, любят ссылаться на слова Христа об Иоанне: «говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его» (Мф. 17,12). Связанные с этими словами другие свидетельства Евангелия об Илии и Иоанне, конечно, утаиваются теософами. Не говорится о том, что Предтеча пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1,17). Поскольку иудеи не могли принять Мессию, перед которым не проповедовал Илия, Иисусу надо было указать на того, кто исполнил служение Илии. У Иоанна Предтечи и Илии одно служение, одна функция – указать людям на истинного Мессию. Поэтому и отождествляет их Христос – не их как личности, но их служение – «в духе и силе Илии» 1206 . Свидетельства Писания по этому вопросу настолько ясны, что даже Ориген, склонный к идее перевоплощения, решительно отвергает возможность рассматривать Иоанна Крестителя как перевоплощение Илии (см. Комм. на Иоанна, VI, 10, 64-66 1207 и Комм. на Мф. XIII, 1). Ориген, в частности, напоминает, что «дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2,15). Елисей – прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2,9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно – благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68 а также Беседы на Ев. от Луки, 4) 1208 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Единственным достоверным источником о молодости Феодоры является памфлет её современника некоего Прокопия Кесарийского «Тайная история», написанный в 550 г. (спустя 2 года после смерти Феодоры) против её мужа, императора Иустиниана. Согласно этому документу, жизнь юной Феодоры напоминала молодые годы еще одной святой – Марии Египетской. С юных лет, как утверждал Прокопий, Феодора стала гетерой и вместе с сестрами участвовала в представлениях мимов – «Комито», блистала среди своих сверстниц-гетер. Про этот этап биографии Феодоры Прокопий отзывался нелестно: «Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли „пехотой“. Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела». Прокопий с осуждением снабдил описание занятий Феодоры в театре мимов многими подробностями, однако признал, что «была она необыкновенно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от неё в восторг». Начальный этап жизни будущей императрицы и святой не подтверждается, но и не опровергается текстом «Житий» Феодоры, в которых лишь кратко указывается – «была сначала грешницей, но потом раскаялась». Еще один современник Феодоры, Иоанн Эфесский, хотя и благосклонно относился к ней, тем не менее, в своем сочинении «Жития восточных святых» назвал её «Феодорой из борделя». Именно так называли в Константинополе любовницу влиятельного военачальника Иустиниана, ещё не ставшего тогда императором, к которой за покровительством обратились сирийские монофизиты, преследуемые императором Юстином. Феодора оставила Константинополь, чтобы последовать в северную Африку за любовником Гекеболом, получившим должность архонта Пентаполиса. Но тот вскоре прогнал её, и Феодора была вынуждена опять зарабатывать себе на жизнь проституцией в египетской Александрии. Находясь в крупном культурном и научном центре своего времени, Феодора попала под влияние просвещённой среды, познакомилась с монофизитством, которому потом тайно покровительствовала многие годы. Там же Феодора познакомилась и с патриархами Тимофеем IV Александрийским и Севиром Антиохийским, которые любили в своих проповедях обращаться к женщинам и, скорее всего, именно они способствовали произошедшим изменениям в её образе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

И не случайно он же оказался со мной во время посещения храма Казанской иконы Божией Матери в Шаморди-не (во время паломничества в Оптину пустынь), когда в храме читался этот Акафист. Заступница усердная, Матерь Господа нашего, моли Христа Бога спасти-ся душам нашим! Сейчас в обители несут послушание 60 сестер. Живут, как и прежде, в отдельных домиках. Каждая сестра имеет свое послушание - в ризнице, трапезной, иконо-писной, швейной мастерской, в библиотеке, свечной и многие другие. Не-сут послушания на участках, принадлежащих Русской Православной церкви, в Русской миссии. Осенью собирают маслины в монастырской саду (они всегда были на столе во время трапезы). Много можно рассказать о Гор-нем монастыре и его сестрах, но не объять необъятного - иначе не добе-русь до описания остальных событий паломничества. Скажу только еще об одном событии, происходящем в монастыре в память о посещении этих мест Божией Матерью. По прошению архимандрита Антонина указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года в Горненской обители установлен праздник Целования, совершаемый обычно 30 марта, на пятый день после Благове-щения. Накануне праздника из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Горненскую обитель переносится икона Благовещения Пресвятой Бого-родице. Встречают икону у источника Божией Матери сестры монастыре многочисленные паломники с участием представителей Иерусалимского Пат-риархата. От источника по дороге, украшенной цветами, крестный ход с иконой направляется в храм Казанской иконы Божией Матери. Ее ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеского, укрепляя ря-дом у основания игуменский жезл. Икона останется в Горненском монасты-ре три месяца в память о трехмесячном пребывании у Праведных Захарии и Елисавет. В этот период Сама Богородица становится игуменией монасты-ря. Сестры монастыря берут блогасловение сначала у Царицы Небесной, затем у матушки Георгии. В праздник Рождества Иоанна Предтечи икону торжественно провожают в Троицкий собор. И мы, будучи в Горнем монас-тыре, удостоились получать благословение у Царицы Небесной - Она гос-тила в граде Иудовом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010